Что такое подходы к формированию программы

Содержательную основу Программы составляют культурно- исторический, а технологическую – системно-деятельностный подходы к развитию ребенка и организации образовательной среды.

Согласно культурно-историческому подходу развитие человека происходит путем присвоения исторически выработанных (культурных) форм и способов деятельности. Основоположник данного подхода Л.С. Выготский отмечал, что развитие мышления и других психических функций ребенка в первую очередь происходит через освоение им «культурных» знаков (речи, языка и пр.).

Создание образовательной среды в Программе происходит на основе

системы принципов деятельностного обучения:

Принцип психологической комфортности. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Взаимоотношения между

детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и

Принцип деятельности. Основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса.

Методологический подход к составлению программы реабилитации детей с тяжелой раной. Мачалов В. А.

Принцип целостности. Стратегия и тактика воспитательно-образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях.

Принцип минимакса. Создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития – в своем темпе, на уровне своего возможного максимума.

Принцип творчества. Образовательный процесс ориентирован наразвитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Принцип вариативности. Детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, познавательной и исследовательской деятельности.

Принцип непрерывности. Обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития.

Принятая в Программе методология позволяет придать процессу развития ребенка целостность и системность, создать условия для построения непрерывной образовательной траектории при переходе от предыдущего уровня образования к следующему, полноценно прожива якаждый возрастной период.

Данная методологическая позиция опирается на личностно-ориентированную педагогику, обусловливая чрезвычайно бережное отношение к ребенку как к активно развивающейся личности – уважение его индивидуальности, личностного достоинства, принятие ребенка таким, каков он есть.

Подходы

· Учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка.

· Деятельностный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности

Ольга Балашова. Подходы к формированию программ обучения ТОП-менеджеров

Результаты освоения программы.

Результаты освоения программы как ценностные установки

И векторы развития ребенка

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ К ЗАВЕРШЕНИЮДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (К 7 ГОДАМ)

· Ребенок овладевает основными культурными средствами и способамидеятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видахдеятельности – игре, общении, познавательно-исследовательскойдеятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,участников совместной деятельности.

· Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, кразным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувствомсобственного достоинства.

· Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересыи чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, адекватнопроявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараетсяразрешать конфликты.

· Ребенок владеет способами передачи собственных эмоциональныхсостояний, умеет сдерживать проявления негативных эмоций; откликается наэмоции близких людей и друзей, понимает эмоциональные состоянияокружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим,сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; эмоциональнореагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные ихудожественные произведения, мир природы, умеет наслаждаться еекрасотой; бережно относится к животным и растениям.

· Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется вразных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формамии видами игры, различает условную и реальную ситуации.

· Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражатьсвои мысли и желания, может использовать речь для выражения своихмыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуацииобщения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываютсяпредпосылки грамотности.

· У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,владеет основными движениями, может контролировать свои движения иуправлять ими.

· Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальнымнормам поведения и правилам в разных видах деятельности, вовзаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правилабезопасного поведения и личной гигиены; может оценить свои и чужиепоступки в соответствии с первичными ценностными представлениями отом, «что такое хорошо, а что такое плохо».

· Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, интересуетсяпричинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумыватьобъяснения явлениям природы и поступкам людей, склоненэкспериментировать и наблюдать.

· Ребенок проявляет познавательный интерес и уважение к явлениямистории и культуры своей семьи, города, страны; проявляет толерантность,интерес, симпатию и уважение к носителям других национальных культур,стремится к познавательно-личностному общению с ними.

· Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном исоциальном мире, в котором живет; знаком с произведениями детскойлитературы, обладает элементарными представлениями из области живойприроды, естествознания, математики, истории и т.п.

· Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на своизнания и умения в различных видах деятельности; стремится самостоятельнопреодолевать ситуации затруднения разными способами, в зависимости отситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

· Ребенок умеет работать по правилу, по образцу и по простейшемуалгоритму (3-4 шага); с помощью взрослого может определить своезатруднение, выявить его причины и сформулировать познавательнуюзадачу, зафиксировать достижение результата и условий, которые позволилиего достичь.

Читайте также:
Программы стирки стиральной машины bosch classixx 5

ТОП 5 статей:

Экономическая сущность инвестиций — Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем.
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ — На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона.
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях — Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента.
Схема построения базисных индексов — Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) — относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления.
Тема 11. Международное космическое право — Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию.

Источник: pdnr.ru

Подходы в образовании: виды и особенности

Для чего нужны? Подходы в образовании представляют собой различные методы и средства, которые используются для организации учебного процесса. Выбор методики осуществляется педагогом. Однако в рамках обновления программ образования учеба характеризуется активной деятельностью самих учеников.

В чем особенности? Новые стандарты основаны на компетентностном подходе, соответственно, изменено построение учебных схем: мы пойдем от ожидаемых результатов, а не от определенного объема материала, подлежащего обязательному усвоению. Каждый подход преследует одну и ту же цель, но основан на разных стандартах ее достижения.

  1. Какие подходы в образовании существуют
  2. Компетентностный подход в образовании
  3. Компетентностно-деятельностный подход в образовании
  4. Поисковый подход в образовании
  5. Аксиологический подход в образовании
  6. Системно-деятельностный подход в образовании
  7. Развивающий подход в образовании

Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.
Бесплатно от Geekbrains

Какие существуют подходы в образовании

Несколько десятилетий назад планируемые результаты образования определялись на основе знаний, умений и навыков, которыми овладел ученик к моменту окончания школы. В реальности основное внимание уделялось передаче знаний, и выпускник не всегда мог применить их на практике. С развитием информационных технологий, изменением требований рынка профессий этот подход к образованию себя изжил.

Последнее время в педагогической науке активно обсуждается вопрос: как улучшить качество образования. Нынешний ученик не всегда может распознать реальные проблемы в ходе ежедневных дел, сформулировать, в чём заключается их суть, преобразовать сложные ситуации в задачи и искать решения, действовать на основе полученных им знаний, оценивать итоги своих действий. Всё вышеперечисленное подчёркивает важность организации образовательного процесса.

Выделяют следующие подходы к организации образования:

  • компетентностный;
  • компетентностно-деятельностный:
  • поисковый;
  • аксиологический;
  • системно-деятельностный;
  • развивающий.

Для вас подарок! В свободном доступе до 16.07 —>
Скачайте ТОП-10 нейросетей, которые помогут облегчить
вашу работу
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

Рассмотрим каждый из них более детально.

Компетентностный подход в образовании

Компетентностный подход призван сформировать у учащегося ряд компетенций, которые позволят ему стать успешным, мобильным и конкурентоспособным в современном обществе.

Основополагающие принципы компетентностного подхода в образовании:

  • школа для жизни, для эффективной социальной адаптации учащегося в обществе, его индивидуального развития, формирования умения противостоять проблемам;
  • овладение основными компетенциями, методами, приёмами познания и деятельности с учётом своих возможностей и способностей;
  • оценивание позволяет учащемуся самостоятельно выбирать и анализировать свою образовательную деятельность, направленную на достижение высоких результатов в учебе и их постоянное улучшение;
  • разнообразие и вариативность форм самостоятельной деятельности, познания и развития на основе личной мотивации;
  • школа как открытая социальная система активно взаимодействует с общественностью, другими социальными институтами, творческими коллективами и др.;
  • учитель сотрудничает с учащимся на равных и помогает ему найти своё предназначение в обществе, развивая имеющиеся интересы и способности;
  • эффективность образования оценивают учащиеся, их родители, представители бизнеса, социум в целом с учётом развития современных технологий и рынка труда.

Компетентность – это совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для эффективной деятельности в конкретной области. Компетенция – способность применять знания и умения, а также личностные качества и ценностные ориентиры. Простым языком, компетентность – это знания, а компетенция – это действия.

Существует много подходов к классификации компетенций, однако ключевыми являются:

  • Ценностные компетенции формируют способность ориентироваться в окружающем мире, определяют принципы, правила, ценности, которыми руководствуется учащийся в своих поступках и действиях.
  • Общекультурные компетенции взаимосвязаны с национальной и мировой культурой, духовными основами жизни человека, умением жить с людьми других культур и религий, владением способами организации быта и досуга.
  • Учебно-познавательные компетенции определяют познавательную деятельность учащегося, которая включает различные этапы и способы организации.
  • Социально-трудовые направлены на формирование качеств, необходимых для социального взаимодействия (гражданина, семьянина, покупателя, потребителя, клиента и т.д.), способности ориентироваться в сфере профессиональной деятельности.
  • Коммуникативные помогают вступать в речевое общение, передавать, воспринимать, осмысливать информацию и быть понятым, работать в команде.
  • Информационные развивают умение находить, перерабатывать, систематизировать, предоставлять информацию, работать с различными её источниками, ориентироваться в информационных технологиях.
  • Личностные, в сфере личностного самоопределения помогают ученику развиваться физически, интеллектуально, духовно, использовать этот потенциал для достижения собственных целей.

В соответствии с компетентностным подходом учитель реализует цели обучения с учётом личных целей учащегося, что даёт возможность осознанно подойти к выбору профессии и дальнейшему обучению.

Если говорить о компетентностном подходе в образовании, то стоит упомянуть и о компетентностях педагогов:

  1. Информационная компетентность даёт возможность:
    • эффективно находить и применять нужную информацию в ходе педагогической деятельности с учётом образовательной программы и методических рекомендаций;
    • поставить учебную задачу, используя различные информационно-коммуникативные методы и приёмы;
    • качественно работать с имеющимися информационно-педагогическими ресурсами, которые помогут организовать образовательный процесс результативно и интересно;
    • использовать автоматизированное рабочее место учителя в учебно-воспитательной деятельности;
    • повышать уровень профессионального мастерства способом самообразования для проведения дистанционных занятий, применения мультимедийных и компьютерных технологий в ходе образовательного процесса и ведения школьной документации.
    • Коммуникативная компетентность – качественная характеристика педагога, которая предполагает:
      • грамотную и правильную формулировку прямой и обратной связи с другим человеком;
      • налаживание эффективного взаимодействия с учащимися разных возрастных групп, родителями или их законными представителями, коллегами, техническим персоналом;
      • умение конструктивно строить диалог с различными субъектами образовательного процесса для организации сотрудничества, достижения педагогических целей и задач;
      • профессиональную аргументацию своей точки зрения;
      • грамотное использование устной и письменной речи, красноречивую и эмоциональную подачу материала, опыта своей педагогической работы, а также применение соответствующих способов презентации.
      • Правовая компетентность – готовность учителя руководствоваться в своей профессиональной деятельности законодательными и нормативными правовыми документами в области образования.
        • Профессиональная компетентность – совокупность профессиональных и личностных характеристик, необходимых для успешной образовательной деятельности и направленных на:
        • качественное выполнение учебно-воспитательных задач и иных функциональных обязанностей;
        • применение современных образовательных технологий, методов и приёмов, педагогической диагностики, снятия стресса и др., а также постоянное саморазвитие в этом направлении.
        Читайте также:
        Название команды для игровой программы

        Узнай, какие ИТ — профессии
        входят в ТОП-30 с доходом
        от 210 000 ₽/мес

        Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

        Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

        Скачивайте и используйте уже сегодня:

        Александр Сагун - исполнительный директор Geekbrains

        Александр Сагун
        Исполнительный директор Geekbrains

        Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

        Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

        Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

        Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

        ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

        Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

        Получить подборку бесплатно
        Уже скачали 21642

        Применение компетентностного подхода в школе означает поэтапную смену направленности образования с традиционной передачи знаний, умений и навыков на создание условий для усвоения компетенций, содействующих становлению личности учащегося, формированию способности реагировать на социально-экономические, политические, информационные изменения в обществе.

        Компетентностно-деятельностный подход в образовании

        Одним из способов формирования ключевых компетенций является технология дифференцированного обучения, в результате её использования формируются эти компетентности:

        • образовательная компетентность – овладение учебным материалом неразрывно связано со способностями к обучению и интересами каждого ребёнка;
        • интеллектуальная компетентность – приобретать знания, умения, навыки учащийся может традиционными и нестандартными способами;
        • информационная компетентность – в ходе самостоятельного получения знаний, на основе ответа формируется умение работать с информацией, осуществлять её поиск, хранение, применение;

        Компетентностно-деятельностный подход сосредоточен на конечном результате образования, при этом важнее не количество усвоенных знаний, а способность учащегося правильно и решительно вести себя в проблемных ситуациях.

        Смысл компетентностно-деятельностного подхода заключается в том, чтобы развить у учащихся умение самостоятельно решать задачи в разных сферах деятельности, используя социальный и свой личный опыт.

        Поисковый подход в образовании

        Суть подхода заключается в том, что учитель не даёт детям готовые знания, а формулирует их в виде проблемы, которую учащиеся должны решить самостоятельно в ходе поиска. Деятельность начинается с осмысления и определения проблемы, а завершается исследованием, высказыванием догадок и предположений, их подтверждением и рефлексией над результатом.

        В структуре урока, основанного на поисковом подходе, должны быть:

        • формулировка учебной задачи, учебные действия и обязательная рефлексия, в ходе которой анализируется процесс мышления, возникающие эмоции и то, что даст это обучение для развития личности;
        • усвоение новой информации через мотивацию, развёртывание и обобщение действия, формирование ориентировочной основы действия, проговаривание вслух и про себя, внутреннее действие и доведение действия до автоматизма.

        Основу разнообразных моделей поисковой направленности составляет поисковая учебная деятельность, которая выходит за границы учебного урока.

        Типы поисковой учебной деятельности:

        • исследовательская теоретико-познавательная представляет собой учебное исследование, которое включает постановку проблемы, выдвижение гипотезы, исследование и ответ;
        • коммуникативно-диалоговая, дискуссионная (установление и сравнение позиций и взглядов, нахождение и представление доказательств с выходом на правильное решение);
        • игровая, моделирующая понимается как построение модели (объект, процесс, ситуация), которая позволяет исследовать качества или свойства предмета.

        Аксиологический подход в образовании

        Главное понятие в аксиологии – это ценность. Ценности – нематериальны, передача их от старшего поколения младшему, от одного индивида другому происходит в процессе воспитания, в ходе совместной деятельности. Для того, чтобы сформировалась человечность, как высшее качество, необходимо чтобы человек принял ценности, и они закрепились. В повседневной жизни ценности служат ориентиром поведения, который формирует практические установки людей.

        В основе аксиологического подхода – утверждение ценности человеческой жизни, гуманного общения и созидательной деятельности.

        Его суть раскрывается через совокупность аксиологических принципов, в числе которых:

        • философские идеи и точки зрения, присущие множеству культур и народов, имеют право на существование, но не выходят за рамки одной гуманистической системы ценностей;
        • изучение и применение учений прошлого равнозначно духовным открытиям настоящего и будущего;
        • признание уникальности и индивидуальности каждого человека, его постоянное самосовершенствование, практическое, а не словесное решение проблем.

        В образовании этот подход представляет собой систему педагогических техник и методов, которые способствуют развитию у учащихся нравственных качеств, ценностного восприятия мира, понимаю места ценностей в окружающей действительности, формированию стремления к непрерывному саморазвитию.

        Читайте также:
        Найдите информацию о странах где реализуются на текущий момент национальные программы цифровизации

        Аксиологический подход базируется на следующих категориях ценностей:

        • общечеловеческие ценности – это принципы, которые разделяет большинство людей на протяжении долгого времени, они сохранялись веками и не претерпели изменений во время различных политических и общественных перестроек, закрепились как истинные ценности (жизнь, счастье, свобода, здоровье, истина и т.д.);
        • ценности, которые транслировались из поколения в поколение, на них не влияли социальные изменения (красота, труд, дружба, гуманизм, знание, идеал воспитанного человека и др.);
        • ценности, которые стали выходить на первый план в связи с развитием общества (компетентность, коммуникабельность, конкурентоспособность, активность, инициативность, успешность и т.д.).

        Аксиологический подход определяет систему воспитания подрастающего поколения. В основу этого процесса должен быть положен национальный воспитательный идеал, а именно стремление воспитать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина своей страны, который осознаёт ответственность за её настоящее и будущее. Благодаря аксиологическому подходу учащийся сможет принять основные ценности, на их основе выстроить свой уклад жизни, а также противодействовать отрицанию нравственных норм.

        По причине социальных и культурных изменений в современном обществе сменяется система ценностей, происходит переориентация на материальные блага, поэтому актуальность аксиологического подхода в современной школе с каждым годом возрастает.

        Системно-деятельностный подход в образовании

        При таком подходе главное внимание уделяется активной и разноплановой, в большей степени самостоятельной, познавательной деятельности учащихся. Именно на этот подход сделан акцент в ФГОС, приоритет отдаётся умениям, а не знаниям. В процессе собственной деятельности происходит принятие ребёнком ценностей. Применение системного-деятельностного подхода не позволяет ограничивать воспитание рамками конкретных предметов или образовательной области.

        Согласно этому подходу, различные субъекты, имеющие отношение к воспитанию и социализации учащихся, должны согласовывать свою деятельность, главная роль в этом процессе безусловно принадлежит общеобразовательной школе.

        Развивающий подход в образовании

        Усвоение знаний и умений, формирование навыков – это не конечная цель обучения, а лишь средство развития учащихся. Если обучение и воспитание выстроены правильно, они в любом случае развивают. Однако, развивающий подход будет более эффективным, когда взаимодействие учителя с учащимися будет направлено на всестороннее развитие личности.

        Источник: gb.ru

        Принципы и подходы к формированию Программы. В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах

        В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

        1. Общие принципы и подходы к формированию программ:

        – поддержка разнообразия детства;

        – сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

        – позитивная социализация ребенка;

        – личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

        – содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

        – сотрудничество Организации с семьей;

        – возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.

        2. Специфические принципы и подходы к формированию программ:

        – сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей детей с ТНР, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и др.);

        – индивидуализация дошкольного образования детей с ТНР предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности;

        – полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие детей с ТНР тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т. п. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей с ТНР дошкольного возраста;

        – инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою адаптированную основную образовательную программу. При этом за Организацией остаётся право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп воспитанников, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).

        Планируемые результаты

        В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ТНР к концу дошкольного образования.

        Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка с ТНР. Они представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

        В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР, планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров.

        Источник: lektsia.com

        Рейтинг
        ( Пока оценок нет )
        Загрузка ...
        EFT-Soft.ru