2. Научный руководитель – профессор кафедры начального и дошкольного образования, кандидат педагогических наук, Роза Гельфановна
3. Основная идея программы «Перспективная начальная школа»
Оптимальное развитие каждого ребенка на
основе педагогической поддержки его
индивидуальности (возраста, способностей,
интересов, склонностей, развития) в условиях
специально организованной учебной
деятельности, где ученик выступает то в роли
обучаемого, то в роли обучающего, то в роли
организатора учебной ситуации.
• УМК «Перспективная начальная школа»
складывается из таких образовательных
областей, как филология, математика,
информатика, естествознание и
обществознание, искусство, музыкальное
образование.
• Учебная программа каждого предмета
базируется на интегрированной основе,
отражающей единство и целостность
научной картины мира.
5. Положения, которые учитывались при формировании комплекса
1. возраст школьника (первоклассник может быть как
Е. Петросян — монолог «Перспективная бабка» (2012)
шести, так и семи-восьми лет);
2. разный уровень его развития (школьник, не
посещавший детского сада, часто приходит в школу с
несформированными сенсорными эталонами);
3. топографическая принадлежность школьника. Это не
только городской, но и сельский школьник.
4. разный уровень владения русским языком.
5. особенности мировосприятия школьника, который
часто общается с одним носителем знаний — своей
учительницей. Учитывалась и разная наполняемость
класса.
6. Основные принципы концепции «перспективная начальная школа»
• Принцип непрерывного общего развития
каждого ребенка предполагает
ориентацию содержания начального
образования на эмоциональное, духовнонравственное и интеллектуальное
развитие и саморазвитие каждого
ребенка.
7. Основные принципы концепции «перспективная начальная школа»
• Принцип целостности картины
мира предполагает отбор такого
содержания образования, которое
поможет школьнику удерживать и
воссоздать целостность картины мира,
обеспечит осознание ребенком
разнообразных связей между его
объектами и явлениями.
8. Основные принципы концепции «перспективная начальная школа»
9. Основные принципы концепции «перспективная начальная школа»
• Принципы прочности и наглядности. Эти
принципы, на которых столетиями базируется
традиционная школа, реализуют ведущую идею
учебно-методического комплекта: ЧЕРЕЗ
рассмотрение ЧАСТНОГО к пониманию
ОБЩЕГО, от ОБЩЕГО, т. е. от постигнутой
закономерности, к ЧАСТНОМУ, т. е. к способу
решения конкретной учебной задачи. Само
репродуцирование этой двуступенчатости,
превращение ее в механизм учебной
деятельности в условиях НАГЛЯДНОГО обучения
является основанием для реализации принципа
программа перспективная начальная школа отзывы родителей
ПРОЧНОСТИ.
10. Основные принципы концепции «перспективная начальная школа»
• Принцип охраны и укрепления психического
и физического здоровья детей. Реализация
этого принципа связана с формированием
привычек к чистоте, порядку, аккуратности,
соблюдению режима дня, к созданию
условий для активного участия детей в
оздоровительных мероприятиях (утренняя
гимнастика, динамические паузы во время
занятий в школе, экскурсии на природу).
11.
Практическая реализация принципов
РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ и принципов
ПРОЧНОСТИ и НАГЛЯДНОСТИ становится
возможной через методическую систему,
которая представляет собой единство
типических свойств, присущих всем
предметам. Эти типические свойства, в
свою очередь, определяют и особую
структуру учебника, единую для всего
комплект.
12. Типические свойства методической системы
• КОМПЛЕКТНОСТЬ как типическое свойство УМК
предусматривает прежде всего единство установки
формирования таких общих учебных умений, как умение
работать с учебником и с несколькими источниками
информации (учебником, справочниками, простейшим
оборудованием), умение делового общения (работа в парах,
малым и большим коллективом).
• ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ — это предметно-методические
механизмы, способствующие практическому применению
получаемых знаний. Также, инструментальность — это еще и
требование применения в учебном процессе простейших
инструментов (лупы, рамочки, линейки, компаса,
термометра) для решения конкретных учебных задач.
13. Типические свойства методической системы
• ИНТЕРАКТИВНОСТЬ — новое требование методической системы
современного учебного комплекта. Интерактивность
понимается как прямое диалоговое взаимодействие
школьника и учебника за рамками урока посредством
обращения к компьютеру или посредством переписки.
• ИНТЕГРАЦИЯ — важнейшее основание единства методической
системы. Это прежде всего понимание условности строгого
деления естественно-научного и гуманитарного знания на
отдельные образовательные области, стремление к созданию
синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам
представление о целостной картине мира.
14. Отличительные черты УМК «перспективная начальная школа»
• максимальное размещение методического аппарата,
включая организационные формы работы, в корпусе самого
учебника;
• использование единой системы условных обозначений во
всем УМК;
• систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками;
• использование единых сквозных героев (брата и сестры);
• пошаговое введение терминологии и мотивированное ее
использование.
15.
16. Предметные линии учебников
17.
Предметные линии учебников
• Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы
светской этики. Авторы: Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И.
Изобразительное искусство. Авторы: Кашекова И.Э., Кашеков
А.Л.
Музыка. Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л.,
Мылова И.Б.
Физическая культура. Авторы: Шишкина А.В., Алимпиева О.П.,
Брехов Л.В.
Английский язык «Favourite» (2-4 классы). Авторы: Тер-Минасова
С.Г., Узунова Л.М., Обукаускайте Д.С., Сухина Е.И.
Источник: ppt-online.org
Программы начальной школы. В тренде – Перспективная начальная школа.
Популяризация развивающих методик для детей все чаще наводит родителей на мысли о том, что гениальность каждого ребенка найдет выход только при поддержке высокого уровня его дальнейшего образования. А рассмотрев повнимательнее таланты своего чада, можно предвидеть его профессиональное будущее. Соответственно, возникает вопрос, в какое учебное заведение пойдет малыш в свой первый День Знаний, и по какой школьной программе будет обучаться.
Сейчас в каждом, даже самом маленьком городе страны, существуют школы с тем или иным предметным уклоном, направленные на целевое воспитание детей с повышенными возможностями. Начальная школа такого плана может быть как частной, так и государственной.
Частные школы с углубленным изучение определенного предмета, помимо общеутвержденной Министерством Образования программы начальной школы, должны иметь лицензию на обучение малышей от 6-7 до 9-10 лет. Отдавая ребенка в частную школу, родителям стоит подготовиться к тому, что финансовая сторона обучения их ребенка станет весомой частичкой бюджетных расходов семьи.
В государственных школах обучение является бесплатным, что отнюдь не говорит о худшем качестве образования. Единственной статьей добавочных расходов, кроме питания и стандартных учебников, станут специальные учебники, по которым как раз изучают «любимый» и перспективный именно для учеников такой школы предмет. Хотя, стоит обратить внимание родителей вундеркиндов, что вот тот самый предмет как раз и должен быть любимым у ребенка, безо всяких кавычек и компромиссов. Иначе, все годы, проведенные в таком заведении, для младшего школьника окажутся сплошной пыткой. Да и для родителей, кстати, тоже.
Одной из популярных программ обучения в начальной школе сегодня является программа «Перспективная начальная школа». Она-то и продолжит закладывать прочный фундамент в последующую лестницу успешного развития маленького умника.
Программа начальной школы «Перспективная начальная школа» обладает несколькими безусловными плюсами. Опытный педагог работает не только как учитель начальной школы, но и воспитатель развивающего центра для детей. Предварительно он проходит соответствующее повышение квалификации.
Как правило, занятия для детей по программе «Перспективная начальная школа» проходят в игровой форме и с учетом индивидуальных особенностей младшего школьника. Задача учителя – найти в ученике то особенное зерно его индивидуальности и обеспечить такой процесс его обучения, который поможет школьнику двигаться вперед в своих познаниях и постоянно развиваться.
По программе «Перспективная начальная школа» учебная деятельность организуется таким образом, что школьник может попробовать себя и в роле ученика и в роли учителя. Система заданий в программе представлена разными уровнями трудности. При этом индивидуальная учебная деятельность ребенка сочетается с его работой в малых группах и участием в клубной работе. Если школьник не может самостоятельно выполнить какое-либо задание, то он может обратиться за помощью к соседу или искать поддержки в малой группе. Если и малая группа не будет справляться, то поможет большой коллектив.
Автор статьи: Билоус Наталия Ярославовна
Источник: www.rastut-goda.ru
Пошаговый алгоритм разработки перспективного плана
В системе профессионального образования вузы вносят коррективы в образовательные программы в среднем раз в 3-5 лет на фоне проявляющихся тенденций, правил и рекомендаций рынка труда. Но в основе обучения всегда лежит так называемый перспективный план.
Понятие перспективного плана в образовательной среде
Исходя из непосредственного наименования ясно, что перспективный план – это четко сформированная траектория на перспективу, то есть длительный срок. В среднем перспективное планирование затрагивает 3-5 лет учебной деятельности: то есть на весь период обучения или полный цикл научной деятельности и развития исследователя.
Миссия перспективного планирования состоит в определении общей траектории развития учащихся и корректной постановке цели обучения, констатации конечных результатов обучения (знания, качества, умения и пр.).
Перспективное планирование в системе образования выполняет следующие функции:
- Формирование полноценного цикла и направления обучения, выделение специальности и соответствующий набор предметов, конечных результатов;
- Обеспечение непрерывного образования с заведомо известной программой погружения в профиль;
- Утверждение определенной последовательности погружения в программу с постепенным усложнением заданий, тем и пр.;
- Формирование бюджета и ресурсного обеспечения учащихся ресурсами для обучения, то есть определение политики ценообразования в образовательной среде с учетом минимальных требований и пр.;
- Распределение учебного, научного и практического материалов на весь планируемый период и пр.
Таким образом, перспективное планирование в образовательной нише играет существенную роль и предопределяет характер образовательных траекторий, их состав с учетом действующих правил и требований, внутренних и внешних факторов. Данный механизм позволяет задать общую стратегию развития учащихся и определить материально-технические, учебные и научные, а также прочие условия ее реализации.
Виды перспективных планов в системе образования
Зачастую перспективные планы ассоциируются сугубо с экономической или управленческой деятельностью. Но на самом деле данный вид построения стратегии успешно используется и в образовательной нише.
Перспективные планы действуют в каждом учебном заведении: начиная от школы и заканчивая колледжем или вузом. В системе образования можно выделить следующие разновидности перспективных планов, каждый из которых предопределяет специфику данного вида деятельности.
Первый вид перспективного планирования основан на разграничении траекторий обучения: классический (общий) и индивидуальный план. Общие планы обучения учитывают классические и базовые требования ФГОС и нацелены на развитие универсальных качеств учащегося. Индивидуальный перспективный план будет учитывать классические требования к подготовке индивида в рамках осваиваемой ступени образования, а также захватывать дополнительные моменты с акцентом на интересы, желания, способности и возможности.
Разработка классического перспективного плана базируется преимущественно на действующих правила ФГОС и возможностях учебного заведения, а проектирование и формирование индивидуального плана обучения на перспективу будет нацелено на решение конкретных проблем (коррекционные, инклюзивные, адаптированные программы) или углубленное изучение отдельной научной ниши (развитие одаренных личностей).
Второй вид перспективных планов в образовательной среде связан и уровнем постигаемой ниши. В этом случае целесообразно выделить перспективный план общего среднего образования, который в свою очередь разбивается на начальное и среднее. В данном случае целесообразно планировать деятельность начальной школы на весь ее период (4 года) и программу перспективного развития на базе средней школы (5-9 классы и 10-11 классы).
Здесь же принято выделять перспективный план профессионального образования, который будет иметь определенные сроки с учетом ступени: профессионалитет, бакалавриат, специалитет, магистратура и пр. В этом случае перспективное планирование призвано наметить общие представления о будущей специальности, обретаемых в ее рамках знаниях и навыках, возможностях выпускников и пр.
Третий вид перспективного планирования зависит от видов деятельности, включаемых в процесс развития индивида. В частности, в основе обучения будет лежать учебный план. В этом случае перспективный учебный план будет очерчивать общий перечень дисциплин, формат занятий, нагрузку на учащегося.
В случае с планированием научного развития на перспективу акцент делается на определённых науках, выполнении соответствующих исследований и письменных работ. В рамках профессионального образования немаловажную роль в ходе подготовки дипломированного специалиста играет практическая часть, представленная в виде семинаров лабораторных работ, практикумов, прохождения практики и пр. В этом случае перспективный план предполагает планирование конкретных мероприятий и их общее описание, целеполагание (что должен узнать и развить студент) и пр.
Четвертая разновидность перспективного планирования в системе образования предполагает разбивку на попредметную и тематическую категории. Попредметный характер предполагает формирование комплекса дисциплин на весь период обучения, а тематическое – детализацию каждого предмета с учетом захватываемых тем и ряда дополнительных факторов (общий срок обучения, количество выделенных на предмет академических часов, формат занятий и пр.).
Указанная градация не единственная, но на практике считается наиболее популярной среде разработчиков.
Нужна помощь преподавателя?