Что такое перспективная начальная программа

Коргунова, Н. Н. Особенности курса «Окружающий мир» в УМК «Перспективная начальная школа» / Н. Н. Коргунова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 29-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/409/16818/ (дата обращения: 02.07.2023).

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить. Поэтому так актуально сегодня — личностно-ориентированное обучение. УМК «Перспективная начальная школа» полностью отвечает требованиям времени, т. к. на первый план выдвигается развитие каждого школьника.

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсомдля четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В него интегрированы такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого курса — формирование у школьника целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.

УМК «Перспективная начальная школа»

Основными учебно-воспитательными задачами курса являются:

– формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

– осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

– формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

– воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

– сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

– формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира. Среди принципов системы «Перспективная начальная школа», которые обеспечивают завершённую предметную линию по окружающему миру:

– принцип целостности картины мира

предполагает отборсодержания образования, которое поможет обеспечить осознание ребёнком разнообразных связей между его объектами и явлениями, учёт межпредметных связей и разработка интегрированных курсов по русскому языку и литературному чтению, по окружающему миру, изобразительному искусству, технологии и математике;

– принцип практической направленности

предусматривает формирование УУД, возможность применять полученные знания в условиях решения учебных задач и практической деятельности, умение работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия, словари, научно-популярные и художественные книги, газеты и журналы, интернет); даёт умения работать в парах в больших и малых группах в сотрудничестве и самостоятельно.

программа перспективная начальная школа отзывы родителей

Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей;

– принципы прочности и наглядности

на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею учебно-методического процесса: через рассмотрение частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижению закономерности), от общего , от постигнутой закономерности, к частному , к способу решения конкретной учебной задачи. Принцип прочности предполагает жестко продуманную систему повторения, неоднократное возвращение к уже пройденному материалу;

– принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья

включает формирование привычек к чистоте порядку, аккуратности; соблюдение режима дня; условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии, посещение выставок, спектаклей, концертов и многое другое).

Основными ценностными ориентирами содержания учебного курса «Окружающий мир» являются семья, труд и творчество, здоровый образ жизни, ответственность, патриотизм, природа, культура, наука и др.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовного и нравственного развития личности.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое и психическое, духовное и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Читайте также:
Континуальная исследовательская программа античности

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Человечество как многообразие народов, культур, религий, сотрудничество — основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине.

Программа по курсу «Окружающий мир» построена таким образом, что знания следующего года обучения базируются на ранее полученных знаниях, дополняя и углубляя их. Так, в 1 классе в разделе «Наша Родина — Россия» (10ч.) изучаются многонациональное государство, государственные символы, Москва — столица нашей Родины, малая родина. Во 2 классе по теме «Родная страна — Россия» (8ч.) рассматривают такие темы, как я гражданин, государственная символика, государственные праздники, Москва — столица России, история Кремля, родной город. 3 класс — раздел «Наша страна — Россия» (6ч.) содержит такие темы: лента времени, города России — Золотое кольцо России, Санкт-Петербург. В 4 классе несколько разделов изучают тему «Родина»: История Отечества (7ч.), Путешествие по природным зонам России (13ч.), Родной край — часть великой России (9ч.), Москва как летопись истории России (11ч.), Мы — граждане России (10ч.)

Основным средством обучения является учебник «Наш мир» (авторы Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А., Царева Л. А.), состоящий из глав, тем, которые подразделяются на тексты для обязательного и дополнительного чтения. В конце учебника есть словарик. Заканчивается тема заданиями или вопросами по обобщению материала. В каждом разделе есть задания повышенной сложности («Готовимся к школьной олимпиаде»). Эти задания выводят учащихся на новый уровень осмысления изучаемого материала и применения своих знаний на практике.

Учебники УМК «ПНШ» приглашают учеников принять участие в работе клуба «Ключ и заря» (клуб гуманитарных дисциплин) и клуба «Мы и окружающий мир» (клуб естественнонаучных дисциплин).

Через систему заданий для олимпиады учитель может организовать переписку класса с научным клубом «Мы и окружающий мир». Этот клуб объединяет детей России в коллектив защитников природы. Возглавляют клуб авторы проекта: Чуракова Н. А., Малаховская О. В. и Трафимова Г. В. Это возможность общения между учениками и взрослыми, реализация одного из основных принципов системы «Перспективная начальная школа» — принципа интерактивности (выход за пределы классной комнаты в мир общения не только с учителями, родителями, но и с другими умными взрослыми). Письма детей не остаются без ответа. Они получают ответ в виде членского билета клуба «Мы и окружающий мир», цветной закладки, открытки, ответного письма автора учебника.

Для того чтобы ученики могли легко ориентироваться в учебнике, введены условные обозначения:

– напиши нам письмо;

– загляни в словарик в конце учебник;

– запомни слово;

Другими средствами обучения являются тетради для самостоятельной работы «Наш мир в вопросах и заданиях» и хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный».

Тетрадь позволяет разнообразить виды учебной деятельности. Работая в тетрадях, учащиеся: отмечают условными значками верные ответы; дописывают пропущенные слова или предложения; составляют последовательный рассказ из предложений; соединяют линиями изображенные объекты, распределяя их по группам; заполняют таблицы, записывая результаты опытов и наблюдений; раскрашивают рисунки; рисуют экологические знаки; подписывают рисунки.

Хрестоматия дополняет материал учебника по всем темам. Ее цель — вызвать у детей интерес к учебному предмету. Рассказы хрестоматии позволяют вглядеться в знакомые предметы и явления окружающего мира, увидеть их с неожиданной стороны. В конце есть иллюстрированный словарик растений и животных.

В учебные пособия данного комплекта включены проблемные задания, для решения которых необходимы: исследование, наблюдение, сравнение, выделение главного, умение обобщать. Задания нацеливают ученика на самостоятельное добывание знаний, опираясь на его индивидуальный опыт. Включены разноуровневые задания. Вариативность в решении учебных задач позволяет найти индивидуальный подход к каждому ученику.

Основными формами организации учебно-воспитательного процесса являются: уроки, экскурсии (на пришкольный участок, по ближайшим к школе улицам родного города, в парки, музеи, выставочные центры, поездки по другим городам нашей Родины), практические занятия, заседания клуба, проектная и исследовательская работа. Уроки проводятся как в традиционной форме, так и в нетрадиционной форме: урок — наблюдения, урок — поиск, урок — дискуссия, урок — практикум, урок — игра, урок — творчество и др.

Читайте также:
Программа не видит принтер

По курсу «Окружающий мир» УМК «Перспективная начальная школа» учащиеся знакомятся с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стёкол, песочные часы, часы, термометр, осадкомер, флюгер) и моделями глобуса, географическими картами. Подобранные интересные творческие задания помогают учителю заинтересовывать детей и мотивировать их к дальнейшему изучению предмета.

Школьнику приходится исследовать, проверять, доказывать, уметь рассуждать, быть в постоянном поиске, чтобы принять решение. Это вызывает интерес к обучению в целом.

Источник: moluch.ru

Особенности программы Перспективная начальная школа
материал на тему

При отборе и изложении учебного материала учитывались следующие положения: возраст школьника; разный уровень его развития; топографическая принадлежность школьника; разный уровень владения русским языком; разная наполняемость класса.

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые родители. (слайд 1) Меня зовут, Стурчак Виктория Викторовна. Хотелось бы рассказать вам о программе Перспективная начальная школа.

Данная программа была введена в с целью обеспечения вариативности образования на начальном этапе обучения. Программа ПНШ разработана в соответствии с ФГОС (слайд 2)

Чем же таким особенным отличается УМК «ПНШ» от других альтернативных систем? Считаю, что очень многим. А именно: основная идея данного УМК – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик как равноправный участник процесса обучения.

Проект «ПНШ» интересен как педагогам, так и ученикам тем, что в нем имеются межпредметные связи. Все учебники связаны между собой единой интригой. В центре «ПНШ» стоит предмет «окружающий мир» (слайд 4). Он прорастает корнями во все другие предметы. Ребенка «нужно «опрокинуть» в окружающий мир, чтобы он стал грамотным и развитым человеком», — считают авторы проекта.

Рядом с учащимися разворачивается жизнь их сверстников (старшей сестры и младшего брата Маши и Миши Ивановых). У героев УМК есть конкретное место проживания с названием, историей, родителями, школой, учителями, одноклассниками и друзьями.

Миша и Маша растут, меняются, выполняют различные образцы заданий. Вслед за ними это делают наши учащиеся, развивают общественные навыки. Детям это очень интересно.

Учебники «ПНШ» учат ребенка работать со всеми источниками информации: справочниками, словарями, библиотекой, окружающими людьми, компьютером и Интернетом. Уже со 2 класса дети на уроках русского языка знакомятся с пятью видами словарей и постоянно используют эти словари на других уроках. Во всех учебниках «ПНШ» много рисунков, иллюстраций и схем дидактического характера.

Все продумано, нет ничего лишнего. Учебник с конца 2 класса по 4 класс – это самоучитель для ребенка. Вся методика проведения уроков заложена в учебниках. Дети смотрят в оглавление, отвечают на вопросы, открывают словари, изучают тему, делают выводы. Учитель направляет работу детей, координирует их действия, дает детям в руки инструмент – (учебник) и учит с ним работать. Давайте рассмотрим УМК ПНШ: (слайд 6)

Все учебники по предметам имеют продолжение – рабочие тетради на печатной основе, в которых ребенок самостоятельно или с помощью педагога, родителей выполняет соответствующие задания.

1.Математика (слайд 7) построена очень строго, решает традиционные вопросы нетрадиционными методами. Авторы рекомендуют ни на шаг не отступать от методики преподавания предмета и считают, что благодаря данной системе подачи материала у учеников будет складываться истинно математическое мышление.

2.Учебники обучение грамоте, (слайд 8) русского языка (слайд 9) и литературного чтения (слайд 10) учитывают реальные нормы произношения в России, логопедические проблемы учащихся начальной школы, неврологический психотип современного ребенка. В учебниках продумана система работы, побуждающая школьника самого добывать информацию и оперировать ею. Для построения целостной картины мира и по развитию речи в УМК размещена система работы с живописными произведениями, имеются репродукции картин известных художников.

3.Очень нравится детям предмет окружающий мир. (слайд 11) Они всегда ждут этот урок и готовятся к нему с желанием. К концу года даже очень скованные и зажатые дети стали чувствовать себя комфортно. Родители сообщают, что ребятишки ходят в школу с удовольствием. Не меньший интерес вызывает у детей предмет – технология, (слайд 12) где ребята могут готовить самые разные поделки своими руками.

Читайте также:
Урок как установить программу на компьютер

Сейчас мои ученики в 4 классе. За эти 4 учебных года много было разного. Не было только одного – скуки. Дети учились с интересом и удовольствием.

Ребятам очень понравились учебники – красочные и иллюстрированные. Они стали для детей родными и близкими. Ребята полюбили сквозных героев Мишу и Машу. Стали считать их своими друзьями.

Как учитель, могу с уверенностью сказать, что данная программа дает положительный результат.

Источник: nsportal.ru

Перспективная начальная школа (русский язык), Чуракова Наталья Александровна — отзыв

Такая ли перспективная эта программа или это просто название? Обзор учебников русского языка за 4 класс

Опыт использования:
год или более

Идет 4 год изучения русского языка по программе ПШН — перспективная начальная школа. И я вам точно могу сказать, что эта программа не уступает по обучаемости другим, более современным. По началу мне самой не особо нравилась эта УМК, какие-то странные имена, животные непонятного происхождения.

Но когда наша школа начала постепенно переходить на УМК Школа России я нашла с чем сравнить линии учебников. ПНШ насыщенная различными заданиями, правила написаны подробно и понятно. Как я считаю, если ребенок не понимает программу это вина не учебников, а учителя или самого ребенка. Или не могут объяснить или не хотят понимать.

Кого угодно можно обучить даже используя примитивные правила. Так что не стоит грешить на эти учебники, дело явно не в них.

В каждом классе в серию учебников входит 3 части. 1 часть посвящена изучению нового материала, 2 часть эта работа с текстами — изложения, сочинения и большой раздел со словарями, 3 часть повторение изученного в 1 части. Давайте остановимся сначала на 1 части учебника.

Если внимательно изучить оглавление то можно заметить, что большая часть тем посвящена работе с глаголом. И это не просто так. Тема глагол является самой сложной в русском языке в курсе начальной школы. И ему, действительно, необходимо уделить должное внимание. В помощь детям на страницах учебника размещаются плакаты Летучей Мыши, то есть правила.

Моим ученикам очень нравятся эти плакаты, они информативные, правила объясняются подробно и ясно. В учебнике очень много инфографики — таблицы, иллюстрации и так далее.

Очень много наводящих вопросов, по которым дети могут самостоятельно прийти к формулировке правила, что позволяет развивать речь и мышление ребенка на уроке.

Вторая часть учебника — она полностью посвящена работе с текстами. Дети учатся писать сочинение по картине, сочинение-описание, изложение. Много устной и письменной работы. в календарном планировании выделяются специальные уроки, на которых проводится работа только со 2 частью. Также не нужно искать картину или текст для изложения — в этом учебнике все есть.

Предлагаются вопросы по которым потом можно будет написать сочинение или изложение. Детям необходимо только структурировать эти вопросы и составить свой план.

И очень большой справочник со словарями. Работа со словарем практически каждодневная — в 1 части и в 3 части есть упражнения на работу с ними.

Третья часть учебника — повторение изученного за все 4 года обучения в начальной школе. Много упражнений, много справочного материала. Дети могут что-то вспомнить, если забылось за прошлые года обучения. Очень хорошая подготовка к написанию ВПР в 4 классе. Дети вспоминают забытое, актуализируют материал.

Таким образом я могу сказать, что эта программа очень хорошая. И не важно какие имена у главных героев учебника. Они встречаются не так часто и на них вообще можно не зацикливать свое внимание. Это просто главные герои, которые ведут диалог на страницах учебника. Иллюстрации красивые, интересные, их здорово рассматривать на уроках и вести диалог с детьми.

Однозначно рекомендую обучение по этой программе, жаль, что сейчас все школы должны перейти на единую УМК.

Достоинства

  • Богатый материал
  • Информативность
  • Красочность
  • Материал структурирован
  • Понятливость

Источник: irecommend.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru