Конструктор позволит начинающему педагогу пошагово освоить алгоритм создания программы смены детского оздоровительного лагеря.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
Воронина Е.А., к,п.н, методист ГБУ ДО ДДТ «Союз», Санкт-Петербург
Завражнова А.А., методист ГБОУ «Балтийский берег», Санкт-Петербург
Ульданова Е.Н., методист ГБОУ «Балтийский берег», Санкт-Петербург
Схема оформления программного документа:
- Актуальность программы
- Отличительные особенности программы (новизна)
- Педагогическая целесообразность
- Сроки реализации программы
- Понятийный аппарат программы
- Краткая характеристика участников программы (адресат программы).
- Педагогическая идея программы
- Целевой блок программы: цель, задачи, планируемые результаты программы.
- Критерии и способы оценки качества реализации программы.
Кадровое обеспечение программы.
Асанова педагогическая идея
- Кадры и партнеры реализации программы.
- Специфика регионального взаимодействия.
Информационно-методическое обеспечение программы. Система анализа реализации программы .
Особенности материально-технического обеспечения программы .
Список литературы , использованной при разработке программы и необходимой в ходе ее реализации.
Приложение к программному документу
- Календарное планирование
- Программы кружков, секций
название детского лагеря
гриф рассмотрения гриф утверждения
полное название программы «…»
сроки реализации программы (год, смены);
Ф.И.О., должность автора (авторов) программы
год разработки программы.
Актуальность программы — обосновании необходимости внедрения ее в образовательный процесс школы с учетом ее развивающего и воспитательного потенциала, практической значимости (государственный, социальный заказ, запросы детей и родителей)
Описание актуальности предполагает ответы на вопросы:
- актуальность для общества — ответ на вопрос, каким образом программа ориентирована на решение общественных проблем;
- актуальность для государства, — ответ на вопрос, каким образом программа отражает стратегические цели государства в области образования
- актуальность для ДОЛ как образовательного учреждения — ответ на вопрос, каким образом, как программа соотносится с программой развития ДОЛ, другими основополагающими программами и документами детского лагеря;
- актуальность для ребенка — ответ на вопрос, каким образом как деятельность, предлагаемая в программе, соответствует его интересам, потребностям, возрастным особенностям, открывает возможности для его развития
Пример: Идея патриотического воспитания, образующая в течение многовековой истории России объединяющее начало российского общества, должна стать ядром кристаллизации, вокруг которого будет объединяться молодежь, с избираемой самостоятельно активной и патриотической позицией, на основе которой сформируется ее способность и готовность к участию в действиях, ведущих к процветанию России. Сегодня остаются актуальными и требуют решения задачи формирования у обучающихся идеалов и желания служения Отечеству.
Фестиваль педагогических идей «Мой педагогический лайфхак»
Во многих нормативных документах, программах, научных и популярных публикациях подчеркивается особое значение формирования у обучающихся гражданской идентичности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей нынешнего поколения российских граждан. Идея патриотического воспитания, образующая в течение многовековой истории России объединяющее начало российского общества, должна стать ядром кристаллизации, вокруг которого будет объединяться молодежь, с избираемой самостоятельно активной и патриотической позицией, на основе которой сформируется ее способность и готовность к участию в действиях, ведущих к процветанию России. Сегодня остаются актуальными и требуют решения задачи формирования у обучающихся идеалов и желания служения Отечеству.
Программа «название» опирается на идеи нормативных документов (далее даем перечень документов)
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2010
- Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.)
- Методические рекомендации по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров) Письмо Минобрнауки РФ от 26.10.2012. -№09-260.
- ФГОС
Педагогическая целесообразность программы
Обоснование педагогической целесообразности программы – наибольшее соответствие выбранного подхода (варианта действий, технологий, методов, средств) воспитательной деятельности для оптимального результата в данной ситуации)
Педагогическая целесообразность программы заключается в организации патриотического воспитания (трудового, эстетического, развития личности, оздоровления, и т.п. в зависимости от специфики программы) средствами (на основе)___________________________________(выбрать или свое вписать: игровой деятельности, проектной деятельности, традиционной народной культуры и.т.д.), воспитательный потенциал которого заключается в _______________________________________________
Либо: выбор в качестве основного средства___________ обусловлен воспитательными возможностями________________________________________________________________
Новизна программы: варианты
Варианты обоснования новизны
- Отсутствие подобных программ
- Обоснование новых подходов к отбору содержания программы
- Обоснование дополнения ключевых мероприятий программами дополнительного образования (кружки в лагере) по теме смены
- Обоснование включения (расширения) регионального компонента в содержании программы;
- Обоснование специфики использования педагогических технологий (например, проектной, исследовательской, квест и пр.) и пр……
Новизна программы дополнительной общеразвивающей программы смены «Летописец» заключается в принципиально новом способе организации образовательной деятельности в рамках смены – составлении интерактивного календаря и культурно-просветительских мероприятий (конкурсы, литературно-художественные вечера, театрализованные представления и др.), посвященных юбилейным памятным датам.
Новизной можно считать организацию жизнедеятельности отрядных коллективов как исследовательских команд, где каждый из детей занимался своим проектом и в то же время работал на общий результат группы.
Понятийный аппарат программы:
(перечень базовых понятий, используемых в тексте программы). Брать из нормативных документов и учебников. Указывать автора.
Пример: если педагогическая идея программы связана с развитием познавательной активности подростков через изучение истории, культуры, природных и архитектурных особенностей и приобщение его ценностной культуре, то ее ключевые понятия – познавательная активность и ценностная культура.
Краткая характеристика участников программы
В этом разделе указывается возраст, контингент и количество детей, на которых рассчитана программа, особые договоренности с региональными партнерами при отборе детей на смену.
Сроки реализации программы
С ___ по _________ Первая (вторая, третья, четвертая) смена летних каникул.
Педагогическая идея программы
В содержании педагогической идеи отражаются представления о назначении, сущности, способах воплощения идеи в будущую образовательную реальность.
Пример : основная идея программы «Моя многоликая Родина» детского лагеря «Стремительный» заключается в необходимости воспитания у подростков патриотического отношения к Родине, которое начинается со знания своего региона, умения рассказать о нем сверстникам: что объединяет данный регион с другими регионами страны, чем он уникален. Журналистская деятельность и организация коллективных творческих дел являются одним из эффективных способов получения и демонстрации данных знаний и умений, осмысления собственного отношения к малой Родине и к России в целом.
Идея программы детского лагеря «Штормовой» «Театральные подмостки» – нравственное воспитание подростков, которое возможно через создание и анализ театральных постановок по произведениям классиков русской литературы, осмысление образов и поступков героев, соотнесение их с собственными установками.
Цель и задачи программы:
Цель – это предельно конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно и количественно, образ желаемого результата, которого ребенок, образовательное учреждение могут достичь к строго определенному моменту времени (М. М. Поташник)
Формулировка цели должна:
Пример:
Цель программы: «Формирование (вариант: создание условий для формирования) у подростков патриотического отношения к малой родине как части России через включение в краеведческую деятельность»
Цель программы: формирование негативных установок у обучающихся на злоупотребление психоактивными веществами через привлечение к социально значимой деятельности в качестве волонтеров
Задачи: раскрывают и конкретизируют цель, отвечают на вопрос, что делать, чтобы достигнуть цели. Много задач не писать (оптимально: 3-4 задачи).
Планируемые результаты и способы их диагностики
Источник: nsportal.ru
Педагогическая идея программы
Программа предусматривает вовлечение воспитанников в различные мероприятия лагеря, их мотивация к активному участию в организации, подготовке и проведении мероприятий.
Дети разного возраста получают возможность для самореализации в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями.
Важным условием реализации программы является формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитания активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятия асоциальных явлений (наркомании, пьянства, табакокурения) подрывающих физическое и духовное здоровье.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Тематическая программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребываем «Солнышко» предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Единая тематика смены позволит заинтересовать ребят и наиболее полно реализовать главные задачи, стоящие перед педагогами и воспитателями. Укрепление физического здоровья, восстановление эмоционального состояния – главные задачи лагеря.
ЦЕЛИ:
1. Обогащение социального опыта детей.
2. Развитие творческих способностей детей и подростков.
3. Возможность самовыражения для каждого ребёнка.
4. Пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений среди детей и подростков.
5. Формирование навыков безопасного поведения детей.
6. Патриотическое воспитание.
7. Организация культурно-досуговой и спортивной деятельности детей в летний период;
8. Дальнейшее совершенствование методов педагогического воздействия на детей.
ЗАДАЧИ:
1. Создать условий для организованного отдыха детей.
2. Развивать познавательную активность, творческий потенциал каждого ребёнка.
3. Укреплять здоровья, содействовать полноценному физическому развитию детей.
4. Приобщать к опыту социальной жизни через участие в игре.
5. Создавать творческую атмосферу для деятельности отрядов и доброжелательных межличностных отношений.
6. Прививать навыки трудовой деятельности.
7. Вести работу по профилактике правонарушений и асоциальных явлений.
8. Воспитывать у детей ответственность, бережное отношение к природе, развивать их экологический кругозор.
9. Формировать у воспитанников качества, составляющие культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
В результате реализации программы её участники будут привлечены к спортивным, творческим, патриотическим мероприятиям, и результатом этих занятий будет улучшение их эмоционально – физического состояния.
Участие в программе благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей. Они осознают необходимость бережного и внимательного отношения к окружающему нас миру, своему посёлку и окружающим людям.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ:
o социально – ролевая
ОСНОВНЫЕ ЗАПОВЕДИ:
o Участвуешь, если тебе интересно. У тебя всегда есть выбор!
o Если интересно тебе, сделай так, чтобы было интересно твоему товарищу.
o Товарищ по творчеству – это звучит гордо. Товарищи всех дел, соединяйтесь!
o Это здорово, если мы все вместе организуем общее дело, всеемте его делаем, вместе подводим итоги.
o Учиться, учиться, учиться… осваивать не только дидактику и методики урока, но и методики, технологии, приёмы и техники воспитательной деятельности.
ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ:
o личностно-ориентированный подход;
o единство оздоровительной и воспитательной работы с детьми;
o учёт возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей детей и подростков;
o самодеятельность и творчество;
o массовость и общедоступность мероприятий по интересам.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Ø увеличение антропометрических показателей у воспитанников (вес,рост);
Ø сохранность и укрепление здоровья воспитанников во время работы лагеря;
Ø общее оздоровление детей и приобретение ими положительных эмоций;
Ø развитие лидерских и организаторских навыков, выявление и раскрытие способностей детей в спорте, творчестве, искусстве и других видах деятельности;
Ø более глубокое понимание своего внутреннего мира и поведения, приобретение умения познания мира, самого себя и другого человека;
Ø формирование навыков партнерского сотрудничества со сверстниками и взрослыми в решении проблемных ситуаций;
Ø расширение кругозора, умений и навыков в области физической культуры и других видах деятельности;
Ø самореализация, саморазвитие и самосовершенствование детей и подростков в процессе участия в жизни лагеря;
Ø привитие навыков самообслуживания.
Знать:
ü причины различных заболеваний;
ü рацион питания;
ü о влиянии хорошего настроения на здоровье человека;
ü о пользе утренней зарядки жизнедеятельности человека;
ü о вреде солнечных лучей;
ü правила личной гигиены;
ü отрицательное влияние никотина и алкоголя на организм человека;
ü режим работы с книгой, компьютером, просмотром телевизора.
ü выполнять дыхательную гимнастику;
ü находить полезную информацию о ЗОЖ;
ü выполнять комплексы утренней зарядки;
ü правильно загорать;
ü выполнять правила личной гигиены;
ü выбирать продукты полезные для питания.
Использование и реализация предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к здоровому образу жизни к созидательной деятельности.
КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ
Источник: cyberpedia.su
Что такое педагогическая идея?
У нас есть 22 ответов на вопрос Что такое педагогическая идея? Скорее всего, этого будет достаточно, чтобы вы получили ответ на ваш вопрос.
Содержание
- Что такое идея в педагогике?
- Какая идея принадлежит Коменскому?
- Что относится к современным педагогическим технологиям?
- Кто ввел понятие дидактика?
- Кто создал педагогику?
- Какие педагогические технологии Вы знаете?
- Что такое педагогическая идея? Ответы пользователей
- Что такое педагогическая идея? Видео-ответы
Отвечает Яна Ульянова
Спроецировав данные положения на объектно-предметную область педагогики как науки можно дать следующее определение понятию «педагогическая идея»: педагогическая идея есть исторически и культурно обусловленная, находящаяся в постоянном развитии обобщенная система знаний и методов воспитания и обучения, задающая .
По мере развития педагогической мысли в ее составе формируется и обособляется педагогическая наука. Педагогическая наука делает воспитание, обучение, образование предметом своего специального изучения, стремится выявить закономерности их функционирования и развития, разработать новые пути, способы и средства педагогической деятельности.
Именно поэтому в фокусе всего последующего рассмотрения у В. А. Канке оказывается прежде всего дидактическая проблематика, вокруг которой он и выстраивает свою систематику педагогических теорий.
Так складывались педагогические взгляды И. Г. Песталоцци, которого К. Д. Ушинский называл отцом современной педагогики, самого Константина Дмитриевича, заложившего фундамент педагогики как науки, и гениального Л. Н. Толстого, и искренне преданного детям С.Т.
Изучение педагогической идеи в ее историческом развитии предполагает, во-первых, погружение в ее смысловую структуру, прослеживание внутренней логики ее развития, во-вторых, реконструкцию смысловой структуры из «внешней» позиции и, наконец, в-третьих, прослеживание связей смысловых структур, в том числе «своей» и «иной».