Пасхальные яйца в ПО стары так же, как и само программное обеспечение. Первый сюрприз от разработчиков нашли в компьютерной игре Adventure, вышедшей в 1979 году. Но сегодня мы хотим поговорить о более современных пасхалках, известных и не очень.
Tesla Model X
Многие счастливые обладатели этого электрического кроссовера даже не догадываются, на что способна их машина. Так, они могут заставить её исполнить трехминутный «танец» под специально сочиненную музыку, если введут пароль ModelXmas. Появление таких шуточных «закладок» стало возможным благодаря искренней любви Илона Маска к пасхальным яйцам. Более того, Tesla — одна из немногих компаний, у которой есть страница в Википедии о пасхальных яйцах, подложенных в её продукты.
Хорошо известна пасхалка в программе-автопилоте от Tesla: если быстро включить-выключить её четыре раза, то дорога на экране станет радужной, как в игре Mario Kart. А если изменить имя автомобиля на 42, то вместо этих цифр система покажет слова «жизнь, вселенная и все такое». Это отсылка к роману Дугласа Адамса «Автостопом по галактике». После семи с половиной миллионов лет вычислений компьютер в этой книге дал ответ на вопрос о смысле «жизни, вселенной и всего такого». Звучал он, как «42».
ЖУТКО-СЕКРЕТНАЯ ПАСХАЛКА о которой не знают 99% в Супер Беар Адвенчер Super Bear Adventure Пасхалки

Забавные дудлы от Google, которые дают возможность интересно провести пару минут — это тоже пасхалки, пусть их никто и не прячет. Но поисковый гигант предлагает и другие необычные возможности. Например, после запроса «Do a barrel roll» страница перевернётся на 360 градусов, после «Askew» изменит угол наклона, «Blink HTML» заставит мерцать слова. Если вам хочется посмотреть на пасхалки, которые работали раньше, рекомендуем сайт https://elgoog.im/. Его можно назвать архивом пасхальных яиц от Google — там сохранены и работают практически все сюрпризы от разработчиков.

Также рекомендуем ввести в строку поиска «Atari Breakout» и нажать «Мне повезёт». Вы сможете поиграть в забавный арканоид!
Rust
Начиная с июля 2013 года разработчики языка системного программирования систематически добавляли цитаты из книг Г. Лавкрафта в основную библиотеку. Но после страстной дискуссии о важности поэзии и небрежному отношению к созданию серьезных языков, поклонники перформанса были вынуждены удалить цитату из проекта в январе 2015 года. Возможно, они нашли другой способ увековечить произведения своего кумира. Просто мы этого ещё не заметили.
Linux
Одним светлым ноябрьским днём 2011 года какой-то человек написал в твиттере: «Программа man должна выводить «gimme gimme gimme» после полуночи, как в песне группы ABBA: «Gimme gimme gimme a man after midnight»». (этакая игра слов: man — мужчина и man — название программы). Твит заметил разработчик Колин Уотсон. Он оценил шутку и… воплотил её в жизнь, есть даже ссылка на коммит.
ЖУТКАЯ ПАСХАЛКА СЕКРЕТ!!! В ЧИКЕН ГАН #shorts#chickengun #чикенган Chicken Gun Новые Жуткие Пасхалки

Пасхалка обнаружилась только шесть лет спустя, когда в автоматизированных тестах у каких-то ребят нужно было получать путь, по которому расположены файлы с манами, и эти тесты падали ровно в половину первого ночи. Ребята задали вопрос сообществу — мол, что за дела? 22 ноября 2017 г. для большей предсказуемости работы процедур пасхалку удалили.
Linux #2
Если вы ошибётесь и напечатаете sl вместо команды ls , то увидите анимацию в формате ASCII.
Также можно специально вызвать эту ошибку. Для этого установите программу sl (Steam Locomotive) обычным для вашего дистрибутива способом (например, sudo apt-get install sl ).
Выполните её в терминале: $ sl
Есть даже несколько флажков для изменения анимации:
-a : Похоже, что случилось нечто непредвиденное: люди в окнах зовут на помощь.
-l : Немного замедляет поезд.
-e : Выполнение можно прервать сочетанием клавиш Ctrl+C.
VMware
Платформа виртуализации VMware тоже однажды подготовила одну маленькую недокументированную возможность в свой код. Так, если вы подключали 0-байтовый дисковод к образу виртуальной машины (не в хранилище данных) в VMware Fusion, Workstation, Player или vSphere, запускалась игра «VPong».

Можно было поступить иначе. На Workstation удерживайте следующие клавиши: shift+ctrl+cmd+alt и нажмите клавишу V. Звучал ретро-звук, и создавалась новая виртуальная машина с мини-теннисом.
Sony
Cуперсерьезный официальный сайт https://pro.sony/ посвящён профессиональному аудио-видео оборудованию от Sony. Казалось бы, здесь нет места юмору от разработчиков. Однако попробуйте ввести в консоли curl -L https://pro.sony/ . Вы увидите шквал минимизированных и переплетённых HTML и JavaScript А конце вас угощают уникальным произведением искусства ASCII. Плюс в заголовках есть вторая пасхалка. Найдёте сами?
Apple

Если посетить сайт Apple с помощью iPhone или iPad и перейти в раздел «Презентации», в верхней части страницы появится картинка с Memoji-персонажами. При нажатии на изображение на экране устройства в дополненной реальности появится упаковка карточек, посвящённая конференции WWDC 2022. При повторном нажатии на упаковку пользователь увидит несколько карт с персонажами Memoji, выполненных в стиле постера к WWDC 2022. Вот здесь описывается подробнее.
Спасибо за внимание! Сможете накидать ещё интересных свежих пасхалок в комментариях?
- Блог компании Cloud4Y
- Ненормальное программирование
- Интерфейсы
- Разработка под Linux
- IT-компании
Источник: habr.com
Часто ли программисты вставляют «пасхалки» в свой код?

«Пасхальными яйцами», «пасхалками» называют какие-то фичи, заложенные в программу секретно. Чтобы их открыть, нужно осуществить ряд действий, которые обычно пользователь не делает. Посетители сайта Quora в нескольких разных ветках обсуждений рассказали о своем отношении к пасхалкам и о том, случалось ли им оставлять нечто подобное в своем коде. Приводим перевод самых интересных ответов.
Дэвид Раттер
Обычно автором первого «пасхального яйца» считают Уоррена Робинетта, создателя игры «Adventure» для Atari 2600.
В то время (1979 год) создатели игр оставались неизвестными. И Робинетт захотел спрятать свое имя в игре таким образом, чтобы высокомерный менеджмент Atari ничего не заметил и, следовательно, не заставил бы его это удалить. После включения своей пасхалки Уоррен Робинетт ушел из Atari, а компания продолжила тиражировать игры со спрятанным в них именем создателя. Этим он как бы показал им средний палец за их отношение к создателям игр.
Поскольку всю игру он писал самостоятельно, перед ним не стоял вопрос, как спрятать там свое имя. Куда сложнее было придумать план действий, осуществив которые можно было найти пасхалку. Чтобы в конечном итоге увидеть имя разработчика игры, следовало найти невидимый объект и пронести его в секретную комнату.

Но на самом деле это был не первый случай, когда создатель игры прятал в ней свое имя, просто другие примеры еще до недавних пор оставались секретом. Например, пасхалка Бреда Реида-Сета в Video Whizball была создана на год раньше пасхалки в Adventure, но не была найдена аж до 2004 года. Пасхальное яйцо Рона Мильнера в Starship 1, реализованное еще в 1977 году, обнаружили лишь в 2017.
Дмитрий Мурашенков
Если вы заказываете банковское ПО и платите за него 10 млн. долларов, то последнее, что вы хотели бы увидеть в конечном продукте, это какая-нибудь шутка, показавшаяся разработчику забавной. Многие компании отдельно оговаривают в своих контрактах, что поставки не должны содержать никаких пасхалок.
Кроме того, типичный программист обычно слишком занят, стараясь успеть к дедлайну, а выдумывание и разработка пасхалок требуют времени и вдохновения. Ведь ваша цель не просто спрятать что-то в коде, вы хотите, чтобы это классно выглядело. Довольно мало проектов дадут вам возможность это реализовать.
Тем не менее, разработчики часто делают в своем коде своеобразные «зарубки», облегчающие разработку или тестирование (например, специальный админский аккаунт без пароля, чтобы не приходилось каждый раз вводить его). Обычно такие вещи остаются в коде только на время разработки, но порой о них забывают и выпускают в продакшен, в результате чего возникают серьезные проблемы, а иногда и уголовные дела.

Колин Моден
Пасхалки это результат желания разработчиков покуражиться. Есть легенда, что внутри Microsoft Excel спрятана копия игры Doom, которая может быть вызвана особым (незадокументированным) набором действий с клавиатурой и мышью.
Но корпорации, нанимающие программистов, обычно не являются поклонниками пасхалок. Представьте, что легенда о Doom/Exce это правда…
- Вероятно, Excel потребляет больше памяти, чем необходимо. Сегодня у него нет заметных конкурентов, да и память стоит дешево, но 20 лет назад это могло сыграть большую роль.
- Возможно, Microsoft не является собственником кода или IP для Doom. Собственники Doom могут подать в суд за нарушение их прав и потребовать себе 30% доходов от Excel.
В любом случае, легко представить, что сделавший это программист будет уволен.
Если вы просто пишете собственные программы ради удовольствия, вы можете делать все, что хотите. Но если вы работаете на организацию, вам нужно думать о том, в каком положении окажется ваша компания, если ваша пасхалка станет достоянием общественности. А если вы никогда и никому о ней не расскажете, то какой смысл вообще ее делать?
Стив Дэдс
Я никогда не вставлял пасхалок в промышленное ПО. Но был случай, когда я делал что-то вроде пасхалки. Я работал в компании, выпускавшей корма для животных, и делал там систему взвешивания кормов. Было это в 1970-е. Каждая смена должна была случайным образом отбирать с линии конвейера 10 банок корма и взвешивать их.
Обычно вес колебался в небольшом диапазоне, скажем, отличался на 3-4 грамма. Если отклонение выходило за рамки этого диапазона, компьютер должен был вывести на экран информацию о том, сколько процентов составляет недовес.

Начальство беспокоилось, что персонал может просто взвешивать несколько раз одну и ту же банку. Поэтому мы написали программу таким образом, что если три взвешивания подряд отклонения по весу будут не больше 0,25г, то вместо вывода на экран «Недовес — 0,35%» должно было появиться «Кого вы пытаетесь надуть?».
Такой случай произошел только один раз и больше никогда не повторялся, поскольку работники подумали, что компьютер следит за ними. Ну, или нашли другой способ обмануть систему…
Родриго Иригоен
Вонючий кот и экран смерти: Какие пасхалки спрятаны в YouTube, поисковике Google и играх

А Караваджо спрятал в одной из картин свой автопортрет. Правда, усердные реставраторы его замазали, но силуэт виден под рентгеновскими лучами.
Кстати, именно реставраторы превратили секретное послание художника в настоящую пасхалку — как в современных играх и программах. Чтобы ее найти, недостаточно быть внимательным зрителем — надо стать еще и участником, совершить какое-то действие.
Название «пасхальное яйцо» (easter egg) пошло от католической традиции, когда дети на Пасху ищут спрятанные в помещении яйца.
Первые компьютерные пасхалки появились в играх.
В 1970—1980-х годах эта индустрия только зарождалась, и сразу же начала приносить огромную прибыль. Но были и проблемы — от переманивания программистов до прямой кражи чужих идей, а иногда и кода. Чтобы избежать этого, ввели законодательный запрет на разглашение имен разработчиков.
Все лавры стали доставаться компаниям или их топ-менеджерам, а программисты начали делать пасхалки со своими подписями. Так выглядела пасхалка Уоррена Робинетта в Adventure (1979 год) — первой игре для приставки Atari 2600. 
Понять, как это работало, можно на видео.
С внутренностями микрочипов взаимодействует крайне узкая аудитория. Оставлять на кристалле картинку, которую никто никогда не увидит, большинству инженеров все-таки лень. Другое дало — пользовательские продукты.
Пасхалки в играх стали своеобразной наградой геймерам за внимательность и настойчивость. Они стали частью субкультуры — игроки многократно перепроходили разные уровни, подмечали мелочи, находили заветный сюрприз и делились друг с другом открытиями.
Иногда пасхалки были красивыми или интересными, но это вовсе необязательно. Вот, например, сообщение «Тут нет пасхалок, уходи» в труднодоступной локации GTA: San Andreas (2004 год). Казалось бы, никакой ценности не несет, но игрок все равно улыбнется — ведь это диалог с разработчиками.
С развитием интернета всё изменилось. Теперь каждому пользователю не нужно добывать пасхалки «своим трудом» — достаточно посмотреть, как проходил игру кто-то из опытных блогеров на Youtube. Романтика ушла, но интерес к пасхальным яйцам остался.
Правда, простой надписи вряд ли будет достаточно — не каждый захочет ради нее карабкаться на неприступную стену. Современные пасхалки в играх более сложные — они должны быть визуально красивыми, интересными по смыслу или хотя бы смешными. Например, в DLC «Кровь и вино» к игре «Ведьмак 3» можно найти фото команды разработчиков — если очень долго бежать в нужном направлении.
Некоторые пасхалки ценят за их странность. В игре Saints Row нужно проплыть по определенному маршруту, чтобы на ваш корабль свалился огромный надувной кролик. Почему именно кролик, почему надувной, при чем тут плавание — непонятно. Но фанаты могут делиться догадками. 
Пасхалки — оружие в руках маркетологов
С точки зрения компаний-разработчиков игр, современные пасхалки — средство комьюнити-менеджмента. Геймеры их обсуждают, делятся в соцсетях, привлекают этим новую аудиторию. Иногда пасхалки являются связующим звеном разных продуктов от одной студии.
В Batman Arkham City (2011 год), например, можно найти тест на беременность рядом с одеждой героини Харли Квин — потенциальной возлюбленной суперзлодея Джокера. На их взаимоотношения в игре есть намеки, но это неочевидно. Пасхалка, по логике геймдизайнеров, должна заинтересовать игроков платным DLC Harley Quinn’s Revenge — там история с ребенком обрастает подробностями.
В неигровом ПО пасхалки стали появляться позже, в 90-х годах. Один из первых кейсов — Microsoft Office 1997 года. Там было спрятано сразу несколько «яиц». 
Для этого надо напечатать слово blue синим цветом и совершить еще несколько манипуляций по форматированию.
Такие пасхалки должны были дополнительно заинтересовать пакетом MS Office тех, кто не слишком в нем нуждался, или мотивировать пользователей переходить на новую версию.
В Excel можно было вызвать симулятор полета:
В Mozilla ответили симметрично. В браузер можно было ввести тот же поисковый запрос и получить цитату из выдуманной истории, стилизованной под Библию — о том, как монстр умер, а из пепла родился феникс (эта птица была первым логотипом Mozilla).
Логотип-феникс уже поменялся на лису и неоднократно обновлялся, а пасхалка осталась даже в современной версии браузера. Сейчас у маркетологов появился термин «геймификация», вовлечение пользователя в небольшую. Цель в том, чтобы повысить лояльность к продукту и расширять аудиторию — с помощью все тех же репостов в соцсетях. А ещё, в случае с сайтами и приложениями, пасхалки улучшают метрики: трафик и время взаимодействия пользователя со страницей. 
Пасхалки, которые вы можете найти сами
В современных программных продуктах, которыми мы пользуемся каждый день, много пасхалок — можете поразвлекаться.
Если закопались в поиске Google и нужно встряхнуться
Введите запрос «do a barrel roll», и страница начнет переворачиваться, будто вы катитесь в бочке. Раньше подобный поворот можно было получить запросами «zz» или «rr» — отсылки к компьютерной игре Star Fox, где эти сочетания клавиш используют, чтобы делать виражи на самолете. Сейчас отсылки убрали, но прямой запрос «do a barrel roll» работает.
Если лень печатать, можно просто перейти по ссылке и посмотреть. У Google очень много пасхалок, но они периодически обновляются: появляются новые и исчезают старые. В основном Google раскладывает «яйца» под конкретные события и праздники, а потом на какое-то время сохраняет эти пасхалки. Вот еще парочка.
Если любите Google и математику

Игра «Жизнь» английского математика Джона Конвея малоизвестна тем, кто далек от алгоритмов. Чтобы поощрить всех, кто ей почему-то заинтересовался, в Google сделали забавную визуализацию игры — прямо на поисковой странице. В модели «Жизни» клетки рождаются, существуют и умирают по определенным принципам. Подразумевается, что игрок предлагает исходную комбинацию клеток, а потом колония живет своей жизнью и размножаются по логике Конвея — иногда может и вовсе погибнуть. В пасхалке исходную комбинацию клеток задает не пользователь, а сам Google, но все равно забавно.
Если ностальгируете по сериалу «Друзья»

В 2019 году был юбилей культового сериала — 25 лет. В Google создали несколько пасхалок, посвященных персонажам. Нужно ввести имя любимого героя и кликнуть по появившейся картинке рядом с именем. На экране появится анимация — обязательно включайте звук. При запросе «Phoebe Buffay» или «Phoebe Friends», например, вы сможете кликнуть на гитару — и получить песенку про вонючего котенка. Вместе с этим самым котенком от иллюстраторов Google, который будет прогуливаться по странице. Также вы можете ввести в поиск:
- Monica Geller или Monica Friends, чтобы вам почистили экран;
- Ross Geller или Ross Friends, если хотите посмотреть анимацию с диваном;
- Chandler Bing или Chandler Friends, чтобы вызвать кричащих птичек;
- Joey Tribbiani или Joey Friends, если проголодались;
- Friends Glossary — чтобы получить рандомное слово из сериала и его значение.
Пасхалка с Рейчел тоже была в 2019 году, а сейчас куда-то пропала — но и без нее тут есть с чем поразвлечься.
Если зависаете на Github и срочно нужно значение числа «Пи»
Просто переходите по ссылке. Или раздобудьте где-нибудь клавиатуру на греческом и впечатайте 𝛱 в адресную строку. Очень удобно — Github показывает значение до 336 знака.
Если пользуетесь Discord и любите много кликать
Discord не обошелся без пасхалок — это же исконно мессенджер для геймеров (хотя сейчас его многие используют и для работы, и для учебы). Если у вас трудный день и нужно взбодриться, попробуйте скопировать свой юзернейм несколько раз подряд. «Двойное копирование!», «Тройное копирование!», «Доминирование!», Безумие!» — разработчики приложения будут в восторге от ваших навыков щелкать мышкой.

Если любите Марио и хотите заглянуть в архив Discord
Переходите по ссылке — это пасхалка, которая была в одной из первых версий приложения в 2019 году. Там увидите иллюстрацию и знак вопроса из игры про Марио — кликайте на него. Из коробки будут появляться монетки и забавные предметы.

Если зашли на Youtube, чтобы позалипать на числа и графики
Кликните на любое видео правой кнопкой мыши — в самом низу найдете секретную опцию «Stats for nerds» — в русском переводе Google «Статистика для сисадминов». Открывайте ее, и там увидите подробную информацию о размере видео, разрешении, задействованных цветах и даже скорости своего интернет-соединения. Действительно занудно, но вдруг когда-нибудь пригодится?

Если очень любите код
Возможно, вдохновившись примерами, вам тоже захочется срочно создать пасхалку в своем продукте. Если в бюджет заказчиков это не вписывается, не беда, есть элементарный способ — спрятать послание в коде. Так тоже некоторые делают. Например, если на сайте Amazon нажать Ctrl+u для просмотра кода и пролистать страницу до конца — увидите мяукающую уточку.

Вряд ли команда будет в восторге, если вы понаделаете в исходниках уточек. Зато вам теперь читать чужой код будет не так скучно — везде есть место внезапным сюрпризом.

«Главная ошибка собеса — подгонять ответы». Рекрутеры рассказали о найме в IT
Откуда берутся IT-рекрутеры, с какими трудностями они сталкиваются в попытках закрыть позиции и какие ошибки сами совершают на интервью — полезно знать перед тем, как искать работу.
Изображения: Артем Марков
Нашли ошибку в тексте — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Нашли ошибку в тексте — выделите её и нажмите кнопку «Сообщить об ошибке».
Источник: bbbl.dev