Что такое парциональные программы

Парциальные программы дошкольного образования, используемые в воспитательно-образовательном процессе являются прекрасным дополнением к основной комплексной образовательной программе.

В нашем дошкольном образовательном учреждении в дополнение к основной общеобразовательной программе используются парциальные программы, направленные на всестороннее развитие личности ребенка.

1. Программа «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О. С. Ушакова)

Цель программы — развитие у дошкольников речевых умений и навыков, формирование у них представлений о структуре связного высказывания, а так же о способах связи между отдельными фразами и его частями. В программе достаточно полно раскрыты теоретические основы, описаны направления работы по речевому развитию детей.

По данной программе ведется работа во второй младшей, средней и подготовительной группах.

2. Программа «Конструирование и художественный труд в детском саду» (Л. В. Куцакова)

Цель программы – развитие конструктивных умений, художественно – творческих способностей, художественного вкуса. Так же программа нацелена на развитие у дошкольников таких психических процессов как воображения и ассоциативного мышления, на воспитание у них трудолюбия, усидчивости, терпения. На занятиях педагоги знакомят детей с различными приемами конструирования и моделирования. Программа позволяет применять к детям с разным уровнем интеллектуального и художественного развития дифференцированный подход.

Подготовка ДОУ к реализации ФОП ДО: «Дорожная карта»

По данной программе ведется работа в первой младшей, второй младшей, средней и подготовительной группах.

3. Программа «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» (И. Ф. Мулько)

Цель программы – нравственное, патриотическое и умственное воспитание дошкольников. Развитие у них представлений об основах правового и социального сознания, а так же месте человека в культуре и истории, его роли в техническом прогрессе.

По данной программе ведется работа во второй младшей, средней и подготовительной группах.

4. Программа «Приобщение детей к истории русской народной культуре» (О. Л. Князева)

Цель программы — нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, через приобщение детей к русской народной культуре. Педагоги знакомят детей с жизнью и бытом людей, их характером. Знакомят с нравственными ценностями, традициями, присущими только русскому народу, особенностями их духовной и материальной среды.

По программе О. Л. Князевой «Приобщение детей к истории русской народной культуре» ведется работа во второй младшей, средней и подготовительной группах.

5. «Учусь жить среди людей» (Н. И. Заозерская)

Программа нацелена на социально — нравственное, нравственно эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

По данной программе ведется работа во второй младшей, средней и подготовительной группах.

Все вышеизложенные парциальные программы рекомендованы Министерством образования РФ

Читайте также:
Федеральный перечень программ по истории

Источник: sprashivalka.com

Парциальные программы издательства «Русское слово» для дошкольного образования

Что такое парциональные программы

В первый день работы МММСО прошла панельная дискуссия «Парциальные программы: новые векторы развития», вызвавшая неподдельный интерес педагогов, экспертов и гостей салона. Такое внимание со стороны практиков не случайно. Система дошкольного образования сейчас находится в поиске комплексных решений, которые смогут учитывать все дефициты и риски успешного развития каждого детского сада. В связи с принятием ФГОС дошкольное образование ожидают значительные перемены. Создать единое образовательное пространство – задача крайне необходимая, но при этом не менее важно сохранить богатейший уникальный опыт, накопленный в этой сфере в том числе благодаря большому количеству разноплановых парциальных программ.

На сайте Федерального института развития образования в разделе Навигатор образовательных программ дошкольного образования размещены 23 парциальные программы, из них 4 программы посвящены физическому развитию, 4 – познавательному, одна программа для детей раннего возраста, 2 программы по формированию математических представлений, 4 программы по художественному развитию, 2 программы по подготовке к обучению грамоте, одна по духовно-нравственному развитию, одна по обучению иностранному языку и 4 по социальным коммуникативному развитию. Это поистине уникальная сокровищница дошкольного образования, которая дает воспитателям возможность работать творчески. Настоящий учитель не может ограничиться рамками одной программы, он стремится использовать разные варианты, подниматься над рутиной и реализовываться в творчестве.

При составлении своей образовательной программы дошкольного образования педагоги должны использовать не менее 60% Федеральной программы, вариативную часть в которой могут применяться парциальные программы составляет 40%. От педагогов зависит, какие и сколько программ выбрать, как их совместить, сделать процесс образования детей насыщенным, увлекательным, и в тоже время не увеличить нагрузку на ребенка.

Выступившая в начале панельной дискуссии директор Центра дополнительного образования студентов ИНО МГПУ Татьяна Владимировна Волосовец подчеркнула необходимость применения парциальных программ в дошкольном образовании и пожелала участникам плодотворной, успешной работы.

Ольга Олеговна Кузнецова, методист ГБОУ «Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы», акцентировала внимание участников на важности обсуждаемых проблем, ответственности за организацию образовательного процесса педагогов, которым среди большого количества парциальных программ предстоит выбрать самые полезные и важные для детского развития.

Руководитель Центра дошкольного образования АНО ДПО «Национальный институт качества образования» Ольга Валерьевна Воротникова обратила внимание на актуальность правильного речевого развития дошкольников и представила программно-дидактический комплекс для организации речевого развития детей от 3 до 7 лет «Речь: плюс. Речевое развитие в детском саду».

– Программно-дидактический комплекс способствует формированию у ребенка устойчивых навыков и умений по всем необходимым для коммуникации и обучения в начальной школе направлениям речевого развития: устная речь, чтение, письмо, – сообщила О.В. Воротникова.

Читайте также:
Что с программой музыка vk

Доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» Ирина Александровна Лыкова рассказала о программах эстетической направленности, автором которых она является, «Цветные ладошки» и «Умные пальчики». И.А. Лыкова представила Программу художественно-эстетического развития «Цветные ладошки», в основе которой: авторская концепция и технология приобщения детей к ценностям «красота», «природа», «культура»; культурные практики детей и взрослых; арт-методики для выявления и поддержки индивидуальности ребенка.

Доцент департамента педагогики ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Наталья Сергеевна Муродходжаева перешла от обязанностей модератора к роли спикера и представила парциальную модульную программу «СТЕМ-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста».

– Целью программы является развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами STEM-образования, – рассказала Н.С. Муродходжаева. – Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S – science, T – technology, E – engineering, M – mathematics: естественные науки, технология, инженерное искусство, математика.

Именно поэтому сегодня система STEM развивается как один из основных трендов. STEM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех четырёх дисциплин в единую схему.

Светлана Александровна Савченко, руководитель психологической службы Института системно-деятельностной педагогики, разработчик и ведущий курса «Нескучная математика», детский психолог, кинезиолог, игропрактик, посвятила выступление парциальной образовательной программе математического развития дошкольников «Игралочка» (Авторы: Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова).

Кандидат психологических наук, преподаватель Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО) Мария Александровна Лилюхина представила парциальную программу С.Н. Николаевой «Юный эколог», направленную на формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

По мнению автора программы, экологические знания – не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности. Поэтому особое внимание в программе уделено развитию в детях гуманного отношения к живым существам, формированию навыков ухода за обитателями уголка природы.

Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г.

Саморуковой и др.).

Участники панельной дискуссии пришли к выводу, что разрабатывать и внедрять парциальные программы необходимо, они имеют большое значение для развития дошкольного образования. Поступило предложение создать «Навигатор парциальных программ», прошедших апробацию и официальную экспертизу и доказавших свою эффективность на практике.

Источник: sdo-journal.ru

Спонтанная игра — программа, модель, методика

Понятно, как вписать планируемую игровую деятельность ребёнка в программу учреждения. Но как смоделировать и структурировать спонтанную игру, если само это понятие противоречит понятиям «модель» и «планирование»? В этом случае следует обратиться к Методическим рекомендациям по реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (утв. Министерством просвещения РФ 7 марта 2023 г.), где рассматривается понятие «парциальная программа».

Читайте также:
100 к 1 у кого есть программа

Парциальная программа — это образовательная программа, разработанная одним или несколькими авторами. Она учитывает интересы и потребности детей, возможности педагогов; расширяет пространство детской реализации. Парциальные программы и методические рекомендации используются в рамках вариативной части образовательной деятельности ДОУ.

Алгоритм составления парциальной программы на основе спонтанной игры

Вариант № 1:

Вариант № 2:

Как организовать спонтанную игру

Основные цели и задачи парциальной программы обозначены в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС в редакции 8 ноября 2022 г. № 955) и Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО — приказ Минпроса № 1028 от 28 декабря 2022 г.). Они таковы:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
  • поддержка спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Спонтанные игры нужны для того, чтобы реализовать имеющийся социальный опыт и обогатить его во взаимодействии с предметами, сверстниками, командой.

На фото — спонтанная игра с конструктором «Бабашки».

Средства, стимулирующие самостоятельную игру детей, — это игрушки и предметно-пространственная среда. Самостоятельная, спонтанная игра максимально отражает реальную жизнь и опыт ребенка, его поведение в жизненных ситуациях. В дошкольном младшем возрасте это копирование поведения близких людей (родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры). В этих играх нет определённых правил и каких-либо инструкций. Дети играют так, как им хочется, и перестают играть, когда захочется.

Чтобы игра возникла и продолжилась, была интересной, содержательной и просто доставляла удовольствие, важно тщательно продумать и организовать предметно-пространственную среду в группе. Она должна быть открытой, доступной, не только развивающей, но и развивающейся.

По мере овладения способами игровой деятельности организация предметно-пространственной среды должна усложняться за счёт увеличения качества, количества и разнообразия предметов с различными назначениями и функциями, которыми их наделяет ребенок (кубик — это стол и т. д.). Среда должна включать в себя разнообразие предметов и объектов социальной действительности, где каждый предмет и объект несёт определённые знания об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

При организации развивающей предметно-пространственной среды педагогам следует руководствоваться следующими правилами:

  • предоставлять детям самостоятельно выбирать свою деятельность;
  • учитывать возрастные, гендерные и индивидуальные особенности детей;
  • обеспечить доступность для детей всех предметов и материала;
  • привлекать в качестве помощников родителей.

Так через применение технологии педагогической поддержки, организации предметно-пространственной среды и методики стимулирования самостоятельной деятельности детей мы решаем основные задачи ФГОС.

Источник: babashki.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru