Что такое отрядная программа

Поступательное движе­ние коллектива вперед, его развитие невозможно без существования соответствующих ресурсов его жизнедеятельности, которые обеспечивали бы как долговремен­ную программу его развития, так и деятельность в конкретно складывающихся ситуациях.

Отрядная деятельность– это мероприятия, позволяющие раскрывать потенциальную сферу отряда, направленные на взаимодействие всего детского коллектива.

Потенциальная сфера отряда − это своеобразная «кладо­вая» жизненных ресурсов детской общности, обеспечивающих развитие коллектива как со­циальной системы. В качестве потенциалов могут выступать и выступают нравст­венные нормы коллектива, сложившееся общественное мнение, организованность, наличие способных организаторов (организа­торский фонд коллектива), определенный уровень сплоченности, отлаженная система управления и др.

Для чего проводится отрядное дело:

→ создание устойчивых межличностных отношений;

→ проявление личностных позиций каждого члена отряда;

Евгения Отрадная где сейчас и чем занимается\ Исполнительница»уходи и дверь закрой» предпочла семью

→ достижение общих целей;

→ организация досуга ребят;

→ реализация потребности быть нужным в отряде;

→ развитие различных навыков, способностей;

→ формирование психологического климата (состояние коллектива, отражающееся в эмоциональных переживаниях ребят, их отношениях ко всем значимым для отряда явлениям);

→ сплочение коллектива (устойчивая характеристика единства связей и отношений);

→ переход от номинальной группы (группа слу­чайно собравшихся людей или собранная волею обстоятельств) − до высшего коллектива.

Ниже представлено видовое разнообразие отрядных мероприятий:

→ прогулки и экскурсии;

→ индивидуальные и коллективные беседы;

→ подготовка к общелагерным (дружинным) мероприятиям;

→ работа по программе отряда;

→ «огоньки» (вечерние сборы).

По направленности отрядные дела подразделяются на:

        1. экологические («Поход», «Экологическая тропа»);
        2. спортивные («Зов Джунглей», «Веселое купание»);
        3. познавательные («Спрут», «Пожар»);
        4. художественные («Страсти-мордасти», «Мини Мисс»);
        5. трудовые («Чистота спасет мир», «Операция уют»);
        6. экономические («Арбат», «Кто хочет стать миллионером?»);
        7. патриотические («Военный бал», «Россия в 21-м веке»);
        8. общественно-политические («Отрядные выборы»).

        Источник: studfile.net

        Методика подготовки и проведения отрядного дела

        Отрядная работа — деятельность, организованная членами отряда, совокупность разнообразных дел внутри отряда и вне отряда. Это могут быть: подготовка к отрядным и дружинным делам, работа по программе отряда, коллективные творческие дела, занятия, спецкурсы, прогулки, спортивные игры (не на уровне дружинной спартакиады), вечерние «огоньки», индивидуальные беседы, игры, акции, то есть всё то, что происходит в результате действия всех членов отряда.

        ЛАЙФХАКИ ДЛЯ ЛАГЕРЯ/как провести круто смену?

        Отрядная программа — это совокупность всех отрядных дел (мероприятий) в хронологической последовательности.

        Отрядное дело — конкретное дело, проводимое в рамках отряда. Наиболее эффективным в воспитательном отношении является коллективное творческое дело.

        Для чего мы проводим отрядное дело?

        Ø создание устойчивых межличностных отношений;

        Ø проявление личностной позиции каждого члена отряда;

        Ø достижение общих целей;

        Ø организация досуга подростков (интересно, не скучно жить);

        Ø более глубокое знакомство детей друг с другом;

        Ø реализация потребности быть нужным для отряда;

        Ø развитие познавательных и творческих способностей;

        Ø разрешение проблем внутри отряда;

        Ø объединение детей.

        Формы отрядного дела

        По направленности:экологические, спортивные, познавательные, художественные, коммуникативные, трудовые.

        По содержанию:тематический день (комплекс дел, объединённый одной темой), игры на местности («Робинзонада», «Поиск клада»), деловые игры, диспуты, дискуссии (обмен мнениями), развлекательные дела (шоу-программы), тематические вечера, конкурсные программы, экспромт — дела, интеллектуальные игры.

        Педагогический смысл отрядного дела

        От чего зависит выбор того или иного дела?

        1. От программы (отрядной или дружинной),по которой работает вожатый.

        Отрядная программа «Экоцентр» (смена «Школа Добра») — отрядное дело «Экологический турнир».

        Отрядная программа «Школа выживания» (смена «Сильные люди»)— отрядное дело «Полигон приключений».

        2. От эмоционального состояния отряда.Например: в отряде произошёл эмоциональный спад, в результате резко ухудшилось настроение, нарастает раздражение. Логичнее будет в такой ситуации вместо конкурсной программы провести «огонёк», диспут или другое более душевное дело.

        От сложившейся ситуации в отряде.

        Например: вожатый увидел проблему «мальчики — девочки». Есть смысл провести дело, направленное на решение данной проблемы.

        От заявленного интереса детей.

        Например: «Вечер памяти В. Цоя», «А если это любовь?» (по телеверсии игры «Любовь с первого взгляда»), «Рок-вечер», «Карусель талантов» (если в отряде много талантливых детей). То есть отрядное дело должно иметь своё логическое обоснование.

        Вожатый определяет цель, задачи отрядного дела и прогнозируемый результат. Педагогический смысл любого отрядного дела — положительное развитие отряда, отношений и личностный рост каждого ребенка в отряде.

        С точки зрения педагогической эффективности отрядное дело должно быть:

        Ø информативным (новизна, историческая справка, актуальность);

        Ø вдохновляющим, оптимистичным (даже если мы проводим тематический вечер о проблемах наркомании, основная идея должна нести светлые мотивы). Основная мотивация для проведения дела должна быть — «Мы хотим!», а не «Мы должны!», «Нам интересно», а не «Мне интересно».

        При планировании дел следует учитывать:

        ž возрастные особенности детей;

        ž контингент детей (например: в отряде, где много детей, у которых родители погибли в «горячих» точках, нецелесообразно проводить диспут «Кому нужна чеченская война?»; отряду, в котором есть дети из детских домов, не стоит проводить тематический вечер «Я горжусь своей семьёй»);

        Читайте также:
        Virtualbox не устанавливаются программы

        ž интересы детей (по программе отряда дети должны быть с театральным уклоном, а большинство детей — спортсмены);

        ž уровень сложившихся взаимоотношений (например: в отряде не сложились межнациональные отношения, можно провести дело, на котором дети знакомятся с малыми народностями, их культурой);

        ž психологическое и физическое состояние детей (например: нецелесообразно сразу после похода проводить интеллектуальную игру или при массовой простуде детей проводить игру на местности и т.д.).

        Методика подготовки и проведения отрядного дела

        Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь в виду, для кого оно проводится, кому принесёт радость, и что получат для своего развития дети-участники. Но для успеха любого дела необходимо вожатому (организатору) и ребятам учитывать логику его организации, методы его подготовки. Методов существует несколько. Обратимся к методическим рекомендациям подготовки и проведения отрядного дела, которые даны Е.В. Титовой в книге «Если знать, как действовать».

        Объективно существуют три вида подготовки дела:

        ž индивидуальная, когда дело в коллективе организует один человек (кто-то персонально, чаще всего вожатый);

        ž групповая, когда дело в коллективе организует какая-нибудь группа (постоянные или временные органы самоуправления и микрогруппы);

        ž коллективная, когда в организации дела принимает участие весь коллектив.

        Наиболее эффективной является коллективный вид деятельности — самый сложный по своей организации, но вместе с тем и самый плодотворный сточки зрения воспитательной эффективности.

        Инициативная группа—это временный организаторский орган коллектива, но состоящий из числа добровольцев, изъявивших желание взяться за организацию какого-либо дела; чаще всего это подготовленные, компетентные дети, достаточно грамотные в данном вопросе, те, которые хотят поделиться своими знаниями с другими детьми. Главные условия для создания группы:

        сами пишут сценарий;

        сами организуют и проводят дело;

        Алгоритм метода подготовки и проведения КТД:

        сами готовят и проводят;

        Творческая группа— это тоже временный орган коллектива, избираемый, как правило, из числа наиболее компетентных лиц, для разработки идеи, подготовки и проведения какого-либо конкретного дела. Например: литературно-музыкального вечера, познавательных творческих дел, спортивно-туристических и т. д. Одним словом, для организации таких дел, где могут понадобиться специальные знания и умения организаторов. В чём её отличие от инициативной?

        назначается органом самоуправления;

        распределяет задания между микро группами и отдельными детьми;

        осуществляет помощь и контроль за выполнением заданий. Если сравнить с инициативной группой, то заметно, что там участники из других групп не привлекаются.

        Следует запомнить следующие правила:

        Главное — процесс подготовки, а не только итог. Воспитывает не сам результат дела, а процесс достижения результата!

        Вожатый непосредственно или опосредованно руководит, помогает в подготовке и проведении дела.

        Чем больше ребёнок делает самостоятельно, тем значимее для него дело. Нужно давать возможность ребёнку быть творцом, а не просто исполнителем!

        Алгоритм проведения дела:

        в) оформление (художественное, элементы реквизита, название дела);

        г) внешний вид (костюмы ведущих, ассистентов).

        При проведении дела следует учитывать следующие моменты:

        логичность (экспозиция (пролог), завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, эпилог);

        смена деятельности (от простого к сложному, подвижное — неподвижное и т. д.);

        умение владеть вниманием аудитории;

        использование технических средств:

        аудио (музыкальное, шумовое оформление, записанный голос); видео (просмотр видеороликов озвучивание видеосюжета, обсуждение видеофрагментаи т. д.); световое оформление (высвечивание «пушкой» делают с помощью фильмоскопа, настольной лампы и т.д.);

        —занятость всех детей (по возможности!) — даже если ребёнок будет только включать и выключать свет, для него это может быть очень значимым. Отрядное дело — это не бенефис одного вожатого!

        ♦Итог (анализ)— определить, когда и в какой форме провести анализ, или это будет сразу после дела, или на следующий день, чтобы не получился разговор только на эмоциональном уровне, или это будет на «огоньке», или просто — беседа.

        Схема проведения анализа отрядного дела с отрядом:

        1. Поблагодарить (найти за что, даже если дело было «провальным»):

        Что было хорошо и что понравилось?

        Какие были интересные находки?

        Как сработала группа (группы)?

        Как дело сработало на отряд, чем дело было полезным для отряда?

        Кто по-новому, с неожиданной стороны раскрылся?

        Чему научились при проведении дела?

        Смогу ли я провести подобное дело у себя в школе, в другом детском лагере?

        2. Выявить ошибки и неудачи:

        Что не получилось и почему?

        Схема анализа отрядного дела самим вожатым:

        Насколько предложенное дело было важным в воспитательном отношении?

        Насколько достигнуты цель и задачи дела?

        Как действовали в этом деле ребята (активно, пассивно, слушали, смотрели, отвлекались)?

        Как реагировали дети в ходе дела (аплодировали, смеялись, переживали, скучали)? Приходилось ли вносить коррективы в ход дела?

        Каков воспитательный эффект дела? Какие чувства оно вызвало, над чем заставило задуматься?

        Какие были педагогические ошибки?

        В последнее время часто приходится слышать рассуждения о том, что увлечение коллективной творческой деятельностью приводит к тому, что из педагогической практики «уходит» индивидуальная работа, взаимодействие педагога с конкретной личностью. Тем более что этому способствует и сама терминология: коллективное планирование, коллективная подготовка, коллективное проведение, коллективный анализ. Всё коллективное! Где же тут личность?

        Читайте также:
        Как написать формулу в программе excel

        Но так можно рассуждать лишь при поверхностном знакомстве с методикой. На самом деле ничего по-настоящему коллективного не получится, если лично каждый не будет готов к осуществлению своих индивидуальных функций в коллективе, к реализации собственных возможностей. Нужно понять, что без кропотливой индивидуальной работы невозможно обеспечить качество и результативность истиной коллективной организаторской деятельности.

        Значит, для того чтобы дети могли выполнять свои (действительно непростые) организаторские поручения, им необходимо помочь в этом. Но помочь — не значит сделать за них, взять на себя их функции, подменить их. Следовательно, необходима специальная и часто именно индивидуальная работа педагога с детьми. Наши дети не меньше нас, педагогов, нуждаются в соответствующих методических знаниях и умениях.

        Дата добавления: 2020-12-12 ; просмотров: 630 ; Мы поможем в написании вашей работы!

        Поделиться с друзьями:

        Источник: studopedia.net

        Набор отрядных мероприятий 3

        Img 5226m.jpg

        ОТРЯДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ– это мероприятия, проводимы только с отрядом. Поводятся они в свободное время или тогда, когда на улице плохая погода. Данный вид мероприятий помогают сплотить ваш отряд и узнать его со всевозможных сторон.

        ОТРЯДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ могут быть самые разные. Можно устроить с ребятами конкурс рисунков: на бумаге; на камнях, которые вы соберете вместе с детьми на пляже; на асфальте (при ясной погоде); на лицах, теле – бодиарт. Помните, что у любого рисунка должна быть тема. Если в вашем лагере есть музыкант вы можете пригласить его и попеть вместе с ребятками песни.

        Так же можно пригласить с другого отряда вожатого, который может сыграть на гитаре. Дети любого возраста любят придумывать, поэтому конкурс сказок для них будет очень интересен. Разделите отряд на команды и дайте им задание придумать, показать их творчество. Во многих лагерях есть должность психолога.

        Он тоже может провести в вашем отряде тренинг, на котором вы сможете увидеть свой отряд с другой стороны. Некоторые из них представлены ниже.

        В эту игру можно играть с любым количеством детей. Необходимо заранее на маленьких карточках написать роли (ветер, деревья, цыган, конь, воробей, пес, даже клнюшня и т.д.). Причем, например, деревьев может быть несколько. Вожатый раздает ребятам роли и объявляет начало представление.

        Необходимо объяснить ребятам, что когда называют их роль, они должны повторять все, что говорит автор, причем стараться это делать артистично и интересно. Текст каждый вожатый может придумать сам, используя любых героев своего представления. Например:

        Конкурс актерского мастерства (КАМ)

        Задания для конкурса:

        • Прочитать любой текст с разным выражением: с максимальной громкостью; как будто вы замерзли; как будто у вас во рту горячая каша и.т.д.
        • Не сходя со стула, посидеть так, как сидят: пчела на цветке; кассир на рабочем месте; наказанный Буратино;
        • Изобразить, как ходят: младенец; лев по клетке; артист балета; индейский вождь и т. д.;
        • Улыбнуться, как улыбается: вежливый японец; кот на солнышке; волк зайцу и т. д.;
        • Придумать и изобразить рекламу лагерного инвентаря;
        • Пантомима, — изобразить без слов предметы: боксерская груша, локатор, энциклопедия, осьминог, электростанция, кенгуру, часы с боем;
        • Каждый участник читает наизусть и попутно изображает читаемый отрывок;
        • Изобразить русские народные пословицы: «Цыплят по осени считают», «Хлеб — всему голова», «Что посеешь, то и пожнешь», «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»;

        Конкурс можно провести не только для актеров-одиночек, но и для команд. Разумеется, задания для командного конкурса будут совсем иными:

        • дается задание обыграть старую сказку на новый лад, сохранив основную сюжетную линию, сценарий не пишется, вся подготовка осуществляется за 15 минут, после чего участники должны представить «живой экспромт»;
        • после первого представления, команды на предложенную тематику разрабатывают сценарий и представляют его в виде немого кино;
        • Конкурс для капитанов. Задание — изобразить какую-либо сцену, например: Лес. Тишина. По верхушкам деревьев прошел легкий ветерок. Казалось, больше ничто не сможет нарушить эту тишину. Вдруг послышался хруст ломающихся веток. Что-то огромное промелькнуло мимо кустов. Это был лось. Он вышел на поляну, оглянулся, и видимо, чего-то испугавшись, кинулся обратно в чащу. И опять все стало спокойно. Внезапно раздался дикий рев и хруст ломающегося бурелома под чьими-то тяжелыми шагами. Рев не прекращался ни на минуту, и вскоре на поляну выбежал медведь. Этот звук принадлежал именно ему. Проснувшись утром и выйдя из берлоги, он наступил на ежа. Неприятное ощущение чего-то колючего не давало косолапому успокоиться, он ходил по поляне с дикими воплями. Вскоре боль утихла, и он направился обратно в чащу, а на поляне еще долго были слышны его тяжелые шаги. Наконец, стало тихо.
        Читайте также:
        Как работает программа антиплагиата

        Рассказ по первой и последней строчке

        Раньше писатели сочиняли свои рассказы и романы, пользуясь гусиным пером. Потом на смену перу пришли авторучка и печатная машинка. Сегодня главным орудием труда литератора стал компьютер. Но у компьютера есть один существенный недостаток: если с ним неграмотно обращаться, он может стереть из памяти весь текст. Так и случилось с одним начинающим писателем.

        Он набрал на дискету пять рассказов, а потом выяснилось, что от каждого рассказа в памяти компьютера осталась лишь первая и последняя строчка. Помогите писателю восстановить текст. Придумайте то, что было между первой и последней строчкой. А выглядят эти строчки так…

        1. Снег скрипел под ногами… Масло шипело на сковородке;
        2. Дятел высунул голову из дупла… В бухту входил эстонец;
        3. Дождь смыл все следы… На кровати лежал отбойный молоток;
        4. Костер давно потух… Балкон выкрасили в зеленый цвет;
        5. Айсберг возвышался над морем… Мухи попрятались в щели;

        Разделите отряд на 5 команд и раздайте каждой по строчкам. Эта игра развлечет и детей и Вас. Выберите лучший рассказ из всех. Можно повесить все творчество ребят в отрядный уголок.

        Музей ненужных вещей

        Цель: создать условия для творческой самореализации ребят, организовать межотрядное взаимодействие.

        Материалы: вещи, не нужные ни вожатым, ни детям – пустые бутылки, исписанные ручки, пустые коробки, все, что найдется в тумбочках, непригодное для использования по прямому назначению.

        Вожатый дает задание ребятам сделать из этих вещей какую – либо фигуру или статую, возможно по тематике, которую Вы придумаете или дети. По результатам Вы можете организовать показ самых смешных, непригодных ни к чему вещей и дать задание придумать применение этим вещам.

        Самое главное в этом конкурсе – придумать много необычных и совершенно несерьезных состязаний на определение самого-самого. Необходимо подготовить весь необходимый инвентарь, объяснить, как ведущему, что такое Книга рекордов Гиннеса, представить секретариат, который будет веси регистрацию рекордов, сообщить о славе, которая ждет победителей. Заранее ребята к конкурсам могут готовится. На любой конкурс можно вызывать всех желающих, главное – следить, чтобы все ребята вашего отряда поучаствовали хотя бы в одном. Конкурсы могут быть следующие:

        1. Кто дольше просидит на табуретке, приподняв над полом и не держась ни за что руками.
        2. Кто быстрее съест кусок черного хлеба и после этого свиснет.
        3. Кто быстрее на одном большом длинном волосе завяжет пять узелков.
        4. Кто быстрее засунет в пустую бутылку газету, не разрывая ее.
        5. Кто сможет за одну минуту раскатать самую длинную «колбаску» из куска пластилина.
        6. Кто быстрее выпьет через пластиковую трубочку стакан воды.
        7. Кто сможет за одну минуту разорвать листок А4, не складывая его, на большее количество кусочков.
        8. Кто дольше без добора воздуха сможет прокричать звук «И»
        9. Кто дальше сможет кинуть ватную палочку и т. п.

        В качестве награды можно присвоить каждому титул, приготовить комплекты «визиток» для каждого номинанта.

        Из листа бумаги А4 вырезается ладошка для каждого ребенка. Все члены отряда под красивую музыку, сидя в одной комнате, пишут друг другу адреса и пожелания.

        Можно так же сделать прощальный забор, где все ребята в любое время будут подходить, и оставлять свои пожелания, впечатления, рисунки и адреса.

        Письмо следующей смене

        Письмо составляется всем отрядом. Форма письма и способы его составления могут быть совершенно различными. Писать можно на: Обычном листе А4. Можно придать ему вид древнего свитка: намочить, высушить на солнце и загнуть углы. На листе ватмана.

        Можно придать форму листка, конфеты, конверта, рожицы и т.д.

        Коллаж, аппликации, фотографии, подручные материалы, сухоцветы, морские камешки – это далеко не все приемы и способы составления письма. Письмо можно положить в коробку, бутылку и пр., спрятать на территории лагеря и составить план территории с обозначением места «клада». А карту лучше всего подарить (торжественно вручить) вожатому, остающемуся на следующую смену.

        Игра «Вне зоны доступа»

        Игра состояла из 3-х этапов:

        1 этап: Презентация «Счастье», где участники команд рассказывали зрителям, что такое счастье в их понимании. Жюри оценивало выступление команд по пятибалльной системе.

        2 этап: Конкурс «Скорость реакции». Командам задавались вопросы по тематике и зачитывались варианты ответов, один из которых правильный. Команды должны были как можно быстрее выбрать правильный ответ предупредительным сигналом (свистком). За правильный ответ присуждался 1 балл. Всего было 20 вопросов.

        3 этап: Конкурс актёрского мастерства по брошюре «Сказочка о кривом зеркале». Участникам заранее были выданы четверостишия, которые они должны были обыграть и дополнить по желанию. Жюри оценивало выступление команд по пятибалльной шкале.

        • соответствие теме мероприятия;
        • оригинальность, творческое начало;
        • эмоциональность и художественность оформления;
        • уровень информированности по данной проблеме.

        Источник: summercamp.ru

        Рейтинг
        ( Пока оценок нет )
        Загрузка ...
        EFT-Soft.ru