Общие требования к программам дошкольного образования
Содержание и назначение основной образовательной программы дошкольного образования
Определение 1
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Программа необходима для:
- Планирования деятельности ДОУ на конкретный учебный год.
- Нормирование учебно-воспитательной работы в ДОУ.
- Прогнозирование итогов образовательной деятельности ДОУ за конкретный временной промежуток.
- Реализации требований ФГОС ДО, ориентированных на достижение качества образовательных услуг.
ООП формируется каждым образовательным учреждением дошкольного типа на основании разработанной Минобрнауки примерной дошкольной образовательной программы и с соблюдением требований ФГОС ДО. Примерная программа является моделью построения образовательного процесса в ДОУ, с учетом нормативов возрастного развития дошкольников и освоения ими пятью образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, речевое и познавательное.
Основная программа дошкольного образования
Требования к методологии построения ООП ДО
Согласно методологии построения основной образовательной программы дошкольного образования, выдвигаются следующие требования к ее проектированию:
Подобрали для написания работы по теме «Общие требования к программам дошкольного образования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Требования к структуре образовательной программы ДО
Структура ОПП ДО представлена тремя основными разделами:
Программа образовательной деятельности дошкольной образовательной организации должна включать в себя следующие компоненты:
- Целевое назначение образовательной деятельности.
- Содержание образования с учетом возрастных нормативов развития дошкольников. Содержание ООП должно ориентироваться на личностное развитие детей в разных видах деятельности, разными методами и средствами. Оно включает в себя пять блоков образовательной работы: социальное развитие, речевое становление, физическое, познавательное и художественно-эстетическое формирование личности дошкольника.
- Формы и методы реализации образовательной деятельности в ДОУ. Они отражают целевое назначение деятельности и ее особенности. Также, в расчет берутся условия реализации образовательной программы, материально-техническое снабжение ДОУ, педагогический состав и его квалификация, творческий потенциал.
- Совокупность компетенций, формируемых у дошкольников по мере освоения образовательной программы.
- Критерии оценки эффективности освоения ООП.
- Дополнительный раздел программы. Он включает в себя презентацию программы для общего представления о ее содержании и назначении.
Рисунок 1. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Требования к содержанию ООП ДО
Содержание ООП ДО отражает ряд аспектов образовательной работы, связанных с построением в ДОУ оптимальной образовательной среды, ориентированной на всестороннее развитие дошкольника.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования
Образовательная среда ДОУ должна включать в себя следующие компоненты:
- Предметно-пространственную развивающую область деятельности дошкольников.
- Определенный характер взаимоотношений между детьми и взрослыми, ориентированный на благоприятное сотрудничество и развитие детей.
- Определенный характер взаимоотношений в детском коллективе, носящий развивающую направленность.
- Определенный уровень социального развития дошкольника, связанный с отношением детей к собственной личности, личностям других детей и взрослых, к миру вообще.
Источник: spravochnick.ru
Что такое основная образовательная программа дошкольного образования это
Toggle navigation
Иллюстрированный научно — популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей
Тема номера:
Вдохновленные Реджио
- От редакции
- Проблема
- Школа начальников
- Юридическая консультация
- Родительский клуб
- Журнал в журнале «Психолог»
- Непрерывное образование
- Единое пространство детства
- Педагогическая кухня
- Беседка
- Школа здоровья
- Информбюро
- Калейдоскоп
- Наши приложения
- Зарубежная педагогика
Дорогие воспитатели и заведующие ДОУ, ученые, педагоги-практики, психологи, музыкальные работники, руководители кружков, тренеры, педиатры, папы и мамы, бабушки и дедушки — в общем все те, чья жизнь по разным причинам тесно связана с дошкольным воспитанием
Журнал «Обруч» приветствует вас на своих электронных страницах. Здесь вы сможете получить информацию по интересующим вас вопросам, поделиться собственным опытом, встретиться с интересными людьми.
Вот лишь некоторые темы, которые мы готовы обсуждать вместе с вами: новые учебные программы; альтернативное образование и частные детские сады, школы; тайны детской психологии; здоровье ребенка; образование и бизнес. Специально для педагогов — методические разработки, информация о курсах и семинарах, новых учебных пособиях и средствах обучения.
Лучшие материалы последних номеров «Обруча» (а в перспективе — полная подборка статей), последние новости дошкольного образования, консультации специалистов-«дошкольников», а также эксклюзивные материалы наших читателей — все это вы найдете на нашем сайте.
Пользуйтесь, критикуйте, обсуждайте!
Уважаемые коллеги! Приглашаем вас принять участие в серии авторских семинаров, вебинаров и мастер-классов на тему
«ДОШКОЛЬНОЕ И НАЧАЛЬНОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – РАЗВИВАЮЩЕЕ И РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ. НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ФУНДАМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»
8 декабря 2022 года. Всероссийский онлайн фитнес-фестиваль «Солнечный зайчик» среди детей дошкольного возраста образовательных организаций и организаций дополнительного образования. Регистрация для слушателей Ведущие Фитнес-фестиваля: Шишкина М.Е., председатель организационного комитета, Борисова М.М., заместитель председателя организационного комитета
14 декабря 2022 года. Вебинар «Здоровьеформирующее пространство современного детского сада: вызовы и практика организации ЗОЖ» Ведущие вебинара: Веннецкая Ольга Евгеньевна, к.п.н., эксперт по дошкольному образованию РАО, Почётный работник СПО РФ; Яровенко Олеся Евгеньевна, ЧУ ДО Замок детства, Московской обл., старший воспитатель; Баликоева Светлана Сергеевна, воспитатель, Каркузаева Лали Лаврентьева, врач, МАДОУ детский сад 107 «Суадон», г Владикавказ
10 ноября 2022 г. Вебинар «Воспитание нового поколения россиян на “грани миров”» Чумичева Раиса Михайловна, доктор пед. наук, профессор, профессор кафедры дошкольного образования Академии психологии и педагогики ЮФУ, действительный член Международной Академии им. Я.А. Коменского, руководитель научной школы «Феноменология Детства», руководитель инновационной площадки «Ребенок в мире Культуры» ВОО «Воспитатели России», эксперт Международного конкурса WorldSkils, эксперт конкурса им. Л.С. Выготского
- Главная
- О журнале
- Подписка
- Вопросы и ответы
- Новости
- Конкурсы
- Приглашаем к сотрудничеству
- Рекламодателям
- Наши друзья
- Семинары и вебинары
- Курсы повышения квалификации
НАШ ОПРОС
- Предыдущие опросы
- Результаты
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Наши координаты:
Адрес: 115551, г. Москва, ул. Домодедовская, д. 20, корп. 3, оф. 17.
Телефон/факс: (495) 392-7563
Редакция не всегда разделяет точку зрения авторов публикуемых материалов.
При перепечатке ссылка на «Обруч» обязательна.
Источник: obruch.ru
Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
1.1. Настоящие федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее — образовательные учреждения), в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
1.2. Федеральные требования учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.3. На основе федеральных требований разрабатываются:
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. На основе федеральных требований осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.
II. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
III. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Источник: edu.ru
Что такое ФГОС дошкольного образования? Образовательные программы для ДОУ
Современные дети действительно значительно отличаются от предыдущего поколения — и это не просто слова. Инновационные технологии кардинально изменили образ жизни наших крох, их приоритеты, возможности и цели. Что же делать взрослым? Как и чему учить малышей? Ведь те знания, которые передавали детям педагоги еще несколько лет назад, сегодня стали неактуальными.
Ответ на этот вопрос содержится в таком документе, который имеет название «федеральный государственный стандарт». Что такое ФГОС дошкольного образования, подробно расскажем в этой статье.
Федеральный государственный образовательный стандарт — что это?
Что же означает аббревиатура ФГОС? Расшифровывается как федеральный государственный стандарт образования. Это документ, составленный уполномоченным органом РФ, в котором отображаются требования к процессу практической реализации учебной деятельности. Применяется ФГОС в ДОУ, школах, средних специальных образовательных заведениях и вузах. В частности, в нем указаны требования, нормы и рекомендации по составлению программ учебных заведений.
Федеральный институт развития образования
Для того чтобы составить государственный стандарт образования, потребовалась колоссальная исследовательская и научная работа. Провел такую деятельность уполномоченный орган РФ, который имеет аббревиатуру ФИРО. ФГОС дошкольного образования также составил этот исследовательский институт.
Образован этот государственный орган был еще в 2004 году путем объединения нескольких научных институтов. Подчинен непосредственно Министерству образования РФ. В 2011 году получил статус автономного научного учреждения.
Актуальность ФГОС
Для того чтобы успешно реализовывать образовательно-воспитательную функцию современного поколения в РФ, еще в 2003 году на государственном уровне стали обсуждать необходимость создания единых обобщенных требований к знаниям и умениям воспитанников учебных заведений различных уровней.
Таким образом, уже в 2004 году был создан образовательный стандарт первого поколения. Его ввели в практическую деятельность различных образовательных учреждений, в том числе были распространены нормативы ФГОС в ДОУ.
После этого документ регулярно обновляется. При этом учитываются развитие современного технологического прогресса и требования общества.
ФГОС составлен в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией прав ребенка.
Для чего нужен стандарт образования?
Что такое ФГОС дошкольного образования, для чего нужен этот документ в ДОУ? ФГОС создан, в первую очередь, для систематизации, логического объединения процесса образования. Документ позволяет организовать учебную работу таким образом, чтобы дети не испытывали больших трудностей при переходе на новый уровень образования, а именно были оснащены необходимыми и достаточными знаниями, имели определенный уровень психологической подготовки.
Документ позволяет планировать работу образовательных учреждений, что непосредственно отображается в их финансировании. Благодаря установленным нормам проводится работа и с педагогическими сотрудниками — разрабатываются графики повышения профессиональной квалификации, переаттестации, организовывается работа методических объединений. Различные формы контроля уровня подготовки воспитанников составляются также с учетом требований стандарта образования.
Структура стандарта образования
Что такое ФГОС дошкольного образования? Это четко структурированный документ требований к организации учебно-воспитательной работы в ДОУ. Он состоит из таких трех уровней:
- Требования к составлению образовательной программы. Этот раздел включает в себя нормы и критерии, которые необходимо учитывать педагогическим работникам при планировании учебного процесса. А именно указан объем обязательного утвержденного материала, соотношение разных направлений. Стандарт предполагает также внесение в рабочую программу дополнительных направлений, разделов знаний, которые формируются непосредственно участниками образовательного процесса. С учетом всех требований документа составляется программа ФГОС дошкольного образования.
- Требования, которые предусматривают реализацию составленной программы. Тут имеется в виду не только непосредственно усвоение знаний и умений воспитанниками, но и финансовая, материально-техническая реализация образовательного процесса, работа с педагогическим коллективом, родителями детей и другие условия, которые были запланированы на этапе формирования образовательной программы.
- В последнем разделе, который включает в себя государственный стандарт образования, указаны требования к результатам учебного процесса. Тут также рассмотрены разные стороны образовательного процесса. В документе указан не только минимальный необходимый уровень подготовки воспитанников, но и сроки выполнения поставленных задач, а также профессиональное развитие педагогов.
Рабочая программа по ФГОС в ДОУ в обязательном порядке должна учитывать все требования государственного стандарта образования.
Реализация образовательного стандарта
В образовательном процессе стандарт реализуется в виде основных учебных программ, которые, в свою очередь, должны включать планы, графики, рабочие программы по каждому предмету. Например, ФГОС по математике в ДОУ предполагает не столько обучение цифрам и счету, сколько развитие понятий «количества», «группы», решения жизненных ситуаций.
Помимо программ, на основе требований стандарта составляется методическая литература, контрольно-оценочные материалы.
Дошкольное образование ФГОС: основное
Отличительной чертой образовательного стандарта нового поколения является совершенно инновационный подход к процессу образования детей. Если ранее целью ставилась передача знаний от педагога к ребенку, закрепление необходимо уровня умений и навыков, то сегодня главной задачей является формирование целостной гармонично развитой личности. Таким образом, программа ФГОС дошкольного образования должна содержать не столько требования к знаниям ученика, сколько акцентировать внимание на психологическом аспекте формирования воспитанника как участника современного общества. В соответствии с этим при составлении программы следует учесть такие факторы:
- требования ФГОС и региональных стандартов;
- материально-технические возможности ДОУ;
- доступные средства организации работы;
- направленность, формы и методы преподавания в конкретном учебном заведении;
- условия организации образовательного процесса в ДОУ;
- социальный заказ конкретной местности;
- вид образовательного заведения;
- возрастные и индивидуальные возможности воспитанников.
Кроме того, основная образовательная программа ДОУ по ФГОС должна соблюдать следующие условия:
- Не противоречить Конституции РФ, закону «Об образовании», другим региональным и внутренним распоряжениям.
- Гарантировать сохранение и укрепление здоровья детей.
- Обеспечивать взаимодействие педагога с семьей воспитанников.
- Быть способной психологически и физически подготовить ребенка к школе.
- Обеспечивать равные условия образования независимо от этнической, религиозной принадлежности, социального статуса, места проживания.
- Являться преемственной со школьной программой.
Основная цель программы по ФГОС
Дошкольное образование в условиях ФГОС ставит основной целью всего учебно-воспитательного процесса развитие гармоничной личности воспитанника. То есть дать малышам определенный запас знаний сегодня недостаточно. Намного важнее приобщить ребенка к социуму, правилам и нормам поведения в нем, а также развивать навыки самостоятельности, ответственности, взаимодействия с другими людьми, учить проявлять свои индивидуальные особенности и таланты, быть активным членом современного общества.
Несомненно, достичь таких результатов можно, только имея определенный багаж знаний. Поэтому обучение ребенка основам наук — не менее важная задача дошкольного учебного заведения, но критерии оценки усвоения такого материала детьми достаточно гибкие. Сегодня необязательно уметь читать, сев впервые за школьную парту, но важно, чтобы первоклассник был психологически подготовлен к предстоящей учебной деятельности. Так, малыш должен уметь общаться со сверстниками, быть усидчивым, иметь удерживать внимание и многое другое. В документе обозначены целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования.
Основные области знаний по ФГОС
- Познавательное развитие. Дети должны достичь в результате образовательной деятельности в рамках планируемого периода стойкий исследовательский интерес к окружающему миру, природных и социальных явлений в нем.
- Речевое. В зависимости от возраста к этому критерию разрабатываются конкретные нормы. Так, в старшей группе ДОУ дети должны иметь связную логически правильную речь.
- Художественно-эстетическое. Это направление предполагает ознакомление воспитанников с художественными и музыкальными произведениями, приобщение к культуре и искусству, а также развитие индивидуальных творческих способностей, мелкой моторики.
- Социально-психологический раздел подразумевает адаптацию ребенка в коллективе сверстников, обучение малыша правилам поведения в группе, формирование психологического комфорта и социального статуса как необходимого элемента существования группы.
- Физическое направление включает спортивные занятия, оздоровительные процедуры, занятия по ОБЖД в ДОУ.
ФГОС дошкольного и начального образования тесно взаимодействуют, являются преемственными. Поэтому по таким же направлениям планируется работа и в младших классах школы.
Особенности составления рабочей программы в ДОУ по ФГОС
- согласно ФГОС в ДОУ;
- составленная участниками образовательного процесса.
Первая указанная часть обязательно должна быть отображена в полном объеме. Вторая же является рекомендательной и формируется в индивидуальном порядке.
Программа должна содержать следующие разделы:
- Титульный лист, в котором указывается название программы, авторы, когда и кем утверждена.
- Пояснительная записка. В ней раскрывается актуальность выбранной работы, основная концепция документа, цели и задачи работы, сроки их выполнения.
- Режим дня в ДОУ.
- Содержание учебно-воспитательной работы в рамках отдельных направлений. В том числе методический комплекс работы (какие основные и дополнительные программы применяются, технологии образования, наличие методических пособий). Структура системы образовательной работы (режимы дня, сетки занятий, графики работы сотрудников, нагрузка).
- Предполагаемые результаты работы в течение учебного года.
- Контрольно-оценочная работа в ДОУ (как для воспитанников, так и для педагогического состава).
Целевые ориентиры программы по ФГОС
Согласно требованиям государственного стандарта образования, в ДОУ исключаются промежуточные и итоговые аттестации знаний. Важно проверить не заученные факты, а психологическую готовность ребенка к следующей ступени образования — школе. В связи с этим требованием сформировали определенные целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования, оценивая которые можно определить уровень готовности дошкольника к переводу в первый класс:
- ребенок проявляет положительное отношение к окружающему миру, людям и себе;
- дошкольник в состоянии определить самостоятельно задание, выполнить его;
- отмечается инициативность в играх и образовательной деятельности;
- достигнуто осознанное понимание и выполнение правил, норм, требований социума;
- речь понятна окружающим, правильно построена;
- развито умение самостоятельно решать проблемные или конфликтные ситуации;
- крупная и мелкая моторика соответствует возрасту;
- в деятельности проявляется творчество, нестандартное мышление;
- отмечается владение волевыми качествами;
- ребенок любознателен, наблюдателен.
Виды образовательных программ
Различают 2 вида основных образовательных программ в ДОУ:
- общеразвивающие (включающие различные направления);
- специализированные (узконаправленные).
К первым относятся программы «Радуга», «Развитие», «Кроха» и другие. Специализированные — это экологического, художественно-эстетического, физического, социального воспитания.
Помимо вышеобозначенных программ, в отдельных ДОУ применяются дополнительные, например, документы кружковой работы.
В этой статье мы разъяснили, что такое ФГОС дошкольного образования, и как реализовывать поставленные требования в педагогической практике. Методистам детских дошкольных учреждений важно правильно донести основные требования документа педагогическим работникам, научить применять новшества в работе. Ведь ФГОС — это документ, помогающий организовать учебную деятельность с учетом социального заказа и современных требований общества. Благодаря этому документу поколение наших детей обучается в совершенно инновационном формате, оставив позади убеждения прошлого.
Источник: fb.ru