Что такое орф программа

Орф-педагогика
— это воспитание и обучение через искусство и творчество, основанное на связи музыки, движения и речи. Эта креативная педагогика позволяет развивать не только музыкально-двигательные способности детей (петь, лучше чувствовать своё тело, танцевать, играть на инструментах), но и полноценно развивать личность ребёнка, раскрывать внутренний потенциал.

Классическое Орф-занятие
— это движение и музицирование на орф-инструментах. В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке, начиная от детей грудного возраста до преклонных лет. Эти занятия затрагивают многие аспекты психического развития. Детям с различными отклонениями эти занятия могут помочь в развитии речи, коммуникативных способностей, внимания, концентрации, мелкой и крупной моторики. А самое важное, что урок строится «здесь и сейчас», в зависимости от индивидуальных потребностей детей, от эмоционального состояния.

Карл Орф. Биография

Кто такой Орф?
Карл Орф (1895-1982) — немецкий композитор и педагог, основатель данного подхода. Он известен по сценической кантате «Carmina Burana» (1937). Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пение, импровизация, движение и игра на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения («Орф-Шульверк»).

Свои идеи Орф изложил в пятитомной антологии музыки «Шульверк. Музыка для детей», изданной впервые 50 лет назад. Шульверк — это не учебник, скорее концепция, взгляд на музыкальное образование детей. Шульверк (Schulwerk) – сочетание двух слов — Schule (школа) и Werk (работа, умение что-то делать искусно). Выходит, что действие — основа музыкального воспитания по Карлу Орфу.

Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их талантов.

Каковы задачи Орф-занятий?
Научиться играть и петь, лучше осознавать свое тело (лучше им управлять), понять определенные закономерности музыки, тренироваться в концентрации внимания, улучшать память, ориентироваться в пространстве и времени, учиться абстрактно мыслить и узнавать разные эмоции, общаться с другими детьми. Знакомиться с различными культурами через музыку и движение.

Примерная структура, методы и приемы Орф-занятия:

— движение и танец (традиционный и художественный. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений. ПРОЖИВАНИЕ МУЗЫКИ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ);
— звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки и др.);
— пение, с использованием лучших образцов народной культуры;
— речевые упражнения (развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. На занятии используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках других культур, на выдуманном языке);

Лекция-знакомство с орф-педагогикой


— поэтическое музицирование (это помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки);
— игра на музыкальных инструментах (дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля);
— театр (для того, чтобы объединить воедино все перечисленное ранее: воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре).

Какие инструменты используются на Орф-занятии?

Звуковые и шумовые:
— барабаны и ударные инструменты (джембе, маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко);
— ксилофоны, глокеншпили (колокольчики), блок-флейта;
— звучащие жесты (body percussion) — это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы;
— в качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки и т.п. – практически любые предметы, в том числе и самодельные:

Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки.

Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки ).

Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань.

Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них, различная крупа, камешки, ракушки.

Читайте также:
Программа для апгрейда компьютера как узнать что требуется заменить

Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.)

Металлические банки разных размеров.

Стеклянные бутылки и фужеры.

Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчески.

Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.).

И многое другое, из чего только можно извлечь звуки!

В данном примерном перечне речь идет не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их с ними проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.

Каковы принципы Орф-педагогики?

1. Обучение нужно для развития.
2. Движение, звук, речь, пение вначале неразделимо связаны и только потом
очень постепенно разделяются.
3. Процесс важнее результата.
4. Практика важнее теории (нот).

Значит ли это, что Орф-подход противоречит традиционному занятию?

Нет. Орф-уроки дополняют образование по программе, либо предваряют, готовят к нему. Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка.
На музыкальных занятиях с Орф-подходом создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность. Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.

Орф-педагогика и ФГОС ДОУ – стандарт вариативности и развития.

Концепция педагогики Карла Орфа абсолютно созвучна с концептуальными основами ФГОС ДО, особенно в областях:
-художественно-эстетическое развитие;
-речевое развитие.

Основной целью системы является практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. «С начала времен дети не любят учиться. Они предпочитают игру и любое обучение нужно подать как детскую игру» — цитата К. Орфа, поэтому использование орф-игр на занятии можно назвать «полезным баловством», это скрытое, не директивное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат, на занятии царит увлеченность, раскованность, внутренний комфорт.
Преимущества педагогики Орфа в ее универсальности, экономичности, ее можно легко сочетать с другими методиками. Она позволяет учитывать индивидуальные особенности, навыки, потребности ребенка. Сам композитор не раз говорил о том, что его работа не может считаться законченной и имеет практические безграничные возможности развития и совершенствования.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Что такое Орф-педагогика

Школа развития

Орф-педагогика – это концепция музыкального образования, разработанная австрийским композитором и педагогом Карлом Орфом во втором десятилетии ХХ века. Материальное ее воплощение – работа «Шульверк. Музыка для детей» в пяти томах, содержащая музыкальный материал для обучения. И часто вместо понятия «Орф-педагогика» используется термин «Орф-Шульверк» или просто Шульверк.
Название «Schulwerk» было выбрано самим Карлом Орфом. Это немецкое слово состоит из двух частей: schule и werk (буквально – «школьная работа»). В Орф-педагогике за термином «Шульверк» скрывается принципиально важная идея обучения и развития детей через практическую деятельность. В Шульверке ученик постоянно активен, и от него требуется выдавать его собственные идеи, а не копировать идеи учителя. Процесс обучения получается многосторонним: учится не только ученик – у учителя, но и учитель – у ученика, и ученики – друг у друга.
Орф-педагогика невероятно многогранна. Вот как пишет о ней один из самых известных в мире Орф-педагогов Даг Гудкин в своей книге «Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику» :
«Мне приходится описывать Шульверк Орфа бесконечному числу людей: родителям, коллегам-учителям, попутчикам в авиаперелетах. Поскольку многие действительно никогда не слышали о Шульверке, не видели и не притрагивались к нему, вполне естественно, что они задают вопросы. Я отвечаю одной из своих дежурных фраз – «это целостная система музыкального образования ребенка», «это обучение детей музыке через пение, танец, игру на специальных инструментах и импровизацию», «это подход к музыкальному образованию, разработанный композитором Карлом Орфом».
На самом деле определение Шульверка слишком объемно, чтобы уместиться в одном предложении, или в двух, или даже в десяти тысячах фраз. Шульверк легче почувствовать, чем объяснить словами. Необходимо непосредственное наблюдение за тем, как детей обучают по этой системе, или же личное участи в Орф-семинаре. Однако даже этот опыт позволит лишь бегло заглянуть в приоткрывшуюся дверь.

Читайте также:
Что такое программа вычисления

Пройдя двухнедельный интенсивный курс Орфа для учителей, испытав свои силы в обучении детей разных возрастов, вы только приблизитесь к заветному порогу. Пройдя затем три уровня «Сертификационной программы по системе Орфа» и получив пятилетний педагогический опыт, вы, вероятно, сможете шагнуть в раскрывшуюся перед вами дверь. И все же масштаб Шульверка столь велик, а возможности столь безграничны, что вы никогда не почувствуете полного удовлетворения. Стоит вам лишь подумать, что вы, наконец, освоились, как кто-то меняет в этой «комнате» мебель или обнаруживается доселе неизвестный потайной шкаф, и вам приходится заново фокусировать свое восприятие.
Шульверк можно назвать подходом Орфа или способом Орфа, но ни в коем случае не методом. Это означает, что в нем нет систематизированной, поэтапно расписанной процедуры, одинаково применимой ко всем возможным ситуациям. Шульверк требует от учителей полного погружения в процесс, побуждая их к разработке собственных исследовательских и педагогических методик. При этом нельзя сказать, что ему не хватает фундаментальных принципов, четких моделей и базовых техник. Скорее, матрицу Шульверка можно назвать истинным подарком для учителей, наделенных чуткостью и творческим мышлением и ищущих способы организации своих идей.
Как в Шульверке, так и в вопросах воспитания детей невозможно быть экспертом. Можно лишь направить все свои усилия на то, чтобы поддерживать неослабевающий дух познания, здоровое сомнение в правильности своих действий, готовность к преодолению новых вершин и безграничную любовь к детям».

Детские занятия

Некоторые базовые идеи Орф-подхода, которые мы используем на наших детских развивающих занятиях в нашей школе развития :

  • Соединение музыки, движения и речи. «Музыка – это движение в звуке, а движение – это музыка в танце. Речь может быть музыкой сама по себе, совершенно отделившись от прямого значения используемых слов» (Даг Гудкин). Синтез движения, музыки и слова в Орф-подходе – это современное воплощение древнегреческой концепции mousike, ныне сохранившееся в мировом фольклоре.
  • Элементарные музыка и танец. Элементарные – не в смысле «примитивные», а в смысле «первоначальные», стоящие у истоков, состоящие из первоэлементов. Это то, что каждый из нас может делать – вне зависимости от природных особенностей и, тем более, от наличия музыкального или хореографического образования. Прежде всего, это народная музыка и народный танец.
  • Обращение к целостному человеку. Музицирует, танцует, говорит весь человек: в этом едином творческом процессе задействованы и ум, и интеллект, и эмоции, и телесные ощущения и переживания, и духовная составляющая.
  • Использование инструментов. Звучащие жесты, перкуссия, Орф-инструменты (штабшпили), блок-флейты используются на Орф-уроках как средство познания музыки в живом действии, в процессе музицирования и импровизации.

«Подобно тому как джазовый музыкант обретает свой уникальный стиль, впитывая, а затем трансформируя достижения предшественников, учителя, практикующие подход Орфа, претворяют в жизнь основные принципы Шульверка, вложив в них свою музыкальность, индивидуальность и интеллект. Когда у них появляется этот уникальный «стиль», начинается настоящая работа. И так снова и снова. Ведь само слово «подход» подразумевает, что вы никогда не достигнете цели, но будете следовать за ней, не прерывая поиска» (Даг Гудкин).

Читайте также:
Лучшие программы для разгона видеокарты

Приглашаем на наши детские программы, где мы используем элементы Орф-педагогики:
Солнышко мое — развивающие занятия для малышей 6-12 месяцев
Лесенки-чудесенки — школа раннего развития для детей 1-2 лет
Ладушки — детские занятия для 2-3 лет

Источник: ladamama.com

Консультация для педагогов «Педагогическая система К. Орфа»

Что такое он придумал, что в настоящее время Орф-общества существуют в десятках стран мира. Во многих странах регулярно проходят конференции, семинары, курсы. Те, кто хотят получить полное Орф-образование, заканчивают спецкурс в Орф-Институте.

Что такое Орф-подход?

Публикация «Консультация для педагогов „Педагогическая система К, Орфа“» размещена в разделах

  • Консультации для воспитателей, педагогов
  • Методика Карла Орфа
  • Методические материалы для педагогов и воспитателей
  • Темочки

В древности не было отдельно музыки, отдельно пения и отдельно танца. Все искусства были частями единого целого, поэтому идея интеграции искусств не нова. В начале прошлого века ее последовательно развивали и применяли многие педагоги-музыканты, поэтому нельзя сказать, что Карл Орф придумал что-то сногсшибательно новое. Что же он собственно сделал?

Почему его именем озаглавлены разработки, сделанные уже после его смерти? Он просто воплотил эту идею на практике. Он создал педагогическую систему. Систему людей, которые продолжают работать в этом направлении, постоянно развивая и обогащая ее. Это система воспитания и обучения через искусство и творчество, основанная на связи музыки, движения и речи.

Чем интересна система Карла Орфа?

Основным предназначением Орф-педагогики является первичное приобщение всех детей – независимо от их способностей – к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности. “Обучение в действии” —одна из главных идей педагогики Орфа. Ребенок присутствует на занятии не как гость, а как соавтор и создатель своего собственного музыкального мира. Эти занятия продолжают Вальдорфскую традицию.

Смысл Орф-педагогики сводится к тому, чтобы дать толчок музыкальному и творческому развитию детей. Карл Орф считал, что даже несложные песенки, которые сопровождаются дразнилкой, приплясыванием, отлично развивают у малыша много важных навыков и качеств.

Самое главное в орф-педагогике – импровизация, фантазия и творчество.

Каковы задачи Орф- уроков?

Научиться играть и петь, лучше управлять своим телом, понять определенные закономерности музыки, тренироваться в концентрации внимания, улучшать память, ориентироваться в пространстве и времени, учиться абстрактно мыслить и узнавать разные эмоции, общаться с другими детьми.

С какого возраста можно заниматься с ребенком Орф-педагогикой?

никаких рамок и ограничений орф-педагогика не ставит. Развивать музыкальный слух, творчество и импровизацию можно у детей с самого рождения. Как только малыш проявляет интерес ко всему происходящему вокруг, обращает внимание и реагирует на звуки, можно начать заниматься с ним.

Как использовать эту систему?

Хорошая вещь компьютер! Кто только им не пользуется – и медики, и геологи, и историки… при этом сам по себе он не дает указаний из области медицины, геологии или истории. Он будет полезен только тому, кто хорошо знает, для чего ему компьютер нужен. Также Орф-подход. Это просто инструмент.

Мощный и сложный, как компьютер. Им пользуются разные люди для разного – одни учат музыке, другие учат танцу, третьи работают с новорожденными и их мамами, четвертые со стариками, пятые занимаются терапией и т. д.

ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

— движение и танец (традиционный и художественный);

— ритм (как говорил Орф, «в начале был барабан»);

— речь (Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания);

— театр (для того, чтобы объединить все перечисленное ранее воедино).

Какие инструменты используются на Орф-уроке?

— барабаны и ударные инструменты

— звучащие жесты— это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы.

В качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru