Что такое оператор из каких операторов состоит линейная программа

Математическая формулировка задачи: Вычислить и вывести на печать значение функции y. Исходные данные x, a и b ввести с клавиатуры.

  1. Листинг программы.

writeln (’ введите x,a, b ’);

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое программа?
  2. Какие символы могут содержать имена переменных?
  3. Какие типы стандартные переменных допустимы на языке Паскаль?
  4. Сколько байт памяти занимают переменные типа real?
  5. Из каких частей состоит структура программы на Паскале.
  6. Что определяет объем памяти, отводимой под каждую переменную?
  7. Что такое оператор?
  8. Какие типы операторов допустимы на Паскале?
  9. Как операторы отделяются друг от друга?
  10. Для чего используются комментарии в программе?

8.11. Методические указания для выполнения практического задания №4. «Следования»

Цель работы: Ознакомиться со структурой программы на языке Паскаль, основными операторами, алгоритмами линейной структуры..

Линейные операторы. Тема

Задание:

1. В приложении 5 выбрать вариант задания.

2. Выполнить практическое задание №4, используя пример программы линейной структуры.

3. Составить блок-схему алгоритма.

4. Написать программу и отладить ее по заранее подготовленному тесту.

5. Оформить работу в тетради для практических работ.

6. Результат выполнения программы предъявить преподавателю.

7. Ответить на вопросы самоконтроля.

8. Защитить выполненную работу у преподавателя.

Приложение 5. Таблица вариантов заданий

Вычислить и вывести на печать значение функции Y. Исходные данные x, a и b ввести с клавиатуры.

Ветвления

Очень часто встречаются ситуации, когда требуется выбрать между двумя или более вариантами действий в зависимости от заданного условия. Такая алгоритмическая конструкция называется ветвлением.

Источник: mykonspekts.ru

Линейные операторы

линейное отображение

Пусть R и S линейные пространства, которые имеют размерность n и m соответственно. Оператором A действующим из R в S называется отображение вида , сопоставляющее каждому элементу x пространства R некоторый элемент y пространства S. Для этого отображения будем использовать обозначение y=A(x) или y=Ax.

Определение 1. Оператор A действующий из R в S называется линейным, если для любых элементов x1 и x2 пространства R и любого λ из числового поля K выполняются соотношения

Если пространство S совпадает с пространством R, то линейный оператор, который действует из R в R называют линейным преобразованием пространства R.

Пусть заданы два векторных пространства n-мерный R и m-мерный S, и пусть в этих пространствах заданы базисы и соответственно. Пусть задано отображение

Python. Линейный алгоритм

y=Ax, (1)

где A — m×n -матрица с коэффициентами из поля K. Тогда каждому элементу из R соответствует элемент y=Ax из S. Отображение (1) определяет оператор A. Покажем, что этот оператор обладает свойством линейности. Действительно, учитывая свойства умножения матриц, можно записать:

, (2)
.

Покажем теперь обратное, т.е. что для любого линейного оператора A, отображающего пространство R в S и произвольных базисов

и в R и S соответственно, существует такая матрица A с элементами из численного поля K, что определяемое этой матрицей линейное отображение (1) выражает координаты отображенного вектора y через координаты исходного вектора x.

Читайте также:
Программа для готовки из того что есть

Пусть x − произвольный элемент в R. Тогда

(3)

является разложением x в по базису .

Применим оператор A к базисным векторам :

(4)

где aij − координаты полученного вектора в базисе .

Тогда применяя оператор A к элементу x и учитывая (3) и (4), имеем

Сделаем следующее обозначение:

(6)

Тогда равенство (5) примет следующий вид:

(7)

Из равенства (7) следует, что любой элемент из пространства R при отображении оператором A, в пространстве S и в базисе имеет координаты yi, i=1,2. m. В свою очередь, из (6) следует, что этим координатам соответствуют линейные комбинации координатов элемента xj, j=1,2. n с коэффициентами aij i=1,2. m; j=1,2.

n.

Построим матрицу A с элементами aij:

(8)

Тогда выражение (6) можно записать в матричном виде:

y=Ax. (9)

Матрица A называется матрицей линейного оператора в заданных базисах и .

2. Сложение линейных операторов

Пусть A и B два линейных оператора действующих из R в S и пусть A и B — mxn − матрицы соответствующие этим операторам.

Определение 2. Суммой линейных операторов A и B называется оператор C, определяемый равенством

Cx=Ax+Bx, x∈R, (10)

где x∈R означает, что x принадлежит пространстве R.

Сумма линейных операторов обозначается так C=A+B. Легко убедится, что сумма линейных операторов также является линейным оператором.

Применим оператор C к базисному вектору ej, тогда:

Cej=Aej+Bej= n (aij+bij)ej
j=1

базис

Следовательно оператору C отвечает матрица ,где i=1,2. m, j=1,2. n, т.е.

C=A+B. (11)

3. Умножение линейных операторов

Пусть заданы три линейных пространства R, S и T. Пусть линейный оператор B отображает R в S, а линейный оператор A отображает S в T.

Определение 3. Произведением операторов A и B называется оператор C, для которого выполняется следующее равенство при любом x из R:

Cx=A(Bx), x ∈ R. (12)

Произведение линейных операторов обозначается C=AB. Легко убедится, что произведение линейных операторов также является линейным оператором.

Таким образом оператор C отображает пространство R в T. Выберем в пространствах R, S и T базисы и обозначим через A, B и C матрицы операторов A, B и C соответствующие этим базисам. Тогда отображения линейных операторов A, B, C

y=Bx, z=Ay, z=Cx

можно записать в виде матричных равенств

y=Bx, z=Ay, z=Cx

где x, y, z − векторы x, y, z − представленные в виде координатных столбцов. Тогда

Cx=A(Bx)=(AB)x.

Учитывая произвольность х, получим

C=AB. (13)

Следовательно произведению операторов C=AB соответствует матричное произведение C=AB.

4. Умножение линейного оператора на число

Пусть задан линейный оператор A отображающий R в S и некоторое число λ из поля K.

Определение 4. Произведением оператора A на число λ называется оператор C, для которого выполняется следующее равенство при любом x из R:

Cx=λ ( Ax) (14)

Таким образом оператор C отображает пространство R в S. Выберем в пространствах R и S базисы и обозначим через A матрицу оператора A соответствующее этим базисам векторные равенства

y=Ax, z=λy, z=Cx

можно записать в виде матричных равенств

y=Ax, z=λy, z=Cx

где x, y, z − векторы x, y, z − представленные в виде координатных столбцов. Тогда

Читайте также:
Как накрутить часы в Стиме без программ
Cx=λ(Ax)=(λA)x.

Учитывая произвольность х, получим

C=λA. (15)

Следовательно произведению оператора C на число λ соответствует произведение матрицы A на число λ.

5. Нулевой оператор

Оператор, отображающий все элементы пространства R в нулевой элемент пространства S называется нулевым оператором и обозначается через O. Действие нулевого оператора можно записать так:

Ox=0.

6. Противоположный оператор

Противоположным оператору A называется оператор −A удовлетворяющий равенству:

−A=(−1)A.

7. Ядро линейного оператора

Определение 5. Ядром линейного оператора A называется множество всех тех элементов x пространства R, для которых выполняется следующее равенство: Ax=0.

Ядро линейного оператора также называют дефектом оператора. Ядро линейного оператора обозначается символом ker A.

8. Образ линейного оператора

Определение 6. Образом линейного оператора A называется множество всех элементов y пространства R, для которых выполняется следующее равенство: y=Ax для всех x из R.

Образ линейного оператора обозначается символом im A.

9. Ранг линейного оператора

Определение 7. Рангом линейного оператора A обозначаемое символом rang A называется число равное размерности образа im A оператора A, т.е.: rang A=dim(im A).

Источник: matworld.ru

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 Разработка алгоритмов и программ линейной структуры

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 Разработка алгоритмов и программ линейной структуры

Шумская Лариса

Разработка алгоритмов и программ линейной структуры

Цель: освоить методы разработки алгоритмов и программирования задач линейной структуры.

Краткие теоретические сведения

Алгоритм линейной структуры – это алгоритм, в котором все действия выполняются последовательно друг за другом и только один раз. Блок-схема алгоритма представляет собой последовательность блоков, которые располагаются сверху вниз в порядке их выполнения. Все промежуточные или исходные данные влияния на направление процесса выполнения не оказывают.

Пример. Вычислить высоты треугольника со сторонами a, b, c, используя формулы:

h = 2

h = 2

h = 2

p ( p — a )( p — b )( p — c )

p ( p — a )( p — b )( p — c ) p ( p — a )( p — b )( p — c )

p = ( a + b + c ) / 2

При решении данной задачи для исключения повторений следует вычислять высоты не по приведенным выше формулам непосредственно, а используя промежуточную переменную:

t = 2

p ( p — a )( p — b )( p — c ) ,

h a = t / a,

h b = t / b,

h c = t / c

Схема алгоритма решения задачи имеет следующий вид:

Для записи программы линейной структуры необходимы операторы присваивания, ввода исходных данных и вывода результатов вычислений.

Программа на языке Pascal состоит из заголовка, раздела описаний и раздела операторов:

раздел описаний begin

Существует определенный порядок в разделе описаний:

— раздел меток Label;

— раздел констант Const;

— раздел типов Type;

— раздел переменных Var;

— раздел процедур и функций (Function и Procedure).

Раздел операторов заключается в операторные скобки вида: Begin (начать) и End (закончить), при этом после End ставится точка. Точка – это признак окончания программы. В разделе операторов записывается последовательность выполняемых операторов. Операторы отделяются друг от друга символом » ; «

Оператор присваивания – это основной оператор любого языка программирования. Он предназначен для замены текущего значения переменной новым значением.

Форма оператора присваивания имеет вид:

Переменная : = выражение;

При выполнении этого оператора значение выражения вычисляется и присваивается переменной.

w := sin(sqr(t))/(s + ln(v)); s := „строка‟;

Имя переменной и результат выражения должны принадлежать к одному типу.

Читайте также:
Как вставить программу в презентацию

Для ввода данных используются операторы:

read (элемент 1, элемент 2, . );

readln (элемент 1, элемент 2, . );

При выполнении оператора read (элемент1, элемент2, . ) происходят следующие действия: программа приостанавливает свою работу и ждет, пока на клавиатуре будут набраны данные и нажата клавиша Enter. После нажатия клавиши Enter, введенные значения присваиваются переменным, имена которых указаны в операторе read. Числовые значения должны быть набраны в одной строке и разделены пробелами.

Оператор readln (элемент 1, элемент 2, . ) осуществляет ввод данных, а затем обеспечивает переход к началу новой строки.

Для вывода данных используются операторы:

write (элемент 1, элемент 2, . );

writeln (элемент 1, элемент 2, . );

где элемент – это переменная или строка символов, заключенная в апострофы.

write („ Значение В= „, В);

выводит на экран дисплея текст

а затем числовое значение переменной В.

Для вывода целых и действительных чисел можно указывать форматы в операторе WRITE. Формат указывается через двоеточие после переменной. Для действительных чисел формат состоит из двух величин. Первая величина указывает на общее количество позиций для вывода числового значения переменной: знак числа, количество цифр в целой части, точку и количество цифр в дробной части, второе – количество позиций для вывода дробной части. Например, оператор WRITE (Y:5:2) осуществит вывод значения Y на экран и при этом для отображения значения Y будет отведено пять позиций, из них две – на дробную часть.

Для вывода целых чисел количество позиций для дробной части не указывается. Например, если необходимо вывести значение целого

числа N=125, то оператор вывода будет иметь вид: WRITE (‘N=’, N:3), т.е. для вывода числового значения N отведено 3 позиции.

Допускается использование оператора вывода writeln (элемент1, элемент2 . ), который сначала выводит значения переменных, а затем осуществляет переход на новую строку.

Оператор writeln обеспечивает пропуск одной строки и переход к началу новой строки.

Текст программы решения задачи, схема которой приведена в примере имеет вид:

Var a,b,c,p,t,ha,hb,hc:real; Begin

Writeln(„vvod а ,b,c‟);

writeln („ha=‟,ha:6:2,‟ hb=‟,hb:6:2, „ hc=‟, hc:6:2); end.

Исходными данными для решения задачи являются значения длин сторон треугольника: a, b, c. Для ввода этих значений используется оператор Readln. В программе используется переменная p для вычисления полупериметра и вспомогательная переменная t для исключения повторений.

Вычисленные значения высот ha, hb, hc выводятся с соответствующими именами переменных. Когда выводятся элементы списка вывода, пробелы между ними не устанавливаются автоматически, поэтому необходимо непосредственно их указать в списке вывода. Для улучшения внешнего вида данных, которые выводятся на экран дисплея, используется форматированный вывод.

1. Изучить лекционный материал и методические рекомендации для выполнения задания.

2. Разработать алгоритм для расчета заданных переменных.

3. Составить программу на алгоритмическом языке Pascal.

4. Выполнить отладку и тестирование программы на компьютере.

5. Подготовить отчет о выполнении задания. Пример оформления отчета представлен в приложении 2.

6. Подготовить ответы на контрольные вопросы.

Варианты заданий

Источник: znanio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru