Что такое образовательная программа это комплекс

Содержание

Что такое образовательная программа это комплекс

Проектирование программ — одно из важнейших направлений образовательного проектирования. Особую актуальность оно приобретает в условиях развития вариативного, профильного, многоуровневого образования. Программа — это следующий после концепции уровень теоретического представления содержания образования. Любая образовательная программа — это документ, регламентирующий тип и способы построения содержания учебно-воспитательного процесса в условиях той или иной педагогической системы.

Прежде чем приступать к созданию программы, необходимо осознать ее специфику как нормирующего документа. Требования к содержанию и результатам проектирования в данном случае будут опираться:

· на четкие представления о сущности понятия «образовательная программа»;

Прежде всего разработчикам рекомендуется проанализировать определение программы, которое берется ими за основу при проектировании, выделить в нем ключевые слова и осознать их педагогический смысл.

Вебинар «Основная образовательная программа основного общего образования требования и особенности пр

Источник: pedlib.ru

6 Дополнительные общеразвивающие программы реализуются в течении всего календарного года, включая каникулы ( п.6 приказа Минобрнауки РФ « Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам » от ) Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения разрабатываются и принимаются к реализации ОО самостоятельно ( п. 5 ст. 12 федеральный закон « Об образовании в РФ »; п.5 приказа Минобрнауки РФ « Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам » от ) Направленность дополнительных общеразвивающих программ – техническая, естественнонаучная, физкультурно — спортивная, художественная, туристско — краеведческая, социально — педагогическая ( п.9 приказа Минобрнауки РФ « Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам » от )

7 Формы обучения по дополнительным общеразвивающим программам определяются ОО самостоятельно ( п. 5 ст. 17 федеральный закон « Об образовании в РФ ») Сетевая форма реализации дополнительной общеразвивающей программы ( п. 1 ст. 13 и ст. 15 федеральный закон « Об образовании в РФ ») Электронное обучение, дистанционные технологии ( п. 2 ст. 13 и ст.16 федеральный закон « Об образовании в РФ ») Количество учащихся, возрастные характеристики, продолжительность учебных занятий определяется локальным актом ОО ( п.9 приказа Минобрнауки РФ « Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам » от ) Дополнительные общеразвивающие программы обновляются ежегодно ( п.11 приказа Минобрнауки РФ « Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам » от )

Образовательная программа как инструмент эффективного управления

8 Занятия – аудиторные, внеаудиторные ( п.16 приказа Минобрнауки РФ « Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам » от ) Формы занятий определяет ОДО ( п.16 приказа Минобрнауки РФ « Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам » от ) Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся определяет ОДО ( п.16 приказа Минобрнауки РФ « Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам » от )

9 Концептуальность – создание образовательной концепции при опоре на педагогическую теорию Актуальность – социальная потребность в данной программе Прогностичность – отражает требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, способность соответствовать изменяющимся условиям и требованиям к реализации программы Реалистичность – соответствие целей, способов их достижения и имеющихся ресурсов для получения максимально полезного результата

Читайте также:
Light что это за программа

10 Дополнительность – способность дополнять, расширять актуальный достигнутый уровень развития детей и учащихся Практическая значимость, технологичность – доступность для использования в педагогической практике Сбалансированность по всем ресурсам (кадровым, финансовым, материально-техническим, научно- методическим)

11 Требования к содержанию дополнительных общеразвивающим программ Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно — национальным особенностям регионов Сопряженность с модернизационными процессами в сфере образования Преемственность с базовым образованием Направленности дополнительных образовательных программ Современным образовательным технологиям, отраженным в принципах, формах и методах, средствах обучения, методах контроля и управления образовательным процессом

12 Титульный лист Пояснительная записка Учебный – план Тематический план Содержание изучаемого курса Методическое обеспечение Список литературы

13 Титульный лист Наименование образовательной организации Где, когда и кем утверждена программа Название программы Возраст обучающихся Срок реализации ФИО автора ( авторов ) программы Название населенного пункта, где реализуется программа Год разработки

14 Пояснительная записка Направленность программы ( научно — техническая, художественно — эстетическая, туристско — краеведческая, эколого — биологическая, военно — патриотическая, изучение дисциплин сверх программ ) Актуальность Новизна Цель ( одна ) Задачи : 1. Обучающие ( предметные компетенции ); 2. Воспитательные ( личностные компетенции ); 3. Развивающие ( метапредметные компетенции ). Отличительные особенности программы от уже существующих Возраст обучающихся, их особенности Сроки реализации программы Формы и режим занятий Ожидаемые результаты и способы их проверки Формы подведения итогов реализации программы

15 Наименование модуля Годы обучения ( аудиторные, внеаудиторное ), часов в неделю Промежуточная и итоговая аттестация Учебный план

16 Наименование модуля и темы Количество часов ( аудиторных ) Теория Практика Всего Тематический план

17 Содержание программы дополнительного образования детей Название модуля Краткое описание тем : название узловые моменты изложения формы организации образовательного процессе

18 Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей Методические рекомендации по освоению программы и изучению отдельных тем Методическое обоснование приемов и методов, используемых при реализации программы Дидактический материал к программе

19 Литература для педагога Литература для учащихся

Источник: www.myshared.ru

Понятие образовательная программа

Понятие образовательная программа невозможно рассматривать изолированно от категории образование. Образование как категориальное понятие входит в понятийный аппарат социальных и гуманитарных наук (философии, педагогики, психологии, культурологии, социологии и др.), создавая и образуя в каждой из указанных наук свои смыслы и контексты. Кроме этого образование рассматривается как социальная практика.

«Существенный интерес представляет понимание этих процессов А.Г. Асмоловым, который рассматривает образование как механизм социогенеза, поддерживающий или элиминирующий проявление индивидуальности личности.

Отсюда вытекает то важное обстоятельство, что социокультурная образовательная реальность, являющаяся объектом гуманитарного познания, может и должна периодически переосмысливаться с точки зрения иной системы интересов человечества, сложившихся в новых социально-исторических условиях его существования с целью расширения возможностей компетентностного выбора личностью своего жизненного пути».[8]

Такая постановка вопроса применительно к дошкольному образованию обусловливает необходимость видения образовательной программы не только и не столько со стороны ее предметно-технического оснащения, а как некой целостности, полагающей всю совокупность педагогического взаимодействияв процессе развития ребенка как становящейся личности.

Рассмотрим понятие «программа» с точки зрения теории деятельности и программирования.

«Программа» (греч. Programma – объявление, предписание) – способ пошаговой, поэтапной организации деятельности по развертыванию какого-либо содержания, а также по организации и реализации познавательных (исследовательских) процедур. Конечная цель, которую призвана реализовать программа, всегда формируется как возможная, желательная, должная, соотносимая с каким-либо идеалом, предполагающая вариативные пути своего достижения и не содержащая изначальных гарантий своей реализуемости.[9]

В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

Читайте также:
Медиа джет что это за программа и нужна

2) основные профессиональные образовательные программы: а) образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена; б) образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

Основные общеобразовательные программы, в том числе и дошкольного образования, направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ».[11]

В соответствии с нормативными документами (Закон Российской Федерации «Об образовании», письмо Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 г. № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования») мы понимаем под основной общеобразовательной программой дошкольного образования нормативно-управленческий документ образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Изучение теоретических подходов к понятию «образовательная программа» позволяет сделать вывод, что образовательные программы, в том числе дошкольного образования, подчинены общим целям формирования культуры личности. Соответственно, решают важнейшие задачи образования и развития личности ребенка. Такие, как трансляция и интериоризация культурных образцов, норм, ценностей, овладение различными культурными способами деятельности в социальной сфере, осознание связи собственного развития с развитием культуры и общества, формирование отношения к себе как существу культурному.

2.2. Виды образовательных программ
дошкольного образования

Среди факторов, влияющих на качество образования детей в дошкольной образовательной организации, важная роль принадлежит образовательной программе. Демократизация и гуманизация дошкольного образования, многообразие видов дошкольных организаций, индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании дошкольников предполагают значительную вариативность в использовании программ, а также образовательных технологий. Как уже указывалось ранее в соответствии законом РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы дошкольного образовательного учреждения. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных образовательных программ нового поколения с учетом требований федеральных государственных требований. Разработанные программы предусматривают разные подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Все программы дошкольного образования подразделяются на комплексные и парциальные.

Комплексные (общеразвивающие) – включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные (специализированные, локальные) – включают одно или несколько направлений развития ребёнка.

В дошкольной образовательной организации может быть реализованы как комплексные (общеразвивающие), так и одна или несколько парциальных (специализированных) программ.

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

2.3. Требования к образовательным программам
дошкольного образования

Анализ нормативных документов и педагогических работ по проблеме выделить общие и региональные требования к образовательным программам, а также требования к сочетанию программ.

Общие требования к образовательным программам дошкольного образования:

1. Комплексные и парциальные программы для ДОО должны соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании», Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении и Федеральным государственным требованиям.

2. В программах должен соблюдаться светский характер образования.

3. Программы должны строиться на принципе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

4. Содержание комплексной образовательной программы (или набора парциальных программ) должно быть ориентировано на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствовать российским культурным традициям. Содержание комплексной программы (набора парциальных программ) должно включать: развитие речи ребенка, его знакомство с основами естественнонаучных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие и т. д.

Читайте также:
Kaboom что это за программа

5. Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольника, развитие способностей ребенка, формирование творческого воображения, развитие коммуникативности.

6. Программы должны обеспечивать:

— охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

— эмоциональное благополучие каждого ребенка;

— интеллектуальное развитие ребенка;

— создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

— приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

— взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

7. Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах:

— занятия как специально организованная форма обучения;

— нерегламентированные виды деятельности;

— свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

8. В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игры, конструирования, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности и др.).

9. Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей; учитывать их возрастные особенности.

10. Программы должны включать описание организации развивающей среды с указанием основных перечней применяемых материалов и оборудования.

11. Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: megalektsii.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Инновационные образовательные программы

Пискунова Елена Витальевна

Проектирование образовательных программ

Терских Ирина Александровна

Педагогическое проектирование представляет собой одно из направлений деятельности в образовании, обеспечивающее решение конкретных педагогических задач на основе фундаментальных научных теорий.

Конструирование образовательных программ

Мельникова М. С.

Рассматриваются основные дидактические принципы конструирования образовательной программы как одного из ключевых элементов образовательного процесса, наиболее динамично реагирующего на происходящие в современном обществе изменения

Дополнительные образовательные программы

Сенашенко В. , Сенаторова Н.

Аспирантура как образовательная программа

Сенашенко В. , Сенаторова Н.

Образовательные программы с открытом кодом

Роберт Тинкер
Перевод с англ. Андрея Маргулева

Образовательные программы для пожилых людей

Сидорчук Татьяна Александровна

Рассмотрена проблема геронтообразования в качестве фактора социализации и адаптации пожилых людей. Представлены данные, свидетельствующие о том, что треть пожилых людей в России имеет потребность в обучении.

Экспертиза качества образовательных программ

Вишняков Ю. М., Родзин С. И., Чернухин Ю. В.

Инновационная образовательная программа ННГУ

Гурбатов С.

Образовательные программы для промышленности

Садыкова А.Ю., Кузина Н.А.

Рассматриваются разновидности образовательных программ для промышленности. Отмечены аспекты, на которые следует обратить внимание при формировании образовательных программ для промышленности в настоящее время.

Опыт проектирования образовательной программы

Бекбулатова И.У., Беркимбаев К.М., Мейрбекова Г.П., Ниязова Г.Ж.

Описываются этапы разработки, внедрения, мониторинга и оценки эффективности образовательной программы. Центральный компонент образовательной программы модель выпускника результат деятельности образовательной системы.

О проектировании новых образовательных программ

Езопова Светлана Александровна

В начале работы при обсуждении стандартов третьего поколения на кафедрах института детства мы определяли направленность будущих образовательных программ, имея в виду о собенности подготовки в рамках двух направлений: «Педагогическ

Модели рейтинга вузов и образовательных программ

Похолков Ю. , Чучалин А. , Агранович Б. , Могильницкий С.

Особенности разработки образовательной программы

Еленский Александр Викторович, Кадацкая Мария Станиславовна

В статье рассматриваются подходы к формированию основных образовательных программ, позволяющие проектировать их с минимальными трудозатратами и способствующие повышению востребованности выпускников на рынке труда и академической м

Образовательная программа церковно-хоровое пение

Основной целью программы является приобщение детей к основам отечественной музыкальной и духов- ной культуры, организация певческой деятельности на основе православных традиций, развитие музыкально- эстетического вкуса, формирован

Источник: vocabulary.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru