О чем говорит нам произведение искусства? Почему одни произведения умирают быстро, едва появившись на свет, а другие живут в веках, приобщая все новые и новые поколения к своим глубинам?
Когда-то древнегреческий философ Аристотель подчеркнул разницу между прекрасным лицом и прекрасно нарисованным лицом. Он одним из первых угадал, что смысл искусства не в изображении красивых явлений, а в поиске скрытой сущности вещей. В чем же эта сущность?
Умение видеть скрытое, глубинное – одно из условий подлинного творчества.
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Для того, чтобы на свет появилось произведение искусства, недостаточно самого тонкого слуха, самого острого зрения, самой чуткой интуиции. Мало увидеть и понять – нужно ещё и воплотить. Воплощение – это и есть самая напряженная и мучительная сторона творчества. Оно требует не всегда много времени, но всегда полной самоотдачи, самозабвения, чтобы найти ту истинную фразу или мелодию, отвечающую замыслу создателя.
Тест по МУЗЫКЕ
Единство замысла и его воплощения, содержания и формы – идеал каждого художника.
О содержании в музыке говорить намного труднее, чем о содержании в других видах искусства. В музыке не всегда есть сюжет, как в литературе или в живописи, её не всегда можно пересказать словами. Только музыка умеет выразить невыразимое.
В жизни человека не всё и не всегда протекает гладко и безоблачно. Даже радости и волнения порой оставляют в душе глубокий след. Ещё более глубоко воздействуют на нас сильные эмоциональные потрясения: открытия, потери, разочарования, новые надежды. Все эти впечатления – составляют огромный невидимый пласт человеческой жизни, мир его души.
Как вырваться из самого себя, преодолеть это вечное одиночество своих желаний, стремлений, снов, радостей, страданий? Одним из способов преодоления самого себя является творчество. В нём находят выражение чувства и мысли автора, его личный опыт поражения и побед, его богатая внутренняя жизнь.
Музыка способна выразить невыразимое, потому её так трудно объяснить словами. В этом – главная особенность её содержания.
Музыка – это язык человеческих чувств. Это не предметы во всей их реальности (как в живописи), это не конкретные описания героев (как в литературе). Музыка говорит нам о чём-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта, нашего знания о жизни.
Послушаем «Лунную сонату» Бетховена (Сонату № 14 для фортепиано, 1-ю часть). Это не просто пейзаж, не картина лунной ночи, а именно дух лунной ночи с её таинственными шорохами, ароматами, с бескрайним звёздным небом. Слушая сонату, мы можем представить и тоскливую муку неразделённой любви, разлуку и одиночество, всю горечь человеческой печали. Это печаль всего мира, все его слёзы и страдания, и тоска. В содержании сонаты каждый угадывает свой собственный душевный опыт.
Точно также и радостная музыка открывает нам все радости мира, всё от чего люди смеются и веселятся. Музыка обладает свойством обобщать все похожие явления мира, она всегда даёт больше, чем может вместить опыт души одного человека.
Как стать экспертом по классической музыке за 5 минут
Не только радости и печали, но все сказочные чудеса, всё богатство фантазии, всё таинственное и волшебное, что скрыто в непостижимых глубинах жизни, — всё это заключает в себе музыка – выразитель невидимого, чудесного, сокровенного.
Программность в музыке.
Когда мы слушаем инструментальную музыку, не имеющую слов, мы не только следим за её развитием, слушаем, как сменяют друг друга темы, мы ещё и представляем какие-то картины, образы, рождённые в нашем воображении музыкой. Одна и та же музыка может вызвать у разных людей и разные картины.
Обобщенная программа выражается в заголовке или эпиграфе: «Ночь в Мадриде» Глинки, «Старый замок» Мусоргского, а иногда и в стихотворном эпиграфе к музыке.
Например, все 12 пьес из фортепианного цикла Чайковского «Времена года» имеют не только название месяца в заголовке, но и более точное определение предмета. Например, «Январь. У камелька», «Ноябрь. На тройке», «Апрель. Подснежник».
Каждая пьеса имеет так же стихотворный эпиграф.
· Например, послушаем пьесу Чайковского «Апрель. Подснежник». Эпиграфом автор выбрал стихотворение А. Майкова:
А подле сквозистый
Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. Пьеса » Подснежник» построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций.
В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания. В пьесе три раздела. Первый и третий повторяют друг друга. Но в среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства. Эмоциональный порыв в заключительном разделе сохраняется до самого конца.
Примером подробной программы является симфоническая картина А. Лядова «Кикимора». Вот её программа: «Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке.
Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора с утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».
· Очень образно музыка миниатюры рисует и сумрачный край, где поначалу живёт Кикимора, Кота-баюна с его колыбельной песней, и призрачное звучание «хрустальчатой колыбельки».
Но какой злобной рисует музыка саму Кикимору! Она выражает не только её уродство, но и внутреннюю суть Кикиморы, готовой уничтожить всё живое. Завершается пьеса жалобным писком флейты пикколо, как будто кто-то шутя уничтожил, раздавил источник этого большого шума.
1900-е гг. были периодом огромного творческого расцвета композитора. В этот период он создал симфонический цикл «Восемь русских народных песен для оркестра» и замечательные программные миниатюры «Баба – Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». В них выразились поиски композитора идеала в искусстве неземном. Сказка — вот тот «просвет» в другую жизнь, манивший художника, уводивший от обыденного в мечту.
«Сказочные картинки», как композитор назвал эти произведения, — одночастные симфонические пьесы. Яркая живописность, «картинность» замысла обусловили красочность всех выразительных средств.
Источник: megalektsii.ru
О чем «рассказывает» музыка
бъяснить ребенку, в чем смысл музыки, не так-то просто. Ведь сказать, что она передает чувства человека, значит не сказать почти ничего. Дети не так хорошо представляют себе, что такое чувство. Они испытывают чувства сильнее и ярче взрослых, а вот рефлектировать по этому поводу почти не могут.
Поэтому из объяснения «музыка рассказывает о чувствах людей, например, о радости и грусти, о любви, о счастье, о волнении» ребенок мало что поймет. А любознательный ребенок тут же задаст новые вопросы: «Что это значит? Как так получается? Как она это делает? Вот эта музыка передает радость и бодрость, и эта тоже – а почему тогда они такие разные?» Тут любой взрослый станет в тупик.
К тому же смысл музыки не ограничивается передачей человеческих чувств, он еще более сложен (есть даже мнение, что сущность смысла и природа музыки одинаковы).
Загадка в том, что по своей природе восприятие музыкальное (слуховое) не отличается от восприятия зрительного. То, что мы видим, можно описать словами (предмет большой, находится далеко, высокий, серый и так далее). То, что слышим, тоже можно описать (звук громкий, низкий, длинный, протяжный). А вот результат этого одинакового восприятия разный.
Зрительные образы почти всегда можно определить точно (это слон). О результате же восприятия музыки почти ничего нельзя сказать точно (похоже, это трубит слон). Как будто слуховое восприятие – это восприятие «второго сорта». Оно всегда принадлежит какому-то предмету, но не может быть самим предметом. Оно – свойство, дополнительная сторона зрительно воспринимаемых образов.
Получается, что сами по себе, отдельно от предметов, звуки ничего обозначать не могут. Ведь даже ближайшие к музыке звуки – звуки речи – ценны для нас не сами по себе, а потому, что обозначают какие-то предметы, несут информацию.
О музыкальном образе
Музыкальный образ имеет объективные и субъективные стороны . Он передает суть явления , ее типичные черты . Музыкальный образ — специфическая форма обобщенного отражения жизни средствами музыкального искусства . Основой музыкального образа является музыкальная тема . Музыкальный образ — это единство объективного и субъективного начал . художественного образа в музыке является жизнь человека .
Музыкальный образ воплощает наиболее существенные , типичные черты явления — это объективность . Вторая сторона образа субъективная , связанная с эстетическим аспектом . Образ передает явление в развитии . Субъективный фактор имеет в музыке большое значение , как в творческом процессе создания музыкального произведения , так и в процессе его восприятия . Однако в обоих случаях преувеличением субъективного начала приводит к субъективизму в понятии музыки . Говоря об отражении в музыке субъективной и эмоциональной стороны , нельзя не обратить внимание на то , что и абстрактно — обобщенное подвластно музыке . Образ в музыке — это всегда пропущенное через художника отражение жизни . Каждый музыкальный образ можно назвать жизнью , которая отражена в музыке композитором . При определении музыкального образа нужно иметь в виду не только средства , при помощи которых он создан композитором , но и что он хотел воплотить в нем . При этом важно , что даже самые скромные по содержанию и художественной форме музыкальные образы обязательно содержат хотя бы незначительное развитие .
Исходный структурный элемент музыки — звук . Он отличается от реального звука в его физическом понимании . Музыкальный звук имеет высоту , насыщенность , длину , тембр . Музыка как звуковое искусство менее конкретизировано . Такое свойство , как наглядность , остается практически за пределами музыкального образа . Музыка передает мир действительности и явлений через чувственно — эмоциональное ассоциации , т . не прямо , а опосредованно . Вот почему музыкальный язык — это язык чувств , настроений , состояний , а потом уже язык мыслей . Конкретность музыкального образа — проблема для музыкально — эстетической теории . На протяжении истории своего развития музыка по — разному стремилась конкретизировать музыкальный образ . Способы этой конкретизации были разные :
1 ) звукозапись ;
2 ) использование интонаций с ярко четкой жанровой принадлежностью ( марши , песни , танцы );
3 ) программная музыка и , наконец ,
4 ) установление разнообразных синтетических связей .
Рассмотрим указанные способы конкретизации музыкальных образов . Выделяют два типа звукозаписи : имитационный , ассоциативный .
Источник: shkolamuzikant.ru