Записки IT специалиста
Не так давно один из наших читателей попросил посоветовать ему отечественную ОС для учебного заведения. В целом там можно использовать любой Linux, но особый интерес вызывают специализированные дистрибутивы, изначально рассчитанные на участие в учебном процессе. Поэтому мы не могли пройти мимо Альт Образование — специальной сборки на отечественной платформе Альт для применения в учебных заведениях самого различного профиля, от дошкольных учреждений до высшего образования.
Научиться настраивать MikroTik с нуля или систематизировать уже имеющиеся знания можно на углубленном курсе по администрированию MikroTik. Автор курса, сертифицированный тренер MikroTik Дмитрий Скоромнов, лично проверяет лабораторные работы и контролирует прогресс каждого своего студента. В три раза больше информации, чем в вендорской программе MTCNA, более 20 часов практики и доступ навсегда.
Прежде чем читать данную статью, возможно вам будет интересно ознакомиться с другими нашими обзорами продуктов линейки Альт, тем более что мы будем делать отсылки и сравнивать выпуски между собой:
Психолого медико педагогическая комиссия ПМПК Что это такое и как подготовить ребенка?
В данном случае перед нами типичная операционная система Альт платформы 10, она построена на ядре 5.10 LTS и поддерживает архитектуры x86 (Intel 32/64 бит), ARM64 («Байкал-М», Huawei Kunpeng Desktop, Raspberry Pi 4 и другие), e2k («Эльбрус»). Дистрибутив входит в Реестр российских программ и может быть использован для импортозамещения.
Физические лица могут использовать систему бесплатно, для учебных заведений и юридических лиц следует приобрести лицензию. Стоимость лицензии варьируется от типа пользователя: школы и дошкольные учреждения могут приобрести Альт Образование за 475 руб., организации среднего специального и профессионального образования за 3000 руб., для остальных цена не отличается от цены Рабочей станции и составляет 5280 руб. Дистрибутив можно свободно скачать с сайта производителя.
Установщик системы привычный, альтовский, с немного измененным визуальным оформлением. Не самый современный, но со своей задачей справляется, запутаться там решительно негде.
Лицензионное соглашение, которое никто не читает, а зря. Самые важные пункты мы выделили.
Интересен подход к выбору компонентов системы, кроме базового образовательного комплекта представлены наборы для разных уровней образования, при этом они оформлены в виде метапакетов task-edu-*, что делает удобным управление ими в дальнейшем. По умолчанию дистрибутив использует среду XFCE, но можно дополнительно установить KDE 5.
Среди серверных служб доступны Mediawiki, Moodle и Nextcloud, которые не только будут установлены, но и предварительно сконфигурированы, что облегчает процесс развертывания специалистами, имеющими небольшой опыт работы с Linuх.
И.Спасская «Облегченная технология двухслойных полей» Анонс видеокурса
Системы Альт традиционно «славятся» ужасным графическим дизайном из коробки, но Альт Образование нас приятно удивил, разработчики не поленились настроить XFCE, установив современную плоскую тему с красивыми значками.
Но исключения только подтверждают правило. С визуальным оформлением у Альта беда, нет единого фирменного стиля, нет даже единства в оформлении одинаковых рабочих сред. Если по-хорошему, то такую картинку мы должны были увидеть в домашней Simply, которая является по сути лицом всей линейки, так как предлагается всем желающим бесплатно и без ограничений. А в специализированном Образовании страшный дизайн можно было бы как-то пережить. Но надеемся, что дело все-таки сдвинется с мертвой точки и дизайну будет уделено должное внимание.
Офисный набор программ представлен традиционным LibreOffice, также присутствует программа для создания диаграмм Dia и софт для разработки ментальных карт.
Раздел Графика представлен самым широким набором программ, здесь и различные САПР, и системы трехмерного моделирования, векторные и растровые графические редакторы, издательские системы. В общем все что может понадобиться в учебном процессе, можно чертить, можно готовить иллюстрации, создавать презентации или верстать брошюры.
Отдельный интерес представила система оптического распознавания символов, в учебных заведениях это востребованная функция, в системе предустановлен gImageReader, который является оболочкой над tesseract-ocr. Мы решили дать ему вполне актуальную задачу — распознать фото, снятое на телефон. Но увы, результат не смог нас обрадовать.
Ну ладно, это фото, тут и верх немного размыт и освещение неравномерное, давайте дадим задачу попроще, например, скриншот. Но снова полное фиаско!
Мы уже хотели расстроиться, но решили поискать альтернативу и установили из Магазина другое приложение — OCRFeeder, который со все тем же движком tesseract-ocr показал совершенно иные результаты.
И снова вопросы к разработчикам: зачем по умолчанию ставить в систему неработающий хлам? Тем более что это система для образовательных учреждений, где с поддержкой пользователей все плохо и уровень подготовки кадров также оставляет желать лучшего.
В части образовательных программ тоже достаточно много всего интересного, это и редакторы алгоритмов, и программирование роботов. Все это, конечно, интересно, но как родитель школьников я пока слабо представляю использование всех этих возможностей в учебном процессе.
Для программирования все по классике: Бейсик и Паскаль, но также есть и более продвинутые инструменты для веб разработки, или C/C++.
Если нам чего-то не хватает, то есть два пути установки нужных приложений. Есть специализированный установщик, который скачивает и устанавливает пакеты приложений с официальных сайтов и есть классический магазин. В общем проблем с установкой программ возникнуть не должно.
Настройки также живут «на два дома», часть из них находится в Альтераторе — родной утилите для настройки системы, а часть обеспечивается штатными средствами XFCE.
Как мы уже говорили, второй, альтернативной графической оболочкой в Альт Образование является KDE 5, ее можно установить как сразу, так и после. Ниже показан рабочий стол при ее использовании.
Но это еще не все, вместе с KDE были установлены дополнительные образовательные программы, в частности математические и достаточно полезные для учеников средней школы.
Что касается производительности, то система неплохо оптимизирована, мы специально испытывали ее на виртуальной машине с довольно скромным выделением ресурсов: два ядра, два гига. В варианте с XFCE мы без особых проблем смотрели HD-видео и еще даже остался запас по оперативной памяти. При этом система достаточно активно использовала подкачку, но в целом каких-либо видимых проблем мы не обнаружили. Все плавно и отзывчиво.
Если же использовать KDE, то ресурсов надо немного побольше, но тоже не критично, на той же самой конфигурации KDE 5 спокойно работала без каких-либо затруднений.
Для полностью компьютеризированных классов Альт Образование предлагает систему централизованного управления Veyon, с ее помощью можно контролировать рабочие места и проводить электронные уроки.
Для контроля полученных знаний можно использовать систему электронного тестирования iTest, сервер которой также можно развернуть на платформе Альт.
В общем, возможностей достаточно, осталось только внедрить их в учебный процесс, а с этим у нас все далеко не так просто. Но эта тема выходит за рамки технической статьи, поэтому мы ограничимся сугубо техническими моментами.
Выводы
Если вам нужна отечественная ОС в образовательное учреждение, то альтернатив Альт Образованию нет. Даже если вам не нужны все эти обучающие программы и серверное ПО, а нужен просто Linux для ПК педагогов. Почему? Во-первых, цена, она очень привлекательна для уровня школ и среднего специального образования.
Во-вторых, это полноценная система на платформе Альт с самым большим отечественным репозиторием Сизиф. Никаких ограничений на его использование нет, и вы можете устанавливать и использовать любое ПО. Т.е. по факту вы приобретаете ту же Рабочую станцию, но за 450 рублей (для школ).
Если же вы используете ПК в образовательном процессе, то количество и набор предустановленных программ помогут вам в этом. Дистрибутив собран очень качественно, и подборка ПО по максимуму нацелена на помощь в обучении. Плюс предварительно настроенные серверные приложения, что в условиях скудной технической поддержки является еще одним весомым плюсом.
Да, можно взять любой другой Linux и сделать все тоже самое, но зачем, если здесь все есть из коробки? Плюс наличие ОС в Реестре российских программ, что облегчает процесс закупки и внедрения с юридической точки зрения.
В общем, Альт Образование нам понравился, сразу виден опыт работы разработчиков в этой сфере. Да, современный образовательный процесс не всегда гладко ложится на электронные рельсы, но это отдельная проблема, далекая от технического плана. Тем более что Альт предоставляет богатый набор инструментов, которые реально могут помочь в нелегком деле обучения подрастающего поколения.
Научиться настраивать MikroTik с нуля или систематизировать уже имеющиеся знания можно на углубленном курсе по администрированию MikroTik. Автор курса, сертифицированный тренер MikroTik Дмитрий Скоромнов, лично проверяет лабораторные работы и контролирует прогресс каждого своего студента. В три раза больше информации, чем в вендорской программе MTCNA, более 20 часов практики и доступ навсегда.
Дополнительные материалы:
- ОС Эльбрус 3.0 доступна для скачивания или что это было?
- ОС МЦСТ Эльбрус — время идет, ничего не меняется.
- Astra Linux 2.12 Orel — избавляемся от стереотипов о российском ПО
- ROSA Linux — продолжаем знакомиться с российскими ОС
- Обзор российских ОС Альт Рабочая станция 9 и Simply Linux
- Calculate Linux или «получилось как всегда. «
Помогла статья? Поддержи автора и новые статьи будут выходить чаще:
Или подпишись на наш Телеграм-канал:
Источник: interface31.ru
Формы обучения в школе
Какие бывают формы обучения в школе — очная, заочная и очно-заочная. В чем отличия различных видов получения образования, и как выбрать для своего ребенка оптимальный?
Как получить образование
Необходимо различать формы образования и формы обучения.
И то, и другое определяет Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция — 06.02.2020).
Форм образования две:
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в школах, гимназиях и т. д.); формы (виды) обучения в школе или гимназии — очная, очно-заочная и заочная;
- вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность: в форме семейного образования (с 1 по 9 класс) и самообразования (10-11 класс), с правом последующего прохождения промежуточной и итоговой государственной аттестации в любом образовательном учреждении.
В первом случае за организацию и качество учебного процесса отвечает школа, во втором — родители.
Формы образования и обучения:
Форма образования | Форма обучения |
В образовательном учреждении | Очная |
Заочная | |
Очно-заочная | |
Вне образовательного учреждения | Семейное образование (1-9 класс) |
Самообразование (10-11 класс) |
Если вы изначально выбрали семейное образование, это не значит, что разрешено просто не пойти в школу. Детей к школам, как избирателей к участку, приписывают автоматически — по регистрации по месту жительства. Если в положенные 6,5-8 лет ваш ребенок не пойдет в 1 класс, вы получите проблемы с органами опеки. Семейное образование требует документального оформления — обращения в местный Департамент образования.
Формы школьного образования
Очная
К тому, что такое очное обучение в школе, все мы привыкли — это традиционная классно-урочная система, с пяти- или шестидневным расписанием, переменами, каникулами, ежедневным объяснением нового материала учителем, с домашним заданием, проверочными и контрольными работами, оценками и т. д.
При очном обучении ребенок максимально включен в школьную жизнь во всем ее многообразии, в этом есть и плюсы, и минусы:
- В школе детей учат, им объясняют новый материал, регулярно отслеживают его усвоение.
- Школа — привычная, отработанная десятилетиями система, у которой много опыта, но мало гибкости — все дети учатся по одинаковым программам, у одних учителей.
- Общение с ровесниками — незаменимый социальный опыт, но он возможен как положительный, так и негативный. С одной стороны, дети учатся существовать в коллективе, дружить, соизмерять собственные желания, потребности, успехи и неудачи с одноклассниками. С другой — коллектив способен как «подгонять» вперед, так и тянуть назад; в современных школах нередки проявления травли, агрессии и жестокости со стороны сверстников.
Необходимо различать, что такое форма обучения в школе и способ организации учебного процесса. Например, для детей-инвалидов, тяжелобольных школьников на очном обучении уроки проводятся учителями на дому или в медицинском стационаре.
Заочная
Заочное обучение — выход для детей, которые занимаются спортом и много времени проводят на сборах, и тех, чьи семьи часто и надолго уезжают с основного места жительства. Ученик осваивает школьную программу самостоятельно или с помощью репетиторов. Его учеба идет в «фарватере» класса и по тем же программам, он числится учеником данной школы, проходит все положенные его классу аттестации.
Плюсом последних лет является то, что у заочников есть возможность электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий, то есть контрольные сдаются через сайт школы или другие электронные ресурсы.
Главный минус заочного обучения — необходимость самостоятельно придерживаться графика занятий, к положенному времени осваивать программный материал. Это требует от ребенка и его родителей большой самодисциплины.
Очно-заочная
Очно-заочная форма — смешанная. Ребенок не отсиживает уроки, но регулярно приходит в школу, сдает на проверку домашние задания, вместе с классом пишет проверочные и контрольные работы.
Такая форма подходит для школьников, способных освоить программу без учителя, по учебникам, тем, кто активно занимается спортом или творчеством, и это мешает обычной учебе с классом.
Плюс очно-заочного обучения в том, что при нем не теряется связь со школой, учителями, одноклассниками.
В рамках школьного образования для детей-инвалидов, детей с ослабленным здоровьем и т. д. при наличии медицинских показаний практикуется обучение по адаптированным программам с меньшими учебными нагрузками.
Чем отличается семейное образование от заочного
У семейного и заочного образования много общего: ребенок учится дома при помощи репетиторов, интернет-ресурсов и т. д. По итогам того и другого ребенок обязан пройти аттестацию в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов).
В чем основные отличия:
- Что такое заочное обучение в школе — это самостоятельное образование, но полученное в школе или гимназии, то есть в образовательном учреждении. Школа выбирает программу, предоставляет учебную и методическую литературу, организует промежуточные и итоговые аттестации, несет ответственность за качество полученных знаний. В этом смысле заочное обучение в школе — это как в вузах: есть конкретная учебная программа, ее необходимо в нужный срок освоить и сдать экзамены.
- Семейное образование вне этой системы. Организация процесса обучения, выбор программ, распределение учебной нагрузки — все решают родители. Промежуточную и итоговую аттестации дети проходят экстерном в любом образовательном учреждении, которое имеет соответствующую аккредитацию. На экстернов распространяется государственное финансирование — при подготовке к экзаменам дети вправе бесплатно пользоваться учебниками.
Особенности самообразования и экстерната
Термин «самообразование» применяют для обучающихся вне системы образовательных учреждений старше 15 лет, т. е. учеников 10-11 классов.
Экстернат, по последней редакции закона «Об образовании в Российской Федерации», не выделяют в самостоятельную форму получения образования. Это форма аттестации на семейном образовании и самообразовании, при которой ученик самостоятельно осваивает программу и экстерном сдает промежуточные и итоговые экзамены.
Как выбрать форму обучения для ребенка
Решая, как учить свое чадо, родителям необходимо не только выяснить, какие существуют формы обучения в школе или вне школьной системы, но и взвесить все «за» и «против» выбранного ими пути.
Подумать о переходе на очно-заочное или заочное обучение имеет смысл, если:
- ребенок отстает от сверстников или, наоборот, значительно опережает их в развитии, и общая учебная программа для него слишком тесна;
- у школьника проблемы в общении с одноклассниками, постоянные конфликты и т. д.;
- учебу невозможно сочетать с занятиями спортом или творчеством;
- родителей устраивают школа и программа, но семья часто переезжает с места на место, подолгу живет за границей.
На семейное образование своих детей переводят родители, если их не устраивает школа как таковая: система обучения, программы, необходимость находиться в коллективе и т. д. Но и в этом случае ФГОСы никто не отменял: среднее образование в России обязательное, и оценивается оно по единым стандартам аттестации.
Сочетание различных форм образования допускается. Если вы перевели свое чадо на заочное обучение, но поняли, что ошиблись, всегда есть возможность вернуться в обычный класс. К сожалению, подобные эксперименты не всегда проходят бесследно. Упущенное время, утерянный контакт друзьями-одноклассниками, психологические проблемы из-за того, что «не получилось, не сумел» — безусловно, опыт, но опыт непростой. Прежде чем принять решение, честно ответьте себе: это необходимо ребенку или вашим родительским амбициям.
Источник: go2school.ru
Что такое облегченная программа в школе это
от 7 августа 2018 г. N 05-283
ОБ ОБУЧЕНИИ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ДОМАШНЕМ ОБУЧЕНИИ
Законодательство Российской Федерации в сфере образования предусматривает возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организации. Статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Минздравом России пересмотрен перечень заболеваний, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам. Он утвержден приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н. В перечень внесены 60 групп наиболее часто встречающихся заболеваний у детей с указанием течения заболевания, препятствующих получению образования в условиях образовательной организации. Вместе с тем врачебная комиссия медицинской организации, в которой наблюдается ребенок, может принять решение о наличии медицинских показаний у ребенка для обучения по основным общеобразовательным программам на дому исходя из индивидуальных особенностей состояния здоровья вне зависимости от того, внесено заболевание или нет в указанный перечень. Соответствующие разъяснения Минздрава России были направлены в адрес руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (письмо от 14.09.2016 N 15-3/10/2-5810).
Рособрнадзор обращает особое внимание на количество часов недельной нагрузки для обучающегося при организации его обучения на дому или в медицинской организации. Ранее она регламентировалась письмами Министерства просвещения СССР от 05.05.1978 N 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» и составляла в I — III (IV) классах — до 8 часов; в IV (V) — VII (VIII) — до 10 часов; в VII (IX) — до 11 часов.
Приказом Минобрнауки России от 02.09.2013 N 1035 указанные письма признаны недействующими на территории Российской Федерации и отменены.
В настоящее время учебная нагрузка определяется индивидуально согласно учебному плану, разработанному в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии. Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки обучающихся установлен СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья — СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26. Для получения качественного образования для обучающихся на дому или в медицинской организации предусмотрена, в том числе, сетевая форма реализации образовательных программ, реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и различные формы организации образовательного процесса (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе).
На основании вышеизложенного рекомендуем:
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, направить разъяснения в муниципальные органы управления образования и образовательные организации об организации обучения детей на дому или в медицинской организации, обратив особое внимание на основания перевода на обучение на дому или в медицинской организации и соответствие объема недельной образовательной нагрузки обучающегося федеральным государственным образовательным стандартам;
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования проверять соблюдение норм законодательства в сфере образования в части обоснованности перевода обучающихся на обучение на дому или в медицинской организации и освоения ими в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом.
Организация обучения на дому
Субъект Российской Федерации
Количество обучающихся по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (по состоянию на начало 2018/2019 уч.г.), из них:
Типичные нарушения, выявляемые при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования в части соблюдения прав обучающихся при организации их обучения на дому
получающих образование на дому, из них:
по форме «приходящий на дом учитель»
Только с применением дистанционных образовательных технологий
По комбинированной форме (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе и т.п.)
Источник: legalacts.ru
Слишком сложная программа
Еще одной причиной возникновения школьной тревожности могут стать сложности при освоении учебной программы, как по какому-то конкретному предмету, так и в формате общей успеваемости или усилий (и времени) затрачиваемых на ее освоение.
Учеба занимает в жизни ребенка очень важное место, составляя чуть ли не половину этой самой жизни. И если тут что-то идет не так, это не может не отразиться на психологическом состоянии ученика.
- Сложная программа. Сегодня в некоторых школах действительно сложные программы, которые рассчитаны на определенный детский контингент, а именно на хорошо развитых детей, способных быстро усваивать большие объемы новой информации.
- Программа не соответствует уровню развития ребенка. Бывает, что ребенок раньше пошел в школу, а значит некоторые психические функции, необходимые для успешного обучения, могли не до конца сформироваться. Или же ребенок пошел в школу вовремя, но развитие тех самых психических функций запаздывает.
- Отсутствие мотивации. Если ребенок не хочет учиться, ему скучно, он не видит в этом совсем никакого смысле, то и результаты будут соответствующие. И тут работать надо именно с этим.
- Отсутствие контакта (или конфликт) с педагогом. Учитель играет ключевую роль в школьном обучении особенно на ранних его стадиях и если он невзлюбил ребенка, записал его в двоечники или как-то иначе предвзято к нему относиться, ребенку может быть намного сложнее учиться, чем его одноклассникам, у которых нет проблем в отношениях с учителем.
- Физиологические заболевание или переутомление, перегруженность другими занятиями, недостаток сна, проблемы с питанием и все, что может физиологически ослабить организм.
- Психологические особенности ребенка. Например, скорость реакции и обработки информации, проще говоря, медленному ребенку сложнее учиться, так как он может попросту не успевать за педагогом. Или же ребенку, который легко отвлекается, сложно оставаться сосредоточенным 45 минут в группе из 25-ти других детей.
- Интеллектуальные проблемы. У сожалению, не все люди обладают одинаковым интеллектом, есть дети, которые не способны, например, поступить в университет и его закончить, а значит и учиться в школе им может быть сильно сложнее чем другим их сверстникам.
Источник: xn--e1abcgakjmf3afc5c8g.xn--p1ai