Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детерминированная часть наследственной программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства ,карликовость. К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.
От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.
Слияние яйцеклетки и сперматозоида означает начало новой жизни, и эта жизнь несет в себе всю генетическую информацию обоих родителей.
Наследственная (генотипическая) изменчивость. Видеоурок по биологии 9 класс
Структурной единицей информации является ген (молекула белка). Каждая зародившаяся клетка несет в себе тысячи генов и каждый из этих генов заведует каким-либо процессом развития, например, образованием мозга, костей или сердца и какой-либо его части. Это называют «генетическим кодом», и ребенок обладает суммой кодов обоих родителей. Коды несут в себе и передают «признаки», т.е. «выражают» себя во вполне осязаемых и видимых чертах вашего ребенка. Но не только видимых, но и скрытых: строение костей и внутренних органов, их функция в жизни и даже характер, поведение и привычки.
Эти признаки могут быть очевидны и проявиться в первом поколении, т.е. у вашего сына или дочки. Но они могут проявиться и у внука и даже у правнука. И мы не понимаем, почему вдруг у родителей-блондинов может родиться ребенок-шатен или голубоглазый, тогда как у папы и мамы глаза карие. В таких случаях говорят, что проявление определенного гена стало «доминантным».
Это не означает, что другого гена – матери или отца – у ребенка в «коде» нет. Он есть, но не проявляет себя в этом поколении. Ученые называют этот ген рецессивным, т.е. скрытым. К сожалению, обычно люди не могут проследить точно свою родословную дальше 3-4 колена и проследить за наследственностью. По наследству также передаются задатки к различным видам деятельности.
У каждого ребенка от природы имеются четыре группы задатков: интеллектуальные, художественные и социальные. Задатки являются природной предпосылкой развития способностей. Несколько слов необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных, учебных) задатках.
Все нормальные люди от природы получают высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил.
Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности, изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания.
Наследственная программа жертвы. Ответ на вопрос
Малыш рождается с набором хромосом: у мальчика 46XY, у девочки 46ХХ, некоторые заболевания и пороки развития наследуются с полом ребенка. Многие наследственные заболевания имеют свой внешний вид ,заметный не только врачам, но и родителям. Но зачастую, эти заболевания нуждаются в тщательном обследовании.
Избавиться от наследственных заболеваний невозможно, но зная предрасположенность можно уменьшить риск развития некоторых заболеваний, например бронхиальной астмы. Сегодня геном человека прочитан, но до практического применения большинства знаний генетики еще очень далеко.
И пока ни ученые, ни тем более вы или ваш партнер не можете точно знать, за что несут ответственность ваши гены в виде рецессивных признаков, когда и в чем они могут проявиться. Так что никого и никогда не надо винить в том, что у ребенка – врожденный порок развития. Освободитесь от этого чувства. Забудьте о возможных причинах.
Важнее разобраться в последствиях неверного развития и известных сегодня путях исправления этой неожиданной ошибки природы. В семье, в которой уже есть ребенок с пороком развития, при планировании следующей беременности крайне важно пройти всестороннее комплексное обследование с использованием современных инструментальных и лабораторных диагностических методик, медико-генетическую экспертизу.
Автор материала: врач-педиатр клиники на Никулинской Лаптева С. П.
Источник: www.imma.ru
Наследственность
Современная педагогика достаточно убедительно отстаивает триединую основу человеческого развития. Установлено, что процесс и результаты развития человека детерминируются совместным действием трех генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания. Схема, заимствованная у Йозефа Шванцары, иллюстрирует взаимоотношение основных факторов развития (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Взаимоотношение факторов развития
Базу образуют врожденные и унаследованные предрасположения, обозначенные обобщающим термином «наследственность». Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний – среды и воспитания. Взаимодействие названных факторов может быть либо оптимальным (равносторонний треугольник), либо при переоценке одного или другого внешнего слагаемого (вершина C1 или С2) негармоничным. Возможно также, что врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием (треугольник АВС-Д. Данная схема демонстрирует, что ни один фактор не действует самостоятельно и результат развития зависит от согласованности их действия.
Природное (биологическое) в человеке есть то, что связывает его с предками, а через них – со всем живым миром. Отражением биологического в человеке выступает наследственность, под которой понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носителями наследственности являются гены (от грсч. genos – род, происхождение).
Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу человеческого развития, однако использовать эти данные для управления развитием и формированием человека пока не представляется возможным. Наследственные программы развития человека включают детерминированную (обусловленную) и вариативную (переменную) части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, благодаря чему люди столь непохожи друг на друга.
Детерминированная часть программы обеспечивает продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя Homo sapiens, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, цвет волос, глаз и кожи.
Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор. Унаследованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей. К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер протекания психических процессов.
Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе патологические, вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрения), также могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства, например карликовость. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.
Вариантная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Обширнейшие незаполненные области наследственной программы открыты для последующего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Тем самым природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своего человеческого потенциала путем саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой: жестко запрограммированных наследственных признаков хватает для выживания животному, но не человеку.
Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение таких главных проблем, как наследование интеллектуальных, специальных, социальных, моральных (духовных) качеств.
Что наследуют дети – готовые способности к определенному виду деятельности или только предрасположения, задатки? Рассматривая способности как индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенных видов деятельности, педагоги отличают их от задатков – потенциальных возможностей для развития способностей. Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследованиях, позволяет ответить на поставленный выше вопрос однозначно: наследуются не способности, а задатки. Унаследованные человеком задатки реализуются или нет в зависимости от того, получит ли человек возможности для перехода наследственного потенциала в конкретные способности, обеспечивающие успех в определенном виде деятельности. Удастся ли индивиду развить свой талант, зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества, наконец, от спроса на продукт той или иной деятельности человека.
Источник: studme.org
Какое биологическое значение имеет формирование наследственных программ?
Какое биологическое значение имеет формирование наследственных и приобретенных программ?
комментировать
в избранное
Утрен няя роса [221K]
3 года назад
Любой организм живет и развивается, следуя заложенной в нем наследственной
программе развития. Но мы не можем отрицать, что многие индивидуальные особенности каждого, отдельно взятого организма, подвержены условиям окружающей среды, подстраиваясь под которые, организм вырабатывает новые приспособленности, вследствие чего приобретает новые признаки и свойства. Если эти приобретенные изменения полезны организму и помогают ему выживать в борьбе за существование, они закрепляются генетически и передаются по наследству потомкам в генотипе. Эта передача называется наследованием приобретенных признаков или свойств.
Таким образом, формирование наследственных программ происходит у каждого организма индивидуально.
Наследственная программа включает, например, формирование необходимых поведенческих установок, характерных для конкретного вида и являющихся факторами поведенческой изоляции одного вида от другого. Это направлено на стабилизацию генотипов и сохранение генов данного вида или популяции.
Наследственная программа включает также предрасположенность к каким либо заболеваниям или, наоборот, выработка иммунных реакций на определенные заболевания, которые могут быть закреплены в генотипе и переданы по наследству.
Таким образом, формирование наследственных программ направлено на жизнеобеспечение каждого организма отдельно и вида в целом.
Источник: www.bolshoyvopros.ru