Социальный заказ на повышение статуса и компетентности современных педагогов актуализировал проблему обеспечения профессиональной направленности их подготовки на всех этапах обучения в вузе. Решение этой проблемы требует мониторинга уровня сформированности профессиональной направленности и компетенций обучающихся в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++.
Вместе с тем процесс формирования и диагностики профессиональной направленности может дать четкие ориентиры для проектирования компетентностно-ориентированных целей обучения и диагностики степени их достижения с учетом индивидуальных потребностей и интересов студентов. Цель публикации – представить уровневую структуру профессиональной направленности личности во взаимосвязи со структурой и уровнями формирования профессионально-педагогической компетенции студентов – будущих педагогов дошкольных организаций.
В качестве методологической основы описания исследования избраны положения компетентностного и квалиметрического подходов, предполагающие педагогическую экспертизу структуры, содержания и уровней формирования профессиональной направленности личности будущих педагогов дошкольных организаций. В статье определены структура и уровни формирования профессиональной направленности личности во взаимосвязи с уровневой структурой профессионально-педагогической компетенции студентов − будущих педагогов дошкольных организаций. Приведены результаты диагностики уровня сформированности профессиональной направленности, позволяющие реализовать обратную связь с обучающимися и осуществлять адресную коррекцию учебной деятельности. Материалы исследования позволят более аргументированно подойти к формированию и диагностике всего спектра универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов и эффективно формировать профессиональную направленность личности студентов – будущих педагогов дошкольных организаций, в том числе в рамках индивидуальных образовательных траекторий.
Индивидуальная направленность личности и установки при выборе профессии
профессиональная направленность личности
будущий педагог дошкольной организации
методика диагностики уровня сформированности профессиональной направленности
компетенция
дошкольная организация
1. Яковлева Т.С. Теоретические основы проблемы профессиональной направленности личности // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса.
2014. № 2 (27). С. 268-273.
2. Львов Л.В. Прогнозируемый темп формирования компетентности как инструмент педагогического управления опережающим уровнем образования // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 4. С. 39-57. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-4-39-57.
3. Володин В.В. Факторы подготовки будущих учителей к проявлению педагогической заботы в процессе профессиональной деятельности // Научно-педагогическое образование. Pedagogical. Review. 2020. № 6 (34).
С. 243-250.
4. Назыров А.С. Соотношение профессиональной идентичности и педагогической направленности студентов педвузов. Стерлитамак: Стерлитамакская гос. пед. акад., 2006. 131 с.
5. Загайнов И.А., Блинова М.Л. Профессиональная направленность личности обучающихся // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 4. С. 54-56.
6. Семенова Е.А. Социально-психологические механизмы становления профессиональных репрезентаций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2013.
Т. 2. Вып. 2. С. 156-162.
7. Липовка Ю.Ф. Особенности формирования профессиональной направленности личности курсантов экономического профиля // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: сборник материалов XIΙI Междунар. науч.-прак. конф. / под ред. А. В. Немчининова. М.: Перо; Вольск: Тип. ВВИМО, 2019. № 13 (70).
Ч. 9. С. 98 102.
8. Клименко И.В., Долгов Ю.А. Особенности исследования динамики мотивации выбора профессии и целей обучения вузе на примере студентов естественно-специальностей // Вестник Воронежского государственного университета. 2014. № 1. С. 58-64.
9. Невмовенко A.A. Формирование профессиональной направленности специалиста (на опыте курсантов ВУЗа МВД России) // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 2 (43).
С. 182.
10. Atanasoff L., Rayman J., Holland’s Theory and Career Intervention: The Power of the Hexagon. Journal of Vocational Behavior. 1999. Vol. 55.
11. Седых А.Б. Вклад Джона Льюиса Холланда в психологию профессий и карьеры (к 90-летию со дня рождения известного ученого) // Человек. Сообщество. Управление. 2009. № 4. C. 55-67.
12. Rowett C.A. On Faculty: Still Theorizing After All These Years. John’s Hopkins Gazette (electronic edition). 1997. Vol.
26.
13. Веретенникова В.Б. О профессиональной идентичности студентов – будущих педагогов дошкольных организаций // Актуальные проблемы психологического знания. 2021. № 3. С. 151-210.
14. Fusco L., Parola A., Sica L.S. Future orientation, resilience and vocational identity in southern Italian adolescents. International J. for Educational and Vocational Guidance. 2019. Vol.
19, № 1. P. 63 83. DOI: 10.1007/s10775-018-9369-2 (дата обращения: 30.10.2021).
15. Козлов В.В., Мазилов В.А. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. Изд-во Института психотерапии и клинической психологии, 2018. 720 с.
16. Чуркин С.Д., Дубовицкая Т.Д., Маслов Е.Б. Профессиональная направленность и карьерные ориентации студентов различных факультетов // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5882 (дата обращения: 12.10.2021).
17. Землянская О.В. Формирование профессионально-педагогической направленности в подготовке учит будущего учителя: на примере филологического факультета: дис. . канд. пед. наук. Новокузнецк, 2003, 24 с.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство Питер, 2019. 705 с.
19. Веретенникова В.Б., Шихова О.Ф., Шихов Ю.А. Таксономия образовательных целей педагогов и родителей дошкольников в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта // Образование и наука. 2016. № 7. С. 88-104.
20. Черепанов В. С. Основы педагогической экспертизы. Ижевск: ИжГТУ, 2006. 124 с.
21. Веретенникова В.Б., Шихова О.Ф., Шихов Ю.А. Педагогическая экспертиза структуры и содержания профессиональных компетенций будущих педагогов системы дошкольного образования//Образование и саморазвитие. 2020. Т. 15. № 4. С. 80-98. DOI: 10.26907/esd15.4.09.
22. Боченина М.В., Бурова Н.В., Елисеева И.И., Михайлова Б.А. Статистика: учебник для вузов / под ред. И.И. Елисеевой. 2-е изд., перераб. и доп.
М.: Издательство Юрайт, 2014. 447 с.
24. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Культурная жизнь и культурные практики молодежи малых городов: особенности саморегуляции // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 3. С. 140-156.
В настоящее время одной из актуальных проблем педагогического образования в России является формирование профессиональной направленности личности будущих педагогов, которая оказывает существенное влияние на их успешность в усвоении профессионально значимых знаний, умений и навыков [1].
По оценкам специалистов, процесс формирования профессиональной направленности личности будущего педагога неразрывно связан с процессом формирования его универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций и во многом зависит от индивидуального темпа их освоения, обусловленного уровнем развития мышления студента [2]. Таким образом, в центре процесса формирования профессиональной направленности находится личность самого студента с ее индивидуальным характером [3], навыками, мотивацией и опытом.
Следует отметить, что в таком аспекте процесс формирования профессиональной направленности личности будущего педагога дошкольной организации в научно-педагогической литературе рассматривается очень редко. Недостаточно представлены и эмпирические данные, иллюстрирующие взаимозависимость процессов формирования профессионально-педагогической компетенции и профессиональной направленности личности будущих педагогов, необходимые для поиска способов их мотивирования к педагогической деятельности и проектирования индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих уровень подготовленности и интересы студентов.
В связи с этим цель данной статьи – представить структуру профессиональной направленности личности и уровни ее формирования у студентов – будущих педагогов дошкольных организаций, а также взаимосвязь этих характеристик со структурой профессионально-педагогической компетенции обучающихся. Учет этих факторов позволит обеспечить оперативную обратную связь с обучающимися и своевременную коррекцию учебного процесса, ориентированного на гарантированное достижение поставленных учебных целей на всех этапах обучения.
В научно-педагогической литературе понятие «профессиональная направленность» рассматривается исследователями как:
– интегративное свойство личности, базирующееся на ее отношении к избранной профессии, а также оказывающее влияние на подготовку к будущей профессии [1];
– иерархия устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности [4];
– совокупность социально значимых и профессионально важных качеств личности, в том числе их интеграция, готовность индивида к постоянному профессиональному росту, в том числе к поиску оптимальных приемов качественного и творческого выполнения профессиональной деятельности [5];
– психологический механизм профессионального самосознания и развития личности, включающий ценности либо его мотивацию, самоактуализацию, а также осознанное отношение к себе и труду [6];
– устойчивое образование личности, выражающееся в системе потребностей и мотивов, находящихся в приоритете, и воплощающееся в профессиональных целях, которые находятся в установках и активности по их достижению [7];
– интегральное явление, содержащее системообразующий фактор: вектор «мотив – цель» [8] и т.п.
Не противоречит данным определениям и трактовка рассматриваемого понятия применительно к педагогической деятельности, где подчеркивается, что профессиональная направленность как система мотивов и интересов личности:
– ориентирует деятельность обучающегося, раскрывает его индивидуально-психологические особенности как будущего субъекта педагогической деятельности [1];
– проявляется в устойчивой ориентации на педагогическую профессию, от которой зависит успешность процесса профессионального становления и будущей деятельности [9].
Обобщая приведенные исследовательские позиции, можно сделать вывод, что уровень сформированности профессиональной направленности личности будущего педагога отражается на качестве его результатов обучения и, соответственно, на уровне сформированности профессионально-педагогической компетенции, определяющей осуществление дальнейшей профессиональной деятельности студента или подготовку на более высокой ступени образования.
В работах В. Гинзбурга, И. Херма и Дж. Холланда [10] формирование профессиональной направленности рассматривается как сложный, многогранный процесс развития личности, обусловливающий ее карьеру и профессиональное поведение. Разделяют такую точку зрения Д. Сьюпер и А. Рое [11], которые утверждают, что профессиональная направленность − это основной фактор профессионального развития индивида (что подтверждает ее интересы, а также то, что установки и ценности тесно связаны с профессиональной деятельностью) [5].
На основе теории Дж. Холланда [12] создана взаимосвязанная многоаспектная RIASEC таксономия – атлас индивидуальных различий, используемый в США. Он включает шесть профессиональных выборов и уровней достижений, которые могут быть определены через сочетание типов личности и окружения, таких как: «Реалистический» (R), «Исследовательский» (I), «Артистический» (A), «Социальный» (S), а также «Предпринимательский» (E) и«Конвенциальный» (C). Достоинством теории Дж. Холланда [11] является то, что на ее основе разработаны 50 различных техник, методик исистем обеспечения карьерной информацией вСША.
Заметим, что в исследовании А.С. Пивнюк [1] отмечаются ограничения данной модели дляроссийских условий, связанные с изменениями в социально-трудовой сфере у молодого поколения, которые проявляются в вариативности их планов и ожиданий. Однако вполне целесообразно, на наш взгляд, использовать в этом случае дифференцированно-диагностический опросник Е.А. Климова [5], направленный на определение предпочтений людей разных типов профессий в зависимости от предмета труда.
Следует отметить, что профессиональная направленность и наличие профессиональных целевых ориентиров являются основным критерием, позволяющим судить о достижении профессиональной идентичности [13], оценка которой возможна по шкале, рассмотренной в исследовании L. Fusco, LS. Sica [14] и др. Авторами подчеркивается необходимость применения личностно-ориентированного подхода, способствующего использованию обучающимися личных ресурсов для своего будущего, учитывающего их индивидуальные особенности, а также потребности общества.
В аспекте нашего исследования важно отметить структуру профессионально-педагогической направленности личности, описанную Н.В. Кузьминой в модификации Е.М. Никиреевой. Е.М. Никиреева [4] выделяет такие виды профессиональной направленности, как: собственно педагогическая, предметная и ситуативная.
Автор приводит и методы их диагностики, позволяющие определить отношение обучающегося к профессии педагога посредством оценки мотивов выбора: профессии педагога; учебной деятельности; отношения к профессии; отношения к себе в роли педагога.
На оценке внутренней и внешней мотивации к педагогической деятельности с учетом стремления к удовлетворению иных потребностей основана и методика диагностики профессиональной направленности личности К. Замфир [15] в модификации А. Реана [4]. Авторы справедливо отмечают, что потребности по отношению к содержанию педагогической деятельности определяют как мотивы социального престижа, зарплаты и иного (внешняя мотивация), так и значимость для субъекта самой педагогической деятельности (внутренняя мотивация).
Обратим внимание и на работу Т.Д. Дубовицкой [16], в которой представлен стандартизированный опросник для определения уровня сформированности профессиональной направленности у студентов, указывающий на степень выраженности их стремления к овладению педагогической профессией и дальнейшей работе по специальности. Автор, как и многие другие исследователи, указывает на то, что профессиональная направленность, в свою очередь, является фактором, влияющим на настойчивость и успешность овладения профессией, а также и на познавательную активность обучающихся (в том числе активность после окончания обучения и при устройстве на работу). В то же время предлагаемый Т.Д. Дубровицкой опросник не учитывает последовательность формирования и развития профессиональной направленности личности студентов на всех этапах их обучения в педагогическом вузе.
Методы диагностики уровней сформированности профессионально-педагогической направленности представлены и в работе О.В. Землянской [17]. Профессионально-педагогическая направленность рассматривается автором как интегративное качество личности, определяющее совокупность направленностей и систему доминирующих мотивов. При этом важно понимать, что важнейшими критериями уровней ее сформированности, по мнению автора, служат направленность мотивов на педагогическую деятельность и сформированность потребности в ней, в педагогическом общении. Особенно наглядно это проявляется как устойчивые, системные знания о себе как о субъекте педагогической деятельности и профессиональные навыки и педагогические умения; активность студентов в организации индивидуальной профессиональной деятельности, в том числе и способность к творческой деятельности.
В качестве методов диагностики уровней сформированности профессионально-педагогической направленности используются: анкетирование; групповые и индивидуальные беседы; изучение продуктов творчества обучающихся; ретроспективный анализ собственного опыта [17]. Данные методы позволяют учесть последовательное и практико-ориентированное формирование профессионально-педагогической направленности будущего педагога, при этом создается отношение к себе как к субъекту будущей педагогической деятельности, а также развиваются индивидуальные творческие способности в рамках индивидуальной самостоятельной работы.
Обобщая основные результаты исследования проблемы формирования и диагностики профессиональной направленности, представленные в научно-педагогической литературе, можно сделать вывод, что они не раскрывают в полной мере взаимосвязь ее компонентов с уровневой структурой профессионально-педагогической компетенции. Не изучены эти аспекты и применительно к процессу подготовки студентов – будущих педагогов дошкольных организаций.
В связи с этим в предлагаемой статье представлена уровневая структура профессиональной направленности личности будущих педагогов дошкольных организаций, согласованная с компонентами и уровнями формирования их профессионально-педагогической компетенции. На наш взгляд, детализация и сопоставление данных структурных элементов позволят более аргументированно отслеживать динамику развития каждого студента, в том числе в рамках индивидуальной образовательной траектории.
Материалы и методы исследования
В нашем исследовании профессиональная направленность рассматривается как интегративное качество личности будущего педагога дошкольной организации, представленное системой его доминирующих профессиональных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, которая воплощается в профессиональных намерениях, целях, установках студента и активной деятельности по их достижению.
Профессиональная направленность личности будущего педагога формируется в его образовательных отношениях и проявляется по отношению к предметному миру, к другим людям, к самому себе и к обществу [1, 18, 19]. Поэтому целесообразно выделить такие ее составляющие, как: профессионально-педагогическая, профессионально-коммуникативная, профессионально-личностная и социально-профессиональная (табл. 1).
Описание составляющих профессиональной направленности (ПН) личности будущих педагогов дошкольных организаций
Виды образовательных отношений
Источник: science-education.ru
Основные методы профориентационной работы
Профессиональная ориентация — это система социально-экономических, социально-политических, идеологических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии и ее распределение по специальностям в соответствии с объективными потребностями общества и государства и способностями личности.
Формы профориентационной работы.
Пассивные формы профориентации — школьные мероприятия:
- в младших классах так называемые «Встречи с профессией»,
- в старших — вечера встреч со специалистами.
- беседы о профессиях,
- приглашение профессионалов на школьные тематические вечера «Кем быть?», «Займи свое место в трудовом строю»,
- проведение викторин на знание техники и специальностей, оформление
- стенды и витрины «Профессии».
- посещения школьниками предприятий и учреждений.
- создание и постоянная работа «Университета знаний» в предприятиях и учреждениях.
- выступление профессионалов, преподаватели, ветеранов, ученых.
Активные формы профориентации.
- организуемые в школах различные детские и юношеские спортивные лагеря, клубы юных техников, радистов, детские морские, железнодорожные и т.п. клубы, кадетские корпуса,
- вовлечение молодежи в клубы и кружки: радиотехнические, авиационно-спортивные, автодела и др.
- развитие сети различных школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам.
- занятия в цехах учебно-производственных комбинатов (УПК) — система первичной профессиональной подготовки, которая позволяет вести профподбор по интегральному критерию — успешности освоения профессии.
- консультация для заключения о профессиональной пригодности с представителями школы, мастеров производственного обучения.
- профориентация «на себя», т.е. работа, которая проводится вузом.
- рубрики и разделы в газетах, на радио, телевидении, посвященные целям профессиональной ориентации.
- издаваемая в ВУЗах справочная литература: книги, рекламные проспекты, красочные плакаты, фотоальбомы, в которых рассказывается об истории училища, о его выпускниках, о содержании профессии, о жизни и быте курсантов.
- создание в ВУЗах работниками телевидения и педагогами профориентационных фильмов.
- профориентационная роль фильмов, созданных ведущими киностудиями страны: «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны», которые повышают престиж профессий, формируют профессиональную направленность.
- профориентационная работа центров занятости населения.
Официальные институты профессиональной ориентации (школа, военкомат, ДОСААФ, предприятия, учреждения, общественные организации).
Важный фактор подготовки молодежи к выбору профессии — воспитание в семье, семейные традиции.
Важной формой профессиональной ориентации выступает профессиональная консультация — система психолого-педагогического и медицинского изучения личности кандидата для поступления в учебные заведения с целью оказания ему помощи в его профессиональном самоопределении.
Форрмы и методы — совет, компетентная рекомендация.
Силы — пункты профессиональной консультации, кабинеты «Профессий», бюро по трудоустройству молодежи, специальные профконсультационные пункты, учреждения, где молодой человек, мог бы навести нужные справки, пройти психологическое и медицинское обследование (экспертизу) и после выявления его индивидуально-психологических особенностей получить научно обоснованный совет относительно выбора конкретной военной профессии.
Назначение профконсультации — оказывать конкретную помощь молодому человеку в выборе профессии и специальности на основе учета его склонностей и личностных особенностей, поощрять его выбор или, если будут выявлены психологические или медицинские противопоказания, тактично переключить его внимание на другие профессии.
Задачи профессиональной информации и воспитания профессиональной направленности требуют специально организованной работы профессиологов.
Нужны специально подготовленные, вооруженные необходимыми профессиографическими документами и материалами, справочной литературой, владеющие профессиональными навыками осуществления психологической экспертизы, люди.
Основой профконсультации является не экспертное психологическое испытание на профоконсультационном пункте, а результаты многолетнего наблюдения и изучения человека в школе и семье.
Документированным основанием для советов по поводу выбора профессии и для составления характеристик на выпускников школ могли бы стать карты личности учащихся.
В школе советы относительно выбора профессии даются учителями, школьными врачами.
Профориентационная диагностика — процедура выявления и измерения направленности человека в том или ином виде профессиональной деятельности.
Профессиональная направленность — мотивационная составляющая деятельности субъекта, которая характеризуется его личностной системой желаний, интересов, склонностей, подтверждаемая высокими результатами действий в определенной субъективно значимой профессиональной сфере.
Она выражается как в форме желаний, интересов и склонностей человека, так виде результативности его работы.
Диагностика их осуществляется как прямым, так и косвенными (непрямыми) методами.
Прямые методы — личностные опросники интересов:
- дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО),
- профессионально-личностныйй опросник В. П. Петрова (ПЛО) и другие.
Недостаток прямых методов — попытка выявить глубинные мотивационные структуры при помощи прямых вопросов
При использовании прямых личностных опросников (ДДО и ПЛО) возможно получение первичной информации о мотивационной сфере человека, ее развитии (изменении).
Опросники ДДО и ПЛО — перечень вопросов, требующих прямых ответов испытуемых. Вопросы составлены таким образом, чтобы при откровенных ответах человека выяснить принадлежность его интересов и склонностей к определенным сферам профессиональной деятельности.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) предназначен для определения самооценки склонностей человека к той или иной сфере дейтельности в соответствии с квалификацией профессий по объектам, на которые деятельность направлена. Данные профессиональные области характеризуются пятью типами связей:
- «человек-человек»,
- «человек-художественный образ»,
- «человек-техника»,
- «человек-знаковая система»,
- «человек-природа».
Результаты обследования соотнесенные с данными других методов профориентационной диагностики учитываются в процессе профконсультационной работы с молодежью.
Профессионально-личностный опросник (ПЛО) — предназначен для изучения военно-профессиональной направленности молодежи.
Каждому из утверждений ПЛО соответствует несколько вариантов ответа, а задача обследуемого заключается в том, чтобы проранжировать их по степени значимости, ориентируясь в основном на жизненный опыт.
Группы специальностей соответствуют классификации основных групп специалистов:
Б – сенсорно-гностические (операторы, наводчики и т. п. );
В – сенсомоторные (специалисты связи);
Г – сенсорные (водительский состав);
Д – технологические (специалисты по обслуживанию, ремонту и эксплуатации техники);
Е – моторно-волевые (разведчики, десантники, спасатели, пожарные, сотрудники милиции и т. п. ).
Результаты выполнения заданий соотносятся с данными других прямых и косвенных профориентационных диагностических методик и учитываются в процессе изучения военно-профессиональной направленности личности.
Непрямые (косвенные) диагностические методы в целях профориентации — семантические методики, которые выявляют смысловые структуры личности, отражающие поведение индивида:
- ассоциативные методы типа семантического дифференциала Ч. Осгуда (СД),
- деятельностные методы – семантический анализ деятельности (САД).
Методика семантического дифференциала Ч. Осгуда предназначена для измерения коннотативного значения объекта (от английского connotation – сопутствующее, дополнительное значение — измерение уникального значения (личностного смысла), которое данный объект (явление, лицо) приобрели для обследуемого в результате его индивидуального жизненного опыта.
Испытуемый оценивает интересующие исследователя понятия по набору семибалльных шкал, полярные точки которых представлены прилагательными антонимами. На регистрационном бланке представлен набор из 18-ти шкал.
Источник: hr-portal.ru
Что такое профориентация?
Профориентацией или профессиональной ориентацией называют комплекс мероприятий, которые помогают человеку определиться с выбором профессиональной деятельности, учат правильно применять свои таланты и способности. Профориентация позволяет человеку построить карьеру именно в той области, где он лучше всего реализует свои умения и навыки.
Сегодня мы поговорим о том, как именно проходит профориентация и, что можно сделать, если вы еще не определились, по какому пути двигаться.
Профориентация: с чего начать?
С необходимостью выбора профессии и будущего чаще всего сталкиваются школьники старших классов. Им предстоит выбрать высшее учебное заведение, училище или колледж, где они будут продолжать свое образование. Именно поэтому работа по профориентации чаще всего ведется уже в школе.
Но и взрослые люди иногда нуждаются в помощи и поддержке, если:
- Они чувствуют, что занимаются «не своим делом»;
- Карьерный рост зашел в тупик;
- Им хочется полностью изменить направление своей работы;
- Нужны возможность реализовать свои таланты.
Профориентация — это целая наука, которая базируется на:
- психологии человека,
- социологии,
- экономике,
- философии,
- праве и медицине.
На что люди ориентируются при выборе профессии?
Если человек определяется с будущей профессией самостоятельно, обычно он учитывает несколько факторов:
Личные склонности: иногда к моменту принятия решения у человека уже есть определенные предпочтения или даже твердые убеждения. Например, нередко можно услышать высказывание «всегда мечтал стать врачом», «не видел себя никем, кроме художника». Если же таких предпочтений нет, роль играют другие факторы.
Мнение родителей, других авторитетных людей: дети обычно прислушиваются к мнению авторитетов, ими могут быть родители, тренеры, учителя. Существует риск того, что подросток выберет свой путь под давлением окружающих. Лучше, если все советы будут даваться в мягкой форме. В профессиональной деятельности важно сделать собственный выбор.
Доступность образования: если получение образования требует денежных вложений, переезда или других усилий, будущий профессионал обычно оценивает свои силы и исходит из тех возможностей, которые у него есть.
Уровень заработной платы и престижность профессии: перед сложным выбором нередко оказываются представители творческих специальностей. Ведь уровень заработной платы и стабильность профессии для многих играют важную роль. У представителей творческих профессий могут возникать трудности с постоянной занятостью.
Состояние здоровья: некоторые профессии могут оказаться недоступными для человека в силу его ограничений по здоровью. Так, к профессиональным спортсменам часто предъявляются определенные требования, которым будущий профессионал должен соответствовать. В противном случае можно выбрать для себя любительский спорт.
Перед выбором профессии стоит учесть все факторы, расписав для себя плюсы и минусы выбора.
Функции профориентации
У профориентации есть несколько важных функций:
- Диагностическая, которая позволяет определиться, какие таланты человек хочет реализовать в профессии. Какие необходимые навыки есть для освоения той или иной области знаний. Какая область вызывает самый большой интерес.
- Организационная, которая строит работу в коллективе, где более опытный сотрудник будет передавать знания начинающему специалисту, а профессионалы из разных отраслей могут знакомить будущего работника со своим делом.
- Информационная, которая помогает ознакомиться с ситуацией на рынке труда и оценить все риски.
- Профилактическая, которая помогает избежать ошибок в выборе профессии.
Методики профориентации
Чтобы сделать выбор в пользу определенной профессии, к школьникам на дни профориентации часто приезжают представители разных отраслей, чтобы больше рассказать о том, какой выбор можно сделать в будущем. Дни открытых дверей в ВУЗах и колледжах тоже могут дать представление о том, чем будет заниматься студент.
Существует и две основных методики определения профориентации: тест Климова и тест Голланда, которые помогают выбрать профессию с учетом личностных особенностей.
Тест Климова помогает определиться с типами объектов и субъектов, с которыми будет взаимодействовать будущий сотрудник:
- Человек — человек (учитель, продавец, врач, юрист).
- Человек — природа (ветеринар, биолог, физик, геолог).
- Человек — техника (инженер, электрик, механик, конструктор).
- Человек — знаковая система (программист, лингвист, корректор, топограф).
- Человек — художественный образ (писатель, актер, музыкант, художник).
Тест Голланда на основе типа личности подсказывает предрасположение к той или иной профессии:
- Реалистический — практический труд с применением физической силы и ловкости, дающий быстрый результат (плотник, агроном, кондитер).
- Интеллектуальный — научно-исследовательская деятельность и решение абстрактных задач, для которых нужны творческие способности и нестандартное мышление (астроном, философ, математик).
- Социальный — работа, в основе которой лежит взаимодействие с другими людьми, анализ их действий и обучение (менеджер, журналист, воспитатель).
- Артистический — актерско-сценическая и художественная деятельность, где важны высокая эмоциональная чувствительность, воображение и восприятие (артист, дизайнер, скульптор).
- Предприимчивый — организаторская работа, где необходимы лидерские качества и способность к принятию решений в сложной обстановке (предприниматель, продюсер, директор).
- Конвенциональный — канцелярская деятельность и конкретные задачи, связанные с расчетами и ведением документации (клерк, банкир, секретарь).
Существуют и другие, менее известные варианты тестов, которые можно найти на сайтах онлайн-школ.
Нередко работой по профориентации занимается региональная служба занятости, где также можно получить дополнительное образование и освоить новую область деятельности. К сожалению, помощь в профориентации пока еще не носит системный характер.
Специалисты по профориентации
Помочь с профессиональной ориентацией человеку могут:
- Консультант: этот специалист познакомит со всем многообразием профессий, проведет специальные тесты и поможет выявить склонность к нужной форме деятельности.
- Психолог: нередко для профориентации стоит обратиться и к психологу, чтобы понять, будет ли выбор сделан из личных предпочтений или под влиянием окружающих. Это особенно важно, если человека терзают сомнения.
- Специалист по подбору персонала: в службах занятости есть сотрудник, который поможет выбрать подходящую вакансию или подберет курсы повышения квалификации, исходя из ваших навыков и предпочтений.
Выбрать профессию, которая станет делом жизни достаточно трудно. Не бойтесь ошибок, ведь никогда не поздно изменить свою жизнь, открыть для себя новые горизонты и освоить новую неожиданную профессию! А, методы профориентации вам в этом помогут.
- «Я не умею, у меня нет опыта». Семь ошибок на собеседовании, которые делают все
- Алена Владимирская: Многим придется уйти в продажи, чтобы прокормить детей
Поскольку вы здесь.
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Источник: www.pravmir.ru