Что такое надпредметные программы

Компетенция – это совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для конкретной работы; способность и готовность эффективно применять знания на практике, в конкретной ситуации.

Детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

Стандарт нацелен и на возрождение воспитательной работы. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое. Уровень сформированности личностных качеств у каждого школьника, конечно, не будет оцениваться персонифицировано — образно говоря, «ЕГЭ по воспитанию» никто не будет вводить. Оценить эти результаты можно с помощью социологических исследований на уровне муниципальной, региональной или в целом федеральной системы образования.

Комплекс надпредметных программ «Учить учиться», организационная работа


В результате многочисленных обсуждений в разных регионах, работающих в режиме реализации Комплексного проекта модернизации образования, складывается следующее представление о результативности современной школы. Выделяется комплекс из четырех слагаемых, являющихся основными ориентирами в оценке качества:
• традиционные знания, умения и навыки (например: закон Ньютона, правила правописания, алгоритм решения задач и т.п.);
• надпредметные понятия (например: Родина, совесть, любовь; а также другого рода понятия: знак, деятельность, миф, обеспечиваются успешнее всего через внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности);
• ключевые компетентности (социальные, правовые, экономические, информационные и другие);
• общественно-значимый социальный опыт (волонтерство, участие в патриотических, социальных, творческих и других проектах, акциях, где нет никакой состязательности или прямого обучения, но есть опыт принесения пользы людям, обществу, государству).

Для оценки учебных достижений (ЗУНов) существуют традиционные привычные формы – итоговая аттестация, ЕГЭ. Другие результаты – ключевые компетентности, надпредметные понятия, общественно полезный социальный опыт – формируются в учебно-воспитательном процессе школы.

Опыт регионов показывает, что наиболее адекватной поставленным задачам и предъявляемым требованиям к современной системе оценивания учащихся формой реалистического оценивания, ориентированной на качественное обновление оценки, на результат учебной деятельности является «портфолио» (или портфель личных достижений) учащегося. С точки зрения отслеживания и оценивания процесса обучения и его результатов портфолио позволяет решить две основные задачи:

Надпредметные программы «Алфавит» и «Работа со словарем»


• проследить индивидуальный прогресс учащегося в течение длительного периода обучения в широком образовательном пространстве и различных жизненных контекстах;
• оценить его образовательные достижения, уровень сформированности ключевых компетентностей, надпредметных понятий, социального опыта и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.
Для оценки уровня сформированности надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта у учащихся педагогам можно использовать тот огромный арсенал методик, который уже накоплен в российской школе. Дело в том, что компетентности, социальный опыт и надпредметные понятия, как и другие результаты образования (знания, умения и навыки), формируются и проявляются в деятельности, поведении и общении школьников. Следовательно, результаты проводимых диагностических процедур (анкетирования, тестирования и др.) могут быть учтены в портфолио учащихся.

ОЦЕНКА НАДПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Современная школа на одно из приоритетных мест выдвигает проблемы формирования личности, ее воспитанности, готовности выжить в новых условиях. В связи с этим актуальным становится формирование надпредметных понятий у учащихся, являющихся ориентирами в их личной и общественной деятельности. Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Формирование надпредметных понятий, вмещающих в себя такие ценности, как Родина, совесть, любовь, заключается в том, что во время обучения внимание, в первую очередь, уделяется духовному развитию личности.
В связи со сложностью оценки надпредметных понятий в теории образования идет дискуссия на тему их измерения и о том, как эти измерения проводить. По мнению одних специалистов, уровень сформированности надпредметных понятий не измеряется количественно, о нем можно говорить лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению других, количественное измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: проявляется то или иное качество ученика в его поведении. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, выявился комплекс качеств, которые отражают современные научные представления и достижения в области формирования надпредметных понятий у учащихся.
В качестве исходных были выделены следующие показатели сформированности надпредметных понятий:
• уровень сформированности нравственной культуры;
• уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности;
• уровень развития патриотических чувств;
• уровень сформированности толерантности.
На мой взгляд, среди выделенных показателей актуальным для современного образования и общества в целом становится оценка таких надпредметных понятий, которые ответственны за формирование гражданских качеств личности школьника; воспитание уважения к истории, патриотическим традициям и обычаям Родины; осмысление жизненных ценностей и осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости.
В связи с этим приоритетным становится формирование, а следовательно, и оценка таких качеств личности у учащегося, как патриотизм, гражданственность, толерантность, совестливость и т.д.

Анкета «Оценка уровня сформированности гражданского самосознания у учащегося».
Да % Скорее да, чем нет % Затруд-няюсь ответить % Скорее нет, чем да % Нет % Нет ответа %
Знаю флаг, герб и гимн РФ
Имею гражданскую позицию
Выражаю и отстаиваю свою гражданскую позицию
Готов к сотрудничеству с людьми иной расы, национальности, религии и т.п.
Готов взять на себя ответственность в трудной ситуации
Активно участвую в жизни класса школы
Часто выполняю общественные поручения
Готов заботиться о своих родителях (старшем поколении) и детях
Готов отвечать за свои поступки
Веду себя в обществе в соответствии с принятыми нормами поведения
Соблюдаю порядок в общественных местах
Соблюдаю правила дорожного движения
Итого:

«Шкала совестливости» (разработана В.М. Мельниковым и Л.Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (ММРI и 1б-факторный опросник Р. Кеттелла)

«Шкала совестливости» предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Для лиц с высокими значениями фактора «совестливости» характерны такие особенности личности, влияющие на мотивацию поведения, как чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов. В своем поведении они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этические стандарты, всегда стремятся к выполнению социальных требований; высокая добросовестность обычно сочетается с хорошим самоконтролем.
Инструкция. На бланке для ответа вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с ним поставьте знак «+» («да»), при несогласии — знак «-» («нет»).
Текст опросника:

Читайте также:
Программа для повторения действий

1. Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали.
2. Я всегда следую чувству долга и ответственности.
3. Я верю, что любые, даже скрытые поступки не окажутся безнаказанными.
4. Меня возмущает, что преступника могут освободить благодаря ловкой защите адвоката.
5. Я считаю, что соблюдение законов является обязательным.
6. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
7. Если бы я должен был намеренно солгать человеку, мне пришлось бы смотреть в сторону, так как стыдно было бы смотреть ему в глаза.
8. Я люблю читать книги, статьи на темы морали и нравственности.
9. Меня раздражает, когда женщины курят.
10. Думаю, что существует одно-единственное правильное понимание жизни.
11. Когда кто-нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь его поправить.
12. Я человек твердых убеждений.
13. Я люблю лекции на серьезные темы.
14. Я считаю, что всякую работу следует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости.

Обработка результатов и выводы.
За каждый положительный ответ начисляется по 1 баллу и подсчитывается их сумма. Чем больше баллов набрал опрашиваемый, тем больше у него выражены совестливость, чувство ответственности:
1-6 – низкий уровень
7-10 – средний уровень
11-14 – высокий уровень.

Рассмотрим классификацию ключевых надпредметных компетенций, которые учитель может развивать на занятии в зависимости от предмета, темы, задач занятия.
I. Исследовательские компетенции:
1. Разработка проекта
• определение объекта и предмета исследования;
• постановка целей, формулирование задач и гипотез;
• описание материалов и методов исследования;
• выявление и постановка проблемы;
• описание планируемого результата.
2. Исследовательский процесс
• сбор данных (накопление фактов);
• работа с первоисточниками;
• работа со словарями, энциклопедиями, справочниками.
• использование компьютера для поиска информации;
• анализ и синтез информации;
• проверка гипотез;
• построение обобщений и выводов;
• решение задач творческого и поискового характера;
• постановка опытов и проведение экспериментов.
3. Защита исследовательского проекта

II. Речевые компетенции:
• задавать вопросы и отвечать на них;
• логично излагать свои мысли;
• аргументировать свою позицию, точку зрения, мнение;
• пользоваться официально-деловым стилем речи (писать заявления, доверенности, составлять договоры и т.д.);
• пользоваться научным стилем речи (писать рефераты, тезисы, аннотации);
• пользоваться художественным стилем (писать сочинения);
• вести конспект (книги, лекции);
• редактировать текст.

III. Мыслительные компетенции:
1. Умение анализировать
• выделять главное;
• сравнивать;
• сопоставлять;
• проводить диалектическое исследование (видеть плюсы и минусы).
2. Умение обобщать
• определять теоретическое значение;
• определять практическое значение;
• делать выводы.

3. Умение систематизировать
• строить графики и таблицы;
• классифицировать.

4. Умение абстрагировать
• отвлекаться от частных свойств предметов и явлений;
• выделять существенные признаки.
5. Умение синтезировать
• исследовать явление в целостности;
• исследовать взаимные связи частей.

IV. Ценностно-смысловые компетенции
• ставить цели;
• осознавать свои действия и поступки;
• видеть ценностные смыслы в жизненных ситуациях, явлениях;
• видеть и понимать окружающий мир;
• отвечать за свои решения и действия.

V. Общекультурные компетенции
• познавать себя и других;
• следить за своим здоровьем;
• соблюдать этические нормы;
• организовать себя на выполнение поставленной задачи;
• слушать и слышать;
• проявлять толерантность;
• прощать и просить прощение;
• быть благодарным.

Самоопределение и саморазвитие становятся самыми эффективными жизненными стратегиями. Это означает, что у каждого человека должна быть сформирована потребность и умение учиться всю жизнь. Умение учиться – как цель образования – современный учитель реализует в стремлении развить у учащихся общедеятельностные (надпредметные) навыки учения, обеспечивающие учащимся успешность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентности. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе обучения с учётом его своеобразия и самоценности.

Источник: idfedorov.ru

Реализация методического комплекса «Надпредметные прораммы» на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе.
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Данная статья содержит описание методического комплекса «Надпредметные программы», который может быть реализован на уроках русского языка , литературы и других школьных дисциплин. Методический комплекс состоит из 4 программ: Алфавит, Работа со словарем, Вдумчивое чтение, Устная речь. Статья содержит рекомендации по внедрению методического комплекса в школьную практику. Реализация данных программ формирует метапредметные умения обучающихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Шалыгина Ольга Августовна,

учитель русского языка и литературы

Реализация методического комплекса «Надпредметные программы» на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе.

Теоретическая обоснованность продукта. Актуальность методического комплекса.

Основной объем знаний человек получает в процессе работы с книгой. Поэтому научить учащихся работать с книгой, с учебником – главная задача учителя.

Опыт педагогической работы показывает, что у учащихся в процессе обучения могут возникать трудности в понимании текста. Это непонятные ученику слова и неумение найти главные мысли в тексте. Полное и правильное понимание и усвоение изучаемого материала является залогом успешной учебы, приносит ученику радость и удовлетворение.

Научить ученика работать с учебными текстами позволяет методический комплекс «Надпредметные программы». Надпредметные программы — это программы, которыми владеют все учителя –предметники и применяют их на своих уроках. Эти программы помогают ученикам успешно учиться.

Актуальность комплекса ещё и в том, что термин «надпредметные программы» включен в новые стандарты образования.

Целесообразность методического комплекса в том, что он доступен любому специалисту-предметнику и может применяться на уроках любых школьных дисциплин. Данный методический комплекс не требует дополнительных материальных затрат.

Методический комплекс возник в нашей школе из потребностей жизни и складывался постепенно: 2000 г. программа «Работа со словарем»

2001 г. программа «Алфавит»

2002 г. программа «Вдумчивое чтение по абзацам»

2003 г. программа «Устная речь»

2004 г. программа «Письменная речь»

С 2005 г. в школе внедрён Методический комплекс «Надпредметные программы». Все учителя, работающие в школе более одного года, владеют надпредметными программами и применяют их в своей работе. Разработаны зачетные книжки для учителей и учащихся, разработаны тесты по четырём программам.

Этот продукт является оригинальной разработкой коллектива учителей ЧОУ «Школа «Обучение в диалоге» и в полном объеме пока не применяется в школах Санкт-Петербурга.

Читайте также:
В какой программе построить схему

Методический комплекс «Надпредметные программы» не изменяет целей и содержания обучения, но позволяет использовать новые способы организации образовательной деятельности:

работу со словарями и справочной литературой, медленное, вдумчивое чтение, видеосъёмки устных ответов учащихся.

Практическая значимость продукта.

Методический комплекс позволяет оптимизировать методическое обеспечение образовательного процесса. У учащихся происходит усиление мотивации обучения, повышение личной самооценки, развитие коммуникативных умений. Применение методического комплекса стало новым этапом развития нашего обарзовательного учреждения.

Реализация продукта способствует повышению профессиональной компетенции педагогов.

В 2007 – 2009 гг. на базе нашей школы проводились семинары для учителей Центрального района. В 2009 г. были прочитаны лекции «Надпредметные программы» в АППО и в НМЦ Петроградского района. Лекции вызвали интерес и доброжелательные отзывы. Учителя соглашались с тем, что данный методический комплекс можно и нужно применять в современной школе.

Методический комплекс состоит из пяти программ: «Работа со словарем», «Алфавит», «Вдумчивое и осознанное чтение по абзацам», «Устная речь», «Письменная речь».

Программа «Работа со словарём».

1.Научить учащихся свободно пользоваться словарями и другой справочной литературой.

2.Пополнить словарный запас учащихся.

3.Снять препятствия в понимании текстов разных стилей.

4.Усилить интерес к обучению.

На уроках учителя – предметники планируют работу со словарём, чтобы ученики могли узнать значения незнакомых слов или этимологию. Работа со словарём строится по следующему алгоритму:

1.Найдите слово в словаре.

2.Определите, какое значение подходит.

3.Прочитайте это значение и перескажите его партнёру.

4.Составьте несколько предложений со словом в этом значении.

5.Так же проработайте остальные значения (кроме технических и специальных).

6.Узнайте происхождение слова.

7.Прочитайте фразеологические обороты (если они есть) и составьте с ними предложения.

Программа «Алфавит» помогает учащимся работать со словарём. Ее цель — добиться свободного владения русским алфавитом всеми учащимися и учителями. На уроках учителя используют небольшие игровые задания , позволяющие ученикам средней школы вспомнить алфавит. Разработана система игровых заданий для разных классов и компьютерная игра «Алфавит».

Программа « Вдумчивое и осознанное чтение».

1.Научить школьников выделять главную мысль в абзаце и давать название абзацу.

2.Научить составлять конспект и план текста.

3.Формировать умение сознательно усваивать знания.

4.Воспитать уважительное отношение к книге как основному источнику знаний.

5.Создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся.

Во время изучения нового материала учителя – предметники планируют работу с текстом учебника или другой справочной литературы. Учителя тренируют умение учеников находить главную мысль в абзаце, учат составлять конспект и план текста.

Работа с абзацем строится по следующему алгоритму:

2.Скажите, о чём говорится в данном абзаце.

3.Найдите ключевые слова.

4.Сформулируйте главную мысль абзаца и запишите её.

6.Озаглавьте абзац и запишите название.

7.Скажите, о чём предположительно пойдёт речь в следующем абзаце?

Из семи пунктов только четвёртый и шестой выполняются письменно.

Программа «Устная речь».

1.Научить школьников логично и правильно строить устный ответ у доски.

2.Научить школьников выступать с докладами и презентациями проектов.

3.Научить школьников высказывать собственное независимое суждение, анализировать и обобщать изученный материал, находить связь с жизнью.

4.Научить учителей-предметников использовать устные ответы учащихся на уроках разных типов.

5.Сформировать у учителей-предметников умение давать четкую и грамотную рецензию устного ответа.

6.Повысить культуру устной речи учеников и учителей.

Учитель оценивает ответ ученика по критериям, разработанным для каждого предмета.

Критериальное оценивание позволяет сделать оценку объективной и дает возможность ученику

самому оценивать ответ.

Внедрение курса «Учись учиться».

1.Создание инициативной группы.

2.Выступление на педсовете руководителя курса.

3.Обучение учителей на семинарах.

4.Посещение уроков учителей.

5.Рассказы учителей на семинарах об опыте работы.

6.Создание методического совета школы.

Контроль за работой по курсу «Учись учиться».

1.Учителя заполняют таблицу со статистикой 1 раз в неделю.

2.Один раз в четверть проводится тестирование по «Надпредметным программам».

3.Два раза в год проводятся видеосъемки устных ответов учащихся.

4.Директор, завуч и руководитель программы посещают уроки учителей.

5.Руководитель программы подводит итоги за месяц, за четверть, за год. Отчитывается о работе по программе 2 раза в год на педсовете.

Обучение новых учителей проводится на индивидуальных консультациях с руководителем программы и на еженедельном семинаре «Тренинг общения».

В заключение хочется отметить, что Методический комплекс «Надпредметные программы» необходим школьникам для развития их метапредметных умений и для успешного обучения.

1.Архипова В.В. Теоретические основы и практика коллективных занятий.-

2.Брейтерман М. Диалоги. Учительская газета, 1989, 31 января.

3.Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию.- М.: Прогресс,

4.Граник Г.Г., Бондаренко С.М. О типах учебных текстов. /Проблемы

школьного учебника.- М., 1975.

5.Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие.-

М.: Педагогика, 1989 .

6.Копыленко О.М. Роль смысловой структуры текста в его понимании. Автореферат

кандидатской диссертации.- Алма-Ата, 1975.

7.Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте.- М.: Мир, 1993.

8.Микк Я.А. Оптимизация сложности учебного текста: в помощь авторам и редакторам.- М.: Просвещение, 1981.

9.Ханин М.И. Практикум по культурной речи, или как научиться красиво и убедительно говорить .- СПб.: Паритет, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».

Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых резуль.

Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка и внеклассных мероприятиях.

В статье представлен комплекс мероприятий по празднованию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Отмечена важность реализации деятельностного подхода на разных этапах работы.

Духовно-нравственное развитие на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе

Обобщение опыта по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.

Выступление на школьном методическом объединении учителей русского языка и литературы. «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка, литературы»
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе

Статья на тему духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе.

Методическая разработка интегрированного урока русского языка, литературы, географии «Гидросфера и глагол»

В данной методической разработке представлены материалы для проведения интегрированного урока русского языка, литературы, географии «Гидросфера и глагол». Разработка включает в себя методиче.

Методическая разработка интегрированного урока (русский язык, литература, история) «Когда-то и сейчас»

Урок постороен в технологии развития критического мышления, затрагивает тему Холокоста.

Источник: nsportal.ru

Формирование надпредметных способов учебной деятельности как условие достижения качественных результатов образования

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.
Публикация затрагивает проблему развития личности в системе образования, которая обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий и которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Читайте также:
Как сделать пароль на папку в компьютере без программ

Оценить 2549 0

Содержимое разработки

Новгородова Ольга Дмитриевна

учитель французского языка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хамагаттинский саха-французский лицей

Республика Саха (Якутия)

Формирование надпредметных способов учебной деятельности как условие достижения качественных результатов образования

В современной дидактической литературеобщеучебные умения называют надпредметными способами учебной деятельности т.е. способами самостоятельного добывания знаний. Овладение умениями и навыками происходит на базе усвоенных знаний: научных и прикладных, методологических и логических, исторических и философских, знаний о способах деятельности.

Специальные учебные умения (по предмету), представленные в учебных программах.

Необходимо понять, что нет какого-то набора правил и предписаний, уникального способа, который мог бы дать положительный результат в обучении за короткое время. Каждый ученик индивидуален, но есть очень много различных способов учения, о которых учащиеся должны знать и которыми должны владеть.

Наиболее ценной формой самосознания является открытие учеником способов мышления. Которые приводят к определенным результатам, а именно, к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также нахождению их творческого решения.

В ходе планирования урока на любом из его этапов: целеполагание, этапы содержания учебного материала, выбор методов обучения и т.д. требуется обращение учителя к проблеме формирования общеучебных умений. Все настолько взаимосвязано в уроке, что незнание, неумение учителя влекут за собой очень серьезные последствия: ближние – качество отдельного урока, отдаленные – уровень развития личности ученика.

В основе организационной работы по формированию обшеучебных умений лежит требование систематических занятий учителя с учащимися.

Обратимся к терминам «умения» и «навыки». Необходимо отметить, что к формулировкам их определений в литературе единого подхода нет. Понятие «умение», довольно сложное и многогранное, употребляется в двух смыслах. Простые умения связывают с действиями, совершаемыми на основе конкретных знаний: учитель объяснил, показал, ученик повторил один или несколько раз и далее он это действие производит, уже не думая о нем (навык). Более сложные умения связаны и с более сложными действиями, которые основаны на целой системе знаний, простых умений и навыков.

Умение – это готовность выполнять действие(А.В.Усова); способность выполнить работу качественно, в новых условиях и в определенные сроки (К.К.Платонов); возможность выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в котором приходится действовать (педэнциклопедия). Модификаций термина «умение» много. Главное понятие – эффективность выполнения действия.

Навык – это автоматизированное сознательное действие человека, характеризующееся высокой мерой усвоения; действие, доведенное до автоматизма, то есть выполнение действия «само собой». Суть содержания навыка – в смысле слов «автоматизм» (промежуточный результат формирования умения) и «автоматизированный» (конечный результат формирования и применения на практике).

Умения и навыки формируются в действиях, но формируются разными путями. Умения – через упражнения в изменяющихся условиях, то есть постоянное перенесение действий в новые условия, в новую ситуацию. Навыки приобретаются в многократных упражнениях в одних и тех же условиях деятельности. Действие выполняется автоматически, контроль осуществляется подсознательно, что ведет к разгрузке мозга. Ученик, владеющий навыком, может совершать действие быстрее и эффективнее, нежели тот, у которого навык менее автоматизирован, что ведет к сокращению времени на выполнение любого действия, уменьшает количество ошибок.

Для чего необходимо формировать умения и навыки? Для того, чтобы научить учащихся учиться. В основе умения учиться лежит позиция ученика, который не только владеет способами усвоения учебного материала, но и сам регулирует, контролирует и корректирует процесс своего учения. Учиться – значит уметь:

— рационально организовать свой учебный труд;

— самостоятельно добывать знания;

— ориентироваться в стремительном потоке информации.

Формирование любого умения – это процесс длительный, систематический и целенаправленный.

Общеучебные умения и навыки в целом можно выделить в следующие группы:

— специальные умения (или предметные);

— умения рационального учебного труда;

Первая группа умений имеет специфику по каждому учебному предмету. Сущность второй группы умений заключается в самоорганизации, саморегуляции учебной деятельности. Это умения:

— пользоваться различными источниками знаний и оформлять результаты работы с этими источниками;

— планировать и организовывать свою учебную деятельность;

— контролировать результаты и корректировать их;

— управлять своей деятельностью.

Все они взаимосвязаны и представляют единое целое.

Третья группа умений является ядром учебной деятельности. Она объединяет все школьные предметы. Владеть мыслительными операциями: анализа и синтеза, обобщения и дифференциации, абстрагирования и конкретизации, сравнения и аналогии, установления причинно-следственных связей и антиципации – это значит: уметь учиться, быть свободным и уверенным в себе человеком, способным жить в этом быстро меняющемся мире.

В последние годы многие ученые, занимающиеся данной проблемой, в составе общеучебных умений стали выделять и коммуникативные. Коммуникативные умения предполагают владение устной и письменной речью.

В целом владение общеучебными умениями и навыками позволяет учащимся решать познавательные проблемы во всех видах деятельности: получать профессиональные знания, осуществлять непрерывное образование, всегда чувствовать себя комфортно в процессе учения. Вот в этом и эффективность работы школы.

Как формировать любое умение? Основополагающий аппарат составляют теория деятельности С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева и учение о типах ориентировки П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной.

Общепринятого перечня, а уж тем более строгой научной системной классификации учебных умений пока не существует. Разные авторы группируют их по разным основаниям: по значимости, по сложности, по возрастам формирования и др. Но, как бы то ни было, каждый учитель вынужден пользоваться ими, ибо без них невозможно осуществить сколько-нибудь эффективное обучение.

Каждое умение при использовании его в разных предметах, для решения разных задач и, особенно – по мере развития ребенка от первого класса к выпускному усложняется, требует своего применения в новых областях знаний, в новых обстоятельствах. Учебных умений много и они относятся к факторам, которые необходимо развивать всю школьную жизнь ребенка. Каждое учебное умение должно по-разному, с разной степенью глубины, широты, взаимосвязи с другими умениями продумываться учителем прежде, чем он их будет применять. Половина детей неспособно сходу, без напоминания, без подготовки необходимых учебных умений осознанно воспринимать новый учебный материал. Общеучебные умения являются мыслительными инструментами, с помощью которых это понимание достигается.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru