Что такое мультимедийная программа это информационная технология

Мультимедийные технологии представления информации

Мультимедийные технологии: основные понятия и определения

Термин «мультимедиа» с английского можно перевести как «многие среды» (от multi — много и media — среда).

Другими словами, мультимедиа является современной компьютерной информационной технологией, позволяющей объединить в единой информационной среде различные типы данных, таких как текст, графика, фотография, анимация, видео, звук.

Современная трактовка термина «мультимедиа» объединяет несколько понятий:

звук — все то, что относится к записи, обработке, передаче, хранению и воспроизведению звука;

  • S изображение — все способы получения изображений в цифровом виде, их обработки, передачи, хранения, распознавания и отображения на разных носителях;
  • s видео — все то, что связано с последовательностью изображений (кадров), воспроизводимых как движущееся изображение;
  • S мультимедиа-документы — сочетание текста, изображения и звука;

J мультимедиа-презентации — компьютерные продукты, при работе с которыми объединяются текст, звук, разнообразная графика, анимация, видео [44,51].

Технология мультимедиа. Создание мультимедийной презентации

В настоящее время мультимедиа-технологии — одно из наиболее перспективных и популярных направлений информатики, цель которого — создание продукта, содержащего синтез изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими звуковыми и визуальными эффектами с механизмами интерактивного управления.

Основными характерными особенностями этих технологий являются:

s объединение многокомпонентной информационной среды (текста, звука, графики, фото, видео) в однородном цифровом представлении;

s обеспечение надежного (отсутствие искажений при копировании) и долговечного хранения (гарантийный срок хранения — десятки лет) больших объемов информации;

s простота переработки информации (от рутинных до творческих операций).

Достигнутый технологический базис основан на использовании нового оборудования и новых стандартов передачи информации в сетях и ее хранения на носителях.

Многокомпонентную мультимедиа-среду разделяют на зри группы: аудиоряд, видеоряд, текстовая информация.

Аудиоряд может включать речь, музыку, эффекты (звуки типа шума, грома, скрипа и г. д.). Компьютерные устройства работают с оцифрованным или синтезированным (звук в формате MIDI) звуком. Оцифрованный звук получается в ходе преобразования звуковых колебаний в воздухе в колебания электрического тока, а затем преобразования этих колебаний в числа.

Преобразование из аналогового электрического сигнала в цифровой код происходит гак: амплитуда аналогового электрического сигнала измеряется через определенные промежутки времени и записывается в виде чисел. Частота, с которой производятся такие измерения, называется частотой дискретизации.

Стандартом при преобразовании звукового сигнала к цифровому виду считают количество уровней отсчета равным 2 16 с частотой отсчета, равной 44 100 Гц. Именно в гаком качестве звук записывается на аудио-CD. Несмотря на то, что частота дискретизации в 44,1 кГц вполне достаточна для восстановления звука без искажений, для любителей лучшего качества дискретизация может иметь еще большее значение (это зависит ог характеристик звуковой платы, сегодня на некоторых звуковых платах доступны значения 48, 96, 192 и даже 384 кГц). После того как оцифровка звука состоялась, его записывают в один из имеющихся стандартных форматов сохранения цифрового необработанного звука (обычно это формат WAV) [44, 51].

Технология мультимедиа. Уроки информатики

Синтезированный звук генерируется сразу из цифровых данных. Для воспроизведения синтезированного звука применяют специальное устройство, MIDI-синтезатор. На вход MIDI-синтезатора подается закодированная партитура музыкального произведения, а на выходе MIDI-синтезатор воспроизводит довольно близкое к реальному оркестру звучание.

Файлы оцифрованного звука имеют довольно большой объем, например на CD объемом 720 Мбайт удается записать всего 22 композиции. Для того чтобы уменьшить объем файлов, которые хранятся на диске, применяют сжатие данных [51].

Сжатие бывает двух типов:

v кодирование без потери качества. При кодировании без потерь качества удается сжать музыкальные файлы на 20-30%. Наиболее распространенными форматами сжатия без потерь являются свободные форматы FLAC, Musepack, True Audio и WavPack;

V кодирование с потерей качества. Наиболее распространенными форматами сжатия с потерями являются свободный формат Ogg Vorbis и коммерческий формат MP3, а также форматы WMA (Microsoft) и AAC (Apple).

Для того чтобы получать звуковую информацию из внешнего мира и сохранять ее в виде цифровых данных, существуют специальные устройства, называемые звуковыми картами, или звуковыми адаптерами. В современном звуковом адаптере обычно совмещены функции как оцифровки и воспроизведения аналогового звука, гак и простой MIDI-синтезатор.

Современные операционные системы обычно имеют в своем составе простые про1раммные продукты для записи и воспроизведения цифрового звука. Так, для записи с микрофонного и линейного входов звуковой платы в Windows существует программа Звукозапись (Sound Recorder), а в Linux — программа KR.ec.

Для воспроизведения оцифрованного звука в различных форматах (WAV, OGG, MP3) существуют специальные программные продукты, называемые

медиапроигрывателями. Если раньше воспроизведение звука и видео разделялось функционально в разных программах, то в современных условиях производители ПО стараются объединить функции воспроизведения звука и видео в универсальных программах. Существует целый ряд таких программ, позволяющих воспроизводить как звуковые, гак и видеофайлы в различных форматах. В Windows это входящий в состав операционной системы медианроигрыватель Windows Media Player и различные медиапроигрыватели сторонних производителей ПО: RealPlayer, QuickTime Player, BSPlayer и другие.

Видеоряд по сравнению с аудиорядом характеризуется большим числом элементов. Выделяют статический и динамический видеоряды. Статический видеоряд включает графику (рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме) и фото (фотографии и сканированные изображения). Динамический видеоряд представляет собой последовательность статических элементов (кадров).

Любое изображение, которое появляется на экране компьютера, состоит из точек и всегда имеет растровый характер. Деление изображений на векторные и растровые определяется форматом хранения изображения и алгоритмом его отображения на экране.

В векторном формате файл хранит не само изображение, а его описание, го есть этот файл не содержит массива точек. Хранить рисунки в векторных форматах очень удобно: векторные форматы очень экономны с точки зрения сохранения в файле и передачи через сетевые соединения сравнительно простых рисунков и чертежей (векторных примитивов).

Растровые изображения крайне важны, но они требуют много места. Поскольку современные дисплеи передают множество цветовых оттенков, каждый пиксел принято интерпретировать в виде 24-битного числа, в котором компоненты красного, зеленого и голубого цветов занимают по 8 бит каждый. Такой 24-битный пиксел может отображать 2 24 , или примерно 16,78 миллиона цветов. Так, изображение с разрешением 512×512 пикселов будет занимать 786 432 байт, а изображению размером 1024×1024 пикселов потребуется 3 145 728 байт [62].

Практически все файлы векторных программ представляют собой набор текстовых примитивов, сжатый архиватором zip. Даже если применить к этим файлам самые современные и эффективные способы сжатия, можно добиться выигрыша процентов 10, но при этом значительно (особенно для больших файлов) увеличить время открытия и сохранения.

При сжатии с потерями происходит сжатие путем удаления несущественной информации. Изображение можно сжать с потерями, удалив несущественную информацию, даже если в нем нет избыточности.

Изображения, сжатые различными способами, затем сохраняют в файлах различных форматов [1] (отличающихся, как правило, расширениями). Поскольку способ организации мультимедийной информации непосредственно связан со способом ее сжатия с целью хранения или передачи, методы сжатия также часто называют форматами. Основные форматы графических данных рассмотрены в главе 2.

Получать изображение можно различными способами:

s создание изображения вручную в графическом редакторе;

s сканирование. Сканер переводит изображение документа в цифровую форму с высоким разрешением. Сканированные документы всегда представляют собой растровые изображения большого размера;

s получение изображений с цифровых фотоаппаратов или видеокамер;

s получение векторных изображений из растровых с помощью специальных программ распознавания контуров и фоновой заливки.

Программы для работы с изображениями рассмотрены в главе 2.

Цифровое видео представляет собой последовательность цифровых кадров, то есть фотографий. Однако простой расчет показывает, что даже в случаях, когда видеофильм имеет сравнительно небольшой по сегодняшним меркам размер 512×512 пикселов, для хранения 1 секунды фильма требуется 786432×24 = 18 874 368 байт. Чтобы сохранить хотя бы часовой фильм, эго число нужно умножить на 3600, и мы получим 67 947 724 800, то есть 68 Гбайт на один фильм [62].

Для уменьшения объема цифрового видео применяется сжатие каждого кадра видеофильма в формате JPEG, что даже при сравнительно небольшой потере информации может дать заметное (до 10 раз) уменьшение размера. Помимо сжатия каждого кадра, для уменьшения размер хранимого видеофильма используют некоторые дополнительные приемы:

  • — прореживание. Кодер (программа, осуществляющая кодирование) выбирает кадры через один и записывает их в сжатый ноток;
  • — вычитание. Кадр сравнивается со своим предшественником. Если разница между ними мала (всего в нескольких пикселах), то кодер кодирует только эти отличающиеся пикселы;
  • — вычитание по блокам. Изображение делится на блоки пикселов, и операция вычитания производится не над парой кадров, а над каждой парой блоков в кадрах;
  • — компенсация движения. Разница между последовательными кадрами мала из-за движения на сцене, перемещения камеры или в силу обеих причин. Это свойство тоже можно использовать с целью повышения коэффициента сжатия.
Читайте также:
Программа hal что это такое

Все эти методы кодирования реализованы в современных форматах кодирования цифрового видео, таких как MPEG и AV1.

Цифровое видео может быть получено тремя способами: оцифровкой имеющего кино, отснятого на пленку; съемкой видео на профессиональную или любительскую видеокамеру; созданием видеофайлов в специализированных программах.

Программы для обработки цифрового видео можно разделить на четыре основные категории: захват видео; нелинейный видеомонтаж; перекодирование видео; создание DVD-образов [44, 51].

Текстовая информация — эго упорядоченный набор предложений, предназначенный для того, чтобы выразить некий смысл. В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т. д.).

Текстовый файл — обычная форма представления текста на компьютере. Каждый символ из используемого набора символов кодируется в виде одного байга, а иногда в виде последовательности подряд идущих двух, трех и более байтов.

Особой разновидностью текстовых данных следует считать гак называемый гипертекст. Термин «гипертекст» был введен Тедом Нельсоном в 1965 году для обозначения «текста, ветвящегося или выполняющего действия по запросу». Обычно гипертекст представляется набором текстов, содержащих узлы перехода от одного текста к какому-либо другому, позволяющие избирать читаемые сведения или последовательность чтения [68].

Общеизвестным и притом ярко выраженным примером гипертекста служат веб-страницы — документы на HTML (гипертекстовом языке разметки), размещенные в Интернете.

С точки зрения технических средств на рынке представлены как полностью укомплектованные мультимедиа-компьютеры, так и отдельные комплектующие и подсистемы (Multimedia Upgrade Kit), включающие в себя звуковые карты, приводы компакт-дисков, джойстики, микрофоны, акустические системы.

Для персональных компьютеров класса IBM PC утвержден специальный стандарт МРС, определяющий минимальную конфигурацию аппаратных средств для воспроизведения мультимедиа-продуктов. Для оптических дисков CD-ROM разработан международный стандарт (ISO 9660).

Мультимедиа-презентации не просто получили широкое распространение, они стали одним из главных средств представления определенных видов информации.

Мультимедиа может быть классифицирована на две основные группы:

•S линейная. Аналогом линейного способа представления является кино. Человек, просматривающий готовый документ, никаким образом не может повлиять на его вывод;

S нелинейная. Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных.

Участие человека в данном процессе также называется интерактивностью.

Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется термином «гипермедиа».

В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то этот способ донесения информации может быть назван линейным, так как нросматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации аудитория имеет возможность взаимодействовать с докладчиком (например, задавать ему вопросы), что позволяет ему отходить от гемы презентации, поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена как нелинейный (интерактивный) способ подачи информации.

Основными областями применения мультимедиа являются:

S деловая сфера:

  • — интерактивные презентации;
  • — редакционная деятельность (ММ-издательства);
  • — информационная и рекламная продукция (презентации, брошюры, рекламные листки);
  • — интерактивное обучение;
  • — Интернет;

S образование. Идея применения компьютера в обучении возникла довольно давно, но ее воплощение стало возможным лишь с появлением ПК, оснащенных мультимедиа устройствами. Компьютеризация отечественной системы образования — гема обширная, многообразная и актуальная и требует отдельного рассмотрения;

S развлечения: игры, фильмы, музыка, виртуальная реальность и т. д.

Интерактивные презентации стали неотъемлемой частью любой профессиональной и учебной деятельности. Презентации нашли широкое применение в служебной деятельности и учебном процессе. Например, подведение итогов, постановка задач, подготовка иллюстративного материала к докладам; подготовке отчетных докладов по результатам профессиональной деятельности ит. д.

  • [1] Формат — способ организации информации в файле.

Источник: ozlib.com

Что такое ИКТ. Теоретические основы мультимедийных технологий

Информационные технологии (ИТ, также — информационно-коммуникационные технологии) — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных; ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации.

Специалистов в области информационных систем и технологий часто называют ИТ- или IT-специалистами.

Отрасль информационных технологий занимается созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем. Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Информационные технологии взаимодействуют и часто составляющей частью входят в сферы услуг, области управления, промышленного производства, социальных процессов

Основные черты современных ИКТ

· Структурированность стандартов цифрового обмена данными алгоритмов;

· Широкое использование компьютерного сохранения и предоставление информации в необходимом виде;

· Передача информации посредством цифровых технологий на практически безграничные расстояния.

Понятия и общие сведения о мультимедийных технологиях

Мультимедиа — это технология, позволяющая объединить данные, звук, анимацию и графические изображения, переводить их из аналоговой формы в цифровую и обратно. «Мультимедиа» — сложное слово, состоящее из двух простых: «мульти» — много и «медиа» — носитель, то есть мультимедиа подразумевает множество различных способов хранения и представления информации (звука, графики, анимации и так далее).

Если говорить о мультимедиа как о некоторой технологии представления информации, то необходимо упомянуть два аспекта — аппаратный и программный. Аппаратная сторона мультимедиа может быть представлена как стандартными средствами (графический адаптер, монитор, звуковая карта и так далее), так и дополнительными (видеокарта с телевизионным входом/выходом, приводы CD-R, CD-RW, DVD и др.) Программная сторона мультимедиа может быть разделена на чисто прикладную (сами приложения, предоставляющие пользователю информацию в том или ином виде), а также специализированную, в которую входят средства, используемые для создания мультимедийных приложений. К этой категории можно отнести профессиональные графические редакторы, редакторы видеоизображений, средства для создания и редактирования звуковой информации и т.п.

Одними из первых пользовательских мультимедийных программ были компьютерные игры. Они являются наиболее распространенным программным продуктом, в полной мере использующим преимущества технологии мультимедиа: графика высокого разрешения, анимация, звуковое, музыкальное и голосовое сопровождение присутствуют во всех современных играх.

В книге М. Кирмайера «Мультимедиа» мультимедиа определена как сочетание возможностей создания видеоэффектов со звуковыми эффектами при управлении с помощью диалогового (интерактивного) программного обеспечения. Диалог означает, что пользователю в общении с компьютером отводится самая активная роль. Он может давать компьютеру свои указания и требовать их исполнения. А может обойтись и без этого, спланировав работу своих мультимедиа-приложений и возложив их исполнение целиком на компьютер.

Видеоэффекты могут быть представлены показом сменных компьютерных слайдов, мультфильмов и видеоклипов, смешением изображений и текстов, перемещением (скроллингом) изображений, изменением цветов и масштабов изображения, мерцанием и постепенным исчезновением изображения и т.д. Они обычно идут в сопровождении речи и музыки. Сочетание видео и аудио эффектов значительно повышает объем информации, которая поступает от компьютера к пользователю, и обеспечивает эффективное и одновременное восприятие ее двумя важнейшими органами чувств человека — зрительное восприятие и слух.

Технология мультимедиа прочно вошла в повседневную жизнь и успешно применяется во многих пользовательских приложениях. Но для успешной работы таких приложений должен соответствовать требованиям мультимедиа и сам компьютер.

Таким образом «мультимедийный компьютер» — это такой компьютер, на котором мультимедийные приложения могут в полной мере реализовать все свои возможности. Мультимедийный компьютер должен уметь многое: отображать на экране монитора графическую и видеоинформацию, анимацию, воспроизводить с высоким качеством различное звуковое сопровождение, музыку, в том числе и с музыкальных компакт-дисков, и многое другое.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служит и служит мощным техническим средством обучения. И играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинаем с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности [4, с. 12].

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А.

Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению [9, с. 16].

На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности. Как известно, игра является одной из форм практического мышления [10, с. 12].

Читайте также:
Суфд что это за программа и нужна ли она

В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Исследования Новоселовой С.Л. свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на дисплее, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы [11, с. 56].

Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие — игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

1. Дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

2. Глубже постигаются понятия числа и множества;

3. Быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, тренируется элективность внимания и память;

4. Раньше овладевают чтением и письмом;

5. Активно пополняется словарный запас;

6. Развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.

7. Уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

8. Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

9. Развивается воображение и творческие способности;

10. Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе.

Одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях.

Таким образом, у ребенка формируются столь важные операции мышления, как обобщения классификация компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.

Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» — способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи. Развиваются также способности к антиципации. Формирование элементарных математических представлений происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей. В ходе занятия дети учатся построению предметных моделей на взаимно однозначном соответствии заместителей. Такая модель позволяет наглядно представить количественные отношения: замещение предметов происходит путем наложения или приложения заместителей, что способствует пониманию смысла замещения [4, с. 21].

При успешном решении задачи, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые более трудные задания. Благодаря этим программам занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха.

Компьютерные игры способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерные игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению.

Компьютерных программ для детей старшего дошкольного возраста с ролевыми способами решения необоснованно мало. Между тем именно такие программы помогут привлечь внимание детей к внутреннему миру другого, побуждает поставить себя на его место, помочь преодолеть препятствия. «Все компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия» Особый интерес вызывают программы с элементами новизны, сюрпризности, необычности.

Источник: studbooks.net

Технология мультимедиа

Мультимедиа — область компьютерной технологии, связанная с использованием информации, имеющей различное физическое представление (текст, графика, рисунок, звук, анимация, видео и т. п.) и/или существующей на различных носителях (магнитные и оптические диски, аудио- и видеоленты и т. д.).

Мультимедиа (англ, multimedia — многосредовость, M-media) — это компьютерная система и информационная технология, обеспечивающие возможность создания, хранения и воспроизведения разнородной информации, включая текст, звук и графику (в том числе движущееся изображение и анимацию). Важная характеристика мультимедийных систем — высокое качество воспроизведения всех составляющих ее компонентов данных, а также возможность их взаимосвязанного или взаимодополняющего использования.

Мультимедиа-средства — это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты и анимацию.

Мультимедийное аппаратное обеспечение — это оборудование, необходимое для создания или воспроизведения мультимедийного программного обеспечения. К нему относятся звуковая карта, дисковод CD-RW, DVD, звуковые колонки, ТВ-тюнеры (устройства для обработки телевизионных сигналов и воспроизведения телепрограмм), MPEG-декодеры (средства для обработки сжатой видеоинформации), видеокамера, микрофон и др.

  • • гипермедиа (hypermedia, H-media) — расширение понятия «гипертекст» на мультимедийные (в том числе аудио, трехмерные графические, анимационные и др.) виды организации структур записей данных;
  • • интерактивная мультимедиа (Interactive media) — мультимедийная система, обеспечивающая возможность произвольного управления видеоизображением и звуком в режиме диалога;
  • • Live video «Реальное/живое видео» — характеристика системы мультимедиа с точки зрения ее способности работать в режиме реального времени.

Мультимедиа предоставляет пользователю разнообразные возможности в создании фантастического мира (виртуальной реальности), интерактивного общения с этим миром, когда пользователь выступает не в роли стороннего пассивного созерцателя, а принимает активное участие в разворачивающихся там событиях; причем общение происходит на привычном для пользователя языке — в первую очередь, на языке звуковых и видеообразов.

Если исключить редкие «экзотические» устройства, то реально к средствам мультимедиа можно отнести:

  • • устройства аудио (речевого) и видеоввода и вывода информации;
  • • высококачественные звуковые (sound-) и видео (video-) платы;
  • • платы видеозахвата (video grabber), снимающие изображение с видеомагнитофона или видеокамеры и вводящие его в ПК;
  • • высококачественные акустические и видеовоспроизводящие системы с усилителями, звуковыми колонками, большими видеоэкранами;
  • • сканеры (поскольку они позволяют автоматически вводить в компьютер печатные тексты и рисунки);
  • • высококачественные принтеры.

К средствам мультимедиа можно отнести и внешние запоминающие устройства большой емкости на оптических и цифровых видеодисках, часто применяемые для записи звуковой и видеоинформации. В таблице представлены основные виды информационно-компьютерных технологий (ИКТ), используемых при создании мультимедийных проектов.

Таблица. Основные виды ИКТ, используемых при создании мультимедийных проектов

Совокупность средств, в результате использования которых можно получить объемный звук, трехмерную графику, видео, анимацию и т. д.

Интеграция в одном программном продукте многообразных видов информации: как традиционных (текст, таблицы, иллюстрации), так и оригинальных

Технология графических изображений

Иллюстративная графика, когнитивная, деловая, научная

Ведение разговора через Интернет или локальную сеть

Звуковой диалог. Аудиоконференция

Работа в режиме реального времени

Изучение возможностей Интернет-Интранет.

Компьютерные видеоконференции. On-line дискуссия с помощью чата. Off-line обсуждение материала в режиме телеконференций

Технология перемещения от одних объектов к другим с учетом их смысловой связанности

Гипертекст — это некоторая схема представления, разновидность сети, в которой смешаны неформальные текстовые фрагменты с более формальными и механизированными операциями и процессами

Окончание таблицы

Электронная почта, теле- и видеоконференции, электронная доска объявлений и т. д.

Новейшие поисковые технологии

Smart-технологии автоматической каталогизации

Новые информационные технологии

Системы искусственного интеллекта.

Системы виртуальной реальности.

Системы естественных языков. Экспертные системы. Робототехника.

Стандартные средства мультимедиа. Мультимедиа — это понятие комплексное, которое, с одной стороны, подразумевает особый вид документа, а с другой стороны — особый класс программного и аппаратного обеспечения.

Мультимедийные документы отличаются от обычных тем, что кроме традиционных текстовых и графических данных могут содержать звуковые и музыкальные объекты, анимированную графику (мультипликацию), видеофрагменты. К мультимедийному аппаратному обеспечению относится оборудование, необходимое для создания, хранения, воспроизведения мультимедийных документов и объектов: звуковая карта, дисковод CD-ROM, звуковые колонки, микрофон, ТВ-тюнеры — устройства для обработки телевизионных сигналов и воспроизведения телепрограмм, дисководы для воспроизведения цифровых видеодисков (DVD), оборудование для записи компакт-дисков (CD-R, CD-RW), аппаратные средства для обработки сжатой видеоинформации (MPEG-декодеры).

Технология записи и воспроизведения звука в компьютере. Существуют две технологии записи и воспроизведения звука: аналоговая и цифровая. Известные всем бытовые магнитофоны и проигрыватели ориентированы на аналоговую технологию. Запись и воспроизведение звука в компьютере и CD-проигрывате- ле основаны на цифровой технологии. Звук по своей природе — это набор волн, вызванных колебаниями физических устройств (струн, мембран).

Читайте также:
Ht xender что это за программа

Методы кодирования звуковой информации двоичным кодом далеки от стандартизации. Множество компаний разработали свои корпоративные стандарты, но можно выделить два главных направления.

1. Метод FM (Frequency Modulation). Данное направление основано на том, что теоретически любой сложный звук можно разложить на последовательность простейших гармонических сигналов разных частот, каждый из которых представляет собой правильную синусоиду, а следовательно, может быть описан числовыми параметрами, т. е. кодом.

В природе звуковые сигналы имеют непрерывный спектр, т. е. являются аналоговыми. Разложение их в гармонические ряды и представление в виде дискретных цифровых сигналов выполняют специальные устройства — аналогово-цифровые преобразователи (АЦП). Обратное преобразование для воспроизведения звука, закодированного числовым кодом, выполняют цифроаналоговые преобразователи (ЦАП).

При таких преобразованиях неизбежны потери информации, связанные с методом кодирования, поэтому качество звукозаписи получается не вполне удовлетворительным и соответствует качеству звучания простейших электромузыкальных инструментов с окрасом, характерным для электронной музыки. В то же время данный метод кодирования обеспечивает весьма компактный код, и поэтому он нашел применение еще в те годы, когда ресурсы средств вычислительной техники были явно недостаточными.

2. Метод таблично-волнового синтеза (Wave-Table). Данный метод лучше соответствует современному уровню развития техники. В заранее подготовленных таблицах хранятся образцы звуков для множества различных музыкальных инструментов. В технике такие образцы называют сэмплами.

Числовые коды выражают тип инструмента, номер его модели, высоту тона, продолжительность и интенсивность звука, динамику его изменения, некоторые параметры среды, в которой происходит звучание, а также прочие параметры, характеризующие особенности звука. Поскольку в качестве образцов используются «реальные» звуки, то качество звука, полученного в результате синтеза, очень высокое и приближается к качеству звучания реальных музыкальных инструментов.

Ниже приведено описание наиболее распространенных типов звуковых файлов.

Название файла

Описание файла

В файле записаны только ноты для набора инструментов звуковой карты, и он занимает небольшой объем. Однако качество его воспроизведения на встроенных (например, АС’97) кодеках и на недорогих устройствах заметно отличается от звучания на хороших звуковых картах (SB Live и др.). Общий MIDI-стандарт: 128 инструментов, 47 барабанных звуков

В файле записаны несколько звуковых отрывков (сэмплов) и правила их проигрывания. Следовательно, объем таких файлов достаточно небольшой, в зависимости от размера, количества и качества сэмплов, но по звучанию они более разнообразны, чем MIDI, и проигрываются везде одинаково

В файле записана звуковая информация; его объем пропорционален продолжительности его звучания

Формат MP3 — это сжатый WAV. Уменьшение размера файла достигается различными способами, в том числе за счет удаления неслышимых человеческим ухом частот, которые тем не менее способствуют формированию общей звуковой картины. Но на обычной мультимедийной акустике разница между WAV и MP3 со среднем качеством 128—192 Кб/с, скорее всего, не будет заметна

Файлы этого типа используются проигрывателями Windows Media Player. Для того чтобы сохранить возможность онлайнового высококачественного музыкального вешания и защитить авторские права, компания Microsoft разработала альтернативный формат WMA, который теоретически не позволяет копировать файлы этого формата, допуская лишь их воспроизведение специальными программами

Примеры программ для работы со звуком:

  • • Winamp — универсальный проигрыватель, работающий с большинством звуковых файлов;
  • • Home Studio — программа позволяет одновременно работать с MIDI- и WAV-файлами в рамках одной сессии;
  • • Cool Edit Pro — программа для работы со звуком (WAV, MP3), имеющая большое количество возможностей;
  • • Alive MP3 WAV Converter — программа для перекодирования треков CD в WAV-файлы, а также для сжатия WAV-файлов в формат MP3;
  • • Sound Forge — многофункциональный высококачественный 32-разрядный редактор звуковых файлов, предназначенный для профессиональной обработки звука.

Программы для работы со звуком позволили обрабатывать и редактировать не только звуковые файлы, но и музыкальные. Так, с помощью мощных звуковых синтезаторов, огромных по размеру библиотек сэмплов, микшерных пультов с множеством функций появилась новая ветвь в развитии музыки.

При преобразовании звука в цифровой код измеряется поступающий сигнал с регулярными сигналами и уровню звука присваиваются цифровые значения. Частота измерений называется скоростью выборки.

Количество бит, используемых для кодирования данных, называется разрешающей способностью. Чем выше скорость выборки и больше разрешающая способность, тем выше качество звука. Для ввода и воспроизведения звука нужны аудиоплата, колонки и микрофон. Звук в компьютер можно ввести с микрофона или с любого другого аудиоустройства.

MIDI-файлы. MIDI-файлы — это другой способ представления звука в компьютере. В отличие от WAV-файлов, которые хранят цифровое представление звуковых волн, MIDI-файлы хранят только описание звука, представленного как сумма звучания нескольких стандартизованных музыкальных инструментов.

Данные в MIDI-файлах представляют собой последовательность записей, содержащих номера нот, их длительность, номера инструментов, а также команды, управляющие звучанием этих музыкальных инструментов.

Аудиокарты, поддерживающие MIDI-формат, имеют встроенные синтезаторы нескольких десятков музыкальных инструментов. Как правило, звуковые карты обеспечивают общий MIDI-стандарт: 128 инструментов, 47 барабанных звуков.

Звуковые карты с MIDI-синтезатором отличаются по количеству и качеству звучания воспроизводимых инструментов, по возможности совмещения нескольких инструментов, по количеству нот, хранящихся в памяти, и по размерам волновых таблиц.

Для создания MIDI-файлов используется специальное программное обеспечение. Программная среда, имитирующая на компьютере музыкальные инструменты, показывает на экране устройство, внешне похожее на магнитофон с несколькими дорожками. Данное устройство хранит музыкальный фрагмент, например партию скрипки или виолончели. При воспроизведении дорожек записанная на них информация собирается вместе для создания необходимого звучания.

Отличие MIDI-файлов от WAVE-файлов заключается в следующем:

  • • MIDI-файлы значительно меньше по объему, чем WAVE- файлы, при той же длительности звучания музыкального фрагмента;
  • • мелодии в формате MIDI явно относятся к жанру «электронной музыки», в формате WAVE записываются «живой голос» и звучание «живых» инструментов;
  • • мелодии, записанные в виде MIDI-файлов, можно изменить путем редактирования записи на нотном стане, в то время как WAVE-файлы изменять гораздо сложнее;
  • • WAVE-файлы используются для непродолжительных аудиоэффектов, в то время как MIDI-файлы применяются в качестве звукового сопровождения.

Ниже приведены форматы звуковых файлов с заголовком.

Источник: studref.com

Урок 30
Технология мультимедиа

Работая со многими компьютерными программами, пользователь не только видит тексты и неподвижные изображения, но и слышит звуки, просматривает анимации и видеоролики. При этом, как правило, он имеет возможность работать в интерактивном (диалоговом) режиме, переходить от последовательного просмотра информации к произвольному её просмотру, в соответствии со своими целями и задачами. Такие возможности обеспечиваются технологией мультимедиа.

Термин «мультимедиа» в переводе с латинского дословно означает «многие среды» (multi — много, media — среда) и трактуется как объединение текста, звука, графики и видео в одном информационном объекте.

image

Технология мультимедиа — это технология, обеспечивающая одновременную работу со звуком, видеороликами, анимациями, статическими изображениями и текстами в интерактивном (диалоговом) режиме.

5.1.2. Области использования мультимедиа

Технология мультимедиа положена в основу создания всевозможных мультимедийных продуктов, характерными особенностями которых являются:

• объединение в одном продукте текстовой, графической, аудио-, видеоинформации, анимаций;
• наличие интерактивного (диалогового) режима работы;
• возможность быстрого поиска информации;
• широкие возможности навигаций;
• возможность работы в реальном времени, в замедленном или в ускоренном темпе;
• дружественный пользовательский интерфейс.

Мультимедийные технологии широко применяются в образовании (электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и справочники, виртуальные лаборатории и т. д.), культуре и искусстве (компьютерные гиды, виртуальные экскурсии по музеям и историческим местам всего мира, цифровые коллекции произведений живописи и записей музыкальных произведений), науке (системы компьютерного моделирования), бизнесе (реклама и продажа товаров и услуг), компьютерных играх и других областях человеческой деятельности.

Рекомендуем вам посетить один из лучших виртуальных музеев мира — Государственный Эрмитаж (https://www.hermitagemuseum.org/). Вы сможете совершить виртуальные экскурсии по залам Эрмитажа, задержать внимание на заинтересовавших вас экспонатах, прочитать о них справочную информацию, а самые ценные даже рассмотреть в деталях. Обратите внимание на имеющиеся возможности поиска, позволяющие^ находить экспонат музея по его автору, названию, стилю, жанру, дате создания. Изображения, кроме того, можно искать по визуальным характеристикам — цветовой гамме («50 % жёлтого и 20 % голубого») или цветовой композиции («правый верхний угол тёмный, середина светлая»).

Графика, звук, видео и текст, объединённые в мультимедийном продукте, требуют больших объёмов памяти. Поэтому для хранения и распространения мультимедийных продуктов обычно используются оптические диски. При наличии хороших каналов связи (высокоскоростного доступа к сети Интернет) можно работать с мультимедийными продуктами, непосредственно размещёнными во Всемирной паутине.

Для работы с мультимедийными продуктами компьютер должен быть укомплектован аудиоколонками или наушниками, микрофоном, звуковой картой, устройством для чтения оптических дисков.

Следующая страница 5.1.3. Звук и видео как составляющие мультимедиа

Источник: xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru