В настоящее время опытно-поисковая деятельность педагогов дополнительного образования должна быть сосредоточена на создании особого рода образовательных программ – краткосрочных, реализуемых как в самих учреждениях дополнительного образования детей, так и в условиях все более набирающей силу системы дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ.
Наличие таких программ – насущное веяние нашего времени. Современный педагог дополнительного образования, адекватно реагирующий на реформирование системы общего образования в России, должен приобрести относительно новый для себя спектр методико-практических умений и навыков, обеспечивающих ему как минимум способность модифицировать свою многоуровневую (долгосрочную) программу либо создавать принципиально новую – краткосрочную.
Действительно, осуществляемое ныне интенсивное реформирование российской образовательной системы, переход ее на качественно новые образовательные стандарты сопряжен с умением педагога создавать социально востребованные дополнительные образовательные программы краткосрочного действия. Таким образом, предполагается целенаправленное преобразование уже имеющихся (многоуровневых) программ в программы краткосрочные, мобильно реагирующие на ситуативно обнаруживающийся социальный заказ.
КРАТКОСРОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: особенности и коррекция основных расстройств.
Краткосрочные программы – это программы, срок реализации которых составляет не более одного года. Рекомендуемый срок освоения – не менее 3 месяцев. Реализация краткосрочных программ обеспечивает ряд преимуществ всем участникам образовательного процесса: для учащихся – это возможность попробовать себя в разных видах деятельности, возможность определиться с выбором направления деятельности; для родителей – это возможность разобраться с логикой дополнительного образования, понять преемственность его ступеней, наметить общую линию индивидуального развития своего ребенка; для педагогов – это реальный шанс сформировать контингент детей, а также стимул к разработке базовой программы.
Основными задачами реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ являются: знакомство с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области; овладение первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования и хранения информации; развитие любознательности, наблюдательности, памяти, пространственных представлений; развитие коммуникативных навыков психологической совместимости и адаптации в коллективе; воспитание потребности в самообразовании и творческой реализации; формирование самооценки и чувства коллективизма. К краткосрочным программам относятся, в основном, программы ознакомительного уровня, которые создают условия для интенсивной социальной адаптации детей и направлены на повышение психологической готовности ребенка к включению в образовательную деятельность, на диагностику уровня его общих и специальных способностей, на создание комфортных условий для последующего выявления предпочтений и выбора вида деятельности в дополнительном образовании, что помогает родителям в становлении конструктивной позиции воспитания и развития ребёнка с учетом его интересов и способностей.
Зависимость от гаджетов краткосрочная программа
В Доме детского творчества г. Алексеевка с помощью педагогов и методистов разработана комплексная краткосрочная программа «Раскрой свои таланты». Целью программы является создание условий для реализации творческих способностей детей посредством приобщения к различным видам деятельности в области искусства и дальнейшего самоопределения. Актуальность программы заключается в том, что она позволяет организовать не только содержательный отдых детей, но и образовательную деятельность по различным направлениям, позволяющую за короткий срок раскрыть способности каждого ребенка.
Реализация данной программы расчитана на 3 месяца и проходит в форме работы профильных творческих мастерских. В ходе работы учитывались следующие направления деятельности: художественное, туристко-краеведческое. Познавательно-игровая деятельность является основной при реализации программы, она даёт возможность для формирования позитивной направленности личности ребёнка.
Программа разработана для реализации в период летних каникул на базе общеобразовательных школ и детского оздоровительного лагеря в виде кружковых занятий. В процессе занятий педагоги знакомят детей с основами современной, народной, классической бальной хореографии, обычаями, традициями, народным фольклором родного края, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Дают необходимые представления о туризме, создании элементов одежды и аксессуаров, свойствах материалов, а также декоративном оформлении причесок, маникюра, макияжа. В рамках реализации программы предусмотрено проведение различных викторин, конкурсов, соревнований. По итогам реализации комплексной краткосрочной программы «Раскрой свои таланты» участники представляют творческий отчёт в форме мини-концерта, фотовыставки и презентации.
В использовании краткосрочных программ есть огромный плюс, так называемый поисковый режим, где ребенок успевает проявить и раскрыть свои интересы, свое «я». А главное, что детям не успевает надоесть определенный вид деятельности. За непродолжительный период обучающиеся успевают познакомиться и освоить сразу несколько видов творчества. Практика показала, что ребенок, который «знает, умеет, может», охотно и смело включается в более сложные процессы.
Данные образовательные и воспитательные программы дают значительные положительные результаты, оказывая влияние на продуктивное развитие личности в период каникулярного отдыха, способствуют укреплению здоровья, профилактике вредных привычек, социализируя и реабилитируя детей, обеспечивают развитие познавательных интересов детей с повышенным уровнем способностей. Реализация краткосрочных программ позволяет организовать образовательную деятельность, формирующую качественные параметры у подрастающего поколения, которые позволяют детям в дальнейшей жизни включиться в жизнь социума, достойно трудиться, занять соответствующую социальную нишу. Они способствуют возникновению уникальных образовательных возможностей по формированию нового жизненного опыта у ребенка.
Таким образом, краткосрочные программы дополнительного образования являются фактором повышения технологической компетенции обучающихся, особенно у младших школьников. Для нас, педагогов дополнительного образования, является важным стремление идти в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствовать свой профессиональный опыт, быть всегда социально востребованными и полезными.
Источник: nmcsova.ru
Модульный курс краткосрочных программ дополнительного образования как первый опыт построения индивидуального образовательного маршрута
методическая разработка
В методической разработке предложена создание двугодичного учебного курса, состоящего из коротких мини-курсов «модулей».
Это поможет учащимся начальной школы познеакомиться с несколькими учебными программами, соответсвенно, выбрать наиболее интересную область, в которой ребенок уже начнем заниматься по общей программе.
Главное условие такого курса — выбор ребенка, то есть в рамках определенных часов, например по субботам с 11 до 13, должно проходить сразу несколько занятий у разных педагогов. И ребенок (или родитель) сам выбирает на какой курс пойти сейчас, а на какой следующей четверти.
Также предлагается пример программы на основе отдела ИТ, хотя не рекомендуется ограничивать мини-курсы одним отделом. То есть ребята за два года (8 модулей) могут познакомиться и рисованием на компьютере и с обычным рисованием
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского (юношеского) технического творчества
Кировского района Санкт-Петербурга
«Модульный курс краткосрочных программ дополнительного образования как первый опыт построения индивидуального образовательного маршрута»
Еременок Ольга Владимировна, педагог ДО
ГБУ ДО ЦДЮТТ Кировского района Санкт-Петербурга
Это обусловлено, в первую очередь, тем, что в среде дополнительного образования гораздо полнее, чем в школьной урочной системе традиционных учебных занятий, реализуется принцип личной заинтересованности ребенка: наличие тех или иных программ подстраивается под способности и интересы детей. Именно на этой основе и создается творческая, эмоционально привлекательная для детей, подростков и старшеклассников среда, способствующая их креативной самореализации.
Но у поддержки заинтересованности ребенка есть и обратная сторона: необязательность программ. Ребенок не может учиться всему, что предлагает дополнительное образование, соответственно может и должен выбирать. Но свобода выбора здесь имеет один отрицательный фактор: если ребенку не понравилось обучение конкретной образовательной программе сложно определить — не понравилась конкретная программа, не подходит именно данная сфера деятельности или просто ребенок еще не научился преодолевать трудности.
Для решения этих проблем существуют краткосрочные ознакомительные программы. Часто такие программы имеют формы ролевых игр: например, мероприятия в летних оздоровительных лагерях или игровые зоны типа «Кидбург».
В начале двухтысячных годов были предприняты попытки создания целой системы краткосрочных программ, особенно в той части дополнительного образования, которая заменила школьные занятия труда и технологий (см. Добрецова Н.В: Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного обучения. Каро, 2005). Считалось, что такая «карусель» профессий и технологий позволит учащимся средней и старшей школы более правильно сделать жизненный профессиональный выбор. Но, большей частью, эти попытки не увенчались успехом и упор был сделан (и делается сейчас) на долгосрочные, многолетние образовательные программы.
Главная причина такого «провала», на мой взгляд, была в неправильной возрастной группе. Упор был сделан на старшеклассников, хотя уже к 9-му классу большая часть учащихся определяется хотя бы со сферой своей будущей деятельности.
Практика модульного курса краткосрочных образовательных программ в ЦДЮТТ Кировского района
В нашем отделе информационных технологий была разработана модульная учебная программа для учащихся начальной школы.
Ее насущная необходимость была определена сразу несколькими, создавшимися в последнее время факторами:
- Очень раннее вхождение детей в такие сложные дисциплины как робототехника и программирование. Если еще 10 лет назад самый младший возраст для Лего-робототехники был 10-11 лет, а сам курс рассчитан на детей с пятого класса, то сейчас разрабатываются программы и конструкторы для детей 6-7 лет.
- Очень большое расслоение детей начальной школы по образовательным компетенциям. Часто в одной группе оказываются первоклассники, которые умеют читать и считать, и второклассники, которые читают очень плохо и практически не умеют считать.
- Очень неадекватное видение родителями интересов своего ребенка. К сожалению, система поддержки рождаемости создает ситуацию, когда с быстрым рождением второго и третьего ребенка, родители «забывают» о первом, особенно, когда первый ребенок начинает ходить в школу и о нем «вроде бы нечего волноваться». Иногда родители взахлеб рассказывают о том, что ребенок целыми вечерами играет с набором лего, а на деле оказывается, что это просто у ребенка нет выбора — лего его единственная игрушка. И когда такой ребенок приходит на кружок робототехники, оказывается что ему более интересно рисование или программирование, рукоделие, выпиливание, решение задача и т.д., но только не лего.
- Засилие планшетов у детей, что полностью свело на нет владение компьютерными технологиями. Еще 10 лет назад, практически все дети 10 лет умели работать на компьютере – создавать, сохранять файлы, редактировать и т.д. Сейчас же единственное умение – владение тач-скрином для игр.
Таким образом, лавными задачами такой программы были сразу определены:
— выровнять стартовые возможности обучения ребенка в отделе информационных технологий;
— способствовать выбору ребенком самостоятельно его индивидуального образовательного пути;
— обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;
— содействовать самореализации личности ребенка
Модульная система в этом случае, углубляет еще одну специфическую особенность дополнительного образования детей — наличие свободного выбора и построения личного образовательного пути. Оно оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к самостоятельному выбору и самостоятельному целепологанию, повышает его собственную самооценку. При этом выбор образовательного пути здесь не имеет того огромного судьбоносного значения, который он имеет в старших классах.
В данном модульном курсе неправильного выбора просто быть не может – все виды деятельности, предлагаемые учащимся, рано или поздно понадобятся в школьной или личной жизнь. Таким образом, выбор курсов приобретает игровой характер: с одной стороны это важный выбор, с другой – главным является не сам выбор, а его возможность.
Еще одной особенностью, играющей с одной стороны огромное воспитательное значение, но при этом внешне имеющей игровой характер является иерархическое строение некоторых модулей. Как и во многих компьютерных играх, имеющих вариативные ходы, возможность выбора конкретного модуля зависит от модулей, пройденных ранее, а также от выбранного и пройденного модуля зависит возможность выбирать дальнейший уровень образования. Например, чтобы пройти даже в начальный уровень робототехники, необходимо пройти сначала модуль знакомства с компьютером, а также один из модулей или программирования или технического моделирования. Такая сложная, на первый взгляд, иерархия заставляет ребенка подходит серьезно к проектированию своего учебного маршрута. Но, на самом деле, сложность здесь только иллюзия – практически все модули взаимозаменяемы и в течении двух-трех лет ребенок может познакомиться со всеми видами деятельностей, предлагаемых курсом.
Как оказалось, большую трудность данный аспект вызвал не у детей, а у их родителей. Привычка полагаться на советы сторонних людей или не давать ребенку возможность самому решать даже мелкие проблемы, или и то и другое, стали серьезным препятствием для многих взрослых, которые не могут или не хотят сделать выбор. При этом надо отметить, что в учреждениях дополнительного образования, решение родителя имеет большое значение, так как именно родители приводят детей на занятия. Часто выбор модуля зависит не только от желания ребенка или родителей, но и возможности, точнее невозможности, приводит ребенка или слишком рано или слишком поздно.
Можно было бы предположить, что гораздо лучшие воспитательные результаты данный модульный курс мог бы иметь в системе школьных продленных групп, которые имеют все особенности именно дополнительного, а не общешкольного образования. В таких группах, родители имеют меньшую возможность влиять на занятия ребенка, поэтому ребенок имел бы большую свободу выбора.
Проблемы выполнения и способы их решения
Как ни парадоксально этот проект, который вообще не требует дополнительных субсидий, столкнулся с большими административными проблемами.
Хотя в нашем центре проект проходит только в рамках отдела информационных технологий, он может быть реализован одновременно во всем центе.
I. Проект НЕ ТРЕБУЕТ особого кадрового состава. Практически любой педагог способен написать краткосрочную ознакомительную программу по своей основной образовательной программе. Педагогу такие программы выгодны тем, что в начале годы, они являются своеобразной рекламой и способом выявить наиболее заинтересованных ребят, а в середине года, помогают «добрать» группы и уравнять знания новичков с учащимися, уже проучившимися несколько месяцев.
II. Проект НЕ ТРЕБУЕТ особых помещений, комплектующих и лабораторного оснащения, а также, как правило, особых методических материалов. Все проводится на той же базе, на которых проводятся основные учебные программы.
III. Проект ТРЕБУЕТ особого планирования курсов.
Способов планирования может быть три, и все они были опробованы в нашем центре, каждый способ имеет свои достоинства и недостатки.
Сама образовательная программы рассчитана на два года, 72 часа в год, по два академических часа в неделю. Каждый ребенок проходит за год четыре модуля-курса.
1. Самый логичный способ, конечно, сделать один курс по девять занятий. Поскольку каждый курс должен заканчиваться зачетной работой или творческим проектом, то выходит 6-7 непосредственных занятий, работа над проектом, защита проекта (как правило, перед родителями).
Большим плюсом данного способа является унификация курсов. Если ребенок не может попасть на курс в этот раз, он знает, что в следующий раз, этот курс будет точно таким же. Это облегчает выбор.
Большим минусом является административное планирование. Поскольку список курсов на следующий модуль определяется родительским собранием, заранее спланировать все родительские собрания довольно трудно. Также трудно, оформить изменение состава групп посредине месяца.
2. Самый простой. Разбить курс по четвертям. Таким образом, защита проектов придется на каникулы. Большим недостатком является разное количество занятий в курсах. Получается, что курс, пришедшийся на третью четверть, обладает большим значением, чем остальные.
Также педагогам придется писать несколько вариантов курса для разного количества занятий.
3. Способ, использующийся сейчас. Каждый курс начинается в нечетный месяц и длится два месяца. Каждый курс длится 7 занятий с небольшим внутренним зачетом, оставшиеся занятия используются для учебно-массовых мероприятий, кросс-курсовых конкурсов и т.д. В мае все участвуют в проектных работах, по теме любого из пройденных курсов.
Это позволяет значительно упростить документацию, приказы о формировании новой группы и т.д. Облегчает связь с родителями и соответственно планирование следующих модулей. Проекты в конце года, позволяют собраться ребятам из разных групп и создавать гораздо более сложные проекты.
IV. Проект требует особого административного планирования.
Сейчас в проекте участвуют педагоги, которые ведут эту программу целый год. На самом деле, в идеале, курс не должен быть зависим от конкретных педагогов. Один педагог может участвовать в проекте, например, один раз в два года, в этом случае каждый ребенок будет иметь возможность познакомиться с его курсом. К сожалению, система административного планирования привязывает количество часов к определенному педагогу в течение всего года, не позволяя увеличивать часы только на два месяца.
Кроме того, в идеале, курсы требуют особого журнала. То есть или журнал должен быть отдельным на каждый курс, либо, наподобие школьного журнала, где записываются все учащиеся обоих годов, а на отдельной странице ведется отдельный курс.
К сожалению, можно констатировать, что введение в закон об образовании статьи об инновационной и экспериментальной деятельности, практически уничтожило возможность экспериментальной деятельности. Изменения должны быть или глобальными или никакими. При этом, на инновационную деятельность должно быть получено своеобразное «разрешение», но это «разрешение» должно быть получено на уже ведущуюся инновационную деятельность.
Несмотря на это модульный курс в нашем отделе информационных технологий является довольно востребованным и среди детей, и, что немаловажно, среди родителей.
Источник: nsportal.ru
Особенности краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ
В целях увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, до 75%, рекомендуется реализовать программы на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, а также предусматривать реализацию краткосрочных программ, в том числе в формате «интенсивов», либо при разработке программы использовать модульно-блочный принцип построения. Краткосрочная образовательная программа – образовательная программа, ограниченная сроком Реализации не более 3 месяцев и объемом не менее 8 академических часов.
03 февраля 2023 Гаспарян Анна Феликсовна
Вам также может понравиться:
Конкурсы 76 работ
Международный конкурс декоративно-прикладного творчества «ФЕСТИВАЛЬ ТВОРЧЕСТВА »
20 Мая – 25 Августа
Конкурсы 44 работы
Всероссийский конкурс изобразительного искусства и авторской фотографии к Дню России «РОССИЯ В СЕРДЦЕ НАВСЕГДА »
20 Мая – 25 Августа
Конкурсы 49 работ
Международный конкурс по лего-конструированию «ЮНЫЙ ИНЖЕНЕР »
01 Июня – 25 Августа
Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂
- Предыдущая работа
- Следующая работа
Также вас может заинтересовать
- Дошкольное образование по научные статьи для «Значение театрализованных игр для детей дошкольного возраста» Научная статья
- Психология и педагогика по научные статьи для «Развитие речи у младших школьников» Научная статья
- Дошкольное образование по научные статьи для «Организация предметно-пространственной среды как инновация в ДОУ» Научная статья
- Дошкольное образование по научные статьи для «ООД по нетрадиционной технике рисования в старшей группе «Зимний лес»» Научная статья
- Дошкольное образование по научные статьи для «Пособие познавательной направленности «Волшебная ширма»» Научная статья
Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять комментарии.
Подписка на новости
- На главную
- О нашей Академии
- Оргкомитет
- Отзывы
- Новости
- Правила участия
- Награды
- Бесплатные документы
- Способы оплаты
- Вопрос-Ответ
- Договор-оферта
- Как принять участие
- Переподготовка
- Баннеры
- Расписание конкурсов
- Конкурсные работы
- Воспитание детей
- Политика конфиденциальности
- Пользовательское соглашение
- Написать нам
ООО «Центр Развития Педагогики»
Адрес: 197371, Санкт-Петербург, Испытателей пр. д.39 лит.А оф.С-3-20к. ИНН 7840447816 КПП 781401001 ОГРН 1117847081153. Ограничение по возрасту: 6+
Источник: www.art-talant.org