Основной принцип организации учебно-воспитательного процесса в классах КРО — принцип коррекционной направленности обучения — предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.
Система КРО предусматривает проведение с учащимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ.
Основной принцип организации учебно-воспитательного процесса в классах КРО — принцип коррекционной направленности обучения — предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей.
Система КРО предусматривает проведение с учащимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Они включены в Типовой базисный учебный план общеобразовательного учреждения. Не допускается использование школьного компонента для занятий всего класса по новым предметам, не предусмотренным Типовым базисным учебным планом для классов данного типа, или перераспределение этих часов между параллелями.
Учебно-документальный фильм «Один день коррекционного класса»
Цель коррекционных занятий — повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Поэтому работа в часы индивидуально-групповых занятий должна быть направлена на общее развитие, а не тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся.
Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей ребенка, исходя из понятия «зона ближайшего развития». Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин затруднений, возникающих у детей при усвоении учебных программ. Наиболее достоверной оказывается диагностика, которая опирается на данные клинико-физиологического и психолого-педагогического изучения ребенка, находящегося в адекватных, наиболее благоприятных условиях обучения.
Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу умножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом. Можно выделить две формы коррекционного воздействия: симптоматическую, построенную в соответствии с выделенными симптомами отклонений в развитии, и коррекционную, направленную на источники и причины отклонений в развитии. Вторая форма коррекции имеет безусловный приоритет перед первой.
Коррекционная школа
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
При изучении школьников учитывается следующие показатели:
1. Физическое состояние и развитие ребенка:
— динамика физического развития (анамнез);
— состояние слуха, зрения;
— особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
— координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);
— особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).
2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:
— особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность);
— особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;
— особенности памяти: точность постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти; преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, двигательная, смешанная); преобладание логической или механической памяти;
— особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи);
— особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности интонации, выразительности, ясности, силы и высоты голоса);
— познавательные интересы, любознательность.
3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:
— особенности отношений «учитель-ученик», реакция ученика на замечания, оценку его деятельности; осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию;
— способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;
— умение планировать свою деятельность.
4. Особенности эмоционально-личностной сферы:
— эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;
— способность к волевому усилию;
— преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность);
— внушаемость;
— наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;
— наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.);
— отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;
— отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);
— особенности поведения в школе и дома;
— нарушения поведения, вредные привычки.
5. Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой:
— общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире;
— сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу;
— характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса. В соответствии с Учебным планом в начальных классах на коррекционные занятия отводятся 3 часа в неделю, которые включаются в расписание уроков.
Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
— развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
— развитие навыков каллиграфии;
— развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
— развитие зрительного восприятия и узнавания;
— развитие зрительной памяти и внимания;
— формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
— развитие пространственных представлений ориентации;
— развитие представлений о времени;
— развитие слухового внимания и памяти;
— развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
— навыков соотносительного анализа;
— навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
— умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
— умения планировать деятельность;
— развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
— развитие наглядно-образного мышления;
— развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и т.п.).
В период, когда ребенок еще не может получить хорошую отметку на уроке, важно создать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповом занятии. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка.
Хорошо зарекомендовала себя система поощрения каждого правильного ответа «жетонами» (фишками, звездочками, наклейками, штампиками и пр.). В конце занятия подсчитывается количество фишек, заработанных каждым учеником. При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике их мотивации деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.
Источник: nsportal.ru
Специальный коррекционный класс. Коррекционные классы в школах
Для тех детей, которым трудно обучаться в связи с имеющимися проблемами со здоровьем, существуют специальные образовательные учреждения или открываются коррекционные классы в обычной школе. Сюда можно записать ребенка-инвалида или отстающего в развитии. Основное назначение таких учреждений и классов заключено в социальной адаптации воспитанников и их интеграции в обществе.
Если ребенку скоро в школу…
О том, что их чадо отстает от сверстников в развитии, заботливые родители понимают уже на первых годах его жизни. Особенно очевидным это становится к шестилетнему возрасту. Ребенок, отстающий в развитии, обладает скудной речью и низким уровнем интеллектуальных способностей. Порой такие дети даже не умеют держать в руках карандаш.
Не только для педагогов, но и для родителей становится очевидным, что такому ребенку необходимо посещать коррекционный класс. Это позволит ему адаптироваться к жизни в социальном и физическом плане.
Все больше и больше люди слышат об инклюзии. Но что это такое знают далеко не все. Многие родители.
Где создаются специализированные классы?
Процесс обучения детей с имеющейся задержкой в развитии может быть организован в любом общеобразовательном учреждении. Для тех, кто не знает, что такое коррекционный класс в школе, стоит пояснить, что в него поступают малыши из специальных групп дошкольных учреждений. Причем зачисление возможно только при согласии родителей, по их письменному заявлению.
Коррекционный класс, как правило, открывают на начальной ступени школьной программы. Причем он продолжает функционировать вплоть до получения неполного среднего образования. Для работы с детьми в штате учреждения находятся специально обученные педагоги. Кроме того, школа должна располагать научно-методической литературой, а также соответствующей направлению класса материальной базой. Все это позволит организовать учебный процесс, а также оказывать лечебно-профилактическую поддержку этим особенным детям.
Каждый человек за свою жизнь проходит много различных комиссий, начиная с того момента, когда его.
Коррекционные классы в школах открываются согласно приказу директора. При этом в обязательном порядке должно иметься заключение психолого-медико-педагогического консилиума школы на каждого из детей, а также психолого-медико-педагогической комиссии района.
Кого принимают в коррекционный класс?
Специальное обучение в общеобразовательной школе получают дети, которые испытывают определенные трудности при получении знаний, а также плохо адаптирующиеся в коллективе. Как правило, у таких учеников проявляются легкие нарушения в работе головного мозга, ЦНС, а также отставание по эмоционально-волевому типу.
В коррекционный класс, открытый в общеобразовательной школе, не принимают детей с выраженными отклонениями в развитии. Сюда можно отнести:
— грубые нарушения слуха, зрения, двигательных форм и речи;
— умственную отсталость;
— ярко выраженные нарушения коллективного общения, имеющие форму раннего аутизма.
Перевод в обычный класс
У детей, обучающихся по специальной программе, есть возможность получать знания вместе со своими сверстниками. Для перевода в обычный класс ребенку необходимо иметь положительную динамику развития. Кроме того, он должен успешно осваивать специальную программу. Данный перевод возможен при принятии соответствующего решения психолого-медико-педагогическим консилиумом, а также при согласии самого учащегося.
Иногда, когда ребенок имеет проблемы с речью, врачи ставят такой диагноз: ОНР. Что это такое и как.
Режим труда и отдыха
Для учащихся коррекционных классов наиболее целесообразной считается работа в первую смену. При этом их распорядок дня устанавливают с учетом малой трудоспособности и быстрой утомляемости.
Для малышей, посещающих с 1 по коррекционный 3 класс, вводятся дополнительные каникулы. Этих детей отпускают отдыхать в феврале на семь дней.
Плюсы специализированного обучения
Коррекционные классы в школах имеют наполняемость от семи до четырнадцати учеников. При большем количестве воспитанников должна быть выделена ставка для еще одного педагога. В таком случае формируют дополнительный коррекционный класс. Малое количество детей позволяет уделять максимальное внимание каждому из них.
Положительной стороной такого класса является то, что работа с учениками ведется не обычными учителями, а педагогами-дефектологами. Этой специальности обучаются в вузах. Педагоги-дефектологи призваны работать с детьми, у которых имеются непростые медицинские диагнозы. Эти преподаватели могут подыскать ключик даже к самым сложным детям.
С учениками, которые посещают коррекционные классы в школах, занимаются логопеды. При необходимости такое обучение проводится индивидуально. С детьми, посещающими коррекционный класс, работают психологи. При необходимости данные специалисты консультируют родителей.
Программа для коррекционного класса учитывает то, что по ней занимаются особенные дети. Она включает в себя наиболее простые упражнения и задачи. Это позволяет ребенку продвигаться по обучающей лестнице постепенно, микроскопическими шагами. Иными словами, такая специальная программа идет в ногу с замедленным развитием ученика.
Минусы коррекционного обучения
Одной из главных проблем специального класса является объединение детей с несхожими медицинскими диагнозами и с различными психиатрическими и психологическими проблемами. Универсальной программы для всех не существует. Нередко у таких детей наблюдается отставание по одному предмету и одаренность по другому. Так, ребенок может быть не в ладу с математикой, но при этом рисовать как настоящий художник, криво писать, но обладать способностью к иностранным языкам (они, к сожалению, в специальной программе не предусмотрены).
В коррекционный класс нередко отправляют ребятишек из семей, являющихся социально неблагополучными. Такие дети, лишенные родительской заботы, поначалу действительно отстают в развитии. Однако при усиленных занятиях они быстро наверстывают упущенное. В результате этим здоровым детям становится скучно обучаться по замедленной школьной программе.
Градация коррекционных классов
Специальное обучение подразделяется на восемь видов. Для получения образования в них направляют детей в соответствии с медицинскими диагнозами. Существуют следующие виды коррекционных классов:
— I – для слабослышащих и глухих детей;
— II — для глухонемых;
— III и IV – для слепых и слабовидящих;
— V – для заикающихся и детей с нарушениями речи;
— VI – для учеников с проблемами психического и физического развития;
— VII – для детей с ЗПР и СДВГ;
— VIII – для умственно отсталых.
Специальные классы I и II вида
Они открываются для воспитания и обучения слабослышащих детей. Эти специальные коррекционные классы предназначены для формирования словесной речи учеников на основе слухо-зрительного восприятия, для компенсации и коррекции возможных отклонений в психическом, а также физическом развитии. Педагоги ставят своей целью подготовить таких детей к самостоятельной жизни.
Чем же отличаются данные коррекционные классы? Рабочая программа общеобразовательного процесса разработана именно для неслышащих детей. Наполняемость такого класса – до десяти человек.
Специальные классы III и IV вида
Они создаются для обучения, воспитания, а также коррекции отклонений у детей с имеющимися нарушениями зрения. В эти виды коррекционных классов могут быть приняты детишки с косоглазием, с амблиопией.
Основной задачей педагогов является формирование у учеников компенсаторных процессов. Для этого проводятся не только групповые, но и индивидуальные занятия по дальнейшему развитию осязательного и зрительного восприятия произносимой речи, по социально-бытовой ориентировке, лечебной физкультуре, ритмике. В процессе обучения в таких коррекционных классах у детей формируются навыки общения.
Для освоения школьной программы воспитанникам со слабым зрением предоставляется специальное оборудование и тифлоприборы. В основе обучения таких детей лежит система Брайля. Педагог использует нестандартные дидактические материалы, а также специфические средства наглядности. Все это позволяет несколько расширить рамки доступности преподносимой информации.
Специальные классы V вида
Их создают с целью воспитания и обучения детей, имеющих тяжелые речевые патологии. Параллельно оказывается необходимая помощь для устранения имеющихся заболеваний и связанных с ними особенностей в психическом развитии. При положительной тенденции развития ребенка он может быть переведен в обычный класс. Однако для этого понадобится получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
Коррекционный класс 5 вида предусматривает получение начального общего образования на протяжении 4-5 лет. Нормативным для общего основного образования является шестилетний срок.
Первая, начальная ступень обучения, предусматривает обеспечение коррекции различных речевых дефектов. К ним относят нарушения темпа речи, звукопроизношения и фонематического слуха, а также связанные с этими патологиями отклонения в психическом развитии ребенка. Воспитанников обучают навыкам нормальной разговорной речи, верному грамматическому оформлению высказываний и расширяют запас их лексики.
На второй ступени получения образования у детей происходит развитие полноценных навыков письменной и устной передачи информации, которое позволяет им без особых усилий включиться в жизнь общества. Максимальная наполняемость класса 5 вида составляет 12 человек. Коррекция имеющихся нарушений производится не только на уроках, но и на различных мероприятиях.
Специальные классы VI вида
В них обучаются дети, имеющие нарушения работы опорно-двигательной системы. В таком специальном классе решаются задачи комплексного исправления речи, познавательной и двигательной сферы воспитанников. Целью данного обучения является также и социально-трудовая адаптация детей к жизни общества. Максимальное количество человек, с которыми должен заниматься педагог, не должно превышать десяти.
Специальные классы VII вида
Они предназначены для обучения детей, имеющих задержки в психическом развитии. Основные признаки данной патологии выражаются в слабости внимания и памяти, а также в недостаточности подвижности и темпа.
При посещении таких классов детям обеспечивается нормализация эмоционально-волевой сферы и психического развития. У воспитанников происходит формирование умений и навыков, нужных для учебного процесса, а также активизируется познавательная деятельность. Наполняемость данного класса составляет 12 человек. При этом детям обеспечивается получение логопедической помощи.
Специальные классы VIII вида
Их создают с целью обучения детей, страдающих умственной отсталостью, для устранения отклонений в развитии. Коррекционные классы 8 вида предназначены для социально-психологической реабилитации ребенка. Это позволит ему в будущем как можно безболезненнее влиться в жизнь общества. Максимальная наполняемость такого класса – 8 человек.
Заканчивается данное обучение аттестацией по труду. Такой экзамен включает в себя вопросы материаловедения и технологии изготовления изделий.
Источник: autogear.ru
Коррекционная школа
Для того чтобы понять, что значит термин «коррекционная школа», нужно вспомнить определенные факты. К сожалению, часть детей отстает в развитии от своих ровесников, и не может обучаться наравне со всеми. Причин у такой проблемы может быть несколько, например:
- заболевания нервной системы;
- врожденные аномалии;
- последствия плохих социально-бытовых условий;
- различные психические расстройства.
Поэтому наравне с учебными заведениями для детей без отклонений, существует специальная коррекционная общеобразовательная школа. В ней занимаются обучением с учетом особенностей развития и ряда диагнозов.
Количество таких образовательных учреждений ограничено, а в некоторых городах они вообще отсутствуют. Потому существует еще один вид — специальная коррекционная школа-интернат. В ней обеспечивают не только обучение и воспитание детей, но и проживание, питание, досуг.
Коррекционная школа-интернат – это хороший выход, когда тяжело решить проблему поездок. В этих заведениях работают квалифицированные специалисты, умеющие найти общий язык к особым детям, потому проживание вне дома будет безопасным.
Виды коррекционных школ
Каждая из патологий развития требует собственных методов исправления. Потому различают несколько типов коррекционных школ. Дети с нарушениями слуха учатся в школах I вида. Для глухонемых предназначены отдельные заведения II вида. Слепые, а также слабовидящие посещают школы III и IV вида.
Если есть нарушения речи, можно посещать V вид таких заведений.
При неврологических и психиатрических больницах иногда функционируют образовательные учреждения VI вида. Они созданы для тех ребят, у которых наблюдаются разные формы ДЦП, в анамнезе были черепно-мозговые травмы.
В школы VII вида принимают учащихся с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, а также тех, у кого выявлена задержка психического развития (ЗПР).
Учебное заведение VIII вида специализируется на работе с умственно отсталыми детьми. Основной целью педагогов является адаптация учеников к жизни. Здесь обучают читать, считать, писать, уметь ориентироваться в простейших бытовых ситуациях, налаживать социальные контакты. Много времени уделяется развитию трудовых навыков, чтобы человек в будущем имел возможность заработать себе на жизнь физическим трудом (столярное дело, шитье).
В специальную коррекционную школу всех видов можно попасть только на основании медицинского заключения.
Отличия от массовой школы
Нужно понимать, что коррекционная школа — это возможность такого образования, которое будет посильным ребенку с отклонениями в развитии, так как программа полностью адаптирована к контингенту. Можно выделить основные особенности:
- классы включают до 15 человек;
- преподавательский состав имеет специальное образование, повышает свою квалификацию, ориентируясь на определенный контингент учащихся;
- отсутствуют некоторые предметы, которые точно не могут быть освоены ребятами, программа учитывает возможности и потребности учеников;
- создается комфорт обучения за счет того, что ребята не чувствуют себя ущемленными, задания для них посильны, общение происходит на одном уровне, потому нет почвы для лишних комплексов.
Специальные учреждения имеют полноценные условия для обучения особых детей. В ряде случаев для такого учащегося обучение в коррекционной школе будет комфортнее и эффективнее. Но даже дети, имеющие медицинские заключения, позволяющие обучаться в таких заведениях, могут нормально успевать в массовой школе. Потому решение должно приниматься в каждой ситуации индивидуально.
Как справиться с малышом, если он гиперактивный? К особым детям нужен и особый подход, и соответствующее воспитание. Предлагаем вашему вниманию некоторые рекомендации родителям, как справиться с гиперактивностью ребенка.
Дети-инвалиды имеют дополнительную государственную социальную поддержку. На какие гарантии и льготы может рассчитывать ребенок-инвалид и его родители — читайте об этом в наше статье.
Увеличение объема головы ребенка непомерно быстрыми темпами может свидетельствовать о такой патологии, как гидроцефалия. Именно поэтому очень важно посещать ежемесячно педиатра, который отслеживает данные параметры. Читайте подробнее об этом в нашей статье.
Причина возникновения у детей такой патологии, как умственная отсталость, еще до конца не изучена. В этом и состоит вся трудность профилактического лечения заболевания. А потому, диагностировать ее в младенческом возрасте крайне тяжело. Однако, родителям необходимо знать симптомы, которые указывают на проявление болезни. О них и пойдет речь в данной статье.
Источник: womanadvice.ru