Аделия Петросян с лучшим результатом сезона выиграла короткую программу в финале Гран-при России по фигурному катанию среди женщин. У мужчин промежуточное лидерство захватил вернувшийся после травмы спины Марк Кондратюк — единственный из участников, удостоившийся трёхзначной суммы за прокат. В соревновании спортивных пар Александру Бойкову — Дмитрия Козловского и Евгению Тарасову — Владимира Морозова разделили всего 0,05 балла. Не менее плотные результаты и в танцах на льду — тройка лучших дуэтов расположились в промежутке 0,81 балла.
Мизерные разрывы в танцах
Первый соревновательный день финала Гран-при России по фигурному катанию в Санкт-Петербурге открывался ритм-танцем. Этот вид в течение всего сезона изрядно потряхивало — то от спорных судейских решений, когда высоченными баллами награждали дуэт с падениями, то от распада стабильных, казалось бы, пар. Как известно, после чемпионата России перестали выступать вместе Аннабель Морозов и Дэвид Нарижный, а также Ирина Хавронина и Дарио Чиризано.
Аделия Петросян. Короткая программа. Девушки. Финал Кубка России по фигурному катанию 2021/22
Незадолго до финала стало известно, что в состязаниях не примут участия чемпионы страны Елизавета Худайбердиева и Егор Базин. Кроме того, в последний момент по медицинским показаниям снялись с турнира и бронзовые призёры ЧР Елизавета Пасечник и Максим Некрасов.
Также по теме
Головокружительная конкуренция: чем интересен финал Гран-при России по фигурному катанию в Санкт-Петербурге
Стартующий в субботу финал Гран-при России по фигурному катанию интересен прежде всего тем, что ни в одном из четырёх видов программы.
В их отсутствие борьба за золото развернулась между тремя дуэтами, причём предсказать, в чью пользу она завершится, почти невозможно. Тройка лидеров показала в первый день соревнований очень близкие результаты, которые уложились в рамки 0,81 балла. Промежуточное первое место заняли единственные оставшиеся в строю призёры ЧР Елизавета Шанаева и Павел Дрозд, на второе судьи поставили Василису Кагановскую и Валерия Ангелопола, на третье — Софью Тютюнину и Андрея Багина.
Стоит отметить, что подопечные Анжелики Крыловой обошли соперников по технике, но уступили им по компонентам. Это может быть следствием того, что пара давно не участвовала в официальных соревнованиях. Фигуристы признались, что серьёзно готовились к турниру, так как считали его последней возможностью всерьёз заявить о себе в нынешнем сезоне.
«Мы рады, что наконец-то добрались до соревнований, а не просто выступаем вне конкурса. Было эмоционально, было чисто и довольно хорошо. Думаю, это наш лучший прокат сезона. Сложно было состязаться не из-за большого перерыва, а из-за того, что попустили чемпионат России. Это наш последний шанс попасть куда-нибудь, скажем так», — цитирует Ангелопола ТАСС.
В свою очередь, Александр Жулин, работающий с двумя другими дуэтами, входящими в тройку лидеров, остался доволен своими подопечными, которые показали чистые прокаты без срывов.
«Обе пары выступали с хорошими эмоциями. Конечно, нервирует, что разрывы маленькие, но посмотрим, как сложится произвольный танец, он всё и решит», — резонно заметил специалист.
Пять сотых балла для Бойковой и Козловского
Не менее плотные результаты оказались и в парном катании, где первые два места разделили ничтожные 0,05 балла.
Лучшими в прокате короткой стали Александра Бойкова и Дмитрий Козловский, в очередной раз подтвердившие свою психологическую устойчивость. Воспитанникам Тамары Москвиной пришлось выходить на лёд после всех основных конкурентов, но на исполнении программы это практически не сказалось. Пара продемонстрировала прекрасный параллельный тройной риттбергер, а также высоченный выброс тройной флип. Единственный элемент, к которому были вопросы у судей, — это подкрутка, оценённая только на третий уровень.
Не обошлось без помарок и у Евгении Тарасовой и Владимира Морозова, которые заняли вторую строчку. Партнёрша немного недокрутила тройной тулуп, кроме того, спортсмены разошлись на параллельном вращении, получив за него не такую высокую надбавку, как могли бы. Интересно, что на лёд Евгения вышла в новом костюме, но, как оказалось, вынужденно. Как пояснил в эфире тренер пары Максим Траньков, фигуристка просто перепутала платья, собираясь в Северную столицу.
Третье промежуточное место досталось Анастасии Мишиной и Александру Галлямову, которые допустили серьёзную ошибку в прокате. Спортсмены продолжают эксперименты с включением в контент параллельного тройного лутца, но пока это удаётся с переменным успехом. Если на чемпионате Санкт-Петербурга лутц был сделан чисто, то на этот раз пару постигла неудача — партнёрша упала.
После проката спортсмены отметили, что лутц для парников подобен элементам ультра-си, так как он технически сложен и лишь единицы решаются включать его в программу.
«Если вспомнить, то в последний раз на самом высоком уровне в 2018 году его исполняли Меган Дюамель и Эрик Рэдфорд. Это сложный прыжок, он в первую очередь требует техники, а не силы. На тренировке у нас сегодня и вчера более-менее нормально получился. Но это совсем разные вещи, другие ощущения. Это нормально, это спорт.
Сегодня не удалось — забудем сегодняшний день как сон и к следующему сезону освоим его», — пообещал Галлямов.
Проблемы с трикселем Акатьевой и лидерство Петросян
Женское одиночное катание в России в нынешнем сезоне стало довольно непредсказуемым. Если в олимпийский сезон Камила Валиева была недосягаема для соперниц, то теперь повзрослевшая фигуристка немного растеряла стабильность в прыжковых элементах. Вот и в финале Гран-при воспитанница Этери Тутберидзе упала с тройного акселя. Впрочем, сама Камила вовсе не расстроилась, тем более что остальной контент был исполнен идеально. Фигуристка подчеркнула, что не собирается отказываться от трикселя, несмотря на проблемы с его исполнением даже на тренировках.
«У меня была цель попробовать этот прыжок — на последних соревнованиях я сделала на нём бабочку. Здесь, по моим ощущениям, недокрутила, но не вижу причин от него отказываться. Это не Олимпийские игры, хотя там я тоже пошла не на весь контент. Наоборот, это очень хорошая тренировка», — заявила после проката спортсменка, занявшая третью промежуточную строчку после короткой.
Не покорился триксель и ещё одной подопечной Тутберидзе — Софье Акатьевой, от которой этого меньше всего ожидали. На протяжении сезона 15-летняя фигуристка почти не ошибалась на этом элементе, но вот выступление в Санкт-Петербурге у чемпионки страны не задалось. Помимо падения, она получила лишь третий уровень за финальное вращение и в итоге оказалась только на пятой позиции.
Также по теме
Без Синицыной, Трусовой и Худайбердиевой с Базиным: кто пропустит финал Гран-при России по фигурному катанию
Сразу шесть одиночников и четыре дуэта не примут участия в финале Гран-при России по фигурному катанию. От выступления в.
Реноме «Хрустального» пришлось спасать Аделии Петросян, и она блестяще справилась с этой задачей. Причём спортсменка изначально не должна была попасть в финал, так как каталась лишь на одном этапе серии, а второй пропустила из-за травмы. Но отказ от участия в турнире целого ряда соперниц внёс свои коррективы.
Воспитанница Тутберидзе, чей контент уступал по сложности лишь Валиевой, откатала программу без единой помарки. Тройные аксель и лутц, а также каскад тройной флип — тройной тулуп удостоились хороших плюсов от судей, так же как вращения и дорожка шагов. В итоге Петросян показала лучший результат сезона в России, да и в мире тоже — 85,62 балла.
«Я очень рада, что увидела такую высокую для себя оценку. Вижу, расту я или, наоборот, не получается. Я достаточно много готовилась к финалу Гран-при и, в принципе, приехала сюда довольно уверенной. Каталось очень даже легко, получила наконец удовольствие. Публика очень хорошая, поддерживает, как обычно, заряжаешься от неё», — прокомментировала своё выступление Аделия.
4,5 балла уступила юной сопернице опытнейшая Елизавета Туктамышева, которая продемонстрировала, пожалуй, один из лучших прокатов короткой программы в сезоне. Она исполнила близкий к идеальному тройной аксель, а также флип во второй половине программы. И если бы не досадная ошибка на каскаде, где Императрица сдвоила тулуп, разница между ней и Петросян могла бы быть минимальной.
«Удалось получить удовольствие, публика потрясающая — это такое наслаждение от проката. Думала, будет тяжелее — и ответственность, и жарко на льду было, но энергетика такая, что сплошной кайф. Аксель был действительно хорош, даже мне понравился, хотя я обычно к нему придираюсь», — заявила Елизавета по окончании выступления.
Возвращение Кондратюка
Самое яркое представление вечера выдали, пожалуй, одиночники. Давно на российских турнирах не было столько чистых и ярких прокатов в мужском катании. Десять из 12 участников обошлись без падений, причём у каждого из них было не по одному элементу ультра-си. Ну а главным событием стало возвращение на лёд олимпийского чемпиона Пекина в командных соревнованиях Марка Кондратюка.
С декабрьского чемпионата страны он снялся из-за травмы спины, обострившейся после короткой программы. После этого экс-чемпиона Европы поклонники могли видеть лишь в ледовых шоу, где, конечно же, не было такого прыжкового контента, как в соревнованиях.
Возвращение Марка удалось на славу, хотя и было заметно, что фигурист волнуется. По сравнению с осенними этапами Гран-при подопечный Светланы Соколовской слегка облегчил короткую — вместо четверного лутца вставил квад-тулуп, но и в таком виде программа в его исполнении играла. Справился Кондратюк и с тройным акселем, и с каскадом из тулупов «4 + 3» во второй части программы. В итоге он стал единственным из участников, кто пробил гроссмейстерскую отметку 100 баллов.
«Я думал, что после чемпионата Европы, Олимпиады так страшно и волнующе уже не будет. Но теперь я знаю: если долго не выступать, страх и волнение возвращаются», — рассказал спортсмен после проката.
Не менее эффектным получился выход вице-чемпиона страны Петра Гуменника, у которого судьи усмотрели лишь одну серьёзную ошибку — недокрут на четверном риттбергере. Все остальные элементы, в том числе триксель и каскад четверной сальхов — тройной тулуп, он исполнил на хорошие плюсы, но всё-таки уступил Кондратюку 3,17 балла.
«Я доволен, чуть-чуть похуже по прыжковой части, но по второй оценке откатался насколько смог. В этом сезоне я довольно много болею, заболел довольно серьёзно. Вылечился через четыре дня, но после было очень сложно кататься, потом снова приболел. В общем, с иммунитетом у меня какие-то проблемы», — поделился фигурист.
Всего 0,5 балла проиграл Гуменнику Макар Игнатов, который, как и Петросян, попал в финал лишь благодаря отказам других спортсменов. Но, по его словам, готовился к турниру задолго до объявления о включении в состав участников, так как был первым запасным.
Как и Гуменник, Макар продемонстрировал высоченный четверной риттбергер — и тоже с недокрутом. Но гораздо больше баллов фигурист потерял на непрыжковых элементах: его волчок со сменой ног потянул лишь на третий уровень, а дорожка шагов и вовсе на второй.
«Всё сделал. Если копать глубже, можно посмотреть на вращение, всё ли с ним получилось. Немного не хватило до 100 баллов? Да ладно, ничего страшного. Это же только цифры», — заметил спортсмен после выступления.
Источник: russian.rt.com
Прыжки в фигурном катании — основные различия и особенности
Уважаемые читатели и любители фигурного катания, сегодня мы с вами постараемся разобраться, какие же все-таки бывают прыжки в фигурном катании.
Прыжки в фигурном катании можно разделить на две большие группы — рёберные и зубцовые. Рёберные прыжки исполняются с ребра опорного конька при отталкивании, а зубцовые — толчком зубца свободной ноги ото льда.
Виды прыжков
В фигурном катании существует 6 видов прыжков:
Рёберные:
- аксель;
- сальхов;
- риттбергер.
Зубцовые:
Как различать прыжки?
Итак, как же различать эти прыжки, ведь кажется, что спортсмены прыгают всегда одинаково. На самом деле, это только на первый взгляд все выглядит сложно, информация ниже расскажет вам о некоторых секретах.
Прыжки друг от друга отличаются наездом на них, и в действительности скорее важно обращать внимание именно на то, как фигурист или фигуристка заходят на тот или иной прыжок.
Риттбергер и аксель
Для простого любителя можно запомнить всего два прыжка, которые вы точно с легкостью сможете отличить друг от друга — это аксель и риттбергер.
Прыжок риттбергер исполняется наездом спиной назад, и главное тут — фигурист едет назад и держит ноги крестиком.
Наезд на прыжок риттбергер
Схема прыжка Риттбергер
Аксель же напротив исполняется наездом лицом вперед (видео с ученицей нашей школы):
Схема прыжка аксель
Это наиболее простое отличие в прыжках для человека, который не очень глубоко разбирается в фигурном катании. Но с остальными прыжками несколько сложнее, но и здесь можно разобраться, если постараться немного вникнуть в нюансы.
Как отличить сальхов
Пару слов про этот прыжок: сальхов — это тот прыжок, где фигурист делает наезд спиной назад на внутреннем ребре. Для человека , которому просто нравится этот вид спорта, это ни о чем не говорит, конечно, но как же его отличить.
Если вы увидели что фигурист делает примерно так, как на видео ниже, то это сальхов.
Схема прыжка Сальхов
Конечно, мужчины выполняют этот прыжок в четыре оборота и, как правило, вставляют сразу в начало программы, но уже и не только мужчины прыгают четверной сальхов. Камила Валиева и Александра Трусова также исполняли этот прыжок в четыре оборота на Олимпийских играх 2022 г. в Пекине.
Интересно: американский фигурист Тимоти Ричард Гейбл исполнил два четверных сальхова на олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити в 2002 г. в мужском одиночном катании в произвольной программе и на тот момент это был рекорд.
Прыжки флип и лутц
Флип и лутц похожи между собой, и любители фигурного катания часто путают их. Отличие их в том что спортсмен стоит назад и отталкивается зубцом правой ноги, а наезд делает на левой ноге. Разница в том, что опорная нога у фигуриста едет внутрь, если это флип, или наружу, если это лутц. И вы справедливо спросите: «Ну, и что? Как же отличить их? Совершенно непонятно!»
Посмотрим на это по-другому: если фигурист едет долго назад — то это лутц , если фигурист делает прыжок с разных подходов — с тройки вперед, с задней тройки или еще какого-то другого подхода — то это флип.
Вот флип в два оборота с тройки вперед от ученицы нашей школы:
А это лутц в два оборота от Михаила Акулова, основателя школы фигурного катания Ice School:
Схема прыжка флип
Схема прыжка лутц
Тулуп
Тулуп наиболее простой прыжок, отличается от всех других прыжков тем, что фигурист отталкивается зубцом левой ноги, а едет назад на правой. В четыре оборота исполняют этот прыжок Камила Валиева, Анна Щербакова , Александра Трусова, Елизавета Туктамышева.
Попытка тулупа в три оборота — видео нашей ученицы:
Схема прыжка тулуп
Шпаргалка
Простая памятка-инфографика для понимания различий в прыжках в фигурном катании:
Памятка по прыжкам
Надеюсь, теперь у вас осталось меньше вопросов о том, как действительно начать видеть отличия в прыжках в фигурном катании.
- за схемы прыжков — skatesweden.se.
- за шпаргалку про прыжки — oblgazeta.ru и Яну Белоцерковскую.
Акулов Михаил Борисович
Автор статьи. Основатель Ice School
Источник: ice-school.com
Как считаются баллы в фигурном катании
В 2004 году приняли новую судейскую систему ИСУ. Она используется для оценивания мужских и женских выступлений, одиночных и парных номеров, спортивных танцев на льду и синхронного фигурного катания. Международные соревнования оцениваются по системе ИСУ. Фигуристы вкладывают все силы в тренировки, чтобы на выступлениях получить максимальное количество очков.
О том, как считаются баллы в фигурном катании и за какие элементы их полагается больше, — в материале редакции 24СМИ.
За элементы
Технический сотрудник, который следит за каждым выступлением, фиксирует все недочеты, допущенные конькобежцем (падения, обрывные вращения). В системе исчисления баллов есть уровень, который определяется этим специалистом. Он бывает базовый, первый, второй, третий и четвертый. В таблице, которая есть не только у «техника», но и у судей, указана стоимость элемента в баллах.
Судьи решают, каким был уровень исполнения от -5 до +5. Оценка за технику больше половины базовой стоимости.
Выступление не должно быть однообразным, поэтому спортсменам не разрешается использовать элемент более одного раза. Есть только два исключения, которые не подчиняются правилу: прыжки в одиночном катании и прыжки в парном катании. При подсчете очков учитываются требования о том, какая техника присутствует во время выступления, а что показывать запрещено.
В короткой программе в парном катании рекорд поставили российские фигуристы Татьяна Волосожар и Максим Траньков. Они набрали 84,17 очков. Как признался рекордсмен, баллы в фигурном катании не важны. За них нет дополнительной доплаты, как у атлетов. Это личные достижения, которые нужны для мотивации.
За компоненты
Чтобы определить гармонию выступления, судьи отдельно дают оценку за компоненты. Высший балл получает тот фигурист, который соответствовал пяти критериям, учитываемым при оценивании:
- Владение коньком. Судьи обращают внимание на манеру скольжения, управление скоростью, реберность. Если оценивается парное катание, очки начисляются за способность кататься в унисон.
- Элементы-связки. Учитываются шаги, вращения, заход на прыжок. Связки разные, сложные и выполнены без «запинок» получают высокую оценку.
- Хореография. Фигурное катание — это не просто «фокусы» на льду, которые не сможет повторить зритель. В каждом выступлении есть замысел. Эта идея интересует судей в момент подсчета очков. Приветствуется единство композиции и гармоничное сочетание выразительных средств.
- Исполнение. В момент выступления конькобежец уверен в себе, его физическое и эмоциональное состояние в норме. Это условие максимального балла за этот критерий.
- Музыка. Выбирать музыкальное сопровождение для выступления непросто, ведь жюри оценивает соответствие фигуриста стилю произведения и выбранному ритму.
За каждый из пяти критериев судья присваивает спортсмену от 0,25 до 10 очков. Если выступающий получил меньше одного балла, его выступление считается ужасным, до трех — слабым, до семи — средним, а значения выше свидетельствуют о мастерстве фигуриста.
За спортивные танцы на льду
Танцы оцениваются одной оценкой, и при расчете учитываются обязательные критерии. Если движения скоординированы и ритм музыки совпадает с танцем, фигурист получает балл. Жюри оценивает, соответствует ли техника характеру выступления. Даже шаги соблюдаются в точности с установленными рисунками. При парном катании партнеры должны танцевать близко друг к другу.
Все эти характеристики относятся к обязательному танцу, всего разновидностей три. Помимо обязательного, есть оригинальный и произвольный. Фигурист самостоятельно выбирает, чем поразить публику.
Оригинальный танец не выполняется в тот же день, должны пройти сутки. Технический комитет по спортивным танцам на льду регулирует правила выступлений. Конькобежец выбирает оркестровую музыку для танца, ведь вокальная не разрешается. Если такая композиция спортсмену не по душе, к выбору добавляют фольклорный стиль.
Во время выполнения шагов оригинально танца, не разрешается пересекать ось катка, расположенную продольно. Партнеры не разъединяются, исключение — смена позиций танца. Первую оценку судьи ставят за общую картину выступления и выбор музыки. Вторую — за исполнение: как пара справилась с движениями, соблюдала ли стиль.
Система оценивания оригинального и произвольного танцев похожа. Танцоры получают баллы за технический аспект выступления и за художественное оформление. Жюри отмечает сложность номера, качество скольжения, уверенность при исполнении. Не остаются без внимания: осанка, выбранная музыкальная композиция, плавность движений, соответствие техники в выбранной тематике. Чтобы придумать идею выступления, конькобежцы учитывают не только свои возможности, но установленные нормы.
Штрафы
Чтобы понять сколько баллов в итоге получит фигурист, нужно от заработанных очков вычесть штрафы. Система наказаний в фигурном катании строгая. Если конькобежец упал, у него отнимают один балл. В парном катании за каждого упавшего партнера снимается очко. Для спортсмена, который не удержался на ногах три или четыре раза, вычет -2. Если падений было более пяти, тогда -3.
Партнеры, «рухнувшие» на связке, теряют сразу 5 баллов.
Жюри не приветствует задержку выступления. Артист заканчивает в установленное время, ни минутой позже. Если он подбирает неправильную музыку, из его «копилки» уйдет еще одно очко. На льду не допускаются посторонние предметы. Костюмы фигуристов без лишних деталей, которые рискуют оторваться при выполнении элементов.
По технике безопасности спортсмены защищены от несчастных случаев этими правилами.
Например, к запрещенным элементам относится сальто. Его делать на льду нельзя. За это нарушение отнимают сразу 2 очка. Французская фигуристка Сурия Бонали игнорировала это правило на выступлениях. Она вставляла в программы сальто назад, чем вызывала негодование судей.
Когда она поняла, что не получит медаль на Олимпийских играх в Нагано, сделала напоследок запрещенный элемент.
Источник: 24smi.org