Что такое концептуальные положения программы

Потребность общества в личности нового типа — творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет-возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к новым педагогическим системам, в кото­рых каждый учебный предмет будет выполнять общеразвиваю-щую и культурологическую функции.

В подобной системе особо заметное место может занять пред­мет, традиционно именуемый в отечественной школе «трудовое обучение». В существующем виде статус этой учебной дисципли­ны нельзя считать вполне соответствующим требованиям време­ни. Традиционные для нее задачи, такие, как политехническое образование, профориентация и т. п., утратили былую актуаль­ность. Современная школа призвана готовить уже не столько рабочих для производства, сколько творческих, широко образо­ванных людей. К тому же ранняя профориентация (на рабочие профессии) сегодня вступает в противоречие не только с социаль­ным заказом, но и с научными психолого-педагогическими дан­ными: невозможно начинать специальную работу в этом направ­лении в младшем школьном возрасте.

Концептуальные основы инклюзивного образования

Таким образом, со всей очевидностью встает^аа.да^.а.1.аыле.сти трудовое обучение как учебный предмет из рамок ремесленно-технологической подготовки и профориентации и приобщить его

к системе общего образования. Научные данные психологии и дидактики подтверждают не только возможность, но и необходи­мость этого. Ручной труд издавна используется во многих про­грессивных системах образования в качестве эффективного «гимнастического снаряда» для развития интеллекта и психики учеников. Основанием для этого является уникальная психолого-педагогическая платформа уроков ручного труда — предметно-практическая деятельность. Хорошо известно, что она позволяет человеку «переводить» сложные абстрактные действия из внут­реннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их бо­лее понятными. На базе предметно-практической деятельности более эффективно развивается познавательная сфера ребенка и формируются такие процессы, как восприятие, внимание, про­странственная ориентация, память, мышление, речь и т. д.

Разумеется, подобное значение не может быть придано лю­бой ручной работе. Если на первый план выдвигается овладение только практическими приемами и технологиями, то результатом будет лишь «набитая рука», а не развитие личности. В свете со­временных требований к образованию ручные умения и владе­ние технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения, особенно в младшем школьном возра­сте. Ручной труд является прежде всего средством развития сфе-. ры чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, т. е. общего развития ребенка. Это и есть основная цель данного

Переориентация предмета «трудовое обучение» на дизайнер­ское образование наконец-то позволит нам наметить и реализо­вать единую образовательную линию от начальной школы к средней и далее. При этом, начиная со среднего образовательно­го звена, профиль дизайнобразования может постепенно локали-

Образовательная программа ДО «Мозаика». Концептуальные основы и особенности реализации

зоваться в зависимости от ориентации образовательного учреж­дения: в отдельных школах могут функционировать программы, на­пример, по дизайну одежды, или прически, или бытовых приборов, дизайну интерьера, строительному дизайну, фитодизайну и т. д. Что касается начальной школы, то она должна создать еди­ную базу для последующей профильной, специальной работы. При этом к базовому дизайнерскому образованию предъявляют­ся особые требования: на начальной ступени этой работы оно не может быть сведено к формированию какого бы то ни было кру­га знаний из области технической эстетики и сопутствующих им умений, т. е. под базой мы не имеем в виду лишь начальный уровень практических навыков по обргЛотке, материалов или специальных знаний. Речь должна идти о .формировании у школьников дизайнерского мышления — особой установки со­знания, которая позволяет человеку комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей.его предметной среды в целом и любого из ее компонентов.,

Читайте также:
Запуск программы стиральной машины

Согласно научным данным, дизайнерское мышление включа­ет в себя следующие параметры:

  • конструктивность;
  • целесообразность;
  • вариативность, гибкость;
  • чувство стиля и стилевой гармонии.

Помимо них, большое значение имеет общая мировоззренче­ская канва, т. е. понимание взаимосвязи природа — человек — предметная среда. Формирование обобщенного дизайнерского мышления в цельном виде и на соответствующем уровне может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предмет­но-практической деятельности. При таком подходе она, помимо всего прочего, становится мощным стимулом экологического воспитания школьников, поскольку дает правильное понимание места человека и создаваемой им среды в природе.

Источник: studfile.net

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Основные концептуальные положения отражают важный итог проведенных исследований по федерально-региональной научно-технической политике высшей школы, в основе которой — широкое сотрудничество с органами государственного управления в сфере образования и науки субъектов РФ. [1]

Основное концептуальное положение ситуационного подхода заключается в том, что руководитель-лидер должен уметь вести себя с подчиненными по-разному в различных ситуациях. [3]

Система природа-общество; основные концептуальные положения и законы. [4]

Система природа-общество: основные концептуальные положения и законы. [5]

Гидденс пытается сконструировать основание, на котором будут построены основные концептуальные положения . Он стремится заново осмыслить роль и место социологического знания в современном мире, утверждая, что социология, в первом приближении, может быть определена как наука о социальных институтах, возникших за последние 150 — 200 лет, то есть об институтах общества модерна. [6]

Экономическая безопасность является конкретным видом национальной безопасности, и ее основные концептуальные положения должны стать определяющими для обеспечения экономической безопасности. [7]

Научная программа, как принятая форма организации исследований, рассматривается в качестве основного инструмента практической реализации основных концептуальных положений . [8]

В соответствии с решением коллегии и установленным порядком подготовки программных документов на 2003 год и последующие годы разработаны основные концептуальные положения программных исследований в области федерально-региональной научно-технической политики высшей школы. [9]

Со временем потребности изменяются. Основное концептуальное положение Маслоу : прежде чем потребность следующего уровня станет определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Потребность самовыражения никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен. Руководитель должен знать, какие активные потребности движут его сотрудниками. [10]

Хотя в современной инвестиционной практике используются оба подхода к формированию инвестиционного портфеля, в последние годы предпочтение отдается современной портфельной теории. Именно она получает на современном этапе все большее развитие. В связи с этим рассмотрим более подробно основные концептуальные положения современной портфельной теории . [11]

Источник: www.ngpedia.ru

Концептуальные положения программы

Разработка и принятие программы обусловлено рядом нормативных документов развития образования: «Концепция модернизации российского образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт » и «Федеральная программа «Развитие образования» до 2030 года».

Читайте также:
Синтаксические и логические ошибки в программах

В гимназии необходимо создать условия для индивидуальной образовательной активности каждого учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных перспектив. Это возможно сделать, если в образовательном пространстве гимназии будет обеспечено тьюторское сопровождение учащихся, на всех ступенях учебно-воспитательного процесса. Сопровождение позволит выстроить связь индивидуальной образовательной потребности учащегося и поля возможностей ее достижения.

В целях объединения усилий гимназии в данном направлении, а также в выработке единых подходов в организации тьюторского сопровождения учащихся разработана данная программа.

Концептуальные положения программы

Данная программа создает такие условия взаимодействия педагогов и учащегося, в ходе которых решается широкий круг задач, связанных с самоопределением учащегося в окружающем образовательном пространстве, обеспечением понимания учащимися возможностей использования собственных ресурсов, ресурсов гимназии и других образовательных учреждения для достижения образовательных целей, выстраиванием вместе с ним его индивидуальной образовательной траектории. Тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого учащегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.

Сопровождение необходимо рассматривать как особую сферу деятельности тьютора, ориентированную на взаимодействие с учениками по поддержке его в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности.

Главное условие реализации программы – обеспечение самостоятельного выбора учащимися вариантов изучения предметов, элективных курсов, форм обучения, выбора дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности и оформление этого в виде индивидуального учебного плана.

Главное средство, положенное в основу реализации программы – тьюторское сопровождение учащихся, обеспечивающее связь индивидуальной образовательной потребности учащегося и поля возможностей ее достижения.

Основные технологии,применяемые при тьюторском сопровождении учащихся: технологии консультирования, тренинговые технологии, технологии профильных и профессиональных проб, активизирующие методики, технологии работы с портфолио, проектные технологии, информационные технологии.

Успешность реализации будет достигнута при соблюдении следующих принципов:

— признание объективности существования индивидуальных целей учащихся в образовательном процессе;

— индивидуализации и персонификации образовательного процесса;

— максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;

— непрерывности и преемственности – понимание образовательного процесса как взаимосвязанного, объединенного единством и последовательностью целей образования;

— «не навреди», психологический контакт с подопечным и атмосфера доверия;

— взаимодополняемости (психологической, педагогической, информационной и др. тьюторской составляющих);

— свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Цель программы: создать условия для формирования индивидуальной образовательной траектории учащихся, удовлетворения их личного образовательного интереса.

Задачи:

— Разработать нормативно-правовую базу необходимую для осуществления тьюторского сопровождения;

— Разработать механизм индивидуального сопровождения учащихся с целью формирования индивидуальной образовательной траектории;

— Осуществить мероприятия по сбору данных о планах, намерениях учащихся, их интересах, склонностях, мотивах, готовности к социально- профессиональному самоопределению.

Реализация программы предусматривает несколько этапов:

1. Диагностико-мотивационный этап.

На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным.

Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего (естественно, в зависимости

Читайте также:
Через какую программу можно зайти в интернет

от той возрастной ступени, на которой разворачивается тьюторское сопровождение).

На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. В целом же работа на данном этапе направлена прежде всего на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей

2. Проектировочный этап.

Тьюторант собирает тематический портфолио, посвященный данной теме; по содержанию он представляет собой прежде всего информационный портфолио. Там собираются материалы, предназначенные для дальнейшего совместного анализа тьютором и школьником.

На этом этапе тьютор прежде всего помогает школьнику составить так называемую «карту» познавательного интереса, проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы предстоящего проекта или исследования. Основными задачами тьютора здесь является поддержка самостоятельности и активности, стремления тьюторантов отыскать

собственный оригинальный способ заполнения карты познавательных интересов.

3. Реализационный этап.

На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования).

Оформляется новый тип портфолио – презентационный. Он создается на основе тематического, но служит для размещения отобранной тьюторантом специально для представления наиболее значимой информации, наглядно свидельствующей о полученных им результатах в процессе поиска (проекта, исследования).

Эти материалы могут быть затем продемонстрированы во время самой презентации или защиты работы.

4. Аналитический этап.

На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта.

Анализируются трудности, возникшие во время доклада, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи от аудиторий. По возможности устраивается индивидуальное, а при желании учащегося и групповое, обсуждение видеозаписи самого выступления (предварительно тьютор совместно со школьником разрабатывают критерии удачного выступления).

Завершается аналитический этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней.

Содержание и организационные условия реализации программы

Программа тьюторского сопровождения имеет статус услуги, которая оказывается учащимся ежедневно в течение всего учебного года. График оказания услуги педагога-тьютора предполагает время после уроков.

Часовая нагрузка по видам тьюторской деятельности может варьироваться в связи с календарно-тематическим планированием.

Личностно-ориентированное (тьюторское) сопровождение складывается в четырех

1.Группа слабоуспевающих учащихся (параллель 4-х классов). Тьютор создает условия для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; помогает выстроить ребенку индивидуальный путь развития.

2 . Группа одаренных учащихся (параллель 5-х классов). Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства; Удовлетворение потребности в новой информации; Помощь одаренным учащимся в самораскрытии.

3.Группа детей с ограниченными возможностями. Тьютор совместно с учителем осуществляет работу по адаптации учебной программы для ребенка и помогает выявлять возникающие проблемы школьной жизни.

4.Предпрофильная группа (8 классы) Изучение социальных запросов.

Источник: allrefrs.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru