Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
— Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)
— Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)
— Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:
· сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
· формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
· интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
· формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;· развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;· развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
Концептуальные основы финансовой отчетности. Существенность в МСФО.
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Программа опирается на научные принципы ее построения:
· принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
· сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
· соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
· единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
· принцип интеграции образовательных областейв соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
· комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
· решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;
· построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Что такое UML за 7 минут: Диаграмма классов, последовательностей, состояний и деятельности
Реализация принципа непрерывностиобразования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
РАЗДЕЛ I. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.
1.1. Основные направления деятельности педагога-психолога.
Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.
Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
· Обследование детей первой, второй младшей группы (3-4 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
· Диагностика воспитанников средней (4-5 лет) и старшей группы (5-6 лет) с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах.
· Диагностика воспитанников в рамках медико-психолого-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ.
· Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (6-7 лет).
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Психопрофилактика
Цель: предупреждение дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки .
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологом стоит задача — содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Для этого предусмотрено:
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
— анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
— групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
— информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
× Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.
× Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
× Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
× Участие в экспертной оценке проектируемой предметно-пространственной развивающей среды.
Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. Если выявленные отклонения выражены в значительной степени, ребенок ставиться на особый контроль ДОУ на основании диагностического обследования специалистов ДОУ и согласия родителей на специальное образование ребенка в рамках ДОУ. В случае трудностей в коррекции в рамках ДОУ ребенок направляется на консультацию к специалистам городской психолого-медико-педагогической комиссии на основании решения медико-психолого-педагогического консилиума ДОУ. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций медико-психолого-педагогической службы.
ü Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – Адаптационные игры, наблюдение.
ü Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших и подготовительной групп, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной и эмоциональной, волевой сфер (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).
ü Выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный образовательный маршрут) развития ребенка в процессе обучения.
Источник: megapredmet.ru
Концептуальные основы рабочей программы
В разработке нового стандарта школьного образования одним из ключевых моментов выступает идея воспитания человека, развития личности ученика. Проблема результативности обучения, качества образования — одна из приоритетных в системе образования. Одним из важных направлений решения этой проблемы является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Поэтому особую актуальность приобретает разработка акмеологического подхода к воспитанию, в котором сконцентрированы ведущие идеи: актуализация самопознания, саморазвития и самосовершенствования личности, профессиональное самоопределение обучающегося.
Самоопределение означает определение себя в этом в мире, своего места в обществе. Оно предполагает, что перед человеком открываются безграничные возможности самореализации, свобода выбора своего пути в жизни. Не имея ещё достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, учащиеся должны определиться в важном вопросе – вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства учащихся. Наименее разработанной формой работы развития способностей, трудовой мотивации и формирования жизненных ценностей школьников является внеклассная работа.
Между тем, в школе никто так хорошо не знает своих учеников, и не заинтересован в решении их проблем, как классный руководитель. Именно посредством классных часов классный руководитель имеет возможность создать определенное воспитательное пространство для формирования у учащихся акмеологической позиции, что будет определять активность и стремление личности к достижениям в будущей профессиональной деятельности.
Многие учащиеся не могут ответить: «Какой деятельностью хотели бы заниматься?», «Какие видят у себя способности?»; «Какие качества важны для успешности в овладении будущей профессией?» Задача классного руководителя помочь учащимся в актуализации процесса самоопределения и развитии способности к самостоятельному ответственному выбору в ситуации профессионального самоопределения.
Это доказывает актуальность и значимость специального обучения школьников самоопределению.
Концептуальной основой данной программы является на формирование акмеологической жизненной позиции растущего человека в современном социуме. Человек в акмеологии рассматривается как субъект жизнедеятельности, способный к саморазвитию и творчеству, самоорганизации своей жизни и профессиональной деятельности. В основе саморазвития и самоорганизации лежит потребность человека в новых достижениях, стремление к успеху, совершенству, активная жизненная позиция, позитивное мышление, вера в свои возможности, понимание смысла жизни.
Цель: формирование в воспитательном пространстве лицея и классного коллектива готовности учащихся к познанию и самопознанию, к преодолению трудностей и к волевым усилиям, к рефлексии и самокоррекции в целях саморазвития и самореализации в различных сферах, как основа профессионального самоопределения.
Задачи программы:
1. Создать условия для формирования «Я – концепции», когнитивной позиции самопонимания, осознания себя как личности.
2. Создать условия для осознания учащимися своих способностей и интересов.
3. Развивать способность к самоанализу личности и самооценки своих способностей.
4. Создать условия для осознания себя как личности в социуме и формирования партнерских отношений в общении со сверстниками и взрослыми.
5. Формирование условий для осознанного профессионального самоопределения.
Программа «Я завтра и сегодня » построена в соответствии со следующими принципами:
· научная обоснованность и практическая целесообразность;
· необходимость и достаточность информации;
· динамическое развитие и системность;
1.2. Ожидаемые результаты программы:
· учащийся должен осознать себя как личность;
· учащийся научится выявлять и анализировать личные качества и способности;
· учащий научится самоанализу и самооценке своих способностей;
· учащийся овладеет информацией о наличии и применении определённых качеств личности и свойств характера для профессиональной сферы;
· у учащегося сформируется положительная мотивация к саморазвитию;
· у учащегося сформируется понимание важности осознанного профессионального самоопределения.
Источник: cyberpedia.su
Концептуальные основы: что это такое, элементы, характеристики и пример
Концептуальная основа или теоретическая основа называется сбором, систематизацией и изложением основных понятий для развития исследования, будь то в научной области или в области гуманизма. Таким образом, подразумевается, что концептуальная основа является частью исследовательской работы или тезиса.
Концептуальная основа позволяет, с одной стороны, направлять поиски исследователя и определять необходимую методологию. С другой стороны, это позволяет установить минимальное согласие между исследователем и читателем в отношении языка и используемых понятий.
Как правило, концептуальная или теоретическая основа представляется в исследовательской работе в виде главы или раздела и представляет собой отправную точку для работы. Однако в некоторых методологиях концептуальная основа не идентифицируется и не подвергается дискриминации, а раскрывается как часть введения.
Функции концептуальной основы
- Руководство исследования. Поддержка и обоснование вопросов, которые сформулированы в отношении объекта исследования. Построить критерии для интерпретации и понимания проблемы. Выявить пробелы и / или ошибки в предыдущих теориях, чтобы предотвратить или решить их.
Характеристики концептуальной или теоретической основы
- Он должен быть разграничен в зависимости от объекта исследования. Часть знаний о состоянии вопроса или уровне техники, то есть об обработке соответствующих предшественников. Он раскрывает связанными способами предшествующие и теории, выбранные для их интерпретации. аналитическая перспектива. Развивается от общего к частному.
Элементы концептуальной основы
Структура концептуальной или теоретической основы может варьироваться в зависимости от характера исследования и методологии. В общих чертах некоторые элементы выделяются. Посмотрим.
- Предыстория обсуждаемой темы; Теоретические исходные основы для подхода к теме; Правовая основа (если применимо); Историческая основа (если применимо). Исследовательские переменные.
- Части диссертации. Теоретические основы. Концептуальная карта.
Как сделать концептуальную основу
Чтобы разработать хорошую концептуальную основу для строгой академической или исследовательской работы, необходимо выполнить несколько важных шагов.
- Знать состояние техники или состояние дел, принимая во внимание следующие аспекты:
- Типы исследований, которые были проведены в этой области; Где и когда такие исследования были проведены; Что было предметом этих исследований; Каковы были метод и дизайн.
Пример концептуальной или теоретической основы
ГЛАВА I: ЧУВСТВИТЕЛЬНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТЫ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАМКИ)
- Репрезентация и имиджКак началась историяИнвестиция репрезентации: миф и его пропагандистыПредставление божественного в иудейско-христианской традицииПосле евангелистовПредставление в театре и киноЗаконченные соображения