Что такое концептуальные основы программы

А сейчас несколько слов о процедуре разработки концепции исследования.

Совсем недавно мне пришлось участвовать в довольно интересном исследовании. Была заказана тема, которая звучала примерно так: Основные причины и тенденции развития приоритетных направлений в формировании общественного мнения при покупке автомобиля. Иначе говоря, необходимо было ответить на программный вопрос: Почему люди покупают автомобиль?

Поскольку я никогда не имел автомобиля и в силу постоянного присутствия отсутствия денег даже не мечтал о его покупке, то мое знание, почему люди покупают автомобиль, было весьма ограниченным и в основном почерпнуто из публицистических статей и сетований друзей-автолюбителей. Это знание можно было бы назвать обыденным представлением.

Но все же какое-то представление имелось, которое и позволило мне сформулировать некоторые основные и довольно общие причины. Ну, например, люди покупают автомобиль, чтобы потратить деньги, чтобы занять свое свободное время, чтобы подработать, ради престижа и т.д. Но эти причины были известны на уровне здравого смысла и нашим заказчикам. В лучшем случае их можно было бы подтвердить специальным опросом и точным количественным распределением мнений выборочной совокупности респондентов, что нередко и делают социологи. Безусловно такое исследование тоже имеет определенную ценность.

Образовательная программа ДО «Мозаика»: концептуальные основы, особенности реализации

Но поскольку проблема продажи автомобиля остается трудно решаемой, то заказчика прежде всего интересовали особенности формирования общественного мнения по поводу приобретения автомобиля в весьма специфических условиях. И в самом деле, при страшной дороговизне автомобиля, крайне плохих дорогах и пр., и пр., тем не менее наблюдается устойчивый рост потребности иметь собственный автомобиль (но не его покупки). Данный феномен свидетельствует о каких-то глубинных процессах в развитии социального бытия, которые нашли отражение в общественном сознании. Автомобиль превращается в потребность наряду с хлебом насущным.

Естественно, требовался новый подход к разработке темы и формированию совершенно нового представления, нового концептуального знания о причинах покупки автомобиля. Без такого знания ни о каком выходе на исследование не могло быть и речи.

Итак, процесс подготовки программы социологического исследования данного или в принципе любого другого содержит в себе по крайней мере два этапа. Социолог, как и каждый из нас, в силу включенности в некоторый контекст общения, может иметь некоторое и наиболее общее представление о предмете исследования, что позволяет сформулировать предварительные и общие вопросы по теме исследования. На стадии подготовки программы конкретного исследования проявляется именно это, общее представление. Довольно часто социологи, как я уже говорил, с этого начинают, но этим и заканчивают свою работу, что, как правило, оказывается весьма недостаточно. Но в любом случае составление общего представления является первым и необходимым этапом любого исследования.

Однако надо сказать, что подтверждение общего представления как истинного является необходимым и единственным условием, которое позволяет идти дальше, углублять и расширять наше концептуальное знание. Но это знание является не поверхностным, как это принято говорить, а наиболее общим и в силу этого с его помощью нельзя решать какие-либо частные задачи. Для решения последних необходимо трансформировать концептуальное знание: перевести его из общего в частное и конкретное, довести его до акта свершения действия. Так, если я покупаю галстук, то для выработки концепции, какой галстук мне необходим, я в обязательном порядке исхожу из общей концепции костюма, а в свою очередь эта концепция основана на общей концепции одежды, принятой в данной социальной группе и обществе в целом.

Если я решусь купить автомобиль, и если будут деньги и т.д., то концепция автомобиля, который я хочу приобрести, будет строиться на более общей концепции моего образа жизни, а она, в свою очередь, будет базироваться на концепции образа жизни социальной группы, к которой я принадлежу. В свою очередь, концепция образа жизни данной социальной группы будет исходить из концепции образа жизни более общей социальной совокупности и т.д. Так, сельский труженик, возможно, в большей степени будет ориентирован на автомашину Нива, а мне бы хотелось иметь по меньшей мере Мерседес.

Подобным образом строит концепцию своего поведения каждый из нас, таким же образом это делает и социолог, исследуя некоторую проблему. Он строит предположительную концепцию поведения интересующей его социальной совокупности людей или пытается воспроизвести концепцию, исходя из фактов, определенного поведения.

Зная концепцию, можно предсказать с большой долей вероятности, как себя поведет данная социальная совокупность и каждый ее представитель. И наоборот, зная как себя ведет данная совокупность, можно определить и концепцию ее поведения. Концепция — это теоретическое осмысление, обоснование поведения человека или любой социальной группы. Исследуя акты поведения, можно определить и концепцию, которая обусловила их.

Правда, определение одного через другое довольно трудное дело. Психологи здесь продвинулись несколько дальше. Если человек любит гулять один, да еще в дождливую погоду, то это означает с большой долей вероятности, что он замкнутый человек или склонен к самосозерцанию. Социологи также фиксируют зависимости. Так, если человек увольняется, значит он чем-то недоволен.

Но понятно, что при большом многообразии форм и видов отдельных актов поведения, установить строгие концептуальные зависимости просто невозможно. Поэтому социологи исходят из наиболее типичных фактов, характерных для относительно больших социальных групп.

Выявление соответствия нашей концепции какому-то конкретному действию требует большого опыта, знания наиболее общих законов. Так, например, сразу очень трудно установить, что стоит за таким актом, как покупка автомобиля, какая концепция обусловливает желание приобрести автомобиль. Мы назвали серию мотивов, определяющих конкретный акт покупки автомобиля, т.е. одному нужен автомобиль, чтобы зарабатывать деньги, другому — чтобы ездить на дачу, третьему — чтобы катать друзей и подруг и т.д. В принципе частных концепций может быть довольно много. Но в обязательном порядке каждая из них и все вместе они обусловлены какой-то общей концепцией, которая и является основной причиной данного поведения.

Так, вполне возможно, более общей может быть концепция образа жизни определенной группы населения, характерной особенностью которой являются высокий уровень доходов, особая структура потребления и расходов, где автомобиль занимает не последнее место. Правда, здесь возникает резонное возражение.

К чему так стремиться к покупке автомобиля, имея в виду вышеуказанные трудности, когда можно просто произвести перераспределение доходов, например, тратить больше денег на удовольствия, культурный рост, отдых, туризм и пр. Но все дело в том, что структура распределения доходов зависит от глубинных мотивов.

Не является ли глубинной причиной формирования потребности в автомобиле решение проблемы ускорения обмена информацией между людьми в процессе общения? И предположение не лишено оснований. В большом городе, например такого как Москва, когда общественный транспорт работает плохо, по телефону многие вопросы не решить, автомобиль может быть тем единственным средством, которое значительно увеличивает скорость информационного обмена. Не поэтому ли в мире растут парк автомобилей, мощность двигателей, скорости, улучшаются дороги и многое другое?

Читайте также:
Установка программ 1с на компьютер

Может быть. Но это только гипотеза, разработанная социологами и изложенная в программе социологического исследования, которую необходимо проверить в ходе исследования. Действительно, исследование подтвердило данную концепцию довольно хорошо, хотя и не полностью. Видимо, имеются и другие существенные факторы, оказывающие влияние на данный процесс.

Предпрограммная работа — это процесс выработки концепции путем сбора исходного теоретического и эмпирического материала. Но генеральная концепция социологического исследования в обязательном порядке состоит из серии частных концепций, каждая из которых содержит в себе весь цикл исследовательских операций, присущих любому исследованию: наличие частной исходной концепции, проверка ее, анализ результатов проверки, переосмысление, выработка новой концепции, опять ее проверка и т.д. Как правило, проверка частных концепций осуществляется на малых выборках, в форме интервью, опроса экспертов. Общие и частные концепции отличаются друг от друга только уровнем общности и глубиной проникновения в сущность изучаемого процесса.

Образовательная программа ДО «Мозаика»: концептуальные основы, особенности реализации

Похожие статьи:

  • Концептуальные основы.
  • Эргономические основы безопасности жизнедеятельности
  • Ценности как основа аксиологии

Источник: in-inch.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Цель: создание безопасных и гарантированных условий для полноценного летнего отдыха, развития, досуга и оздоровления детей разных категорий сельского поселения, (подростки «группы риска», дети с ОВЗ, одаренные дети, дети из многодетных и малообеспеченных семей), реализация их внутреннего потенциала, творческих мотиваций; формирование экологической и краеведческой культуры личности каждого ребенка.

Задачи:

Ø Создать целостный подход к экологическому и краеведческому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых;

Ø Создать условия для организованного, интеллектуального и творческого развития школьников, укрепления здоровья как физического, так и психического;

Ø Содействовать формированию устойчивого познавательного интереса к изучению своей малой родины, родной страны, мира на основе системно-деятельностного подхода, а также предоставить возможность школьнику испытать себя как личность;

Ø Продолжить формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;

Ø Обогатить школьников знаниями и опытом общения с природой с помощью формирования у детей представления о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии;

Ø Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим и краеведческим знаниям создать условия для успешной организации эколого-краеведческого взаимодействия сельских школьников с природой как основополагающего регулятора;

Ø Воспитывать в разновозрастном коллективе навыки общения и толерантности, чувства коллективизма, дружбы, взаимопомощи и патриотизма;

Ø Достичь положительного отношения родителей к работе пришкольного лагеря и привлечения их к участию в этой деятельности.

Актуальность и практическая значимость. Обращение к проблеме формирования ценностей и ценностных ориентаций школьников обусловлено потребностями общества, необходимостью роста ценностного потенциала в обществе, что является одним из важнейших условий общения людей, их жизни и прогресса в современном мире.

Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности является важнейшей задачей образования, в содержании которого заключена система ценностей, передаваемая подрастающему поколению. Содержание региональных курсов географии, родного языка отличается многогранной системой ведущих ценностей, к числу которых относится малая родина – родной край.

Между Родиной и родным краем существует неразрывная связь. Любовь к родному краю начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родному краю усиливает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его – значит полюбить его еще более глубоко. Как отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, важнейшей приоритетной целью личностного развития школьников является патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.

Представленная программа летнего лагеря «Живая вода» способствует формированию патриотического мировоззрения учащихся через знакомство со своей малой родиной. Доказать учащимся, что в природе все взаимосвязано, помочь им понять, для чего человек должен изучать и знать родной край – главная цель данной программы.

Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания.

На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

Эколого-краеведческий лагерь – одна из наиболее эффективных форм образования и воспитания, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования; изучение краеведческого материала в тесной связи с историей и культурой своего края.

Работа эколого-краеведческого лагеря позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа в экспедиции наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности. Большое значение для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение местного краеведческого материала в рамках проектной деятельности, ориентированной на воспитания Гражданина и Патриота.

Выполнение поставленных задач предполагает объединение усилий учащихся, педагогов, родительской общественности для создания такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления интеллектуальных и творческих способностей детей, а также формировала социально-адаптированную личность ребёнка с высоким нравственным идеалом

Программа по форме организации содержания: комплексная, т. е. включает в себя разноплановую творческую и игровую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания.

По цели обучения: познавательно-развивающая и обще-оздоровительная.

По сроку реализации: краткосрочная и реализуется в течение одной лагерной смены.

По уровню реализации: рассчитана на обучающихся 11 – 16 лет.

Продолжительность смены: 12 — 14 дней.

Данная программа выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Программа деятельности ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Кроме того, она способствует формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма и коммуникативных навыков.

Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Таким образом, смысл программы, ее инновационный потенциал заключается в том, чтобы обеспечить реализацию научно-образовательной миссии гражданско-патриотического воспитания школьников, его опережающее развитие, как субъекта образовательного пространства России, несущего ответственность за подготовку толерантных, физически и нравственно здоровых граждан.

Читайте также:
Как разработать программу пэк

Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что изучение краеведческого материала связано с проектно-исследовательской деятельностью школьников, которая ценна тем, что создает условия для успешной реализации задач ФГОС ООО и помогает ребенку в освоении различных видов деятельности.

Программа носит инновационный характер, так как ее результаты:

ü дополняют, развивают, мотивируют обучающихся на самостоятельную, творческую работу, влияя на ориентацию потребностей рынка труда;

ü дают установку на реализацию личностно-ориентированного обучения, мотивируют на успех;

ü совершенствуют предметную компетентность учителей;

ü формируют навыки исследовательского труда и проектной деятельности.

Оздоровительная и воспитательная функции являются основополагающими в организации детского отдыха. Под оздоровительной функцией понимается создание условий и проведение мероприятий, которые способствуют укреплению здоровья детей, направленных на профилактику заболеваний, санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания и отдыха в благоприятной среде, занятия физической культурой и спортом.

Под образовательной функцией имеется в виду реализация дополнительных образовательных программ, которые обеспечивают актуализацию и адаптацию ресурсов ребенка через самореализацию в образовательной деятельности.

Главным направлением в работе является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются.

Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.

Организация творческого пространства представляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности. В своей работе мы исходим из того, что творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей.

Основная ценность, на которой будет строиться жизнедеятельность детей в лагере – это природа, как среда выживания человека в современных условиях.

Основная миссия жизнедеятельности в лагере юных экологов – вовлечение детей в экологический проект, направленный на развитие у ребенка экологической культуры, способности к защите и сохранению всего живого на родной Земле.

В основе концепции детского эколого-краеведческого лагеря «Живая вода» – эффективно построенная воспитательная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью развития основ эколого- краеведческой культуры и формирования уважения к историко-культурному наследию своего края.

Деятельность летнего лагеря способствует не только укреплению и сохранению здоровья учащихся, но играет важную роль в социальном воспитании подрастающего поколения. Одна из воспитательных функций образования направлена на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, к семье, к природе.

Условия формирования патриотизма и гражданственности включают в себя возрождение народного самосознания, возрождение народных идеалов, традиций, обычаев, обрядов. Патриотизм начинается с малого – с любви к своей семье, к своей школе, к своему краю. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, к прошлому и настоящему.

Для нас главным является самоценность каждого ребенка. Мы хотим, чтобы в лагере осуществлялось самое широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту современной жизни, к ценностям общественно значимого досуга, народных, национальных истоков.

Обоснование целеполагания и содержательного наполнения программы. Содействие формированию эколого-краеведческой культуры, гражданско-общественной и коммуникативной компетентности воспитанников предполагает вовлечение каждого в разнообразную, общественно-значимую и личностно-привлекательную деятельность в разновозрастном коллективе.

Участие детей в жизнедеятельности временного разновозрастного коллектива будет способствовать развитию бережного отношения к природе и истории родного края, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народов, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.

Принципы, на которых строится жизнедеятельность детей в летнем оздоровительном лагере:

Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.

Принцип включенности подростков в социально-значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня.

Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек; создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

Принцип сочетания оздоровительных, развивающих, воспитательных и развлекательных мероприятий предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности; взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня.

Принцип гуманизации отношений (построение отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху).

Принцип дифференциации воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей).

Принцип сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»).

Принцип личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

Принцип уважения и доверия.

Принцип безопасности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Концептуальные основы Программы развития дошкольного отделения
презентация на тему

Материал был подготовлен для городских » педагогических чтений». проводимых под эгидой ГМЦ ДОг.М.Знакомит с концепцией программы развития дошкольного отделения, рассказывает о современных компетенциях, которыми должен обладать педагог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файлвыступление на педагогических чтениях 454.57 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Секция: Педагогическая компетентность. Профессиональный стандарт педагога. Концептуальные основы Программы развития дошкольного отделения в свете реализации ФГОС. Заведующий дошкольным отделением ГБОУ « Школа № 329» Алексанян М.Ю.

Приоритетные направления социально-экономического развития РФ до 2020 года, Национальная образовательная инициатива «Наша школа», закон «Об образовании», «Профессиональный стандарт» педагога, ФГОС определяют основной целью модернизации и реформирования образования — инновационное развитие Российского образования, в центре которого человек нового информационного общества.

В соответствии с этой идеей меняется портрет выпускника дошкольного отделения. Если раньше диагностические данные на выходе из детского сада опирались на понятия «знания», «умения», «навыки», то теперь акцент делается на целевые ориентиры при выходе в школу: ребенок должен не только владеть знаниями предмета, но и уметь с их помощью решать практические задачи, анализировать и синтезировать информацию, взаимодействовать с другими сверстниками, проявлять творчество, лидерские качества. Знания нельзя передать, передать можно только сведения. Они должны «прирасти» к картине мира ребенка, преобразоваться в знания, которые он мог использовать в дальнейшем образовании.

Концептуальной идеей нашей образовательной организации является установка, что каждый ребенок — «успешный» дошкольник.

Содержание образовательного процесса в дошкольном отделении должно быть построено таким образом, чтобы выпускник –дошкольник на этапе завершения дошкольного образования обладал развитым воображением, хорошей речью, проявлял инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, был волевым человеком, общительным и дружелюбным, толерантным по отношению к другим людям, ответственным, любознательным, склонным наблюдать и экспериментировать. Огромное значение играет также патриотическое воспитание дошкольника, художественно- эстетическое воспитание, здоровье. Успешный дошкольник- это гражданин своей страны, человек культурный, эмоционально отзывающийся на красоту окружающего мира, имеющий начальные знания о себе и о законах природы, человек открытый всему новому.

Читайте также:
3d coat программа это

Развитие ребенка, его мышления, воображения, внимания, памяти, речи, воли, должно в том числе, происходить через организацию игровой деятельности, о которой говорится в ФГОС ДО. Мы часто говорим: мы обучаем детей в процессе игры. А уникальный мотив игры, который, по определению, заключается «не в результате действия, а в самом процессе» во внимание часто воспитателем не принимается и никак не поддерживается. Организованная игра выполняет ряд важных функций, однако она не должна вытеснять самодеятельную детскую, игру как ведущую деятельность, определяющую развитие ребенка на этом возрастном этапе. Выполнение требований к условиям реализации ФГОС ДО зависит и от того, как педагог относится к самостоятельной свободной сюжетной игре, которая обеспечивает ребенку ту самую «социальную ситуацию развития детей, соответствующую специфике дошкольного возраста», о которой говорится в Стандарте.

Можно говорить том, что концепция ФГОСов основана на игровой деятельности. Педагоги долгое время работающие в детском саду — это практики, ФГОС же обращает наше внимание к теории, к методологии игровой деятельности. Содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие ребенка в физическом, познавательном, социально-коммуникативном, речевом и художественно — эстетическом направлении через различные виды деятельности, главным из которых является игра. Игра не обучающая, а самодеятельная, самостоятельная, инициированная самими детьми. Методология игровой деятельности мало изучена и все же необходимо опираться в своей работе на научные выкладки.

Характеристика игровой деятельности по А.М. Новикову, Д.М. Новикову: 1.Особенности деятельности: -деятельность свободная, выходящая за рамки реальной жизни, имеет свои специфические рамки к пространству и времени, деятельность, связанная с эмоциональным и волевым напряжением, может быть обособленной, содержать в себе тайну, наличие правил, наличие явления «заигрывания», «азарта», добровольность объединения в команды, группы. 2. Принципы деятельности: 1) принцип отражения и преображения; 2) принцип самовыражения 3) принцип развития 3. Условия деятельности: Мотивационные, кадровые, материально-технические, научно-методические, организационные, нормативно-правовые, информационные, финансовые.

Сохранение природы игры как особого вида деятельности — задача дошкольного отделения образовательной организации

Внедрение в образовательный процесс ФГОС ДО требует от воспитателей новых теоретических знаний, наша задача: построить дальнейшее развитие дошкольного отделения таким образом, чтобы педагоги получили необходимые знания, повысили свой квалификационный уровень. Стали компетентными специалистами в своей профессиональной деятельности.

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Для разделения общего и индивидуального синонимически используются понятия «компетенция» и «компетентность»: Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Для создания образа «успешного выпускника» необходимо, чтобы педагоги сами понимали , как создать этот образ. Что нужно делать, чему поучиться, чтобы развитие ребенка на этапе выхода из дошкольного отделения соответствовало требованиям Стандарта, который определил целевые ориентиры для выпускника. Педагог должен обладать определенным набором компетенций.

1.Общекультурные компетенции: компетенции личностные, социальные, духовные. Круг вопросов, по отношению к которым воспитатель должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения педагогом научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

2.Профессиональные: 1) Предметно-методологические компетенции педагога : способность реализовывать учебные программы в различных образовательных учреждениях, готовность применять современные методики и технологии, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения, готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса, способность организовывать сотрудничество воспитанников, родителей и воспитателей. Готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов, готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях. Готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта в профессиональной области , владение методами и моделями принятия решений, в первую очередь, в своей профессиональной деятельности.

2) Информационная компетенция: При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности воспитателя по отношению к информации, содержащейся в учебных пособиях и образовательных областях, а также в окружающем мире.

3.Компетенции личностного самосовершенствования или когнитивные компетентности . Они направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, самообразования, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки . Воспитатель овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Воспитатель, осуществляя профессиональное и личностное самообразование, проектирует дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру.

4.Творческая или креативная компетенция: Способность мыслить и действовать креативно , используя творческий подход.

Миссия дошкольного отделения заключается в воспитании на этапе завершения дошкольного образования « успешного выпускника» Успешность выпускника дошкольного отделения предполагает личностную готовность его к школе и выражается во «внутренней позиции школьника», то есть готовности ребенка принять новую социальную роль – роль ученика. Ребенок должен быть способен учиться, готов к учебе и высоко мотивирован на приобретение новых знаний.

. У ребенка должны быть сформированы базовые ключевые компетенции, такие как : -функциональная грамотность -социальная компетенция -организационная компетенция -коммуникативная компетенция -общекультурная компетенция.

Развитие и дальнейшая стабильная деятельность образовательного комплекса, опираясь на Программу развития должна строится на следующих основных положениях: 1.Приоритет ребенка. 2.Качество дошкольного образования. 3.Преемственность дошкольного и школьного образования в рамках образовательного комплекса. 4.Повышение уровня развития педагогических кадров.

Начиная повышать уровень квалификации педагогов уже завтра проведите анализ, взяв за основу следующие критерии: — владеют ИКТ — активно применяют ИКТ в образовательном процессе — активно интегрируют образовательные области — применяют проектный метод в работе с детьми — применяют здоровьесберегающие технологии в работе с детьми — участвуют в методической работе, в разработке методических материалов — участвуют в городских конкурсах — ведут собственный сайт или страницу на сайте

Источник: nsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru