А сейчас несколько слов о процедуре разработки концепции исследования.
Совсем недавно мне пришлось участвовать в довольно интересном исследовании. Была заказана тема, которая звучала примерно так: «Основные причины и тенденции развития приоритетных направлений в формировании общественного мнения при покупке автомобиля». Иначе говоря, необходимо было ответить на программный вопрос: «Почему люди покупают автомобиль?»
Поскольку я никогда не имел автомобиля и в силу постоянного присутствия отсутствия денег даже не мечтал о его покупке, то мое знание, почему люди покупают автомобиль, было весьма ограниченным и в основном почерпнуто из публицистических статей и сетований друзей-автолюбителей. Это знание можно было бы назвать обыденным представлением.
Но все же какое-то представление имелось, которое и позволило мне сформулировать некоторые основные и довольно общие причины. Ну, например, люди покупают автомобиль, чтобы потратить деньги, чтобы занять свое свободное время, чтобы подработать, ради престижа и т.д. Но эти причины были известны на уровне здравого смысла и нашим заказчикам. В лучшем случае их можно было бы подтвердить специальным опросом и точным количественным распределением мнений выборочной совокупности респондентов, что нередко и делают социологи. Безусловно такое исследование тоже имеет определенную ценность.
Управление обществом — концептуальная власть
Но поскольку проблема продажи автомобиля остается трудно решаемой, то заказчика прежде всего интересовали особенности формирования общественного мнения по поводу приобретения автомобиля в весьма специфических условиях. И в самом деле, при страшной дороговизне автомобиля, крайне плохих дорогах и пр., и пр., тем не менее наблюдается устойчивый рост потребности иметь собственный автомобиль (но не его покупки). Данный феномен свидетельствует о каких-то глубинных процессах в развитии социального бытия, которые нашли отражение в общественном сознании. Автомобиль превращается в потребность наряду с хлебом насущным.
Естественно, требовался новый подход к разработке темы и формированию совершенно нового представления, нового концептуального знания о причинах покупки автомобиля. Без такого знания ни о каком выходе на исследование не могло быть и речи.
Итак, процесс подготовки программы социологического исследования данного или в принципе любого другого содержит в себе по крайней мере два этапа. Социолог, как и каждый из нас, в силу включенности в некоторый контекст общения, может иметь некоторое и наиболее общее представление о предмете исследования, что позволяет сформулировать предварительные и общие вопросы по теме исследования. На стадии подготовки программы конкретного исследования проявляется именно это, общее представление. Довольно часто социологи, как я уже говорил, с этого начинают, но этим и заканчивают свою работу, что, как правило, оказывается весьма недостаточно. Но в любом случае составление общего представления является первым и необходимым этапом любого исследования.
Концептуальная схема сайта
Однако надо сказать, что подтверждение общего представления как истинного является необходимым и единственным условием, которое позволяет идти дальше, углублять и расширять наше концептуальное знание. Но это знание является не поверхностным, как это принято говорить, а наиболее общим и в силу этого с его помощью нельзя решать какие-либо частные задачи. Для решения последних необходимо трансформировать концептуальное знание: перевести его из общего в частное и конкретное, довести его до акта свершения действия. Так, если я покупаю галстук, то для выработки концепции, какой галстук мне необходим, я в обязательном порядке исхожу из общей концепции костюма, а в свою очередь эта концепция основана на общей концепции одежды, принятой в данной социальной группе и обществе в целом.
Если я решусь купить автомобиль, и если будут деньги и т.д., то концепция автомобиля, который я хочу приобрести, будет строиться на более общей концепции моего образа жизни, а она, в свою очередь, будет базироваться на концепции образа жизни социальной группы, к которой я принадлежу. В свою очередь, концепция образа жизни данной социальной группы будет исходить из концепции образа жизни более общей социальной совокупности и т.д. Так, сельский труженик, возможно, в большей степени будет ориентирован на автомашину «Нива», а мне бы хотелось иметь по меньшей мере «Мерседес».
Подобным образом строит концепцию своего поведения каждый из нас, таким же образом это делает и социолог, исследуя некоторую проблему. Он строит предположительную концепцию поведения интересующей его социальной совокупности людей или пытается воспроизвести концепцию, исходя из фактов, определенного поведения.
Зная концепцию, можно предсказать с большой долей вероятности, как себя поведет данная социальная совокупность и каждый ее представитель. И наоборот, зная как себя ведет данная совокупность, можно определить и концепцию ее поведения. Концепция — это теоретическое осмысление, обоснование поведения человека или любой социальной группы. Исследуя акты поведения, можно определить и концепцию, которая обусловила их.
Правда, определение одного через другое довольно трудное дело. Психологи здесь продвинулись несколько дальше. Если человек любит гулять один, да еще в дождливую погоду, то это означает с большой долей вероятности, что он замкнутый человек или склонен к самосозерцанию. Социологи также фиксируют зависимости. Так, если человек увольняется, значит он чем-то недоволен.
Но понятно, что при большом многообразии форм и видов отдельных актов поведения, установить строгие концептуальные зависимости просто невозможно. Поэтому социологи исходят из наиболее типичных фактов, характерных для относительно больших социальных групп.
Выявление соответствия нашей концепции какому-то конкретному действию требует большого опыта, знания наиболее общих законов. Так, например, сразу очень трудно установить, что стоит за таким актом, как покупка автомобиля, какая концепция обусловливает желание приобрести автомобиль. Мы назвали серию мотивов, определяющих конкретный акт покупки автомобиля, т.е. одному нужен автомобиль, чтобы зарабатывать деньги, другому — чтобы ездить на дачу, третьему — чтобы катать друзей и подруг и т.д. В принципе частных концепций может быть довольно много. Но в обязательном порядке каждая из них и все вместе они обусловлены какой-то общей концепцией, которая и является основной причиной данного поведения.
Так, вполне возможно, более общей может быть концепция образа жизни определенной группы населения, характерной особенностью которой являются высокий уровень доходов, особая структура потребления и расходов, где автомобиль занимает не последнее место. Правда, здесь возникает резонное возражение.
К чему так стремиться к покупке автомобиля, имея в виду вышеуказанные трудности, когда можно просто произвести перераспределение доходов, например, тратить больше денег на удовольствия, культурный рост, отдых, туризм и пр. Но все дело в том, что структура распределения доходов зависит от глубинных мотивов.
Не является ли глубинной причиной формирования потребности в автомобиле решение проблемы ускорения обмена информацией между людьми в процессе общения? И предположение не лишено оснований. В большом городе, например такого как Москва, когда общественный транспорт работает плохо, по телефону многие вопросы не решить, автомобиль может быть тем единственным средством, которое значительно увеличивает скорость информационного обмена. Не поэтому ли в мире растут парк автомобилей, мощность двигателей, скорости, улучшаются дороги и многое другое?
Может быть. Но это только гипотеза, разработанная социологами и изложенная в программе социологического исследования, которую необходимо проверить в ходе исследования. Действительно, исследование подтвердило данную концепцию довольно хорошо, хотя и не полностью. Видимо, имеются и другие существенные факторы, оказывающие влияние на данный процесс.
Предпрограммная работа — это процесс выработки концепции путем сбора исходного теоретического и эмпирического материала. Но генеральная концепция социологического исследования в обязательном порядке состоит из серии частных концепций, каждая из которых содержит в себе весь цикл исследовательских операций, присущих любому исследованию: наличие частной исходной концепции, проверка ее, анализ результатов проверки, переосмысление, выработка новой концепции, опять ее проверка и т.д. Как правило, проверка частных концепций осуществляется на малых выборках, в форме интервью, опроса экспертов. Общие и частные концепции отличаются друг от друга только уровнем общности и глубиной проникновения в сущность изучаемого процесса.
Источник: studfile.net
ЧТО ТАКОЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ?
Концептуальный проект в нашем понимании — это такой информационно-алгоритмический комплекс, который направлен на преобразование текущей культуры на самом её фундаментальном уровне — жизненных смыслах и мировоззрении, т.е. выражается в действиях, реализующих ту или иную концепцию в жизненной практике.
Минимальный масштаб концептуального проекта должен охватывать все аспекты культуры человека, но при этом может по оглашению позиционироваться как узкотематический в своих частях или в целом. Т.е.проекты, связанные только с конкретным государством, этнической группой, идеологией или религией, не могут быть концептуальными по определению и всегда являются их оболочкой. А проект, связанный с преобразованием образовательной системы(которая фундаментально влияет на культуру), где объект управления — всё общество, может быть таковым. При этом статус инициатора проекта не имеет значения — это может быть государство, некоммерческая организация, некая группа, поддерживающая проект в преемственности поколений, или «всего лишь» один человек.
Концептуальный проект по отношению к обществу может быть направлен как на его развитие и освоение генетически обусловленного потенциала его членов, так и на закрепощение с целью манипуляции и паразитирования некой элитарной группы, овладевшей в некоторой степени методологией управления. Но не может быть индифферентным в этом плане: такие проекты назовём концептуально неопределенными. При этом в своих частях или в целом подобные инициативы неизбежно работают на прямо противоположные заявленным целям.
Особенность текущего самоуправления общества в сочетании с лавинообразным ростом информации и отсутствием адекватной жизни методологии в правящих кругах такова, что основная надежда на преображение угнетающей личностное развитие культуры может исходить только от разного рода общественных инициатив. Эффективность любой инициативы зависит от людей, которые поддерживают её деятельность, и неотделима от их нравственности и психодинамики.
Незрелые люди неизбежно будут порождать незрелые проекты с соответствующими результатом. Одна из особенностей незрелости благонамеренного человека — перманентное решение внешних проблем и всяческое «спасение» окружающих: никогда честно не смотреть на свою собственную жизнь, никогда не смотреть внутрь. Именно поэтому настолько важно непрерывное самообразование. Хотя самообразование часто путают с накоплением знаний, самообразование, прежде всего, в прямом смысле этого слова — это формирование образа себя и действия обратные накоплению: избавление от лишнего, иллюзий, неадекватных культурных стереотипов и невежества под руководством совести. Что априори не может проходить безболезненно и без утрат. В полной аналогией с известной скульптурой:

При этом каждый человек независимо от того, что он думает об этом, ежедневно голосует своими мыслями и действиями за одну из концепций, за тот или иной концептуальный проект, зачастую неосознанно проводя в практику жизни то, что оказывается губительным для него самого, его близких и общества в целом. Зачастую именно то, что сам порицает в окружающей его обстановке, и с чем ведёт «борьбу».
Поддерживают ту или иную концепцию даже такие персонажи, как Пигасов, герой романа «Рудин» И.С. Тургенева:
« — Так-с, так-с. Доложу вам, по моему мнению… а я могу-таки, при случае, свое слово молвить; я три года в Дерпте выжил… все эти так называемые общие рассуждения, гипотезы там, системы… извините меня, я провинциал, правду-матку режу прямо… никуда не годятся. Это всё одно умствование — этим только людей морочат. Передавайте, господа, факты, и будет с вас.
— В самом деле! — возразил Рудин. — Ну, а смысл фактов передавать следует?
— Общие рассуждения! — продолжал Пигасов, — смерть моя эти общие рассуждения, обозрения, заключения! Всё это основано на так называемых убеждениях; всякий толкует о своих убеждениях и еще уважения к ним требует, носится с ними… Эх!
И Пигасов потряс кулаком в воздухе. Пандалевский рассмеялся.
— Прекрасно! — промолвил Рудин, — стало быть, по-вашему, убеждений нет?
— Нет — и не существует.
— Это ваше убеждение?
— Да.
— Как же вы говорите, что их нет?
Вот вам уже одно, на первый случай».
Нигилизм по отношению к «смыслам фактов» и отсутствие серьёзного рассмотрения оных в контексте своей жизни являет собой неисчерпаемый ресурс невежества для всякого вида манипуляций с жизнью нигилиста, его семьи и общества.
Но и приверженность к той или иной концепции жизнеустройства или работа над собственным концептуальным проектом не означает, что ваша жизнь автоматически стала ей соответствовать. Единственная возможность привести свою жизнь в соответствие с объективными идеалами, а не с вашими представлениями о них — взросление через непрерывное самообразование с освоением в практике жизни методологии познания, творчества и управления.
Заключение
Какие существуют концептуальные проекты и инициативы на сегодняшний день, вы можете судить самостоятельно, исходя из вышеизложенного. При отсутствии приемлемых нет ничего непосильного в том, чтобы собраться и запустить собственный проект по своему разумению.
Различите ли вы концепции и реализующие их концептуальные проекты в своём информационном пространстве или нет, в любом случае главным концептуальным проектом, который всегда доступен каждому, является его собственная жизнь. Проект, от которого нельзя убежать, и нельзя сказать, что нет времени, что здесь нужны специалисты или нужно ещё заработать деньги, чтобы им заняться.
Неопределенность которого раздирает ваше бессмысленное существование на части, или определенность которого формирует цельную гармоничную личность, осмысленную и полную жизнь. Ключ к этому проекту — честность и принятие полной ответственности за то, что происходит. Это же является признаком взрослого Человека, которым в нормальной, не отягощённой пороками культуре, должен становится каждый индивид во время биологического созревания в период с 12 до 14 лет. Этого же боятся как смерти все, кто перешёл эту границу, так и не повзрослев, так как определённость разрушает иллюзии уютных и безопасных детских миров независимо от того, чем они обёрнуты: какой-либо концепцией, религией, идеологией, деньгами или погонами.
Об этапах взросления человека мы напишем в следующих публикациях.
Источник: pvorb.ru
О концептуальных проектах

В обществе, где отсутствуют по оглашению не только фундаментальные смыслы, но даже идеология, неизбежно появляются различные инициативы, направленные на изменение текущего порядка вещей. Это связано с тем, что стремление к осмысленной жизни есть естественная и доминантная потребность человека и общества в целом, которая не может быть похоронена никаким самообманом и ухищрениями. Любой вакуум неизбежно заполняется, и в особенности это касается сбитого с толку общества постсоветского пространства, где потребность в осмыслении Жизни и описывающей её методологии растёт с каждым новым днём и принятым законом.
Во всём мире в последние три десятилетия, сопровождавшихся ускорением информационного обмена в обществе (получивший название «Закон времени или смена логики социального поведения»), начали формироваться различные общественные инициативы, либо направленные на преображение культуры, либо основанные на альтернативных господствующим в обществе идеях. Например, движение за отмену авторских прав или за свободное программное обеспечение с конца 80-х годов, которое коллективно разрабатывается и распространяется совершенно бесплатно.
Среди этих проектов существуют и такие, инициаторы которых вышли за рамки существующей культуры. Их проекты затрагивают фундаментальные основы и смыслы жизни человека. Эти инициативы привлекают всё больше сторонников с каждым годом. Назовём такие инициативы концептуальными. Исходя из необходимости для самоуправления общества, дадим характеристику данных проектов и отсечем тем самым те, которые ими не являются.
Что такое концептуальный проект?
Концепция — от латинского conceptio, система взглядов, основная идея.
Концептуальный проект в нашем понимании — это такой информационно-алгоритмический комплекс, который направлен на преобразование текущей культуры на самом её фундаментальном уровне – жизненных смыслах и мировоззрении, т.е. выражается в действиях, реализующих ту или иную концепцию в жизненной практике.
Минимальный масштаб концептуального проекта должен охватывать все аспекты культуры человека, но при этом может по оглашению позиционироваться как узкотематический в своих частях или в целом. Т.е.проекты, связанные только с конкретным государством, этнической группой, идеологией или религией, не могут быть концептуальными по определению и всегда являются их оболочкой. А проект, связанный с преобразованием образовательной системы(которая фундаментально влияет на культуру), где объект управления — всё общество, может быть таковым. При этом статус инициатора проекта не имеет значения — это может быть государство, некоммерческая организация, некая группа, поддерживающая проект в преемственности поколений, или «всего лишь» один человек.
Концептуальный проект по отношению к обществу может быть направлен как на его развитие и освоение генетически обусловленного потенциала его членов, так и на закрепощение с целью манипуляции и паразитирования некой элитарной группы, овладевшей в некоторой степени методологией управления. Но не может быть индифферентным в этом плане: такие проекты назовём концептуально неопределенными. При этом в своих частях или в целом подобные инициативы неизбежно работают на прямо противоположные заявленным целям.
Особенность текущего самоуправления общества в сочетании с лавинообразным ростом информации и отсутствием адекватной жизни методологии в правящих кругах такова, что основная надежда на преображение угнетающей личностное развитие культуры может исходить только от разного рода общественных инициатив. Эффективность любой инициативы зависит от людей, которые поддерживают её деятельность, и неотделима от их нравственности и психодинамики.
Незрелые люди неизбежно будут порождать незрелые проекты с соответствующими результатом. Одна из особенностей незрелости благонамеренного человека — перманентное решение внешних проблем и всяческое «спасение» окружающих: никогда честно не смотреть на свою собственную жизнь, никогда не смотреть внутрь. Именно поэтому настолько важно непрерывное самообразование. Хотя самообразование часто путают с накоплением знаний, самообразование, прежде всего, в прямом смысле этого слова — это формирование образа себя и действия обратные накоплению: избавление от лишнего, иллюзий, неадекватных культурных стереотипов и невежества под руководством совести. Что априори не может проходить безболезненно и без утрат. В полной аналогией с известной скульптурой:

При этом каждый человек независимо от того, что он думает об этом, ежедневно голосует своими мыслями и действиями за одну из концепций, за тот или иной концептуальный проект, зачастую неосознанно проводя в практику жизни то, что оказывается губительным для него самого, его близких и общества в целом. Зачастую именно то, что сам порицает в окружающей его обстановке, и с чем ведёт «борьбу».
Поддерживают ту или иную концепцию даже такие персонажи, как Пигасов, герой романа «Рудин» И.С. Тургенева:
« — Так-с, так-с. Доложу вам, по моему мнению… а я могу-таки, при случае, свое слово молвить; я три года в Дерпте выжил… все эти так называемые общие рассуждения, гипотезы там, системы… извините меня, я провинциал, правду-матку режу прямо… никуда не годятся. Это всё одно умствование — этим только людей морочат. Передавайте, господа, факты, и будет с вас.
— В самом деле! — возразил Рудин. — Ну, а смысл фактов передавать следует?
— Общие рассуждения! — продолжал Пигасов, — смерть моя эти общие рассуждения, обозрения, заключения! Всё это основано на так называемых убеждениях; всякий толкует о своих убеждениях и еще уважения к ним требует, носится с ними… Эх!
И Пигасов потряс кулаком в воздухе. Пандалевский рассмеялся.
— Прекрасно! — промолвил Рудин, — стало быть, по-вашему, убеждений нет?
— Нет — и не существует.
— Это ваше убеждение?
— Да.
— Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай». [ 1 ]
Нигилизм по отношению к «смыслам фактов» и отсутствие серьёзного рассмотрения оных в контексте своей жизни являет собой неисчерпаемый ресурс невежества для всякого вида манипуляций с жизнью нигилиста, его семьи и общества.
Но и приверженность к той или иной концепции жизнеустройства или работа над собственным концептуальным проектом не означает, что ваша жизнь автоматически стала ей соответствовать. Единственная возможность привести свою жизнь в соответствие с объективными идеалами, а не с вашими представлениями о них — взросление через непрерывное самообразование с освоением в практике жизни методологии познания, творчества и управления.
Заключение
Какие существуют концептуальные проекты и инициативы на сегодняшний день, вы можете судить самостоятельно, исходя из вышеизложенного. При отсутствии приемлемых нет ничего непосильного в том, чтобы собраться и запустить собственный проект по своему разумению.
Различите ли вы концепции и реализующие их концептуальные проекты в своём информационном пространстве или нет, в любом случае главным концептуальным проектом, который всегда доступен каждому, является его собственная жизнь. Проект, от которого нельзя убежать, и нельзя сказать, что нет времени, что здесь нужны специалисты или нужно ещё заработать деньги, чтобы им заняться.
Неопределенность которого раздирает ваше бессмысленное существование на части, или определенность которого формирует цельную гармоничную личность, осмысленную и полную жизнь. Ключ к этому проекту — честность и принятие полной ответственности за то, что происходит. Это же является признаком взрослого Человека, которым в нормальной, не отягощённой пороками культуре, должен становится каждый индивид во время биологического созревания в период с 12 до 14 лет. Этого же боятся как смерти все, кто перешёл эту границу, так и не повзрослев, так как определённость разрушает иллюзии уютных и безопасных детских миров независимо от того, чем они обёрнуты: какой-либо концепцией, религией, идеологией, деньгами или погонами.
Об этапах взросления человека мы напишем в следующих публикациях.
Источник: inance.ru
