Если изначально общество и политика государства в отношении лиц с различными отклонениями в развитии строилась по принципу «расчленения», абстрагирования, то сейчас все образовательные стандарты пересмотрены в пользу общности и воссоединения. Современные правила позволяют заниматься воспитанием кардинально разных групп лиц, при этом профессиональное развитие позволяет не просто сделать человека полезным для общества, но и повысить его самооценку, направить его способности в нужное русло и добиваться спехов.
Если изначально общество и политика государства в отношении лиц с различными отклонениями в развитии строилась по принципу «расчленения», абстрагирования, то сейчас все образовательные стандарты пересмотрены в пользу общности и воссоединения. Современные правила позволяют заниматься воспитанием кардинально разных групп лиц, при этом профессиональное развитие позволяет не просто сделать человека полезным для общества, но и повысить его самооценку, направить его способности в нужное русло и добиваться спехов.
Инклюзивное образование: Что это такое?
В становлении лиц с различными нарушениями в развитии (будь то внешне заметными или скрытыми) занимается особая система – инклюзивное образование, о котором мы рассказывали ранее. Сегодня мы отметим роль и миссию данного вида подготовки кадров на базе отечественных вузов.
Отличия в обучения школьников и студентов вуза в рамках инклюзии
Инклюзивное обучение на разных ступенях образования отличается. Инклюзивное образование в школе призвано дать начальные знания и навыки (в рамках общего развития ребенка с учетом его особенностей) для дальнейшего их совершенствования в конкретном русле.
Данная система подготовки нацелена на развитие интеллектуальных, социальных, физических и иных способностей человека, имеющего конкретные ограничения или отклонения. Она учитывает его возможности, сочетая их с образовательными стандартами и набором дисциплин, нагрузки и пр.
Школьная программа для детей с отклонениями в развитии предусматривает несколько форм обучения:
- Очная, преимущественно в отдельных классах и группах с привлечением узкоспециализированных специалистов: дефектологов, реабилитологов, корректоров, педагогов коррекционного профиля и пр.;
- Домашнее обучение (индивидуальное). В рамках данного формата педагоги из общеобразовательного заведения, к которому прилеплен учащийся, будут приходить к нему на дом и преподавать все предусмотренные учебным планом или планом индивидуального обучения дисциплины6 разъяснение тем, выполнение «классных заданий», поручение домашнего задания и заданий для самообучения, проведение ВПР и аттестаций (самостоятельные, контрольные работы);
- Дистанционное обучение – действует не всегда и не во всех школах, лицеях. Оно позволяет погружаться в предметы посредством использования современных онлайн-технологий: посещение всевозможных онлайн-курсов, контакт с педагогами по видеосвязи, электронный дневник, выполнение заданий онлайн (тестирования, решение примеров, контрольные работы и т.д.). Взаимодействие с преподавателями возможно в режимах онлайн и офлайн, живое общение сводится к минимуму.
Инклюзивная программа в школе в целом носит стандартный характер: комплекс дисциплин – универсальный. Все что можно изучить теоретически с помощью решения задач при минимальных физических усилиях – изучается школьником. В случае ограничений по состоянию здоровья корректируется с учетом нагрузки на ученика, его физических возможностей и способностей.
Что такое инклюзивное образование?
Нужна помощь преподавателя?
Отвечаем на важные вопросы об инклюзивном образовании. Где и как пройти обучение на специалиста по работе с детьми с ОВЗ?
Инклюзивное образование для России – явление относительно новое. Поэтому у всех, кто к нему причастен – детей, родителей, педагогов, – оно вызывает множество вопросов. И мы ответим на самые популярные из них.
Что означает термин «инклюзивное образование»?
Инклюзивным образованием называют совместное обучение детей без серьезных проблем со здоровьем и детей, у которых диагностированы нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, поведения, опорно-двигательного аппарата, комплексные расстройства. Методы инклюзивного образования базируются на принципе равной ценности людей вне зависимости от их физических и психических особенностей. Инклюзия помогает детям с ОВЗ интегрироваться в общество, а их здоровым сверстникам – стать толерантными, способными сопереживать и помогать окружающим людям.
Существуют разные виды, методы, формы инклюзивного образования. Дети с ОВЗ могут проводить со здоровыми сверстниками весь учебный день, встречаться только на некоторых предметах несколько раз в неделю, взаимодействовать только на совместных спортивных и культурных мероприятиях. Все зависит от способности и готовности ребенка с особенностями развития воспринимать стандартную школьную программу, находиться в обществе.
Преимущества инклюзивного образования
Дети с ОВЗ в инклюзивной среде активнее общаются со здоровыми сверстниками, чем при обучении в специальных школах. У них появляются возможности для социального взаимодействия, примеры поведения в разных ситуациях, что положительным образом сказывается на их развитии. Образовательная программа в инклюзивных детских садах и школах насыщеннее и полнее, чем в коррекционных, требования к ученикам строже. Благодаря этому и результаты обучения детей с особенностями развития оказываются более высокими.
Инклюзия помогает социальному принятию людей с ограниченными возможностями здоровья. Когда дети впервые встречают мальчика на инвалидном кресле или девочку, которая не разговаривает, они просто не знают, как с ними общаться, боятся обидеть, навредить, испытывают жалость или проявляют агрессию. Но если здоровые ребята постоянно взаимодействуют с детьми с ОВЗ в детском саду или школе, играют, работают над совместными проектами, помогают друг другу в бытовых и учебных вопросах, они перестают воспринимать особенности своих товарищей, как что-то странное и неправильное. В результате дети с ОВЗ становятся полноценными членами общества.
Чем инклюзивное образование отличается от интегрированного?
Интегрированное обучение рассматривает ребенка с ОВЗ как проблему. Чтобы он соответствовал школьной программе и вписался в общество, его нужно изменить, реабилитировать. При этом окружающие не обязаны подстраиваться под него. Например, глухой ребенок должен носить слуховой аппарат и учиться говорить, а его сверстники и учителя не будут осваивать язык жестов и другие невербальные формы взаимодействия.
Инклюзивное образование меняет не ребенка с ОВЗ, а подход к нему. В основе этого подхода лежит утверждение, что все дети разные, и система школьного образования должна удовлетворять индивидуальные потребностей всех учащихся, как здоровых, так и с нарушениями развития. Инклюзия подразумевает гибкое, ясное, доступное обучение, которое позволяет ученикам осваивать программу с разной скоростью и в разных объемах.
Что мы хотим знать об инклюзивном образовании – ответы на 9 важных вопросов
«Как быть, если ребенок избалован, не умеет общаться с другими детьми? Стоит ли ему учиться в обычном классе или лучше его изолировать?»
Нужно понимать, чем вызвано нетипичное поведение ребенка. Может быть это действительно невоспитанность. Но нередко за проблемами с поведением стоят серьезные нарушения. Например, синдром дефицита внимания и гиперактивности или расстройство аутистического спектра.
Ребенок с такими нарушениями не может концентрироваться и контролировать себя, быстро устает, особенно при высоких сенсорных нагрузках (при громких звуках, нахождении в скоплении людей и т. д). Проблемы со здоровьем – не вина человека, а его беда. Поэтому к «невоспитанному» ребенку в группе или классе стоит относиться с пониманием и не требовать его изоляции.
«Если ребенок болен, не лучше ли ему учиться дома? Ведь из-за него будет страдать обучение других детей»
Позиции, что дети с ОВЗ не должны «мешать» здоровым сверстникам, увы, придерживаются многие родители в нашей стране. Но ведь изоляция больного ребенка – это гарантия того, что он не будет нормально развиваться и жить. А в законодательстве России закреплено право на образование для всех граждан. Не являются исключением и лица с ОВЗ, в том числе с нарушениями интеллекта. Поэтому только родители больного ребенка и врачи могут решать, как ему учиться – дома или в школе.
«В обычной школе ребенка с особенностями развития будут обижать. Может быть, его лучше отдать в специализированное учебное заведение?»
Каждый ребенок с ОВЗ уникален. Кому-то действительно нужна коррекционная школа. Но многие дети с нарушениями могут успешно учиться по обычной общеобразовательной программе, общаться со здоровыми сверстниками. Инклюзия закаляет ребенка, готовит его к жизни в обществе, где будут не только победы и радостные моменты, но и обиды, неудачи и разочарования. Поэтому все больше родителей, опираясь на мнение специалистов, предпочитают отдавать своих детей с ОВЗ в обычные школы, а не растить их в «тепличных» условиях.
«Инклюзия – это когда ребенка с ОВЗ просто сажают в обычный класс? Но ведь это может негативно отразится на учебном процессе»
Когда ребенка с нарушениями развития зачисляют в общеобразовательный класс без какой-либо подготовки – это настоящая трагедия и для него самого, и для родителей, и для одноклассников, и для учителей. В законе об образовании прописано, что для детей с особенными возможностями здоровья должны создаваться специальные образовательные условия – разрабатываться или адаптироваться программы обучения, готовиться среда жизнедеятельности, выделяться тьютор или ассистент и т. д. Только так ребенок с ОВЗ может постепенно социализироваться и преодолеть проблемы поведения.
«Как выглядит инклюзия, при которой всем участникам образовательного процесса хорошо?»
Инфраструктура школы адаптируется под детей с ОВЗ с помощью пандусов на лестницах, информационных табличек, отдельных туалетов и душевых для маломобильных детей, специальной мебели и т. д. Для учеников с особыми потребностями выделяют тьюторов (наставников) и ассистентов (помощников). Они помогают детям в решении разных задач – от передвижения из класса в класс до ведения записей в тетрадях и дневниках. Если у ребенка нет интеллектуальных нарушений и отклонений в поведении, он может на протяжении всего дня быть со здоровыми сверстниками. Дети, которые в силу особенностей развития не могут проходить общую программу, должны двигаться по персональным образовательным траекториям. Они пересекаются с детьми без ОВЗ на переменах, спортивных и культурных мероприятиях, в столовой, раздевалке и т. д.
«Как быть, если в класс пришел ребенок с ОВЗ, а специальных условий для него нет?»
В такой ситуации учителя, родители ребенка с особенностями развития и его одноклассников должны обратиться к директору с просьбой предоставить необходимые условия. Даже если в школе всего один ученик с ОВЗ, администрация обязана адаптировать учебную среду под него, в том числе ввести ставку ассистента или тьютора и найти соответствующего специалиста.
«Как быть, если ребенок с ОВЗ агрессивен? Можно ли ему учиться с другими детьми?»
Безусловно, некоторые болезни делают детей агрессивными. Если это мешает нормальному пребыванию ребенка в обществе, психолого-педагогическая комиссия не станет рекомендовать ему учиться вместе со здоровыми сверстниками. При этом стоит помнить, что в реальной жизни агрессию по отношению к окружающим в большинстве своем проявляют люди с сохранным интеллектом и отсутствием серьезных заболеваний. Например, среди всех преступлений всего около 1,5% совершаются людьми с психическими отклонениями.
«Зачем инклюзия нужна здоровым детям?»
Общение со сверстниками, у которых есть особенности развития, формирует у детей потребность проявлять по отношению к непохожим на них людям уважение, заботу, участие, а не испытывать к ним жалость или агрессию. Этот воспитательный эффект усиливается, когда учителя грамотно распределяют между здоровыми учениками поручения, касающиеся помощи однокласснику с ОВЗ – кого-то просят сопроводить в столовую, кого-то – помочь надеть куртку и т. д. Когда дети с самых ранних лет общаются с разными по умственному и физическому развитию людьми, они растут толерантными и терпимыми. И это будет сильно помогать им в будущем, ведь инклюзия постепенно проникает не только в образование, но и во всю нашу жизнь.
Где готовят специалистов для работы в инклюзивном образовании?
Любому педагогу, который планирует работать в системе инклюзивного образования, нужно пройти курсы повышения квалификации для знакомства с правилами организации совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых учеников.
В АНО ДПО «ВГАППССС» можно пройти обучение на дистанционных* программах по темам, связанным с инклюзией:
- общим вопросам инклюзивного и интегрированного образования;
- организации инклюзивного образования с учетом требований ФГОС ДО, ФГОС НО, ФГОС ООО;
- особенностям включения в образовательный процесс детей с разными ОВЗ: умственной отсталостью и другими нарушениями интеллекта, нарушениями зрения и слуха, расстройствами аутического спектра;
- тьюторскому сопровождению детей с ОВЗ в школе и семье;
- инновационным технологиям в инклюзивном образовании и т. д.
Курсы проходят в полностью дистанционном* формате, что позволяет не отрываться от работы и сразу применять полученные знания на практике. По окончании обучения вы пройдете итоговую аттестацию (онлайн-тест) и получите удостоверение установленного образца.
Если у вас есть потребность в более системных и глубоких знаниях по работе с детьми с ОВЗ, вы можете окончить курсы профессиональной переподготовки, например, по теме:
Источник: vgaps.ru
Современные проблемы инклюзивного образования
Современные проблемы инклюзивного образования
- Что такое инклюзивное/включенное образование и каковы его цели?
- Самые важные принципы инклюзии
- Преимущества инклюзивной формы образования
- Каковы актуальные проблемы инклюзивного образования?
- Как решить существующие проблемы для развития инклюзии?
Постоянно увеличивающееся число инвалидов показало необходимость поиска и внедрения новых способов равноправного взаимодействия детей с особенностями здоровья с их здоровыми ровесниками.
Инклюзивное образование дало малышам с инвалидностью право на полноценное обучение, а педагогам – мотивацию улучшить свои компетенции, чтобы приспособить образовательную среду к нуждам всех детей. Но проблем в этой сфере до сих пор остается много. О самых актуальных вопросах, которые обязательно нужно решать, вы прочтете в этой статье.
Что такое инклюзивное/включенное образование и каковы его цели?
Современные проблемы инклюзивного образования
В переводе с французского языка «inclure» означает «включать в себя». Инклюзивным (или включенным) называют образование, которое предлагает детям с нарушенным здоровьем условия для освоения общей школьной программы в коллективе здоровых сверстников. Главным принципом инклюзии является равноценность и равноправие учеников, вне зависимости от диагностированных нарушений и состояния здоровья.
Условия инклюзивной школы позволяют детям, страдающим комплексными расстройствами, задержкой развития, имеющим дисфункции поведения, зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата:
- посещать школу, в которой обучаются здоровые дети;
- находиться в классе со своими сверстниками;
- иметь индивидуальные учебные цели, которые соответствуют их потребностям и возможностям по здоровью;
- рассчитывать на необходимую поддержку.
Дети-инвалиды включаются в группы детских садов, общеобразовательные школьные классы, профессиональные и высшие учебные заведения, которые способны придерживаться инклюзивного принципа. Это большое достижение, поскольку именно инклюзия является единственной возможностью для таких ребят получить образование и профессиональную подготовку.
Дети в инклюзивном классе не только учатся вместе, но и трудятся, общаются, развлекаются. Уроки при таком подходе реализуются в зависимости от способностей ребенка, его готовности к освоению программы и нахождению в обществе здоровых сверстников. Иногда ребята проводят вместе весь день, а бывает, что общаются только на совместных занятиях/мероприятиях.
Система образования в нашей стране долгое время разделяла детей на больных и здоровых. Инвалиды не могли воплотить свои желания учиться и работать наравне со здоровыми людьми, страдали от дискриминации и изоляции. Основная цель инклюзивного образования – предоставить всем детям равный доступ к получению образования и профессии, создав для этого нужные условия и доброжелательную атмосферу.
Самые важные принципы инклюзии
Современные проблемы инклюзивного образования
Инклюзивный подход в образовании строится на следующих принципах.
- Человек ценен вне зависимости от своих способностей и успехов.
- Любой из нас может мыслить и ощущать.
- Все люди нужны друг другу.
- Качественное образование можно получить только в реальном общении.
- Любой из нас должен иметь право общаться и быть услышанным окружающими.
- Каждый из нас нуждается в помощи и дружбе со сверстниками.
- Учащиеся достигают наибольшего прогресса в том, что они способны делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие улучшает все сферы жизни человека.
Из этих принципов следует, что образование – это основное право человека, и его доступность для каждого из нас делает общество справедливым.
Преимущества инклюзивной формы образования
Современные проблемы инклюзивного образования
Особенные дети при такой форме образования получают серьезные преимущества:
- оттачивают навыки общения в естественных условиях;
- могут отследить поведение здоровых людей в разных ситуациях;
- пробуют свои способности на более продвинутых уровнях игровой деятельности;
- изучают общеобразовательные программы;
- получают хорошую подготовку к дальнейшему развитию в социуме во взрослой жизни.
Плюсы инклюзии для учеников с нормальным развитием:
- здоровые дети более активны в смешанных группах, чем в группах, которые состоят только из нормально развивающихся ровесников;
- малыши понимают, что такое инвалидность, учатся общаться с разными людьми, быть чуткими и толерантными;
- программа обучения более насыщена, а требования к ученикам строже, чем в обычной школе.
Словом, обучаясь вместе, ребята учатся самостоятельности через оказание поддержки друг другу, у них развивается терпение и гуманность, стираются границы между болезнями и нормой, а потому у здоровых школьников отсутствует чувство превосходства, а у детей с особенностями не развивается комплекс неполноценности.
Каковы актуальные проблемы инклюзивного образования?
Современные проблемы инклюзивного образования
В наши дни существует много нерешенных проблем и сложностей, которые обязательно нужно преодолевать, чтобы организовать полноценное и комфортное обучение всех детей. Перечислим основные вопросы, которые особо актуальны в современной системе включенного образования.
1. Инклюзивные учебные заведения есть только в больших городах . Пока образовательные услуги для малышей с ОВЗ в нашей стране ограничены, в небольших населенных пунктах маленькие инвалиды не могут рассчитывать на получение полноценного образования по экономическим причинам, поэтому они обучаются лишь в коррекционных школах.
2. Несовершенство образовательной системы . Существует ряд трудностей, мешающих детям с особенностями здоровья обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками: например, недостаточно сформирована система социальной поддержки, отсутствуют нормативные документы, регламентирующие инклюзивное обучение.
3. Острый дефицит квалифицированных специалистов в области коррекционной педагогики . Необходимо усовершенствовать систему подготовки кадров, которая на сегодняшний день готовит психологов, педагогов, логопедов, дефектологов, в основном, для работы в коррекционных школах. А без специальных педагогов невозможно обеспечить постоянное сопровождение ребенка с отклонениями в условиях инклюзивной школы.
4. Неподготовленность социума к принятию детей-инвалидов . Еще сильны в обществе отрицательные установки по отношению к детям с особенностями развития. Например, часто родители здоровых ребятишек не желают, чтобы их дети обучались вместе с инвалидами, опасаются, что такая форма образование повлечет за собой низкое качество знаний. Для изменения этих стереотипов необходимо проводить просветительскую работу с населением.
5. Несоответствие учебных планов . Чтобы обучать детей с особенностями развития в специальных и общих школах, нужно вносить изменения в учебный план.
6. Отсутствие достаточного финансирования инклюзивных образовательных учреждений . Чтобы развивать эту форму обучения, необходимо обеспечить школы особыми техническими средствами и оборудованием, оснастить комнаты для коррекционных занятий, логопедические и медицинские кабинеты, залы для ЛФК, сенсорные помещения.
Для этого потребуются:
- качественные акустические приспособления для глухих и слабослышащих;
- пандусы, лифты и инвалидные коляски для малышей с нарушениями опорно-двигательной системы;
- инновационные средства для слепых и слабовидящих.
7. В стране нет единой системы для своевременного выявления нарушений развития в раннем возрасте . Опыт работы с маленькими детьми на данный момент существует лишь в нескольких регионах России.
8. Педагоги не знают многих проблем детей-инвалидов и не готовы включить их в образовательный процесс в обычной школе.
9. Не хватает задокументированных исследований результативности инклюзии . Например, остаются незакрытыми следующие вопросы:
- по каким критериям можно считать школу инклюзивной;
- как зафиксировать перемены в развитии детей с ОВЗ, которые обучаются в одном коллективе со здоровыми сверстниками;
- как правильно анализировать результаты эмпирических исследований с участием разных популяций детей, имеющих особые потребности и ограниченные возможности.
10. Материальная поддержка государства чаще ориентирована на вид учреждения, а не на ученика .
11. Нет нормативной и методической базы проведения Единого государственного экзамена для школьников-инвалидов . Невозможность сдать ЕГЭ ставит детей с ОВЗ в неравную позицию с другими выпускниками.
12. Педагоги испытывают психологические проблемы , не уверены в своих силах и компетенциях, боятся нести ответственность за действия.
13. Здоровые дети и их родители против совместного обучения с инвалидами. Родителей волнует вопрос присутствия в классе детей, нуждающихся в особенной поддержке, многие мамы и папы считают, что это может негативно сказаться на развитии и характере их малыша. Сами обычные дети не всегда позитивно относятся к ровесникам с ограниченными возможностями здоровья, жалеют их, не знают, как с ними общаться, а то и выказывают пренебрежение.
Как решить существующие проблемы для развития инклюзии?
Современные проблемы инклюзивного образования
Обозначенные проблемы развития инклюзии в нашей стране требуют принятия единой комплексной программы, усовершенствования нормативных регламентов, финансовой поддержки, материально-технического и кадрового обеспечения, а также помощи квалифицированных специалистов (психологов, дефектологов, логопедов, медиков, социальных работников, педагогов и воспитателей).
Для обеспечения эффективного развития инклюзивного образования нужно:
- оказывать раннюю коррекционную помощь дошкольникам с ОВЗ;
- насыщать учебную программу разнообразными образовательными методами для удовлетворения потребности всех учащихся;
- обеспечивать права на посещение обычной школы и доступ к ней всем детям;
- проводить необходимые реформы, принимать недостающие законы;
- формировать у учеников позитивное отношение к учебе, включив детей в те виды деятельности, которые им доступны и интересны;
- учитывать возраст, личность, здоровье, индивидуальные особенности, способности и желания каждого воспитанника;
- внедрять эффективное психолого-педагогическое сопровождение в образовательный процесс (начиная с детского сада);
- создавать уютное и комфортное пространство для всех участников образовательного процесса;
- формировать у детей, родителей и педагогов толерантность и эмпатию;
- привлекать к работе с разными детьми квалифицированных специалистов;
- следить за своевременным повышением квалификации педагогического состава;
- проводить анализ результатов каждого ученика;
- признавать равную ценность для социума всех воспитанников;
- проводить внеклассные занятия и досуговые мероприятия;
- внедрять меры по сохранению и укреплению здоровья всех учащихся;
- развивать систему онлайн-образования.
Получить специальное образование и научиться качественно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ можно на нашем дистанционном курсе профпереподготовки. Вы изучите педагогику, психологию, дефектологию, патопсихологию, усвоите основы медицинских навыков и научитесь применять полученные знания в процессе инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС. И может быть, это не решит всех проблем инклюзивного образования, но грамотных, подготовленных к работе с особенными детьми педагогов станет больше – а это уже большой шаг к тому, чтобы сделать общество более здоровым.
Источник: ncrdo.ru