Современный человек не представляет свою жизнь без телевидения. Телевидение выполняет различные функции – информационную, познавательную, образовательную, развлекательную, рекреационную. При этом стираются границы между телевизионными жанрами, и новости уже нельзя отнести к чисто информационным жанрам. На характер новостей влияют многие факторы: «конкуренция среди изданий и агентств; наличие новостей из других каналов информации; общая линия издания; вынужденное или преднамеренно комбинирование новостей местных и зарубежных, важных и занимательных; размер отводимой площади» [23, 6]. Преимуществом журналистики новой формации является высокая степень информационной насыщенности текста и быстрота реакции при многообразии каналов информации и их растущей конкуренции.
Тема данной курсовой работы — «Информационные выпуски на телевидении» — является актуальной не только для журналистов, но и для специалистов по связям с общественностью, ведь позиционирование любого предприятия рано или поздно находит отражение не только в печатных СМИ, но и на экране телевизора. Тема затрагивает вопросы истории и перспектив развития информационного телевидения, функционирования телевизионной редакции, процесса выпуска новостей.
Российские айтишники #shorts
Основная цель исследования – изучить информационное телевидение и его специфику в нашей стране. Задачи исследования – изучить историю и проследить тенденции развития информационного телевидения; изучить информационные потребности современного телезрителя, влияние телевидения на формирование общественного мнения; ознакомиться со структурой и должностными обязанностями сотрудников отдела новостей на телевидении, выяснить, какие пиар-мероприятия могут повысить рейтинг новостных программ; познакомиться со спецификой верстки выпуска новостей; проанализировать значение роли ведущего программы новостей; понять, в чем специфическое отличие текста телевизионного сообщения по сравнению с газетным или радиотекстом. Решение этих задач позволит обобщить знания о процессе выпуска телевизионных новостей и поможет в предстоящей практике работы в средствах массовой информации.
Объект исследования – информационное телевидение в России. Оно появилось около ста лет назад и постоянно эволюционирует, меняет формы, приоритеты в освещении информации. Предмет исследования – взаимовлияние телевидения и общественного мнения, специфические характерные черты телевизионной редакции, журналистов, ведущих новостных программ, методы повышения рейтинга программы, языковые средства и другие аспекты телевидения как средства массовой информации. Телевизионная трансляция имеет ряд особенностей, и для выпуска в эфир программы новостей необходимо учитывать каждую деталь, которая не должна выходить из общей концепции передачи. Хороший журналист должен перенимать опыт исследователей и конкурентов, в работе применять полученные знания и не повторять ошибки, сделанные предшественниками.
Исследование проблемы функционирования телевещания и его особенностей в данной курсовой работе проводилось на основе трудов отечественных ученых – Я.Н. Засурского, Э.Г. Багирова, А.Я. Юровского, В.В. Егорова, Н.Н.
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ | Прямой эфир
Богомоловой, Т.В. Васильевой и других.
Таким образом, проблема развития информационного телевидения, благодаря доступности и широкому распространению этого канала коммуникации, является важной для функционирования всей системы средств массовой информации не только в России, но и во всем мире. Профессионально сделанная информационная программа посредством воздействия на аудиторию должна нести мир и благополучие в жизнь людей.
1 . Информационное телевидение в России
1.1 Возникновение и тенденции развития телевидения в России
Конец ХХ столетия – начало новой демократической российской журналистики. Достаточно непросто и нелегко вписывается журналистика в эту новую систему, систему свободы и поиска, систему рыночных отношений, систему нового мышления и мировоззрения [21, 9]. Редакционные коллективы вдумчиво, системно, планомерно создают свой единственный, неповторимый информационный продукт, используя для этого решительно все: и новое, и хорошо забытое старое. И журналисты – практики достаточно обосновались на высотах новостной журналистики.
В силу особенностей отечественного экономического и политического развития в России монополия на оперативное распространение информации по-прежнему принадлежит в основном телевидению и радио. Однако она уже не столь безусловна и не носит исключительного характера, как прежде. Многократное повышение стоимости жизни, введение платы за услуги, предоставляемые учреждениями культуры, постоянный рост подписных цен на газеты и журналы ведут к резкому падению уровня информированности, культурной активности населения. Основным каналом приобщения к информации и культурным ценностям для абсолютного большинства населения все больше становится телевизор [8,20].
Производство местных телевизионных новостей впервые дало возможность высказывать мнение и выражать интересы местной аудитории, а это важно для государства, которое традиционно опиралось на централизованные структуры. «Начиная с 1991 года, наблюдалось небывалое развитие всех секторов телевизионной индустрии России. Количество передающих станций и ретрансляторов в России увеличилось с восьми до одиннадцати тысяч, помимо государственного телевидения появились негосударственные станции, программы стали более разнообразными, увеличилось количество часов вещания. Потребители покупают больше телевизоров и видеомагнитофонов. Развивается рынок рекламы, появляются новые производственные мощности, станции и передатчики»[7, 14].
Основной задачей будущего развития телевидения России является увеличение охвата населения существующими государственными программами. При этом усилия должны быть направлены на обеспечение всего населения страны передачами так называемого социально-гарантированного блока, который включает необходимый минимум общественно-политического, информационного, художественного, культурно-просветительского, спортивного и образовательного вещания. Приоритетным является сохранение и развитие традиций просветительских, интеллектуальных, культурологических программ и программ, относящихся к развлекательному вещанию, в том числе самого популярного жанра — кинопоказа, а также новостного, общественно-политического и аналитического телевидения.
Основной функцией новостных телепрограмм является превращение фактического материала в информацию о событиях. Но информационное телевидение не является независимой переменной. Эфир погружен в общество и связан с ним цепью прямых и обратных общественных связей. Конкретный выпуск новостей на том или ином канале — не более чем событие события: подлинное сообщение — это то, чем телевидение обязано окружающей жизни, а эфирное сообщение — это то, чем зрители обязаны телепередаче.
В недавнем прошлом существовала тенденция, направленная не на сбор и распространение информации, а на сопряжение распространяемой информации с пожеланиями аудитории, общественным заказом. Определенные материалы в выпусках новостей именно выпускались, таким образом, телеаудитория получала возможность узнать о тех сторонах действительности, которые она искала вокруг себя, но никак не могла найти. Но руководители информационных служб в большинстве стараются уходить от постановочных, сфабрикованных материалов в пользу объективной информации. Кроме того, изменилась композиция подачи новостей в направлении фрагментации (дробления) и декомпозиции телеинформации [1, 54].
Телеаудитория — не точный адресат. Широкую нестабильную аудиторию необходимо вовлечь в информационное пространство. С появлением разнопрофильных и разнонаправленных информационных программ, контакт «информация-зритель» трансформировался в — «ведущий-зритель» [24, 56]. Если раньше существовала функционально-ролевая популярность телеведущих, то сегодня формируется их личная известность, что традиционно является прерогативой ведущих публицистических и развлекательных программ. Это задает новую принудительность различных аспектов служебной роли, вплоть до появления условного авторства.
Современный человек не мыслит уже свое существование без телевидения. Из незаметного для общества изобретения (катодной телескопии), сделанного более ста лет назад, 25 июля 1907 года, телевидение превратилось в систему захватившую умы и души миллиардов людей на Земле. Сила воздействия телевидения на психику людей огромна. Поэтому работники телевидения не должны злоупотреблять сценами насилия, жестокости, которые могут увидеть с голубого экрана взрослые и дети.
Таким образом, развитие информационного телевидения в России имеет свою специфику по сравнению с западными телекомпаниями. Это обусловлено национальным менталитетом, уровнем развития экономики, существующей политической системой. Процессы глобализации способствуют унификации национальных телекомпаний, выполнению общих требований. Стремление к объективности, оперативности и легкости подачи материала объединяет всех современных журналистов.
Источник: kazedu.com
Информационные технологии на ТВ
Примерно пять лет назад я подключил у своего интернет-провайдера цифровое ТВ. Заманчивый пакет из 150 каналов за 600 рублей в месяц казался выгодной и полезной покупкой. Всего каких-то 600 рублей — и целых 150 каналов! Но что же будем смотреть? Эфирные каналы у меня и до этого были, причем бесплатно.
Я подключил себе платное ТВ явно для чего-то большего. Итак, пульт в руках, поехали. Не то, не то, не то. Вот что-то интересное. А еще что-то есть? Опять щелкать. Нет, оставлю, пусть работает для фона.
О, да тут все по кругу. Нет, что-то не то.
У меня же 150 каналов! Почему я смотрю только один или два? Ведь я уверен — именно сейчас для меня в этой куче что-то найдётся, но как найти? А что если записывать передачи, которые мне нравятся? Попробуем. Поставил на запись выбранную передачу, и теперь у меня куча записей — все с одинаковым видео. В EPG не указаны серии.
Мало того, еще и передачи записываются не с начала. Ладно, если запись началась до начала передачи (хотя, конечно, раздражает постоянно «мотать»), а вот когда после, хочется застрелить того, кто это придумал. В общем, по кругу передачи смотреть мне надоело, записать нормально не получилось, итог — вернусь на эфирный канал. Там хотя бы повторов нет.
Но вот подходит время очередного платежа. Так, стоп! А за что я тогда плачу? 600 рублей в месяц — это 7200 рублей в год. Дороговато для шумового фона в квартире, лучше потратить на покупку подарка для себя любимого, так что отключаю и пусть бесплатно вещает с голубого экрана эфирный новостной поток.
Описанное выше поведение типично для большинства пользователей платного телевидения, у которых есть выбор. В чем же основная проблема потребления современного телевидения? Зрителя оставили без привычных ему средств работы с информацией. Как ему, бедному, ориентироваться в сотне каналов? Все современные телегиды предлагают навигацию исключительно по каналам.
Но зритель хочет видеть не канал, а контент, отвечающий его интересам в данный момент времени. Это главная причина того, что телевидение не смотрят, а слушают, просто находясь в одной комнате с телевизором. Молодежь, привыкшую быстро удовлетворять свои запросы, также не привлекает поток информации, которым нет возможности управлять. Современное телевидение — это книга без оглавления, интернет без поисковика.
Каким может быть решение? Первое, что нужно сделать, и это уже сделано нами — собрать метаданные. А именно, собрать максимум информации по ТВ-контенту, для того чтобы соотнести его с интересами зрителя и между собой для определения подобных. Категория, жанр, тема, год, страна, производство, актёр, режиссёр, ведущий, автор, вид спорта, чемпионат, спортивная команда, спортсмен, признаки прямого эфира, премьеры и прочее — все это метаданные для контента, по которым можно строить динамические меню, фильтрацию, поиск и системы рекомендаций. В общем, все то, что так привычно используется зрителями в web.
Метаданные — это основа для навигации, построенной на интересах зрителя, его предпочтениях, которая позволит превратить пассивный просмотр в активный. Поисковая строка по определенным разделам метаданных позволит зрителю более тесно взаимодействовать с системой, выражая свои мысли в свободной и привычной форме.
Причем, систему можно построить так, что она будет удобна как ленивому, так и активному зрителю. Приведу пример. В своей базе данных по ТВ-контенту мы ввели такой вид метаданных как «тема». Это значит, что для каждой передачи мы указываем ее тематическую особенность. Примеры тем: авиация, финансы, медицина, народные танцы, для мужчин, Новый год и Рождество.
Чем это может быть полезно? Давайте рассмотрим:
1) появляется возможность построить многоуровневое динамическое меню. Зритель выбирает категорию передачи, жанр и конкретную тему. Например: познавательное/наука/космос;
2) такие сведения будут очень полезны для рекомендательных систем, так как метаданные позволят выявить интересы пользователя и предложить ему максимально подходящий контент;
3) зритель может просто выбрать в поле поиска интересующую его тему. Кстати, такие запросы пользователей подтверждены исследованиями. Более того, зрители уже ждут от нас этого функционала;
4) множество других применений работы с контентом, включая и возможности фильтрации для самого оператора. Например, отобрать все фильмы на тему «Новый год и Рождество» для каких-либо акций.
Другой пример. Один из самых востребованных видов контента на ТВ — это спорт. В своей работе, при разметке данных, мы используем такие метаданные, как «вид спорта», «чемпионат», «спортивная команда» или «спортсмен». Причем каждый объект имеет свой уникальный код и команды, поскольку «Динамо» по футболу и «Динамо» по хоккею — это совершенно разные команды, а Чемпионат мира по горным лыжам отличается от Чемпионата мира по футболу.
Как эти данные можно использовать? Опять же, в динамическом меню. Пользователь в два клика может посмотреть все спортивные события по конкретному виду спорта, чемпионату и даже по конкретной команде. Но и это еще не все. Уверяю вас, что мы получим от абонента большую порцию лояльности, если пришлем ему напоминание, что сегодня в прямом эфире играет его любимая спортивная команда!
Пример для контента в категории новости: «Хочу смотреть новости в прямом эфире без повторов на спортивную или экономическую тему». Пожалуйста! «Показывать только детские передачи». Без проблем! «Отобрать только премьерный показ». Не вопрос! Ну и наконец, для самых ленивых телезрителей мы можем организовать собственный канал.
Это канал с автоматической подборкой телепередач согласно интересам зрителя. При этом зритель избавлен от мучений выбора. Он ничего не выбирает. Система сама предлагает ему наиболее релевантный контент. Тематические каналы — вот где ваше счастье! 🙂
Для того чтобы продавать услуги телевидения, мы должны осознать, что наша основная задача — это конечный продукт, который увидит и будет потреблять наш клиент. Над продуктом нужно работать. Сейчас каждый занимается своими проблемами. Канал думает, как продавать дороже рекламу или себя оператору. Оператор — как дешевле купить побольше каналов и подороже продать их абоненту.
Не хватает совместной работы над проблемой потребления телевидения в целом. Как сделать это потребление удобным? Как облегчить поиск или выбор подходящего контента? Как определить и подстраиваться под интересы конкретного телезрителя? Это общая задача.
Задача операторов, телеканалов, вендоров и агрегаторов программы телепередач. И важно, чтобы мы над ней работали сообща.
Я часто спрашиваю у операторов, знают ли они о существовании данной проблемы? Говорят — да. А почему не решаете? Отвечают, что нет технических предложений от вендоров. Спрашиваю у вендров. Те говорят, что нет запроса от операторов.
На выставке, наверно, нужно взять обоих за руку и познакомить . 🙂 У вендоров и операторов есть прекрасная возможность сделать уникальное торговое предложение. Не будем же мы ждать, когда к нам придут из Европы или Запада с готовым решением? Если некоторые телеканалы думают, что они тут ни при чем, то глубоко заблуждаются.
От качества программной сетки телеканалов очень многое зависит. Максимально полная и точная телепрограмма, а также оперативные сведения об изменениях в сетке напрямую влияют на лояльность зрителя. Приведу пример того, как канал может терять свою аудиторию. На канале «Россия 24» приходится часто наблюдать расхождение телепрограммы с эфиром.
А ведь на канале есть постоянные передачи, на которые зритель время от времени случайно попадает. Зритель не сможет узнать ни когда выйдет очередной выпуск, ни получить напоминание о выходе, ни поставить на запись очередной выпуск любимой передачи.
В итоге, попав случайно на эфир программы, у зрителя нет возможности и, как следствие, необходимости возвращаться к просмотру данного канала/передачи. В худшем случае зритель просто не будет ничего предпринимать. Это более вероятно. В лучшем — он пойдет в интернет искать записи передачи и не факт, что это будет легальный ресурс.
К вопросу о пиратстве, кстати, получатся, что виноват сам канал. Рыба ищет где глубже, а зритель там, где есть сервис.
Сами каналы в ответ на данные замечания ссылаются на оперативные изменения в сетке. Мол, нет возможности сделать её достоверной, т.к. она постоянно меняется. Используя наш сервис и компетенции, мы можем доставлять правки операторам за считанные минуты. Актуальность данных — это очень важно в наш век информационных технологий. Другой пример.
Практически все каналы, судя по тем расписаниям, которое мы от них получаем, даже не предполагают, что во многих системах EPG есть два варианта описаний передач разной длины: краткое и расширенное. Краткое рассчитано на то, чтобы зацепить внимание зрителя. Более подробный анонс создает интригу и стремится пробудить интерес зрителя к просмотру.
Мы, конечно, по мере своих сил и возможностей стараемся раздобыть и добавить оба варианта анонсов, по сути, выполняя работу за телеканал. Но хотелось бы, чтобы каналы имели в виду эти технические требования систем EPG. Ведь программная сетка канала — это инструмент маркетинга. Способ прямого взаимодействия с аудиторией. Это канал продаж, если хотите.
У меня есть полное ощущение, что многие каналы явно недооценивают значимость телепрограммы для продвижения своего контента. Иначе, как объяснить, к примеру, программу передач канала «Матч ТВ» такого содержания: 18:40 Документальный цикл «1+1″. Что за цикл, о чем, какая серия? Какую информацию хотел донести телеканал до зрителя и как на него этой информацией повлиять? Непонятно.
Внимание вендоров хотелось бы обратить на инструменты управления приставками и ТВ. ТВ управлять нужно со смартфона и только так. Это решит проблему персонализации. То есть определения того, кто именно сейчас активно пользуется телевизором. Создание и обновление таких систем для ОТТ и IPTV не вызывает никаких технических трудностей.
Операторы DVB могут использовать мобильные приложения с телегидом.
Только консолидировав наши усилия и внедряя современные информационные технологии, можно увеличить интерес к телевидению и к тематическим каналам в частности. Причем каждому каналу автоматически достанется по лояльному зрителю.
Стоит только заполнить метаданные по передачам, и зритель либо получит рекомендацию на контент канала, либо выйдет на него через меню по своим интересам. Внимание зрителя можно получить, отправив ему напоминание о появлении в эфире спортивного события с его любимой спортивной командой или фильма с любимым актёром.
Как следствие, зритель будет заинтересован в подключении дополнительных пакетов, он будет понимать — для чего подключил себе платное телевидение и как им пользоваться. Очевидная польза для всех участников рынка. Зритель привык к сервису. Так дайте ему сервис, и он будет им пользоваться и платить, что уже доказано на многих площадках. К сожалению, кроме ТВ-платформ, где сервис минимальный.
Уверен, что для нашего клиента вопрос цены стоит не на первом месте. Главное для него — это качество и потребительские свойства продукта. Что толку, что у него 100-150 каналов, если он не в состоянии их потреблять. У него есть чувство, что он платит за то, чем не пользуется, или за то, что можно получить бесплатно при том же сервисе. Именно подобным сервисом и должно отличаться платное телевидение от бесплатного.
Я верю, что за синергией телевидения и современных информационных технологий будущее. Телевидение без этих технологий не выдержит конкуренции с интернетом. Мы уже и так стремительно теряем молодую аудиторию. Пора это изменить!
Источник: www.cableman.ru
Школа журналистики «Медийный мир»
Доступные онлайн-курсы для начинающих журналистов. Документы об обучении.
Новостной сюжет (телевидение)
Елена Гуляева
Структура новостного сюжета, если рассмотреть ее с точки зрения кулинарии, состоит из следующих ингредиентов: видеоряд, интершум, графика, музыка, лайф, стендап, синхрон, закадровый текст и титры. Такой набор «продуктов» позволяет приготовить для зрителя ароматное, вкусное, сытное «блюдо». Разберем каждую составляющую более детально.
Видеоряд. Видео на заданную тему может быть снято профессиональным оператором, получено из имеющегося архива или же со стороны. Последнее означает, что канал приобрел кадры оперативной или любительской съемки. Кстати, файлы, присланные по электронной почте обычным зрителем, порой становятся основой любопытного сюжета.
Интершум. Это звук, записанный вместе с видеоматериалом. Интершум должен соответствовать изображению. Если же он не отличается качеством, то подлежит замене. В большинстве случаев данный звук призван сопровождать закадровый текст.
Графика. Как правило, представляет собой диаграммы, таблицы, карты, схемы и др. Ее можно подготовить при помощи специальной компьютерной программы или нарисовать на листе бумаги, после чего снять на видеокамеру. Стоит обратить внимание на то, что оформление графических материалов должно подходить по размеру шрифта и палитре оттенков ко всему сюжету.
Музыка. В некоторых случаях выступает в роли интершума. В информационных сюжетах ее не используют. Основное требование к музыке в том или ином ролике – уместность.
Лайф. Данным термином обозначают отрезок видео продолжительностью до 10 секунд с интершумом (поддержка болельщиков, аплодисменты, шум воды). Лайф «переносит» зрителя на место события, помогает проникнуться атмосферой. В информационном сюжете отрезок лайфа не должен превышать 5 секунд.
Стендап. Это речь журналиста в кадре. Демонстрирует присутствие в эпицентре мероприятия или события, создает эффект диалога с аудиторией. При записи стендапа корреспонденту важно следить за своим внешним обликом, мимикой и жестами, а оператор должен выбрать подходящий задний план.
Синхрон. Понятие обозначает речь персонажа в кадре, фрагмент интервью. Картинка и голос записываются и показываются на экране одновременно. Основное требование – продолжительность не более 25 секунд. Также стоит следить за фоном, чтобы у героя не росли из головы столбы, фонтаны, ветви деревьев, цветы и др.
Закадровый текст. Называется так, поскольку зритель не видит того, кто сообщает ту или иную информацию. Обычно текст пишет корреспондент, а вот читать его за кадром доверяют и самому журналисту, и диктору.
Титры. Специальные надписи, которые поясняют текст. Это могут быть имя, фамилия и должность главного героя сюжета, указание места, где разворачиваются события, перевод иностранного текста и др. Требований к титрам не так много: грамотность и фактическая правильность.
Учитывая рассмотренные структурные элементы, разберем классический новостной сюжет. Он может быть построен по следующему принципу:
— стендап (краткое сообщение о том или ином событии);
— закадровый текст (продолжение рассказа);
— синхрон (пояснения главного персонажа, очевидца, эксперта);
— закадровый текст (заключительные фразы о произошедшем событии);
— стендап (прогнозы и выводы).
В процессе подготовки сюжета для телевидения следует обратить внимание на ряд особенностей: объективность информации, актуальность события, логика изложения, предельная ясность. Корреспондент не должен оценивать происшествие, он выступает в роли медиатора – посредника между аудиторией и источником информации.
Факт в обязательном порядке необходимо подтвердить видеоматериалом, информацией очевидца, заключением эксперта. Собственное мнение журналист, конечно, может выразить, но косвенно. К примеру, при помощи интонации, порядка слов в предложении и иными способами.
Также рекомендуется сообщать информацию простыми и понятными словами, избегать бюрократических формулировок и деепричастных оборотов, употреблять только известные аббревиатуры (МВД, ЕГЭ, ЖКХ и др.), округлять числа. Текст должен состоять из определенных блоков, поскольку без крепкой структуры он провисает и рискует развалиться. Предложения из интервью с главным героем сюжета должны продолжать текст корреспондента, а не повторять его.
Источник: xn—-7sbafuabraerjyjmxvsmn8f.xn--p1ai