Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития .
Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Индивидуальная работа с детьми является обязательной частью профессиональной деятельности воспитателя детского сада.
Она позволяет реализовать на практике один из ключевых принципов, провозглашённых Федеральным государственным образовательным стандартом — индивидуализацию, то есть построение процесса образования с учётом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей.
Психофизическое развитие любого ребёнка, становление его личности происходит индивидуально.
Особенности характера оказывают большое влияние на развитие умений и навыков, усвоение новых знаний.
Не все дети могут полноценно работать в группе, некоторые нуждаются в индивидуальных занятиях.
Воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста: актуальные вопросы
Задача педагога при проведении таких занятий — помочь каждому воспитаннику развить свои способности, получить необходимую сумму знаний и навыков, научить ребёнка бороться с излишней застенчивостью или скромностью, поверить в собственные силы.
Чтобы раскрыть и развить её лучшие качества личности ребенка, и педагогам, и родителям необходимо поддерживать стремление малыша к проявлению индивидуальности, способностей и талантов.
Учёт личностных особенностей каждого воспитанника позволит воспитателю правильно спланировать свою работу и обеспечить выполнение основных задач образовательной деятельности.
Основой индивидуальной работы является всестороннее изучение уровня психофизического развития, особенностей характера, семейной атмосферы и условий проживания каждого воспитанника.
Индивидуальные занятия с воспитателем и профильными специалистами детского сада сделают проживание каждого дня ребенка в ДОО ярким и полноценным в соответствии с самыми современными требованиями дошкольного образования.
Индивидуальную работу с воспитанниками педагоги детских садов проводят систематически с первых дней поступления ребёнка в детский сад.
Индивидуальную работу с дошкольниками проводит воспитатель (во время групповых занятий или в свободное время).
Проводят индивидуальные занятия воспитатели или педагоги узкой специализации: логопед, психолог, дефектолог, музыкальный работник, педагог по физическому воспитанию.
Основные цели индивидуальной работы с дошкольниками
- Осуществление личностно-ориентированного подхода, основанного на уважении к личности ребёнка, признании её уникальности и неповторимости.
- Развитие познавательных интересов и способностей детей.
- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития воспитанников в период дошкольного детства.
- Обеспечение индивидуализации образовательного процесса. Вся работа с дошкольниками проводится на основе внимательного изучения психофизических особенностей, личных качеств и предпочтений детей.
- Уважение индивидуальности, личности ребёнка (провозглашено Федеральным государственным стандартом (ФГОС) как один из ключевых принципов дошкольного образования).
- Осуществление возможности ребёнка стать равноправным участником образовательных отношений.
- Развивать и совершенствовать способности детей в соответствии с новыми стандартами дошкольного образования.
- Создать комфортные условия пребывания ребёнка в дошкольной организации, обеспечить его полноценное участие в образовательном процессе и всех видах деятельности. И дети часто болеющие, и с ограниченными возможностями здоровья не должны чувствовать, что они в чём-то отстают, ущемлены. Здесь помогут как умелые действия педагогов, так и специально оборудованная развивающая среда в детском саду.
С кем проводится индивидуальная работа в ДОО
Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды в инклюзивном пространстве школы. Секрет
В особом внимании нуждаются воспитанники, которые по каким-либо причинам отстают от группы (часто отсутствуют на занятиях, медлительные, застенчивые, слишком активные)или, наоборот, опережают остальных детей по объёму изученного материала.
Отстающим дошкольникам индивидуальные занятия позволяют приобрести знания и навыки, соответствующие уровню знаний основной группы.
Наиболее распространёнными в ДОО являются индивидуальные занятия с логопедом, направленные на коррекцию звукопроизношения и обучение грамоте.
В занятиях с психологом нуждаются дети с отклонениями в психическом развитии (неусидчивые, не умеющие контролировать внимание, слишком импульсивные или заторможенные).
В индивидуальных развивающих занятиях также нуждаются воспитанники с яркими способностями к какой-либо деятельности (к пению, рисованию, математике),а также дети с доминирующими познавательными интересами.
Виды и задачи индивидуальной работы с дошкольниками
В особом внимании нуждаются воспитанники, которые по каким-либо причинам отстают от группы (часто отсутствуют на занятиях, медлительные, застенчивые, слишком активные)или, наоборот, опережают остальных детей по объёму изученного материала.
Отстающим дошкольникам индивидуальные занятия позволяют приобрести знания и навыки, соответствующие уровню знаний основной группы.
Наиболее распространёнными в ДОО являются индивидуальные занятия с логопедом, направленные на коррекцию звукопроизношения и обучение грамоте.
В занятиях с психологом нуждаются дети с отклонениями в психическом развитии (неусидчивые, не умеющие контролировать внимание, слишком импульсивные или заторможенные).
В индивидуальных развивающих занятиях также нуждаются воспитанники с яркими способностями к какой-либо деятельности (к пению, рисованию, математике),а также дети с доминирующими познавательными интересами.
Коррекционную работу в большинстве детсадов ведут с детьми, имеющими определённые нарушения развития, к примеру, осанки, звукопроизношения, поведенческих реакций.
Дошкольные организации, в которых созданы специальные условия, предоставляют образовательные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВР), обеспечивая наиболее комфортное получение дошкольного образования для такой категории воспитанников.
Осуществляют коррекционную работу в ДОО квалифицированные специалисты: логопед, психолог, инструктор по физкультуре.
Вся коррекционная работа должна вестись с ведома и согласия родителей или законных представителей ребёнка.
О её ходе, прогрессе, проблемах ребенка родителям или представителям специалист сообщает наедине, в отсутствие других родителей, в наиболее мягкой и доброжелательной форме.
Коррекционная работа проводится с детьми, имеющими некоторые отклонения или особенности развития:
Психолог: чрезмерно возбудимыми или слишком застенчивыми, неспособными сконцентрировать внимание на выполнении игровой задачи, выполнить поручение, просьбу.
Логопед: занимается постановкой правильной речи
Инструктор по физической культуре: занимается с детьми со сложностями с выполнении некоторых движений, физических упражнений (ходьба по скамье, наклонной доске, лазанье по гимнастической стенке и пр.).
Коррекционную работу могут проводить только профильные специалисты, поставив родителей ребёнка в известность и получив их согласие. Обычно родители понимают всю важность коррекционной работы, поддерживают педагогов и выполняют их рекомендации: занимаются с детьми дома, приобретают специальную литературу, пособия.
Главной задачей компенсирующих занятий является «навёрстывание упущенного», то есть быстрое восполнение пробелов в знаниях и умениях ребёнка, не посещавшего ДОО долгое время (по болезни, из-за отпуска, санаторно-курортного лечения), а также новичков, которые в детский сад не ходили вообще и, естественно, знают и умеют меньше одногруппников.
Проводит этот вид работы воспитатель группы на основе мониторинга (наблюдения, бесед, опросов, анализа участия воспитанников в занятиях).
В старшем дошкольном возрасте дети уже сравнивают свои успехи с достижениями других ребят, переживают собственные неудачи, поскольку им присуща самокритичность.
Индивидуальные занятия с педагогом помогут ребенку как можно скорее наверстать упущенное, влиться в общую деятельность на равных.
Особенностью компенсирующей работы в старшем дошкольном возрасте является то, что к ней иногда можно привлекать в качестве помощников самих детей.
Это способствует формированию ответственности, собранности, возникновению чувства дружбы и доброжелательности.
Наиболее часто проводится ежедневная развивающая индивидуальная работа с детьми группы по всем направлениям развития (образовательным областям),предусмотренным ФГОС:
- социально-коммуникативное;
- познавательное;
- речевое;
- художественно-эстетическое;
- физическое развитие.
Её основные задачи:
- совершенствование знания, умений и навыков детей;
- повышение интереса к совместной образовательной, познавательной деятельности с педагогом;
- раскрытие и реализация способностей, увлечений детей;
- создание наиболее комфортных условий пребывания малышей в детском саду, обеспечение лёгкого «вхождения» в детский коллектив и образовательную деятельность.
Планирует и проводит развивающие индивидуальные занятия воспитатель, он же анализирует результаты работы и намечает систему дальнейших действий, направление развития каждого воспитанника.
Развивающие индивидуальные занятия
Проводятся по очереди со всеми детьми группы, чтобы закрепить и повторить то, что узнали во время непосредственной образовательной деятельности, чтения художественной литературы, наблюдений, экскурсий и т. д.
Проводя эту работу, воспитатель должен опираться на поддержку родителей: порекомендовать им прочитать или разучить с ребёнком стихотворение, изготовить поделку, рисунок, поиграть в обучающую игру.
Для того чтобы родители были в курсе жизни группы и успехов детей, на ширмах, стендах в раздевалке размещают информацию о том, что способен знать и уметь ребенок каждой возрастной группы (как ориентировочную, но не обязательную для каждого малыша),тексты стихотворных произведений, буклеты и распечатки дидактических игр.
Если дети имеют некоторые проблемы с усвоением материала на занятиях и в другой деятельности, педагог беседует с их родными наедине, даёт практические советы, рекомендации.
Приёмы организации индивидуальной работы
В организации индивидуальной работы могут использоваться следующие приёмы:
- индивидуальное взаимодействие с воспитателем или узким специалистом (проведение индивидуального занятия, организация которого может включать любые педагогические методы, соответствующие старшему дошкольному возрасту);
- выполнение задания на примере, по образцу воспитателя (во время самостоятельной деятельности детей, если у ребёнка что-то не получается, воспитатель демонстрирует алгоритм действий);
- выполнение по образцу или при помощи сверстников (можно создавать пары или микрогруппы детей, где один из воспитанников нуждается в поддержке; такая организация работы полезна и для ребёнка, исполняющего роль педагога, поскольку учит его умению объяснять и обучать).
Методы и приемы индивидуальной работы с дошкольниками
Среди методов индивидуальной работы наиболее популярными являются наглядные, словесные, практические и игровые.
Приёмы, которые применяет педагог в индивидуальной работе с малышами, очень разнообразны:
- словесные(рассказ, беседа, напоминание, вопрос, проговаривание);
- наглядные (показ иллюстраций, макетов, предметов);
- практические (упражнение, совместно выполнение действий, моделирование, эксперимент).
Выбор приёмов зависит от места проведения работы и особенностей ребёнка: одному достаточно объяснения, другому необходимо увидеть показ действия, получить подробную инструкцию педагога.
Длительность индивидуальных занятий
Необходимость проведения и количество занятий определяются воспитателем и специалистами детского сада.
Если занятие с логопеда или психолога с одним-двумя воспитанниками может длиться в рамках обычного, около от 20 до 30 минут, то индивидуальную работу с детьми воспитателя такой длительности организовать сложно.
Ведь основная его обязанность — обеспечивать сохранность жизни и здоровья малышей в течение всей рабочей смены, организовывать и направлять их деятельность в полезное и безопасное русло.
Няня не всегда может заменить воспитателя, взять остальных детишек под контроль, поэтому воспитатель осуществляет индивидуальную работу в форме отдельных образовательных ситуаций, коротких дидактических игр, которые не помешают ему следить за поведением всех детей.
Длиться она может и 3, и 7 минут, в зависимости от того, чем увлечены другие дети, сколько их находится в данный момент в группе.
Занимаясь даже с одним ребенком, педагог должен держать в поле зрения всех детей.
Проводят индивидуальную работу в утренние часы, во время прогулки и вечером, после полдника и игр.
От времени проведения зависит подбор видов деятельности и образовательной области, в которой она проводится.
Утром, когда дети расслаблены после сна, их физическая и умственная активность снижена, не рекомендуется использовать упражнения по развитию движений, звуковой культуры речи, мышления, логики.
Уместными будут беседы, короткие дидактические игры, создание образовательной ситуации на более простые и понятные детям, но не менее важные темы: о культуре поведения, гигиене, охране здоровья, правилах дорожного движения.
Если приём детей проводится в группе, воспитатель может уделить внимание отработке навыков рисования, к примеру, потренироваться с некоторыми воспитанниками, как нужно правильно держать карандаш или кисть, штриховать, не выходя за контур, ритмично накладывать мазки на плоскостное изображение предметов.
В лепке можно отработать навыки скачивания шара из комка глины (пластилина),разделения комка на равные или неравные части, нанесении узоров на изделие стекой, штампом.
Для подготовки к аппликации ребёнку предлагают выложить узор на треугольнике, квадрате, круге из готовых форм, создать орнамент на полоске по образцу.
Нелишними в утренние часы будут и речевые разминки: проговаривание чистоговорок, потешек, коротких стихотворений.
Первая половина дня.
На прогулке, с детьми проводят работу, не требующую вынесения объёмного материала и пособий. Это словесные игры, упражнения на внимание, память, логику, сообразительность, формирование математических представлений, развитие представлений о предметном мире, социуме, природе.
Дневная прогулка — отличное время для совершенствования основных видов движений, координации, ловкости, чувства равновесия, ориентировки в пространстве.
Вторая половина дня даёт воспитателю больше возможностей для работы с детьми индивидуально.
Детей начинают забирать домой, их становится меньше в группе, а тех, кто остался, можно увлечь играми, рисованием, рассматриванием иллюстраций в детских книгах под присмотром няни.
Вечерние индивидуальные занятия могут быть чуть длительнее, около 10–12 минут, и брать на них допустимо сложный материал (выделение звуков в слове, цифры и числа, экологическое воспитание).
Однако следует ориентироваться на состояние детей: если заметны признаки утомления, перевозбуждения, то занятие сворачивают.
Планирование индивидуальной работы
Индивидуальную работу вносят как в перспективный, так и в календарный (ежедневный) план.
Поскольку индивидуальная работа проводится на всём протяжении дня как в виде занятий, так и эпизодически, отобразить всю её в плане невозможно.
В перспективном плане отражают 1–2 вида работы на день без указания фамилий и имён детей, а в календарном — трижды в день, упоминая направление работы, задачи, имя ребёнка: «Провести индивидуальную работу с Олей К., Зоей С. в игре «Какая игрушка спряталась. Способствовать развитию произвольного внимания, памяти, умения сосредоточиться на выполнении задания».
Игры и упражнения для индивидуальной работы в перспективном плане обычно отражают общую тему недели, месяца, в календарный план вносят и работу вне тематического блока (по звукопроизношению, выработке культурно-гигиенических навыков, ситуативные беседы, компенсирующие упражнения).
Если в группу после болезни вернулся ребёнок, воспитатель может запланировать на следующий день работу с этим ребёнком по темам, которые он пропустил.
Планирование индивидуальной работы.
При этом нужно помнить:
- Перспективное планирование всей работы, в том числе и индивидуальной, должно соответствовать теме месяца, недели. Темы распределяются таким образом, чтобы в течение учебного года ознакомить детей со всеми явлениями окружающего мира. В то же время, гибкая система планирования допускает включение работы и по другим темам, если педагог считает необходимым её провести.
- В перспективном плане указывают 1–2 вида работы на день, в календарном — три (утром, на прогулке, вечером).Имена детей, с которыми будет проведена работа, вписывают в ежедневный план, поскольку невозможно знать в начале месяца, будет ли ребёнок присутствовать в нужный день в ДОО.
- Кроме запланированной, ежедневно проводится внеплановая ситуативная индивидуальная работа, предпосылки которой возникают в ходе выполнения режимных моментов.
- Для индивидуальных занятий не существует отдельных тем, упражнений или игр. Воспитатель берёт материал из разных образовательных областей, над которым считает необходимым работать.
- В утреннее время проводят игры по экологии, ознакомлению с социумом, беседы на моральные темы, по валеологии, о безопасном поведении дома и на улице. Индивидуальную работу по ФЭМП (математике), формированию звуковой культуры речи, развитию движений, музыке планируют на прогулке или во вторую половину дня. Отработку навыков изобразительного искусства, конструирования можно проводить как утром, так и вечером.
В своей работе воспитатель детского сада в первую очередь опирается на основные положения и требования Федерального государственного образовательного стандарта, в котором указывается на свободу и пластичность развития ребёнка.
ФГОС также ставит акцент и на индивидуализации дошкольного образования.
В связи с этим от педагога требуется быть не только профессионалом, знающим психологию и физиологию дошкольника, но и чутким, внимательным товарищем, уважающим интересы маленького человека, признающим его право на собственное мнение, свой личный темп и особенности развития. Осуществить эти требования поможет рационально организованная индивидуальная работа с детьми.
Источник: dohcolonoc.ru
Что такое индивидуальная программа развития ребенка дошкольного возраста
Правильный порядок действий:
1. Зарегистрироваться на сайте(иначе не будет связи автора со статьёй и личного кабинета).
2. Подготовить статью по образцу.
3. Войти на сайтпод своим логином и паролем , опубликоватьматериал, оплатитьпубликацию.
4. Дождаться проверкии открытия статьи на сайте (не более суток в рабочие дни).
5. Сохранить Свидетельствоо публикации из личного кабинета.
Подробнее .
Публикации по рубрикам:
Статьи в журнале:
Публикация практического опыта на сайте:
Презентации на сайте:
Доклады на конференциях на сайте:
Публикация работ обучающихся на сайте:
Номера журнала:
Скачайте полезный файл:
Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей
Дата публикации: 2020-09-13 13:47:26
Статью разместил(а):
Мясникова Марина Витальевна
Индивидуальная образовательная траектория в развитии детей
МБДОУ «Детский сад № 32», г. Красногорск
Аннотация:Главной задачей педагогов ДОУ переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.
Ключевые слова:индивидуальная траектория, индивидуальный маршрут.
Тематическая рубрика:Дошкольное образование.
С приходом в мир дошкольного образования Федерального государственного стандарта перед педагогами открылись новые горизонты в реализации образовательного процесса. Новая модель работы с детьми дошкольного возраста напрямую показывает, что ребенок сам создает свою личность, а функция педагога заключается в том, чтобы помочь ему обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще.
Ребенок сам создает свою личность, а функция педагога заключается в том, чтобы помочь ему обнаружить в себе и развить то, что ему органично присуще. Цель дошкольного образования в современном обществе, состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Отсюда можно сказать, что цель дошкольного образования в современном обществе, состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. При изучении стандарта, мы не могли не заметить, что одним из достоинств этого документа является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации:
— п. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
— п. 1.4 (принципы стандарта) – индивидуализация дошкольного образования;
— п. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
п. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);
п. 3.2.5 – построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ученика.
Таким образом, стандарт ориентирует работников дошкольного образования на становление системы личностных качеств ребёнка, так индивидуализация образования предполагает обращение к созданию личного творческого образовательного продукта.
Существует два направления индивидуализации:
· Развитие индивидуальных способностей детей — это первоначальное направление, заключается оно в раскрытии неповторимости детской личности. Помимо получения знаний об индивидуальных особенностях воспитанников, педагогами ДОУ создаются также воспитательные условия, которые стимулируют проявление природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, данное направление способствует полноценному формированию личности воспитанников.
· Вторым направлением является уже индивидуальный подход к детям с нарушением в развитии и воспитательно – образовательном процессе. Здесь педагоги ежедневно применяют не только общеразвивающую, но и коррекционно – профилактическую работу, для оказания помощи ребенку в освоении задач образовательной программы.
Главной задачей педагогов ДОУ переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка.
В связи с этим возникла проблема реализации индивидуального подхода: как же достичь поставленных перед педагогами целей, одновременно обучая всех по-разному.
В науке известно два способа – дифференциация обучения и индивидуализация через построение собственного пути образования применительно к каждой образовательной области. Где интеграция подразумевается, как линии развития заложенного потенциала ребёнка.
Построение индивидуальной траектории в работе педагогов состоит из следующих методов взаимодействия с ребёнком:
– сопровождение индивидуальной исследовательской деятельности;
– подготовка ребёнка к участию в конкурсах и мероприятиях по интересам;
– педагогическая поддержка реализации потенциалов и способностей детей через дополнительное образование, организацию кружковой работы, предоставление платных услуг;
– совместная с детьми и родителями реализация проектов в образовательном процессе, наполнение личного портфолио ребёнка;
– составление психолого — педагогической характеристики, так как маршрут индивидуальной образовательной траектории каждого воспитанника проектируется с учётом зоны ближайшего развития личности, индивидуальных особенностей, способностей и возможностей и в итоге согласовывается с родителями.
Реализуется индивидуальная образовательная траектория воспитания в детском саду с момента поступления ребенка в ДОУ и продолжаться на протяжении всего периода пребывания в детском саду.
В разных видах деятельности индивидуальная образовательная траектория воспитания имеет свою специфику.
Прежде всего — это осуществление педагогического процесса с учетом особенностей темперамента, характера, образовательных способностей, в значительной степени влияющих на поведение ребенка в различных жизненных ситуациях.
Индивидуальная образовательная траектория на практике работы педагогов ДОУ составляет гибкое использование форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку.
Индивидуальная траектория характеризуется как широкий комплекс действий направленных на выбор способов, приёмов, средств обучения и реализуется по трем этапам:
— содержательный (ежедневные планирование работы педагогов и рабочие программы, где определяется индивидуальный образовательный маршрут);
— деятельностный (использование различных форм, методов и педагогических технологий в работе);
— процессуальный (организационный аспект).
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального маршрута, который отражается в планах, а также разработка способов реализации намеченного маршрута через использование различных технологий организации образовательного процесса.
Индивидуальный маршрут определяется личными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника, то есть учитывается его уровень готовности к освоению программы ДОУ.
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
— для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
— для детей, с ОВЗ, детей-инвалидов (при наличии таких).
— для одарённых детей.
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов реализуется в нескольких этапах:
Первый этап: проведение мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (т. е. педагогическая оценка развития ребенка). Результаты обсуждаются на педагогическом совете.
При необходимости диагностика отклонений развития ребенка проводится узкими специалистами (в партнерстве с детским психологом).
Педагогический коллектив, таким образом выявляет количество детей, показавших низкий или высокий результат освоения основной программы учреждения, нуждающихся в индивидуальной образовательной траектории или дифференциации по подгруппам.
Воспитателями разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который отражается в календарном плане, с указанием способов и приемов его реализации.
Заполняются бланки индивидуального образовательного маршрута для воспитанников, нуждающихся в этом.
При разработке индивидуального маршрута для конкретного ребенка, педагоги опираются на следующие принципы:
— принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;
— принцип соблюдения интересов ребенка. Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение.
— принцип тесного взаимодействия и согласованности работы педагогов группы
— принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы;
— принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Осуществляется индивидуальная работа, учитывающая модель индивидуализации тремя видами:
— это отдельная коррекционная работа, организованная узкими специалистами (при наличии) и педагогами по разделам программы.
— компенсирующая: работа с вновь прибывшими детьми в ДОУ, с длительно отсутствующими детьми.
— дополнительная: кружковая работа, предоставление платных дополнительных услуг, направленных на развитие природного потенциала ребенка или на работу с детьми с опережающим темпом развития.
Также при организации данной работы педагоги ДОУ включают во взаимодействие не только родителей, но и всех педагогов и сотрудников других образовательных учреждений, которые посещает ребёнок, что необходимо для более успешной самореализации дошкольника с опорой на его личностный потенциал.
Из всего сказанного, становится очевидно, что стандарт позволяет педагогам ДОУ развивать детей с учётом индивидуальных особенностей, заложенных природных задатков и потенциалов.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Список литературы:
1. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб: Издательство «Питер», 2015г.
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования. – Воронеж: Издательство НПО «МОЛЭК», 2003г.
3. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. – М.: Издательство «Просвещение», 2015г.
4. Трубайчук Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе. – Челябинск: Издательство «ЧИППКРО», 2014г.
Источник: 1-sept.ru
Что такое индивидуальная программа развития ребенка дошкольного возраста
Управление образования администрации г. Хабаровска
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение г. Хабаровска «Детский сад № 208»
Доклад на методическом объединении
для педагогов ДОУ
«Разработка индивидуального
образовательного маршрута дошкольника»
Об индивидуализации в образовательном процессе говорится в последнее время достаточно много. Одним из вариантов, способствующих реализации индивидуальных образовательных потребностей является «индивидуальный образовательный маршрут» воспитанника.
Под индивидуальным образовательным маршрутом понимается система дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей.
Деятельность педагога направляется, в первую очередь, на создание условий для оказания индивидуальной помощи каждому ребёнку в планировании своей деятельности, применению своих умений и навыков в совместной и самостоятельной деятельности, на консультирование родителей. Важнее не то, что знают и умеют выпускники дошкольного образовательного учреждения, а как они умеют реализовывать свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностями.
Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цельориентирована на достижение воспитанником государственного стандарта, т.е. на результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка или на преодоление несоответствия между уровнем который задают образовательные программы данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут– это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цельсоставления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития. Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Задачи по социально – личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Сущность ИОМзаключается в следующем:
- ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как
его индивидуальная образовательная программа;
- в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:
– как субъекты выбора дифференцированного образования,
предлагаемого дошкольным образовательным учреждением;
– как «неформальные заказчики», предъявляя дошкольному
образовательному учреждению образовательные потребности и
индивидуальные особенности ребенка;
- на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления
обучения, воспитания и развития в соответствии с его индивидуальными
Индивидуально-образовательный маршрут определяется:
- государственным заказом;
- потребностями и запросами родителей;
- индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
- возможностями ДОУ;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
– для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
– для одарённых детей;
– для детей из социально неблагополучных семей;
– для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которой относятся – лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Приемы арт – терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:
- – принцип опоры на обучаемость ребенка,
- – принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития
- – принцип соблюдения интересов ребенка. По-другому его называет “на стороне ребенка”. Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка! Л.М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
- – принцип тесного взаимодействия и согласованности работы “команды” специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
- – принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
- – принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.Реализация данного принципа – это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы – это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать» (В.И. Слободчиков).
- – принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этаповконструирования индивидуального образовательного маршрута
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап.
3. Этап конструирования.
4. Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики.
Остановимся подробнее на каждом этапе
Первый этап наблюдения.
Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп дошкольников по трудностям»
Диагностический этап.На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины»
ФИ Выявленные трудности причины Результат (в конце сопровождения)
3. Этап конструирования. Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.
4. Этап реализациииндивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.
На 5 этапе проводится завершающая диагностика.
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась).
• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);
• развитие чувства самоценности;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг в работе позволяет не просто фиксировать уровень развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и педагогической коррекции. Мониторинг – это отправная точка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Одна из главных задач совершенствования системы дошкольного образования является выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей.
Не редко в группе выявляются дети, опережающие в развитии своих сверстников, проявляющие таланты в различных областях. Одаренный ребёнок обладает одним или несколькими качествами: хорошей памятью, особенно долговременной; хорошим словарным запасом; способностью сосредоточится на долгое время; лёгким усвоением информации; наблюдательностью и любознательностью; устойчивым интересом к широкому кругу вопросов;раним проявлением способности сопереживать другим; любовью к книгам; энергичностью; предпочтением играть с детьми старшего возраста; нетрадиционными способами использования привычных предметов; задатками лидера и социальными навыками.
Для выявления одаренности воспитанников провожу диагностику, используя методы: наблюдения, беседы, анкетирования родителей. Главным условием для мониторинга является, конечно, личный контакт с ребёнком. Это позволяет узнать увлечения и интересы детей, что в дальнейшем помогает стимулировать ребенка и направлять его развитие.
МОНИТОРИНГ, НАБЛЮДЕНИЯ, БЕСЕДЫ
Б
Наблюдение за ребенком на занятиях, в играх, в самостоятельной деятельности
Беседы с родителями
Выявление видов одаренности
Интеллектуальная
Творческая
Коммуникативная
Спортивная
После того, как выявила вид одарённости с помощью диагностики, разрабатываю индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения одарённых воспитанников. Результатом работы является: активное участие ребёнка в жизни группы и детского сада, участие в конкурсах, выставках разного уровня.
Наблюдая за девочкой, обратила внимание, что Андросюк Настя опережает в развитии своих сверстников в продуктивной деятельности, с удовольствием выполняет поделки в нетрадиционной технике, все время что-то рисует, лепит, вырезает, выполняет аппликации. Работы Насти демонстрировались на выставках и участвовали в конкурсах, организованных в детском саду. Проведённая с родителями беседа и анкетирование подтвердили наличие у ребёнка творческих способностей и изобразительной одарённости. Данные наблюдений позволили мне сделать вывод, что у Насти творческая (изобразительная) одарённость.
Для развития изобразительной одарённости Андросюк Насти, исходя из интересов и наклонностей девочки, разработала и реализовала индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения по обучению рисованию и лепке. Данная система развивает творческие способности ребёнка, совершенствует их изобразительные умения. Результатом работы стало участие Насти во всероссийском пластилиновом конкурсе «Уши, ноги и хвосты», конкурсный тур «Ребятам о зверятах» .
Внутренняя познавательная мотивация- это естественное стремление ребенка к познанию: любознательность, активность, любопытство, познавательная деятельность, творчество. И большинство дошкольников ею обладают: это возраст почемучек, активных исследователей, любознаек. Наблюдая за деятельностью своих детей второй младшей группы в начале 2013-2014 учебного года,увидела, что в группе есть дети – Шапин Никита и Ясевич Софья, которые малоактивны на занятиях, не проявляют познавательного интереса, не усваивают программный материал, плохо мыслят, испытывают трудности в восприятие цвета, формы и величины предметов. Причина затруднений в обучении и развитии этих детей в том, что оничасто болеют и пропускают детский сад или просто не ходят, а родителям некогда уделять ребенку внимание. Учитывая индивидуальные особенности развития детей, спроектировала индивидуальный маршрут по усвоению сенсорных эталонов.
Материал подаю по принципу – от простого к сложному, с опорой на активность и самостоятельность ребенка. Использую объяснительно-иллюстративный, наглядно-демонстрационный, репродуктивный, продуктивный, практический, словесный методы. Образовательный процесс строю на педагогических технологиях:личностно-ориентированного подхода, развивающего, игрового обучения.
Спрогнозировала результаты освоения ребенком образовательного материала: он научится определять форму предметов, сравнивать предметы по высоте и длине, ориентироваться на плоскости.
В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька в социализации и самосознании личности. Здесь ребёнок приобретает умения и навыки в общении и человеческих взаимоотношениях, здесь закладываются нравственный облик и профессиональное самоопределение. Семья становится важнейшей составляющей социальной ситуации развития ребёнка.
В сентябре 2014 года в среднюю группу поступил мальчик Парамонов Максим, которого взяла под опеку его бабушка. Мальчик из неблагополучной семьи – ранее воспитывался в неполной семье мамой с алкогольной зависимостью, часто были семейные конфликты. В августе бабушка оформила опеку над Максимом и привела его в детский сад.
Определила главные цели и задачи взаимодействия с данной семьёй:
– оказание помощи семье в воспитании детей;
– психолого-педагогическое просвещение бабушки.
Основные направления деятельности:
– изучение семьи и условий семейного воспитания;
– коррекция детско-родительских отношений;
– дифференцированная и индивидуальная помощь бабушке.
Работу с семьёй начинала с её изучения, выяснения отношений внутри семьи. Для изучения семьи использовала беседы, анализировала творческие работы мальчика и наблюдала за взаимоотношениями ребенка и бабушки во время посещения детского сада.
Данные наблюдения позволили мне сделать вывод, что бабушка придерживается неконструктивного стиля воспитания, требует от ребенка послушания и дисциплины. Под влиянием всех этих факторов у Максима формируются отклонения в поведении, которые подлежат педагогической коррекции, а именно упрямство, агрессивность.
Эти качества бабушка понимает как непослушание, стремление ребенка все делать по-своему, она чрезмерно ограничивает активность ребенка. Обычно упрямство возникает в тех семьях, где родители постоянно конфликтуют между собой, а в их семье бабушка конфликтует с мамой Максима. Для работы с выявленным отклонением в поведении ребенка – дошкольника составила индивидуальный маршрут по коррекции поведенческих отклонений мальчика, обусловленных неблагополучием семейного воспитания. Маршрут включает проведение системы игр – занятий с элементами изо-деятельности, направленных на коррекцию выявленных отклонений в поведении Максима, преодоление негативные переживаний и страхов, усиление «Я» ребёнка и повышение уверенности в себе.
Ожидаю, что к концу учебного года Максим научится говорить о своих недостатках в поведении, страхах, замкнутости, научится контролировать себя, станет более организованным, дисциплинированным, научится слушать другого, стать более выдержанным.
Источник: detsadik-208.ru