Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения культурно-досуговых программ свидетельствуют о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуру игровых блоков, стимулирующих у аудитории стремление к состязательности, импровизации и творчеству.
К сожалению, в культурно-досуговой деятельности все чаще проявляется тенденция сужения рамок игры, понимаемой некоторыми практиками только как исключительно детское занятие. Между тем. еще А.В. Луначарским подчеркивал, что слово «игра» знаменует собой понятие необычайной широты. Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры. Исследователи справедливо рассматривают игровую деятельность как одни из уровней досуга.
О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра — потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка, ведь именно она является ведущим видом деятельности детей и подростков, определяющие развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.
Как придумать сценарий игры, а не фильма. Сюжет — это не текст
Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д.
Игра — школа морали в действии (так определил ее другой известный психолог А.Н. Леонтьев). Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится.
Ребенок в игре приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, развивает любознательность, пытливость, а так же нравственные качества.
Сценарий — подробное литературное описание действия. Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок.
Начинается разработка любой досуговой программы с определения темы: о чем будет рассказано? Что будет положено в основу представления? Часто в самом названии уже представлена тема. Игровые программы могут быть посвящены тематике: исторической (памятные даты в жизни страны); героико-патриотической; спортивно-цирковой; литературной; музыкальной; развлекательной.
Тема сценария определяется тем кругом явлений, вопросов, которые в настоящее время волнуют аудиторию. Из круга вопросов и явлений, волнующих аудиторию, сценарист отбирает наиболее актуальные. Они и определяют тему сценария. Таким образом, под темой понимается круг жизненных явлений, которые должны быть художественно исследованы в сценарии.
Как пишутся сценарии видеоигр?
Понятие «тема» в «Толковом словаре» В.Даля трактуется так: «тема -задача (положение), которую разъясняют, о которой рассуждается».
Вторая проблема сценариста: ради чего? Какой главный вывод представления будет сделан? Например, тема — «Широкая Масленица». Идея — эмоциональная разрядка, ощущение русского духа и удальства.
Идейное осмысление должно быть выражено в конкретной и непрерывной цепи поступков (игр), разыгранных в яркой и осмысленной среде.
Для объединения разнородных частей в целое подбираются речевые связки, репризы, стихотворные заставки. Немалое место занимают пояснительные тексты, объявления, манки, приглашение к танцам, играм, участию в конкурсах и т. п.
Весь собранный сценаристом материал необходимо композиционно выстроить по законам художественного монтажа.
Цель контрольной работы ответить на вопрос: что предполагает под собой сценарий игровой программы, изучить основные способы построения сценария.
Для этого мы выделяем следующие задачи:
— рассмотреть идейно — тематическую основу сценария;
— изучить композиционную структуру сценария;
— привести пример сценария игровой программы.
В качестве примера возьмем игровую программу «Супергерои спешат на помощь» для детей младшего школьного возраста. Эта программа может быть проведена с массовой аудиторией от 10 и выше человек.
Для реализации данной программы необходима музыкальная аппаратура.
КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ СЦЕНАРИЯ
Композиционное построение сценария предоставляется в том случае, если представление не имеет явной сюжетной линии.
Композиция — строение, соотношение, взаимное расположение частей. В композиции театрализованного представления определяются:
· Экспозиция — введение в тему. В широком плане — оформление фойе, встреча гостей, какие-либо действия до начала представления, музыка. В узком смысле — оформление сцены, первые слова ведущих, посвящающих в курс дела. Задача экспозиции — психологически и эмоционально подготовить зрителя к восприятию зрелищной части мероприятия.
Экспозицией в моём сценарии является выход основного героя на сцену в накидке. Под энергичную мелодию появляется основной герой, задаёт ребятам наводящие вопросы, готовит их к теме игровой программы.
· Завязка — элемент композиционной основы сценария, следует за экспозицией и является точкой начала конфликта. А так же момент включения зрителя в игровой образный ход действия.
Завязка в представленной игровой программе — это момент знакомства с детьми уже в образе супергероя, приветствие и деление на команды.
· Развитие действия — перипетии — процесс перехода сценического действия от одного качественного состояния к новому качественному состоянию (от простого к сложному, от низшего к высшему, от медленного к более динамичному). Развитие действия характеризуется темпо — ритмом. В результате композиционно-цельного развития действия и активности участников праздника, театрализованного представления создается целостное эмоциональное впечатление о смысле события.
Заключается в предложенных заданиях, испытаниях. С каждым подогревается интерес к концовке.
Кульминацией является в сценарии — общий флешмоб из всех участников с девизом «И в мороз, и в лютый зной, вас спасёт супергерой!»
· Развязка — разрешение главного противоречия, конфликта.
Подведение итогов игровой программы. Выявление победителей.
Награждение всех участников. Общее фото.
Чаще всего в клубной драматургии конфликт заканчивает свое существование (развязка) в момент наивысшего развития (кульминация), и в тоже время подводится итог в поставленной режиссером теме, находится решение проблемы (финал). Таким образом, можно сказать, что в клубных мероприятиях кульминация, развязка и финал имеют место быть в одном эпизоде.
Композиция имеет свои законы:целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей целому, контрастность, подчиненность всех средств сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение и другие.
Одним из важных элементов игровой – досуговой программы для детей является музыка. Её роль в художественно-образном решении, того или иного мероприятия поистине велика. Музыка, как ни один другой вид искусства способна с большой силой и всеобъёмлющей полнотой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека. Диапазон этих состояний и переживаний, выражаемых музыкой, безграничен: от образов интимных и нежных до преисполненных общечеловеческой значимости и силы, от печальных и скорбных звучаний до ликующих и торжественных. Вот почему знание особенностей музыки как выразительного средства, её функций в досуговой программе, органического сочетания фонограмм и живого звучания необходимы режиссёрам игровых – досуговых программ для организации более эффективного художественно-эмоционального воздействия на детей средствами музыкального искусства.
Источник: poisk-ru.ru
План-конспект открытого занятия «Составление сценария на заданную тему. Тема, идея и режиссерский замысел»
план-конспект
Цель: Овладеть методикой написания сценария на заданную тему.
- Знакомство с понятием сценарий и особенностями его составления.
- Развивать у детей интерес к изучению документального и художественного материала.
- Сплочение детского коллектива, работа в группах.
Материалы и оборудование:
— карточки с надписями;
План проведения занятия:
2. Основная часть
3. Практическая часть
4. Заключительная часть. Анализ занятия.
Немаловажную роль в успешном проведении любого мероприятия, особенно для детей, имеет сценарий. От того, насколько интересно, ярко и содержательно построен сценарий мероприятия (концерта, встречи с известным человеком, вечера встреч выпускников, конкурса, фестиваля, КВНа и даже спектакля) зависит успех и оригинальность всего мероприятия.
На первый взгляд, что такое сценарий и как делать праздники, известно всем. Некоторые думают, что достаточно «насобирать» выигрышные куски из разных готовых сценариев, последовательно скомпоновать их — и сценарий готов. Однако при чтении такого сценария целостности не наблюдается. Что же делать, чтобы не допускать — такие ошибки? Для начала — познакомиться с определением понятия «сценарий» и методикой написания сценариев, а затем попытаться овладеть ею.
- ЧТО ТАКОЕ СЦЕНАРИЙ?
СЦЕНАРИЙ (итал. scenario, от лат. scaena — сцена). Сценарий — подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, игровая или какая-либо иная программа. Он имеет как общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио, телевидения, так и особенные, присущие формам культурно-досуговых программ. К общим относятся: действие; цепь событий, связанных сюжетом; наличие действующих лиц и конфликта как борьбы между действующими лицами или осмысление какой-либо конфликтной ситуации, соединяющей в определенной последовательности составные части (эпизоды и блоки) в единое целое.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СЦЕНАРИЕМ
Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы. Работу над сценарием следует начинать с определения темы и идеи.
Тема — это круг явлений, отобранных и освещенных автором.
Идея — это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий.
Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, сценаристу и режиссеру следует еще постепенно подвести участников и зрителей программы. Нужно пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы стать участником события и самому осмыслить идею. Тогда задача осознания идеи подчинена развитию действия.
Одна из специфических особенностей сценария культурно-досуговой программы состоит в его документальной основе. Поэтому для выбора сюжета нужно найти основное событие, ибо дальнейшие поиски яркого интересного сюжета будут определяться основным событием.
Следующим шагом является продумывание композиции сценария, то есть реализация конфликта, сюжета в сценическом действии.
Композиция — организация действия и соответствующее расположение материала.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СЦЕНАРИЯ
Экспозиция — ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.
Завязка — начало конфликта.
Кульминация — наивысшая точка развития конфликта.
Развязка — разрешение конфликта.
Основное действие — строгая логичность построения и развитие темы.
Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» с предыдущим и последующим. Классическую структуру программы составляют следующие элементы:
Пролог — композиционный прием, показ или демонстрация идей автора, его отношения к событию. Пролог не связан с основным действием, а в экспозиции сюжетное действие берет свое начало.
Завязка — начало драматургического конфликта, находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария, определяет начало основного действия. Поиск оригинального сюжетного решения завязки — драматургическая проблема. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей программы.
Сюжетный ход — художественный прием, делает драматургическое произведение неповторимым и оригинальным по композиционному построению.
В зависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются и различаются уровни сценарной записи:
Сценарный план — набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристиками аудитории.
Литературный сценарий — подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб.
Режиссерский сценарий — развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.
Сценарии создаются двумя способами : собирательным и избирательным. При собирательном способе, автор создает обобщенный образ на реальной основе. Сценарист создает воображаемый образ, несущий в себе обобщение — характер современного положительного героя. Избирательная типизация позволяет на примере рассказа об одном человеке предложить образ жизни многих людей.
Но в любом случае сценаристу необходимо найти способ пробудить у зрителя активное восприятие действия. К элементам активизаций относятся: прямое обращение к аудитории, коллективное исполнение песен, осуществление различных гражданских ритуалов, вынос знамен, вопросы из аудитории и т.д. Одним из способов импровизации является внесение в сценарий элемента игры, в которую при умелом подходе организаторов программы включаются и дети, и взрослые.
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Этапы работы над сценарием ( карточки ):
-подбор и обработка материала;
-поиск сценарного хода;
-четкая формулировка заданий-вопросов.
Работа детей заключается в обработке литературного произведения по выбору.
Задача: Составить сценарий на заданную тему. Используя карточки подсказки и документальный материал.
Создание сценария — это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение. Мероприятие, организованное и проведенное по сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого. Каждая культурно-досуговая программа содержит в себе элемент конструкции, построения, обусловливая тем самым композиционную организацию сценарного материала.
Источник: nsportal.ru
Презентация, доклад От идеи, до реализации игровой программы, театрализованного концерта. Из опыта
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему От идеи, до реализации игровой программы, театрализованного концерта. Из опыта. Презентация на заданную тему содержит 35 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации » Образование » От идеи, до реализации игровой программы, театрализованного концерта. Из опыта
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
От идеи, до реализации игровой программы, театрализованного концерта. Из опыта работы Романова Юлия Сергеевна
Слайд 2
Описание слайда:
Романова Юлия Сергеевна зам.дир по ОМР МАУ ДО ДДТ «Химмашевец» г. Екатеринбург
Слайд 3
Описание слайда:
Режиссер, сценарист, организатор, ведущая праздничных событий и досуговых мероприятий
Слайд 4
Описание слайда:
Игровые Игровые программы
Слайд 5
Описание слайда:
Театрализованный концерт — от идеи до аплодисментов Театрализованное действие — творческая активность людей, выражающих свои жизненные стремления художественными, театральными средствами, направленная на достижение жизненной духовной цели. Театрализация – ведущий метод организации массовых праздников, художественного осмысления реальных событий и организации действия масс участников. (Способы, приемы в основе которых лежит использование характерных для театра выразительных средств.)
Слайд 6
Описание слайда:
Позитивные тенденции развития театрализации Резкое расширение поля театрализации: появление в обучении, в рекламе коммерческой и социальной, в музеях и выставочных залах. Актуализация содержания: праздники поднимают актуальные вопросы, поэтому интересны (здоровый образ жизни, демография — целое направление исторических реконструкций, экология, межнациональные отношения). Использование выразительных средств современного формата: — создание виртуальной реальности при помощи видеоряда (путешествие по реальным местам); — лазерное шоу — расширение границ реальности. Реальность приобретает некие новые возможности и эмоциональное воздействие.
Слайд 7
Описание слайда:
Признаки театрализованного концерта Концерт с единым художественным сценическим образом. Использование выразительных средств, присущих театру, театральному действию (сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, сценическая атмосфера).
Слайд 8
Описание слайда:
Слайд 9
Описание слайда:
Причины создания концерта
Слайд 10
Описание слайда:
Этапы создания и проведения театрализованного концерта: Работа над сценарием Составление программы концерта Репетиции театрализации Монтаж номеров Работа над сценографией Работа с видеоконтентом Работа с техническими службами Работа с орг. службами Концерт для зрителей Аплодисменты, отзывы
Слайд 11
Описание слайда:
1.Работа над сценарием Где брать идеи?
Слайд 12
Описание слайда:
Работа над сценарием театрализованного представления Определение и формулирование темы, идеи, жанра, конфликта, художественного приема (сценарный ход).
Слайд 13
Описание слайда:
Структура сценария театрализованного концерта Пролог (вступление, разъяснение художествен-ного замысла, эстетического кредо автора). Блок номеров ( количество. ). Интермедия ( количество. ). Блок номеров. Эпилог. Официальная часть ( церемония награждения). Ведущие концерта.
Слайд 14
Описание слайда:
2.Составление программы концерта Методика составления программы концерта Информация необходимая составителю программы: Жанры номеров в концерте (цирковые, акробатические, речевые и т.д.). Содержание номеров. Количество исполнителей в каждом номере. Качество номера. Технические требования.
Закономерности, при составлении программы: Разнообразие (отличие первого номера от второго). Сопрягаемость (не резкий контраст). Контрастность (средство, при помощи которого можно быстро переключать внимание с одного номера на другой). Длительность (концерт в одно отделение – не более 90 минут, в двух отделениях – то 1.20 до 2.00.часов и более). .
Слайд 15
Описание слайда:
КРИТЕРИИ СОСТАВЛЕНИЯ КОНЦЕРТНОЙ ПРОГРАММЫ Признаки, на основании которых, определяется порядок концертных выступлений и номеров: популярность жанра (от менее популярного, к более популярному); сложность номера (от более сложного для восприятия до более легкого); мастерство исполнителя (от слабого к более профессиональному); популярность (от непопулярного, к популярному); количество исполнителей (сольный номер — групповой — массовый); зрелищность номера (от незрелищного — к зрелищному); разнообразие номеров (по количеству исполнителей и жанрам); завершение концерта требует наиболее эффектной и впечатляющей точки.
Слайд 16
Описание слайда:
3. Репетиции театрализации
Слайд 17
Описание слайда:
4.Монтаж номеров Монтаж, как творческий метод ( при работе над сценарием. ): 3 принципа монтажа: Иллюстративный Контрастный Ассоциативный
Слайд 18
Описание слайда:
5. Работа над сценографией
Слайд 19
Описание слайда:
6. Работа с видеоконтентом Использование проекции в театрализованном представлении: Качество проекции Смысловая нагрузка Монтаж с действием на сцене
Слайд 20
Описание слайда:
7.Работа с техническими службами 8.Работа с орг. службами Постановка задачи, для техников ( монтажный лист) Координация концерта (помощники режиссера, сервисные группы)
Слайд 21
Источник: myslide.ru