Что такое хайльброннская программа

Политические идеи Гейльброннской программы изложены главным образом в статьях 2-й и 13-й и в дополнительной статье Полное название Программы — «Какой порядок или реформацию нужно установить на пользу и благо всех братьев-христиан». Наиболее полная публикация текста Гейльброннской программы дается в: Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д.

Сказкина.Т. 3. — С. 128-132, а также Ермолаев В.А. Гейльброннская программа… — С. 201-218, поэтому, говоря о решении того или иного вопроса в Программе, мы будем указывать не страницы, а только номера соответствующих ее статей. . Авторы не имеют в виду коренной ломки существующего строя, они не революционеры, а лишь реформаторы, стремящиеся использовать крестьянскую революцию в своих целях. Феодальное государство сохраняется, хотя и существенно перестраивается. Почти во всех документах упоминается император как глава государства.

Основная идея — установление такого порядка в стране, при котором не было бы многовластия, беззакония, бесправия, несправедливости, чрезмерного отягощения народа, феодальных усобиц и разбоев, но господствовал бы всеобщий мир под охраной сильной центральной власти. Этого предполагалось достигнуть путем «реформации» всех светских феодалов, от князей до простых дворян, то есть изменением самой сущности их положения и их отношений к империи. Ленная система формально сохраняется, но ленные отношения отступают на второй план по сравнению со службой императору. Ему все должны служить «более нежели другим своим ленным господам» (3-я декларация ко второй статье).

Программы наставничества в Германии

Главной функцией всех светских феодалов является служба империи, защита справедливости и всех подданных империи от отягощений «свыше христианской свободы» и наказание нарушителей мира. Им также доверяется защита «слова и право божьего». За эту службу они «подобающе» обеспечиваются империей или своими сеньорами землями и доходами, «каждый сообразно своему рождению».

Из этого следует, что феодальная иерархия также сохраняется, но феодалы, особенно крупные, ограничиваются в своей власти. Это подчеркивается двумя обстоятельствами. Во-первых, ни Программа, ни другие документы ни слова не говорят о рейхстаге, как органе сословного представительства, ограничивающего власть императора.

И это понятно: рейхстаги слишком скомпрометировали себя своей беспомощностью, неделовитостью, бесконечными раздорами и безрезультативностью своих постановлений. Они были, по существу, орудием княжеского мелкодержавия, направленным против центральной власти и ограничивающим свободу ее действий. Сохранение рейхстага противоречило бы идее централизации империи. Никаких других органов сословного представительства не предусматривается, ибо власть императора мыслиться неограниченной.

Хотя имперское правительство и упоминается, но подробно об органах управления империей ничего не говорится. Решение этого вопроса предоставляется будущей реформации. Совершенно ясно одно: князья и другие феодалы устраняются от участия в управлении государством.

Гейльброннская программа (группа Юли) // Крестьянская война // 2023

Они сохраняют свои земли, привилегии, доходы и регалии в качестве ленов империи при условии соблюдения покорности императору. Но политическую самостоятельность они теряют. Они остаются сеньорами своих вассалов, но это, судя по всему, не более, чем формальная дань традиционным отношениям, так как их вассалы в первую очередь обязаны повиноваться императору, а не своим сеньорам.

В то же время сеньоры обязаны (и это — второе обстоятельство) помогать своим вассалам в защите их ленных земель. В противном случае те освобождаются от ленных обстоятельств, очевидно, сохраняя эти земли как собственность (ст.13).

Все светские феодалы должны были стать как бы служителями империи, материально и политически зависимыми от нее и выполняющими ее поручения на местах. Из всего этого вытекает, что с изменением характера отношений между империей и ее ленниками должны прекратиться всякие феодальные усобицы и установиться всеобщий земский мир. А из этого следует и необходимость ликвидации всех союзов князей, господ, рыцарей и городов, как несовместимых с верховной властью императора и единством империи, да и ненужных после установления всеобщего мира и твердого порядка в стране.

Поскольку предварительным условием реформации является принятие феодалами и городами «12 статей», можно заключить, что дворянское землевладение сохраняется, также как и оброки, умеренный хандлон, некоторые повинности (не в ущерб крестьянскому хозяйству). Но ни в Программе, ни в других документах нет ни слова о судебной власти феодалов Ермолаев В.А. Гейльброннская программа… — С. 151. . Князья и другие феодалы, лишенные судебной власти, таможенных пошлин, косвенных и прямых налогов, возможности усиливать свою власть с помощью римского права, лишаются основ своей политической власти и становятся просто привилегированными землевладельцами, обязанными службой государству, а крестьяне, лично вполне свободные, — арендаторами их земли. Иными словами, создаются условия для замены феодальных отношений в деревне буржуазными. Тем самым у феодалов выбивается из-под ног основа их политического могущества.

Весь процесс общественного развития толкал Германию к установлению более прогрессивной формы феодального государства — абсолютистскому государству, уже складывавшемуся в соседних странах. Этого требовало прежде всего экономическое развитие.

Но при политической отсталости Германии этот процесс происходил только в рамках отдельных территорий. Бюргерские реформаторы пытались найти путь к общенациональному политическому объединению, установить сильную центральную власть и устранить возможность как феодальной раздробленности, так и княжеского мелкодержавия, что было бы первым шагом к созданию абсолютистского государства.

Источник: studbooks.net

Введение

Крестьянские волнения, которые начались в июне 1524 г. на юго-западе Германии, постепенно разрослись в самое крупное восстание крестьян в Западной Европе за весь период средневековья и раннего нового времени. Три основных района восстания находились в Швабии, Франконии и в Средней Германии — Тюрингии и Саксонии. Это была полоса густонаселенных земель в 150-250 км шириной, протянувшаяся от Швейцарии на северо-восток примерно на 500 км. Повстанческое движение развивалось также на западе, в Эльзасе, и на востоке, главным образом в горных областях Тироля и владениях зальцбургского архиепископа.

В ходе Крестьянской войны 1524-1525 гг. — апогее ранней буржуазной революции в Германии — было выработано немало программных документов, отражавших позицию различных социальных сил, выступавших в то время на общественной арене.

Среди них заметное место занимает так называемая Гейльброннская программа*, в которой нашли отражение взгляды передовых элементов немецкого бюргерства. Сразу отметим, что название Программы — условное. Оно возникло из предположения, высказанного историками первой половины XIX века, что документ этот был программой, обсужденной и принятой на крестьянском съезде в Гейльбронне в мае 1525 года. Хотя это предположение позднее не подтвердилось, название «Гейльброннская программа» вошло в обиход исторической литературы, — поэтому мы сохраняем его.

Тема «Крестьянская война в Германии» является одной из важнейших в курсе истории средних веков Западной Европы, а Гейльброннская программа подробно разбирается на практических занятиях по этому курсу. Поэтому настоящая дипломная работа имеет своей целью выяснить историю возникновения Программы и провозглашенных ею социальных, политических и экономических идей, рассмотреть ход восстания во Франконии — это даст студентам вторых курсов дневного и заочного отделений исторического факультета систематизированный материал по одной из самых сложных для самостоятельного анализа тем.

Хронологические рамки дипломной работы определены темой исследования и охватывают период с конца XV века (когда складывались и созревали корни недовольства политикой правительства и засильем католической церкви) по 1525 г. — год разгрома Крестьянской войны.

Основным источником по нашей теме была Гейльброннская программа, которая дошла до нас только в небольшом количестве рукописных копий и до начала XIX в., вероятно, даже не была отпечатана в типографии Ермолаев В.А. Гейльбронская программа (Программа немецкого радикального бюргерства в Крестьянской войне 1525 г.) — Саратов, 1986. — С. 4. .

Гейльброннская программа состоит из 12 основных и одной заключительной статьи. Каждая статья сопровождается несколькими декларациями или пояснениями, обычно развивающими и детализирующими статью. Такое построение Программа, несомненно, заимствовала у предшествовавшего ей проекта преобразования общественного строя Германии — так называемой «Реформации императора Фридриха III». Как указывают исследователи 2 Там же. — С. 5. , связь с этим проектом можно проследить не только в отношении структуры, но и в отношении содержания: многие идеи, высказанные в 1525 г., имеют свои корни в XV и в начале XVI в.

Читайте также:
Эта программа не может распаковать архив

На русском языке Гейльброннская программа впервые была издана в 1906 г. — перевод ее был сделан А.Н. Савиным 3 Источники по истории Реформации. — М., 1906. Вып. № 1. . В 1929 г.Д.Н. Егоровым в этот перевод были внесены изменения, существенно его улучшившие Хрестоматия по социально-экономической истории Европы в новое и новейшее время / Под ред.В.П.

Волгина. — М. — Л., 1929. . В дальнейшем незначительные корректуры были внесены при опубликовании Программы в «Хрестоматии по истории средних веков» Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н.П. Грацианского, С.Д. Сказкина. — М., 1938.Т. 2.Ч.

2. 1938 г. и уже в этой редакции она перепечатывалась без изменений во всех хрестоматиях и сборниках документов Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С.Д. Сказкина. — М., 1950.Т. 3; Практикум по истории средних веков / Сост. М.Л.

Абрамсон, С.А. Сливко, М.М. Фрейденберг. — М., 1967 (с купюрами). . Обновленный перевод Программы и связанных с ней документов был сделан В.А. Еромолаевым Ермолаев В.А. Гейльбронская программа … — С. 201-248. в 1986 г.

Оценка Гейльброннской программы в исторической литературе была крайне разнообразной. Многие историки оценивали ее очень высоко. Это особенно относится к первой половине XIX в., когда остро стоял вопрос об объединении Германии, и потому идеи Программы встречали полное сочувствие со стороны либеральных историков. Демократ В. Циммерман характеризует идеи Гейльброннской программы как «идеи великие и своеобразные, практичные и общеполезные» Циммерман В. История крестьянской войны в Германии. — М., 1937.Т. 2. — С. 284-285. .

Карл Лампрехт, отмечая зависимость Программы от «Реформации императора Фридриха III», в то же время называет ее «хорошо продуманной программой государственных и церковных преобразований, наиболее зрелым плодом идейного движения как крестьянской, так и рыцарской революции в двадцатые годы XVI века» Лампрехт К. История германского народа. — М., 1896.Т. 3. — С. 463. .

Изучению проблем Крестьянской войны в Германии и выдвинутых в ее ходе программ были посвящены работы таких ученых как М.Н. Петров Петров М.Н. Томас Мюнцер. — М., 1868. и А.К. Шеллер-Михайлов Шеллер-Михайлов А.К. Революционный анабаптизм. — СПб., 1895. . Из этих работ видно, что передовая общественная мысль России, сложившаяся в борьбе с крепостным правом, стремилась глубоко понять исторический смысл революционных событий XVI в. в Германии и по ряду вопросов исследователи давали правильную трактовку.

гейльброннская программа франкония бюргерство

Методологической основой нашей работы, ключом к пониманию важнейших вопросов классовой борьбы эпохи позднего средневековья и конкретно в Германии является (как и прежде) работа Ф. Энгельса Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.Т. 7. , в которой он дал глубокий анализ расстановки социальных сил в Реформации и Крестьянской войне 1524-1525 гг.Ф.

Энгельс дал высокую оценку Гейльброннской программе. Он посвящает ей большой абзац, в котором говорится: совещания делегатов различных крестьянских отрядов в Гейльбронне должны были «привести к общим, имеющим значение для всей Германии результатам» Там же. — С. 413. . Они «показали, что ни одно из сословий, в том числе и крестьянство, не достигло достаточной зрелости, чтобы, исходя из своей собственной позиции, все немецкие порядки перестроить по новому.

Сразу же выяснилось, что для этой цели необходимо было привлечь дворянство и, в особенности, горожан» Там же. — С. 413. . Далее Ф. Энгельс говорит, что «из всех вождей движения Вендель Гиплер правильнее всего понимал существующее положение вещей. Он не был ни революционером с широким кругозором, как Мюнцер, ни представителем крестьян, как Мецлер и Рорбах. Его многосторонний опыт и практическое знание положения, которое занимали отдельные сословия по отношению друг к другу, не позволяли ему сделаться выразителем интересов исключительно одного из участвовавших в движении сословий в противовес другим. Подобно тому, как Мюнцер…возвысился до предчувствия коммунизма, точно также и Вендель Гиплер — представитель, так сказать, средней равнодействующей всех прогрессивных элементов нации, пришел к предчувствию современного буржуазного общества. Правда, защищаемые им принципы и выдвигаемые им требования не представляли собой чего-то непосредственно возможного, но они воплотили в себе, хотя и в несколько идеализированном виде, необходимые результаты происходившего разложения феодального общества, и крестьяне, как только они задались целью составить проекты законов для всей империи, неизбежно должны были стать на эту точку зрения. В результате централизация, которую требовали крестьяне, обрела здесь, в Гейльбронне, более определенные очертания, хотя в этом виде она и бесконечно отличалась от представлений о ней крестьян» Там же. — С. 413. .

Ф. Энгельс считает, что экономические требования Программы «гораздо более отвечали интересам городских бюргеров, чем крестьян…и дворянству были сделаны уступки, весьма приближавшиеся к современным выкупам и ведущие в конечном счете к превращению феодальной земельной собственности в буржуазную. Короче говоря, как только крестьянские требования были сведены к проекту «имперской реформы», они неизбежно оказались подчиненными, если не текущим требованиям бюргеров, то их конечным интересам» Там же. — С. 413-414. .

Вопросы классовой борьбы получили дальнейшее развитие в работах В.И. Ленина.

В эпоху феодализма (включая период генезиса капитализма) главным проявлением классовой борьбы он считал антифеодальные выступления крестьянства, относя их к числу безусловно прогрессивных, потому что, каковы бы ни были лозунги этих движений, объективно они были направлены к ликвидации феодальных отношений. Вместе с тем В.И. Ленин, во многом развивая и конкретизируя взгляды Ф. Энгельса по этому вопросу, показал и объяснил неспособность крестьянства как класса самостоятельно добиться победы в своей антифеодальной борьбе ни в средние века, ни в новое время. Если в новое время, когда руководство крестьянскими движениями со стороны буржуазии, а позднее пролетариата, создавало потенциальную возможность для их успеха, то в средние века, когда оба эти класса еще не сложились, крестьянские движения неизменно терпели поражения Ленин В.И. ПСС.Т. 7. — С. 194-197; Т. 38. — С. 196, 386. .

Принципы научного исследования, разработанные классиками марксизма-ленинизма, получили свое дальнейшее развитие в работах советских ученых, что неоднократно отмечалось в выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева Материалы XXVII съезда КПСС. М., 1986.С. 167-168; М.С. Горбачев.

Революционной перестройке — идеологию обновления. Речь на Февральском Пленуме ЦК КПСС 1988 г. — Правда, 1988, 18 февраля. .

«Современная марксистская историография исходит в своих оценках Крестьянской войны в Германии и ее программных документов прежде всего из высказываний Фридриха Энгельса.

Советские ученые исследовали многие проблемы социально-экономического и политического развития Германии конца XV-XVI вв., причин реформации, развития Крестьянской войны и ее программных документов.

М.М. Смирин Смирин М.М. Очерки истории политической борьбы в Германии перед Реформацией. — М., 1952. Гл. 2. и В.Е.

Майер Майер В.Е. Деревня и город Германии в XIV-XVI вв.Л., 1979; Он же.

Крестьянство Германии в эпоху позднего феодализма. — М., 1985. подробно исследовали положение немецкого крестьянства накануне крестьянской войны, основные налоги, поборы и тяготы, на которые жаловались крестьяне в начале XVI в. Предпосылки Крестьянской войны хорошо освещены в коллективном труде советских ученых История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма: В 3-х т.Т. 2. Гл. 19; Т. 3. Гл. 5. .

По вопросу о роли крупных торговых монополистических компаний в капиталистическом развитии Германии М.М. Смирин считает, что их торгово-ростовщическая деятельность «не может рассматриваться как основа развития и подъема промышленно-капиталистического начала» Смирин М.М.

К Истории раннего капитализма в германских землях. — М., 1969. — С. 1. , так как хищнические методы эксплуатации природных богатств и рабочей силы наносили громадный вред производственным силам Германии Там же. — С. 1. . К этому выводу присоединяются Е.К. Некрасова Некрасова Е.К. Характер капиталистической деятельности аугсбургского торгового дома Фуггеров. — М.: Известия ГАИМК, 1934ю Вып.

107. — С. 53-132. и Ю.К. Некрасов Некрасов Ю.К. Очерк из экономической истории Германии конца XV-XVI вв. // Проблемы социально-экономической истории Германии и Австрии XV-XVII вв. — Вологда, 1969.С. 192. .

Читайте также:
Кто участвовал в программе точь в точь

Специально Гейльброннской программе в советской историографии посвящены статьи М.М. Смирина Смирин М.М. Гейльброннская программа // СИЭ.Т. 4. Стлб. 176. , В.Г. Павленко Павленко В.Г. О происхождении и сущности «Хайльброннской программы» // Уч. зап. Кемер. пед. института (каф. всеобщей истории). — Кемерово, 1968. вып.

16. — С. 16-35.

Ранее Гейльброннской программы касался П.П. Щеголев, который высоко оценивал ее экономические статьи, как программу «подлинного экономического объединения Германии» (Щеголев П.П. Очерки истории Западной Европы XVI-XVII вв. — Л., 1938.С. 112-114). и работа В.А. Ермолаева Ермолаев В.А. Гейльброннская программа… — С. 3-200. .М.

М. Спирин касается Гейльброннской программы и в других работах Смирин М.М. народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война. — 2-е изд. — М., 1955. — С. 527. Он же. Германия эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. — М., 1962. — С. 235-238. Он же.Ф. Энгельс о значении Крестьянской войны 1524-1525 гг. в истории Германии // Средние века.

Вып. 21. — С. 15-16. , но наиболее ярко и резко он характеризует ее в статье «Гейльброннская программа», где пишет: «В целом эти реформы были прогрессивны, давали общую программу развития страны. Однако весьма умеренный характер «Г. п.», стремление ее составителей к соглашению с оппозиционным рыцарством, а не к решительной борьбе с феодальным строем, желание использовать крестьянское восстание в интересах бюргерства приводили к тому, что в условиях бурного революционного движения в Германии «Г. п.» могла сыграть только отрицательную роль, так как сковывала революционную инициативу его главной движущей силы — крестьянства, классовые интересы которого фактически игнорировала» Смирин М.М. Гейльброннская программа // СИЭ.Т. 4. Стлб. 176. .

В.Г. Павленко считает, что Гейльброннская программа вышла из кругов радикального бюргерства и делает вывод, что, хотя радикально-бюргерские элементы «выдвинули лозунг активного участия народных масс», но «явно не осмелились в решительный момент призвать народные массы к вооруженной борьбе за претворение в жизнь реформационных проектов» Павленко В.Г. Указ. соч. — С. 27. , что свидетельствует о политической незрелости немецкого радикального бюргерства XVI в.

В советской литературе вопрос об авторе и времени составления Гейльброннской программы и других документов не ставился и не решался специально. Откликом на него является уже упоминавшаяся статья М.М. Смирина, где говорится, что Вейганд был одним из авторов Программы и что она «вышла из кругов бюргерской интеллигенции, вождем которой был Вендель Гиплер» Смирин М.М.

Гейльброннская программа // СИЭ.Т. 4. Стлб. 176. . Подобная точка зрения высказывается В.А. Ермолаевым Ермолаев В.А. Гейльброннская программа… — С. 90-130. .

С марксистских позиций история немецкого крестьянства анализируется и историками ГДР. Особо пристальное внимание историки ГДР уделяют истории классовой борьбы крестьян до и во время Крестьянской войны. Их работы намного глубже, чем раньше, показывают активную социальную борьбу немецких крестьян во время Реформации и Крестьянской войны История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма.Т. 2.С. 126. .

Что касается «нереальности» и «утопичности» Гейльброннской программы, о которой говорят многие западные историки, то ученые СССР и ГДР показали, что она ставит самые острые и наболевшие вопросы своего времени Ермолаев В.А. Гейльброннская программа… — С. 199. .

Таким образом, марксистская историография, выясняя классовую сущность Гейльброннской программы подчеркивает ее общегерманское значение и прогрессивный характер, ее тесную связь с революционным движением и актуальность для эпохи ранней буржуазной революции в Германии. Однако не все стороны этого вопроса освещены в достаточной степени, и историкам еще предстоит дать окончательную оценку этому замечательному документу.

Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав (восьми параграфов), заключения и списка использованных источников и литературы.

Источник: studentopedia.ru

Что такое хайльброннская программа

(Из «Хроники» Лоренца Фриса)

Какого вида устройство или реформацию нужно принять и установить на пользу и благо всех братьев-христиан:

К этой статье четыре декларации.

Первая касается важных господ, как-то: епископы, пробсты[1], деканы[2], каноники и тому подобные.

Далее, чтобы все монашествующие, как иноки, инокини, нолльгарды[3], тевтонские рыцари и другие тому подобные, которые с очевидностью опознаны как хищные волки в духовной личине, были реформированы согласно велению божьему, как написано в Бытии и в XIX главе Матвея.

Далее, чтобы каждая община достала себе хороших пастырей, которые бы старались пасти своих овец только словом божьим, основанным на Писании; чтобы община могла ставить и смещать их.

Далее, чтобы все священники и избранные лица на службе божьей показывали пример людям, подобно тому как это делал наш спаситель Христос. Содержать их должно честно, но с таким расчетом, чтобы остаток шел на бедных, нуждающихся людей и на общую пользу.

В о — в т о р ы х, должны быть реформированы все светские князья, графы, господа, рыцари и дворяне, чтобы бедный человек не был отягощен ими так сильно, свыше христианской свободы.

К этой статье тоже четыре декларации. Во-первых, чтобы низшим против князей и господ, бедным против богатых оказывалось равное, скорое и действительное правосудие.

Далее, чтобы все ленники честно служили единому римскому императору, как указано в Писании, более, нежели другим своим ленным господам, светским князьям Империи, для христианского мира и умножения Империи; чтобы они без дальнейшего отягощения охраняли бедных подданных; чтобы они любому человеку оказывали помощь, совет и правый суд, дабы никто не жаловался на бесправие.

Далее, чтобы все князья, графы, рыцари, дворяне, служилые — все равно, получили ли они лен от империи и имперских князей или нет, — должны вести себя по-божески, по-братски, по-христиански, честно, чтобы никто не терпел от них несправедливых отягощений. Они должны также посильно и верно охранять и защищать слово и право божье от всякого насилия, чтобы оно не уничтожалось нарочно, как это случалось до сих пор.
В — т р е т ь и х, все без исключения города, коммуны и общины в Священной Империи должны быть реформированы и утверждены по божескому и естественному праву, согласно с христианской свободой.

Далее, чтобы против этого никто не вводил ни старой, ни новой человеческой выдумки ради своекорыстия, но чтобы бедному помогали так же, как богатому, и чтобы поддерживалось братское единение.

Далее, чтобы можно было выкупить всякий ценз с земли, считая по 20 пфеннигов за 1 пфенниг[4].

Далее, чтобы купцам было безопасное передвижение и чтобы на продажу любого товара был установлен порядок, которого бы и держались при торговле, чтобы преуспевала и множилась общая польза.

В — ч е т в е р т ы х, никаких докторов[5], духовных или светских, нельзя допускать ни заседать, ни говорить, ни давать советы, ни действовать в каком бы то ни было княжеском совете и в каком бы то ни было суде, но их нужно устранить совершенно так, чтобы они от человеческих законов обратились к Божественному писанию и в качестве лиц искусных были призваны проповедовать, ибо от их деяний разоряется много народа.

Далее, так как доктора суть не наследственные служители права, но наемные холопы, которые из корысти чинят проволочки и неспешно подают советы и служат, то ни в [146] каком суде они не должны заседать, постановлять или произносить приговор.

Далее, так как ясно как день, что через корысть докторов обе стороны часто терпят проволочку лет на десять и больше, то докторов нужно звать пасынками, а не законными наследниками права. Потому никого из них нельзя допускать ни в какой суд.

Далее, если, однако, какой-либо государь или город пожелают иметь одного или несколько докторов, то не сажать их в совет, но употреблять их лишь для совещания. Таким образом, у этих советчиков остается возможность применить разум и мудрость на умягчение, или усиление, или закрепление решения, поскольку бог обещал каждому справедливому человеку способность познать справедливость.
В — п я т ы х, хорошо бы было, чтобы никто из духовных, будь он высокого или низкого чина, не принимался в Совет Империи или другого светского князя, господина или коммуны, ибо это им запрещено, как ясно видно в Писании.
Причина та, что через светскую мудрость и жизнь они затемняются в духе божьем, становятся ленивы и пренебрегают божьею службою. А больше всего надо опасаться, что их обольстят светские почести, так что они потеряют божью благодать, если только она была у них.
В — ш е с т ы х, хорошо было бы, чтобы в Империи было устранено все светское право, которое употреблялось до сих пор, и утверждено было право божеское и естественное, как указано выше и ниже; тогда бедняк имел бы столько же доступа к праву, сколько самый главный или самый богатый.

Читайте также:
Кто звонит программа для Андроид по номеру определяющая

Пусть императорский камергерихт[6] в Священной Империи германской нации состоит из 16 храбрых, честных, безупречных мужей — именно: 2 от князей, 2 от графов и господ, 2 от рыцарства, 3 от имперских городов, 3 от княжеских городов, 4 от всех коммун в Империи. Они должны будут выбрать себе [в председатели] имперского камеррихтера из графов или господ. И из числа этих 16 лиц истец и ответчик должны выбирать себе ходатая и советника по своему делу. Взятые в камергерихт лица до этого должны, по крайней мере, 10 лет заседать и действовать в суде.
В — с е д ь м ы х, хорошо было бы устранить все имевшие [147] доселе место пошлины[7], проводные поборы, пошлины со съестных припасов и другие подати и отягощения, за исключением самого необходимого, дабы простой человек не терпел от корысти.
Причины: так много развелось пошлин у духовных и светских князей, графов, господ, рыцарей, дворян, прелатов и городов, что этим затруднены все купеческие сделки, и простой человек все дороже и дороже покупает даже розничный товар.
Далее, необходимые пошлины на поддержание общеполезных нужд — мостов, дорог, путей — должны продолжаться, а остаток от них должен откладываться на общую пользу.
В — в о с ь м ы х, все дороги в немецком народе должны содержаться свободно и без принуждения, без насилий и провозных поборов, без всякого исключения, ибо князья и господа держат их на правах лена от Римской Империи. А если в области какого-нибудь князя или господина кто-нибудь потерпит ущерб или у него будет отнято его имущество, то пусть этот самый князь или господин вполне за это заплатит и возместит убыток.

Далее, должна быть отменена всякая пошлина с вина, пива и меда, разве что-либо из этого будет оставлено по причине основательной.

В — д е в я т ы х, должны быть устранены помоги и другие податные новшества. Исключение: римскому императору[8] должна быть оставлена его подать, которая взимается раз в 10 лет, как подтвердил и бог в главе XXII Матфея.

В — д е с я т ы х; вся золотая и серебряная монета должна быть переплавлена и приведена к одному зерну и весу, однако без ущерба для вольностей и прав каждого.

И чтобы всякое горное дело было сделано свободным, будь то золото или серебро, ртуть, медь, свинец или что иное, без всякого исключения. Кроме того, необходимость требует, чтобы вся добыча золота, серебра, свинца и меди принималась имперскою камерою и покупалась за настоящую плату.

Далее, появилось много новых господ, чеканящих свою монету, отчего старая хорошая монета пропала, и распространилась в большом количестве малоценная монета. Хорошо бы выяснить право и давность этого чекана и, что не находит себе основания в вольностях и старых правах, [148] то отменить, а исстари чеканивших свою монету, убедившись в необходимости, допустить; но они должны сообразоваться с имперской монетой, как она будет установлена и в смысле монетного дохода и в смысле чекана; на одной стороне должен быть имперский орел, на другой — герб чеканящего монету господина.

Далее, было бы достаточно иметь во всей Империи 20 или 21 чеканщика. Они должны были бы под присягою и под страхом сожжения чеканить по всей Империи золото и серебро одного зерна и веса, чтобы простой человек не терпел обмана в монете. И чтобы такие монетные дворы были установлены сообразно с положением страны и торговыми оборотами.

Далее упомянутые монетные дворы должны быть расположены в следующих странах и границах: Австрия, Бавария, Швабия, Франкония, верхнее течение Рейна.

В — о д и н н а д ц а т ы х, нужно обратить внимание на большие потери бедных при покупках и продажах. В Империи должна быть введена одна мера, один локоть, один воз, одинаковый вес, одна длина для сукна, бумазей и всех других товаров. Отсюда следует, что все пряности и другое, что продается на центнер, будет иметь одинаковый вес. Но какие пряности или подобные товары продаются на фунты, те должны иметь вес города Труа[9].
В — д в е н а д ц а т ы х, чтобы компании, как Фугтеры, Гехштетеры, Вельзеры и т. п., были отменены, ибо от их произвола богатые и бедные одинаково терпят отягощение во всех товарах.

Составляется ли компания или кто торгует один, в торговле нельзя иметь больше 10 000 гульденов. А у кого окажется больше, у того отнять в казну основной капитал и излишек наполовину.

Далее, купец, который сверх 10 000 гульденов имеет избыток в деньгах, может, кому хочет, давать всякие ссуды и помогать по-евангельски.

Далее, если купец сверх своего вложенного в торговые дела капитала, имеет избыток в деньгах, то он может отдать их совету своего города и в год брать 4 гульдена со 100. А господа советники могут ссужать их бедным людям под обеспечение и брать 5 гульденов со 100, и бедному и способному при этом можно будет кормиться.

Далее, чтобы всякие монетные разменные сделки были [149] запрещены и устранены под угрозою тяжелого наказания.

Далее, чтобы было установлено соглашение между большими оптовиками и торговцами, чтобы более бедным осталась розница и они могли бы кормиться.

Далее, чтобы мелкие торговцы в городах, которые продают всякого рода товар и мелочи, были разделены и чтобы каждому разрешался только один товар.

В з а к л ю ч е н и е, чтобы были устранены всякие союзы князей, господ и городов и чтобы всюду соблюдался только императорский мир, без всяких проводных поборов и иных отягощений, и всякие частные распоряжения, установленные с этой целью, должны быть устранены и никогда не должны устанавливаться впредь под угрозою потери всех вольностей, ленов и регалий.

Также пусть все в Империи, даже иностранцы из других королевств, странствуют свободно и безопасно, верхом, в повозке, водою, пешком и не принуждаются ни к каким проводным поборам и ни к какому личному или имущественному отягощению, на преуспеяние бедному человеку и к общей пользе. Аминь.

[1] Пробст — второе, после епископа, лицо в кафедральном соборе.

[2] Декан — настоятель кафедрального собора.

[3] Нолльгарды (или бегарды) — полумонашеские общины.

[4] То есть сумма выкупленных платежей должна быть в 20 раз больше суммы ежегодной ренты. Это называется капитализацией из 5%.

[5] То есть докторов римского права, или юристов.

[6] Камергерихт — имперский палатный суд, введенный в результате имперской реформы при императоре Максимилиане I.

[7] Имеются ввиду таможенные пошлины.

[8] То есть императору «Священной Римской империи германской нации».

[9] Город Труа находится в Шампани. Меры города Труа считались образцовыми со времени шампанских ярмарок.

Текст воспроизведен по изданию: Практикум по истории средних веков. Сост. М.Л. Абрамсон и др. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1988. С. 145 — 150.

Источник: www.illuminats.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru