Что такое федеральная космическая программа

Основные положения Федеральной космической программы 2016-2025

Федеральная космическая программа России на 2016 – 2025 годы (далее – Программа) утверждена постановлением Правительства РФ от 23 марта 2016 г. № 230.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ 2016-2025

Обеспечение государственной политики в области космической деятельности на основе формирования и поддержания необходимого состава орбитальной группировки космических аппаратов, обеспечивающих предоставление услуг в интересах социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества, в том числе в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также реализации пилотируемой программы, создания средств выведения и технических средств, создание научно-технического задела для перспективных космических комплексов и систем.

ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ

На первом этапе (2016 — 2020 годы) осуществляются наращивание орбитальной группировки космических аппаратов социально-экономического и научного назначения до минимально необходимого состава преимущественно космическими аппаратами, созданными в предшествующий программный период, опережающее создание ключевых технологий, элементов и целевых приборов для космических комплексов, создание которых планируется в соответствии с Программой, модернизация и техническое перевооружение в минимально необходимом объеме производственно-технологической и экспериментальной баз ракетно-космической отрасли, позволяющих создавать ракетно-космическую технику мирового уровня.

Интервью участника «ТАЙНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА».

На втором этапе (2021 — 2025 годы) осуществляется поддержание минимально необходимого состава орбитальной группировки космических аппаратов, частичное переоснащение ее космическими аппаратами нового поколения с характеристиками, соответствующими или превышающими характеристики лучших мировых аналогов, опережающее создание отдельных ключевых технологий, элементов и целевых приборов для наиболее приоритетных космических комплексов, разработка которых ожидается после 2025 года.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

  • развертывание до необходимого состава и обеспечение непрерывного и устойчивого управления российскими орбитальными группировками автоматических и пилотируемых космических аппаратов на околоземных орбитах, а также объектами на траекториях полета к Луне и Марсу;
  • создание многофункциональной космической системы ретрансляции, обеспечивающей обслуживание космических аппаратов в режиме индивидуального доступа;
  • создание космических комплексов для контроля солнечной активности, космической погоды и исследования процессов в магнитосфере Земли;
  • создание системы подвижной персональной спутниковой связи, обеспечивающей обслуживание до 160 тыс. абонентов и среднее время ожидания связи для абонентов Российской Федерации не более 12 минут;
  • обеспечение импортозамещения изделий иностранного производства, используемых при создании и производстве ракетно-космической техники;
  • создание не менее 5 космических аппаратов для проведения углубленных исследований Луны с окололунной орбиты и на ее поверхности автоматическими космическими аппаратами, а также для доставки образцов лунного грунта на Землю;
  • предоставление данных дистанционного зондирования Земли из космоса, получаемых с космических аппаратов гидрометеорологического, океанографического и гелиогеофизического назначения, отвечающих необходимым потребностям гидрометеорологической службы;
  • выполнение международных обязательств по Международной спутниковой системе поиска и спасения «КОСПАС-САРСАТ» и по участию не менее чем в 2 миссиях в рамках международной кооперации по исследованию Марса, Венеры, Меркурия и Солнца, в осуществлении полетов автоматических космических аппаратов к планетам и телам земной группы, доставке грунта с Фобоса;
  • создание на космодроме «Восточный» космического ракетного комплекса тяжелого класса для выведения автоматических космических аппаратов, а также развертывание работ, связанных с ракетой-носителем тяжелого класса для выведения тяжелых автоматических космических аппаратов, пилотируемых кораблей и орбитальных модулей на траектории полета к Луне, облета Луны и лунных орбит;
  • проведение научно-исследовательских работ, создание перспективных базовых изделий и освоение критических технологий, обеспечивающих создание изделий ракетно-космической техники с характеристиками, соответствующими или превышающими характеристики лучших мировых аналогов, созданных по перспективным производственным технологиям, с использованием систем цифрового проектирования и моделирования, аддитивных технологий и новых композиционных материалов, элементной базы нового поколения, а также перспективных коммуникационных систем, приборов и устройств на основе технологий фотоники и квантовых эффектов;
  • создание не менее двух отечественных космических обсерваторий и разработка до уровня наземной экспериментальной отработки комплекса научной аппаратуры не менее 2 космических обсерваторий для проведения исследований астрофизических объектов;
  • завершение развертывания российского сегмента Международной космической станции в составе 7 модулей и продолжение ее эксплуатации до 2024 года с обеспечением технической возможности создания российской орбитальной станции на базе 3 российских модулей Международной космической станции после завершения ее эксплуатации;
  • создание космического комплекса и выполнение научной программы по исследованию факторов, воздействующих на живые организмы в ходе полетов космических аппаратов на околоземных орбитах;
  • создание пилотируемого транспортного корабля нового поколения и проведение его летной отработки (не менее 3 запусков), разработка ключевых элементов космических ракетных комплексов сверхтяжелого и среднего классов;
  • обеспечение сокращения длительности опытно-конструкторских работ;
  • обеспечение готовности организаций ракетно-космической отрасли к выполнению мероприятий Программы.

СВЯЗЬ, ВЕЩАНИЕ И РЕТРАНСЛЯЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Битва за космос. Какое будущее ждет российскую космическую программу?

К 2025 году РОСКОСМОС планирует увеличить орбитальную группировку с 32 космических аппаратов (КА) в 2015 году до 41 КА. При этом только 17 КА изготавливаются за счет бюджетных средств. Что позволит к 2025 году обеспечить:

  • на 100% подвижную президентскую и правительственную связь, распределение программ телерадиовещания на территории РФ;
  • передачу сообщений, голосовую и документальную связь, контроль и управление состоянием особо опасных и критически важных объектов в интересах федеральных органов исполнительной власти;
  • глобальное и непрерывное телекоммуникационное обслуживание низкоорбитальных космических аппаратов наблюдения, контроль и управление международной космической станцией (МКС), передачу телеметрической информации с ракет-носителей (РН) и разгонных блоков (РБ) при запусках.

Более чем в 2,5 раза возрастут возможности спутниковых систем связи по предоставлению услуг непосредственного телевизионного вещания, телевизионного вещания высокой четкости, широкополосного доступа в Интернет, передачи данных, видеоконференцсвязи, ведомственных и корпоративных сетей связи. Развертыванием спутников связи и вещания на высокоэллиптической орбите будет решена проблема телекоммуникационного обеспечения арктического региона.

ДИСТАНЦИОННОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ ЗЕМЛИ (ДЗЗ). ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

К 2025 году планируется увеличить орбитальную группировку с 8 КА (в 2015 году) до 23 КА. Орбитальная группировка средств ДЗЗ позволит значительно снизить зависимость РФ от использования зарубежной космической информации и одновременно выполнить международные обязательства в области глобального гидрометеорологического наблюдения.

Примеры результатов расширения возможностей орбитальной группировки ДЗЗ, представляющих интерес для самого широкого круга потребителей (обычных граждан): повышение достоверности краткосрочных прогнозов погоды в регионе и повышение периодичности получаемых данных о состоянии застроек окрестных площадей дачных участков и сельских поселений, строительстве дорог, состоянии близлежащих лесных массивов (гари, вырубки и т.д.).

Кроме того, космические комплексы ДЗЗ способны обеспечивать создание кадастров природных ресурсов, определение мест и масштабов чрезвычайных ситуаций, контроль ледовой обстановки в Арктике.

На космические аппараты гидрометеорологического обеспечения «Метеор-М» запланирована установка целевой аппаратуры КОСПАС-САРСАТ.

КОСПАС-САРСАТ – это международная спутниковая поисково-спасательная система, разработанная для оповещения о бедствии и местоположении персональных радиобуев и радиобуев, установленных на судах и самолетах в случае аварийных ситуаций.

Основные характеристики создаваемых в рамках Программы КА будут значительно превышать характеристики КА, созданных в предыдущий программный период и не будут уступать аналогичным показателям зарубежных КА.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

В 2016 – 2025 гг планируется осуществить запуски 15 КА и увеличить при этом состав орбитальной группировки с 1 КА в 2015 году до 4 КА в 2025 году.

Основные мероприятия: международный проект по исследованию Марса «ЭкзоМарс», реализация научных программ исследований астрофизических объектов (КА «Спектр-РГ», «Спектр-УФ») и реализация первого этапа лунной программы, предусматривающего запуск 5 автоматических КА («Луна-Глоб», «Луна-Ресурс» (орбитальный аппарат, посадочные аппараты (включая резервный) «Луна-Грунт»).

Читайте также:
Как закрыть вредоносную программу

В 2016 – 2025 гг планируется осуществить запуски следующих КА:

  • для реализации научных программ исследований астрофизических объектов – 2 КА («Спектр-РГ», «Спектр-УФ»);
  • для изучения комбинированных эффектов невесомости и ионизирующей радиации на различные организмы в ходе полета – 2 КА («Бион» № 2, 3);
  • для исследования Луны, Марса и планет Солнечной системы – 8 КА («Луна-Глоб», «Луна-Ресурс» (орбитальный аппарат, посадочные аппараты (включая резервный), «ЭкзоМарс» № 1, 2, «Луна-Грунт», «Экспедиция-М»);
  • для глобального стереообзора Солнца, контроля солнечной активности и космической погоды – 3 КА («Арка», «Резонанс», «Ломоносов»).

ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

До 2024 года будет продолжена эксплуатация Международной космической станции (МКС). В это время предлагается оснастить российский сегмент МКС модулями, которые уже находятся в производстве, дополнив их системами, обеспечивающими автономность полета после 2024 года, для обеспечения возможности создания на их основе российской орбитальной станции.

Эксплуатация МКС до 2024 года позволит проводить эксперименты не только в интересах социально-экономической сферы, но обеспечить отработку ряда перспективных технологий и космических систем (комплексов), необходимых для реализации программ освоения Луны и дальнего космоса.

Кроме того, в рамках реализации второго этапа лунной программы (пилотируемого) планируется в 2021 году начать в беспилотном варианте летные испытания пилотируемого космического корабля нового поколения, а в 2023 году – провести первый пуск с экипажем к МКС.

Также Программа предусматривает создание необходимого задела для полномасштабного исследования Луны после 2025 года и осуществление к 2030 году высадки человека на Луну.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Особое значение для обеспечения перспективы развития отечественной космической техники и ракетно-космической отрасли имеет развитие базовых элементов и перспективных технологий.

Программа предусматривает выполнение работ, в результате которых будет обеспечено создание:

  • целевой аппаратуры КА ДЗЗ для наблюдения со сверхвысоким разрешением на основе новых технологий, а также для связи и ретрансляции на основе отечественных комплектующих;
  • параметрических рядов двигательных установок средств выведения и КА на экологическом топливе, ядерных энергетических установок, систем управления для средств выведения;
  • общеотраслевых технологий космического машиностроения, приборостроения, материаловедения в интересах доведения надежности космических средств до мирового уровня.

Реализация в полном объеме планируемых в рамках Программы мероприятий позволит создавать новые поколения КА не «с нуля», а на базе отработанных конструкций, что удешевит и ускорит процессы их разработки, а также нарастить постоянно действующую отечественную орбитальную группировку социально-экономического, научного назначения с 49 КА на начало 2016 года до 73 КА в 2025 году.

Будет обеспечено требуемое качество и безопасность ракетно-космической техники, включая развитие методов и средств наземной отработки космических автоматических и пилотируемых аппаратов, создание отечественной компонентной базы космического применения, развитие системы контроля околоземного космического пространства и предупреждения об опасных сближениях.

Таким образом, реализация Программы позволит придать импульс для развития имеющегося космического потенциала, который позволит решать стратегические задачи совершенствования и развития ракетно-космической техники в интересах обороноспособности, безопасности, социально-экономического развития страны, науки и международного сотрудничества, обеспечения гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космическом пространстве.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Основными принципами осуществления Программы в целях решения задач государственной политики в области космической деятельности в интересах социально-экономической сферы, науки, техники и международного сотрудничества в 2016 – 2025 годах являются:

  • соответствие целей и задач Программы целям и задачам государственной политики в области космической деятельности;
  • техническая реализуемость, учитывающая при формировании Программы существующий научно-технический и научно-технологический потенциал организаций ракетно-космической отрасли, а также прогнозируемые мероприятия по их техническому и технологическому переоснащению;
  • последовательное замещение импортной электронной компонентной базы отечественного производства;
  • всесторонняя обоснованность направлений развития ракетно-космической техники, предусматривающая опережающее проведение системных исследований, а также комплексное обоснование проектных обликов и требований к техническим характеристикам космических систем и комплексов, совершенствование организации, повышение научной и прикладной значимости научно-исследовательских работ;
  • инновационное развитие, предусматривающее приоритетное включение в Программу инновационных проектов и технологий, обеспечивающих мировой уровень технических (технологических) и эксплуатационных характеристик создаваемой ракетно-космической техники;
  • оптимизация бюджетных расходов, формируемых в соответствии с экономическим потенциалом страны и с привлечением внебюджетных средств для достижения целей Программы;
  • концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, (в соответствии с Основами государственной политики), передача в сферу ответственности бизнеса изделий космической техники в интересах удовлетворения потребностей социально-экономической сферы;
  • рациональная преемственность, предусматривающая включение в Программу лишь тех мероприятий Федеральной космической программы России на 2006 — 2015 годы, для которых подтверждена актуальность и реализуемость принятых технических решений.

ПРИОРИТЕТЫ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для достижения главных целей государственной политики в области космической деятельности Основами государственной политики установлены следующие приоритеты космической деятельности:

  • деятельность, связанная с обеспечением гарантированного доступа Российской Федерации в космос со своей территории, с развитием и использованием космической техники, технологий, работ и услуг в интересах социально-экономической сферы Российской Федерации, в целях обороны страны и безопасности государства, а также с развитием ракетно-космической отрасли и выполнением международных обязательств;
  • деятельность, связанная с созданием изделий ракетно-космической техники в интересах науки;
  • деятельность, связанная с осуществлением пилотируемых полетов, включая создание научно-технического задела для осуществления проектов в рамках международной кооперации.

Сообщить об ошибке в тексте

Фрагмент текста с ошибкой:

Источник: www.roscosmos.ru

Федеральная космическая программа

Федеральная космическая программа

17 марта 2016 года Правительство России утвердило проект Федеральной космической программы на 2016-2025 годы (ФКП-2025), свёрстанный на основании поручения Правительства РФ от 5 апреля 2010 г. за номером СИ-П7-2125 и «Плана мероприятий Федерального космического агентства по разработке проекта Федеральной космической программы России на 2016-2025 годы». Последний был утвержден руководителем Роскосмоса 15 ноября 2012 года.

Довольно длительный срок подготовки программы обусловлен несколькими факторами.

Во-первых, ФКП – очень важный документ. В частности, Федеральный закон РФ «О космической деятельности» (статья 8, п. 1) определяет, что «Федеральная космическая программа России является долгосрочным плановым документом, на основании которого формируется государственный заказ на создание, изготовление и использование космической техники в научных и социально-экономических целях». Иными словами, ФКП определяет вектор развития отечественной космонавтики и ракетно-космической промышленности страны на десятилетие. В наших условиях это огромный горизонт планирования.

Во-вторых, проект программы потребовал корректировок и сложных согласований, обусловленных кризисными явлениями последних лет.

Первоначальный проект ФКП-2025 был представлен в Правительство РФ в декабре 2014 года. Он предусматривал выделение бюджетного финансирования в объеме 2,1 трлн руб., и ещё 250 млрд руб. предполагалось привлечь из внебюджетных источников. В данный проект, в частности, было заложение создание ракеты-носителя сверхтяжёлого класса для полётов человека к Луне и Марсу.

В ходе последовавшего согласования с заинтересованными ведомствами (включая Минфин РФ) проект ФКП-2025 претерпел существенные изменения. Бюджет программы был существенно урезан из-за всем известных проблем с финансированием. За последние полтора года секвестирование проводилось несколько раз.

В результате на реализацию утвержденной ФКП-2025 предполагается выделить 1706,5 млрд руб., из них 1406,0 млрд руб. (82,4% от общего объема) – из федерального бюджета, а 300,5 млрд руб. (17,6%) – из внебюджетных источников. К последним отнесены: собственные средства предприятий отрасли (примерно 7,1 млрд руб., или 0,4% от общего объема финансирования ФКП); средства от космической связи (231,5 млрд. рублей или 13,6%); средства от услуг по дистанционному зондированию Земли (ДЗЗ, 49,3 млрд руб. или 2,9%). Запуски астронавтов по международным пилотируемым программам должны принести в бюджет ФКП 12,6 млрд руб. (0,7%).

Средства, выделяемые из федерального бюджета, будут распределены между несколькими крупными блоками. На пилотируемую программу планируется израсходовать 393,7 млрд руб. (или 28%) бюджетного финансирования, на решение задач ДЗЗ – 311,9 млрд руб. (22%), на разработку и закупку средств выведения (ракеты-носители и разгонные блоки) – 198,5 млрд руб. (14%). На закупку космических аппаратов планируется израсходовать 158,8 млрд руб. (11%), на фундаментальные космические исследования – 143,2 млрд руб. (10%), на космическую связь – 87,4 млрд руб. (6%). На различные научно-исследовательские работы, мероприятия по импортозамещению, на повышение качества и надёжности изделий ракетно-космической техники выделено 112,5 млрд руб (8%).

Читайте также:
Как запустить программу через определенное время

Дальнейшее сокращение расходов, выделяемых из федерального бюджета, не планируется. «… В конце марта я утвердил программу на десять лет по космосу. Мы сокращать ее не планируем», — заявил председатель Правительства России Д.А.Медведев, выступая с отчетом в Госдуме 19 апреля.

Что же получит страна в результате реализации данной масштабной программы?

В период 2016-2025 годов на орбиту будет выведено 44 спутника связи, при этом число аппаратов-ретрансляторов на геостационарной орбите достигнет девяти. Пропускная способность системы персональной спутниковой связи увеличится в 1,3 раза и превысит 3,8 Гбит в сутки, а число эквивалентных стволов связи вырастет в 1,5 раза.

В области ДЗЗ планируется добиться качественного и количественного роста. В период действия ФКП-2025 на орбиты будут выведены 43 космических аппарата данного назначения, которые позволят обеспечить периодичность наблюдения районов чрезвычайных ситуаций не реже трёх раз в сутки. Новая оптико-электронная аппаратура наблюдения улучшит пространственное разрешение снимков вдвое – с 1 м в настоящее время до 0,5 м – к 2025 году. Доля поверхности земного шара, охваченная непрерывным гидрометеорологическим контролем, должна достичь к 2020 году 98%. Поставлена задача повысить периодичность обновления данных ДЗЗ на всю территорию России сверхвысокого разрешения (менее 1 м) с 1 раза в два – три года до 1 раза в год.

В период ФКП-2025 предполагается возобновить отечественную лунную программу, приостановленную 40 лет назад, запустив к нашей небесной соседке станции «Луна-Глоб», «Луна-Ресурс-1», «Луна-Ресурс-2» и «Луна-Грунт». На программу выделено 38,6 млрд руб. В результате, будут изучены районы южного полюса Луны, как с орбиты, так и с ее поверхности. Также на Землю планируется вернуть образцы лунного грунта из приполярной области.

Настоящий прорыв намечен в направлении фундаментальной науки. Для выполнения исследований астрофизических объектов в рентгеновском и ультрафиолетовом гамма– и миллиметровом диапазонах электромагнитного спектра предполагается создать отечественные космические обсерватории «Спектр-Р», «Спектр-РГ» и «Спектр-УФ». Только на эту задачу планируется выделить 37,2 млрд руб.

Намечено развёртывание космических систем для глобального стереообзора Солнца, контроля солнечной активности и космической погоды с использованием космических аппаратов «АРКА», «Интергелио-Зонд» и «Резонанс». На данную подпрограмму выделено 18,6 млрд руб. Предусмотрено активное российское участие в международной кооперации по исследованию планет Солнечной системы в рамках проектов «ЭкзоМарс» и «Экспедиция-М». На эти цели будет израсходовано 28,5 млрд руб.

На изучение комбинированных эффектов невесомости и ионизирующей радиации на живые организмы с использованием спутников «Бион-М» должно быть выделено 20,3 млрд руб.

Пилотируемый компонент ФКП-2025 ориентирован, в первую очередь, на продолжение эксплуатации Международной космической станции (МКС), для чего на комплексе предполагается провести свыше 240 экспериментов по исследованию физико-химических процессов и материалов в условиях космоса, по исследованию Земли, исследованиям человека и космической биологии и биотехнологии, по изучению технологии освоения космического пространства и по другим направлениям.

С целью завершения формирования российского сегмента МКС до 2019 года планируется запуск многоцелевого лабораторного МЛМ, узлового модуля УМ и научно-энергетического модуля НЭМ. В 2021 году планируется начать лётно-конструкторские испытания перспективного транспортного корабля нового поколения (ПТК НП) «Федерация». Его первая стыковка с МКС намечена на 2023 год, а штатная эксплуатация – с 2024 года.

Всего для достижения запланированного состава орбитальной группировки к 2026 году необходимо запустить 155 автоматических космических аппаратов, пилотируемых и грузовых кораблей (в среднем 16 миссий в год). Для этого будут изготовлены 115 ракет-носителей (30 – тяжёлого, 77 – среднего и 8 – лёгкого классов), а также 47 различных разгонных блоков.

Также планируется начать лётные испытания 22 перспективных космических аппаратов и ракет-носителей: 18 автоматических спутников, трёх новых средств выведения и пилотируемого корабля «Федерация».

Развитие средств выведения в рамках ФКП-2025 будет связано с семействами ракет «Ангара», «Союз» и «Протон». К концу действия программы предполагается завершить проектирование и наземную отработку перспективного носителя среднего класса «Феникс», а после 2025 года создать средства выведения тяжёлого класса повышенной грузоподъемности («Ангара-А5В») и сверхтяжёлого класса. В период 2016-2025 годов по данным проектам будут проводиться отдельные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Также в рамках ФКП-2025 предполагается выполнить многочисленные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых образцов целевой аппаратуры спутников, систем управления ракет-носителей и космических аппаратов, новых двигательных установок. Планируется совершенствование технологий предприятий ракетно-космической отрасли, а также выполнение прогнозов развития космической деятельности и ракетно-космической техники на долгосрочную перспективу – до 2040 года.

В целом эксперты оценивают Федеральную космическую программу РФ на 2016-2025 годы как реалистичную и сбалансированную. Среди важных структурных изменений – увеличение доли финансирования прикладных (ДЗЗ, связь) и фундаментальных научных исследований и некоторое снижение удельного веса пилотируемой программы. В первую очередь, это свидетельствует о «развороте» космической деятельности в сторону насущных потребностей государства и общества. Сокращение доли бюджетного финансирования (с 40% и более в отдельные годы до 14% в ФКП-2025), выделяемого на средства выведения, отражает достаточность парка российских ракет-носителей на современном этапе.

В целом, исполнение ФКП-2025 позволит российской космонавтике выйти на новый, более высокий уровень, причём не только количественно, но и качественно.

Источник: nkpress.ru

Наш космос до 2025 и далее

Фото: Илья Питалев/РИА Новости

В четверг Роскосмос официально обнародовал детали Федеральной космической программы на ближайшие 10 лет. Поддавшись мартовской хандре, я написал заготовку текста в мрачных тонах: всё пропало, бюджет урезают, гипс снимают… А потом увидел, собственно, детали программы. И знаете, что? Всё не так плохо. Скорее даже хорошо, учитывая нынешнюю ситуацию.

Пришлось заново писать репортаж.

Сразу напоминаю: написать и утвердить программу не то же самое, что ее осуществить. Само принятие программы оказалось просрочено на год, а уж выполнение всех намеченных целей — отдельный вопрос. Но даже если ее выполнят на две трети — это будет вполне достойной десятилеткой отечественной космонавтики.

Немного истории:
В конце 2014 года Роскосмос нескромно рассчитывал на 2,8 трлн. руб. до 2025 года. Весь год ходили разговоры то, о полете на Луну, то о собственной космической станции. К концу года нефть стала валиться вниз, народ стал закупаться холодильниками, а разговоры о полете на Луну постепенно затихали. Но еще теплилась идея строительства собственной космической станции.

К началу 2015 года экономическая и политическая ситуация усугубилась, в Роскосмосе сменилось руководство, прижало амбиции и в апреле выставило план на 2 трлн. Идеология нового руководства основывается на приоритете «народно-хозяйственного направления». Мол сначала обеспечим народ спутниковыми снимками, навигацией сантиметровой точности, и широкополосной связью, тогда можно и на Луну замахиваться.

В проекте, представленном примерно год назад, уже не было своей станции и не было сверхтяжелой ракеты, о которой поговаривала еще предыдущая администрация. Даже «Ангару-А7» отменили. Зато была озвучена идея пилотируемого достижения Луны четырехпусковой схемой «Ангарой-А5В». Отличие от обычной «пятерки», которая однажды слетала в конце 2014-го, в дополнительной водородной ступени.

Читайте также:
Как оформляется код программы в дипломе

Пока нет «А5В» новый пилотируемый корабль «Федерация» если и будет летать, то низэнько — на низкой околоземной орбите. Цель сформулировали элегантно: «Обеспечить готовность полета к Луне к 2029 году». Т.е. вроде как должны мочь, но еще подумаем, лететь ли.

К концу 2015 года стало ясно, что и двух триллионов у страны нет на космос. Есть только 1,4 трлн., а если Роскосмос и курс нефти будут себя хорошо вести, то могут еще 0.15 добавить сверху.

Почти полгода новое руководство пыталось разделить полтора триллиона на едоков, которым два было мало. Параллельно велась реорганизация Роскосмоса, перерождение его из Федерального космического агентства в Госкорпорацию, все это требовало времени. Наконец, 17 марта 2016 года Правительство РФ утвердило Федеральную космическую программу до 2025 года.

На удивление, срезали не так уж много проектов.

Как и обещали, много внимания уделено дистанционному зондированию Земли. К 2025-му году обещают ежегодно обновляемые карты России разрешением 0,5 м. Да, такое уже есть в Гугле и Яндексе, но то иностранные спутники наснимали, а будет свое.

Обещают вывод этих данных на мировой рынок, по выгодной цене и с высоким качеством — это правильно и давно пора, хотя на окупаемость спутников никто не рассчитывает.

По связи сказали не много, самое интересное — появится своя низкоорбитальная телекоммуникационная группировка для межмашинной связи: то что в бизнесе называется М2М телематика, а в СМИ — «Интернет вещей».

В метеорологии обещают 98% покрытие Земли, а это значит три геостационарных «Электро-Л», над Индийским, Тихим и Атлантическим океанами. К сожалению, отложен в будущее проект «Арктика» — это аналог «Электро-Л» на орбите «Молния» — эх красивые были бы ролики.

Подробно расписана пилотируемая программа. «Союзы» и «Прогрессы» летают как часы, расширяется российский сегмент Международной космической станции, и начинает полеты «Федерация». Тут виден вклад РКК «Энергия», новый руководитель которой Владимир Солнцев, регулярно и охотно дает интервью одно оптимистичнее другого. Впрочем тут он не сильно отличается от своих предшественников.

Но в любом случае видно, что РКК «Энергия» в ближайшую десятилетку будет жить хорошо. Наверно, лучше всех в отрасли, как в общем было всегда.

Ранее всплывала информация, что из ФКП выпал ключевой пункт программы МКС: российский Энергетический модуль. Без него немыслимы попытки отделить российский модуль и отправить станцию в самостоятельное плавание. На этом любят играть политики, и, к их радости, модуль в программе остался. Однако дата его пуска — 2018-й год выглядит ооочень оптимистично.

С другой стороны, откладывать позднее его запуск практически нет смысла — в 2024-м программа МКС завершается целиком. Конечно, заманчива мысль не топить свою часть, а продолжить держать на орбите, но про это ни слова не было сказано на пресс-конференции. И правильно, ибо специалисты, в отличие от политиков, понимают, что ресурс нынешних модулей не безграничен. Некоторые уже летают дольше «Мира», и через десять лет они никак не смогут стать частью фактически новой станции.

Реально к тому времени проще будет строить новую станцию с нуля, и об этом уже шел разговор на встрече с прессой. При этом подчеркивалось, что новую станцию снова хотят делать в кооперации, говорили про NASA и ESA, тонко намекали на Индию. Упомянули новые подходы и технологии, читай: надувные модули и углепластиковые корпуса. Упоминали и станцию возле Луны, и лунную базу, но не в качестве планов, а скорее ориентиров для мировой космонавтики на будущее.

Расходы на научные исследования запланировали 146 млрд. руб., т.е. около 10% от общего бюджета. В программу внесены практически все проекты, которые остались в наследство от прошлой программы. Добавились, наверно, только биоспутники, а отвалились исследования астероидов, даже Челябинский метеорит не помог.

Такой широкий парк проектов, при довольно скромном финансировании (меньше одного марсохода Curiosity) наводят на мысль, что не случайно в слайде не указаны даты запусков. Т.е. здесь обозначено именно то, что вынесено в заголовок: «направления работ», а не «реализация». В таком случае можно честно продолжать работы десять и более лет. Я переспросил: «А точно все полетит до 2025?» и получил ответ: «Точно!», к сожалению в запись пресс-конференции этот вопрос не попал.

Позволю себе предположить, что главу Роскосмоса неверно информировали, когда пообещали полет всего этого изобилия в течение 10 лет. Ранее в прессе не раз упоминалось, что проекты «Спектр-М» и «Интергелиозонд» сдвинулись к 30-м годам. Это звучит убедительнее.

Есть сомнения, что на все обозначенные задачи хватит выделяемой суммы. Хотя там наверняка часть станет партнерскими проектами. К примеру, «Спектр-РГ» несет немецкий телескоп. Одна из пяти лунных станций будет совместная с европейцами. Скорее всего, загадочная «Экспедиция-М» станет российско-европейским проектом доставки грунта с Фобоса или Марса.

Если «ЭкзоМарс-2018» успешно посадят, то так и будет. Может и с «Интергелиозондом» договорятся…

Самое большое сомнение, и по беспилотной и по пилотируемой программе — это выдерживание сроков. Прежний Роскосмос все их завалил. Сможет ли исправиться нынешний и будущий Роскосмос — большой вопрос. Если справится — я второй раз в жизни поверю в чудеса.

Интересная картина по ракетам.

Самое главное: Роскосмос определился со стратегией развития ракетного парка — это реально большое и важное дело. “Ангара” остается по умолчанию, а легендарные “Союзы” и “Протоны” должны заменяться на таинственный “Феникс” после 25-го года.

Фактически “Феникс” — это перерожденный “Зенит”, в котором не остается украинского участия. “Зениту” прочили большое будущее еще в 80-е, уже тогда он рассматривался как новый этап, замещающий “Союзы” и “Протоны”, и вот новая попытка. Одновременно с тем, что это должна быть современная ракета, она сможет в будущем стать частью проекта сверхтяжелой ракеты. Совсем как в 80-е “Зенит” был частью проекта “Энергия”.

Самое забавное, что это практически полная копия концепции развития Falcon-9 от SpaceX. Но тут уже сложно сказать кто у кого заимствовал, скорее это просто демонстрация самой оптимальной схемы развития ракетной техники. Что характерно, про многоразовость никто даже не заикнутся. Такого приоритета в российской десятилетней программе нет. Частной космонавтики, к слову, тоже не предусмотрено.

Единственный вопрос — кому пришло в голову название “Феникс”. Логика перерождения понятна, но слово противоречит вообще всей традиции наименований ракет в отечественной космонавтике. Назвали б тогда что ли “Финист”, хоть слово из русского языка.

Отдельного внимания стоит дискуссия между главой Роскосмоса и одним из журналистов, который требовал немедленно начать производство сверхтяжелой ракеты. Аргументы журналиста: Американцы строят SLS и Ares [проект Ares закрыт в 2010 году], и нашим военным такая ракета может пригодиться.

После фразы Комарова: — Сейчас у военных нет таких нагрузок и я очень надеюсь, никогда в них не возникнет потребность. ” захотелось просто по-человечески пожать ему руку.

Дискуссия про сверхтяж на 1:23:45

В целом, в планах, у нас получается очень неплохая космонавтика. Без шапкозакидательных прожектов, прагматичная и сбалансированная. Всем фанатам космических гонок я просто напомню: десятилетний бюджет Роскосмоса — это столько, сколько NASA получает на год.

И у меня снова возникло ощущение, что Комаров — это лучшее, что случалось с Роскосмосом за последние 10 лет, а то и больше. На мой взгляд, человек попал на свое место, и пока он старается, за будущее Роскосмоса можно быть спокойным.

  • Научно-популярное
  • Космонавтика

Источник: habr.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru