Что такое эстрадная программа

Концерт (от лат. — состязаюсь) — публичное выступление артистов по определенной специально составленной программе.

Сегодня буквально нет в жизни общества какого-либо значительно­го события, даты, которые бы не отмечались каким-нибудь концертом.

Но что понимать под понятием «концерт»? Я не случайно задаю этот вопрос. К сожалению, из-за неверного понимания сущности его организации, создания и проведения, нередко концертом чаще всего называют литературно-музыкальную композицию. И вообще, концерт -это любое выступление артиста или определенная форма бытия сцени­ческого искусства?

Так вот, концерт — это особая законченная сценическая форма, в основе которой — номер, свои законы построения, свои художественные принципы и свои «условия игры». Но и это еще не все. Несмотря на существование множества самых различных концертов, каждый из них по форме и содержанию имеет свои особенности.

Виды и формы эстрадных концертов

Открыв «Театральную энциклопедию», читаем: «Концерты бывают самых различных видов: музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чте­ние), смешанный (музыкальные номера, художественное чтение, сцены из спектаклей, балетов и др.), эстрадный (легкая вокальная и инстру­ментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые но­мера и др.)».

Анна Герман «Сады цветут». Эстрадная программа «Концерт после концерта» (1977)

Не оспариваю данное определение видов концерта. И все же на практике, а точнее в обиходе, концерты чаще всего делятся на два ос­новных вида: филармонические и эстрадные. Причем, как первые, так и вторые весьма разнообразны по своей сути и форме. Сегодня из всего значительного числа проводимых в стране концертов, наиболее распро­странены концерты эстрадные. Как вы понимаете, о них я и веду речь.

Дивертисментный (сборный) концерт

Наиболее распространенной, если не сказать основной, традицион­ной формой эстрадного концерта является сборный, или, иначе говоря, дивертисментный концерт, программа которого состоит из совокупно­сти номеров самых различных жанров (пение, музыка, танцы, сценки, пародии и т.д.).

Но даже сборный, дивертисментный концерт не есть механическое сложение, сумма различных номеров. Это качественно новое целостное, самостоятельное произведение эстрадного искусства.

В последние годы на афишах эстрадных концертов слово «сбор­ный» стало вытесняться такими названиями как «варьете», «кабаре», а чаще всего — «шоу». В основе любого из них лежит набор номеров раз­личных жанров, как и в сборном концерте, но все же каждый из них имеет свои особенности, знать которые эстрадный режиссер обязан. Так же, как и особенности весьма популярных в 60-е и 70-е годы XX века «праздничных театрализованных концертов».

К сожалению, сегодня эстрадные концерты нередко весьма невысокого каче­ства. И происходит это чаще всего из-за неверного понимания сущности эст­радного концерта и вообще существа эстрадного искусства и творческих и ор­ганизационных особенностей этого вида искусства.

Что такое эстрадная акустика? Сравниваем эстрадную и SQ акустику. Автозвук 2020 УралАвтоСаунд

Термин «дивертисментный» приобрел служебную роль. Обычно употребля­ется в искусствознании. На практике о таких концертах говорят «сборный».

Если говорить о «варьете» как об определенной форме эстрадного концерта, то в последние годы чаще всего под этим зазывным ино­странным словом, красующимся на самых различных афишах, скрыва­ется тот же сборный, дивертисментный концерт, состоящий из выступ­лений певцов, танцоров, музыкантов, пародистов, жонглеров, фокусни­ков и т.д. Правда, создатели такого концерта стараются включить в его программу хотя бы одно выступление того или другого популярного исполнителя.

Ныне под словом «варьете» подразумевается постоянное эстрадное действо (эстрадная программа), составленное из номеров разнообраз­ных жанров, модных групп и шоу-балета, ориентированных на развле­чение, которое имеет место быть в том или другом ночном клубе или ресторане. Поэтому в таких программах преобладают номера ориги­нальных жанров. И, конечно, такое действо, не говоря уж об весьма эффектных костюмах исполнителей, красочно оформлено. Собственно, в данном случае мы имеем дело с «кабаре», кабаретной программой. Кстати, сегодня между понятиями «варьете» и «кабаре» грани практи­чески стерлись.

Кабаре (фр. — кабачок). По своей сути это тоже сборная дивертис­ментная, иногда с элементами театрализации, эстрадная программа, идущая на эстрадных подмостках, расположенных в зале кафе или рес­торана, основная цель которой развлекать сидящую за столиками пуб­лику.

В России начало этой форме эстрадного концерта положили кабаре «Летучая мышь» в Москве, а в Петербурге «Кривое зеркало», посетите­лями которых был весьма ограниченный круг лиц: художники, артисты, литераторы. То есть оба эти кабаре в то время были нечто вроде элит­ных клубов.

В начале XX века кабаретные программы состояли из различных песенок, сольных танцев, сатирических номеров и т.п. Но главную роль в них играл конферансье, ведущий непринужденный (часто вызываю­щий ответную реакцию публики, что очень важно в кабаретной про­грамме!), разговор с сидящими за столиками. Нередко конферансье, спускаясь со сцены, проводил с ними самые различные игры.

И сегодня режиссеру, ставя действительно кабаретную программу (а такие попытки есть), следует помнить, что эти программы должны отличаться атмосферой раскованности, импровизационное, легкой ироничности, своеобразной интимностью обстановки. Вот почему режиссеру, осуществляющему постановку кабаре, нужно заботиться не только о содержании и ее характере, но и стремиться создать в зале то, что можно назвать «кабаретным уютом».

В конце 80-х годов XX века в жизни нашей эстрады появились про­граммы, так называемых «политических кабаре». В них большую часть программы занимают острые по своему содержанию политические но­мера. Так, например, в 1992 году в Москве с успехом шла эстрадная программа под названием «Кабаре двойников» (автор и постановщик А.Д.СИЛИН). В ней наряду с двойниками популярных эстрадных актеров действовали и двойники известных политических деятелей недавнего прошлого и настоящего.

Шоу (англ. — 1. показывать, 2. спектакль). Весьма распространен­ный вид эстрадного развлекательного представления-зрелища, с обяза­тельным участием ходя бы одной эстрадной «звезды».

Читайте также:
Какие программы для инстаграма

Шоу — это яркая, эмоционально насыщенная эстрадная программа, основанная на внешних эффектных зрелищных номерах и аттракцио­нах, соединенных в единое целое неожиданными переходами и связка­ми, построенная на стремительном сценическом действии, близком ло своему характеру к мюзик-холльному, с тем же изяществом хореогра­фических номеров, с той же мюзик-холльной красочностью и пышно­стью. С ошеломляющей динамикой темпа, позволяющей насытить шоу программу большим количеством разнообразных номеров. При всем этом, чем разнообразнее приемы подачи включенных в программу но­меров, тем ярче сценическая форма шоу.

Уже в начале 70-х годов XX века в эстрадном искусстве явно наме­тилось тяготение к более сложным, чем сборные концерты, зрелищным формам. Не только к таким, как шоу, но и к обозрениям (ревю) и мю­зик-холльным программам, представлениям.

Обозрение (фр. — Ревю)

Обозрение — такая форма эстрадного эффектного действа-зрелища, в котором отдельные номера связаны сюжетным ходом, что позволяет все время «менять» место действия. Чаще всего сюжетный ход обозре­ния строится на возникшей для героя (героев) необходимости совер­шать различные «путешествия» или «искать» кого-то или что-то и т.п. В этом случае каждый номер воспринимается зрителем не как изолиро­ванное произведение, а как яркий эпизод, действие в общей композиции концерта. Иначе говоря, обозрение — эстрадное представление на заду­манную и выраженную через сюжетный ход тему, составленное из объ­единенных в эпизоды разных номеров.

Сценические повороты сюжетного хода позволяют, меняя место действия, «обозреть» события как бы с разных точек зрения. Этой фор­ме эстрадного искусства свойственны стремительный темп, неожидан­ность поворотов сюжетного хода, музыкальная насыщенность.

В то же время для обозрения очень важны соотношения частей и целого, номера и сюжета. Тут следует оговориться: обозрение, смонти­рованное из отдельных номеров, как правило, подготовленных незави­симо от создаваемого представления (существующих или существо­вавших самостоятельно, до включения их в программу обозрения), таит в себе опасность для режиссера-постановщика, которую не так-то легко преодолеть. Ведь сюжетный ход обозрения подразумевает подчинение себе отобранного для него номера, а у него есть своя логика, своя дра­матургия. Ведь он сам — завершенное произведение, которое может со­противляться подчинению.

Естественно, что в этом случае все зависит от творческой выдумки режиссера, от логики «входа» и «выхода» из номера, от его «подачи» и т.д.

Мюзик-холльное представление

В отличие от западного мюзик-холла, московский с самого начала (с первого, возникшего в 20-е и начале 30-х годов XX века, а затем воз­родившегося в 60-е годы), испытывал на себе значительное влияние театра. Возглавлял его тогда А.П.Конников, осуществивший постановку таких злободневных представлений, как «Когда зажигаются звезды» (1960), «Москва — Венера, далее везде» (1951), «Тик-так, тик-так» (1963) и другие.* Конечно, все эти представления существенно отлича­лись от программ 20-х и 30-х годов. Тем они и интересны, поскольку по своей сути были эстрадными спектаклями. Это — калейдоскоп ярких зрелищных номеров, первоклассный балет и выступления популярных певцов.

Мюзик-холльная программа — своеобразное, постановочно яркое, красочное, порой эксцентрическое обозрение-зрелище, состоящее из быстро сменяющих друг друга феерических картин , насыщенное эст­радно-цирковыми аттракционами; обозрение-зрелище, в котором пер­воклассные номера и эпизоды с участием эстрадных «звезд» соединены не столько сквозным «пунктирным» сюжетным ходом, сколько танце­вальными номерами герлс с идеальной синхронностью движений. Это программа, в которой значительное место занимает эстрадный оркестр, как правило, располагающийся на сцене.

Это всегда яркие, броские кос­тюмы исполнителей. Это блеск красок, игра света и теней. Это различ­ного рода сценические эффекты. Это использование самых разнообраз­ных современных технических средств оформления.

Их отличительная черта, помимо всего прочего, широкое использо­вание в художественно-образном решении такого действа-зрелища, как прием театрализации.

Заканчивая разговор о видах и формах эстрадных концертов, мне остается обратить ваше внимание на существенное замечание В.Ардова: «Любой стиль требует единства во всех компонентах того зрелища, в котором он возник, за исключением тех случаев, когда именно разностильность обуславливается характером зрелища».

Беседа пятая. Знать и уметь

Вряд ли сегодня кто-либо будет утверждать, что сценическое ис­кусство в любом его виде может существовать без активного участия в нем режиссера, или ставить под сомнение роль и значимость режиссера в создании сценического произведения. Но ведь и концерт, тем более театрализованный, произведение сценического эстрадного искусства, и важнейшая роль в нем принадлежит режиссеру.

Вспомните концерты, которые вам привелось увидеть. Я не оши­бусь, если предположу, что какой-то концерт вам понравился больше, другой меньше. Хотя и в тех и в других были хорошие номера.

Как вы уже знаете, любой концерт состоит из номеров (номер — ос­нова концерта) и, естественно, от их качества прежде всего зависит его успех. Но только ли в этом залог удачи концерта?

Вам понравился концерт, вам пришлись по душе логика перехода от номера к номеру, и его праздничная атмосфера, и то, что весь кон­церт шел в хорошем ритме, как говорится «на одном дыхании». И даже слабые номера почему-то не бросались в глаза. В концерте была какая-то притягивающая приподнятость. Но, как вы понимаете, это не было случайностью. Все, что вам понравилось в этом концерте, дело рук режиссера.

Нужен ли концерту режиссер?

Вопрос этот — не праздный. К сожалению, до сих пор бытует мне­ние, что в концерте нужно лишь установить порядок исполняемых но­меров. И сделать это может любой, мало-мальски сведущий в этом деле человек. Мол, давно известно, что начинать концерт следует с менее эффектных номеров, а наиболее «выигрышные» приберечь к концу.

Может быть, сторонники такого мнения правы? Вот и в теат­ральной энциклопедии слово «концерт» объясняется как «публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной про­грамме». Режиссер даже не упоминается.

Если бы постановка концерта действительно сводилась только к определению порядка номеров, то мне незачем было бы говорить о том, как ставится концерт. На самом же деле все не так просто. Ведь ставя концерт, режиссер организует эстрадное действие в пространстве и времени, находит его образное, пластическое и ритмическое решения и многое другое.

Читайте также:
Программа определения модели устройства

Тот, кто хотя бы однажды ставил концерт, не мог не обнаружить, что его осуществление требует и владения навыками профессиональной режиссуры, и знания ряда специфических особенностей, присущих эст­раде как виду сценического искусства.

Кстати, именно поэтому я начал наши беседы с разговора об осо­бенностях эстрадного искусства.

Если нужен режиссер, то какой?

Но прежде несколько слов о самой профессии.

Когда я говорю о режиссере, о том, какими качествами должен быть наделен человек этой профессии, что является ее основой, я по­мимо природной творческой одаренности, способности образного, ас­социативного мышления, богатства художественного воображения, фантазии, особенностей темперамента имею в виду и такие его качест­ва, как гражданская позиция, высокие нравственные принципы, острое чувство современности, знание жизни, понимание человеческой психо­логии и т.п. То есть все то, что влияет на художественно-смысловое идейное решение создаваемого произведения, поскольку — и это самое главное — режиссер в первую очередь является его идейным и художе­ственным интерпретатором. Где бы ни работали режиссеры — в драме, опере, балете, эстраде — несмотря на специфику жанров разных «ус­ловий игры», природа их творчества едина И не только потому, что они возглавляют и направляют весь творческий процесс, сливая воедино усилия всех участников постановки, а из-за того, что основы режиссер­ского творчества общи для всех видов сценического искусства.

Одно из главных качеств таланта эстрадного режиссера, как и для любого режиссера, на которое, к сожалению, мало обращают внимания, это чувство зрелищное. Не менее важны для режиссера эстрады и такие качества, как непосредственность, озорство, живость воображе­ния и в то же время серьезность, чувство меры, умение творить свобод­но и смело, подчиняясь лишь своей гражданской совести. Иначе говоря, для режиссера эстрады, как и для любого режиссера, важно иметь горя­чее сердце и холодную голову.

Необходимое качество для режиссера эстрады — ощущение пульса времени. Иначе все, созданное им, не будет иметь художественного значения.

Коль скоро искусству эстрады свойственна многожанровость, то, естественно, одна из особенностей режиссера — это широкая амплитуда его дарования, которая позволяет ему с равным успехом работать в раз­ных жанрах. Поэтому для любого режиссера так же важно владение основами своей профессии, как и знание специфики жанров, их «усло­вий игры» и, конечно, «условий игры», в которых он сам работает. Именно такое слияние двух сторон профессии — залог успешной работы режиссера.

Источник: studfile.net

Эстрада: это что такое в общем понимании термина?

В нашем сознании твердо укоренилось такое понятие, как «эстрада». Это что такое? Многие связывают этот термин с поп-музыкой, хотя на самом деле путать эти понятия нельзя. Поп-музыка является одной из составляющих, а в само понятие входит достаточно много жанров.

Эстрада: что это в общем понимании?

Вообще, если следовать некоторым источникам, определить понятие эстрады очень просто. Например, та же «Википедия» утверждает, что эстрада – это некий вид сценического искусства, преимущественно развлекательного жанра, хотя на самом деле это понятие куда шире. И вот почему.

эстрада это

Более расширенное толкование объясняет, что эстрада – это некое возвышение исполнителя при выходе на сцену и исполнении короткого номера, включающего совершенно разные направления и сопровождающегося конферансом (представлением артиста на сцене). На сегодняшний день эстрада включает в себя несколько основных жанров:

  • песня;
  • танец (хореография);
  • цирковое искусство;
  • иллюзион;
  • клоунада;
  • разговорный жанр;
  • пародия;
  • пантомима и т.д.

Как видим, понятие эстрады довольно широкое. Однако в нашем понимании эстрада почему-то ассоциируется именно с музыкой. Так быть не должно.

Советская эстрада

Конечно, песня во все времена занимала одно из самых главных мест в жизни человека. В то самое советское время, когда и возникло понятие эстрады, первопроходцев тоже было очень много. Это Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Эдита Пьеха, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, Алла Пугачева, наконец. Все они – звезды эстрады своего времени.

звезды эстрады

Конечно же, нельзя обойти стороной и цирк. Какой заметный след в истории эстрадно-циркового искусства оставили такие звезды, как Олег Попов и Юрий Никулин, смешившие на арене не одно поколение!

советская эстрада

В то время в разговорном жанре доминировали Тарапунька и Штепсель, не говоря уже о таком мэтре, как Аркадий Райкин. Это только потом появились Петросян, Задорнов, Жванецкий и многие другие. А что говорить о театре Образцова?

Особое место занимали тогдашние ВИА (вокально-инструментальные ансамбли). Чего стоят только «Песняры», «Сябры», «Верасы», «Пламя» и т.д. Те же «Земляне» — тоже эстрада, хотя их почему-то и причисляют к рок-группам.

Зарубежная эстрада

За границей эстрадное искусство тоже не осталось без внимания, однако было подчинено зарабатыванию денег (шоу-бизнес).

зарубежная эстрада

Для нашего слушателя в то время эстрада – это две всемирно популярные группы – Boney M и ABBA. Иногда к этой паре относят еще и Eruption, но это сугубо детище Фрэнка Фариана (основателя Boney M), написавшего для группы самые известные хиты.

Кстати сказать, такую популярную программу, как «Шоу Бенни Хилла» тоже в равной степени можно отнести к стандартному эстрадному жанру, несмотря на то, что эта программа телевизионная. А если вспомнить фестивали в Сан-Ремо, некогда бывшие очень популярными во всем мире, сразу станет понятно, что эстрада – это не только музыка или любой другой вид сценического искусства, а самое настоящее шоу.

Интересно, что зачатки эстрадного искусства можно было встретить еще на Руси с ее скоморохами, а на Западе – с придворными шутами.

Кстати, можно добавить, что сегодня на западном телевидении можно встретить очень много пародийных передач. В Германии, например, в этом отношении лидирует телеканал RTL2. В смысле циркового искусства здесь безусловное первенство принадлежит труппе «Дю Солей», в которой выступает достаточно много наших соотечественников и артистов из других стран, исполняющих совершенно немыслимые номера и трюки, от которых просто захватывает дух.

Читайте также:
Определение тембра голоса программа

Вместо итога

Конечно, здесь рассмотрены далеко не все аспекты, касающиеся понятия эстрады, однако и так должно быть ясно, что это понятие включает в себя очень много жанров и говорить о нем исключительно с точки зрения музыки совершенно неправильно. Здесь ведь присутствует столько направлений, что просто в голове не укладывается. И не зря же большинство учебных заведений в свое время назывались именно эстрадно-цирковыми училищами. По всей видимости, в этом есть определенный резон.

Само собой разумеется, что подробно описать все жанры не получится (для этого потребуется слишком много времени). Но и так понятно, что эстрада — это нечто больше, чем просто поп-культура. И перечислять доступные в этом понимании жанры можно очень и очень долго. С другой стороны, даже такой краткий экскурс в историю поможет понять, что на самом деле представляет собой эстрадный жанр.

Источник: fb.ru

Эстрадное шоу и концертно-развлекательные программы

ЭСТРАДНЫИ НОМЕР — это краткое самостоятельное и законченное произведения эстрадного искусства, основа любого типа эстрадного представления.

Эстрадный концерт может быть просто сборным или, как иногда говорят. — дивертисментным, а может — и тематическим, театрализованным. Особую группу концертов составляют концерты праздничные юбилейные, хотя практически и они по своей структуре являются и дивертисментными, и тематическими.

При более глубокой театрализации концерта, с вынесением на у его названия, использованием декораций, реквизита, того или пусть элементарного, сюжетного хода, мы можем говорить об разном представлении, эстрадном спектакле. Двигаясь дальше в пении усложнения структуры построения эстрадной программы сможем говорить о мюзик-холльном представлении, еще далее ревю.

Рассматривая такую первичную единицу любого эстрадного концерта как номер, мы обнаружим, что почти в каждом номере, вне зависимости от его жанра, есть своя драматургия. Отдельные ее элементы можно усмотреть не только в фельетоне или монологе, но и в в репризе и даже в частушке, где первые две строчки можно к экспозиции, заявлению темы, а последнюю, «ударную» -развязке всего этого микропроизведения.

Режиссер, ставящий эстрадное представление (концерт, обозрение шоу), как правило, не работает над номерами, из которых оно состоит. Он объединяет уже готовые номера той или иной сюжетной линией, единой темой, выстраивает сквозное действие представления организует его темпоритмическую структуру, решает задачи музыкального, сценографического, светового оформления.

То перед ним стоит целый ряд художественных и организационных проблем, требующих разрешения в программе в целом и не имеющих прямого отношения к собственно эстрадному номеру, Часто «. режиссер эстрады принимает номера от специалистов различных жанров, а затем из них создает эстрадную программу. Номер имеет большую самостоятельность». Так же и драматург эст-эго представления, как правило, не вникает в драматургию каждого отдельного номера. Он выстраивает их в единое целое, необходимые для его замысла номера.

Рекламно-концертное шоу

Конце́рт (лат. concertо — состязаюсь) — публичное исполнение музыкальных, балетных и эстрадных номеров по определённой, заранее составленной, программе.

PR-концерты можно отнести к числу специальных мероприятий, которые коммерческие или государственные структуры организуют в отсутствие постоянных новостных поводов, способных вызвать интерес целевой аудитории или средств массовой информации. Как известно, природа пустоты не терпит: нет информации — ваше место на рынке займет более обстоятельный и быстрый на подъем конкурент.

Как правило, PR-концерты – это всего лишь одно из мероприятий в рамках продуманной и последовательной PR-компании. Именно поэтому их часто организуют в дни проведения выставок и презентаций, что позволяет дополнить мероприятие живой рекламой, звучащей из уст звезд эстрады, театра, кино и деятелей культуры и искусства.

Однако, подобная форма взаимодействия с целевой аудиторией исключительно эффективна – есть возможность работы с широкими ее слоями, интеграция образа бренда перестает быть навязчивой и воспринимается вкупе с положительными эмоциями от самого концерта. PR-концерты также обеспечивают интерес СМИ: число тематических журналистских материалов существенно возрастает.

Агитационно-политическое представление

Идейно-политическая, идеологическая работа может быть разделена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию.

Средствами воздействия на массы, которыми располагают пропаганда и агитация, являются: радио, телевидение, печать, устные выступления, технические средства, наглядная пропаганда и агитация (плакаты, панорамы, панно, стенды, выставки), использование искусства во всех его видах.

Выразительные средства агитационно-художественного представления: слово, движение, музыка, хоровое пение и живопись, звук и свет, фарс, лирика и сатира, дружеский шарж и пародия, конферанс, пантомима, тантамореска, кукольный театр, звукоподражание, сюжетный танец, клоунада, акробатика – все это может найти применение в агитационно-художественном представлении.

Для образной критики тех или иных недостатков в агитационно-художественных программах можно пользоваться самыми разнообразными выразительными средствами: репризой, так называют наипростейшую комическую реплику, игру смыслами, неожиданное, но оправданное сближение далеко отстоящих друг от друга понятий.

Репризы в устах ведущих, репризность текста игровых сцен и номеров активизируют внимание зрителей, помогают воздействовать на их эмоции и разум.

Вслед за репризой можно назвать таки художественно-образные средства, как аллегория и символика. Отдельные факты подвергаются осмеянию и в скрытой форме – в виде иронического намека, притчи.

Формы и приемы художественной обработки материала могут быть самыми различными. Таким образом, можно явления одного порядка художественно разработать разными средствами. Классифицировать и группировать эти средства и приемы можно по-разному, суть дела от этого не изменится. Многообразие средств выразительности – залог художественной полноценности агитационно-художественной программы, как и сценария любого вида театрализованного представления.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru