Материал содержит текст выступления на заседании районного методического объединения, разработку элективного курса по математике для 10-11 классов «Теория и практика решения текстовых задач» и презентацию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Что такое элективные курсы?
Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы обязательны для старшеклассников.
В соответствии с одобреной Минобразованием России «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.
Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.
Вводный урок к курсу Элективная Астрология
Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.
Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.
По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов .
Одни из них могут являться как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета.
Другие «элективы» должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне.
Примером таких элективных курсов могут служить курсы: «Математическая статистика» для школьников, выбравших экономический профиль, «Компьютерная графика» для индустриально-технологического профиля или «История искусств» для гуманитарного профиля.
Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне.
Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы «Делопроизводство» или «Деловой английский язык», курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д.
Что такое элективный курс и зачем он нужен
Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа «Основы рационального питания» или «Подготовка автолюбителя».
Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов, следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.
Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.
Вводя в школьное образование элективные курсы необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение — это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.
Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.
Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы. Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам.
Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Теория и практика решения текстовых задач»
Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением высокой математической подготовки учащихся, которые в дальнейшем в своей профессиональной деятельности будут пользоваться математикой, важнейшей задачей обучения является обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников независимо от избранной ими специальности. Для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуется прочная базовая математическая подготовка. Все больше специальностей связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, психология и многое другое).
Важным является формирование математического стиля мышления, особенно алгоритмического мышления, воспитания умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Решение задач является и целью, и средством обучения и математического развития школьников. Теоретический материал осознается и усваивается именно в процессе решения задач.
Традиционный раздел элементарной математики представляют собой задачи на составление уравнений, или текстовые алгебраические задачи. Они являются обязательным заданием на вступительных экзаменах в вузы по математике, а также входят в перечень тем, проверяемых на ЕГЭ. Проводимый элективный курс призван помочь учащимся, и особенно тем из них, кто собирается поступать в высшие учебные заведения, разобраться в типах и методах решения таких задач.
Элективный курс «Теория и практика решения текстовых задач» разработан для обеспечения старшеклассников занятиями по выбору из вариативного компонента базисного учебного плана в старшей профильной школе. Предлагаемый элективный курс позволяет осуществлять задачи профильной подготовки старшеклассников.
Курс позволяет выпускнику средней школы приобрести необходимый и достаточный набор умений в области решения задач.
- Способствовать развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности,
- Развивать умение учащихся самостоятельно осуществлять небольшие исследования;
- По возможности дать необходимые знания о сущности задач и их решений для осознания школьниками своей собственной деятельности;
- Вырабатывать отдельно умения и навыки в действиях, входящих в общую деятельность по решению задач;
- Стимулировать постоянный анализ учащимися своей деятельности по решению задач и выделению в них общих подходов и методов, их теоретического обоснования;
- Способствовать воспитанию таких качеств как терпение и упорство, а также взаимопомощь и умение работать в коллективе, выслушивать мнения товарищей, умение отстаивать свою точку зрения;
- Усилить интерес к математике в целом.
Всё многообразие задач на составление уравнений можно разбить на основные группы: на движение, на совместную работу, на проценты, на смеси и сплавы, на прогрессии, на числовые зависимости, на составление неравенств, на оптимальное решение, т.е. на нахождение экстремума функции, некоторые другие виды задач.
На занятиях будут рассматриваться все этапы решения текстовых задач: выбор переменных, составление уравнения (системы уравнений), неравенства, решение полученных уравнений (неравенств), отбор решений по смыслу задачи, запись ответа.
Тематическое планирование элективных занятий
по курсу «Теория и практика решения текстовых задач»
1 урок в неделю, всего 34 урока
Задачи на движение
Задачи на совместную работу
Задачи на проценты
Задачи на прогрессии
Задачи на числовые последовательности
1 час в неделю, всего 34 часа
Требования к уровню подготовки учащихся (знания и умения учащихся)
Вступительное занятие, виды задач на движение, задачи на движение по реке.
Этапы решения текстовых задач, виды задач, допущения, принимаемые при решении задач на движение
Знать основные этапы решения текстовых задач,
уметь выбирать величину, обозначаемую х, определять вид задачи на движение, составлять уравнение или систему уравнений, решать их, выбирать корни в зависимости от условия задачи.
Задачи на движение навстречу друг другу
Задачи на движение, когда объекты догоняют друг друга
Решение задач на разные виды движения
Задачи, в которых кто-то выполняет некоторую работу
Работа, производительность, время работы, аналогия с задачами на движение
Знать понятия: работа, производительность, время работы, зависимость между ними,
Уметь находить аналогию с задачами на движение, пользоваться формулами, выражающими зависимость между работой, производительностью, временем
Задачи, связанные с наполнением или опорожнением резервуаров
Решение задач на различные виды задач на работу
Задачи на нахождение процентов от числа
Процент, процентное отношение двух чисел, процент от процента.
Знать определение процента, уметь находить процент от числа, число по известным его процентам, процентное отношение двух чисел. Уметь выбирать величину, обозначаемую х, составлять уравнение или систему уравнений, решать их, выбирать корни в зависимости от условия задачи.
Задачи на нахождение числа по его процентам
Задачи на нахождение процента от процентов
Решение различных задач на проценты
Задачи на арифметическую прогрессию
Последовательность, арифметическая, геометрическая прогрессии, формулы членов прогрессий, суммы нескольких членов прогрессий, бесконечная прогрессия, характеристическое свойство арифметической, геометрической прогрессий
Знать определение последовательности, арифметической, геометрической прогрессий, уметь пользоваться формулами для нахождения члена прогрессии, суммы прогрессии
Задачи на геометрическую прогрессию
Задачи на числовые зависимости
Термины «число», «цифра», числовая зависимость, десятичная система счисления, разряды чисел, деление с остатком
Знать числовые разряды, понимать разницу между терминами «число», «цифра», уметь записывать любое число с помощью цифр и разрядов, делить с остатком.
Список использованной литературы:
- Алгебра: Текстовые задачи / Т.М.Ерина. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 78, [2] с.: ил. – (Школьная программа).
- А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницин и др. Алгебра и начала анализа, 10-11, М. «Просвещение», 2006.
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика, 5 – 11 кл. / Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. / 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004. – 320с.
- Алгебра: сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе/ Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение, 2008.
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Математика/Л.О.Денищева, Ю.А.Глазкова, К.А.Краснянская и др. – М.: Интеллект-Центр, 2004.
- разноуровневые дидактические материалы по алгебре. 9 класс/М.Б.Миндюк, Н.Г.Миндюк – М.: Издательский дом «Генжер», 1997.
- дидактические материалы по алгебре для 9 класса / В.И. Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк. – М.:Просвещение,2001 и послед. годы изд.
- Алгебра: 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А45 [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 271 с.: ил.
- Разноуровневые материалы по алгебре. 8 класс/М.Б.Миндюк, Н.Г.Миндюк – М.: Издательский дом «Генжер»,1996
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. «Алгебра. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений» под ред. Теляковского С.А.- М., «Просвещение», 2009.
- Дидактический материал по алгебре для 8 класса/В.И.Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк. – М.: Просвещение, 2001 и послед. годы изд.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Элективный курс «Теория и практика решения текстовых задач»
●Способствовать развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, ●Развивать умение учащихся самостоятельно осуществлять небольшие исследования; ●По возможности дать необходимые знания о сущности задач и их решений для осознания школьниками своей собственной деятельности; ●Вырабатывать отдельно умения и навыки в действиях, входящих в общую деятельность по решению задач; ●Стимулировать постоянный анализ учащимися своей деятельности по решению задач и выделению в них общих подходов и методов, их теоретического обоснования; ●Способствовать воспитанию таких качеств как терпение и упорство, а также взаимопомощь и умение работать в коллективе, выслушивать мнения товарищей, умение отстаивать свою точку зрения; ●Усилить интерес к математике в целом.
Содержание. Всё многообразие задач на составление уравнений можно разбить на основные группы: на движение, на совместную работу, на проценты, на смеси и сплавы, на прогрессии, на числовые зависимости, на составление неравенств, на оптимальное решение, т.е. на нахождение экстремума функции, некоторые другие виды задач. На занятиях будут рассматриваться все этапы решения текстовых задач: выбор переменных, составление уравнения (системы уравнений), неравенства, решение полученных уравнений (неравенств), отбор решений по смыслу задачи, запись ответа.
Тематическое планирование элективных занятий по курсу « Теория и практика решения текстовых задач » 1 урок в неделю, всего 34 урока
Содержание Количество часов Примерные сроки Задачи на движение 6 02.09 .-15.10. Задачи на совместную работу 7 17.10.-10.12. Задачи на проценты 7 12.12.-04.02. Задачи на прогрессии 7 06.02.-24.03. Задачи на числовые последовательности 7 02.04.-25.05. Итого: 34
№ п / п Тема урока Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся (знания и умения учащихся) Количество часов 1-2 Вступительное занятие, виды задач на движение, задачи на движение по реке. Этапы решения текстовых задач, виды задач, допущения, принимаемые при решении задач на движение Знать основные этапы решения текстовых задач, уметь выбирать величину, обозначаемую х , определять вид задачи на движение, составлять уравнение или систему уравнений, решать их, выбирать корни в зависимости от условия задачи.
2 3-4 Задачи на движение навстречу друг другу 2 5-6 7 Задачи на движение, когда объекты догоняют друг друга. Решение задач на разные виды движения 2 8-10 Задачи, в которых кто-то выполняет некоторую работу Работа, производительность, время работы, аналогия с задачами на движение Знать понятия: работа, производительность, время работы, зависимость между ними, Уметь находить аналогию с задачами на движение, пользоваться формулами, выражающими зависимость между работой, производительностью, временем 3 11-13 Задачи, связанные с наполнением или опорожнением резервуаров 3 14 Решение задач на различные виды задач на работу 1 15 16 Задачи на нахождение процентов от числа Процент, процентное отношение двух чисел, процент от процента. Знать определение процента, уметь находить процент от числа, число по известным его процентам, процентное отношение двух чисел. Уметь выбирать величину, обозначаемую х , составлять уравнение или систему уравнений, решать их, выбирать корни в зависимости от условия задачи. 2 17 18 Задачи на нахождение числа по его процентам 2 19 20 21 Задачи на нахождение процента от процентов Решение различных задач на проценты 2 1 22-25 Задачи на арифметическую прогрессию Последовательность, арифметическая, геометрическая прогрессии, формулы членов прогрессий, суммы нескольких членов прогрессий, бесконечная прогрессия, характеристическое свойство арифметической, геометрической прогрессий Знать определение последовательности, арифметической, геометрической прогрессий, уметь пользоваться формулами для нахождения члена прогрессии, суммы прогрессии 4 26 28 Задачи на геометрическую прогрессию 3 29 -33 Задачи на числовые зависимости Термины «число», «цифра», числовая зависимость, десятичная система счисления, разряды чисел, деление с остатком Знать числовые разряды, понимать разницу между терминами «число», «цифра», уметь записывать любое число с помощью цифр и разрядов, делить с остатком. 5 34 Итоговое занятие 1 ПОУРОЧНОЕ П ЛАНИРОВАНИЕ 1 час в неделю, всего 34 часа
Список использованной литературы: Алгебра: Текстовые задачи / Т.М.Ерина. – М.:ООО «Издательство Астрель »: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 78, [2] с.: ил. – (Школьная программа). А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницин и др. Алгебра и начала анализа, 10-11, М. «Просвещение», 2006.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика, 5 – 11 кл . / Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк . / 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004. – 320с. Алгебра: сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе/ Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение, 2008. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену.
Математика/ Л.О.Денищева , Ю.А.Глазкова, К.А.Краснянская и др. – М.: Интеллект-Центр, 2004. разноуровневые дидактические материалы по алгебре. 9 класс/ М.Б.Миндюк , Н.Г.Миндюк – М.: Издательский дом « Генжер », 1997. дидактические материалы по алгебре для 9 класса / В.И. Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк . – М.:Просвещение,2001 и послед. годы изд.
Алгебра: 9 класс: учеб. для общеобразоват . учреждений / А45 [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк , К.И. Нешков , С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского . – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 271 с.: ил. Разноуровневые материалы по алгебре.
8 класс/ М.Б.Миндюк , Н.Г.Миндюк – М.: Издательский дом « Генжер »,1996 Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. «Алгебра. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений» под ред. Теляковского С.А.- М., «Просвещение», 2009. Дидактический материал по алгебре для 8 класса/В.И.Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк . – М.: Просвещение, 2001 и послед. годы изд.
Источник: nsportal.ru
Факультативы и элективные курсы
Факультативная и элективная форма обучения вызывает много сомнений и вопросов. А все из-за переживаний родителей, которые обеспокоены чрезмерной загруженностью своих детей. Предлагаем вам разобраться в этих формах дополнительного образования и их целях, чтобы помочь родителям преодолеть волнения, правильно включиться в воспитательный и образовательный процесс, стать помощником учителя в обучении своего ребенка.
Развитие общества и технический прогресс с каждым годом все больше расширяет знания человечества в самых разных областях науки. При этом программа общеобразовательной школы, состоящая из нескольких базовых предметов, рассчитана всего лишь на общий уровень подготовки, который уже не отвечает современным требованиям.
Специалисты уверены, что увеличение нагрузки по каждому из этих предметов в несколько раз, с учетом возрастающего уровня научных открытий, стало бы непосильной нагрузкой даже для самых способных детей. А чтобы подрастающее поколение «шло в ногу» последними достижениями науки, «расширенный» объем знаний школьникам предлагают получить на факультативах и/или элективных курсах.
Факультативы и элективные курсы – относительно новые вспомогательные формы обучения, задача которых состоит в расширении базовых знаний учащихся в соответствии с их интересами и способностями.
Отметим, что факультативная и элективная форма обучения вызывает много сомнений и вопросов. А все из-за переживаний родителей, которые обеспокоены чрезмерной загруженностью своих детей. Предлагаем вам разобраться в этих формах дополнительного образования и их целях, чтобы помочь родителям преодолеть волнения, правильно включиться в воспитательный и образовательный процесс, стать помощником учителя в обучении своего ребенка.
Что такое факультатив?
Многие родители, вспоминая свое школьное прошлое, считают, что факультатив – дополнительное занятие по предмету, где ребенка «подтягивают до среднего уровня». Пора устранить это заблуждение.
Факультатив – не повторение пройденного материала. Основная цель этих занятий –углубленное изучение предмета, а также знакомство с возможностями его применения в различных отраслях (прикладные науки). Знания, получаемые детьми в ходе факультативных занятий, выходят за рамки обязательной учебной программы, хотя нередко программа факультативных занятий синхронизирована с учебным планом.
Факультативы направлены, прежде всего, на расширение кругозора. Кроме того, они отчасти помогают получить представление о профессиях, имеющих отношение к выбранному курсу факультатива. Форма проведения таких занятий включает в себя теоретические, практические и исследовательские работы.
Каждый ребенок имеет возможность выбрать один или несколько факультативных курсов, чтобы, в конце концов, найти то, что его интересует больше всего. Факультативные занятия не предусматривают контролирование за уровнем усвоенного материала, поэтому оценивание знаний проводится, скорее, как форма поощрения за проделанную работу.
На факультативных занятиях учитель имеет возможность работать индивидуально с каждым учеником, подбирать для изучения темы, которые интересны ребенку. Посещение факультативных занятий не является обязательными.
Что такое элективные курсы?
В отличие от факультативной формы обучения, элективные курсы обязательны для посещения. Начиная с девятого класса, когда, как предполагается, ученик уже определился с будущей профессией, и знает, в каком направлении он хотел бы расширить свои знания, школьникам предлагают выбрать элективные учебные дисциплины, призванные повысить уровень освоения профильного предмета или его раздела.
Другими словами, профильные элективные занятия нацелены не столько на развитие кругозора школьников и закрепление его базовых знаний, сколько на приобретение знаний и навыков, которые помогут освоению профессии и их успешному продвижению на рынке труда.
Кстати, если факультативы проводятся преимущественно после окончания основного учебного процесса (то есть, после уроков или в выходные дни), то элективные курсы включены в расписание занятий общеобразовательной программы обучения и проводятся наравне с другими уроками. А поскольку программы элективных курсов, как правило, краткосрочны, каждый старшеклассник за два года должен выбрать и изучить порядка 5-6 элективов.
Нужны ли детям вспомогательные формы обучения?
Внеклассная работа и дополнительные занятия, в той или иной форме, в системе образования существовали всегда. Внеклассная работа была направлена преимущественно на всестороннее развитие и воспитание личности учащегося, раскрытие творческих способностей школьников. А дополнительные занятия по предметам помогали, в основном, «подтянуть» ученика до среднего уровня базовой программы, ориентированной на «среднего ученика».
Хорошо, что такой подход к обучению и развитию детей ушел в прошлое, а на первый план, наконец-то, вышли основные критерии оценки способностей ученика. Факультативы и элективные занятия в школе помогают педагогам выявить способности и интересы детей к определенным наукам, предоставить им возможность более глубоко изучить их, определиться с профессиональным выбором еще в школе.
Дифференцированный (индивидуальный) подход в обучении способствует улучшению усвоения базового уровня знаний. К сожалению, реализация такого метода непосредственно на уроках обусловлена объективными трудностями:
- продолжительность урока строго регламентирована;
- количество учащихся в классе порой не позволяет учителю уделить, хотя бы, по одной минуте внимания каждому ученику, учитывая обязательность выполнения каждого этапа урока;
- углубленное изучение каждого из школьных предметов физически невозможно даже для самых способных школьников.
Поэтому не стоит сомневаться в целесообразности описываемых нами форм обучения. Факультативные и элективные курсы, кроме перечисленных выше задач, как раз и предназначены для целенаправленного распределения сил в соответствии с возможностями и интересами каждого ребенка.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
- занятия в школе
- учебный процесс
Источник: fulledu.ru
Чем тличаются факультативные и элективные курсы?
В современной школе есть несколько видов учебных курсов, среди которых выделяются элективные и факультативные. У школьников и их родителей часто возникают вопросы, являются ли элективы и факультативы обязательными или их можно пропускать. Да и различия между этими терминами далеко не все понимают правильно. Давайте попробуем разобраться, чем отличаются факультативные и элективные курсы, зачем они нужны и какая польза от посещения этих учебных дисциплин.
Что такое электив?
Появление понятия электив закреплено в ряде нормативных документов, в том числе в Письме Минобразования № 14-51-277/13 2003 года и Письме Минобрнауки №03-413 2010 года. Сущность элективного курса отражается его английским аналогом (elective — выборный, факультативный). Вместе с тем, в российской системе образования электив — это обязательный курс, элективность которого обусловлена выбором школы и профильного класса. Для элективных курсов характерны следующие особенности:
- на электив зачисляются все без исключения ученики;
- на элективах не дублируется, а дополняется программа основных учебных курсов;
- приоритет отдается практической, проектной, исследовательской, научной, лабораторной, игровой активностям;
- ученик имеет право сменить электив после подачи заявления с указанием причины своего решения;
- электив засчитывается по итогам сдачи зачетной работы, предусмотренной программой курса (это может быть реферат, творческая работа, конструкторское решение, проект и пр.);
- итоговая отметка за электив не выставляется, а текущие оценки могут учитываться при выставлении итоговых оценок по смежным предметам.
Что такое факультатив
Факультатив — это необязательный курс, который добровольно посещают ученики, желающие углубить свои знания по одной из основных учебных дисциплин. Для факультативных курсов характерны следующие особенности:
- на факультатив зачисляются все желающие без проведения отборочных работ;
- факультативы могут быть не связаны с основными учебными дисциплинами из учебного плана;
- на факультативах могут проводиться лекции, лабораторные, практические, экскурсионные, семинарские занятия;
- итоговая и текущие отметки на факультативах не выставляются, а деятельность учеников не учитывается при оценивании основных школьных предметов.
Предпосылки для появления элективов и факультативов
Основной причиной появления элективных и факультативных курсов стала индивидуализация школьного образования. Каждый ученик имеет особые таланты и способности, а также право реализовать их в рамках школьного обучения.
Постепенно это понимание оформилось в виде концепции профильных классов и в еще более глубоком подходе, который дает право выбора некоторых учебных дисциплин.
Идея элективных и факультативных курсов прописана в Федеральном законе №273-ФЗ. В частности, в пункте 5 статьи 34 указано, что учащиеся имеют право выбирать электив и факультатив из списка, предложенного образовательным учреждением.
В пункте 3 статьи 44 этого же закона говорится, что аналогичным правом обладают родители несовершеннолетних учеников. Кроме того, по каждому из видов курсов выпущены методические рекомендации и другие документы, регулирующие требования, цели, задачи и другие нюансы проведения занятий.
Факультативы, элективы и нагрузка на учеников
Как уже указывалось, ученики и их родители имеют право выбирать факультативные и элективные курсы в рамках предложенных школой возможностей. Вместе с тем, все мы понимаем, что в современных условиях каждый школьник испытывает постоянные и, может быть, чрезмерные нагрузки психологического, умственного и физического характера.
Дополнительные занятия могут вызвать стресс и постоянную усталость, поэтому к выбору элективов и особенно факультативов следует подходить взвешенно, учитывая следующие моменты:
В целом, на фоне высокой загруженности в школе от некоторых факультативов имеет смысл отказаться. К примеру, в 10 или 11 классах будет рациональнее пойти на курсы ЕГЭ , чтобы целенаправленно подготовиться к сдаче государственных экзаменов, не распыляясь на углубленное, но не особенно полезное с точки зрения поступления в ВУЗ изучение школьных предметов.
В любом случае решение о выборе и посещении/непосещении элективов и факультативов должно быть взвешенным и обоснованным.
Источник: egevpare.ru