Что такое экспериментальная программа

Цель хорошей программы – дать возможность с максимально возможной степенью уверенности определить результаты воздействия одной переменной на другую. Программы исследования позволяют сделать это, давая возможность в некоторой степени контролировать условия, в которых взаимодействуют переменные.

Такой контроль – ключевое понятие для программы. Если после добавления в рацион животных новых кормов какие-то животные на ферме заболевают, фермер не может быть уверен, что причиной болезни являются именно новые корма, так как в то же самое время животные могли пострадать от многих других факторов (например, инсектицидов в питьевой воде). С другой стороны, если в медицинской исследовательской лаборатории обнаруживается, что после введения в рацион новых кормов заболевает необычно большой процент наблюдаемых животных, исследователь скорее может быть уверен, что причина [c.128] болезни – новые корма, поскольку в этой ситуации имеется возможность контролировать условия содержания исследуемых животных и гарантировать, что в процессе наблюдения они не подвергаются воздействию никаких других новых факторов. Обстановка, в которой работает исследователь, в отличие от условий фермы дает возможность частичного контроля.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Программы исследования можно классифицировать по степени контроля, который они обеспечивают. Основное различие, интересное для политолога, – это различие между экспериментальными и квазиэкспериментальными программами.

Эксперимент – классический способ научного доказательства. Он основан на предположении, что изменения в значении одной переменной вызывают изменения в значении другой переменной (например, изменения температуры вызывают изменения вязкости масла). Эксперимент позволяет нам проверить это предположение, подвергнув объекты, обнаруживающие зависимую переменную, воздействию независимой переменной в условиях, дающих нам определенную уверенность в том, что любое наблюдаемое изменение зависимой переменной является результатом изменений независимой переменной.

Для элементарной экспериментальной программы исследования требуется экспериментальная группа, состоящая из лиц, которые будут подвергнуты воздействию независимой переменной, или стимула, и контрольная группа лиц, которые сходны с экспериментальной группой во всех существенных аспектах, но не будут подвергаться воздействию стимула. Значение зависимой переменной в каждой группе измеряется до начала воздействия стимула в ходе так называемого предварительного тестирования (pretest) и затем еще раз после того, как экспериментальная группа подверглась воздействию стимула, в ходе контрольного тестирования (posttest).

Вывод о влиянии стимула (независимой переменной) делается на основании сравнения оценок предварительного теста и контрольного теста для каждой группы. Чем больше различие в значениях между предварительным тестом и контрольным тестом в каждой группе, тем большее влияние приписывается независимой переменной. В [c.129] табл.4.1 изображена логическая структура экспериментальной программы исследования. Значение этой исследовательской программы состоит в том, что она позволяет достичь двух условий, облегчающих получение валидных каузальных выводов: сравнения и управления.

Экспериментальная программа для 7 класса

Результат (для экспериментальной переменной) = (контрольный тест э – предварительный тест э) – (контрольный тест к – предварительный тест к),

Утверждение о том, что одно явление явилось причиной другого, основывается на понятии изменения.

Прежде чем утверждать, что имело место причинное воздействие, мы должны быть в состоянии продемонстрировать, что произошло некоторое изменение, а понятие изменения предполагает сравнение. Мы должны иметь возможность сравнивать значения зависимой переменной до того, как исследуемые объекты были подвергнуты воздействию независимой или каузальной переменной со значениями зависимой переменной после такого воздействия; и кроме того, если это возможно, следует сравнить значения зависимой переменной после воздействия с некоторым показателем, задающим эти значения в отсутствие какого бы то ни было воздействия. Экспериментальная программа, с ее процедурой предварительного – контрольного – тестирования, с ее экспериментальной и контрольной группами, создает условия для сравнений обоих типов.

Чтобы обрести уверенность, что одна переменная оказывает причинное воздействие на другую, мы должны [c.130] располагать информацией, кто из обследуемых подвергался воздействию независимой переменной, а кто нет, так чтобы мы могли сделать необходимые сравнения. Классический эксперимент дает такую информацию, так как независимую переменную вводит сам исследователь. Ученый управляет обстановкой, окружающей обследуемых, так что причинное воздействие происходит не по воле случая. Кроме того, исследователь контролирует обстановку таким образом, чтобы гарантировать, что все другие возможные причины изменения зависимой переменной в течение времени воздействия независимой переменной на объекты исследования из эксперимента устранены.

Многие другие программы основаны на логической структуре классического эксперимента, однако в них имеются модификации, предназначенные специально для ученых. Их потребность в более тщательно разработанных программах в значительной степени объясняется тем, что (1) часто на объекты их исследования оказывает влияние сам процесс исследования (например, поведение людей может меняться, если они знают, что за ними наблюдают) и (2) объекты их исследования не статичны, а постоянно меняются (например, оценки людей могут варьироваться в зависимости от ситуации).

Возможности учета этих фактов иллюстрируются на примере двух экспериментальных программ, разработанных Р.Л.Соломоном5.

Читайте также:
Программа управляющая работой конкретного устройства ввода вывода информации это

Первая программа нацелена на один из аспектов проблемы реактивности – так называемый тест-эффект. Когда объекты эксперимента подвергаются предварительному тестированию, всегда существует возможность, что их оценка в контрольном тесте будет складываться как из реакции на стимул, так и из реакции на сам предварительный тест. Любое различие между оценками предварительного и контрольного тестов, возникающее исключительно в результате реакции на предварительный тест, известно под названием тест-эффекта. Если нам необходимо получить точную картину воздействия стимула на поведение, мы должны уметь удалять из оценок этот тест-эффект. Сделать это позволяет предложенная Р.Соломоном программа исследования с двумя контрольными группами, представленная в табл. 4.2. [c.131]

Программа почти такая же, как в классическом эксперименте, различие состоит только в том, что добавлена третья группа. В третьей группе (контрольной группе 2) есть стимул и есть контрольный тест, но нет предварительного теста. В то время как различия между оценками предварительного и контрольного тестов в экспериментальной группе могут быть обязаны своим происхождением и предварительному тесту, и стимулу, те же самые различия в контрольной группе 1 могут возникать только под воздействием предварительного теста, а в контрольной группе 2 – только под воздействием стимула.

Если мы вправе предположить, что первоначально значение зависимой переменной во всех группах фактически одно и то же и что группы прореагировали на стимул одним и тем же образом, то различие между оценками контрольного теста в экспериментальной группе и оценками контрольного теста в контрольной группе 2 и будет демонстрировать тест-эффект. Тогда воздействие самой независимой переменной (стимула) можно измерить, вычтя тест-эффект из общего результата эксперимента (последний подсчитывается по той же формуле, которая используется для оценки результатов программы классического эксперимента). Формула результата в табл. 4.2 представляет это рассуждение в алгебраическом виде.

Итак, программа с двумя контрольными группами позволяет нам оценить и, как мы надеемся, исключить тест-эффект как альтернативное объяснение наблюдаемых изменений в оценках испытуемых. Существуют, однако, другие возможные причины изменения оценок [c.132] зависимой переменной в группах в контрольном тесте по сравнению с предварительным.

Одна из причин – воздействие внешних факторов, находящихся вне контроля экспериментатора. Другая причина – естественные изменения, происходящие с испытуемыми вне связи с экспериментом (такие, как старение, изменения в ходе длительных экспериментов или умственное утомление). Воздействие таких посторонних факторов можно оценить (и тем самым исключить в качестве конкурирующего объяснения результатов эксперимента), используя программу Р. Соломона с тремя контрольными группами (см. табл. 4.3).

В этой программе добавлена третья контрольная группа, не получающая ни предварительного теста, ни стимула.

Любое различие между оценками предварительного и контрольного тестов в этой группе может возникать только за счет влияния посторонних факторов. Если мы способны вычесть это различие из результата эксперимента, значит, мы способны устранить результаты воздействия посторонних факторов и изменения, которые происходят в результате такого воздействия у испытуемых; и мы можем надеяться исключить альтернативную гипотезу, состоящую в том, что именно эти воздействия, а не независимая переменная были причиной изменения оценки в экспериментальной группе от момента 1 до момента 3. [c.133]

Трудность состоит в том, что контрольная группа 3 не подвергалась предварительному тесту. Как же определить, насколько изменились оценки этих испытуемых с момента 1 до момента 2? Если все наши группы в основном сходны между собой, мы можем считать, что их оценки в предварительном тесте должны были быть очень близки, и просто приписать контрольной группе 3 в предварительном тесте оценку, равную усредненным оценкам экспериментальной и первой контрольной групп. Тогда мы можем вычесть эту оценку из оценки контрольной группы 3 в контрольном тесте, чтобы получить меру изменения, возникающего вследствие воздействия посторонних факторов и естественных изменений, происходящих с испытуемыми. Устранив и это изменение, мы можем более отчетливо увидеть результаты воздействия независимой переменной на зависимую. [c.134]

Источник: uchebnikfree.com

Экспериментальная образовательная программа

программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.

Найдено научных статей по теме — 2

Трансформация образовательных программ в действии (экспериментальный проект «Прикладной бакалавриат»

Палехова Полина Вячеславовна, Свириденко Юрий Павлович

Прикладной характер образовательного сервиса в период модернизации российской экономики выходит на первый план.

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА «УЧИТЕЛЬ XXI ВЕКА» КАК

Энгельман М.А., Гаубец М.Ю.

Формированию профессиональной компетентности у будущего педагога в широком смысле слова способствует овладение им в процессе профессиональной подготовки способами работы с новыми образовательными технологиями.

Источник: didacts.ru

Эксперименты над образовательной моделью

Что такое экспериментальная образовательная среда, что она в себя включает и как влияет на образовательный опыт студентов? В этой статье мы посмотрим на эти вопросы глазами студентов.

Как правило, образовательная среда в университете традиционна – социально-культурные нормы здесь складывались на протяжении веков, переживая особую форму эволюции. Но сейчас эти традиции необходимо подвергнуть изменениям, чтобы подготовить студентов к реалиям современного мира. Инструментом этих изменений может стать осознанный образовательный эксперимент.

Образовательный эксперимент – это изменение устоявшихся норм, направленное на решение существующих проблем в образовательном процессе и базирующееся на теории, данных и гипотезе.

Таким образом, команда экспериментаторов, держателей замысла эксперимента, помещают студентов в особое пространство, которое отличается от традиционного и действует по-другому, чтобы улучшить образовательный опыт студентов.

Читайте также:
Средства компоновки программ это

Что такое экспериментальная образовательная среда?

Экспериментальная образовательная среда проблематизирует элементы традиционной среды, которые когда-то давно сформировались в университетской культуре, но сейчас уже работают не так эффективно. Например, иерархичные отношения между студентом и преподавателем, когда студент видит в преподавателе не наставника, а авторитетную личность, с которой нельзя вести двустороннюю дискуссию. Экспериментальная среда направлена на мягкую (для большей части университетского сообщества) пересборку процессов для повышения их эффективности.

В этом смысле экспериментатор – это тот, кто готов бросить вызов устоявшимся нормам и процессам, чтобы трансформировать их в новые, пересобирая или закрывая бреши существующего процесса.

Почему традиционные подходы не всегда эффективны?

По словам самих студентов, низкая вовлеченность в образовательный процесс, иерархичность и отрезанность от формирования среды являются основными проблемами организации образовательного процесса в российских университетах. Студент чаще воспринимается как объект, а не равноправный участник.

Однако, для того чтобы подготовить студента к будущему, необходимо научить его проявлять агентность и создавать для этого пространство. Жесткие рамки традиционной среды не всегда достаточно гибки для этого, но образовательный эксперимент может стать основным инструментом. В зависимости от задумки, эксперимент может быть направлен на студентов или непосредственно на образовательный процесс. Рассмотрим пару примеров.

Эксперименты в образовательном процессе

Источник: фильм «Разделенный класс», 1985

Эксперимент, направленный на студентов

В качестве примера здесь можно привести эксперимент «Разделенный класс» , целью которого было научить студентов понятию дискриминации через опыт. В 1970 году, Джейн Эллиотт, учительница третьего класса, решила обсудить с учениками тему дискриминации, но не увидев отдачи от учеников, подошла к вопросу обучения нестандартно.

Она дала установку ученикам, что голубоглазые люди превосходят тех, у кого карие глаза. Голубоглазым детям были предоставлены определенные привилегии и дано указание игнорировать кареглазых детей. Очень быстро группа привилегированных детей почувствовала свое превосходство перед кареглазыми одноклассниками, наблюдалось кардинальное изменение во взаимоотношениях учеников.

На следующий день, на место превосходящих были поставлены уже кареглазые дети, а голубоглазые почувствовали на себе последствия дискриминации. Каждый раз группа, которая была наделена привилегиями, показывала лучший образовательный результат на уроках, в то время, как дискриминируемая группа плохо справлялась с задачами из-за стресса. Несмотря на то, что этот эксперимент подвергся критике на основании этичности, спустя несколько лет уже взрослые ученики отметили, что этот опыт помог им увидеть обычно скрытые механизмы дискриминации и имел колоссальное влияние на их восприятие дискриминации в будущем. Это один из ярких примеров эксперимента в классе (in-class experiment), который направлен на получение кардинально нового образовательного опыта. Но есть и другие виды экспериментов, которые направлены на образовательную модель и процесс обучения.

Эксперимент, направленный на образовательный процесс

Здесь приведем в пример внедрение « гипергибкого обучения » в Австрийском университете CQ , в котором студентов одного из факультетов освободили от жестких дедлайнов. Важно было сдать письменные задания и зачеты до конца семестра, студенты могли выбрать удобный для них темп обучения. Студенты положительно оценили такую возможность адаптировать обучение под свой ритм жизни и осваивать материал без дополнительного давления. Преподаватели в свою очередь выразили беспокойство по поводу самоорганизации студентов, возможной потери принадлежности к группе и планирования собственной нагрузки при такой модели. Но в целом авторы эксперимента пришли к выводам, что при должной поддержке студентов и преподавателей, такая модель существенно снизит уровень стресса у студентов.

Конечно, это не исчерпывающая классификация. Образовательные эксперименты всегда будут существовать там, где есть потенциал и потребность для развития.

Как экспериментальная среда влияет на студентов?

Студенты входят в университетское пространство с разными установками и представлениями об образовании. Например, Говард Гарднер и Венди Фишман на основании проведенного исследования выделяют следующие ментальные модели студентов :

  • инерционная – без четкой цели, плывут по течению;
  • переходная/транзакционная – рассматривают ВО как ступень для перехода к работе;
  • исследовательская – исследуют пространство, открыты новым идеям и знакомствам;
  • трансформационная – стремятся понять себя, избавиться от школьных установок, сформировать образ человека, которым хотят стать.

Ввиду своей гибкости экспериментальная образовательная среда может дать студентам пространство для трансформации своего отношения к образованию от одной ментальной модели к другой, стимулируя их интерес к получению нового опыта и вовлеченность в образовательный процесс. Это происходит через взаимодействие студента со средой в трех плоскостях: образовательный процесс, взаимодействие с университетским сообществом, исследовательская деятельность.

Чтобы погрузиться в реальный опыт взаимодействия студентов в этих плоскостях, я провела серию разговоров со студентами Школы перспективных исследований (School of Advanced Studies) Тюменского государственного университета, находящимися в экспериментальной образовательной среде.

Образовательный процесс

На вопрос « что такое экспериментальная образовательная среда и как она формирует образовательный процесс » студенты ответили:

«Экспериментальная среда вовлекает, ты чувствуешь себя актором, свободу проявлять агентность».

«У нас прослеживается сквозная идея, что студент – продюсер, а не только консьюмер знаний. Раньше я думала, что ты только получаешь знания. Но оказалось, что ты его попутно еще и создаешь».

«Я намеренно выбрала это место, потому что считаю, что традиционная среда не стимулирует учиться. Особенно ощущается различие, когда общаешься с друзьями из традиционных вузов. Бывает сложно найти общий язык».

Часто в экспериментальной образовательной среде студенты ставятся в позицию равноправных участников образовательного процесса. Например, через использование нетрадиционных образовательных подходов (иммерсивные технологии, дизайн-мышление, проблемно-ориентированное обучение, проблемно-ориентированная проектная работа (problem-oriented project work), групповой паззл и др.). Вместо того чтобы традиционно помещать студента в жестко ограниченные рамки и заранее предопределять его образовательный опыт, студентам дают возможность самоопределиться в образовательном процессе.

«У нас есть возможности поучаствовать в создании курсов, студенты могут заниматься образованием других студентов. Это полезно нам и институции в целом. Такая среда помогает увидеть, как образование может быть выстроено по-другому, это расширяет кругозор и особенно важно для тех, кто будет дальше заниматься образованием в будущем».

Ввиду своей гибкости и высокого уровня вовлеченности, экспериментальная образовательная среда дает студентам пространство для изменения своей ментальной модели и трансформации мировоззрения. Например, трансформация отношения к высшему образованию как к способу получения работы в глубинное понимание социальной функции и роли высшего образования. Или понимание того, как использовать образовательные возможности и университетскую среду для построения карьеры.

«Агентность и субъектность меняют отношение к образованию. Усилилась осознанность и идея того, что образование – комплексная вещь, которая не только готовит человека под определенные задачи, но и открывает разные взгляды на жизнь и будущее».

В то же время, несмотря на те преимущества, которые экспериментальная образовательная среда дает студентам, она также может создать условия неопределенности и дополнительно отягощать студентов необходимостью взять ответственность за собственное будущее, в то время как традиционная образовательная среда, ввиду своей предопределенности, создает некую стабильность.

«Экспериментальная образовательная среда создана из расчета на то, что студент знает, что ему нужно. Появляется необходимость самому понимать, что тебе может дать экспериментальная среда, прежде чем в нее войти. Традиционная среда выстраивает это понимание за тебя».

В то же время университет может создавать механизмы, которые помогают совершать информированный выбор. Студенты получают консультацию от преподавателей и могут скорректировать свою траекторию, даже если до этого был сделан выбор, который они считают ошибочным.

Читайте также:
Основные задачи сопровождения программы

Взаимодействие с университетским сообществом

В экспериментальной образовательной среде форматы и способы коммуникации студентов, преподавателей и администрации выстраиваются по-разному: как вертикально, так и горизонтально, в зависимости от целей создания среды. Но отличительной особенностью от традиционной среды часто служит более горизонтальная коммуникация и открытость взаимодействия.

«Горизонтальность и вертикальность общения между преподавателями и студентами зависит от конкретной среды, но у нас отношения выстроены более горизонтально. Студенты проще относятся к тому, чтобы подойти к профессору не по учебным вопросам. Но во многом эти отношения зависят от личности профессора: есть те, кто воспринимается больше как ментор, есть те, кто выстраивает с нами коммуникацию как с равноправными коллегами».

Так как все члены экспериментальной среды помещены в особые условия, которые выделяют их в отдельную когорту, появляется чувство коллегиальности и сплоченности сообщества.

«Есть ощущение, что мы не такие, как все. Из-за этого создается ощущение коллегиальности».

«У нас все эксперименты рождаются через общение с сообществом, коммуникация более открытая. Но формирование сообщества зависит от того, как люди аккумулируются. Есть потоки, которые более сплоченные».

Исследовательская деятельность

В университетской среде студенты вовлекаются в научную деятельность либо в формате исследовательских проектов, либо в формате ВКР. Однако глубины такого взаимодействия не всегда достаточно, чтобы создать пространство для формирования собственного исследовательского интереса и понимания научной деятельности в целом (по крайней мере на уровне бакалавриата). Экспериментальная образовательная среда ставит студентов в условия, когда им необходимо проявлять любопытство и инициативу, чтобы добиться хороших результатов. Таким образом, у студентов есть возможность самостоятельно сформировать исследовательский интерес и выстраивать свою образовательную траекторию вокруг него.

«На входе у меня было много траекторий будущего. Сейчас я начала ценить академическую глубину и теорию, о которых до этого не задумывалась. Появилось понимание, что теория и практика сильно взаимосвязаны, сформировалось понимание ценности исследований. Исследовательский интерес формируется у всех индивидуально: у меня произошло сначала сужение, а потом снова расширение. Мне кажется, что это происходит вместе со сменой образовательной траектории, у нас такая возможность есть».

«С одной стороны, ты находишься в среде людей, у которых есть идеи и к которым можно присоединиться. С другой стороны, есть элемент интеллектуального изматывания и давления. Это особенно тяжело, когда ты привык быть лучше всех. Также, посмотрев на то, как научная и исследовательская деятельность устроена изнутри, мне удалось перестроить свой собственный интерес, в том числе благодаря нахождению в этой среде».

Несмотря на то, что экспериментальная образовательная среда имеет определенные преимущества в образовательном процессе студентов, важно помнить, что любой эксперимент имеет свои последствия. Среда и все процессы внутри нее должны быть спроектированы таким образом, чтобы не создать для студентов дополнительный стресс, а, наоборот, обогатить их образовательный опыт, трансформировать внутренние установки и восприятие образовательной деятельности, сформировать актуальное представление о мире и дать инструменты для ориентирования в нем.

Источник: dzen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru