Что такое экологические программы определение

Экологические программы имеют большое значение для достижения важнейших экологических целей, стоящих перед обществом.

Существует различие целей в зависимости от уровня реализации программы — программы международного уровня, внутри отдельной страны или на региональном уровне.

Сущность экологической программы заключается в комплексе мероприятий, направленных на решение экологических проблем, объединенных ресурсно, по срокам и исполнителям.

В качестве примера можно вспомнить несравнимые по масштабам затрат экологические программы в США по возрождению Великих Озер или японские экологические программы.

Конечно, в осуществлении экологических программ значительная роль отведена государству, так как только государство в состоянии быстро собрать и мобилизовать значительные ресурсы. Высокая сложность проблемы, а также неопределенный экономический эффект от вложения средств в экологические проекты делают целесообразным прямое регулирование рыночными инструментами.

В России разрабатывается и реализуется множество федеральных целевых экологических программ. Вот некоторые из них «Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы» , «Программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012- 2020 годы», «Программа «Мировой океан». Это далеко не весь список.

Для чего нужна экология?

В общем понятии такие программы необходимы для решения следующих проблем:

— охрана озонового слоя, парниковые газы, сохранение биологического разнообразия;

— охрана и использование конкретного вида природного ресурса;

— охрана особо ценных природных объектов (например, озеро Байкал);

— реабилитация зон экологического бедствия (например, Чернобыльская зона).

ПРОДАЖА ПРАВА НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ

Продажа права на загрязнение имеет реальные шансы на развитие.

Смысл данного механизма в том, что строящееся предприятие или производства, проходящие стадию реконструкции, имеющие желание расширить горизонты своей деятельности, в какой-то момент действительности попадают в жесткие рамки ограничения использования своих средств, так как продолжение подобной деятельности может понести серьезный вред окружающей среде на территории строительства (регион, район).

Так происходит вследствие введения ограничения на территории на объем выбросов или сбросов загрязняющих веществ. Предприятие или производство не может превысить определенную законодательно сумму выбросов.

Такая система регулирования выбросов получила свое специфическое название «bubble principal»* Гусев А.А. Современные экономические проблемы природопользования — М.: Международные отношения, 2004

*Принцип пузыря — перевод с англ..

Таким образом предприятию и производству для продолжения работы необходимо сделать выбор — закупка или разработка и монтаж очистного оборудования решения экологических проблем, связанных с их деятельностью, или купить у другого (соседнего) предприятия права на загрязнения окружающей среды.

Экологический мониторинг

На выбор влияют некоторые факторы. К таким факторам относятся, например, величина издержек и затрат в случае, если предприятие выберет первый вариант — создание базы очистных сооружений «у себя». Если затраты на обработку собственных загрязнений в рамках ограничения выше, чем подобные затраты у «соседа», то оказывается выгодным заплатить соседнему предприятию, чтобы тот доработал свои очистные системы для использования их с целью уменьшения объема загрязнений «соседа». В этом случае предприятие, как бы замещая соседнее производство, может вместо него производить выбросы или сбросы. В результате общая сумма загрязнений двух предприятий или производств не увеличивается, а сумма расходов на охрану окружающей среды минимизируется.

Конечно, данный экономический механизм можно реализовать и на более высоком уровне — между областями или даже государствами.

Если будут введены высокие ставки налогов на загрязнение окружающей среды, можно будет прогнозировать распространение механизма покупок прав на загрязнение между странами. Такое распространение приведет к улучшению экологической обстановки в мире, притока капитала в бюджет страны-продавца, и, как следствие, увеличение уровня жизни последней, где борьба с загрязнение окружающей среды требует меньше затрат.

Можно привести такой пример этого экономического механизма регулирования — после ввода так называемого «углеродного» налога в Германии, предприятиям этой страны стало дорого решать проблему выбросов углерода техническими средствами самих предприятий, стране на порядок дешевле и, следовательно, выгоднее для самой страны оказалось улучшить экологическое состояние территории России путем посадки леса. Такой проект имеет под собой довольно твердую экономическую основу — по расчетам компетентных служб, «для поглощения 1 млрд.тонн «чужого» СО2 (углерода) необходимы посадки леса на площади 1 млн.кв.км., что составляет 6% площади России» Колбасов О.С. Международно-правовая охрана природы. — М, 2007..

СИСТЕМА «ЗАЛОГ — ВОЗВРАТ»

Еще одним проверенным на практике экономическим механизмом регулирования является система «залог-возврат».

Смысл этого механизма состоит в введении оплаты дополнительной стоимости товара из расчета, что эта стоимость вернется покупателю обратно. На практике все происходит довольно просто: покупая бутылку лимонада в пластиковой бутылке (или стеклянной) на несколько десятых процента дороже, мы имеет возможность сдать пустую тару на вторпереработку, получив обратно эту дополнительную стоимость. Также вторичной переработке подвергаются макулатура, черные и цветные металлы, электрические лампочки (в некоторых регионах)

Читайте также:
Как самостоятельно составить программу для тренажерного зала

Несмотря на кажущуюся простоту, данный механизм позволяет значительно снизить величину отходов, в том числе и токсичных (в случае использования экологически неразрушающегося материала), сберечь значительные средства и ресурсы за счет утилизации.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Ежегодно от различных аварий и катастроф страдает окружающая среда. Увеличение проблем, связанных с этим растет в арифметической прогрессии — с каждым годом все острее и острее. Громадный ущерб, наносимый катастрофами и их последствиями, очевиден при анализе данных об авариях на нефтепроводах.

Ярким примером такого загрязнения можно вспомнить технологическую катастрофу, произошедшую со скважиной компании British Petrolium в Мексиканском заливе, когда негерметичность, разрыв, высокое давление нефтяного потока и повышенное газообразование в скважине привело к взрыву на платформе. Следствием такого взрыва стали глобальные последствия для океана и береговой линии в месте разлива, не говоря уже о людях, птица, животных и рыболовном промысле в этом районе. Эти последствия до сих пор сказываются на окружающей среде. На ликвидацию этой аварии и компенсацию ущерба местным производителям компанией будут потрачены миллиарды рублей.

Чтобы смягчить, уменьшить или вообще предотвратить последствия аварий существует механизм экологического страхования ответственности предприятий, являющихся источником высокого риска убытков, связанных с авариями, технологическими сбоями и, конечно же, стихийным бедствием Жибинова К.В. Экономические основы экологии. — М., 2007..

Теоретически создание сети страховых компаний призвано помочь в решении целого ряда экономических задач, таких как компенсация убытков, образующиеся в результате загрязнения окружающей среды, стимулирование создания программ предотвращения аварий за счет увеличения противоаварийных затрат со стороны страховой компании, повышение эффективности использования денежных средств, концентрируемых в страховых фондах и т.д.

Источник: studbooks.net

Планирование. Экологические программы

Согласно Закону «Об охране окружающей природной среды» (1991) планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственных экологических, программ (ст. 17 п. 1).

Под экологической программой понимается увязанный по ресурсам, срокам осуществления, исполнителям комплекс мероприятий (научно-исследовательского, производственного, социально-экономического, природоохранного, организационно-хозяйственного характера), направленных на решение экологических проблем (использование природно-ресурсного потенциала; здоровье населения; сохранение генетической информации, природы, культуры и др. объектов; экологическое воспитание и образование и т. д.).

1. Федеральные целевые экологические программы формируются для решения крупных экологических проблем общегосударственного значения. Они характеризуются сложным комплексом мероприятий, проводимых в короткие сроки и требующих значительной концентрации ресурсов для их реализации. Такими проблемами могут быть:

выполнение международных обязательств Российской Федерации по охране окружающей среды;

охрана и рациональное использование конкретного вида природного ресурса на территории Российской Федерации;

охрана особо ценных природных объектов федерального значения;

оздоровление экологической обстановки в бассейнах морей и крупных речных систем;

реабилитация зон чрезвычайной экологической ситуации (зон экологического бедствия);

целевые экологические научно-технические программы.

2) структуру проблемы, включая круг потребителей, вопросы развития регионов и отраслей, участвующих в ее решении;

3) временные границы реализации программы, которые определяются на основе ретроспективного и перспективного развития проблемы, учитывая ее внешнеэкономические аспекты, связь с другими проблемами социального и экономического характера;

4) цели программы, которые формируются с учетом документов законодательно-нормативного характера;

5) целевые показатели, которые необходимо достичь в ходе исполнения программы;

6) систему взаимоувязанных мероприятий (основа федеральной целевой экологической программы), обеспечивающих решение проблемы: научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, мониторинг, производственные и технологические мероприятия, строительство, нормативное и правовое обеспечение, реабилитация территорий и объектов, социальное развитие и медицинское оздоровление;

7) объемы финансирования программы (с выделением объемов капитальных вложений).

Экологические федеральные целевые программы можно классифицировать по целям их организации на:

межгосударственные, целью которых является реализация мер по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров (например, реализация Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении);

государственные, направленные на обеспечение экологической безопасности страны (например, о финансировании особо радиационно-опасных производств и объектов);

межрегиональные, имеющие целью обеспечение экологической безопасности на территории ряда субъектов РФ (например, обеспечение охраны озера Байкал и рациональное использование ресурсов его бассейна);

региональные, целью которых является улучшение экологической обстановки в одном регионе (например, радиационная реабилитация территории Уральского региона, оздоровление окружающей среды Кемеровской области).

Локальные, решающие вопросы принятия неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды в отдельных городах (например, Братске, Нижнем Тагиле). Затраты на федеральные целевые экологические программы включают стоимость разработки реализации программы. Они включают вложения как единовременного, так и текущего характера. В целом стоимость программы оценивается как совокупность прямых финансовых вложений собственно в мероприятия программы и ассигнований в сопряженные сферы для решения программных проблем. Финансовые ресурсы формируются из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, внебюджетных средств (средства предприятий) и пр.

Читайте также:
Как создавать программы в pascal abc

Эколого-экономическое стимулирование

Экономическое стимулирование — составная часть экономического механизма управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Другие экономические методы регулирования (планирование, финансирование мероприятий по охране окружающей среды, установление лимитов, платы за природные ресурсы, за загрязнение, лицензирование, экологическое страхование, экологический аудит) представляют собой систему косвенных регуляторов качества окружающей среды.

Все экономические регуляторы, затрагивая имущественные интересы природопользователей, приводят к пониманию зависимости между экономической выгодой и соблюдением экологических требований.

Таким образом, экономический стимул в управлении природопользованием — это своеобразная привязка задач экологически устойчивого развития к экономическим интересам природопользователей.

Эколого-экономическое стимулирование включает:

налогообложение (в т. ч. экологическое);

финансово — кредитный механизм природоохранной деятельности (льготное кредитование, субсидирование, субвенцирование и др.);

ценовую политику ( использование поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, регулирование цен на первичные ресурсы и конечную продукцию);

государственную поддержку предприятий, производящих природоохранное оборудование и контрольно — измерительные приборы, а также фирм, выполняющих работы и оказывающих услуги экологического назначения;

создание системы экологической сертификации, в том числе аккредитация органов по экосертификации;

формирование рынка экологических работ и услуг;

проведение политики торговли правами на загрязнение (использование механизма купли-продажи государственных лицензий на право загрязнения окружающей среды);

введение ускоренной амортизации основных фондов природоохранного назначения;

лицензирование использования природных ресурсов (лицензионный сбор).

Существуют две группы методов эколого-экономического стимулирования:

Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности.

Использование первой или второй группы методов определяется уровнем законодательно- нормативного обеспечения отдельных вопросов природопользования, экономической оценкой выгодности проводимых природоохранных мероприятий для предприятия, а в основе формируется экологическими потребностями общества.

Источник: studentopedia.ru

Федеральные и региональные экологические программы

Согласно Закону «Об охране окружающей природной среды» (1991) планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственных экологических программ (ст. 17 п. 1).

Под экологической программой понимается увязан­ный по ресурсам, срокам осуществления, исполнителям комплекс мероприятий (научно-исследовательского, производственного, социально-экономического, приро­доохранного, организационно-хозяйственного характе­ра), направленных на решение экологических проблем (использование природно-ресурсного потенциала; здо­ровье населения; сохранение генетической информации, природы, культуры и др. объектов; экологическое воспи­тание и образование и т. д.).

1. Федеральные целевые экологические программы формируются для решения крупных экологических проб­лем общегосударственного значения. Они характеризу­ются сложным комплексом мероприятий, проводимых в короткие сроки и требующих значительной концентра­ции ресурсов для их реализации. Такими проблемами могут быть:

♦ выполнение международных обязательств Российской Федерации по охране окружающей среды;

♦ охрана и рациональное использование конкретного вида природного ресурса на территории Российской Федерации;

♦ охрана особо ценных природных объектов федерального значения;

♦ оздоровление экологической обстановки в бассейнах морей и крупных речных систем;

♦ реабилитация зон чрезвычайной экологической
ситуации (зон экологического бедствия);

♦ целевые экологические научно-технические программы.

2) структуру проблемы, включая круг потребителей,
вопросы развития регионов и отраслей, участвующих в ее решении;

3) временные границы реализации программы, которые определяются на основе ретроспективного и перспективного развития проблемы, учитывая ее внешнеэкономические аспекты, связь с другими проблемами
социального и экономического характера;

4) цели программы, которые формируются с учетом документов законодательно-нормативного характера*;

5) целевые показатели, которые необходимо достичь в ходе исполнения программы;

6) систему взаимоувязанных мероприятий (основа федеральной целевой экологической программы), обеспечивающих решение проблемы: научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки, мониторинг, производственные и технологические мероприятия, строительство, нормативное и правовое обеспечение, реабилитация территорий и объектов, социальное развитие и медицинское оздоровление;

7) объемы финансирования программы (с выделением объемов капитальных вложений).

Экологические федеральные целевые программы можно классифицировать по целям их организации на:

♦ межгосударственные, целью которых является реализация мер по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров (например, реализация Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении*);

♦ государственные, направленные на обеспечение санологической безопасности страны (например, о финансировании особо радиационно-опасных производств и объектов);

♦ межрегиональные, имеющие целью обеспечение
экологической безопасности на территории ряда субъектов РФ (например, обеспечение охраны озера Байкал рациональное использование ресурсов его бассейна);

♦ региональные, целью которых является улучшение; экологической обстановки в одном регионе (например, радиационная реабилитация территории Уральского региона, оздоровление окружающей среды Кемеровскойобласти).

Читайте также:
Где взять программу для прошивки автомобиля

♦ локальные, решающие вопросы принятия неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды в городах (например, Братске, Нижнем Тагиле). Затратына федеральные целевые экологические
включают стоимость разработки реализации
программы. Они включают вложения как единовременного, так и текущего характера. В целом стоимость програм­мы оценивается как совокупность прямых финансовых вложений собственно в мероприятия программы и ассиг­нований в сопряженные сферы для решения программных проблем. Финансовые ресурсы формируются из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, внебюджетных средств (средства предприятий) и пр.

Региональные экологические программы формиру­ются на уровне республик в составе России, краев, об­ластей и городов. Их особенностью является взаимодей­ствие общегосударственных и территориальных интере­сов. Это определяет специфику их разработки, направ­ленности и реализации, которую можно охарактеризо­вать следующим образом:

♦ цели для программы определяют местные органы законодательной и исполнительной власти;

♦ программные мероприятия осуществляются в гра­ницах единицы территориально-административного де­ления РФ;

♦ управление проектированием и реализаций про­
грамм обеспечивается местными органами власти;

♦ сочетание экологических, санитарно-гигиениче­ских, медицинских и социальных мероприятий;

♦ финансирование программ осуществляется на основе привлечения средств производственных предприятий, местных и федерального бюджетов.

Основными задачами региональных экологических программ являются:

♦ улучшение экологической или социально-экологической обстановки,

♦ мониторинг окружающей среды,

♦ внедрение экологически чистых технологий,

♦ улучшение здоровья населения,

♦ социальное развитие региона.

Региональное программирование выступает как спо­соб перераспределения компетенции между федераль­ными и региональными органами власти в области при­родоохранной деятельности. При этом государство осу­ществляет согласование экологических мероприятий ре­гионального характера в масштабе РФ*.

На локальном уровне планирование представлено программой природоохранных мероприятий на пред­приятии. Это комплекс документов перспективного пла­нирования, ориентированный на достижение конечной цели (решение экологических проблем).

Использованию природных ресурсов, определяется после­довательность и сроки реализации намеченных меропри­ятий, указываются удельные и общие объемы выбросов вредных веществ до и после осуществления каждого ме­роприятия, оценивается потребность в материальных и финансовых ресурсах. Эти документы являются второй частью эколого-экономического паспорта предприятия – комплексного документа, содержащего характеристику взаимоотношений предприятия с окружающей средой.

Экологическое планирование следует рассматривать так же как обязательную составляющую долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития страны, отдельного региона, отрасли экономики*. Экологическая часть данного про­гноза должна включать систему основных показателей по охране окружающей среды:

♦ капитальные вложения, предусматриваемые на природоохранные мероприятия за счет всех источников
финансирования и из них за счет средств федерального
бюджета;

♦ объем сброса загрязняющих сточных вод;

♦ объем вредных веществ, выбрасываемых в атмо­сферный воздух стационарными источниками загрязнения;

♦ ввод в действие установок для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов;

♦ ввод в действие сооружений для очистки сточ­ных вод.

Концептуально экономическое планирование в сфе­ре природопользования основывается на понятии эколо­гического планирования. Таким образом, речь идет об эколого-экономическом планировании.

Примеры программ:

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 464 «О Феде­ральной целевой программе «Внутренние водные пути России» на 1996— 2000 гг.».

Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1996 г. №1120 «О допол­нительных мерах по реализации Федеральной программы развития мине­рально-сырьевой базы РФ на 1994—2000 гг. и стабилизации геолого-раз-ведочных работ».

Указ Президента РФ от 17 января 1997 г. № 11 «О Федеральной целевой программе «Мировой океан».

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил.

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах.

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют.

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания.

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана.

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час.

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов.

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта.

Источник: studopedia.info

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru