Что такое экологические программы

Начнем с выяснения того, что представляет собой целевая экологическая программа.

Целевая экологическая программа — это система (комплекс) производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных, научно-исследовательских и иных мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение поставленных целевых задач в области рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Разработка и реализация целевых экологических программ — составной неотъемлемый элемент обшей системы природоохранного управления на национальном и региональном уровнях взаимодействия экономики и окружающей природной среды. Следует подчеркнуть, что игнорирование и невыполнение требований к программе, вытекающих из данного выше определения, превращает ее в формальный документ о намерениях, в неработающий и поэтому бесполезный элемент системы управления социально-экологическими процессами.

Отличительной особенностью целевых программ является их комплексность, что адекватно самому характеру большинства экологических проблем, как и самому объекту целевого управления — сфере природопользования и охраны окружающей среды. Вместе с тем каждая из экологических программ, исходя из ее целевой направленности, призвана решить определенную, приоритетную на данный момент времени проблему.

Развлечёба | Про экологию Окружающий мир | СТС Kids

В соответствии с этим могут быть выделены следующие разновидности целевых программ:

• программы, ориентированные на ослабление экологической напряженности в так называемых проблемных регионах или зонах экологического бедствия (примером таковых является принятая в 1996 г. целевая программа “Оздоровление экологической обстановки и населения Оренбургской области”);

• целевые программы технико-технологической направленности (например, реализуемая в настоящее время в России целевая федеральная программа “Отходы”);

• программы преимущественно организационно-управленческого содержания (разновидностью таковых является федеральная целевая программа “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра”).

Роль и назначение целевых экологических программ и их особенности в качестве инструмента управления можно полнее раскрыть с учетом того места, которое они занимают в общем механизме планирования природопользования и охраны окружающей среды.

Планирование и программирование природопользования и охраны окружающей среды в качестве своего отправного момента имеют разработку и утверждение Федеральной концепции охраны окружающей среды и устойчивого развития. Данная Концепция, как отмечалось, утверждена в России в 1996 г.

Эта концепция представляет собой документ, отражающий нормативно-ценностной подход к сбалансированному решению социально-экономических задам и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и прпродно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. В концепции с принципиальных позиций раскрываются задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию, критерии принятия решений, показатели и этапы такого перехода.

• Экологические программы

Концепция перехода РФ к устойчивому развитию служит основой разработки Государственной стратегии охраны окружающей среды н устойчивого развития. Эта стратегия представляет собой долгосрочный (десятилетний) прогноз комплексного решения проблемы сбалансированного социально-экономического развития страны и улучшения состояния окружающей природной среды. В рамках этого документа также отрабатываются основные направления структурной перестройки народного хозяйства и размещения производительных сил с учетом соблюдения требований устойчивого развития и экологической безопасности.

Первый вариант Государственной стратегии был разработан на период 1996-2005 гг. В его основу был положен принцип скользящего варианта планирования. Иными словами, каждый год показатели Государственной стратегии должны уточняться, совершенствоваться и пролонгироваться на очередной период прогнозирования.

На базе Государственной стратегии в качестве составного этапа ее реализации разрабатываются двух- и трехлетние Национальные планы действий но охране окружающей среды РФ. В настоящее время в России реализуется четвертый план действий, охватывающий период с 1999 по 200 i гг.

Каждый такой план действий состоит из двух взаимосвязанных частей: 1) системы федеральных экологических программ, служащих выполнению приоритетных задач плана; 2) перечня законопроектов, принятие которых необходимо для нормативно-правовой поддержки выполнения программ.

Так, например, в план действий Правительства РФ на период 1996-1997 гг. были включены: 41 федеральная целевая экологическая программа (реализация 25-ти из которых была завершена в данный период), 4 законопроекта и 6 нормативных актов. За этот период, в частности, предполагалось принять новую редакцию закона РФ “Об охране окружающей природной среды”. Федеральные законы “О порядке лицензирования пользования недрами”, “О государственном водном кадастре”, “О порядке отнесения участков недр к объектам федерального значения”. Однако задания по нормативно-правовому обеспечению указанного плана действий выполнены не были, что уже само по себе противоречит реализуемым в настоящее время в мировой практике принципам природоохранного управления.

Читайте также:
Самые красивые интерфейсы программ

Что касается принятых и реализуемых в России федеральных экологических программ, то анализ их содержания позволяет сделать следующие основные выводы. Велик удельный вес программ, посвященных решению экологических проблем и защите населения в экологически неблагополучных районах РФ, т.е. направленных не на предупреждение нарушения природного равновесия и обострение экологической ситуации, а на нейтрализацию последствий нанесенного экологического ущерба. Явно недостаточно экологических программ инновационного характера, нацеленных на разработку и внедрение принципиально новых технико-технологических приемов охраны окружающей среды. В конечном счете все это препятствует целенаправленному проведению мер по предотвращению загрязнения среды.

В дальнейшем (см. п. 9.4.3) мы вернемся к анализу проблем, связанных с применением программно-целевого метода природоохранного управления. На следующем этапе планирования и программирования охраны окружающей среды и природопользования должна быть установлена доля экологических параметров в системе макроэкономических показателей (ВВП, ВНП, расходах федерального бюджета, валовых инвестициях и др.). Без этого невозможно подкрепить процесс выполнения •экологических планов и программ необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. В тесной взаимосвязи с выделяемыми на природоохранные цели ресурсами находится и система экологических стандартов, на что уже обращалось внимание (см. п. 9.3).

Экологическое прогнозирование и программирование на федеральном уровне служит отправным моментом разработки в различных регионах страны и секторах (отраслях) экономики аналогичных управленческих документов, а именно: региональных (отраслевых) концепций, стратегий и планов действий по охране окружающей среды и устойчивому развитию с обеспечением их выполнения разнообразными источниками финансирования .

Следует отметить, опираясь на российскую практику, что механизм прогнозирования и программирования как на региональном, так и на отраслевом уровнях отработан существенно слабее в сравнении с общенациональным (федеральным). Сказываются недостаток опыта работы в новых условиях, отсутствие необходимой нормативно-методической документации, квалифицированных кадров и т.п.

Так, в Санкт-Петербурге перспективные мероприятия в области охраны окружающей среды и природопользования получили отражение в долгосрочной программе “Чистый город”, принятой в 1997 г. и рассчитанной на 1997-2005 гг. Приоритетные мероприятия программы выделены в разделе “Охрана окружающей среды” Стратегического плана Санкт-Петербурга [Экология Петербурга, 1998]. Слабым звеном является реализация перспективных программных мероприятий посредством конкретных целевых экологических программ с выделением необходимых источников финансирования, включая региональный бюджет. Недостаточным является уровень обоснования эффективности и приоритетности включаемых в региональные природоохранные планы мероприятий. Не в полной мере реализуются и такие важные принципы современного целевого управления, как преодоление раздельного подхода к планированию экологического и социально-экономического развития территории, а также обеспечение возможно более полного участия всех основных “целевых групп” природопользователей (включая предпринимательские структуры, местные органы власти, население, неправительственные организации и др.) в подготовке и реализации экологических программ.

Решение проблем целевого социально-экономического и экологического управления как на федеральном, так и на региональном (секторальном) уровнях сдерживается отсутствием необходимой правовой базы. Важным элементом ее должен быть находящийся в процессе доработки Федеральный закон “О принятии и реализации федеральных целевых программ”. Этим законом должен быть создан правовой механизм регулирования экономики в рыночных условиях, должны определяться критерии приоритетности отбора целевых федеральных программ, порядок и источники их финансирования, должна предусматриваться ответственность за неисполнение программных мероприятий и т.п.

Читайте также:
Зачем нужна тихая установка программ

К числу наиболее важных и сложных относится вопрос об источниках финансирования целевых экологических программ, который тесно связан с вопросом о финансировании природоохранных мероприятий в целом. Данная проблема будет предметом специального анализа в следующей главе (см. п. 10.2). Отметим, что источниками финансирования программных мероприятий, наряду с бюджетами (федеральным и региональными), также могут являться экологические фонды (от федерального до региональных и местных), фонды воспроизводства природных ресурсов, кредитные источники, субсидии, гранты, в том числе, международных финансовых учреждений, страховые фонды и некоторые др.

Анализируемая принципиальная схема природоохранного планирования и программирования охватывает и уровень предприятия. На микроуровне также разрабатываются экологические стратегии и планы действий по охране окружающей среды, совмещенные с мерами по ресурсосбережению. Подробный анализ этих инструментов управления будет представлен в части V в связи с рассмотрением вопросов корпоративного экологического менеджмента. Тем не менее подключение к анализу уже на данном этапе микроэкономической проблематики позволяет показать, каким образом обеспечиваются взаимосвязь экологического планирования и программирования на различных уровнях экономики, а также участие предприятий в реализации федеральных (региональных, секторальных) экологических программах.

Источник: studfile.net

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ

ВКП (Всемирная климатическая программа) — Программа, принятая в 1979 году на Восьмом конгрессе Всемирной метеорологической организации. Задачи ВКП: помогать народам в использовании имеющихся данных о климате при планировании и регулировании всех сторон человеческой деятельности; улучшить современные данные о климате и полнее понять относительное влияние на него различных факторов; разработать методы долгосрочного прогнозирования возможных изменений климата, которые могли бы оказаться неблагоприятными для человечества.

ВСОП (Всемирная стратегия охраны природы) — программа, подготовленная Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП) при участии Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Одобрена на 14- ой Генеральной Ассамблее МСОП в г. Ашхабаде в 1978 году и принята в 1980 году во многих странах мира, в том числе в бывшем СССР. Стратегия обобщает в области охраны природы, формулирует основные экологические проблемы современности, рекомендует систему рациональных методов управления ресурсами биосферы.

ВХП (Всемирная хартия природы) — совокупность программных положений, принятых в 1982 году на 37 ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, отражающих основные принципы взаимоотношений человечества с окружающей природной средой и предлагающих меры по их осуществлению.

Всемирный день охраны окружающей среды (5 июня) — утвержден Стокгольмской конференцией ООН по окружающей среде в июне 1972 года и отмечается ежегодно в целях привлечения внимания к проблемам охраны окружающей среды.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ГИДРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА (МГП) – одна из основных правительственных программ ЮНЕСКО в области изучения природных ресурсов, исследующая водные ресурсы (включая ледники), гидрологические процессы. МГП состоит из четырёх проектов: научные проекты, проекты по образованию в области ресурсов, проекты информирования общественности, прежде всего о значении водных ресурсов для жизни людей, о способах их сохранения и рационального использования и проекты по развитию национальных инфраструктур управления водными ресурсами, в том числе национальными системами научно-технической информации. МГП проводится в несколько фаз, в ней участвует более 130 стран.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕЛЯЦИИ (МПГК) – широкий круг исследований Международного союза геологических наук (МСГН) и ЮНЕСКО, охватывающий отрасли геологии от геохронологии, стратиграфии и палеонтологии до вулканологии, тектоники, геологии полезных ископаемых, слежение за уровнем Мирового океана и т. п. Формально МПГК началась в мае 1973 г. на основе предложений 1967 г. (Прага). Национальные комитеты или отделы связи с МПГК имеют 104 страны мира. МПГК нацелена на решение проблем природных ресурсов и окружающей человека природной среды (прежде всего — геологической) и связана с Оборотным фондом ООН по исследованию природных ресурсов (ОФООН) и Международным агентством по атомной энергии (МАГАЭТ).

Читайте также:
9 с помощью каких устройств программы переводятся на один из языков понятный для эвм

ПРОГРАММА БИОЛОГИЧЕСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ (МБП) – научно-исследовательская программа ЮНЕСКО, посвящённая изучению гл. обр. продуктивности основных биомов планеты. Проводилась в 1965 – 1974 гг. МБП продолжена программой «Человек и биосфера».

ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ (человека) СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ – по смыслу приблизительно то же, что и программа экологическая, но с акцентом не на научные, а на практические аспекты проблем.

ПРОГРАММА «ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА» (ЧИБ – МАБ – МАВ – Man and Biosphere) – международная научно-исследовательская программа ЮНЕСКО (продолжение Международной биологической), направленная на решения ряда экологических вопросов, сформулированных в виде 14 отдельных программ-проектов (в основном о влиянии человека на экосистемы и обратном влиянии экосистем на человека). Принята в 1970 г., на 16-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, работы начаты в 1971 г. в работе участвуют около 90 стран. В соответствии с этой программой создаются биосферные заповедники. этой организации.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

С учетом значимых экологических аспектов и их воздействий, законодательных и других требований организация должна выработать экологические цели и задачи. Цели должны быть основаны на экологической политике и определены как для организации в целом, так и для соответствующих функций и уровней ее управления. Задачи представляют собой подробное требование к результативности, применимое к экологическому аспекту и воздействию в рамках деятельности всей организации либо ее части. Экологическая программа включает конкретные мероприятия для выполнения экологических задач.

Цели и задачи должны быть по возможности количественными. При формулировке целей и задач должны также приниматься во внимание взгляды «заинтересованных сторон» (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия или кто озабочен этими аспектами). К примеру, в формулировке цели «Снизитьэнергопотребление на 10% в течение одного года» неясна точка отсчета показателя цели (исходный уровень) и зависимость цели от уровня производства.

Цели и задачи должны включать обязательства по предотвращению загрязнения, соответствию применяемым законодательным требованиям и другим требованиям, с которыми организация согласилась, а также демонстрировать постоянное улучшение результативности СЭМ.

Устанавливая и анализируя свои цели и задачи, организация должна учитывать свои технологические возможности, финансовые, производственные и коммерческие требования.

Разработанный организацией реестр значимых экологических аспектов обосновывает цели, соответствующие им показатели и их целевые значения. Экологические цели устанавливаются обычно на годовой период, а на более короткий срок — оперативные цели, достижение которых должно осуществляться незамедлительно. Потребность в постановке таких целей возникает в чрезвычайных (аварийных) ситуациях.

Показатели экологических целей могут быть выражены следующим образом:

  • • количество использованных материалов, ресурсов;
  • • количество выбросов загрязняющих веществ;
  • • количество отклонений в сторону превышения установленных

пределов, экологических аварий;

  • • утилизированные отходы в процентах;
  • • количество специфических загрязняющих веществ;
  • • капиталовложения в охрану окружающей среды;
  • • изменение количества отходов, загрязнителей по отношению к капиталовложениям в чистые технологии и совершенствование производства;
  • • количество выбрасываемого загрязнителя на единицу торгового оборота;
  • • количество выбросов, исключенных путем замены материала. Установленные показатели экологических целей оформляются

в виде самостоятельного документа, вариант которого показан в таблице 14.

Показатель достижения цели

Должностное лицо

Источник: studref.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru