Детский церебральный паралич (ДЦП) — группа заболеваний центральной нервной системы при ведущем непрогрессирующем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. ДЦП наступает в результате поражения незрелого головного мозга, находящегося в состоянии созревания во внутриутробном периоде или в период раннего возраста. Основанием для установления диагноза ДЦП после 6 месяцев жизни ребенка является тот факт, что двигательные расстройства этио-патогенетически связаны с поражением головного мозга в перинатальном и раннем постнатальном периоде и в своем развитии перешли в резидуальный (стационарный) период. Кодирование по МКБ-10: G80.0 — Спастический церебральный паралич; G80.1 — Спастическая диплегия; G80.2 — Детская гемиплегия; G80.3 — Дискинетический церебральный паралич; G80.4 — Атаксический церебральный паралич; G80.8 — Другой вид детского церебрального паралича.
Причины возникновения ДЦП.
Описано более 400 биологических и средовых факторов, влияющих на ход нормального развития плода, но полностью их роль в формировании ДЦП не изучена. Часто отмечается сочетание нескольких неблагоприятных факторов как в периоде беременности, так и в родах.Среди причин ДЦП преобладают вредоносные воздействия на мозг во внутриутробном периоде – до 95%, на втором месте стоят антенатальные (в процессе родов) вредности, затем следуют постнатальные (ранний послеродовый период) факторы. Повреждения мозга ребёнка во время родов вследствие асфиксии и внутричерепных кровоизлияний накладываются на имеющиеся явления дизонтоэмбриогенеза. Черепно-мозговые травмы в постнатальный период также могут вызвать ухудшение состояния ребёнка. Так же среди причин развития ДЦП следует отметить: глубокую недоношенность и гидроцефалию, пороки развития головного мозга, травматическое или гипоксически-ишемическое повреждение головного и спинного мозга, внутриутробное инфицирование плода (токсоплазмоз, хламидиоз, уроплазмоз, вирус герпеса, краснухи и т.д.), несовместимость резус фактора матери и плода –»резус-конфликт», аутоиммунный процесс, токсикозы беременности, инфекционные, эндокринные, хронические соматические заболевания матери.
ДЦП – что это? / Здравствуйте
К внутриутробным причинам развития ДЦП относят острые или хронические экстрагенитальные заболевания матери: гипертоническую болезнь, пороки сердца, анемию, ожирение, сахарный диабет и заболевания щитовидной железы и др., приём лекарств во время беременности, профессиональные вредности, алкоголизм родителей, стрессы, психологический дискомфорт, физические травмы во время беременности. См. раздел сайта « Сайт Специализация. ППЦНС »
Развернуть… . Большинство указанных неблагоприятных факторов перинатального периода ведет к внутриутробной гипоксии плода и нарушению маточно-плацентарного кровообращения. Кислородная недостаточность угнетает синтез нуклеиновых кислот и белков, что приводит к структурным нарушениям эмбрионального развития.
Различные осложнения в родах: слабость сократительной деятельности матки, стремительные или затяжные роды, кесарево сечение, длительный безводный период, ягодичное и тазовое предлежания плода, длительный период стояния головки в родовых путях, инструментальное родовспоможение, а также преждевременные роды и многоплодную беременность также относят к факторам высокого риска развития ДЦП. До недавнего времени родовая асфиксия считалась ведущей причиной поражения мозга у детей.
МАТЬ ДВОИХ ДЕТЕЙ | МОДЕЛЬ | ДЦП | ЭТО ВОЗМОЖНО?
Изучение анамнеза детей, перенесших родовую асфиксию, показало, что у 75% из них был крайне неблагоприятный фон внутриутробного развития, отягощѐнный дополнительными факторами риска хронической гипоксии. Поэтому даже при наличии тяжёлой родовой асфиксии причинная связь с развившимся впоследствии психомоторным дефицитом не является абсолютной.
Существенное место в этиологии ДЦП занимает внутричерепная родовая травма вследствие механических воздействий на плод (сдавление мозга, размозжение и некроз мозгового вещества, разрывы тканей, кровоизлияния в оболочки и вещество мозга, нарушения динамического кровообращения мозга). Полностью нерешѐнным вопросом остаѐтся роль наследственной предрасположенности и генетической патологии в структуре ДЦП. Нередко за диагнозом ДЦП стоят недифференцированные генетические синдромы, что особенно характерно для атаксических и дискинетических форм ДЦП. Так наличие атетоза и гиперкинезов, которые принято строго связывать с ядерной желтухой, при отсутствии достоверных анамнестических данных может иметь генетическую основу.
Механизм возникновения ДЦП.
В результате воздействия вредоносных факторов происходит разрушение нейронов основного центрального двигательно-пирамидного пути головного мозга, что приводит в дальнейшем к нарушению формирования условных двигательных и антигравитационных рефлексов. Наступает повреждение или разрушение клеточных структур мозга, отвечающих за двигательные, речевые или когнитивные функции, и возникают те или иные формы детского церебрального паралича. В результате ребёнок не может ходить, выполнять точные движения, говорить и т.д.
Основные клинические проявления ДЦП.
В результате недоразвития или повреждения головного мозга при ДЦП в первую очередь поражаются двигательные пути головного мозга, а также происходит задержка и нарушение его созревания в целом. Поэтому у детей, страдающих ДЦП, встречаются разнообразные нарушения – двигательные расстройства (100%), которые могут быть единственным проявлением заболевания, а такжеинтеллектуальные, речевые, расстройства высших корковых функций . Двигательные и сенсорные нарушения с первых дней жизни ребенка с ДЦП создают неблагоприятные условия развития познавательной и речевой деятельности, мотивационно-потребностной и личностной сферы.
Какие формы ДЦП бывают у детей?
Наибольшее распространение в России получили классификации К.А. Семѐновой (1978г.):
— гемиплегическая форма;
и Л.О. Бадаляна с соавторами (1988г.) Таблица №1.
Ранний возраст
Старший возраст
— гемиплегия — диплегия — двусторонняя гемиплегия
Спастические формы: — гемиплегия — диплегия — двусторонняя гемиплегия
В подготовке материала использованы: клинические рекомендации по ведению детей с детским церебральным параличом. Утверждены на заседании Исполкома профессиональной ассоциации детских врачей Союза педиатров России на XVII Съезде педиатров России 15 февраля 2013г.
Двусторонняя (двойная) гемиплегия в международной клинической практике получила название квадриплегии, или тетрапареза. Формирование разнообразных неврологических отклонений и форм ДЦП зависит от локализации и размеров очага повреждения в головном мозге. Например, фокальный, мультифокальный некроз и перивентрикулярная лейкомаляция нервных клеток чаще в дальнейшем переходит во множественные кисты, порэнцефалию, гидроцефалию, что приводит к гемипаретической и спастической формам ДЦП нередко в сочетании с парциальной эпилепсией, умственной отсталостью и т. д.
Спастический двусторонний ДЦП Спастическая диплегия G80. Наиболее распространѐнный тип ДЦП (3/4 всех спастических форм), известный также под названием «болезнь Литтла». Для спастической диплегии характерно двустороннее поражение конечностей, ног в большей степени, чем рук, раннее формирование деформаций и контрактур. Распространѐнные сопутствующие симптомы — задержка психического и речевого развития, наличие псевдобульбарного синдрома, патологии черепных нервов, приводящей к атрофии дисков зрительных нервов, дизартрии, нарушениям слуха, а также умеренное снижение интеллекта.
Спастический тетрапарез (двойная гемиплегия) G80.0. Одна из самых тяжѐлых форм ДЦП, являющаяся следствием аномалий развития головного мозга, внутриутробных инфекций и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением вещества головного мозга, нередко сопровождающаяся формированием вторичной микроцефалии. Клинически проявляется двусторонней спастичностью, в равной степени выраженной в верхних и нижних конечностях, либо преобладающей в руках. При этой форме ДЦП наблюдается широкий спектр сопутствующей патологии: последствия повреждений черепных нервов (косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушения слуха, псевдобульбарный синдром), выраженные когнитивные и речевые дефекты, эпилепсия, раннее формирование тяжѐлых вторичных ортопедических осложнений (контрактур суставов и костных деформаций). Тяжѐлый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации к лечению и обучению резко ограничивают самообслуживание и простую трудовую деятельность.
Спастический односторонний ДЦП G80.2 . Характеризуется односторонним спастическим гемипарезом, у части пациентов – задержкой психического и речевого развития. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Реже встречается спастический монопарез. Возможны фокальные эпилептические приступы.
Причиной является геморрагический инсульт (чаще односторонний), и врождѐнные аномалии развития мозга. Дети с гемипарезами овладевают возрастными двигательными навыками несколько позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребѐнка.
Дискинетический ДЦП G80.3 Характеризуется непроизвольными движениями, традиционно называемыми гиперкинезами (атетоз, хореоатетоз, дистония), изменениями мышечного тонуса (может отмечаться как повышение, так и понижение тонуса), речевыми нарушениями чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностически благоприятно в отношении социальной адаптации и обучения, чаще преобладают нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Одной из самых частых причин данной формы является перенесенная гемолитическая болезнь новорождѐнных с развитием «ядерной» желтухи, а также острая интранатальнаяасфиксия у доношенных детей с селективным повреждением базальных ганглиев (statusmarmoratus). При этом, как правило, повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. Выделяются атетоидный и дистонический варианты.
Атаксический ДЦП G80.4 Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Нарушения координации представлены наличием интенционного тремора и дисметрией при выполнении целенаправленных движений. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка, лобно-мосто-мозжечкового пути и, вероятно, лобных долей вследствие родовой травмы, гипоксически ишемического фактора или врождѐнных аномалий развития. Интеллектуальный дефицит при данной форме варьирует от умеренного до глубокого.
В целом, ведущим клиническим симптомом при ДЦП является спастичность, встречающаяся более чем в 80% случаев. Спастичность представляет собой «двигательное нарушение, являющееся частью синдрома поражения верхнего мотонейрона, характеризующееся скорость-зависимым повышением мышечного тонуса и сопровождающееся повышением сухожильных рефлексов в результате гипервозбудимости рецепторов растяжения» (J.W. Lance 1980).
Какие методики лечения ДЦП применяются в настоящее время?
На ранней стадии развития ДЦП (до 4 месяцев, согласно классификации К.А. Семѐновой) диагноз не всегда очевиден, однако наличие отягощѐнного перинатального анамнеза, задержка психомоторного развития ребѐнка являются показаниями к целенаправленному наблюдению ребѐнка педиатром и неврологом. Оказание помощи новорожденным, угрожаемым по развитию ДЦП, начинается в роддоме и продолжает на 2 этапе – в специализированных отделениях при детских больницах, и на 3 этапе – амбулаторно при детских поликлиниках под наблюдением педиатра, невролога и врачей специалистов (ортопеда, офтальмолога и др.).
В федеральных клинических рекомендациях нет патогенетического воздействия на причину ДЦП. Задачей рекомендаций является оптимальная адаптация ребѐнка к существующему дефекту, основанная на принципах пластичности нервной системы. Согласно опубликованному в 2009 г. Европейскому консенсусу по лечению ДЦП с использованием ботулинотерапии, выделяют несколько основных групп лечебных воздействий при спастических формах ДЦП:
Основные группы лечебных воздействий при спастических формах ДЦП.
Таблица №2. Развернуть…
Источник: cortexmed.ru
ДЦП: обзор методик реабилитации. Часть 1
Дети с ДЦП постоянно проходят курсы реабилитаций, в разных центрах – разные методы. Чем они отличаются друг от друга? Разбираясь с методиками реабилитаций церебрального паралича, корреспондент «Милосердие.ru» Софья Бакалеева собрала столько материала, что он не уместился в одну статью.
Приведенные здесь методики — лишь инструменты реабилитации и адаптации ребенка с ДЦП. Важно, чтобы они попали в руки грамотного специалиста. В руках профессионального реабилитолога, понимающего свою компетенцию, учитывающего и уважающего интересы своего пациента, все эти методики становятся способом подарить пациенту с ДЦП иногда — независимость, иногда — свободу передвижения, но всегда — уверенность в себе.
Главное: у каждого вмешательства, у каждого нового витка реабилитации должна быть цель. Не далекая и не абстрактная — «быть здоровым» или «быть как все».
Посмотрим на правый столбик и увидим аббревиатуру — SMART («умный»). Концепцию SMART-целей давно используют в бизнесе, в частной жизни для решения конкретных проблем и в том числе в реабилитации. Она доказала свою эффективность.
1) Физическая терапия (англ. physical therapy) (не путать с физиотерапией)
На чем основан: метод основан на научном подходе и принципах доказательной медицины (evidence-based medicine).
Кому подходит: пациентам, имеющим самые разные заболевания и состояния в области неврологии, травматологии, ортопедии, кардиологии, паллиативной медицины, с самым разным течением и прогнозом.
Цель: в максимально возможной степени восстановить и поддержать способность человека к движению и независимости, развивать функциональные движения, не допустить либо ограничить развитие осложнений, например, контрактур, деформаций, пролежней, помочь клиенту контролировать боль и поддерживать функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Задачи: в фокусе физической терапии находится движение, причем максимально активное, которое инициирует сам пациент. Физические терапевты считают его восстановление и поддержание — главной целью своей деятельности. С ним связана любая наша активность, оно помогает общаться с людьми, устанавливать социальные контакты, проявлять чувства. В любом нашем движении неразрывно переплетены физические, социальные и психологические факторы.
Суть метода: физические терапевты применяют физические (естественные) методы воздействия на клиента, основанные на движении, мануальном воздействии, массаже, рефлексотерапии и действии тепла, света, высоких частот, ультразвука и воды. Но основным считает механическую силу и движение. Результатом работы физического терапевта являются максимально активные и правильные движения, которые планирует, инициирует и выполняет уже сам клиент (пациент) в рамках своего двигательного потенциала.
Способ: вмешательство физического терапевта — это:
— специально подобранные физические упражнения: тренировка силы, равновесия, компонентов движений и т.д. с учетом нарушений клиента и ряда других факторов;
— приемы, помогающие клиенту выполнить то или иное движение;
— выбор и формирование правильных поз (положений тела), облегчающих состояние человека и/или препятствующих возникновению осложнений;
— техники и приемы правильного перемещения пациентов;
— подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации;
— обучение клиентов и тех, кто им помогает (если им приходится перемещать пациента), правильному двигательному поведению.
Принципы: В настоящее время физические терапевты, эрготерапевты, как и многие другие профессионалы, используют так называемый проблемно-ориентированный подход. Процесс состоит из следующих шагов: оценки, планирования вмешательства, собственно вмешательства и оценки эффективности вмешательства.
Работа физического терапевта начинается с оценки состояния всех структур и функций клиента, которые могут влиять на его движения, мобильность и иные функциональные возможности. Затем специалист, совместно с клиентом и/или его близкими, ставит четкие и понятные для клиента и членов его семьи цели вмешательства.
Формы работы: физический терапевт участвует в работе междисциплинарной команды, то есть, группы специалистов, в которую входят врачи, медицинские сестры, логопеды, психологи, педагоги и другие специалисты. В каждом конкретном случае команда формируется только из тех специалистов, помощь которых действительно нужна конкретному человеку и/или его семье. Работа в команде строится на партнерских взаимоотношениях между специалистами, все решения принимаются ими совместно после обсуждений, но при этом каждый член команды несет профессиональную ответственность за свою работу. Кроме профессионалов, в команду входят сам клиент и, достаточно часто, его родственники или другие близкие ему люди. Кооперация с клиентом, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения — неотъемлемое условие успешной помощи.
Противопоказания: нет
Продолжительность курса: идея курсовой терапии отсутствует, вмешательство осуществляется для достижения конкретной цели
2) Эрготерапия
На чем основан: на научном подходе и принципах доказательной медицины (evidence-based medicine). Термин «эрготерапия» был принят как русский эквивалент общепринятого термина «Occupation Therapy». Как специальность эрготерапия сформировалась после Второй мировой войны, когда общество столкнулось с проблемой массовой инвалидизации людей работоспособного возраста и необходимостью их реабилитировать.
Кому подходит: всем, перенесшим заболевание/травму или имеющим нарушения развития от рождения, оказавшимся по этой причине зависимыми от посторонней помощи.
Цель: помочь в максимально возможной степени восстановить способность человека к независимой жизни.
Задачи: помочь людям с различными физическими и психическими нарушениями активно выполнять повседневные дела, например, обслуживать себя (одеваться, раздеваться, мыться, принимать пищу и т.д.), участвовать в продуктивной деятельности — играть, работать, а также проводить досуг, например, осваивать хобби, и, таким образом, достичь максимальной независимости во всех аспектах повседневной жизни. Также эрготерапия препятствует снижению активности клиента, усугублению нарушений и ухудшению его состояния.
Суть метода: Эрготерапевты работают с клиентами, которые из-за своих нарушений ограничены в таких областях, как самообслуживание, продуктивная деятельность и досуг. Они не только анализируют влияние нарушений на разные виды деятельности, но и учитывают при этом действие личностных факторов и факторов окружающей среды (социальных, физических, экономических) на функционирование каждого клиента в конкретных ситуациях. В целом эрготерапевт использует те виды активности, которые важны для клиента и направлены на достижение максимально возможного уровня его функционирования, независимости в повседневной жизни и, следовательно, на улучшение качества жизни. Например, для ребенка это могут быть навыки одевания, самостоятельного приема пищи, игры, планирования свободного времени.
Способ: вмешательство эрготерапевта — это:
— специально подобранные методы обучения клиента и/или его родственников и ухаживающих за ним людей;
— приемы, помогающие клиенту выполнить тот или иной компонент выбранной активности;
— приемы модификации и адаптации задачи, стоящей перед клиентом, облегчающие ее выполнение;
— разнообразные приемы развития и тренировки функции руки и кисти;
— техники и приемы правильного перемещения пациентов, ухода и помощи в выполнении всех необходимых видов деятельности;
— использование разнообразных методов адаптации окружающей среды;
— подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации.
Принципы: проблемно-ориентированный подход: оценка, планирование вмешательства, собственно вмешательство и оценка эффективности вмешательства.
Работа эрготерапевта начинается с оценки важных и необходимых для клиента видов деятельности, качества их выполнения, актуальных возможностей клиента и анализа факторов, которые мешают либо помогают эффективно что-то делать, включая особенности окружающей среды и состояние всех структур и функций клиента. Затем специалист, совместно с клиентом и/или с его близкими намечают конкретные цели вмешательства.
Формы работы: эрготерапевты работают непосредственно с отдельными людьми, группами людей или сообществами, помогая им выполнять то, что они хотят, вынуждены или обязаны делать, и адаптируют сам вид деятельности и/или окружающую среду (обстановку) так, чтобы люди могли эффективнее выполнить стоящую перед ними задачу.
Противопоказания: нет
Продолжительность курса: идея курсовой терапии отсутствует, вмешательство осуществляется для достижения конкретной цели
3) Бобат-терапия
Авторы: супружеская пара из Лондона — нейрофизиолог Карл Бобат и физиотерапевт Берта Бобат — разработала в 40-х годах ХХ века систему специальных занятий, которая получила название Бобат-терапия. В наше время концепция Бобат реализована как нейродинамическая реабилитация.
На чем основан: способность мозга к нейропластичности в меняющихся условиях внешней среды, которые побуждают к совершенствованию двигательного поведения. За время существования методики фокус ее применения сместился от попытки влиять на восстановление поврежденной нервной системы к нормализации движений пациента. Важным открытием стало то, что не мышцы, а именно мозг контролирует то, как пациент выполняет движение или находится в статической позе. Значит терапевт может изменить движения пациента на более правильные, используя некоторые специфические приемы сенсорной стимуляции.
Кому подходит: людям с двигательными нарушениями, возникшими вследствие поражения центральной нервной системы
Цели: повышение функциональной активности пациента, максимальное повышение эффективности движения в рамках возможностей пациента (а не восстановление движения до уровня нормального), расширение его участия в социальной жизни.
Задачи терапии: стимуляция нормального двигательного развития и профилактика возникновения контрактур и деформаций, работа с мышечным тонусом — для улучшения качества движения.
Суть метода: С помощью технологий управления и направления движений пациента с тщательно ранжированным стимулированием терапевт стремится дать нормальное ощущение активного движения, которое переводится в сферу целенаправленного действия. Бобат-терапия – это нейроразвивающая терапия, не имеющая канонических упражнений или комплексов. Каждый раз она осуществляется индивидуально. Берта Бобат утверждала, что терапевт в этом методе обязан «делать то, что работает наилучшим образом». Терапевт словно «вылепляет» правильное движение у своего пациента и стремится к наиболее нормальному движению (позе) и максимальной самостоятельности пациента.
Способ: терапевт комбинирует приемы, которые называются сенсорной стимуляцией, ингибицией и фасилитацией:
— ингибиция — это торможение патологических движений, положений тела и рефлексов, которые препятствуют развитию нормальных движений;
— фасилитация — это облегчение правильных (нормальных) движений и положений тела;
— стимуляция – это тактильные и кинестетические стимулы, необходимые для того, чтобы ребенок лучше ощущал правильные движения и положение собственного тела в пространстве.
В результате у человека меняются привычные ощущения от движений и статического удержания позы. А это дает возможность коррекции поз и движений.
Принципы двигательного обучения: активное участие пациента, тренировка навыка, постановка значимых для пациента целей. При Бобат-терапии физический терапевт должен включить своего пациента в совместную деятельность, ребенок должен осознанно выполнять то или иное действие, что исключает с его стороны негативную реакцию. Если же она есть, действия терапевта изначально неверны и не могут привести ни к каким улучшениям.
Противопоказания:
Эпилепсия в период активных приступов
Выраженные психические расстройства
Острые воспаления и лихорадочные состояния
4) Войта-терапия
На чем основан: по теории Войта, если закрепить движения на рефлекторном уровне, центральная нервная система будет их использовать, будет появляться спонтанная двигательная активность в виде выработанного движения, улучшение эргономичности в целом. Профессор Войта предполагал, что благодаря многократному вызыванию у пациента этих «рефлексообразных» движений происходит «разблокирование» или «повторная прокладка» функционально блокированных нервных сетей между мозгом и костным мозгом.
Кому подходит: метод используется для исправлений нарушений в опорно-двигательном аппарате, как у младенцев, так и у детей постарше. Войта-терапия особенно эффективна у младенцев, так как у них еще не развиты замещающие модели движений. У детей в возрасте 5-6 лет и старше уже выработаны такие модели, поэтому специалисты делают акцент на активации и поддержании физиологических двигательных форм.
Цели: за счёт использования рефлекторной локомоции должны стать снова доступными и применимыми элементарные составляющие выпрямления и передвижения человека, то есть:
— равновесие тела при движениях («постуральное управление»),
— выпрямление тела против силы тяжести,
— целенаправленные хватательные и шаговые движения конечностей («фазная подвижность»).
Задачи: формирование двигательных навыков, соответствующих возрасту ребенка.
Суть метода: вызывание рефлекторных двигательных актов (рефлексолокомоций) путем стимуляции определенных кожных зон с одновременным приложением строго ориентированного вектора давления. Процедура не относится к методике лечебной физкультуры. Это не физическая тренировка движений, а опосредованное воздействие на центральную нервную систему. В мозге сохраняется программа «нормальных», физиологичных движений, а не заучивание замещающих направлений.
Способ: терапевт оказывает давление на определенные зоны тела человека, который находится в исходном положении лежа на животе, спине или на боку. Раздражения рефлекторно вызывают один из двух комплексов: рефлекторное ползание на животе или рефлекторное переворачивание из положения лежа на спине или на боку через положение на животе в положение стоя на четвереньках.
Принципы: сама процедура ни в коем случае не должна вызывать боль и страх. Активированное состояние, на достижение которого направлена терапия, у грудных детей во время процедуры часто выражается в виде крика. Крик является средством реагирования на непривычную активацию у пациентов в этом возрасте. В старшем возрасте, когда дети могут выразиться с помощью языка, они уже не кричат.
Противопоказания:
Острая инфекционная патология
10 дней после прививки
Проблемы с сердечно-сосудистой системой
Несовершенный остеогенез, болезнь стеклянных костей, фосфат-диабет
Обострение других хронических болезней
Судороги различного происхождения
При подготовке обзора были использованы материалы:
Е.В.Семенова, Е.В.Клочкова, А.Е. Коршикова-Морозова, А.В. Трухачева, Е.Ю. Заблоцкис. Реабилитация детей с ДЦП. Обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам М., 2018
К. А. Семенова
Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом М., 2007
https://physrehab.ru
сайт АНО «Физическая реабилитация»
http://www.vojta.com
сайт Международного общества Войты
Обзор будет продолжен.
Иллюстрации: Оксана Романова
Источник: dobroserdie.com
ДЦП: современные методы реабилитации
К сожалению, ДЦП относится к разряду неизлечимых заболеваний. Однако это не означает, что ребенку с таким диагнозом ничем нельзя помочь. Почему возникает ДЦП? Каким он бывает? И что может предложить отечественная медицина в рамках ОМС для реабилитации детей с ДЦП?
Причины ДЦП
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это поражение центральной нервной системы у ребенка, приводящее к ограничению ее функциональной активности. По статистике ВОЗ, сегодня в мире на 1 тысячу родов фиксируется от 2 до 5 случаев ДЦП.
Впервые эту болезнь описал английский хирург-ортопед Уильям Джон Литтл еще в 1861 году. Он считал, что существует взаимосвязь между развитием ДЦП и нарушением течения беременности у матери или кислородным голоданием плода во время родов. Дальнейшие исследования доказали его правоту. В настоящее время науке известно около 400 неблагоприятных факторов, провоцирующих ДЦП.
Симптомы заболевания
Наиболее характерные симптомы ДЦП — это ограничение (или отсутствие движений), двигательные расстройства (повторение одних и тех же действий руками, ногами или головой), невозможность поддерживать тело в вертикальном положении и самостоятельно передвигаться, а также задержка психо-речевого развития, нарушение поведения (признаки агрессии и членовредительства), снижение интеллекта и эпилепсия. Данные симптомы могут варьироваться в зависимости от степени поражения головного мозга.
Формы ДЦП
В нашей стране используется классификация, предложенная врачом-неврологом Ксенией Семеновой, согласно которой выделяют 6 форм ДЦП:
- 1. спастическую диплегию;
- 2. двойную гемиплегию;
- 3. спастическую гемиплегию;
- 4. атонически-астатическую;
- 5. атактическую;
- 6. гиперкинетическую.
Также для диагностики заболевания применяется международная система оценки моторных функций (GMFCS):
- Уровень первый: ребенок ходит сам без ограничений.
- Уровень второй: ходит с ограничениями.
- Уровень третий: ходит, используя ручные средства для передвижения.
- Уровень четвертый: ребенок не ходит сам, но сидит, прислонившись к опоре.
- Уровень пятый: ребенок лежит и не может самостоятельно изменить свое положение.
Методы реабилитации*
Какие именно способы реабилитации будут использованы для лечения пациента, зависит от формы ДЦП и уровня поражения моторных функций. Свою эффективность на данный момент доказали следующие методики, применяемые в специализированных стационарах Москвы:
Массаж
Используется для нормализации мышечного тонуса. Имеет свою специфику: воздействует на триггерные точки, весь организм или на рефлекторно-сегментарные зоны. Поэтому проводить массаж должны квалифицированные специалисты, имеющие опыт по реабилитации пациентов с ДЦП.
Войта-терапия
Названа по имени основателя — профессора медицины В. Войта из Чехии, предложившего в середине прошлого века закреплять движения у больных ДЦП на уровне рефлексов. Войта-терапия наиболее эффективна в младенческом возрасте, когда рефлексы еще не сформированы до конца.
ЛФК
Для выполнения ряда упражнений используют специальные тренажеры — вертикализаторы. Они позволяют постепенно приучить организм находиться в правильном вертикальном положении в пространстве. Для отработки отдельных поз и дозации нагрузки на опорно-двигательный аппарат используют специальные костюмы, созданные по принципу экзоскелета.
Водная гимнастика
Проводится в бассейне, температура воды в котором должна быть 36-38 °С. Для улучшения подвижности суставов и расслабления мускулатуры пациенты под контролем инструктора выполняют упражнения с элементами подныривания и ныряния.
Подводное вытяжение
Выполняется в ванне особой конструкции: в ней установлен механизм, фиксирующий ноги пациента и постепенно выполняющий тракцию плечевого пояса. Подводное вытяжение при ДЦП эффективно при нарушениях осанки и выраженном болевом синдроме.
Парафинотерапия
Разновидность теплолечения, для которого используют продукт нефтеочистки (парафин), подогретый до 50 °С. Может быть в виде ванночек для ног, рук, а также аппликаций на триггерные зоны. Парафинотерапия при ДЦП усиливает кровообращение, снимает спазмы в мышцах и способствует улучшению проводящей функции периферических нервов.
Ботулинотерапия
Инъекции живого ботулотоксина применяются для снижения спастичности в конечностях. Сами по себе они не влияют на освоение пациентом новых движений, но после них другие методы реабилитации проходят быстрее и эффективнее.
В отдельных случаях используются и хирургические методы коррекции. Так, при большом объеме поражений головного мозга с целью восстановления в полном объеме функций дыхания и глотания проводят операции по установке трахео или гастростомы, что значительно улучшает в дальнейшем качество жизни пациента и облегчает родственникам уход за ним.
В чем отличие зарубежных методик реабилитации ДЦП?
В настоящее время во всем мире применяют одни и те же методики, чья клиническая эффективность доказана на протяжении многих лет. В этом отношении реабилитационный комплекс, который сегодня предлагает наш Центр, ничем не отличается от того, что используют за рубежом. Другой вопрос — количество специализированных реабилитационных центров. В настоящее время в России их пока меньше, чем в Европе, США, Израиле или Китае.
Кстати, недавно у нас проходил курс реабилитации ребенок с тяжелой формой ДЦП, постоянно проживающий в Израиле. При этом родители настаивали на его госпитализации именно к нам, потому что были не удовлетворены результатом лечения на родине. А ведь для иностранных граждан, в отличие от россиян, она проводится только на платной основе!
Концепция и в России, и за рубежом одна, она называется SMART-терапия. Аббревиатура составлена из первых букв английских слов: «конкретная, измеримая, достижимая, реалистичная, ограниченная во времени». Поэтому при оказании помощи ребенку с ДЦП мы практикуем мультидисциплинарный подход, подразумевающий участие в процессе различных специалистов — неврологов, нейрохирургов, офтальмологов, ЛОР-врачей, гастроэнтерологов, ортопедов, психологов, эрготерапевтов. Это помогает достигать в кратчайшие сроки конкретных целей в каждом отдельном случае. Например, чтобы ребенок, который не ходит, начал передвигаться сам.
Наталья Павловна Прокопьева
Результаты реабилитации детей с ДЦП
Конечно же, родителей, столкнувшихся с проблемой ДЦП, прежде всего волнует один вопрос: «Каков прогноз на будущее для моего ребенка?» Однозначного ответа не существует. В каждом отдельном случае все индивидуально и зависит от многих факторов: формы ДЦП, уровня, объема поражения головного мозга, возраста пациента, количества присоединившихся осложнений, объема ранее проводимой реабилитации.
Оценить результат реабилитационных комплексов может только специалист по особой шкале, поскольку часто эффект от них бывает отсроченным — то есть проявляется не сразу, а по мере «накопления» ребенком новых навыков.
Залог положительной динамики в данной ситуации — регулярные госпитализации и систематическое выполнение всех рекомендаций врача в период нахождения ребенка вне стационара.