Что такое дцп программа

Детский церебральный паралич (ДЦП) — группа заболеваний центральной нервной системы при ведущем непрогрессирующем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. ДЦП наступает в результате поражения незрелого головного мозга, находящегося в состоянии созревания во внутриутробном периоде или в период раннего возраста. Основанием для установления диагноза ДЦП после 6 месяцев жизни ребенка является тот факт, что двигательные расстройства этио-патогенетически связаны с поражением головного мозга в перинатальном и раннем постнатальном периоде и в своем развитии перешли в резидуальный (стационарный) период. Кодирование по МКБ-10: G80.0 — Спастический церебральный паралич; G80.1 — Спастическая диплегия; G80.2 — Детская гемиплегия; G80.3 — Дискинетический церебральный паралич; G80.4 — Атаксический церебральный паралич; G80.8 — Другой вид детского церебрального паралича.

Причины возникновения ДЦП.

Описано более 400 биологических и средовых факторов, влияющих на ход нормального развития плода, но полностью их роль в формировании ДЦП не изучена. Часто отмечается сочетание нескольких неблагоприятных факторов как в периоде беременности, так и в родах.Среди причин ДЦП преобладают вредоносные воздействия на мозг во внутриутробном периоде – до 95%, на втором месте стоят антенатальные (в процессе родов) вредности, затем следуют постнатальные (ранний послеродовый период) факторы. Повреждения мозга ребёнка во время родов вследствие асфиксии и внутричерепных кровоизлияний накладываются на имеющиеся явления дизонтоэмбриогенеза. Черепно-мозговые травмы в постнатальный период также могут вызвать ухудшение состояния ребёнка. Так же среди причин развития ДЦП следует отметить: глубокую недоношенность и гидроцефалию, пороки развития головного мозга, травматическое или гипоксически-ишемическое повреждение головного и спинного мозга, внутриутробное инфицирование плода (токсоплазмоз, хламидиоз, уроплазмоз, вирус герпеса, краснухи и т.д.), несовместимость резус фактора матери и плода –»резус-конфликт», аутоиммунный процесс, токсикозы беременности, инфекционные, эндокринные, хронические соматические заболевания матери.

ДЦП – что это? / Здравствуйте

К внутриутробным причинам развития ДЦП относят острые или хронические экстрагенитальные заболевания матери: гипертоническую болезнь, пороки сердца, анемию, ожирение, сахарный диабет и заболевания щитовидной железы и др., приём лекарств во время беременности, профессиональные вредности, алкоголизм родителей, стрессы, психологический дискомфорт, физические травмы во время беременности. См. раздел сайта « Сайт Специализация. ППЦНС »

Развернуть… . Большинство указанных неблагоприятных факторов перинатального периода ведет к внутриутробной гипоксии плода и нарушению маточно-плацентарного кровообращения. Кислородная недостаточность угнетает синтез нуклеиновых кислот и белков, что приводит к структурным нарушениям эмбрионального развития.

Различные осложнения в родах: слабость сократительной деятельности матки, стремительные или затяжные роды, кесарево сечение, длительный безводный период, ягодичное и тазовое предлежания плода, длительный период стояния головки в родовых путях, инструментальное родовспоможение, а также преждевременные роды и многоплодную беременность также относят к факторам высокого риска развития ДЦП. До недавнего времени родовая асфиксия считалась ведущей причиной поражения мозга у детей.

МАТЬ ДВОИХ ДЕТЕЙ | МОДЕЛЬ | ДЦП | ЭТО ВОЗМОЖНО?

Изучение анамнеза детей, перенесших родовую асфиксию, показало, что у 75% из них был крайне неблагоприятный фон внутриутробного развития, отягощѐнный дополнительными факторами риска хронической гипоксии. Поэтому даже при наличии тяжёлой родовой асфиксии причинная связь с развившимся впоследствии психомоторным дефицитом не является абсолютной.

Существенное место в этиологии ДЦП занимает внутричерепная родовая травма вследствие механических воздействий на плод (сдавление мозга, размозжение и некроз мозгового вещества, разрывы тканей, кровоизлияния в оболочки и вещество мозга, нарушения динамического кровообращения мозга). Полностью нерешѐнным вопросом остаѐтся роль наследственной предрасположенности и генетической патологии в структуре ДЦП. Нередко за диагнозом ДЦП стоят недифференцированные генетические синдромы, что особенно характерно для атаксических и дискинетических форм ДЦП. Так наличие атетоза и гиперкинезов, которые принято строго связывать с ядерной желтухой, при отсутствии достоверных анамнестических данных может иметь генетическую основу.

Механизм возникновения ДЦП.

В результате воздействия вредоносных факторов происходит разрушение нейронов основного центрального двигательно-пирамидного пути головного мозга, что приводит в дальнейшем к нарушению формирования условных двигательных и антигравитационных рефлексов. Наступает повреждение или разрушение клеточных структур мозга, отвечающих за двигательные, речевые или когнитивные функции, и возникают те или иные формы детского церебрального паралича. В результате ребёнок не может ходить, выполнять точные движения, говорить и т.д.

Основные клинические проявления ДЦП.

В результате недоразвития или повреждения головного мозга при ДЦП в первую очередь поражаются двигательные пути головного мозга, а также происходит задержка и нарушение его созревания в целом. Поэтому у детей, страдающих ДЦП, встречаются разнообразные нарушения – двигательные расстройства (100%), которые могут быть единственным проявлением заболевания, а такжеинтеллектуальные, речевые, расстройства высших корковых функций . Двигательные и сенсорные нарушения с первых дней жизни ребенка с ДЦП создают неблагоприятные условия развития познавательной и речевой деятельности, мотивационно-потребностной и личностной сферы.

Какие формы ДЦП бывают у детей?

Наибольшее распространение в России получили классификации К.А. Семѐновой (1978г.):

— гемиплегическая форма;

и Л.О. Бадаляна с соавторами (1988г.) Таблица №1.

Ранний возраст

Старший возраст

— гемиплегия — диплегия — двусторонняя гемиплегия

Спастические формы: — гемиплегия — диплегия — двусторонняя гемиплегия

В подготовке материала использованы: клинические рекомендации по ведению детей с детским церебральным параличом. Утверждены на заседании Исполкома профессиональной ассоциации детских врачей Союза педиатров России на XVII Съезде педиатров России 15 февраля 2013г.

Двусторонняя (двойная) гемиплегия в международной клинической практике получила название квадриплегии, или тетрапареза. Формирование разнообразных неврологических отклонений и форм ДЦП зависит от локализации и размеров очага повреждения в головном мозге. Например, фокальный, мультифокальный некроз и перивентрикулярная лейкомаляция нервных клеток чаще в дальнейшем переходит во множественные кисты, порэнцефалию, гидроцефалию, что приводит к гемипаретической и спастической формам ДЦП нередко в сочетании с парциальной эпилепсией, умственной отсталостью и т. д.

Спастический двусторонний ДЦП Спастическая диплегия G80. Наиболее распространѐнный тип ДЦП (3/4 всех спастических форм), известный также под названием «болезнь Литтла». Для спастической диплегии характерно двустороннее поражение конечностей, ног в большей степени, чем рук, раннее формирование деформаций и контрактур. Распространѐнные сопутствующие симптомы — задержка психического и речевого развития, наличие псевдобульбарного синдрома, патологии черепных нервов, приводящей к атрофии дисков зрительных нервов, дизартрии, нарушениям слуха, а также умеренное снижение интеллекта.

Спастический тетрапарез (двойная гемиплегия) G80.0. Одна из самых тяжѐлых форм ДЦП, являющаяся следствием аномалий развития головного мозга, внутриутробных инфекций и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением вещества головного мозга, нередко сопровождающаяся формированием вторичной микроцефалии. Клинически проявляется двусторонней спастичностью, в равной степени выраженной в верхних и нижних конечностях, либо преобладающей в руках. При этой форме ДЦП наблюдается широкий спектр сопутствующей патологии: последствия повреждений черепных нервов (косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушения слуха, псевдобульбарный синдром), выраженные когнитивные и речевые дефекты, эпилепсия, раннее формирование тяжѐлых вторичных ортопедических осложнений (контрактур суставов и костных деформаций). Тяжѐлый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации к лечению и обучению резко ограничивают самообслуживание и простую трудовую деятельность.

Спастический односторонний ДЦП G80.2 . Характеризуется односторонним спастическим гемипарезом, у части пациентов – задержкой психического и речевого развития. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Реже встречается спастический монопарез. Возможны фокальные эпилептические приступы.

Читайте также:
Как открыть программу через терминал

Причиной является геморрагический инсульт (чаще односторонний), и врождѐнные аномалии развития мозга. Дети с гемипарезами овладевают возрастными двигательными навыками несколько позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребѐнка.

Дискинетический ДЦП G80.3 Характеризуется непроизвольными движениями, традиционно называемыми гиперкинезами (атетоз, хореоатетоз, дистония), изменениями мышечного тонуса (может отмечаться как повышение, так и понижение тонуса), речевыми нарушениями чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностически благоприятно в отношении социальной адаптации и обучения, чаще преобладают нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Одной из самых частых причин данной формы является перенесенная гемолитическая болезнь новорождѐнных с развитием «ядерной» желтухи, а также острая интранатальнаяасфиксия у доношенных детей с селективным повреждением базальных ганглиев (statusmarmoratus). При этом, как правило, повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. Выделяются атетоидный и дистонический варианты.

Атаксический ДЦП G80.4 Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Нарушения координации представлены наличием интенционного тремора и дисметрией при выполнении целенаправленных движений. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка, лобно-мосто-мозжечкового пути и, вероятно, лобных долей вследствие родовой травмы, гипоксически ишемического фактора или врождѐнных аномалий развития. Интеллектуальный дефицит при данной форме варьирует от умеренного до глубокого.

В целом, ведущим клиническим симптомом при ДЦП является спастичность, встречающаяся более чем в 80% случаев. Спастичность представляет собой «двигательное нарушение, являющееся частью синдрома поражения верхнего мотонейрона, характеризующееся скорость-зависимым повышением мышечного тонуса и сопровождающееся повышением сухожильных рефлексов в результате гипервозбудимости рецепторов растяжения» (J.W. Lance 1980).

Какие методики лечения ДЦП применяются в настоящее время?

На ранней стадии развития ДЦП (до 4 месяцев, согласно классификации К.А. Семѐновой) диагноз не всегда очевиден, однако наличие отягощѐнного перинатального анамнеза, задержка психомоторного развития ребѐнка являются показаниями к целенаправленному наблюдению ребѐнка педиатром и неврологом. Оказание помощи новорожденным, угрожаемым по развитию ДЦП, начинается в роддоме и продолжает на 2 этапе – в специализированных отделениях при детских больницах, и на 3 этапе – амбулаторно при детских поликлиниках под наблюдением педиатра, невролога и врачей специалистов (ортопеда, офтальмолога и др.).

В федеральных клинических рекомендациях нет патогенетического воздействия на причину ДЦП. Задачей рекомендаций является оптимальная адаптация ребѐнка к существующему дефекту, основанная на принципах пластичности нервной системы. Согласно опубликованному в 2009 г. Европейскому консенсусу по лечению ДЦП с использованием ботулинотерапии, выделяют несколько основных групп лечебных воздействий при спастических формах ДЦП:

Основные группы лечебных воздействий при спастических формах ДЦП.

Таблица №2. Развернуть…

Источник: cortexmed.ru

ДЦП: обзор методик реабилитации. Часть 1

Дети с ДЦП постоянно проходят курсы реабилитаций, в разных центрах – разные методы. Чем они отличаются друг от друга? Разбираясь с методиками реабилитаций церебрального паралича, корреспондент «Милосердие.ru» Софья Бакалеева собрала столько материала, что он не уместился в одну статью.

Приведенные здесь методики — лишь инструменты реабилитации и адаптации ребенка с ДЦП. Важно, чтобы они попали в руки грамотного специалиста. В руках профессионального реабилитолога, понимающего свою компетенцию, учитывающего и уважающего интересы своего пациента, все эти методики становятся способом подарить пациенту с ДЦП иногда — независимость, иногда — свободу передвижения, но всегда — уверенность в себе.

Главное: у каждого вмешательства, у каждого нового витка реабилитации должна быть цель. Не далекая и не абстрактная — «быть здоровым» или «быть как все».

ДЦП: обзор методик реабилитации. Часть 1

Посмотрим на правый столбик и увидим аббревиатуру — SMART («умный»). Концепцию SMART-целей давно используют в бизнесе, в частной жизни для решения конкретных проблем и в том числе в реабилитации. Она доказала свою эффективность.

1) Физическая терапия (англ. physical therapy) (не путать с физиотерапией)

На чем основан: метод основан на научном подходе и принципах доказательной медицины (evidence-based medicine).

Кому подходит: пациентам, имеющим самые разные заболевания и состояния в области неврологии, травматологии, ортопедии, кардиологии, паллиативной медицины, с самым разным течением и прогнозом.

Цель: в максимально возможной степени восстановить и поддержать способность человека к движению и независимости, развивать функциональные движения, не допустить либо ограничить развитие осложнений, например, контрактур, деформаций, пролежней, помочь клиенту контролировать боль и поддерживать функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Задачи: в фокусе физической терапии находится движение, причем максимально активное, которое инициирует сам пациент. Физические терапевты считают его восстановление и поддержание — главной целью своей деятельности. С ним связана любая наша активность, оно помогает общаться с людьми, устанавливать социальные контакты, проявлять чувства. В любом нашем движении неразрывно переплетены физические, социальные и психологические факторы.

Суть метода: физические терапевты применяют физические (естественные) методы воздействия на клиента, основанные на движении, мануальном воздействии, массаже, рефлексотерапии и действии тепла, света, высоких частот, ультразвука и воды. Но основным считает механическую силу и движение. Результатом работы физического терапевта являются максимально активные и правильные движения, которые планирует, инициирует и выполняет уже сам клиент (пациент) в рамках своего двигательного потенциала.

Способ: вмешательство физического терапевта — это:

— специально подобранные физические упражнения: тренировка силы, равновесия, компонентов движений и т.д. с учетом нарушений клиента и ряда других факторов;

— приемы, помогающие клиенту выполнить то или иное движение;

— выбор и формирование правильных поз (положений тела), облегчающих состояние человека и/или препятствующих возникновению осложнений;

— техники и приемы правильного перемещения пациентов;

— подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации;

— обучение клиентов и тех, кто им помогает (если им приходится перемещать пациента), правильному двигательному поведению.

Принципы: В настоящее время физические терапевты, эрготерапевты, как и многие другие профессионалы, используют так называемый проблемно-ориентированный подход. Процесс состоит из следующих шагов: оценки, планирования вмешательства, собственно вмешательства и оценки эффективности вмешательства.

Работа физического терапевта начинается с оценки состояния всех структур и функций клиента, которые могут влиять на его движения, мобильность и иные функциональные возможности. Затем специалист, совместно с клиентом и/или его близкими, ставит четкие и понятные для клиента и членов его семьи цели вмешательства.

Формы работы: физический терапевт участвует в работе междисциплинарной команды, то есть, группы специалистов, в которую входят врачи, медицинские сестры, логопеды, психологи, педагоги и другие специалисты. В каждом конкретном случае команда формируется только из тех специалистов, помощь которых действительно нужна конкретному человеку и/или его семье. Работа в команде строится на партнерских взаимоотношениях между специалистами, все решения принимаются ими совместно после обсуждений, но при этом каждый член команды несет профессиональную ответственность за свою работу. Кроме профессионалов, в команду входят сам клиент и, достаточно часто, его родственники или другие близкие ему люди. Кооперация с клиентом, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения — неотъемлемое условие успешной помощи.

Противопоказания: нет

Продолжительность курса: идея курсовой терапии отсутствует, вмешательство осуществляется для достижения конкретной цели

2) Эрготерапия

На чем основан: на научном подходе и принципах доказательной медицины (evidence-based medicine). Термин «эрготерапия» был принят как русский эквивалент общепринятого термина «Occupation Therapy». Как специальность эрготерапия сформировалась после Второй мировой войны, когда общество столкнулось с проблемой массовой инвалидизации людей работоспособного возраста и необходимостью их реабилитировать.

Читайте также:
Программа снимите это немедленно

Кому подходит: всем, перенесшим заболевание/травму или имеющим нарушения развития от рождения, оказавшимся по этой причине зависимыми от посторонней помощи.

Цель: помочь в максимально возможной степени восстановить способность человека к независимой жизни.

Задачи: помочь людям с различными физическими и психическими нарушениями активно выполнять повседневные дела, например, обслуживать себя (одеваться, раздеваться, мыться, принимать пищу и т.д.), участвовать в продуктивной деятельности — играть, работать, а также проводить досуг, например, осваивать хобби, и, таким образом, достичь максимальной независимости во всех аспектах повседневной жизни. Также эрготерапия препятствует снижению активности клиента, усугублению нарушений и ухудшению его состояния.

Суть метода: Эрготерапевты работают с клиентами, которые из-за своих нарушений ограничены в таких областях, как самообслуживание, продуктивная деятельность и досуг. Они не только анализируют влияние нарушений на разные виды деятельности, но и учитывают при этом действие личностных факторов и факторов окружающей среды (социальных, физических, экономических) на функционирование каждого клиента в конкретных ситуациях. В целом эрготерапевт использует те виды активности, которые важны для клиента и направлены на достижение максимально возможного уровня его функционирования, независимости в повседневной жизни и, следовательно, на улучшение качества жизни. Например, для ребенка это могут быть навыки одевания, самостоятельного приема пищи, игры, планирования свободного времени.

Способ: вмешательство эрготерапевта — это:

— специально подобранные методы обучения клиента и/или его родственников и ухаживающих за ним людей;

— приемы, помогающие клиенту выполнить тот или иной компонент выбранной активности;

— приемы модификации и адаптации задачи, стоящей перед клиентом, облегчающие ее выполнение;

— разнообразные приемы развития и тренировки функции руки и кисти;

— техники и приемы правильного перемещения пациентов, ухода и помощи в выполнении всех необходимых видов деятельности;

— использование разнообразных методов адаптации окружающей среды;

— подбор и адаптация технических вспомогательных средств реабилитации.

Принципы: проблемно-ориентированный подход: оценка, планирование вмешательства, собственно вмешательство и оценка эффективности вмешательства.

Работа эрготерапевта начинается с оценки важных и необходимых для клиента видов деятельности, качества их выполнения, актуальных возможностей клиента и анализа факторов, которые мешают либо помогают эффективно что-то делать, включая особенности окружающей среды и состояние всех структур и функций клиента. Затем специалист, совместно с клиентом и/или с его близкими намечают конкретные цели вмешательства.

Формы работы: эрготерапевты работают непосредственно с отдельными людьми, группами людей или сообществами, помогая им выполнять то, что они хотят, вынуждены или обязаны делать, и адаптируют сам вид деятельности и/или окружающую среду (обстановку) так, чтобы люди могли эффективнее выполнить стоящую перед ними задачу.

Противопоказания: нет

Продолжительность курса: идея курсовой терапии отсутствует, вмешательство осуществляется для достижения конкретной цели

3) Бобат-терапия

Авторы: супружеская пара из Лондона — нейрофизиолог Карл Бобат и физиотерапевт Берта Бобат — разработала в 40-х годах ХХ века систему специальных занятий, которая получила название Бобат-терапия. В наше время концепция Бобат реализована как нейродинамическая реабилитация.

На чем основан: способность мозга к нейропластичности в меняющихся условиях внешней среды, которые побуждают к совершенствованию двигательного поведения. За время существования методики фокус ее применения сместился от попытки влиять на восстановление поврежденной нервной системы к нормализации движений пациента. Важным открытием стало то, что не мышцы, а именно мозг контролирует то, как пациент выполняет движение или находится в статической позе. Значит терапевт может изменить движения пациента на более правильные, используя некоторые специфические приемы сенсорной стимуляции.

Кому подходит: людям с двигательными нарушениями, возникшими вследствие поражения центральной нервной системы

Цели: повышение функциональной активности пациента, максимальное повышение эффективности движения в рамках возможностей пациента (а не восстановление движения до уровня нормального), расширение его участия в социальной жизни.

Задачи терапии: стимуляция нормального двигательного развития и профилактика возникновения контрактур и деформаций, работа с мышечным тонусом — для улучшения качества движения.

Суть метода: С помощью технологий управления и направления движений пациента с тщательно ранжированным стимулированием терапевт стремится дать нормальное ощущение активного движения, которое переводится в сферу целенаправленного действия. Бобат-терапия – это нейроразвивающая терапия, не имеющая канонических упражнений или комплексов. Каждый раз она осуществляется индивидуально. Берта Бобат утверждала, что терапевт в этом методе обязан «делать то, что работает наилучшим образом». Терапевт словно «вылепляет» правильное движение у своего пациента и стремится к наиболее нормальному движению (позе) и максимальной самостоятельности пациента.

Способ: терапевт комбинирует приемы, которые называются сенсорной стимуляцией, ингибицией и фасилитацией:

— ингибиция — это торможение патологических движений, положений тела и рефлексов, которые препятствуют развитию нормальных движений;

— фасилитация — это облегчение правильных (нормальных) движений и положений тела;

— стимуляция – это тактильные и кинестетические стимулы, необходимые для того, чтобы ребенок лучше ощущал правильные движения и положение собственного тела в пространстве.

В результате у человека меняются привычные ощущения от движений и статического удержания позы. А это дает возможность коррекции поз и движений.

Принципы двигательного обучения: активное участие пациента, тренировка навыка, постановка значимых для пациента целей. При Бобат-терапии физический терапевт должен включить своего пациента в совместную деятельность, ребенок должен осознанно выполнять то или иное действие, что исключает с его стороны негативную реакцию. Если же она есть, действия терапевта изначально неверны и не могут привести ни к каким улучшениям.

Противопоказания:

Эпилепсия в период активных приступов

Выраженные психические расстройства

Острые воспаления и лихорадочные состояния

4) Войта-терапия

На чем основан: по теории Войта, если закрепить движения на рефлекторном уровне, центральная нервная система будет их использовать, будет появляться спонтанная двигательная активность в виде выработанного движения, улучшение эргономичности в целом. Профессор Войта предполагал, что благодаря многократному вызыванию у пациента этих «рефлексообразных» движений происходит «разблокирование» или «повторная прокладка» функционально блокированных нервных сетей между мозгом и костным мозгом.

Кому подходит: метод используется для исправлений нарушений в опорно-двигательном аппарате, как у младенцев, так и у детей постарше. Войта-терапия особенно эффективна у младенцев, так как у них еще не развиты замещающие модели движений. У детей в возрасте 5-6 лет и старше уже выработаны такие модели, поэтому специалисты делают акцент на активации и поддержании физиологических двигательных форм.

Цели: за счёт использования рефлекторной локомоции должны стать снова доступными и применимыми элементарные составляющие выпрямления и передвижения человека, то есть:

— равновесие тела при движениях («постуральное управление»),

— выпрямление тела против силы тяжести,

— целенаправленные хватательные и шаговые движения конечностей («фазная подвижность»).

Задачи: формирование двигательных навыков, соответствующих возрасту ребенка.

Суть метода: вызывание рефлекторных двигательных актов (рефлексолокомоций) путем стимуляции определенных кожных зон с одновременным приложением строго ориентированного вектора давления. Процедура не относится к методике лечебной физкультуры. Это не физическая тренировка движений, а опосредованное воздействие на центральную нервную систему. В мозге сохраняется программа «нормальных», физиологичных движений, а не заучивание замещающих направлений.

Способ: терапевт оказывает давление на определенные зоны тела человека, который находится в исходном положении лежа на животе, спине или на боку. Раздражения рефлекторно вызывают один из двух комплексов: рефлекторное ползание на животе или рефлекторное переворачивание из положения лежа на спине или на боку через положение на животе в положение стоя на четвереньках.

Читайте также:
Как подключить беспроводные наушники к компьютеру программа

Принципы: сама процедура ни в коем случае не должна вызывать боль и страх. Активированное состояние, на достижение которого направлена терапия, у грудных детей во время процедуры часто выражается в виде крика. Крик является средством реагирования на непривычную активацию у пациентов в этом возрасте. В старшем возрасте, когда дети могут выразиться с помощью языка, они уже не кричат.

Противопоказания:

Острая инфекционная патология

10 дней после прививки

Проблемы с сердечно-сосудистой системой

Несовершенный остеогенез, болезнь стеклянных костей, фосфат-диабет

Обострение других хронических болезней

Судороги различного происхождения

При подготовке обзора были использованы материалы:

Е.В.Семенова, Е.В.Клочкова, А.Е. Коршикова-Морозова, А.В. Трухачева, Е.Ю. Заблоцкис. Реабилитация детей с ДЦП. Обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам М., 2018

К. А. Семенова
Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом М., 2007

https://physrehab.ru
сайт АНО «Физическая реабилитация»
http://www.vojta.com
сайт Международного общества Войты

Обзор будет продолжен.

Иллюстрации: Оксана Романова

Источник: dobroserdie.com

ДЦП: современные методы реабилитации

ДЦП: cовременные методы реабилитации

К сожалению, ДЦП относится к разряду неизлечимых заболеваний. Однако это не означает, что ребенку с таким диагнозом ничем нельзя помочь. Почему возникает ДЦП? Каким он бывает? И что может предложить отечественная медицина в рамках ОМС для реабилитации детей с ДЦП?

Причины ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это поражение центральной нервной системы у ребенка, приводящее к ограничению ее функциональной активности. По статистике ВОЗ, сегодня в мире на 1 тысячу родов фиксируется от 2 до 5 случаев ДЦП.

Причины ДЦП

Впервые эту болезнь описал английский хирург-ортопед Уильям Джон Литтл еще в 1861 году. Он считал, что существует взаимосвязь между развитием ДЦП и нарушением течения беременности у матери или кислородным голоданием плода во время родов. Дальнейшие исследования доказали его правоту. В настоящее время науке известно около 400 неблагоприятных факторов, провоцирующих ДЦП.

Симптомы заболевания

Наиболее характерные симптомы ДЦП — это ограничение (или отсутствие движений), двигательные расстройства (повторение одних и тех же действий руками, ногами или головой), невозможность поддерживать тело в вертикальном положении и самостоятельно передвигаться, а также задержка психо-речевого развития, нарушение поведения (признаки агрессии и членовредительства), снижение интеллекта и эпилепсия. Данные симптомы могут варьироваться в зависимости от степени поражения головного мозга.

Формы ДЦП

В нашей стране используется классификация, предложенная врачом-неврологом Ксенией Семеновой, согласно которой выделяют 6 форм ДЦП:

Формы ДЦП

  • 1. спастическую диплегию;
  • 2. двойную гемиплегию;
  • 3. спастическую гемиплегию;
  • 4. атонически-астатическую;
  • 5. атактическую;
  • 6. гиперкинетическую.

Также для диагностики заболевания применяется международная система оценки моторных функций (GMFCS):

  • Уровень первый: ребенок ходит сам без ограничений.
  • Уровень второй: ходит с ограничениями.
  • Уровень третий: ходит, используя ручные средства для передвижения.
  • Уровень четвертый: ребенок не ходит сам, но сидит, прислонившись к опоре.
  • Уровень пятый: ребенок лежит и не может самостоятельно изменить свое положение.

Методы реабилитации*

Какие именно способы реабилитации будут использованы для лечения пациента, зависит от формы ДЦП и уровня поражения моторных функций. Свою эффективность на данный момент доказали следующие методики, применяемые в специализированных стационарах Москвы:

ДЦП: методы реабилитации

Массаж

Используется для нормализации мышечного тонуса. Имеет свою специфику: воздействует на триггерные точки, весь организм или на рефлекторно-сегментарные зоны. Поэтому проводить массаж должны квалифицированные специалисты, имеющие опыт по реабилитации пациентов с ДЦП.

Войта-терапия

Названа по имени основателя — профессора медицины В. Войта из Чехии, предложившего в середине прошлого века закреплять движения у больных ДЦП на уровне рефлексов. Войта-терапия наиболее эффективна в младенческом возрасте, когда рефлексы еще не сформированы до конца.

ЛФК

Для выполнения ряда упражнений используют специальные тренажеры — вертикализаторы. Они позволяют постепенно приучить организм находиться в правильном вертикальном положении в пространстве. Для отработки отдельных поз и дозации нагрузки на опорно-двигательный аппарат используют специальные костюмы, созданные по принципу экзоскелета.

Водная гимнастика

Проводится в бассейне, температура воды в котором должна быть 36-38 °С. Для улучшения подвижности суставов и расслабления мускулатуры пациенты под контролем инструктора выполняют упражнения с элементами подныривания и ныряния.

Подводное вытяжение

Выполняется в ванне особой конструкции: в ней установлен механизм, фиксирующий ноги пациента и постепенно выполняющий тракцию плечевого пояса. Подводное вытяжение при ДЦП эффективно при нарушениях осанки и выраженном болевом синдроме.

Парафинотерапия

Разновидность теплолечения, для которого используют продукт нефтеочистки (парафин), подогретый до 50 °С. Может быть в виде ванночек для ног, рук, а также аппликаций на триггерные зоны. Парафинотерапия при ДЦП усиливает кровообращение, снимает спазмы в мышцах и способствует улучшению проводящей функции периферических нервов.

Ботулинотерапия

Инъекции живого ботулотоксина применяются для снижения спастичности в конечностях. Сами по себе они не влияют на освоение пациентом новых движений, но после них другие методы реабилитации проходят быстрее и эффективнее.

В отдельных случаях используются и хирургические методы коррекции. Так, при большом объеме поражений головного мозга с целью восстановления в полном объеме функций дыхания и глотания проводят операции по установке трахео или гастростомы, что значительно улучшает в дальнейшем качество жизни пациента и облегчает родственникам уход за ним.

В чем отличие зарубежных методик реабилитации ДЦП?

В настоящее время во всем мире применяют одни и те же методики, чья клиническая эффективность доказана на протяжении многих лет. В этом отношении реабилитационный комплекс, который сегодня предлагает наш Центр, ничем не отличается от того, что используют за рубежом. Другой вопрос — количество специализированных реабилитационных центров. В настоящее время в России их пока меньше, чем в Европе, США, Израиле или Китае.

Кстати, недавно у нас проходил курс реабилитации ребенок с тяжелой формой ДЦП, постоянно проживающий в Израиле. При этом родители настаивали на его госпитализации именно к нам, потому что были не удовлетворены результатом лечения на родине. А ведь для иностранных граждан, в отличие от россиян, она проводится только на платной основе!

Концепция и в России, и за рубежом одна, она называется SMART-терапия. Аббревиатура составлена из первых букв английских слов: «конкретная, измеримая, достижимая, реалистичная, ограниченная во времени». Поэтому при оказании помощи ребенку с ДЦП мы практикуем мультидисциплинарный подход, подразумевающий участие в процессе различных специалистов — неврологов, нейрохирургов, офтальмологов, ЛОР-врачей, гастроэнтерологов, ортопедов, психологов, эрготерапевтов. Это помогает достигать в кратчайшие сроки конкретных целей в каждом отдельном случае. Например, чтобы ребенок, который не ходит, начал передвигаться сам.

Наталья Павловна Прокопьева

 Наталья Павловна Прокопьева, зав. психоневрологическим отделением №2 НПЦ им. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Результаты реабилитации детей с ДЦП

Конечно же, родителей, столкнувшихся с проблемой ДЦП, прежде всего волнует один вопрос: «Каков прогноз на будущее для моего ребенка?» Однозначного ответа не существует. В каждом отдельном случае все индивидуально и зависит от многих факторов: формы ДЦП, уровня, объема поражения головного мозга, возраста пациента, количества присоединившихся осложнений, объема ранее проводимой реабилитации.

ДЦП: результаты реабилитации

Оценить результат реабилитационных комплексов может только специалист по особой шкале, поскольку часто эффект от них бывает отсроченным — то есть проявляется не сразу, а по мере «накопления» ребенком новых навыков.

Залог положительной динамики в данной ситуации — регулярные госпитализации и систематическое выполнение всех рекомендаций врача в период нахождения ребенка вне стационара.

Как попасть на реабилитацию в НПЦ специализированной медицинской помощи детям имени В.Ф. Войно-Ясенецкого?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru