Подготовительные курсы разной формы и продолжительности существуют сегодня практически при всех высших учебных заведениях. По данным специалистов, в институт поступают от 60 до 80 % выпускников подготовительных курсов государственных вузов. А среди тех, кто отучился на курсах негосударственных вузов, этот процент даже выше.
В советское время на подготовительные курсы шли, прежде всего, ради тренировки перед экзаменами — углубленные знания многие получали с репетиторами, а на курсовых занятиях формировалось умение решать задачи или писать сочинения. Но в начале 90-х роль подготовительных курсов несколько изменилась. С середины 1990-х годов довузовская подготовка стала одной из основных статей доходов государственных высших учебных заведений. По оценкам экспертов, в настоящее время таким образом обеспечивается около 30-40% внебюджетных доходов (или 10-15% от общего бюджета) вузов.
Поэтому шансы поступить у абитуриентов, уже заплативших вузу некую сумму денег и отучившихся несколько месяцев, значительно повышаются. Формально, окончившие подготовительные курсы абитуриенты сдают вступительные экзамены в вуз на равных с другими основаниях. Но реально, в случае «полупроходного» балла, предпочтение скорее всего будет отдано тому, кто посещал подготовительные курсы данного вуза. Ведь сам факт обучения на курсах свидетельствует о том, что абитуриент заранее выбрал вуз, и целенаправленно стремился именно в него.
Целевая довузовская подготовка
Обучение на подготовительных курсах имеет ряд преимуществ:
·Цикл специальных занятий и непосредственные неформальные контакты с преподавателями университета позволяют слушателям курсов, уже сделавшим выбор, убедиться в правильности ранее принятых решений. Абитуриентам же, которые испытывают сомнения или колебания, курсы помогают сориентироватьсяи сделать окончательный выбор профессии.
·Обучение на подготовительных курсах — это своего рода психологическая адаптация к будущей более высокой ступени образования. Эта адаптация обеспечивается за счет использования вузовских форм учебных занятий (лекции, семинары, коллоквиумы и т. п.), рейтинговой системы контроля текущих и итоговых знаний, более высокого научного уровня изучаемых на курсах профильных дисциплин, коммуникаций с учеными и педагогами университета, пребывания в вузовских аудиториях.
·Даже для тех учащихся, которые успешно заканчивают среднюю школу, необходим определенный запас (и даже «продвинутость») знаний по профильным дисциплинам. Программы этих учебных дисциплин, преподаваемых на подготовительных курсах, как раз и обеспечивают «продвинутые» знания. Кроме того, подготовительные курсы представляют возможность апробировать, пополнить и укрепить свои знания сначала на базисном уровне (на уровне государственных образовательных стандартов), а затем и на продвинутом уровне.
·Для определенной части абитуриентов, которые по каким-то причинам имеют пробелы в своих знаниях по профильным дисциплинам или частично утратили знания из-за длительного перерыва в учебе (служба в армии, работа, болезнь и т. п.) подготовительные курсы предоставляют возможность корректирующего обучения с последовательным поэтапным доведением знаний до базисного уровня.
Довузовская программа 2021 / 2022 для иностранных студентов в Австрии. FH Burgenland
·Слушателям курсов предоставляется возможность на деле реализовать принципы непрерывного образования — сдать ранние вступительные экзамены, которые в случае их успешности являются основанием для участия в конкурсе на зачисление в число студентов университета. А тем, кто сдаст ранние экзамены не совсем успешно, предоставляется дополнительный шанс сдачи вступительных конкурсных экзаменов на общих основаниях, в общем потоке абитуриентов.
·И, наконец, возможность сдачи ранних вступительных экзаменов по окончании курсов помогает избежать волнений и даже эмоциональных стрессов, часто встречающихся при сдаче традиционных конкурсных экзаменов.
Подытоживая сказанное, Можно сделать вывод, что обучение на подготовительных курсах имеет многоцелевое назначение: не только обучающее, но и ориентационное, коррекционное, реабилитационное, адаптационное, стимулирующее, а для многих — и системно организующее.
По продолжительности обучения подготовительные курсы бывают: долгосрочными, краткосрочными и интенсивными.
Занятия на долгосрочных курсах Начинаются обычно в сентябре-октябре и продолжаются 7-8 месяцев. Они проходят, как правило, по вечерам и в выходные от двух до шести раз в неделю.
Каковы же плюсы таких курсов?
Первое: Курсы готовят абитуриентов по программам именно данного вуза. Второе: интенсивность занятий обеспечивает объем и глубину знаний. Третье: на них преподают педагоги этого вуза, которые при счастливом стечении обстоятельств могут оказаться экзаменаторами. Четвертое: Обучение на курсах обходится значительно дешевле, чем занятия с репетитором, что тоже очень важно. Пятое: Учась на курсах, абитуриент осваивается в новой среде и привыкаете к атмосфере вуза.
Поэтому те, кто заранее определился с выбором профессии и вуза, чаще всего записывается именно на эти курсы — благодаря им можно глубоко и серьезно подготовиться к поступлению.
Краткосрочные курсы длятся от 1 до 4 месяцев, это оптимальный вариант для тех, кто уже имеет хорошую подготовку (например, благодаря репетиторам) и хочет ознакомиться с требованиями выбранного вуза и его спецификой, а также оценить свои возможности. Особенность краткосрочных курсов состоит в том, что они помогают человеку сконцентрироваться на знаниях, которые нужно будет продемонстрировать на вступительных экзаменах. Занятия обычно проходят 3-4 раза в неделю и заканчиваются в мае-июне. Таким образом, полученные знания не успевают забыться до поступления.
При многих вузах существуют даже Специальные интенсивные курсы продолжительностью 10-15 дней. Здесь занимаются каждый день непосредственно перед вступительными экзаменами. При посещении курсов продолжительностью в две недели следует иметь в виду, что условия дефицита времени диктуют свои правила обучения. Одни преподаватели рассматривают эти занятия в качестве развернутой консультации перед экзаменом. Другие — используют отведенное им время для всестороннего освещения отдельных, наиболее важных тем и вопросов.
Интенсивные курсы проводятся непосредственно перед вступительными экзаменами (в июне–июле). Они рассчитаны на абитуриентов, имеющих стабильные знания по выбранной дисциплине. Их цель — «освежить» полученные прежде знания, систематизировать их, адаптировать к требованиям института. Большой плюс данных курсов — разбор особенностей вступительных заданий конкретного вуза.
По форме курсы бываю очными и заочными.
Заочная форма Предназначена в первую очередь для жителей регионов. Она позволяет абитуриентам готовиться к поступлению в вузы других городов на расстоянии. Заочными бывают в основном долгосрочные курсы. Комплект учебных пособий и учебные задания высылаются по почте, а обучающиеся отправляют обратно выполненные контрольные работы, которые затем проверяют преподаватели.
Они исправляют ошибки и дают рекомендации, на что обратить внимание. Но занятия на заочных курсах, как и индивидуальные, требуют наличия определенных черт характера, в первую очередь самодисциплины, поэтому заканчивают их далеко не все начавшие.
Большое распространение получили сегодня Курсы дистанционные. Они мало чем отличаются от заочных, помимо того, что все общение происходит с помощью компьютеров и Интернета.
Конечно, У подготовительных курсов есть и минусы, которые следует учесть:
Первое: Так как обучение на курсах групповое, об индивидуальном подходе речи нет, и эффективность занятий очень часто оставляет желать лучшего.
Второе: на курсах не обучают с азов, а только помогают совершенствовать и углублять уже имеющиеся знания.
Третье: несмотря на временные и денежные затраты никаких формальных льгот при поступлении у окончивших курсы нет.
Четвертое: затраты на обучение нельзя назвать маленькими.
И еще один Важный пятый момент: при зачислении в вуз выпускники, успешно закончившие подготовительные курсы, не имеют никаких преимуществ перед абитуриентами, представившими сертификат ЕГЭ, — таков закон.
Лица, окончившие подготовительные курсы, зачисляются в государственные вузы на общих основаниях.
Единственное преимущество, которое дают курсы, — знания, соответствующие требованиям института. Но при сдаче ЕГЭ требования институтов не учитываются, углубленные специфические знания не нужны, а необходима — способность четко выполнить тестовое задание и правильно оформить письменную работу.
На подготовительных курсах, обучающих старшеклассников старым проверенным способом, этому не учат, в школах — тоже.
Стоит ли идти на курсы тем, кто будет сдавать ЕГЭ?
Игорь Кривченков, директор Учебно-научного центра довузовского образования МГУ считает: «В сложившейся ситуации, на мой взгляд, абитуриентам стоит обратить внимание на заочные подготовительные курсы. Их преимущества — не только доступность для провинциальных старшеклассников, но и использование тестовых форм проверки знаний, необходимость выполнять письменные работы. Очень часто на ЕГЭ школьники, а на письменном вступительном экзамене абитуриенты недобирают баллы из-за неправильного оформления работ. С теми, кто окончил заочные курсы, такого не бывает».
Ключевые слова:
Источник: hr-portal.ru
Нужна ли вам довузовская подготовка?
Ежегодно тысячи абитуриентов пробуют силы на пути исполнения мечты – поступления в ВУЗ и получения необходимого и достойного образования. Пробуют многие. Однако достичь заветной мечты и удержаться в числе студентов непросто. Причин много. Основная – недостаточный уровень подготовленности поступающих и неспособность составить достойную конкуренцию многочисленным претендентам.
Ежегодно тысячи абитуриентов пробуют силы на пути исполнения мечты – поступления в ВУЗ и получения необходимого и достойного образования. Пробуют многие. Однако достичь заветной мечты и удержаться в числе студентов непросто. Причин много. Основная – недостаточный уровень подготовленности поступающих и неспособность составить достойную конкуренцию многочисленным претендентам.
Исправить ситуацию способна довузовская подготовка, под которой понимаются мероприятия по целенаправленному определению уровня подготовленности выпускников школ и лицеев к вступительным испытаниям. Довузовское обучение характеризуется основательностью, адресностью, упорядоченностью и последовательностью донесения до претендентов необходимых сведений, выработки определенных способностей и умений.
Актуальность подготовки будущих абитуриентов неоспорима на фоне введения двухуровневого высшего образования, предполагающего освоения базового курса бакалавриата, с последующим углублением знаний по специализации выбранного профессионального направления.
Особенностью современной образовательной сферы называется серьезность несоответствий, наблюдаемых между получаемыми знаниями школьной программы и вузовскими требованиями. Чтобы дотянуть уровень среднеобразовательных знаний выпускников до условий, предлагаемых учебными заведениями высшей ступени, молодые люди приглашаются на подготовительные курсы.
Функции довузовской подготовки
Программные разработки сферы подготовки школьников к поступлению в ВУЗ значимы. Их назначение сводится к ряду миссий, ориентированных на:
- развитие творческого потенциала школьника и создание благоприятных условий для правильного определения направления мыслительной деятельности (развивающая ф-я);
- развитие личностных качеств ребенка, способных помочь на пути адаптации в социуме и учебной среде (воспитывающая, адаптирующая ф-я);
- доведение уровня фундаментальных знаний школьной программы до требований учебного заведения (компенсирующая, корректирующая ф-я).
Отвечая на вопрос о необходимости довузовской подготовки, стоит сосредоточить внимание на то, что курсы помогают в создании приемлемых условий для поступающих, способных в разы улучшить качество и объем собственного образовательного уровня в преддверии выпускных экзаменов. Курсы способны выявить и привлечь таланты, позволяя своевременно определиться с профориентацией и подготовиться к поступлению.
Преимущества
Дополнительное довузовское образование существует. Это факт неоспоримый. Плюсы курсов подготовки будущих абитуриентов очевидны:
- возможность выяснения правильности выбора будущей профессии;
- уверенность в выборе ВУЗа;
- консультации от преподавателей учебного заведения, выбранного для поступления;
- знакомство с будущими сокурсниками, общение;
- приобретение уверенности и совершенствование навыков;
- набор обучающихся одного уровня, если курс рассчитан для тех, кто желает учиться «с нуля»;
- отличная базовая подготовка на курсах дает возможность обновить и углубить знания с последующим расширением их качественных границ самообразованием;
- адаптация к условиям ВУЗа.
Нужна помощь преподавателя?
Содержание понятия «Довузовская подготовка» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ребикова Юлия Валерьевна
Педагогические подходы к довузовской подготовке детейинвалидов
Проектирование поэтапной системы целей непрерывной этнорегиональной подготовки учителей школ с этнокультурным компонентом обучения и воспитания
Опережающее химико-технологическое образование школьников
Довузовское образование в системе подготовки инженера
Моделирование процесса стимулирования профессионального самоопределения школьников к получению инженерного образования
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Содержание понятия «Довузовская подготовка»»
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА»
Период с конца 80-х — начала 90-х гг. в России связан с периодом реформирования системы образования. Этот период характерен процессом пересмотра основных положений педагогики, педагогических понятий и появлением большого количества новых педагогических понятий и терминов, у которых наблюдается размытость и неоднозначность, а порой и противоречивость толкований.
На данном этапе важной проблемой является адаптация школьников и не школьников к условиям обучения в вузе, а довузовская подготовка, по нашему мнению, может обеспечить совместимостью психолого-педагогических основ учебного процесса школы и вуза, создавая предпосылки и условия для такой адаптации. Данная наша позиция поддерживается в исследованиях В. С. Сенашенко, кооторый отмечает, что довузовская подготовка может и должна обеспечить преемственность образовательных программ различного уровня, несмотря на серьезные концептуальные различия в структурировании поля знания в образовательных программах среднего общего и высшего профессионального образования [4]. В ряде исследований дополнительно выделяется понятие «допрофессиональная подготовка», которая рассматривается как комплекс психолого-педагогических воздействий, мер по развитию у учащихся профессионально значимых качеств и свойств личности, профессионального самоопределения, что может проявляться в следующих направлениях: (а) во вне учебной деятельности учащихся (проведение профконсультаций, мероприятий по ознакомлению с будущей профессией, условиями обучения по избранной специальности в вузе); (б) в учебной деятельности «через» учебные предметы и дисциплины в процессе их углубленного изучения; (в) в ходе изучения специальных курсов, например «Введение в специальность».
На наш взгляд, термин «довузовская подготовка» включает в себя понятие «допрофессиональная подготовка». Это объясняется тем, что в силу своей сложности профессиональное становление личности, развитие ее профессионально значимых качеств, развитие личности как субъекта профессионального самоопределения происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Но для того чтобы начать процесс профессионального становления, необходимо сделать
не только осознанный выбор желаемой будущей профессии, но и быть подготовленным к ее «получению».
Период между школой и вузом, когда школьники приступают к выбору будущей профессии, у большей части подрастающего поколения происходит спонтанно, неосознанно. Они более ориентированы на мнение родителей и друзей, чем на свои собственные возможности и потребности в самореализации. Оказывает влияние на данный выбор и кризисное состояние общества, рост безработицы, межнациональные конфликты.
Помимо вышеотмеченных подходов имеется еще один, который рассматривает «довузовскую подготовку» как промежуточное звено системы непрерывного образования, которое должно обеспечить преемственность между звеньями «школа — довузовская подготовка -вуз». В. Г. Рындак считает, что идея непрерывного образования состоит в том, что общеобразовательная и профессиональная подготовка в сочетании с общекультурным, гуманистическим становлением личности сопровождают человека на протяжении всей его жизни, создавая условия для осознанного выбора каждым индивидуумом самообразования, в наибольшей мере соответствующего ее интересам, мотивам, ценностным ориентациям [2, с. 22-24]. А. М. Новиков [1] вводит понятие «непрерывное профессиональное образование» и соотносит его с тремя объектами (субъектами): личностью (человек учится постоянно), образовательными программами (автором акцентируется внимание на том, что программы должны предполагать преемственность содержания образования на допрофессиональном, среднем и высшем профессиональном уровне) и организационной структурой образования (наличие сети образовательных учреждений и их взаимосвязь, которая с необходимостью и достаточностью создает пространство образовательных услуг, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих как у отдельного человека, так и у общества и у конкретного региона).
Проведенный нами анализ подходов к определению сущности понятия «довузовская подготовка» выявил их общность, выражающуюся в том, что исследователи рассматривают ее как сложное целостное образование, динамичное явление, детерминированное внутренними и внешними факторами и как систему, имеющую свою структуру. Часть авторов рассматривает довузовскую подготовку как часть системы непрерывного образования, другие — как специфическую педагогическую категорию, представляющую собой особый образовательный процесс, взаимосвязанный с профессиональной
подготовкой. В качестве основных компонентов довузовского образования, большинство авторов выделяют профессиональный, адаптационный, познавательный и процессуальный компоненты, а также социализацию.
1. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. — М., 2000. — 272 с.
2. Рындак В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя: теория взаимодействия // Пед. вестн. — 1997. —
3. Самаркина Н. М. Педагогические условия довузовской подготовки учащихся: На базе юридического института: дис. . канд. пед. наук. — Оренбург, 1999.
4. Сенашенко В. С. Преемственность общего среднего образования и высшего профессионального образования // Высш. образование в России. — 1997. — № 1. — С. 53-55.
5. Сумская Т. С. Довузовская подготовка в условиях модернизации образования: дис. . канд. пед. наук. — М., 2002.
6. Филипов Д. Е. Социально-педагогические условия функционирования системы довузовского образования: автореф. дис.канд. пед. наук. — Челябинск, 2000.
Источник: cyberleninka.ru