Условия современной жизни достаточно чётко выявляют проблему организации досуга детей и подростков, формирования их способности ценить и правильно организовывать своё свободное время, свой досуг.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа досуговой деятельности
Условия современной жизни достаточно чётко выявляют проблему организации досуга детей и подростков, формирования их способности ценить и правильно организовывать своё свободное время, свой досуг.
Данная программа даёт возможность обучающимся развиваться интеллектуально, эмоционально и духовно, самореализоваться. Программа включает в себя план досуговых мероприятий, принимаемых в начале каждого учебного года. Традиционными в этом отношении являются:
— праздничные программы, приуроченные к определенным календарным датам и организованные для обучающихся ДДТ и их родителей (День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, др.);
— мероприятия внутри объединения (игры-знакомства, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии, просмотры видеофильмов, акции и др.);
Культурно-досуговая программа для участников конкурса «Безопасная среда»
Цель: Создание благоприятных условий для сплочения детей в объединении, развития творческой, любознательной, высоконравственной личности. Организации содержательного интересного и полезного досуга детей и их участия в мероприятиях по досуговой программе «Вместе веселее».
- Воспитание чувства прекрасного, развития эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих и индивидуальных способностей детей;
- Сплочение обучающихся станции через совместную досуговую деятельность;
- Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своего города, страны;
- Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении;
- Популяризация семейного досуга;
- Сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
- Развитие системы досуговых и традиционных мероприятий;
- Повышение культуры досугового общения обучающихся;
- Рост уровня сплочённости обучающихся объединении;
Способы проверки ожидаемых результатов:
- Анализ подготовки и проведения мероприятия.
- Мониторинг удовлетворённости обучающихся участием в мероприятии.
- Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей).
- Социальные показатели (заинтересованность обучающихся).
- Учёт запроса проводимых традиционных мероприятий.
Формы проведения досуговых мероприятий:
- конкурсно – познавательные программы;
- конкурсно — развлекательные программы;
- конкурсно — игровые программы;
- акции;
- экскурсии;
- концертные, праздничные мероприятия;
- выставки;
- просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;
- встречи с интересными людьми.
При реализации данной программы применяются современные педагогические технологии, созданные на основе усиления социально-воспитательных функций, гуманизации и демократизации отношений: личностно-ориентированные; дифференцированного подхода, а также коллективно-творческие, игровые.
Структура досуговых программ (Акимов С.С.)
Для решения задач досуговой программы используются различные формы в работе по подготовке и проведению мероприятий:
- формы организации мероприятий: массовые, групповые, индивидуально-групповые.
- основные формы в общении с детьми и подростками: монолог (в меньшей степени), диалог (в большей степени), дискуссия.
- В воспитательной работе с детьми вариативно используются следующие методы:
- метод воспитывающих ситуаций (формирование межличностных отношений);
- соревновательный метод (используется в конкурсных мероприятиях различной направленности);
- метод формирования познавательного интереса (развитие кругозора, тематические беседы и др.);
- интерактивные методы (тестирование, презентация, сюжетно-ролевая игра).
При разработке мероприятий предусматривается многообразная и разносторонняя деятельность обучающихся (познавательная, интеллектуальная, экологическая, творческая, физическая), учитываются их возрастные и психофизические возможности. Познавательно- развлекательные программы и мероприятия разрабатываются с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Заранее продумывается и предусматривается возможность внесения корректив в сценарии мероприятий путем включения в сюжет новых заданий, реквизита.
В педагогической деятельности используется демократический стиль воспитания, проявляется дружеская расположенность, терпение, тактичность, уважение к обучающимся. Атмосфера сотрудничества, сотворчества, которая преобладает на каждом мероприятии, позволяет активизировать творческие способности воспитанников.
Реализация программы осуществляется по следующим направлениям:
- духовно-нравственное воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- художественно-эстетическое воспитание;
- работа в каникулярное время;
- работа с родителями.
Цель: сохранение духовно-нравственного здоровья учащихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
- Формирование духовно-нравственных качеств личности;
- Воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях;
- Воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;
- Развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании пожилым и одиноким людям, ветеранам войны и труда и т.д.;
- Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия по отношению ко всем людям и прежде всего своим близким;
- Приобщение к православным духовным ценностям;
- Формирование потребности в освоении и сохранении ценностей семьи.
Цель: обеспечить проведение комплексных мероприятий, направленных на формирование патриотизма и развитие чувства гражданского долга у обучающихся.
- Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны;
- Сохранение традиций родного края, через изучение его истории, сбора информации о развитии района;
- Создание условий для формирования социальной активности обучающихся ДДТ;
- Формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России.
Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей обучающихся
- Развитие эстетического вкуса;
- Организация и проведение мероприятий, дающих обучающимся возможность реализовать свои возможности;
- Воспитание духовных и эстетических ценностей, убеждений и моделей поведения, развитие творческих способностей обучающихся;
- Формирование потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации;
- Сохранение и развитие духовной культуры общества; передача семейных, народных традиций;
Источник: nsportal.ru
Досуговая программа: структура, особенности и типы
04 декабря 2022 Семакин Сергей Александрович
Содержимое публикации
Досуговая программа: структура, особенности и типы
1. Титульный лист.
Визитной карточкой программы является ее название, оно должно быть
коротким и привлекательным.
2. Пояснительная записка, которая включает в себя актуальность, рекламу
планируемой деятельности с указанием тех потребностей, которые она
планирует удовлетворить, продолжительность программы и ее адресат,
количество занятий и учебных часов в неделю и наполняемость группы.
3. Целевое назначение программы, ее задачи.
4. Примерное тематическое планирование, которое включает предполагаемые формы деятельности.
6. Характеристика деятельности, которая включает в себя информацию о возможных вариантах участия детей в программе, традициях и законах, характеристику контингента, на который рассчитана программа (возрастные особенности, потребности, интересы и т.д.), технологии, стимулирующие создание условий для проявления творческих способностей, содержательного общения детей.
7. Ожидаемые результаты и оценка эффективности программы.
8. Факторы риска (которые говорят о гибкости программы).
9. Условия, необходимые для реализации программы (кадровое обеспечение и материально — техническое).
10. Список литературы, необходимой для освоения программы (по педагогике, психологии, обязательная и дополнительная, для организаторов и для участников).
11. Приложения (которые могут включать в себя анкеты, фиксирующие уровень удовлетворенности и ожидаемых результатов участников программы, сценарии, методические разработки и т.д.).
Особенности и типы досуговых программ
Отличия культурно — досуговой программы от образовательной программы
дополнительного образования детей состоят в следующем:
• овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в
процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии с
взрослыми и детьми в досуговое время;
• источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети, и их родители;
• в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый
спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся — организатор,
исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный
оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.
В зависимости от целей, планируемой длительности программы и
степени соучастия в ней детей, выделяется несколько типов досуговых
программ. За основу классификации взяты два фактора: степень
соучастия обучающихся в программе и ее протяженность во времени. В соответствии с этим выделяются 7 типов досуговых программ:
• разовая игровая программа;
• конкурсно — игровая программа по заданной тематике;
• театрализованная сюжетная игра;
• длительная досуговая программа.
1. Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает обучающихся в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы. Она может длиться от 30 минут и более, в зависимости от возраста обучающихся и выбора развлечений. Такой сеанс «затейничества» может быть и частью более крупной программы, например масштабной, праздничной.
2. Конкурсно — игровая программа по заданной тематике с предварительной
подготовкой участников (КВН, «Брейн-ринг», и т.д.). Готовить такие
программы могут как педагоги, так и обучающиеся старшего школьного возраста под их руководством.
3. Игра — спектакль для приглашенной (неподготовленной) аудитории.
Возможен в учреждении, где есть хотя бы небольшой коллектив организаторов, владеющих сценарным и актерским мастерством. Сюжет спектакля строится таким образом, что в него включаются игры, аттракционы. В ходе игры — спектакля обучающиеся неожиданно для себя оказываются в игровой ситуации. Они наделяются ролями, им предлагается выполнить задания, помогая героям спектакля.
4. Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников. В оформленном виде такая программа не может выглядеть просто как сценарий — это лишит школьников возможности самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:
• четко изложенные педагогические задачи;
• план подготовки игры;
• экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу
• сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения
школьников в ту или иную ситуацию;
• список литературы для подготовки обучающихся к игре.
5. Зрелище (концерт, литературно — музыкальная композиция, спортивное
состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для
исполнителя — юного певца, танцора, гимнаста выступление — всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом). Очень важно воспитать у обучающихся зрительскую культуру — умение спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников. Лучший способ здесь — организовать дело так, чтобы обучающиеся периодически выступали то в роли артистов, то в роли зрителей.
6. Праздник — особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип
досуговой программы. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ,
выставок, публичных выступлений с активным участием обучающихся. В зависимости от поставленных педагогических задач праздник может быть торжественным ритуалом, связанным с социально значимым событием или значительным событием в жизни коллектива, например, день рождения клуба, объединения, юбилей учреждения. Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку к нему всех участников; это одно из главных условий в создании атмосферы ожидания праздника. Праздничные формы культурно — досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:
• слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества;
• приветствия, презентации, церемонии;
• гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;
• тематические недели, тематические дни и др.
7. Длительная досуговая программа представляет собой систему
воспитательной работы педагога или педагогического коллектива. Она
обязательно состоит из четко спланированных этапов в соответствии с
поставленными педагогическими задачами. Такая программа планируется на
целый учебный год или даже на несколько лет. Длительная досуговая
программа во многом схожа с образовательной программой и должна
• пояснительную записку с указанием целей, задач, ожидаемых результатов,
форм и методов реализации программы;
• описание содержания программы;
• характеристику ее материального обеспечения;
Источник: www.art-talant.org
Комплексная культурно-досуговая программа как технология культурно-досуговой деятельности
Комплексная культурно-досуговая программа, или Культурно-досуговая программа — это смонтированный воедино комплекс разнородных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные номера и многое другое. Можно встретить следующие виды таких программ:
- — Познавательно-развлекательная программа (конкурс, викторина, интеллектуальная игра).
- — Праздничная историческая программа (литературно-музыкальные композиции к памятным датам, концертные программы и др.).
- — Танцевально-игровая программа (вечер отдыха, тематическая дискотека).
- — Фольклорная программа (обрядовые праздники).
Культурно-досуговая программа несет в себе целью коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа). Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения — познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории.
В настоящее время в структуре современной культуры все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта, их досуга и отдыха. шоу программа культурный
Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышные костюмированные сценические действа с участием популярных артистов (в небольших городах — местного значения), динамически яркие, насыщенные спецэффектами, зрелищные, несущие в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.
Существуют также такие виды комплексных досуговых программ (далее КДП), как бал, театрализованное шествие, «посиделки», литературно-музыкальные композиции и пр. Или посвященные памятным датам, а также большие праздничные мероприятия (8 марта, 9 мая, 23 февраля, День смеха — 1 апреля, Новый год, Рождество и др.). Также и различные культурные мероприятия, посвященные профессиональным праздникам (День строителя, День милиции, День энергетика и пр.).
Но существуют и другие — эксклюзивные — комплексные культурно-досуговые программы. В настоящее время они начинают пользоваться большой популярностью, и распространяется в следующих сферах?:
- — туризм и путешествия (занимает первое место по эксклюзивным КДП);
- — развлечения (второе место по эксклюзивным КДП);
Что касается туризма, путешествий и развлечений, в сотрудничестве с экскурсионными организациями многие туристические фирмы или частные предприниматели организуют различные виды мероприятий развлекательного и познавательного характера, как для индивидуальных туристов, так и группам. Также предлагаются эксклюзивные досуговые программы. Например, чартер на яхтах; джиппинг; обзорные полеты на самолетах-амфибиях и многое другое.
Таким образом, можно сделать выводы, что в настоящее время они (эксклюзивные КДП) начинают пользоваться большой популярностью, и распространяется в следующих сферах: туризм и путешествия; развлечения.
Эксклюзивные культурно-досуговые программы — это всегда инновации, так как в культурно-досуговой сфере программа не может долго оставаться эксклюзивной в связи с развитием этой сферы, и мгновенными действиями конкурентов.
Система организации досуга определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности порождает обычно новую. Это позволяет менять вид деятельности и обогащать досуг. В сфере досуга и отдыха человека должен осуществляться переход от простых форм деятельности ко все более сложным, от пассивного отдыха — к активному, к удовлетворению более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации — к духовным, эстетическим наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей — к творчеству.
Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходит изменения и в структуре досуга, отдыха. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если человек (а особенно — молодой человек) не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры.
В комплексных культурно-досуговых программах особое значение имеет творческая деятельность организаторов. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг и отдых в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.
Таким образом, в вышеописанном мы рассмотрели комплексные культурно-досуговые программы различных видов и разнообразной направленности. Далее более подробно остановимся на шоу-программе (шоу-программа как вид комплексных КДП). Кроме того, подводя итог первой главе нашей курсовой работы, можно схематично изобразить уже изученный материал, также указав собственно объект курсовой работы, речь о котором наиболее подробно пойдет во второй главе исследования.
Источник: vuzlit.com