Что такое дополнительная общеобразовательная программа это

Педагогические программы дополнительного образования детей

Реализация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях осуществляется на основе педагогических программ или программ развития учреждения.

О.Е. Лебедев выделяет цель педагогической программы дополнительного образования: стимулирование и развитие потенциала личности, включение ее в системы социальных коммуникаций через обучение, общественно полезную практику и досуг[4].

М.М. Поташник и В.С. Лазарев выделяют семь качеств, которыми должна обладать любая программа:

— актуальность – ориентация на решение наиболее значимых проблем;

— прогностичность – способность соответствовать изменяющимся требованиям и условиям ее реализации;

— рациональность – возможность получения максимально полезного результата при достижении поставленной цели при помощи имеющихся ресурсов;

— реалистичность – соответствие между желаемым и возможным, между целями и необходимыми средствами;

— целостность – полнота и согласованность действий, необходимых для достижения поставленной цели;

Дополнительная общеобразовательная программа как драйвер эффективности управления

— контролируемость – определение промежуточных целей и способов проверки получаемых результатов;

— чувствительность к сбоям – возможность оперативного обнаружения отклонений и коррекции действий.

О.Е. Лебедев предлагает различать несколько уровней освоения программы в системе дополнительного образования:

1. Общекультурный уровень – предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в отдельной предметной области, обогащение опыта общения, совместной деятельности.

2. Углубленный уровень – предполагает формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.

3. Профессионально-ориентированный уровень – предусматривает достижение повышенного уровня образованности в избранной предметной области, готовность к освоению содержания программ профессионального образования.

Типы программ дополнительного образования

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 — ФЗ к дополнительным образовательным программам относятся:

— дополнительные общеобразовательные программы;

— дополнительные общеразвивающие программы;

— дополнительные предпрофессиональные программы.

В настоящее время в системе дополнительного образования отмечается большое разнообразие педагогических программ. Тем не менее, все их можно классифицировать по нескольким основаниям.

В.М. Коротов выделяет три основных типа педагогических программ дополнительного образования[5].

1. Общая программа – дает общую характеристику предполагаемого результата, выражает основные социальные требования к личности, социальный заказ общества, представляя перечень основных качеств личности молодого человека и важнейших требований к нему. Она реализуется в период всего образовательного процесса, в течение большого временного периода (например, с первого по девятый класс). Данная программа адресована всем организаторам и участникам образовательного процесса: педагогам, родителям, активу детского самоуправления.

Дополнительная общеобразовательная программа — основной документ педагога

2. Частная программа – разрабатывается с учетом и на основе общей программы, имеет ограниченный адрес и охватывает не все направления воспитания и образования, реализуясь на каком-либо одном этапе учебно-воспитательного процесса (например, для воспитанников определенного возраста). Данный тип программы строится по принципу расшифровки и детализации общей программы. Если в общей программе дается характеристика личности и ее качеств в целом, то в частной программе рассматриваются качества личности на уровне привычных поступков, умений и навыков, усваиваемых понятий. Частная программа – это документ, отражающий деятельность конкретного педагога, объединения; с другой стороны – это вид творческой разработки по какому – либо виду деятельности, как самого педагога, так и занимающихся у него детей.

3. Индивидуальная программа воспитательной работы – создается на основе общей и частной программы, разрабатывается индивидуально каждым педагогом. Данный тип программы предусматривает стимулирование и коррекцию развития определенных качеств отдельной группы воспитанников или конкретного воспитанника и реализацию в сравнительно короткий временной отрезок (от двух до шести месяцев).

Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева выделяют следующие типы программ[6].

1. Типовая (примерная) программа — утвержденная Министер­ством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.

2. Модифицированная (или адаптированная) — измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельнос­ти, нестандартности индивидуальных результатов обучения и вос­питания.

3. Экспериментальная программа — ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обуче­ния, предложение новых областей знания, внедрение новых педаго­гических технологий.

О.Е. Лебедев предлагает классификации педагогических программ в системе дополнительного образования по следующим основаниям:

1. По возрасту воспитанников: для дошкольников, учащихся начальной, основной, средней школ.

2. По продолжительности реализации: одногодичные, двухгодичные и др.

3. По видам деятельности: художественная, техническая, эколого-биологическая, туристско-краеведческая, культурологическая, спортивная.

4. По формам реализации: групповые, индивидуальные.

5. По способам реализации: эвристические, алгоритмические, исследовательские, творческие программы[7].

Таким образом, по своему смыслу программа – нормативная модель совместной деятельности группы людей и создается для организации текущей или перспективной деятельности.

Читайте также:
Программа выкупа акций что это такое

Источник: megalektsii.ru

Что такое дополнительная общеобразовательная программа это

Опубликован Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»*, согласно которому при реализации дополнительных образовательных программ могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, и электронное обучение.

Новый порядок, регламентирующий организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, является обязательным для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся соответствующей образовательной деятельностью.

Согласно документу, реализация дополнительных общеобразовательных программ должна быть направлена, в частности, на формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом развитии, а также должна обеспечивать духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание.

Образовательный процесс организуется в соответствии с индивидуальными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся (клубы, секции, кружки и т.д.).

Запрещается использовать методы и средства обучения, наносящие вред физическому или психическому здоровью учащихся.

Обучение по дополнительным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья проводятся с учетом особенностей психофизического развития и в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии, для детей инвалидов — в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

* Утрачивает силу с 11.12.2018

Источник: rusedu.center

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

3. любая форма формального получения дополнительных знаний, умений и навыков лицом, имеющим общее или профессиональное образование. Дополнительное образование (формальное иили неформальное) является важнейшей составляющей системы непрервного образования.

(Непрерывное образование: краткий словарь. — СПб, 2002. С. 11-12)

— образование, получаемое по дополнительным программам общего и /или профессионального образования, направленное на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства, а также на повышение профессиональной классификации и переподготовку кадров для всех сфер социальной и экономической деятельности.

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. — М., 2004. С. 37)

образовательная программа, предлагаемая людям любого возраста как сверхнормативная, не входящая в Госстандарт образования (федеральный или региональный). Это составная часть системы российского непрерывного образования, ее особый вид, имеющий специфику: ненормированность, соответствие индивидуальным образовательным потребностям и интересам, независимость от возраста и базового образования обучающихся, свободно определяемая продолжительность, добровольность выбора программ обучающимися, индивидуальная ориентированность, вспомогательный характер.

Дополнительное образование могут создавать любые образовательные учреждения и собственно учреждения дополнительного образования (клубы, кружки, центры). Содержание дополнительного образования – это разнообразные знания и умения, различные виды деятельности, в том числе и творческие. Это добавочные, вспомогательные знания и умения, в том числе и соответствующие базисным (например, углубленное изучение иностранного языка), сверхнормативные (например, изучение музыки, танцев), функциональные (например, по реабилитации и восстановлению психических функций познавательного характера). Дополнительное образование выполняет адаптирующую функцию, приближая и приспосабливая обучение к конкретным жизненным потребностям человека, а также , корректирующую, занимательную (в свободное время) и др.

, дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии); посредством индивидуальной педагогической деятельности.

процесс усвоения человеком знаний, формирования умений и навыков, непредусмотренных государственным образовательным стандартом в части общего образования, школьными программами. Дополнительное образование человек может получать посредством занятий в специальных учреждениях дополнительного образования (дома и дворцы творчества, спортивные и музыкальные школы, кружки, секции и проч.), а также с помощью самообразования (чтение литературы, дистантные формы обучения).

особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании» (1992). Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ. Дополнительное образование разделяется по характеру программ и услуг на общеобразовательное и профессиональное. Цель первого – повысить общее образование, а цель второго – непрерывное повышение квалификации или переподготовки специалиста.

«. Дополнительное образование — процесс воспитания и обучения, осуществляемый на основе дополнительных образовательных программ всех уровней с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства. «

Источник:

«МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

образование, основной задачей которого (в рамках каждого уровня профессионального образования) является непрерывноеповышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным повышением образовательных стандартов.

процесс воспитания и обучения, осуществляемый с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;

обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ дополнительного образования

Источник: slovaronline.com

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА педагога дополнительного образования- дополнительная общеобразовательная программа или дополнительная общеразвивающая программа. — презентация

Презентация на тему: » ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА педагога дополнительного образования- дополнительная общеобразовательная программа или дополнительная общеразвивающая программа.» — Транскрипт:

1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА педагога дополнительного образования- дополнительная общеобразовательная программа или дополнительная общеразвивающая программа ( Статья ФЗ «Об образовании в РФ»)

Читайте также:
Импульс что это за программа

2 техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая Направленности деятельности согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (пр. МО РФ от 29 августа 2013 г. 1008)

3 Дополнительная общеобразовательная программа: Согласно приложению к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от «ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей» «…Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона….» Цели и задачи образовательной программы должны обеспечивать:ОБУЧЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ и РАЗВИТИЕ детей.

4 Дополнительная программа Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на: формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно- патриотического, трудового воспитания учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

5 Структура программы 1. Титульный лист. 2. Пояснительная записка. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 6. Список литературы.

1. Титульный лист. 2. Пояснительная записка. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

6 Титульный лист. 1. Полное наименование образовательного учреждения; 2.Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; 3. Название программы. 4. Возраст детей, на которых рассчитана ДОП; 5. Срок реализации программы; 6.ФИО, должность, квалификация автора программы; 7. Название населенного пункта; 8. Год разработки ДОП. МБОУДОД «Центр детского творчества» г. Чебоксары Чувашской Республики УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУДОД ЦДТ Алексеева Н.В.__________ «___» 20__г. Дополнительная общеобразовательная программа Творческого объединения «КОЛЛАЖ» Для детей школьного возраста на три года обучения. Педагога дополнительного образования Высшей категории Ануфриевой Ольги Всеволодовны. г. Чебоксары, 2014 г. Протокол пед.совета _1_ От «__»_августа_20__г. печать

7 Пояснительная записка: В пояснительной записке отражается: — направленность дополнительной образовательной программы (их 6!); — новизна, актуальность, педагогическая целесообразность; — цель и задачи дополнительной образовательной программы; — отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ; — возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; — сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); — формы и режим занятий; — ожидаемые результаты и формы и сроки промежуточной аттестации учащихся по данной программе (тесты, опросы, соревнования, сдача нормативов, участие в выставках, фестивалях, учебно-исследовательских конференциях и т. д.).

8 Аттестация воспитанников: В пояснительной записке отражается: — формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы сроки, периодичность и формы аттестации детей Уровень освоения образовательной программы Начальный (низкий уровень) Репродуктивный (средний уровень) Творческий (высокий уровень) Владение основами знаний. При выполнении заданий необходима помощь педагога Овладение специальными знаниями, умениями. Справляется с заданием самостоятельно Допрофессиональная подготовка. Способен выполнить работу по собственному замыслу

9 Объемы учебной нагрузки на уч. год 1-й год обучения 2-й год обучения 3-й и последующие года обучения Количество часов/длительность занятий в неделю(часов) 144/4 216/6

10 Учебно-тематический план: Учебно-тематический план для групп I года обучения (не более 144 ч.) Содержит основные темы и разделы Программы и их продолжительность с разбивкой на теоретические и и практические часы. Содержит основные темы и разделы Программы и их продолжительность с разбивкой на теоретические и и практические часы. Тема Общее кол-во часов В том числе: Теоретических часов Практических часов 1. Цветоведение (Колористика) Итого:144/216 Пример

Читайте также:
Leadertask что это за программа и нужна ли она

12 Методическое обеспечение программы: обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); — рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; — дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

13 Список рекомендуемой литературы: Желательно составить список литературы не только для педагога, но и для детей, осваивающих вашу Программу. Караулов И. М. О культурной политике. М., С. 15. (Сноска). Караулов И. М. О культурной политике. М.: Политиздат, С. 15.

Караулов И. М. О культурной политике. М.: Политиздат, с. ГОСТ Р «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

14 Не забудьте включить в программу регионально- национальный компонент

16 Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенному курсу дополнительного образования на текущий учебный год. Функции рабочей программы: нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область; определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися; процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания; оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (план учебно-воспитательной работы)

17 1. Титульный лист. 2. Пояснительная записка. 3. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

4. Учебно-тематический план с указанием: — Содержания тем курса дополнительного образования — Количества часов на изучение каждой темы 5. Планируемая воспитательная работа с учащимися в творческом объединении, реализация национально- регионального компонента для объединений художественной направленности. 6. Планируемая работа по взаимодействию с родителями учащихся. 7. Перечень учебно-методического обеспечения. 8. Список литературы (основной и дополнительной). 7. Приложения к программе (если имеются). РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (план учебно-воспитательной работы)

19 4. Учебно-тематический план с указанием: — Содержания тем курса дополнительного образования — Количества часов на изучение каждой темы 5. Планируемая воспитательная работа с учащимися в творческом объединении, реализация национально- регионального компонента для объединений художественной направленности. 6. Планируемая работа по взаимодействию с родителями учащихся. 7. Перечень учебно-методического обеспечения. 8. Список литературы (основной и дополнительной). 7. Приложения к программе (если имеются). РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (план учебно-воспитательной работы)

21 Планируемая воспитательная работа с учащимися в творческом объединении (План воспитательных мероприятий для учащихся составляется в соответствии с планом воспитательной работы ЦДТ на учебный год.) Реализация национально-регионального компонента для творческих объединений художественной направленности. (Включение в программу изучение чувашских национальных традиций, ремесел, истории чувашской культуры и современного чувашского искусства) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (план учебно-воспитательной работы)

22 Планируемая работа по взаимодействию с родителями учащихся. (План родительский собраний, мероприятий для родителей учащихся, заключение договоров, выборы родительского комитета, пошив костюмов и др.) Перечень учебно-методического обеспечения. (необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал) Список литературы (перечень использованной литературы в алфавитном порядке и в соответствии с требованиями к библиографическому описанию) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (план учебно-воспитательной работы)

23 Оформление рабочей программы Текст набирается в редакторе Word, шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Утверждение рабочей программы Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 01 сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения. Утверждение рабочей программы предполагает утверждение ее на Педагогическом совете ЦДТ; РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (план учебно-воспитательной работы)

24 Оформление рабочей программы Текст набирается в редакторе Word, шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Утверждение рабочей программы Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 01 сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения. Утверждение рабочей программы предполагает утверждение ее на Педагогическом совете ЦДТ; РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (план учебно-воспитательной работы)

25 При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по учебно- воспитательной работе. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (план учебно-воспитательной работы)

26 «Я слышу и забываю я вижу и запоминаю я делаю и понимаю» Лекция, рассказ- 3% Демонстрация, показ- 13% Леция+ наглядность- 33% Лекция+показ+практика- — 75% Человек сам выступает в роли обучающего- до 90% Процент запоминания материала учащимися через год

27 Спасибо за внимание!

Источник: www.myshared.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru