Диктатура пролетариата сегодня большинством понимается неверно. В основном под этим словом подразумевают диктатуру коммунистической партии и её вождей. Однако коммунистическая партия является авангардом рабочего движения, которое формируется рабочими и ими же контролируется. В некотором роде партия — это тот инструмент, с помощью которого пролетариат и осуществляет свою диктатуру.
Пугает современного обывателя и само слово «диктатура», которое имеет строго отрицательное значение в современном праволиберальном мире. Когда повсюду рассказывают об абстрактной буржуазной демократии, которая неизменно противостоит отсталой диктатуре, волей-неволей будешь шарахаться от этого слова. Забывают только сказать сторонники абстрактной либеральной демократии о том, что общество в любом случае находится под диктатурой правящего класса, покуда сохраняет свою классовую природу. Поэтому, идя против диктатуры пролетариата, мы с неизбежностью приходим к диктатуре буржуазии, которая и имеет место в современном мире, только обёрнутая в форму праволиберальных псевдодемократических систем.
Шесть стратегий восстановления городов. Лекция из курса «Архитектура и травма». АУДИО
Диктатура пролетариата необходима человечеству для его освобождения. Поскольку одномоментно перейти от отсталого на сегодняшний день капитализма к более прогрессивной системе нельзя, будет переходный период. После того как количество общественных противоречий начнут переходить в качество с помощью сильных левых партий и осознанности масс, рано или поздно будет установлен новый, стремящийся к социализму, режим в той или иной части света. И диктатура пролетариата будет ему необходима как для борьбы с внутренними реакционерами, так и империалистами внешними, которые будут стремиться сохранить свою мировую гегемонию.
Диктатура пролетариата – это форма организации общества на принципах прямой демократии с помощью профессиональных Советов, при которой политическая власть имеет максимальную гибкость и может как рассредоточиваться в обществе в спокойное время, так и сосредотачиваться в период опасности. Такая форма имела место в СССР в 1920-1950-е годы с теми или иными оговорками. Именно в этот период государство достигло самых значительных достижений.
Через Советы, через выбор лучших на рабочих предприятиях и выдвижения их в более вышестоящие органы, через централизацию экономики и децентрализацию политической власти трудовой народ может добиться значительных побед в классовой борьбе. Любой другой путь будет путём соглашательства, регресса и помощи классу угнетателей в сохранении его власти. Так, партийная номенклатура СССР после смерти Сталина даже на законодательном уровне упразднила диктатуру пролетариата, не говоря про то что фактически она была свёрнута задолго до этого:
«ПРОГРАММА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Принята XXII съездом КПСС в 1961 году.
III. ЗАДАЧИ ПАРТИИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ
Рабочий класс — единственный в истории класс, который не ставит целью увековечение своей власти. Обеспечив полную и окончательную победу социализма — первой фазы коммунизма — и переход общества к развернутому строительству коммунизма, диктатура пролетариата выполнила свою историческую миссию и с точки зрения задач внутреннего развития перестала быть необходимой в СССР.
Лекция «КОНСТИТУЦИИ РОССИИ: ОТ ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА К ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА»
Партия исходит из того, что диктатура рабочего класса перестает быть необходимой раньше, чем государство отмирает».
Даже на уровне программы руководство СССР того времени отвернулось от фундамента, на котором и должен был выстраиваться мир будущего. Обсуждению абсурдного заявления о том, что социализм к тому времени одержал окончательную победу, нужно посвящать отдельную статью. Оговоримся лишь, что социализм сам по себе является переходным периодом, то есть процессом, высшей точкой которого является коммунизм. Потому и само по себе заявление «мы построили социализм и теперь движемся к коммунизму» — абсурд с точки зрения диалектической логики, которой марксисты оперируют.
Отход от диктатуры пролетариата всегда приводит к откату общества назад, торжеству регресса, буржуазии и в конечном счёте открытого фашизма, так как столбовые пути развития человечества — социализм или варварство – так и висят Дамокловым мечом над всеми нами.
Можно вспомнить и другого оппортуниста, который на словах был марксистом, однако отошёл от диктатуры пролетариата и тем самым утопил свою родину в крови – Сальвадор Альенде. Его концепция так и называлась «социализм без диктатуры пролетариата». Итог мы знает – приход к власти фашисткой хунты Пиночета, массовые репрессии, которые поддерживала в том числе и советская интеллигенция во главе с академиком Сахаровым и превращение Чили в придаток США .
Более подробно о Советах, о том почему они важны и как начать строить их уже сегодня мы писали в недавней статье . Тема Советов и диктатуры пролетариата всё актуальнее ввиду того, что те самые общественные противоречия всё острее выпирают на теле социума. Рано или поздно под весом объективной реальности они приведут к качественным изменениям, которые изменят облик планеты до неузнаваемости. И потому следует выработать чёткую теоретическую базу для сложения тех побед, на которых и будет построен мир без войн, кризисов и потенциального ядерного Армагеддона.
Источник: dzen.ru
Программа максимум и программа минимум кратко
ИЗ ПРОГРАММЫ РСДРП 1903 г.
Развитие обмена установило такую тесную связь между всеми народами цивилизованного мира, что великое освободительное движение пролетариата должно было стать и давно уже стало международным. Считая себя одним из отрядов всемирной армии пролетариата, российская социал-демократия преследует ту же конечную цель, к которой стремятся социал-демократы всех других стран.
Эта конечная цель определяется характером современного буржуазного общества и ходом его развития.
Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса… социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит всё угнетённое человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою. Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т. е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров.
1. Частью какой программы — программы-минимум или программы-максимум — являются эти требования? 2. Что такое диктатура пролетариата? Для чего она, по мнению авторов программы, нужна?
1.Этот отрывок является частью программы-максимум, так как в ней говорится о необходимости установления диктатуры пролетариата.
2.Диктатура пролетариата – завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров.
РСДРП – политическая партия социал-демократической направленности в Царской России, образовавшаяся в 1898 году. Основной контингент, на который была направлена деятельность объединения — пролетариат (рабочий класс). В 1903 году раскололась на партию большевиков (лидер — В. И. Ленин) и меньшевиков (лидер — Ю. Ю. Мартов).
Политическая ситуация в России конца XIX века
История образования
В 80-х годах XIX века в Российской империи возникло несколько новых марксистских организаций:
Активный участник движения, В.И. Ульянов (Ленин) выдвинул идею единой рабочей революционной партии. Её задачей было возглавить классовую борьбу против буржуазии и полностью изменить общественный порядок, освободив трудящиеся массы от гнёта.
В 1898 году в Минске собрались представители организаций из Москвы, Петербурга, Киева и Екатеринослава – всего 9 человек. На встрече было принято решение о создании единой Российской социал-демократической рабочей партии.
Им противостояли сторонники жёстких радикальных методов решения. Основной целью они считали свержение действующей строя и установление диктатуры пролетариата.
Партийные съезды
За время существования единой партии съезды проводились 5 раз:
В 1898 году на первом съезде РСДРП была провозглашена. Присутствовало всего 9 человек. Вскоре большинство участников были арестованы.
Летом 1903 года прошёл второй съезд. На нём произошло разделение партии на 2 крыла – большевиков и меньшевиков. Тогда же были приняты устав и программа партии.
Третий съезд был собран в 1905 году. В нём приняли участие только большевики. Были изменены программа и устав. Меньшевики же собрались отдельно на конференцию в Женеве.
В 1906 году состоялся четвёртый съезд в Стокгольме. Собравшиеся приняли решение активно участвовать в работе Государственной думы и по возможности дестабилизировать изнутри работу парламента. В целом съезд носил объединяющий характер. Здесь присутствовали представители обеих сторон, а также литовские, польские и еврейские социал-демократы.
Пятый съезд прошёл в Лондоне в 1907 году. Он был последним в истории единой партии большевиков и меньшевиков.
Партийная программа
На втором съезде РСДРП были разработаны и приняты 2 проекта дальнейших действий.
Программа-минимум включала в себя задачи буржуазно-демократического характера:
- Установление демократического типа власти вместо самодержавия.
- Общее избирательное право.
- Передача власти органам местного самоуправления.
- Права разных наций и народов империи на самоопределение.
- Улучшение уровня жизни трудящихся – восьмичасовой рабочий день для рабочих. Возвращение крестьянам изъятых у них земель.
Характер программы был в целом не революционным, а либеральным.
Программа РСДРП включала в себя 2 проекта: программу-минимум и программу-максимум
Программа-максимум была направлена на перспективу. Она носила более жёсткий и непримиримый характер. В неё входили:
- Установление полной и повсеместной диктатуры пролетариата.
- Отмена частной собственности.
- Всеобщее равенство, отмена разделения на классы.
- Подавление класса эксплуататоров.
- Переход к социалистическому строю общества.
Программа-максимум вызвала больше всего разногласий среди участников. Меньшевики призывали повышать благосостояние всех слоёв населения. По их мнению, это приведёт к снижению межклассовых конфликтов. Большевики же настаивали на радикальных действиях и диктатуре пролетариата.
Разногласия и раскол
Первые серьёзные разногласия возникли среди членов партии уже на 2 съезде, в 1903 году. Основной причиной стал устав. Они участники съезда во главе с Мартовым придерживались европейского подхода к деятельности организации. Другие, во главе с Ульяновым-Лениным, требовали ужесточения правил для членов РСДРП.
В 1905 году меньшевики и большевики проводили съезды по отдельности. Первые собрались в Женеве на конференцию. Вторые организовали III съезд РСДРП.
На IV съезде была сделана попытка объединения сторон. Основным вопросом съезда был земельный. Большевики призывали отменить любую форму собственности и национализировать землю. Меньшевики предлагали передать крупные владения в муниципальное ведение и сдавать участки крестьянам в аренду. В итоге принята программа меньшевиков.
Объединение продлилось 2 года. Затем разногласия ещё больше обострились. В 1907 году большевики и меньшевики окончательно разделились. Формально партия просуществовала до 1917 года.
Значение РСДРП в истории
В конце 19 века в России обострилась межклассовая борьба. Пролетарская демократия всё больше отделялась от буржуазной. Российская социал-демократическая рабочая партия как ни одна другая вела борьбу за интересы пролетариата и призывала к разделению с реформистами.
В начале ХХ века РСДРП была одной из крупнейших партий в России и играла ведущую роль в политической жизни того времени. Создав эту партию, большевики оказали влияние на пролетарское освободительное движение не только в России, но и во всём мире.
Программа-максимум. Программа-минимум
Из истории КПСС. Выражения родились в связи с подготовкой программы II съезда РСДРП, который проходил (1903) сначала в Брюсселе, потом в Лондоне.
В современном языке употребляется шутливо-иронически: программа-максимум — цели отдаленные, которые человек мечтает достичь;
программа-минимум — цели, которые человек считает себя обязанным реализовать прежде всего, непременно, во что бы то ни стало.
Смотреть что такое «Программа-максимум. Программа-минимум» в других словарях:
МИНИМУМ — наименьшая величина. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. МИНИМУМ наименьшая из ряда величин; барометрический м. наименьшее показание барометра за известное время; подобное же значение имеет… … Словарь иностранных слов русского языка
МИНИМУМ — МИНИМУМ, минимума, муж. (лат. minimum) (книжн.). 1. Наименьшая величина; ант. максимум. Минимум атмосферного давления. Минимум заработной платы. Прожиточный минимум (минимум средств, денег, необходимый для прожития; экон.). 2. в знач. нареч.… … Толковый словарь Ушакова
программа — См … Словарь синонимов
ПРОГРАММА — программы, жен. [греч. programma объявление]. 1. План (деятельности, работы). Программа машиностроения. Программа испытаний. Программа работ съезда. 2. Изложение основных положений и целей деятельности политической партии, общественной… … Толковый словарь Ушакова
минимум — [лат. minimum]. I. а; м. 1. Наименьшее количество, наименьшая величина в ряду данных (противоп.: максимум). Для работы требуется м. техники. 2. чего или с опр. Совокупность мероприятий, средств, знаний и т.п., необходимых для деятельности в какой … Энциклопедический словарь
программа — ы; ж. [от греч. programma распоряжение, объявление] 1. Содержание и подробный план предстоящей деятельности, работ и т.п. Экономическая, социальная п. Жизненная п. П. возрождения сельского хозяйства. П. действий. Программа максимум (общий,… … Энциклопедический словарь
программа — ы; ж. (от греч. prógramma распоряжение, объявление) см. тж. программка, программный 1) Содержание и подробный план предстоящей деятельности, работ и т.п. Экономическая, социальная програ/мма. Жизненная програ/мма … Словарь многих выражений
максимум — а, м. maximum m., нем. maximum. <лат. maximus < magnus большой. 1. Наибольшее, предельное количество чего л.; наибольшая величина (противополож. минимум). БАС 1. Хотели под страхом гильотины установить продажу по крайней таксе или maximum.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
программа — ы, ж. programme m., нем. Programme <гр. programma публичное объявление. 1. Содержание или план какой л. деятельности, работы и т. п.; предварительно разработанная совокупность действий и мероприятий для осуществления чего л. БАС 1. План… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
МАКСИМУМ — 1. а, муж. Максимальное, наибольшее количество, наибольшая величина в ряду данных; противоп. минимум. М. усилий. 2. нареч. Самое большее (при словах, обозначающих количество).
Стоит м. пять рублей. 3. неизм. То же, что максимальный. Программа м.… … Толковый словарь Ожегова
Датой рождения РСДРП считают 1903 год, когда на II Лондонском съезде были разработаны и утверждены Устав и Программа партии. Во время работы съезда состоялось 37 собраний (13 было проведено в Брюсселе и 24 – в Лондоне).
Борьба Ленина и его соратников за программу РСДРП
Самым главным достижением II съезда РСДРП было, конечно, принятие программы новой партии. В историю революционного движения России эта программа вошла как программа минимум, включавшая ближайшие и первейшие задачи, и программа максимум, то есть программа на перспективу, конечная цель партии на существовавшем к тому моменту, этапе борьбы.
Часть программы, рассматривавшая ближайшие цели и задачи, была более либеральной, чем программа социал-революционеров (эсэров). Она ставила своей целью:
Разногласия вызвала программа максимум, ставившая своей целью установление власти пролетариата.
Вокруг отношения программы к диктатуре пролетариата разгорелись жестокие споры. Акимов и его единомышленники считали, что по мере роста материального благосостояния будут сглаживаться все классовые противоречия, что надо идти по европейскому пути развития. Но участники съезда, поддерживавшие Ленина, опровергли доводы акимовцев и утвердили в программе положение о диктатуре пролетариата.
В части программы, касающейся аграрного вопроса, были заложены две основополагающие концепции:
- Поднятие крестьянства на буржуазно-демократическую революцию под лозунгом уничтожения остатков крепостничества,
- Свободное развитие классовой борьбы в деревне. Другими словами создание условий для социалистической революции и участие в ней крестьянства.
Национальный вопрос
Серьезные споры вызвал раздел программы о национальном вопросе. Для такой интернациональной страны как Россия, вопрос об отдельных народах имел большое значение. Ленин выступал
- за полное равноправие граждан, независимо от языка,
- Право на самоопределение всех племен и народов, живущих в государстве,
- Сплочение рабочих всех национальностей в единые классовые организации (в профессиональные союзы, партии).
Такой подход к национальному вопросу
- разрушал интернациональное классовое единство пролетариата,
- ограничивал потребности рабочих различных наций только вопросами этнической культуры,
- уводил их от борьбы за революцию.
Делегаты от польской с.-д. организации предложили снять вопрос о праве наций на самоопределение, посчитав, что этот лозунг сыграет на руку националистам.
Другие организационные вопросы съезда
В первые дни съезда серьезные споры Ленина с Мартовым, вызвало обсуждение устава. Особенно его первый пункт. Ленинская формулировка гласила, что членом партии может быть каждый, кто признает программу, поддерживает партию материальными взносами и является членом одной из организаций РСДРП. Принадлежность к одной из партийных организаций предполагала соподчинение нижестоящих членов вышестоящим и подотчетность вышестоящих своей организации. Ленин видел партию как организованное целое.
Правда, после ухода 5 бундовцев и еще 2 оппортунистов, на съезде сложился перевес голосов сторону ленинцев. И последующие вопросы, обсуждавшиеся на съезде, в том числе и основные пункты программы, были приняты в редакции, предлагаемой Лениным и его сторонниками.
Делегаты съезда также высказались за необходимость празднования 1 Мая, как Дня международной освободительной борьбы пролетариата.
Основной итог II съезда РСДРП заключается в сплочении разрозненных марксистских организаций и образовании единой пролетарской партии, способной объединить народные массы и поднять ее на революционную борьбу за диктатуру пролетариата и социализм. Тот факт, программа РСДРП была делегатами принята, ознаменовало победу Ленина и его сподвижников. Раскол разделил партию на большевиков и меньшевиков. Революция 1917 года развела бывших союзников по разные стороны баррикад.
Многие положения программ РСДРП (как минимум, так и максимум) после прихода к власти большевиков на проверку оказались профанацией.
- Патриотическое воспитание в начальной школе литература
- Обрядовые праздники в детском саду сценарий
- Структура методической работы в школе схема
- Характеристика на ребенка инвалида из детского сада
- 249 приказ мвд колокольцева кратко
Источник: obrazovanie-gid.ru
Что такое диктатура пролетариата для чего она по мнению авторов программы нужна рсдрп 1903
Во время гражданской войны «самым демократическим декларациям — грош цена, самые благие намерения остаются праздными, когда встречают сильное сопротивление среды; самые демократические формы правления не гарантируют от попрания свободы и права в те дни, когда эти ценности временно погасли в сознании народном, в те дни, когда право восстанавливается насилием, насилие претворяется в право».
В XVII веке либеральное государство Дж. Локка стало революционным прорывом в общественных отношениях, это была победа демократии и свободы над аристократичной, феодальной монархией.
Но уже к середине ХIХ в. либеральный демократизм XVII в., по мнению классиков марксизма, выродился если не в подобие нового рабовладельческого строя, то во вполне очевидную диктатуру избранной элиты, ведь либерально-демократическое государство согласно Дж. Локку, Дж. Мэдисону, А. Смиту… было призвано защищать и отражать права меньшинства, за счет подавления большинства.
По терминологии К. Маркса и Ф. Энгельса государство Дж. Локка к этому времени превратилось в «особую силу подавления», у В. Ленина в «диктатуру буржуазии», у С. Шарапова в «диктатуру капитала». Философ К. Леонтьев, отмечая эти тенденции в 1880 г., прогнозировал, что «тот слишком подвижный строй», к которому привел «эгалитарный и эмансипационный прогресс XIX века. должен привести или к всеобщей катастрофе», или же к обществу, основанному «на совершенно новых и вовсе уже не либеральных, а напротив того, крайне стеснительных и принудительных началах. Быть может, явится рабство своего рода, рабство в новой форме»[2].
Несмотря на то, что внешней формой выражения этой диктатуры была демократия, ее сущность от этого не только не менялась, но и приобретала более устойчивый характер. Указывая на эту данность, французский посол М. Палеолог отмечал: демократия «не нарушая своих принципов. может сочетать в себе все виды гнета политического, религиозного, социального.
Но при демократическом строе деспотизм становится неуловимым, так как он распыляется по различным учреждениям, он не воплощается ни в каком одном лице, он вездесущ и в то же время его нет нигде; оттого он, как воздух, невидим, но удушлив, он как бы сливается с национальным климатом. Он нас раздражает, от него страдают, на него жалуются, но не на кого обрушиться.
Люди обыкновенно привыкают к этому злу и подчиняются. Нельзя же сильно ненавидеть то, чего не видишь. При самодержавии же наоборот, деспотизм проявляется в самом, так сказать, сгущенном, массивном, самом конкр етном виде. Деспотизм тут воплощается в одном человеке и вызывает величайшую ненависть»[3].
Основой «нового деспотизма» К. Маркс считал буржуазное государство, в работе «Гражданская война во Франции» он утверждал: «Государственная власть после революции 1848 — 1849 гг. становится «национальным орудием войны капитала против труда». Рано или поздно, по словам Ф. Энгельса, эта «особая сила для подавления» пролетариата буржуазией, миллионов трудящихся горстками богачей должна смениться «особой силой для подавления» буржуазии пролетариатом (диктатурой пролетариата)»[4]. Умеренный Р. Гильфердинг, теоретический вождь каутскианства, вообще полагал, что человечество движется по эволюционному пути развития, на котором: «в гигантском столкновении враждебных элементов диктатура магнатов капитала превращается в диктатуру пролетариата»[5].
Маркс впервые употребил термин «диктатура пролетариата» в работе «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» Впоследствии, опираясь на опыт международного рабочего движения, Маркс сформулировал в «Критике Готской программы» (1875) следующий вывод: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата». Сущность диктатуры пролетариата классики марксизма изложили в «Коммунистическом Манифесте»: «пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии. Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы постепенно вырвать у буржуазии весь капитал… и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил»[6].
Однако, как отмечал В. Ленин в своем анализе работ классиков: «открывать политические формы… будущего Маркс не брался. Он ограничился точным наблюдением французской истории, анализом ее и заключением, к которому приводил 1851 год: дело подходит к разрушению буржуазной государственной машины»[7]. Причины того, что Маркс не оставил никаких конкретных рекомендаций для политической организации в переходный период Ленин находил в том, что: «Формы буржуазных государств чрезвычайно разнообразны, но суть их одна: все эти государства являются, так или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой буржуазии. Переход от капитализма к коммунизму, конечно, не может не дать громадного обилия и разнообразия политических форм, но сущность будет при этом неизбежно одна: диктатура пролетариата»[8].
Практическое понимание того, что большевики, на том этапе, понимали под диктатурой пролетариата, В. Ленин дал в июле 1905 г., в работе «Две тактики социал-демократии в демократической революции»: «Решительная победа революции над царизмом, есть революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства. И такая победа будет именно диктатурой, то есть неизбежно должна будет опираться на военную силу, на вооруженные массы, на восстание, а не на те или иные, «легальным», «мирным путем», созданные учреждения.
Это может быть только диктатура, потому, что осуществление преобразований, немедленно и непременно нужных для пролетариата и крестьянства, вызовет отчаянное сопротивление и помещиков и крупных буржуа и царизма. Без диктатуры сломить это сопротивление, отразить контрреволюционные попытки невозможно. Но это будет, разумеется, не социалистическая, а демократическая диктатура. Она не сможет затронуть (без целого ряда промежуточных ступеней революционного развития) основ капитализма. Она сможет, в лучшем случае, внести коренное перераспределение земельной собственности в пользу крестьянства, провести последовательный и полный демократизм вплоть до республики, вырвать с корнем все азиатские, кабальные черты не только из деревенского, но и фабричного быта, положить начало серьезному улучшению положения рабочих и повышению их жизненного уровня. »[10].
Даже после февральской революции 1917 г. большевики вовсе не стремились к немедленному свершению социалистической революции. Троцкий объяснял настроения большевиков, в тот период, тем, что: «человеческое мышление консервативно, а мышление революционеров подчас — особенно. Большевистские кадры в России продолжали держаться за старую схему и восприняли Февральскую революцию, несмотря на то, что она явно заключала в себе два несовместимых режима, лишь как первый этап буржуазной революции. Все руководящие большевики без изъятия — мы не знаем ни одного — считали, что демократическая диктатура еще впереди. После того как Временное правительство буржуазии «исчерпает себя», установится демократическая диктатура рабочих и крестьян, как преддверие буржуазно-парламентарного строя»[13].
Однако разгоравшийся «русский бунт», начавшаяся гражданская война и интервенция похоронили возможность мирного развития событий, наоборот радикализовали их. Уже в марте 1918 г. В. Ленин констатировал: «нетрудно убедиться, что при всяком переходе от капитализма к социализму диктатура необходима по двум главным причинам или в двух главных направлениях.
Во-первых, нельзя победить и искоренить капитализма без беспощадного подавления сопротивления эксплуататоров, которые сразу не могут быть лишены их богатства, их преимуществ организованности и знания, а, следовательно, в течение довольно долгого периода неизбежно будут пытаться свергнуть ненавистную власть бедноты. Во-вторых, всякая великая революция, а социалистическая в особенности, даже если бы не было войны внешней, немыслима без войны внутренней, т.е. гражданской войны, означающей еще большую разруху, чем война внешняя, — означающей тысячи и миллионы случаев колебания и переметов с одной стороны на другую, — означающей состояние величайшей неопределенности, неуравновешенности, хаоса. Чтобы сладить с этим, нужно время и, нужна железная рука»… «Все средние решения — либо обман народа буржуазией, которая не может сказать правды, не может сказать, что ей нужен Корнилов, либо тупость мелкобуржуазных демократов, Черновых, Церетели и Мартовых, с их болтовней о единстве демократии, диктатуре демократии, общедемократическом фронте и т. п. чепухе. Кого даже ход русской революции 1917-1918 годов не научил тому, что невозможны средние решения, на того надо махнуть рукой»[14].
Гражданская война лишь укрепила Ленина в убеждении, что: «в этой отчаянной войне не может быть никакой середины, и для того, чтобы держаться, буржуазия должна расстреливать десятками и сотнями все, что есть творческого в рабочем классе. Это ясно видно на примере Финляндии, это показывает теперь пример Сибири. Чтобы доказать, что большевики несостоятельны, эсеры и меньшевики начали строить новую власть и торжественно провалились с ней прямо к власти Колчака. Это показывает, что между диктатурой буржуазии и диктатурой рабочего класса середины быть не может»[15].
«Диктатура пролетариата — пояснял Ленин, — . есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская, против сил и традиций старого общества»[16]. При этом указывал Ленин: «Власть рабочего класса вырастает из конкретных условий освободительной борьбы каждого народа. Поэтому в разных странах она не может не приобретать различной формы. «Все нации придут к социализму это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни»[17].
[1] Деникин А. И. (III).
[2] Кожинов В.В…, с. 228-229.
Источник: www.galin.biz