Слово дифференциация было заимствовано из иностранного словаря и означает расслоение, разделение единого на составляющие части, ступени или формы. Полное определение подразумевает разделение методов в процессе обучения. Дифференциация говорит об использовании деления обучаемых на группы. Дифференциация характеризуется интеграцией, выражаемой в процессе объединения учащихся.
Группирование детей может производиться явным образом, то есть с четким разделением, или неявным – наличие возможности свободного перемещения участников.
Дифференциация
Деление на группы рассматривается в качестве одного из самых важных признаков дифференциации. На практике было доказано, что он может быть не единственным. Различие в построении процесса в группах – другой важный момент. Во время дифференциации обучение должно подвергаться изменениям, что является обязательным условием.
Это было подтверждено еще в практике из педагогики, когда создавались классы с разными уровнями подготовки, где отсутствовали изменения в течение образовательного процесса. Положительного результата не было, так как у детей отсутствовала мотивация к обучению, являющаяся основным пунктом для освоения знаний.
Дифференцированное обучение
Для четкого определения дифференциации, что это такое, необходимо учитывать признаки, по которым будут разделены дети по группам. Это особенности каждого учащегося, помогающие в правильном разделении учащихся в условиях дифференциации.
Дифференциация обучения – это учет индивидуальных и типологических особенностей личности в форме группирования детей и различного построения процесса обучения в образовавшихся группах.
Что такое дифференцированный подход?
Классификация форм дифференцированного обучения
Что такое дифференцированное обучение?
Дифференцированное обучение – это технология обучения, которая ставит своей целью создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей обучающихся.
При наличии дифференцированного обучения возникает проблема с выбором ее формы для применения. Предварительно необходимо сориентироваться в уже имеющихся для дальнейшего обучения.
По индивидуальным и типологическим особенностям учащихся руководствуются следующим:
- значимость типологических и индивидуальных особенностей для обучения;
- выявление и учет особенностей в общеобразовательном заведении;
- распределение среди детей.
Основываясь на этом, должны быть исключены:
- особенности функционирования внутренних органов;
- конституционные особенности личности;
- состояние здоровья;
- задатки способностей при отсутствии необходимой аппаратуры для их выявления;
- особенности нервной системы;
- половые различия и возраст;
- темпераменты;
- дефекты физического здоровья.
Благодаря использованию дифференциации, возможно выявление:
- интересов;
- психофизиологических особенностей;
- профессиональных ориентаций;
- религиозных принадлежностей;
- способностей;
- этнокультурных особенностей;
- обученности.
Виды дифференциации
На уровне класса возможно охарактеризовать основные формы. Дифференциация по психологическим особенностям личности – это учет особенностей познавательных процессов учащихся, а именно: памяти, мышления, внимания, которые проявляются после выполнения специальных заданий на развитие усидчивости и концентрации, логической памяти и другие. Руководствуясь принципом адаптационно-развивающего характера дифференциации, предполагается не только следовать индивидуально-типологическим особенностям, а учитывать и развивать еще неразвитые до необходимого уровня.
Технологии дифференцированного обучения
Дифференциация по обученности рассчитывает задания такого плана, чтобы было возможно устранить образовавшиеся пробелы в знаниях. На школьном уровне дифференциация обученности – это формирование классов по успеваемости, причем данная классификация не считается эффективной, так как обученность принято считать гибкой.
Предложенный вид сопровождает другие педагогические технологии:
- модульная;
- полное усвоение знаний.
Последняя из них говорит о делении учеников на две группы: усвоившие и не усвоившие материал, применив для этого такую форму контроля, как сдача итогового норматива. Поэтому дальнейшая форма работы с обеими группами будет отличаться. Усвоившие материал получат дополнительный для углубления и расширения уже имеющихся знаний, а не усвоившие – задания по корректировке изученного.
Дифференциация по специальным особенностям подразумевает видовые разделения. То есть по музыкальным, коммуникативным способностям, познавательным и так далее. Например, для изображения рисунка на уроке или исполнения музыкального произведения должна быть проведена специальная установка для создания определенного эмоционального настроя, так как для детей это очень важно.
В дифференциации по познавательным особенностям классифицируют на:
- академические (общие);
- специальные.
Основные понятия технологии дифференцированного обучения, его принципы и приемы.
материал
Основные понятия технологии дифференцированного обучения, его принципы и приемы.
Понятие «Дифференцированное обучение” в переводе с латинского «different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Анализ литературы показывает, что более точное определение даёт Селевко Г.К.
Дифференцированное обучение – это: 1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей, что даёт каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Основная задача : увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Основополагающими принципами дифференцированного обучения являются:
- принцип принятия личности;
- принцип акцентирования на сильных сторонах обучающегося;
- принцип создания ситуации успеха для каждого;
- принцип опоры на существующие у обучающихся знания, опыт и чувства;
- принцип единства учебной группы;
- принцип личностно-значимых заданий и установок;
- принцип разноуровневости заданий.
Дифференцированное обучение осуществляется на всех этапах урока, рассмотрим его приёмы при опросе, подаче домашнего задания и оценивании учащихся.
Приёмы опроса обучающихся
Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить.
Прием 1. Взаимный опрос .
Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на «5”, на «4” и на «3”, садятся каждый на своём ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил «3”, он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там.
Прием 2. Тихий опрос .
Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.
Прием 3. Защитный лист .
Ученик нередко приходит на урок неподготовленным. Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит «Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.
Прием 4. Идеальный опрос.
Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
Приемы подачи домашнего задания
Вредный и достаточно распространенный прием – наказание домашним заданием повышенного объема или сложности. Но если уж задавать, то задавать с максимальной пользой.
Прием 1. Три уровня домашнего задания.
Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней.
Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.
Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк: частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам, чайнворды, сканворды, кроссворды, учебные комиксы; плакаты – опорные сигналы; мнемонические формулы, стихи и т. п.
Прием 2. Задание массивом .
Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 50 заданий ученик должен выполнить 20. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он решает.
Прием 3. « Сам себе учитель»
Прием 4. Идеальное задание.
Достаточно схож с приемом 3. Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется, то есть учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.
Прием 1. Оценка – не отметка .
Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой.
Прием 2. Рейтинг .
Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель. Записываем дробь. Например, 4/5. Задача учителя – приучить ученика к регулярному оцениванию своего труда.
Прием вводится на период согласования критериев отметки, а через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.
Прием 3. Кредит доверия.
В некоторых случаях ставим отметку в «кредит”, то есть при спорной оценки на уроке или четвертной в пользу обучающегося.
Прием 4. Система стимулов .
Вариант 1. Развернутая оценка .
Наряду с цифровой оценкой делаем запись, раскрывающую наше отношение к ученику и его достижениям.
Вариант 2. Поощрение. Достаточно хорошей оценкой могут быть: маленькая грамота; благодарственное письмо или диплом «За победу на уроке”, «За маленькое открытие”, «За помощь другу”; благодарственная запись в дневнике; открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное ученику.
На своих уроках русского языка и литературы я уже использую такие приемы как «тихий опрос», «идеальный опрос», «оценка-не отметка», «кредит доверия» и «развернутая оценка». Так же хочу попробовать использовать приемы «три уровня домашнего задания», «рейтинг», «взаимоопрос» и «поощрение».
Но нужно помнить, что в нашей профессии главное терпение и постепенность, поэтому нельзя хвататься за все сразу.
Пусть нашим девизом будут слова замечательного поэта Максимилиана Волошина:
Из всех насилий,
Творимых человеком над людьми,
Тягчайшее же – воспитанье.
И будем помнить, что «приемы педтехники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет. А в работе – совершенствуется”. (Анатолий Гин).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе
Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты.

«Основные понятия проблемы интегрированного обучения в России»
В статье рассмотрен основной категориальный аппарат проблемы интеграции. Даны определения процессов дифференциации, дифференцированного обучения, интеграции, интегрированного обучения.

Предметно-ориентированные технологии. Технология дифференцированного обучения
1. Предметно-ориентированные технологии1.1. Технология дифференцированного обучения Современное информационное общество предъявляет к школьникам высокие требования в отношении усвоения учебного м.
Технология сотрудничества как наиболее эффективная технология дифференцированного обучения
Мультимедийная методическая разработка по теме «Технология сотрудничества как наиболее эффективная технология дифференцированного обучения» раскрывает понятие технологии сотрудничества, основные вариа.
Технология дифференцированного обучения. Использование технологии деятельностного подхода как средство повышения качества образования.
В формировании человеческих способностей решающее значение имеет деятельность ребёнка, которая умело стимулируется учителем. Объективность требований, предъявляемых к ученику, обусловлена способ.
«Персональный сайт учителя как эффективное средство реализации современных педагогических технологий на примере технологии дифференцированного обучения. Из опыта работы.»
Автор обращает внимание коллег на актуальность ведения персонального сайта и приводит практические примеры использования сайта учителя как эффективного ресурса для применения технологии дифференцирова.

Технология дифференцированного обучения: а) Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов», автор В. В. Фирсов
Теоретическое описание технологии дифференцированного обучения.
Источник: nsportal.ru
Технология дифференцированного обучения
Дифференцированное обучение – это обучение, учитывающее индивидуальные особенности, возможности и способности детей. В условиях ФГОС это наиболее востребованная технология, потому что ориентирована на личность ученика.
Особенности дифференцированного обучения
Дифференцированное обучение предполагает разделение обучающихся на группы по одному из критериев:
• по уровню интеллектуального развития;
• по типу мышления;
• по интересам и склонностям.
В результате проведенной диагностики формируются группы. Например, при дифференциации по уровню умственного развития учащиеся группируются следующим образом:
1. Учащиеся с высоким уровнем познавательной активности. Для них характерно творческое нестандартное мышление, устойчивое внимание, хорошая работоспособность. Эти ученики владеют навыками самостоятельного анализа и обобщения информации.
2. Учащиеся со средними учебными способностями. Из-за низкого уровня аналитического мышления не способны к творческому обобщению, для них важно многократное повторение. Осваивают материал с помощью учителя по опорным схемам.
3. Учащиеся с низким уровнем учебной активности. Их отличает медлительность, быстрая утомляемость, отсутствие мотивации. Требуют индивидуального подхода учителя. Для этих учеников необходимы дополнительные задания, алгоритм выполнения заданий, подробные инструкции.
Ведущие формы работы на уроке – групповая и индивидуальная.
Отнесение ученика к группе определенного уровня условно. Учащийся по своему выбору может покинуть одну группу и присоединиться к другой.
Виды дифференцированного обучения
• Внутренняя дифференциация. Деление обучающихся одного классного коллектива по уровню интеллектуального развития. Эффективно разноуровневое обучение в основной школе (с 5 по 9 класс).
• Внешняя дифференциация, связанная с профильным обучением. Основание для разделения на профили – самоопределение учащегося, рекомендация учителей, психологическая диагностика. Профильное обучение (разделение по области интересов) организуется в старшей школе.
Цели использования дифференцированного обучения в средней школе
• Создание оптимальных условий для развития ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и интересами.
• Повышение качества учебного процесса.
• Устранение перегрузки учащихся во время занятий.
• Выявление одаренных учеников.
• Ситуация успеха для учащихся разных уровней.
Принципы
• Учет индивидуальных возможностей обучающихся.
• Вариативность учебного материала для групп с разным уровнем умственного развития.
• Вариативность учебно-познавательной деятельности (от репродуктивной до творческой).
• Ориентирование на адаптацию и развитие учеников.
Роль преподавателя
• Преподаватель диагностирует уровень развития мышления, памяти, внимания каждого учащегося.
• Определяет критерии для объединения учащихся в группы разного уровня.
• Разрабатывает разные виды заданий для каждой группы.
• Систематически анализирует работу учащихся и организует обратную связь.
Преимущество для учащихся
• Обучение каждого ребенка осуществляется в индивидуальном темпе.
• Повышается мотивация сильных учащихся, которые осваивают материал на более глубоком уровне, увеличивая темп работы.
• Создается ситуация успеха для слабых детей.
Преимущество для учителя
• Индивидуальная работа с сильными и слабыми учащимися.
Основные трудности для учащихся
• Снижение уровня самооценки у слабых учеников, работающих совместно в группе. Отсутствие соревнования тормозит развитие этих учащихся.
• Нет заданий для совершенствования коммуникативных компетенций, устная речь не тренируется.
• Дифференциация по уровню интеллектуального развития не учитывает другие свойства личности учащегося.
Основные трудности для учителя
• Отсутствие дидактических материалов.
• Много времени требуется на разработку разноуровневых заданий.
Структура урока дифференцированного обучения
1. Совместная постановка целей для всего класса. Мотивирующий этап.
2. Актуализация изученного материала. Организация разноуровневого повторения для каждой группы.
3. Открытие нового знания. Осуществляется как для всего класса, так и дифференцированно по группам. В зависимости от уровня развития учащихся используются разные способы предъявления информации:
• составление алгоритма действий,
• анализ опорной схемы,
• изучение нового материала с дополнительной консультационной помощью преподавателя или самостоятельно.
4. Закрепление с использованием дидактических материалов разных уровней. Индивидуальная консультация учителя для учащихся с низким уровнем умственного развития.
5. Итоговый контроль по теме. Тест или самостоятельная работа.
6. Рефлексия. Организация проверки выполнения задания (проверка учителем, самопроверка или взаимопроверка).
7. Дифференцированное домашнее задание.
Уровни дидактического материала
В технологии дифференцированного обучения большое внимание уделяют содержанию и форме предъявления заданий для тренировочной и контрольной работы. Учебный материал отбирается в соответствии с уровнем интеллектуального развития учеников. Здания даются с учетом принципа возрастания трудности и сложности.
• Уровень А. Запоминание и воспроизведение. Работа по образцу. Использование карточек-информаторов, включающих теоретический блок и подробную инструкцию по выполнению задания.
• Уровень Б. Работа по готовой схеме, алгоритму. Частично-поисковые задания, включающие сравнение, подбор самостоятельных примеров.
• Уровень В. Творческое применение знаний в незнакомой ситуации, ответ на проблемный вопрос. Самостоятельный поиск и анализ информации.
Перспективы развития
Активное внедрение в обучение технологии дифференцированного обучения возможно при соблюдении двух условий:
1. Методическая помощь учителю в разработке разноуровневых заданий для каждого этапа урока. Банк готовых дифференцированных заданий, входящих в учебно-методический комплект по каждому предмету, станет для преподавателя стимулом для работы в данной технологи.
2. Деление учащихся на уровни будет осуществляться не только по инициативе учителя, но и по желанию обучающихся и родителей.
Источник: aujc.ru