Рахимова, Н. Х. Понятие дидактической единицы и методология выбора дидактических единиц по русскому языку в колледжах / Н. Х. Рахимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 805-807. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27204/ (дата обращения: 13.06.2023).
Понятие дидактической единицы и методология выбора дидактических единиц по русскому языку в колледжах
Понятие «дидактическая единица» не имеет точной дефиниции, однако, следует отметить, что это — элемент содержания учебного материала, изложенного в виде утвержденной в установленном порядке программы обучения в рамках определенной профессиональной дисциплины или общеобразовательного предмета. Дидактическая единица — одна из предметных тем, подлежащих обязательному освещению в процессе подготовки специалистов, учащихся по данному предмету.
Обучение русскому языку является важным элементом системы начального и среднего профессионального образования, поскольку в настоящее время русский язык сохраняет особенную значимость, как в социально-бытовой, так и в профессиональной сферах общения.
Как добавить дидактические единицы к поурочному планированию в МЭШ 2020
Основной задачей овладения русским языком обучающимися (для профессий автомеханик, швея, повар) является развитие у них способности использовать русский язык как инструмент непосредственного и опосредованного общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Формирование ключевых компетенций подразумевает: развитие умений у учащихся использовать полученные знания и умения в своей профессиональной деятельности; развитие у учащихся умений осуществлять поиск, анализ и оценку информации; развитие умений у учащихся использовать информационно-коммуникативные технологии; развитие у обучающихся умений самостоятельно определять задачи своего профессионального и личностного развития.
Профессионально-коммуникативное развитие подразумевает дальнейшее формирование языковой, речевой и других компетенций, а также использование русского языка в профессионально-ориентированных сферах жизни с учётом специальностей повара или швеи.
Культурное развитие студентов средствами русского языка подразумевает не только дальнейшее расширение объема знаний о культурной специфике русскоязычных стран, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике в социально-бытовых и профессионально-ориентированных сферах общения, но и формирование таких личностных качеств, как толерантность и дисциплинированность.
В связи с этим учебный процесс в рамках дисциплины «Русский язык» для профессий автомеханик, швея, повар предусматривает трехступенчатую структуру языкового образования.
Вторая ступень — подразумевает сочетание общего, культуроведческого и профессионально-ориентированного материала, связанного с будущей профессиональной деятельностью обучающегося.
Третья ступень — русский язык в профессиональной коммуникации — подразумевает узкопрофессиональное овладение основами делового языка, профессиональной лексикой, техникой перевода профессионально-ориентированных текстов и профессиональным общением в рамках выбранной специальности.
Как привязать дидактические единицы к старым материалам
Цель дисциплины — обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и языком специальности для активного применения русского языка, как в повседневном, так и в профессиональном общении.
Задачи: развитие навыков восприятия звучащей (монологической и диалогической) речи, навыков устной разговорно-бытовой речи, навыков чтения и письма; развитие навыков чтения специальной литературы, реферирования и перевода литературы по специальности.
Основные дидактические единицы (разделы): основы грамматики, устная речь в монологической и диалогической форме, чтение специальной литературы на русском языке.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать: основы русского языка. Уметь — читать специальную литературу на русском языке. Владеть навыками разговорной речи на русском языке.
Основы общения на русском языке: фонетика, лексика, фразеология, грамматика, основы делового языка по специальности, профессиональная лексика фразеологические обороты и термины, техника перевода (со словарём) профессионально-ориентированных текстов, профессиональное общение.
Содержание дисциплины — это один из наиболее традиционных разделов рабочей программы предмета. Дидактическая единица — это«квант» содержания дисциплины. Это может быть термин, определение, понятие и т. п., подлежащее усвоению в процессе изучения дисциплины.
Дидактические единицы. Социокультурный компонент: географическое положение стран изучаемого языка и нашей стране; политический строй России, достопримечательности столицы; природа и экология изучаемой страны. Речевой компонент: диалог этикетного характера; образцы текстов для чтения и аудирования по изучаемой теме. Учебный компонент: приёмы культуры чтения и слушания; приёмы работы с текстом.
Читать тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные и технические), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое или поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи. Это чтение.
Описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера; заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в странах изучаемого языка. Это письмо.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать значения новых лексических единиц, выражения, оценочную лексику, а так же обслуживающие ситуации общения в рамках изучаемых тем; новые значения глагольных форм, средства и способы выражения модальности; условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию; лингвострановедческую, страноведческую и социокультурную информацию, расширенную за счет новой тематики и проблематики речевого общения; тексты, построенные на языковом материале повседневного и профессионального общения, в том числе инструкции и нормативные документы по специальностям СПО.
Вот раздел из тематического плана дисциплины русский язык для профессии — «повар, кондитер»: «Моя профессия — повар».
Что касается педагога, то он долженспособствовать развитию познавательного интереса, творческой направленности личности обучающихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т. д.: обеспечивать профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки; способствовать формированию у учащихся адекватной самооценки; проводить наблюдения по выявлению склонностей и способностей обучающихся; а главное адаптировать учебные программы в зависимости от профиля обучения, в данном случае для профессий автомеханик, швея и повар.
Таким образом, обязательный минимум содержания основных образовательных программ представлен в виде набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в надлежащем порядке в основные учебные программы профессионального образования.
- Методика отбора профильных дидактических единиц по иностранному языку (для учреждений профессионального образования)
- Выготский, Л. С. Педология подростка [Текст] / Л. С. Выготский.- Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. -М.: 1984.-С.376–385.
- Добриневская, А. И. Современные подходы к организации профильного обучения учащихся / А. И. Добриневская // Кіраванне ў адукацыі. 2006. — № 4.
- Кухарчук, А. М. Человек и его профессия: учебное пособие / А. М. Кухарчук. — Мн., Современное слово, 2006.
Источник: moluch.ru
Методика отбора профильных дидактических единиц по иностранному языку (для учреждений профессионального образования )
статья по теме
В статье рассматривается отбор основных дидактических единиц в ходе подготовки материала к учебным занятиям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика отбора профильных дидактических единиц
по английскому языку
(для учреждений профессионального образования )
Понятие «дидактическая единица» не имеет нормативного определения, однако, можно сказать, что это — элемент содержания учебного материала, изложенного в виде утвержденной в установленном порядке программы обучения в рамках определенной профессиональной дисциплины или общеобразовательного предмета. Дидактическая единица — одна из предметных тем, подлежащих обязательному освещению в процессе подготовки специалистов, учащихся по данному предмету.
Обучение иностранному языку является важным элементом системы начального и среднего профессионального образования, поскольку в настоящее время английский язык приобретает особенную значимость, как в социально-бытовой, так и в профессиональной сферах общения.
Основной задачей овладения обучающимися английским языком (для профессий автомеханик, швея, повар) является развитие у них способности использовать английский язык как инструмент непосредственного и опосредованного общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Формирование ключевых компетенций подразумевает: развитие умений у учащихся использовать полученные знания и умения в своей профессиональной деятельности; развитие у учащихся умений осуществлять поиск, анализ и оценку информации; развитие умений у учащихся использовать информационно-коммуникативные технологии; развитие у обучающихся умений самостоятельно определять задачи своего профессионального и личностного развития.
Профессионально-коммуникативное развитие подразумевает дальнейшее формирование языковой, речевой и других компетенций, а также использование английского языка в профессионально-ориентированных сферах жизни с учетом специальностей повара или швеи.
Культурное развитие студентов средствами английского языка подразумевает не только дальнейшее расширение объема знаний о культурной специфике англоязычных стран, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике в социально-бытовых и профессионально-ориентированных сферах общения, но и формирование таких личностных качеств, как толерантность и дисциплинированность.
В связи с этим учебный процесс в рамках дисциплины «Иностранный язык» для профессий автомеханик, швея, повар предусматривает трехступенчатую структуру языкового образования.
Вторая ступень – подразумевает сочетание общего, культуроведческого и профессионально-ориентированного материала, связанного с будущей профессиональной деятельностью обучающегося.
Третья ступень — английский язык в профессиональной коммуникации — подразумевает узкопрофессиональное овладение основами делового языка, профессиональной лексикой, техникой перевода профессионально-ориентированных текстов и профессиональным общением в рамках выбранной специальности.
Цель дисциплины — обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и языком специальности для активного применения английского языка, как в повседневном, так и в профессиональном общении.
Задачи: развитие навыков восприятия звучащей (монологической и диалогической) речи, навыков устной разговорно-бытовой речи, навыков чтения и письма; развитие навыков чтения специальной литературы, реферирования и перевода литературы по специальности.
Основные дидактические единицы (разделы): основы грамматики, устная речь в монологической и диалогической форме, чтение специальной литературы на английском языке.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать: основы английского языка. Уметь — читать специальную литературу на английском языке. Владеть навыками разговорной речи на английском языке.
Основы общения на иностранном языке: фонетика, лексика, фразеология, грамматика, основы делового языка по специальности, профессиональная лексика фразеологические обороты и термины, техника перевода (со словарём) профессионально-ориентированных текстов, профессиональное общение.
Содержание дисциплины — это один из наиболее традиционных разделов рабочей программы предмета. Дидактическая единица — это ≪ квант ≫ содержания дисциплины. Это может быть термин, определение, понятие и т. п., подлежащее усвоению в процессе изучения дисциплины.
Дидактические единицы. Социокультурный компонент: географическое положение стран изучаемого языка и нашей стране; политический строй Великобритании, США и нашей стране, достопримечательности столиц; природа и экология изучаемых стран. Речевой компонент: диалог этикетного характера; образцы текстов для чтения и аудирования по изучаемой теме. Учебный компонент: приёмы культуры чтения и слушания; приёмы работы с текстом.
Читать тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные и технические), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое или поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи. Это чтение.
Описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера; заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в странах изучаемого языка. Это письмо.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать значения новых лексических единиц, выражения, оценочную лексику, а так же обслуживающие ситуации общения в рамках изучаемых тем; новые значения глагольных форм, средства и способы выражения модальности; условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию; лингвострановедческую, страноведческую и социокультурную информацию, расширенную за счет новой тематики и проблематики речевого общения; тексты, построенные на языковом материале повседневного и профессионального общения, в том числе инструкции и нормативные документы по специальностям СПО.
Вот раздел из тематического плана дисциплины английский язык для профессии – «повар, кондитер»: «Моя профессия – повар».
Практические занятия: лексический материал по теме; грамматический материал: инфинитив, герундий. Текстовый материал: “My Profession is a Cook”. Практика устной и письменной речи по теме; словарный минимум( cook, food, tasty) и т.д.
Что касается педагога, то он должен способствовать развитию познавательного интереса, творческой направленности личности обучающихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.: обеспечивать профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки; способствовать формированию у школьников адекватной самооценки; проводить наблюдения по выявлению склонностей и способностей обучающихся; а главное адаптировать учебные программы в зависимости от профиля обучения, в данном случае для профессий автомеханик, швея и повар.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы профессионального образования.
- Выготский, Л. С. Педология подростка [Текст] / Л. С. Выготский.- Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. -М.: 1984.-С.376-385.
- Добриневская, А.И. Современные подходы к организации профильного обучения учащихся / А.И.Добриневская // Кіраванне ў адукацыі. – 2006. – № 4.
- Кухарчук, А.М. Человек и его профессия: учебное пособие / А.М.Кухарчук. – Мн., Современное слово, 2006.
- Методическое письмо https://docs.google.com/document/d/1_he31. hl=ru -25.01.2014
Источник: nsportal.ru
Дидактическая единица
логически самостоятельная часть учебного материала, по своему объему и структуре соответствующая таким компонентам содержания как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т.п. Состоит из одного или нескольких фреймов.
Найдено научных статей по теме — 15
Текст как основная коммуникативно-дидактическая единица
Уракова Фатима Каплановна, Шхапацева Мина Хаджебиевна
Рассматриваются учебные тексты по двум основным направлениям: грамматически-ориентированному и коммуникативно-ориентированному.
Художественный текст как дидактическая и лингвокультурологическая единица
Пугачев Иван Алексеевич
В статье рассматриваются общие проблемы обучения иностранных студентов межкультурной коммуникации, определяется роль русского художественного текста в формировании социокультурной компетенции.
Особенности изучения глагола по технологии укрупненных дидактических единиц
Микерова Г. Ж.
Статья посвящена описанию дидактических и методических особенное гей изучения глагола при обучении по технологии укрупненных дидактических единиц, реализация которых приводит к оптимальному развитию учащихся и получению системы зн
Средства обучения учащихся геометрии в контексте укрупнения дидактических единиц
Ульянова Ирина Валентиновна
Данная статья продолжает изложение результатов серии проведенных автором исследований по теории и практике обучения учащихся геометрии в контексте деятельностной концепции укрупнения дидактических единиц (УДЕ).
Об укрупнении дидактических единиц в преподавании математического анализа: асимптоты
А. В. Ястребов
Автоматизированный анализ и синтез учебных планов вуза на основе массива дидактических единиц
Бронов С. А., Степанова Е. А., Калиновский К. В., Соколов И. В., Храброва Н. С.
Рассмотрен новый подход к автоматизированному анализу и синтезу учебных планов вуза, основанный на использовании массива дидактических единиц, из которых выстраиваются образовательные цепочки, которые затем оформляются в виде учеб
Использование укрупненных дидактических единиц в методике обучения грамматике английского языка
Доржинова З. Б.
Система изучения синтаксиса по технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) в начальной школе
Микерова Г. Ж.
Статья посвящена описанию системы изучения синтаксиса по технологии укрупненных дидактических единиц в начальной школе.
Обучающее тестирование как метод освоения дидактических единиц дисциплины «Теория и методика избранн
Михайлова Дарья Александровна
В данном исследовании рассматриваются возможности использования тестов в обучающем режиме.
Принципы развития обучаемости школьников с использованием технологии укрупнения дидактических единиц
Шевченко Н. И.
Рассматривается проблема обоснования и разработки системы дидактических принципов, способствующих реализации возможностей технологии укрупнения дидактических единиц в целях развития обучаемости школьников.
Использование идеи укрупнения дидактических единиц как фактора систематизации естественнонаучных зна
Скрипко З. А.
The article describes the results of the didactic method «Increase of didactics units» (UDE). This method can be wide¬ly used in different areas of pedagogics and individual tech¬niques.
Укрупнение дидактических единиц знаний и способов деятельности в обучении математике студентов вузов
Харитонова Н. Д.
В статье на основе проведенного исследования установлено, что применение в обучении математике студентов вузов теории укрупнения дидактических единиц знаний и способов деятельности существенно улучшает качество получаемых студента
Интегральное образовательное пространство как дидактическая единица компетентностно-ориентированного
Шемет Оксана Витальевна
Интегральное образовательное пространство представлено как дидактическая единица, реализующая формирование определенной компетенции, основу которой составляют теоретические понятия, соотносимые с выполнением определенного вида дея
Блочно-модульный метод с укрупнением дидактических единиц по химическому и лингвистическому принципу
Мифтахова Н. Ш.
Представлен методологический подход к обучению химии на русском и татарском языках, основанный на сочетании блочно-модульного структурирования содержания общей и неорга-нической химии и использования метода укрупнения дидактически
Применение технологии укрупненных дидактических единиц на уроках калмыцкого языка и литературы (матр
Коксунова Н. Б.
В статье рассматриваются вопросы использования технологии УДЕ в обучении калмыцкому языку на примере матричных заданий.
Источник: didacts.ru