Что такое бюджетная программа

Содержание

Под бюджетной программой понимаются расходы, обеспечиваемые бюджетными средствами, принятые для реализации функций государственного управления, стратегических, среднесрочных программ и планов развития республики или региона.

Бюджетная программа должна иметь цель, задачи и индикаторы, отражающие результаты ее реализации.

Целью бюджетной программы является определенный конечный результат, который должен быть достигнут при выполнении бюджетной программы. Она должна быть четкой, реалистичной и достижимой и разбиваться на отдельные задачи, которые представляют собой пути ее достижения.

Бюджетная программа определяет направление расходов бюджета, взаимоувязанное со стратегическими направлениями, целями, задачами, показателями результата, определенными в стратегическом плане государственного органа и объемы финансирования расходов бюджета.

Необходимо отметить, что бюджетные программы разрабатываются администратором бюджетных программ, утверждаются в составе стратегического плана государственного органа и подразделяются на текущие бюджетные программы и бюджетные программы развития с присвоением соответствующего признака (кода) в составе единой бюджетной классификации.

Грудинин: бюджетная программа ЭТО ПРОГРАММА ДЕГРАДАЦИИ

В целях конкретизации направлений расходов бюджетные программы могут подразделяться на подпрограммы (рисунок 6.2).

В стоимость бюджетной программы, направленной на осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг, включаются все связанные с ними текущие расходы и при определении ее стоимости используются утвержденные стандарты государственных услуг.

К бюджетным программам, направленным на предоставление трансфертов и бюджетных субсидий, относятся:

трансферты между уровнями бюджетов.

Программное бюджетирование и его особенности

Программное формирование бюджета отличается от традиционного тем, что все расходы бюджета или определенная их часть составляется и утверждается в формате специальных программ, при этом каждая программа имеет конкретные индикаторы ее результативности.

Государственные (муниципальные) программы — это инструмент планирования и финансирования бюджетных расходов, при котором расходование бюджетных средств напрямую увязано с целями долгосрочного развития государства. Они отражают систему мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих достижение приоритетов и конечных целей социально-экономического развития и безопасности государства. Государственные (муниципальные) программы упрощают структуру бюджета, увеличивают прозрачность его расходов, позволяют более легко производить оценку достижения поставленных текущих и стратегических целей.

Главной целью разработки государственных (муниципальных) программ является содействие реализации государственной политики по приоритетным направлениям развития страны, отдельных отраслей экономики и административно-территориальных единиц. Задачи финансирования государственной (муниципальной) программы отражены в ее составных элементах — подпрограммах и федеральных (региональных, муниципальных) целевых программах, т.е. каждой отдельной задаче государственной (муниципальной) программы соответствует своя подпрограмма и (или) федеральная (региональная, муниципальная) целевая программа, цель которой совпадает с одной из задач госпрограммы.

Бюджетная программа

Типовая структура государственной (муниципальной) программы в Российской Федерации имеет следующий вид:

  • 1. подпрограммы;
  • 2. федеральные (региональные, муниципальные) целевые программы;
  • 3. основные мероприятия.
Читайте также:
Как написать программу для Андроид студио

Подпрограмма — это взаимоувязанные по срокам, целям и ресурсам мероприятия, выделенные исходя из сложности и масштабности задачи, которая решается в рамках государственной программы. Она может, в свою очередь, содержать ведомственные целевые программы (ВЦП) и основные мероприятия.

Федеральные целевые программы — это увязанный по срокам, задачам и ресурсам комплекс социально-экономических, научно-исследовательских, производственных, опытно-конструкторских и других мероприятий. Они обеспечивают эффективное решение системных проблем в области экономического, государственного, социального развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики.

Федеральные (региональные, муниципальные) целевые программы, направленные на финансирование приоритетных расходов, охватывают больший круг исполнителей и источников финансирования. Отдельные подпрограммы направлены на решение более узких по сфере применения мероприятий и включают как расходы на текущее финансирование конкретных мероприятий, так и расходы по приобретению (созданию, реконструкции) объектов государственной (муниципальной) собственности. В связи с переводом механизма финансирования отдельных государственных программ в России на проектный метод с 2018 г. Правительством РФ принято решение о досрочном прекращении реализации отдельных федеральных целевых программ в связи с их интеграцией в пилотные госпрограммы. Постепенно федеральные (региональные, муниципальные) целевые программы будут исключены из состава государственных (муниципальных) программ.

Государственная (муниципальная) программа должна включать в себя следующие элементы:

  • • паспорт программы;
  • • ответственные исполнители и соисполнители программы;
  • • подпрограммы программы;
  • • программно-целевые инструменты;
  • • цели и задачи программы;
  • • целевые индикаторы и показатели программы;
  • • сроки и этапы реализации программы;
  • • объемы бюджетного финансирования государственной программы;
  • • ожидаемые результаты реализации программы.

Преимущества государственных программ отображены на рис. 4.3.

Преимущества программного бюджетирования (финансирования)

Рис. 4.3. Преимущества программного бюджетирования (финансирования)

С 2010 года Россия вступила на путь реформирования системы бюджетного финансирования. Целями реформы явились повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, оптимизация управления государственными (муниципальными) финансами. Бюджетные расходы с 2013 г. представляются в законе о федеральном бюджете в разрезе государственных программ РФ, т.е. «традиционный» формат бюджета по статьям расходов трансформируется в программный формат. Утвержденный Правительством РФ перечень государственных программ формируется по отраслевому признаку согласно приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации, отраженных в Основных направлениях деятельности Правительства РФ и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

Вся совокупность государственных программ, финансируемых из федерального бюджета России, систематизирована по пяти направлениям: (1) новое качество жизни, (2) инновационное развитие и модернизация экономики, (3) эффективное государство, (4) сбалансированное региональное развитие, (5) обеспечение национальной безопасности.

Новое качество жизни включает государственные программы, которые направлены на обеспечение доступности образовательных услуг, требуемого качества здравоохранения, необходимого уровня обеспеченности жилья и др. В данное направление входит 14 государственных программ.

Инновационное развитие и модернизация экономики предусматривает реализацию мероприятий, позволяющие экономике страны сохранять лидирующие позиции в энергетическом и нефтегазовом секторе, а также будет создана разветвленная транспортная сеть, которая должна обеспечить территориальную мобильность населения. Включает в себя 18 госпрограмм.

Эффективное государство включает четыре государственных программы, цель которых — повышение эффективности управления государственными финансами, государственным имуществом, развитие финансовых рынков, а также реализация комплексных мер по обеспечению интересов страны на международной арене.

Обеспечение сбалансированного территориального развития Российской Федерации посредством реализации через территориальные бюджеты инвестиционных программ реализуется в рамках направления «Сбалансированное региональное развитие». Оно ориентировано на обеспечение достойных условий жизни граждан во всех субъектах Российской Федерации, комплексного развития территорий.

Читайте также:
QR код программа для компьютера

Обеспечение национальной безопасности направлено на поддержание высокого уровня обороноспособности и внутренней безопасности страны.

На 2018—2020 годы в составе расходов федерального бюджета финансируется 40 государственных программ.

С 2016 года программный формат расходов бюджетов стал обязательным и для субъектов Федерации, а для муниципальных образований — с 2017 г. Переход к программному бюджету потребовал существенного изменения нормативной базы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. В субъектах Федерации были приняты нормативные правовые акты, определяющие правила разработки, утверждения и реализации государственных программ, требования к содержанию и принципы финансового обеспечения реализации государственных программ, порядок проведения оценки эффективности их реализации.

Механизм финансирования государственной (муниципальной) программы осуществляется за счет бюджетных средств и внебюджетных источников: банковских кредитов, средств общественных организаций, частных инвестиций и пр. Однако доля бюджетных средств в общей структуре источников финансирования государственных (муниципальных) программ значительно превышает внебюджетную составляющую.

Переход к программному бюджету становится бессмысленным без достижения конечных целей программ: ведь основное условие принятия такого формата расходов заключается в «управлении результатами». По этой причине оценка эффективности реализации государственных программ является неотъемлемой частью программно-целевого бюджета. На современном этапе программного бюджетирования в России отсутствует единая объективная методика оценки эффективности бюджетных программ.

Несмотря на очевидные преимущества программного финансирования расходов бюджетов в сравнении со сметным их финансированием, переход на программный формат расходов сопряжен с рядом проблем. К таким проблемам относятся следующие:

  • 1. нечеткость формулировок целей и задач государственных (муниципальных) программ, их несогласованность с целями и задачами государственной бюджетной политики;
  • 2. значительные расхождения плановых объемов финансирования государственных (муниципальных) программ, установленных паспортом программы, с утвержденными для их исполнения объемами бюджетных средств как в большую, так и в меньшую сторону;
  • 3. неравномерность поступления бюджетного финансирования государственных (муниципальных) программ;
  • 4. отсутствие утвержденной в бюджетном законодательстве программной классификации расходов бюджетов;
  • 5. ежегодный пересмотр объемов финансирования государственных (муниципальных) программ независимо от их результатов;
  • 6. декларативность и неопределенность ряда показателей (индикаторов) государственных (муниципальных) программ, делающей невозможной объективную оценку их эффективности;
  • 7. дублирование мероприятий, предусмотренных смежными государственными программами и подпрограммами;
  • 8. отсутствие персональной ответственности исполнителей государственных (муниципальных) программ за недостижение ее индикаторов или их невыполнение в установленные сроки.

Выявляя и решая проблемы программного бюджетирования, государство может сделать государственные (муниципальные) программы по-настоящему мощным инструментом бюджетной политики.

Так, определенным новшеством в программном управлении и финансировании бюджетных расходов является утверждение в федеральном бюджете пяти приоритетных государственных программ, в отношении которых с 2018 г. будут реализованы механизмы проектного управления («пилотные» государственные программы). К ним относятся Государственная программа «Развитие здравоохранения», Государственная программа «Развитие образования» на 2013—2020 годы», Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», Государственная программа «Развитие транспортной системы» и Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы».

Использование проектных методов управления государственными программами упростит процедуры их разработки, повысит ответственность конкретных исполнителей за достижение конечных индикаторов государственной программы, позволит более гибко управлять бюджетными ассигнованиями на реализацию проектов в ходе исполнения бюджета.

Читайте также:
Программа для звука ас3

Источник: bstudy.net

Бюджетная программа

комплекс мер, направленных на реализацию функций государственного управления или местного самоуправления, стратегических, среднесрочных программ и планов развития республики или территорий, обеспечиваемых бюджетными средствами.

Найдено научных статей по теме — 15

Значение муниципальных программ в бюджетном процессе

Ракитина Ирина Сергеевна, Березина Наталья Николаевна

Развитие и введение в составление бюджета программ, разработанных для всех уровней, позволили составить бюджет как программный документ, определяющий цели и результаты, которые будут достигнуты при выполнении финансового плана Пра

Модель оценки и мониторинга бюджетных целевых программ

В статье рассматривается модель мониторинга и оценки целевых программ бюджетных расходов, разработанная в рамках проекта по реформированию общественных финансов в г. Перми.

Оценка эффективности финансирования бюджетних программ

Крещенко Ирина Леонидовна

В статье рассматривается применение аудита эффективности как самого перспективного направления контроля за использованием бюджетных средств разных уровней с учетом методологического обеспечения определения эффективности использова

Подходы к мониторингу и оценке бюджетных целевых программ

Исакин М.Л., Шакина Е.Л.

В работе осуществлено исследование наиболее сложных и содержательных аспектов программно-целевого метода управления бюджетными расходами процессов мониторинга и оценки эффективности.

Программно-целевой метод бюджетной деятельности государства

Матненко Александр Сергеевич

Рассматриваются юридические аспекты программно-целевого метода бюджетной деятельности государства, раскрывается его сущность и основные признаки.

Бюджетная программа —основа программно-целевого планирования

Усков Игорь Валерьевич

Актуальность. В условиях трансформации экономики Украины необходимо создание действенной системы оценки эффективности и результативности формирования и исполнения бюджетных программ.

Организация мониторинга реализации целевых бюджетных программ

Закутнев Сергей Евгеньевич

Переход к программному бюджету обусловливает необходимость разработки и реализации сбалансированного комплекса мер финансово-экономического, организационно-институционального и нормативно-правового характера для обеспечения эффект

Целевые программы как инструмент реализации бюджетной политики

Доржиева Ирина Цырендашиевна

Рассматривается реализация бюджетной политики государства посредством использования таких инструментов воздействия на бюджетную систему региона, как целевые программы.

О совершенствовании бюджетного финансирования целевых программ

Дьякова Евгения Борисовна, Струкова Татьяна Владимировна

Рассмотрена специфика программно-целевого метода бюджетного планирования, виды и различия целевых программ.

Долгосрочные бюджетные программы как инструмент бюджетной политики

Мамедов Арсений Алиевич, Комарницкая Анна Николаевна
В статье анализируется международный опыт формирования долгосрочных бюджетных программ.

Проблема безубыточности образовательных программ бюджетных учреждений

Панин В. А., Басовский Л. Е.

Выполнен анализ проблем финансового планирования в новых бюджетных образовательных учреждениях. Показано, что целью планирования может служить прибыль и рост масштабов деятельности.

Основы программного планирования и финансирования бюджетных инвестиций

Козельский В. Н.

В статье акцентируется внимание на основах программного планирования и финансирования бюджетных инвестиций.

Программно-целевой метод в государственном управлении бюджетной сферой

Лукьяненко З. Б., Югова Н. В.

В статье рассматриваются особенности программно-целевого метода и предпосылки его применения в государственном управлении как в советской, так и современной российской экономике.

Программные приоритеты бюджетного инвестирования в Ставропольском крае

Митрофанова Инна Васильевна

В статье анализируется опыт применения программно-целевой методологии в практике стратегического территориального менеджмента в Ставропольском крае регионе, который является катализатором экономического роста в Северо-Кавказском ф

Программно-целевой принцип формирования и расходования бюджетных средств

Лакути Б. Г.

В статье рассматриваются вопросы формирования и расходования бюджетных средств на основе использования методов целевого- программного подхода, преобразований в сфере бюджетной практики в соответствии с новыми требованиями экономик

Источник: determiner.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru