Бизнес-процессы предназначены для объединения отдельных операций в цепочку взаимосвязанных действий, которые приводят к достижению определенной цели. Бизнес-процессы напрямую связаны с коммуникацией с потребителями, поэтому так важно, чтобы каждый шаг процесса был отлажен и исполнялся правильно.
Предлагаем вам ознакомиться с новой статьей, в которой подробно рассказывается, как работать с бизнес‑процессами в программе 1С:CRM.
Оглавление
- Создание маршрутной карты
- Настройка этапов карты маршрута бизнес‑процесса объекта
- Настройка параметров карты маршрута бизнес‑процесса объекта
- Старт и использование бизнес‑процесса объекта для ведения продажи
- Создание и настройка бизнес‑процесса с использованием созданной маршрутной карты
- Запуск и контроль независимого бизнес‑процесса
- Работа с независимым бизнес‑процессом
- Просмотр воронки по бизнес‑процессам
Применение механизмов бизнес‑процессов позволяет перейти к процессному управлению и качественно улучшить деятельность предприятия за счет автоматизации бизнес‑процессов.
Что такое бизнес-процесс? Моделирование и анализ бизнес-процессов
Создание бизнес‑процессов состоит из двух этапов:
- Основной. Создание карты маршрута и ее настройка.
- Дополнительный. Создание самого бизнес-процесса.
Создание маршрутной карты
Карта маршрута позволяет определить этапы, условия, точки старта и завершения бизнес‑процесса.
Для того, чтобы создать карту маршрутов:
- Перейдем в «Настройки», затем «Бизнес-процессы».
- Выберем «Карты маршрутов бизнес-процессов»:
- карту можно создать с нуля;
- можно редактировать уже существующую карту;
- можно загрузить карту из любого продукта «1С».
- Нажимаем «Создать».
Настройка этапов карты маршрута бизнес‑процесса объекта
- Для создания новых элементов карты-маршрута используется панель «Вставка элементов схемок», которая расположена в нижней части экрана.
- Для соединения элементов карты-маршрута используются соединительные линии.
Построим логику бизнес-процесса :
- После построения маршрутной карты стоит проверить, нет ли «брошенных» линий, этапов условий. Для этого нажимаем кнопку «Проверить карту».
- Завершаем редактирование, нажав на соответствующую кнопку.
- Присвоим соответствующие условия завершениям бизнес‑процесса:
- Нажимаем двойным кликом на ячейку «Завершение успех». Выбираем вариант завершения «Успешно».
- Нажимаем двойным кликом на ячейку «Завершение неудачно». Выбираем вариант завершения «Неудачно».
- Переходим в раздел «Параметры» и указываем:
- тип процесса;
- вид объекта — «Коммерческое предложение клиенту»;
- реквизит объекта — «Статус».
- Нажимаем клавишу «Настройка этапов».
- Сопоставляем реквизит объекта с этапом бизнес‑процесса. Обратите внимание: данную настройку необходимо сделать только для процессов объекта.
- Поскольку в параметрах бизнес-процесса указано «Коммерческое предложение клиенту», а реквизит объекта «Статус», то необходимо сопоставить этап бизнес‑процесса со статусом коммерческого предложения.
- Настроим описание, которое позволяет сформулировать текст задачи для исполнителя. Далее идет выбор самого исполнителя:
- «Основной вариант выполнения» — позволяет дать предпочтительный вариант выполнения данного этапа.
- «Регламент выполнения этапа» — «Укажите длительность отработки этапа согласно регламента» — длительность выполнения этапа в днях, часах, минутах.
- «Укажите задержку старта следующего этапа» — задает дни, часы, минуты, на которые требуется отложить старт данного этапа.
- «Запретить исполнителю откладывать следующую задачу» — настройка отключает возможность изменять срок задачи.
- «Оповещение об истечение срока» — позволяет указать количество дней, часов, минут до окончания этапа для получения уведомления системой.
- Настроим «Контроль выполнения условий на этапе». Данная настройка позволяет произвести несколько манипуляций:
- Ввести список документов, которые могут быть созданы на данном этапе.
- Настроить автоматическое напоминание клиенту, исполнителю, ответственному данного этапа в виде смс или эл. почта.
- Можно проверить выполнение условий.
- Настроим наш бизнес-процесс.
Согласование:
Моделирование бизнес-процессов | Naked BPM
- статус: «Не согласовано»;
- описание: «Оценка размера скидки, при необходимости отправить не корректировку»;
- исполнитель: «Руководитель подразделения исполнителя»;
- длительность этапа: 1 день;
- создаваемых документов нет.
Корректировка:
- статус: «Не согласовано»;
- описание: «Скорректировать КП согласно замечаниям руководителя»;
- исполнитель: «Автор бизнес-процесса»;
- длительность этапа: 1 день.
Точка «Завершение успех»:
- Статус: «Действителен».
Точка «Завершение неудачно»:
- Статус: «Отменено».
Настройка параметров карты маршрута бизнес‑процесса объекта
- Переходим на вкладку «Параметры». Обратите внимание: указанные здесь настройки действуют на всю карту маршрута.
- Проводим необходимые настройки:
- Настройка гибкости процесса — позволяет завершать бизнес‑процесс на любом этапе досрочно.
- Разрешена смена текущего этапа — позволяет менять текущий этап, при этом все созданные и невыполненные ранее задачи будут автоматически выполнены.
- Указывать причину неудачного завершения — позволяет зафиксировать причину неудачного завершения бизнес‑процесса.
- Редактировать срок выполнения — дает право исполнителю редактировать срок выполнения задачи.
- Редактировать дату выполнения — дает право исполнителю редактировать дату выполнения задачи.
- Редактировать исполнителя этапов — дает право редактировать исполнителя этапов.
- Редактировать сроки выполнения — позволяет ответственному указывать сроки выполнения задач при создании бизнес‑процесса.
- Динамически рассчитывать сроки выполнения этапов — позволяет, при изменении сроков выполнения задачи, автоматически пересчитывать сроки последующих этапов.
- Добавлять описание процесса в содержании задачи — постановка задачи будет перенесена в описание задачи.
- Добавлять историю при содержании задачи — позволяет видеть в содержании задачи всю историю описания и созданные документы.
- Также в «Дополнительные условия старта» (расширенные настройки) можно изменить условия старта бизнес процесса, если требуется ограничить доступ к нему.
- Состояние бизнес-процесса можно выбрать из «Действует», «Запланирован», «Отменен». Обратите внимание: бизнес-процесс запускается только если он находится в состоянии «Действует».
- Записать и закрыть.
Старт и использование бизнес‑процесса объекта для ведения продажи
Процесс объекта запускается в момент создания объекта.
- Создадим коммерческое предложение по клиенту «Ассоль ООО».
- Добавим необходимые номенклатуры.
- Утвердим наш вариант («Операции с вариантами», затем «Утвердить»).
- Нажимаем «Провести и закрыть».
Программа автоматически запускает бизнес‑процесс по согласованию коммерческого предложения.
- Первая задача появляется у исполнителя в разделе «Текущие» на вкладке «Мои дела».
- Исполнитель работает с задачей непосредственно из коммерческого предложения. Он принимает задачу к исполнению, оценивает размер скидки и согласует задачи.
- В ходе выполнения задач, в коммерческом предложении автоматически меняется статус.
Создание и настройка бизнес‑процесса с использованием созданной маршрутной карты
Что такое бизнес-процессы. Обзор базовых понятий BPM
Бизнес-процессы в организации: что это такое и зачем они нужны
В этом материале разбираемся, что представляют собой бизнес-процессы в организации, как они классифицируются и какие задачи помогают решать.
Что такое бизнес-процессы предприятия
Бизнес-процессы в организации – это цепочки действий внутри компании, которые выстраиваются в соответствии с политикой предприятия и направлены на достижение поставленных целей. Они помогают компании координировать работу сотрудников, эффективно взаимодействовать с клиентами и партнерами, успешно продвигать продукт или бренд.
Хорошо продуманный и отлаженный бизнес-процесс позволяет:
- поддерживать на определенном уровне либо улучшать качество производимой продукции, а также планировать расширение бизнеса или вывод продукции на другие рынки;
- осуществлять разработку стандартов и регламентов работы;
- снизить расходы и ускорить темпы производства;
- эффективно выстроить управление работой отделов организации;
- обнаружить слабые места в рабочих процессах и способствовать их устранению;
- улучшает имидж предприятия и его привлекательность для инвесторов;
- дает возможность обозначить зону ответственности каждого работника и обеспечивает грамотное делегирование задач;
- помогает оптимизации системы контроля;
- позволяют оперативно закрыть основные вакансии и обучить сотрудников;
- мотивируют персонал работать лучше и повышают их вовлеченность.
Бизнес-процессы на предприятии делятся на несколько видов. К основным процессам относятся, например, производство продукта или организация продаж. Выделяют вспомогательные, поддерживающие процессы, такие как управление персоналом, логистические операции, а также техническую поддержку и ведение бухгалтерии. Тактическое, стратегическое и оперативное управление относится, соответственно, к управленческим процессам, а те, которые ориентированы на улучшение деятельности и результатов предприятия, называют процессами совершенствования.
Также бизнес-процессы разделяются по форме: они могут быть внутренними, то есть решающими задачи внутри компании, или внешними, которые нужны для урегулирования отношений с клиентами, партнерами, поставщиками и иными сторонними лицами. Существует также классификация по функции: структурные бизнес-процессы поддерживают и оптимизируют процесс работы, а функциональные используются непосредственно для выполнения текущих задач.
При описании бизнес-процессов указывают следующие характеристики и параметры:
- наименование и цель – это может быть, к примеру, «продажа первой партии нового товара»;
- исполнитель или владелец – лицо, которое владеет ресурсами, управляет процессом и несет ответственность за результат;
- используемые для достижения поставленных целей ресурсы;
- вход – исходное сырье или данные, которые необходимы для старта;
- выход – это результат проделанной работы, например, произведенные товары или оказываемые услуги.
Комьюнити теперь в Телеграм
Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей
Моделирование бизнес-процессов
Описать бизнес-процесс можно обычным текстом: создать пошаговую инструкцию с подробным указанием регламентов и стандартов выполнения всех задач. Также можно построить таблицу, в строках которой будут прописаны подпроцессы, а в столбцах – исполнители, входы и выходы.
Однако наиболее часто используется графическое описание бизнес-процессов в виде наглядной блок-схемы. Такую визуальную карту бизнес-процесса собирают как конструктор из так называемых нотаций (системы графических элементов, символов и условных обозначений для описания процессов).
Прописать бизнес-процессы в компании целесообразно на этапе создания организации. Также это имеет смысл сделать, если длительно существующий бизнес ощущает нужду в трансформации, например:
- при резком росте объемов производства, когда увеличивается нагрузка на предприятие, происходит найм новых сотрудников, расширяется ассортимент продукции. Если все процессы будут описаны, действия приобретут упорядоченность и будут понятны для новых работников, что повысит эффективность управления;
- при наличии производства, требующего сложных действий, которые состоят из множества этапов. Каждое такое действие должно иметь четкое описание;
- если планируется открытие новых филиалов по франшизе. Описание процессов необходимо, чтобы у партнеров имелись четкие инструкции с полной детализацией процесса работы;
- в процессе оптимизации финансов – для уменьшения расходов на выпуск продукции, выявления лишних трат;
- при подготовке к дальнейшему развитию предприятия, расширению производства.
При описании бизнес-процессов следует соблюдать ряд правил:
- Прописывайте все действия, которые нужно выполнить для получения нужного результата. Описание должно быть завершенным и содержать ответ на ключевой вопрос.
- Избегайте лишних деталей, излагайте информацию кратко и лаконично с акцентом на основные моменты.
- Используйте в описании бизнес-процессов только типовые нотации (стандарты IDEF3, BPMN 2.0, BPMN и другие), которые позволят прочитать и правильно интерпретировать бизнес-процесс любому человеку. Собственные обозначения создавать не стоит.
- Делайте документ максимально доступным для понимания. Схема не должна быть чересчур запутанной, перегруженной и объемной. Ее должен прочесть и понять, о чем идет речь, любой сотрудник фирмы, не имеющий знаний в области аналитики.
- Каждый сотрудник, который задействован в данном бизнес-процессе, должен быть указан в описании прямо. Лучше не использовать сноски, которые затрудняют поиск ответственных лиц и сопоставление их имен с задачами.
При моделировании бизнес-процессов важно выполнять последовательности операций строго в установленном порядке – это предотвращает срывы всей цепи событий. Правильно выстроенный бизнес-процесс обеспечит максимально допустимую скорость реализации, поможет найти и исключить дублирующиеся или лишние операции.
Схематическая визуализация наглядно покажет внутреннюю кухню организации, позволит легче находить наиболее уязвимые места, а также увидеть, какие действия затягивают работу во времени. Сотрудники работают намного эффективнее, когда на каждую задачу имеется четкая инструкция и прописанный алгоритм действий, также описание бизнес-процесса позволяет сократить время на адаптацию новых работников.
Анализ бизнес-процессов дает возможность определить слабые стороны и скорректировать работу, благодаря чему можно оптимизировать бизнес-процессы, решить, какие операции следует автоматизировать, дабы использовать время и способности работников более продуктивно.
Например, на одном из предприятий по производству молочной продукции при анализе управления процессами были выявлены следующие проблемы:
- слишком долгая доставка товара до прилавков магазинов, из-за которой продукция доходила до покупателей несвежей, что привело к изменению отношения покупателей к бренду в худшую сторону;
- простой производственного цеха, связанный с задержкой поставок молока.
В результате были сформулированы такие задачи:
- уменьшить сроки доставки товара до 5 ч;
- обеспечить своевременную доставку молока до цехов.
Оптимизация бизнес-процесса позволила принять меры:
- был заменен поставщик молока;
- приобретены дополнительные автомобили и наняты водители, что позволило оперативно отправлять продукцию.
Другой пример. На предприятии по производству деревянной мебели после проведения анализа бизнес-процессов выявились недостатки:
- из жалоб клиентов стало понятно, что сроки поставки слишком большие;
- производственный отдел вынужден был периодически простаивать из-за задержек поставок лакокрасочных материалов.
На основании обнаруженных проблем были поставлены следующие цели:
- организовать поставку лакокрасочных материалов в срок;
- ускорить изготовление и поставку готовой продукции заказчикам до указанных в договоре 10 дней.
В рамках оптимизации были предприняты меры:
- компания заключила договор с другим поставщиком лакокрасочных материалов;
- работников производственного отдела было решено обучить смежным операциям для временного задействования их на других участках на случай возможных простоев по различным причинам.
Источник: timeweb.com