ЧТО ТАКОЕ ПРОГРАММА?
Учебная программа — нормативный
документ, в котором определяется круг
основных знаний, умений и навыков,
подлежащих усвоению по каждому отдельно
взятому учебному предмету; логика изучения
основных идей с указанием
последовательности тем, вопросов и общей
дозировки времени на их изучение.
3.
Программы бывают:
Типовые
Вариативные
Рабочие
Школьные
Авторские
индивидуальные
4.
5. Основные ориентиры программ
ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММ
Программа «Изобразительное искусство» (В. С.
Кузин, Е. В. Шорохов, Э. И. Кубышкина, С. П.
Ломов, С. Е. Игнатов) ориентирована на
развитие у детей изобразительных
способностей, художественного вкуса,
творческого воображения,
пространственного мышления, на
воспитание интереса и любви к искусству,
на формирование духовной культуры
личности.
6.
Программа «Изобразительное искусство и
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ АНАЛИТИКИ НА ТАРО! Прогнозирование будущего!
художественный труд», разработанная под
руководством Б. М. Неменского, ставит
задачу духовного развития личности.
Программа знакомит школьников с
изобразительным, декоративным и
конструктивным способами
художественного восприятий
действительности.
7.
В программе «Изобразительное искусство и
художественный труд», разработанной под
руководством Т. Я. Шпикаловой, которая
ставит целью пробуждение у учащихся
интереса к культуре и искусству своего
народа, воспитание любви к своему
Отечеству, обогащение духовного мира
школьника, развитие навыков
самостоятельной художественной
деятельности.
8. Однако
ОДНАКО
В программе разработанной группой ученных
под руководством Б.М. Неменского
недостаточное внимание уделяется вопросам
регионализации, что является необходимым
условием развития современной школы.
Программа разработанная под руководством В.
С. Кузина, Е. В. Шорохова, Э. И. Кубышкиной,
С. П. Ломова, С. Е. Игнатова в большей
степени отвечает допрофессиональной
подготовки учащихся, что не всегда отвечает
условиям современной школы.
9.
Программа «Изобразительное искусство и
художественный труд», разработанная под
руководством Т. Я. Шпикаловой требует
хорошо оснащенной материальной базы урока
изобразительного искусства, т.к. предполагает
углубленное изучение предмета
изобразительного искусства, что не всегда
приемлемо в современных условиях
10. Таким образом,
ТАКИМ ОБРАЗОМ,
Возникает необходимость в корректировке и
дополнении программы материалом
регионального компонента с целью
обеспечить один из важнейших принципов
обучения «связи с жизнью».
Поэтому учитель имеет право вносить в
Новая авторская программа обучения! Олег Торсунов
программу региональный материал до 30 % ,
не нарушая требований госстандарта
образования.
11.
12.
Авторские программы в своей основе
затрагивают проблемы воспитании и
образования, основные положения которых
выражены в целях и задачах, выраженных
разработчиком во вступлении к основному
содержанию программы.
13.
Анализ методических подходов начинается с
разбора сути целей и задач программы, а затем
идет анализ собственно программы, подходов к
формированию блоковости построения
занятий, их логической организации и
соответствия заявленным целям и задачам.
Надо отметить, что авторская программа
должна пройти экспертизу специалистами
учебно-методической комиссии, после чего она
может быть рассмотрена в департаменте
образования, где идет проверка на
соответствии требованиям к учебным
нормативным документам и только после
утверждения программа проходит апробацию.
14. Вывод:
ВЫВОД:
Все существующие программы достаточно
полно разъясняют цели, задачи и пути
обучения школьников изобразительной
деятельности, предлагают методический
материал и рекомендации, необходимые для
проведения уроков.
Все программы оставляют место для
проведения исследований и
экспериментальной работы с учащимися,
благодаря чему учитель имеет возможность
творчески подойти к планированию.
Источник: ppt-online.org
Презентация на тему: «Рекомендации по составлению авторской программы»
Документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.
презентация.ppt
Презентация на тему: «Рекомендации по составлению авторской программы»
Рекомендации Рекомендации по по составлению составлению авторской авторской программы программы Педагог – психолог: С.М.Касенова Педагог – психолог: С.М.Касенова
Презентация на тему: «Рекомендации по составлению авторской программы»
Презентация на тему: «Рекомендации по составлению авторской программы»
Венн Венн Авторская программа диаграмма диаграмма Учебная программа ? ? ?
Презентация на тему: «Рекомендации по составлению авторской программы»
Презентация на тему: «Рекомендации по составлению авторской программы»
Кто составляет авторскую программу? составляется учителем предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования)
Источник: znanio.ru
Методика составления авторской программы
Авторская программа – вид образовательной программы, полностью созданной педагогом или коллективом педагогов, отличающейся:
новизной;
актуальностью;
предназначенной для решения определённой проблемы в образовании.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова»
Методика составления авторской программы
Магистрант заочного отделения
группы МПУОС 3 -14-З
Методика составления авторской программы
1. Определение авторской программы, обоснование написания, условия создания.
Авторская программа – вид образовательной программы, полностью созданной педагогом или коллективом педагогов, отличающейся:
- новизной;
- актуальностью;
- предназначенной для решения определённой проблемы в образовании.
Авторская программа – результат интеллектуального труда педагога и является результатом его исследовательской работы:
- по анализу уже имеющихся программ данной тематики;
- современных методик;
- инновационных технологий обучения;
- передового педагогического опыта.
Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо вариант собственного подхода автора к традиционным темам.
Исходной основой для разработки авторской образовательной программы могут служить примерная (типовая) образовательная программа, поскольку задаётся некий базовый минимум, т.е. базовые параметры тех знаний, умений, навыков, которые должны быть освоены.
От данного базового минимума и следует отталкиваться педагогу при создании собственных программ:
Если примерная (типовая) программа видоизменена на треть и более она становится модифицированной (коррективы которой не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, структуры занятий, присущих исходной программе).
Авторская программа – это программа, полностью созданная педагогом (или коллективом педагогов) и принадлежащей ему (им) на правах интеллектуальной собственности.
Цель создания авторской программы: решение определённой проблемы в образовании, достижение разнообразия образования и организации образовательного процесса.
Отличительным признаком (обоснованием) авторской программы может служить то, что она создаётся педагогом
- по его собственному замыслу с учётом стажа его работы;
- опыта;
- уровня педагогического мастерства;
- наработанных методик;
- его видения проблемы и пути её решения.
Педагог, разрабатывающий свою образовательную программу должен чётко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения. Следовательно, она должна строиться с учётом главных направлений деятельности учреждения.
Первое обязательное условие составления авторской программы – это соответствие программы требованиям
- Закона РФ «Об образовании»;
- Типового положения об образовательном учреждении;
- Примерным требованиям к программам (письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12. 2006 г. № 06-18-44).
Создание авторской образовательной программы сложное и кропотливое дело, требующее не только опыта педагогической работы и высокой квалификации, но и реалистической самооценки своих возможностей. Осознавая это, автор программы должен быть готов ответить на вопросы:
В чём смысл программы?
Каким представляется результат реализации программы?
В чём новизна и степень авторства?
Соответствует ли авторская идея реальным потребностям детей, их интересам и ожиданиям?
Какие преимущества от программы получат дети?
Есть ли необходимость в такой программе в вашем учреждении?
Есть ли достаточные условия (материальные, технические, финансовые) для осуществления программы в действительности?
Приступая к работе важно всё продумать и учесть свои собственные силы, свою готовность не только написать интересно, грамотно и профессионально текст, но и реализовать программу на практике, достичь заданных результатов, а если потребуется, переделать, изменить её.
2. Построение программы согласно принципам дидактики
При разработке любой, в т.ч. авторской, образовательной программы педагогу необходимо ориентироваться на следующие принципы дидактики:
3. Требования к составлению авторской образовательной программы
К авторской программе как к официальному документу предъявляются определённые требования общецелевые и концептуально-содержательные.
Общецелевые требования, отражают стратегию развития современного образования. Выделяют 7 основных качественных характеристик образовательных программ:
- актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня жизни и быть ориентированной на эффективное решение проблем в будущем;
- прогностичность – способность программы в своих целях и действиях отражать не только сегодняшние, но и будущие требования к образованию;
- рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат;
- реалистичность – свойство программы, означающее соответствие цели и предлагаемых средств её достижения;
- целостность – свойство программы обеспечивать полноту, взаимодействие и последовательность действий по реализации целей;
- контролируемость — свойство программы определять ожидаемые результаты, предлагать способы проверки конечных и промежуточных результатов;
- корректируемость — свойство программы своевременно обнаруживать отклонения и сбои, быстро реагировать на них, меняя детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику.
Требования концептуально-содержательного плана. Эти требования подразумевают тщательную проработку концепции с учётом перспектив развития детского объединения, соблюдение логики выбранной темы.
Общий замысел программы должен быть достаточно конкретным ответом на вопрос «как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы добиться максимального результата?». При формулировке замысла необходимо учесть:
- последние достижения в той области деятельности, которой соответствует программа;
- опыт других педагогов;
- последние достижения психолого-педагогических наук;
- современные требования к дополнительному образованию.
4. Технология создания авторской программы
Работа над авторской образовательной программой предполагает ряд последовательных действий, которые условно можно разбить на 3 блока научно-аналитический (замысел автора), научно-методический (составление программы), утверждение программы.
В первый блок входят:
— Концептуальное осмысление педагогом собственного опыта (разработка ведущих идей, принципов, замысла, основных целей и задач) и изучение существующих работ в данной области (типовых и авторских программ, практической работы других педагогов).
— Обоснование и описание методики учебно-воспитательной работы (изучение психолого-педагогической литературы, апробация отдельных методик).
— Создание образа программы – формулирование темы, конструирование учебного и развивающего содержания, определение разделов учебно-тематического плана.
— Написание содержания самой авторской образовательной программы.
- Оформление программы – передача её на обсуждение в методический (педагогический) совет учреждения дополнительного образования, решение методического (педагогического) совета, утверждение приказом директора.
- Экспериментальная апробация программы.
- При необходимости корректировка содержания программы, представление программы к окончательному утверждению методическим (педагогическим) советом и директором образовательного учреждения.
5. Алгоритм написания авторской образовательной программы
Приступая к работе над программой, можно использовать следующий алгоритм:
- Определение вида проектируемой программы (образовательная область, предмет, возраст детей, срок реализации).
- Установление цели, ради которой вводится новая программа.
- Выявление задач, позволяющих реализовать установленную цель.
- Определение элементов содержания, необходимых для новой программы.
- Определение знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.
- Определение средств, методов и форм обучения.
- Составление списка необходимой литературы.
6. Структура авторской образовательной программы
Структура авторской образовательной программы содержит следующие основные блоки:
- Концептуальный;
- Учебно-методический;
- Контрольно-методический;
- Правочный.
В пояснительной записке даётся обоснование и особенности данной образовательной программы.
Вот здесь необходимо выполнить второе обязательное условие написания авторской программы –отличие её от уже существующих образовательных программ.
При формулировке обоснования необходимо отразить:
— необходимости создания авторской программы;
— влияние предлагаемых занятий на становление личности ребёнка в целом на развитие его способностей;
— изложение педагогом собственных взглядов на работу с детьми в условиях детского объединения дополнительного образования.
А также указать:
— её отличие от типовой (базисной) программы;
— ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа ключевые понятия, которыми оперирует автор и др.
Учитывая авторский характер программы, следует постараться дать определения целей и задач таким образом, чтобы в них прослеживались общая оригинальность авторского подхода, необходимый оттенок новизны.
Принципиально важно, чтобы из текста пояснительной записки было ясно, что отмеченные отличия существуют не сами по себе, а логически встроены в систему образовательной деятельности.
Следовательно, при описании ожидаемых результатов необходимо указать: какую роль сыграли те новшества, что были использованы составителем авторской программы при реализации задач, поставленных в программе.
Источник: www.myunivercity.ru