Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что в школе около 40% учащихся имеют патологические заболевания. Эта цифра стабильно держится в течение трех лет. Исходя из медицинских карт учащихся, установлено, что наибольшее число заболеваний приходится на подростковый возраст. Безусловно, причина такого положения кроется, прежде всего, в особенностях физиологического развития школьников этого возрастного периода. Изучение факторов, влияющих на здоровье учащихся, показало, что:
— в учебном процессе недостаточное внимание обращается на состояние психологического микроклимата на уроках;
— наблюдается повышенный уровень учебных и других перегрузок учащихся;
— фиксируется чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение детей, обусловленное несоответствием предъявляемых учителями требований возможностям учащихся; оцениванием деятельности школьников, построенном лишь на сравнении учащихся друг с другом по показателям успеваемости;
— укреплению здоровья учащихся препятствует слабая организация лечебно-оздоровительной работы в школе, а также образовательного процесса в целом в направлении сохранения и укрепления здоровья детей.
Что такое аналитическое мышление
Отмеченные недостатки в содержании и организации образовательного процесса обусловлены следующими недостатками в условиях работы школы:
• слабой ориентацией педагогов на сохранение и укрепление здоровья учащихся;
• недостаточным уровнем валеологической культуры учителей, работающих в школе;
• недостаточным включением в построение и организацию образовательного процесса медиков;
1. Сформированность личностно-смыслового отношения учащихся к содержанию учебных 1редметов и процессу деятельности
На момент анализа результатов деятельности школы проведена диагностика сформированности у учащихся познавательных интересов учащихся. В школе было проведено изучение уровней сформированности познавательных интересов учащихся 5-8-х классов и 9-11-х классов. Результаты анкетирования учащихся представлены в двух таблицах.
Уровни познавательных интересов учащихся 5-8-х классов
(в процентах к общему количеству школьников, изучающих предмет)
Уровни познаватель-ного интереса
Русский язык
Учат по необходимости
Поскольку высшим уровнем проявления интереса учащихся к изучению учебных дисциплин является интерес к процессу учебно-познавательной деятельности, то представим полученную информацию по этому уровню в виде столбчатых диаграмм.
Диаграмма сформированности у учащихся 5-8-х классов интереса к процессу учебно-познавательной деятельности (рис 4)
Диаграмма сформированности у учащихся 9-11-х классов интереса к процессу учебно-познавательной деятельности (Рис. 5.)
Сопоставление представленных в таблицах и в диаграммах данных позволяет выделить следующие педагогические факты, характеризующие степень сформированности личностно-смыслового отношения учащихся школы к изучению учебных дисциплин:
1.1. Различие аналитического и синтетического, априорного и апостериорного в системе точного знания.
• практически ко всем изучаемым дисциплинам интерес учащихся и 5-9-х классов, и 9-11-х классов сформирован в основном на уровне осознания необходимости его изучения («требует учитель», «по предмету нужно сдавать экзамен»);
• лишь у небольшого числа учащихся 5-8-х и 9-11-х классов (соответственно у 8% и 10%) сформирован познавательный интерес к процессу учебно-познавательной деятельности;
• познавательный интерес к содержанию и процессу познания на уроках русского языка сформирован лишь у 29% учащихся 5-8-х классов и у 11% учащихся 9-11-х классов;
Отмеченные факты обусловлены целым рядом недостатков в со-
держании и организации образовательного процесса в школе:
• недостаточная вариативность содержания образования в основной школе;
• слабой ориентацией содержания учебных предметов (особенно естественно-научного цикла) на развитие эмоционален нравственной сферы личности, что отрицательно сказывается на формировании учебной мотивации и познавательных интересов учащихся;
• целевым ориентированием учебных занятий лишь на создание условий для овладения учащимися предметными знаниями умениями и навыками;
• недифференцированным подходом к учащимся, предъявлением одинаковых требований ко всем обучающимся, независимо от особенностей их индивидуального развития;
• навязыванием учащимся смыслов, знаний и умений, никак не вытекающих из их предшествующего развития (не связанных с субъектным опытом учащихся);
• отсутствием специальной работы учителей по развитию интеллектуальной, личностной и коммуникативной рефлексии, как фактора формирования познавательных интересов учащихся ни средством переосмысления своей деятельности, психического состояния и взаимодействия с учителем и учащимися;
• преобладанием в процессе оценивания отрицательной обратной связи, при которой происходит сравнение учебных возможностей одного ученика с возможностями других школьников.
В качестве основных причин указанных недостатков в содержании и организации образовательного процесса в школе следует назвать:
• отсутствие должного единства внутри педагогического коллектива;
• слабая готовность педагогов школы к созданию условий для развития рефлексии учащихся.
Источник: studfile.net
Аналитическое и прогностическое обоснование Программы.
Традиционных форм работы для реализации задач духовно-нравственной направленности недостаточно. Поэтому, реализуя Программу развития, мы обратились к инновационной технологии педагогического и социального проектирования.
Реализуемые проекты
Направление проектной работы | Тема | Аннотация |
Православные праздники | «Рождество Христово», «Праздников праздник» | Данные проекты направлены на приобщение детей к православным традициям, нравственным и духовным ценностям. Проект реализуется совместно с Приходом Воскресенского храма с. Елань – Колено. |
Патриотическое воспитание | «Торжественные марши Победы» «Мое Отечество — Россия». | Проекты данной направленности воспитывает чувство любви и привязанности к историческим и культурным ценностям Родины и родного края. |
Здоровьесбережение | «Здоровый образ жизни семьи» «Больше петь, меньше болеть» | Создание атмосферы психологического комфорта, с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей, обеспечение безопасности жизни и здоровья детей. |
Экологическое воспитание | «Сохраним биологическое разнообразие»; «Я не сорву тебя, одуванчик» «Вода-это жизнь» | Направлены на формирование представлений об окружающем мире, воспитывают чувство любви к родной природе. Реализуется проект совместно с СЮН района. |
Семья. | «Расскажу я вам друзья, как живет моя семья» «Детский сад наш хорош, лучше сада не найдешь». «Как мы отмечали праздники в детском саду» | Формирует чувство любви и уважения к своему дому, семье, приобщения с ранних лет к лучшим традициям семейного воспитания. Содержание проекта опирается на семейные православные ценности. Совместный проект детского сада и родителей воспитанников. |
Классическая музыка в детском саду. | «Времена года в творчестве композиторов» «Музыкальная гостиная» | Построены на ознакомлении детей с творчеством русских, советских и зарубежных композиторов. Совместный проект детского сада и школы искусств. |
Кадровый потенциал.
Кадровое обеспечение | Повышение квалификации |
-старший воспитатель; -педагоги дополнительного образования; -музыкальный руководитель; -руководитель хоровой студии; -педагог-психолог; -учитель-логопед; -воспитатели; -руководитель Изостудии; -руководитель театральной студии; | «Духовно-нравственное воспитание в соответствии ФГОС» (72 ч) ООО «Издательство «Учитель». 2016г. |
Детей.
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного образования
и воспитания детей планируется достижение следующих результатов:
1)Воспитание патриотических чувств:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, народным традициям, старшему поколению;
начальные представления о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
2)Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и дошкольного учреждения, бережное отношение к ним.
3)Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового.
4)Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5)Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в детском саду, на цветниках, участке, по месту жительства.
6)Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
Список использованной литературы
1. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» от 05.11.2008 г.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».3.
4. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика, 2009, №10, с.36-46. 2.
5.Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой. М.: «Просвещение», 1975. – 256 стр.
6. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
7.Л.Л.Шевченко «Православная культура для малышей» и учебно-методический комплект для дошкольников «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций отечества,2011г.
Программа развития
духовно-нравственного образования и воспитания
«Все начинается с детства»
Педагог дополнительного образования,
Киселева Галина Юрьевна
р.п. Елань – Коленовский
1. | Паспорт Программы развития. |
2. | Аналитическое и прогностическое обоснование Программы. |
3. | Цели и задачи МКДОУ по реализации Программы. |
4. | Концептуальная основа развития МКДОУ. |
5. | Теоретическое обоснование Программы. |
6. | Механизм реализации Программы. |
7. | Участники реализации Программы. |
8. | Основные направления Программы. |
9. | Характеристика образовательного процесса, методы и формы работы. |
10. | Педагогическое сопровождение родителей. |
11. | Ресурсное обеспечение реализации Программы. |
12. | Кадровый потенциал. |
13. | Взаимодействие с социальными партнерами. |
14. | Основные мероприятия по реализации Программы развития. |
15. | Инновационная деятельность по духовно- нравственному воспитанию. |
16. | Ожидаемые результаты духовно-нравственного образования и воспитания детей. |
1.Паспорт Программы развития.
Аналитическое и прогностическое обоснование Программы.
Важно развивать у детей понимание культурного наследия, воспитывать к нему бережное отношение. Именно родная культура и традиции своего народа должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. На Руси люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью.
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. К сожалению, ускоренный темп современной жизни, её урбанизация, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводит к нарушению семейных отношений.
Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, зависит, какое мы вырастим поколение. Кризис семьи, заключающийся в том, что семья все хуже выполняет свою главную функцию — воспитательную, влечет за собой особые требования к образованию.
Решение проблемы духовно — нравственных ценностей, в сущности, является социальным заказом общества. И первой ступенью в механизме духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения являются дошкольные образовательные учреждения, т.к. именно в дошкольном возрасте у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные этические представления, начинает проявляться интерес к явлениям общественной жизни и поиск себя в творчестве.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно — нравственной сферы, ставила перед собой основную цель — воспитать ребенка мыслящим, творческим, добродетельным и милосердным, патриотом своей Родины, уважающим ценности своего народа и его культурные традиции. Эти духовно-нравственные особенности растут под сенью семьи, общества, государства. Синтез воспитания по формированию нравственных качеств и художественно-эстетической деятельности благотворно влияет на развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей ребенка, обогащая духовный, чувственный и эмоциональный опыт, расширяется опыт творчества. Знакомство с художественным творчеством и музыкальной культурой прививает эстетический вкус и дает ребенку возможность прикоснуться к истокам русской культуры. Необходимо дать ребенку возможность почувствовать себя личностью и частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем.
Источник: cyberpedia.su
Аналитическое обоснование программы