В соответствии с пунктом 2 статьи 12.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, указанные в части 9.1 статьи 12 Закона об образовании, примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы. В 2019 году Министерством просвещения Российской Федерации совместно с ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» разработана примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций (далее соответственно – Институт стратегии развития образования, примерная программа воспитания), одобренная 2 июня 2020 г. на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Вместе с тем с учетом обновления федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, 2 О направлении программы – 06 принятия Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, а также практики реализации рабочих программ воспитания с 1 сентября 2021 г. и поступающих предложений педагогов общеобразовательных организаций, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» актуализирована примерная программа воспитания, в том числе в части ценностно-целевых ориентиров, которые легли в основу программы, уточнения структуры и содержания модулей (далее – актуализированная программа). Актуализированная программа преемственна примерной рабочей программе воспитания для общеобразовательных организаций, разработанной научным коллективом Института стратегии развития образования, и учитывает положения примерных рабочих программ воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования и образовательные программы среднего профессионального образования. Актуализированная программа одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 3/22 от 23 июня 2022 г.) и размещена в Реестре примерных основных общеобразовательных программ на портале https://fgosreestr.ru.
Формирование Акта по собственному шаблону
Дополнительно сообщаем, что актуализация рабочих программ воспитания предполагает внесение изменений в действующие рабочие программы воспитания. Разработка новых рабочих программ воспитания не требуется.
Источник: kriro.ru
3п 707 , актуализированная версия
Что такое актуализированные программы
Что значит понятие «актуализированный ФГОС»? В образовательной организации реализуются три специальности: 35.02.05 Агрономия, 36.02.02 Зоотехния, 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. ФГОС по каким из данных специальностей актуализирован?
ГБПОУ «Быковский аграрный техникум»
Актуализированный ФГОС СПО – это понятие, которое нормативными правовыми документами не закреплено, в частности Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Однако, оно активно используется по отношению к ФГОС СПО нового поколения, принятых взамен существующих стандартов с учетом всех требований действующего законодательства в сфере образования.
Так, например, ФГОС СПО по специальности 35.02.05 Агрономия, утвержденный приказом Минпросвещения России от 13.07.2021 г. № 444, является актуализированным, т.к. он принят взамен ФГОС СПО по специальности 35.02.05 Агрономия, утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 454, прием на обучение по которому прекращен с 31 декабря 2021 года.
ФГОС СПО по специальности 36.02.02 Зоотехния, утвержденный приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 505, является ФГОС СПО прежнего поколения, в который 13 июля 2021 г. внесены изменения. Указанный стандарт по содержанию более подробный и включает в себя Структуру программы подготовки специалистов среднего звена, что отменяет необходимость разрабатывать ПООП для такого стандарта.
ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденный приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508 с изменениями от 13 июля 2021 г., также относится к стандартам предыдущего поколения.
Источник: www.informio.ru
К вопросу об актуализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования с целью их соответствия профессиональным стандартам
В июньском 2019 года номере «Вестника инженерных изысканий» была опубликована интересная, во многом полемичная, статья ректора Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) Н. Р. Камыниной «Перспективы развития профильного высшего образования».
С проблемами, перечисленными в этой статье, сталкиваются многие вузы. Это и результаты перехода высшей школы на принципы Болонского процесса, и кадровое обеспечение образовательной деятельности, ее материально-техническое сопровождение, это и позиции российской высшей инженерной школы в мировом образовательном пространстве и ряд других вопросов.
В продолжение выступления ректора МИИГАиК хотелось бы остановиться на тех из них, с решением которых сталкивается коллектив Государственного университета по землеустройству, тем более что мы, давние партнеры Московского государственного университета геодезии и картографии, до 1930 года вообще были единым вузом.
Начать хотелось бы с рассмотрения некоторых положений Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года, проект которой опубликован 05.08.2019, в той ее части, которая касается развития системы высшего профессионального образования и системы квалификаций.
В качестве стратегической цели в этом направлении документ формулирует следующее: «обеспечение строительной отрасли квалифицированными кадрами, эффективное развитие кадрового потенциала на основе формирования навыков и компетенций, отвечающих современным и перспективным потребностям развития отрасли».
Для достижения указанной цели Стратегия предлагает актуализировать федеральные государственные образовательные стандарты и основные образовательные программы с целью обеспечения их соответствия профессиональным стандартам и уровню научно-технологического развития.
Полностью согласны с тем, что современные образовательные стандарты высшего образования требуют актуализации с учетом быстро меняющихся вызовов реальной экономики в целом и строительной отрасли в частности.
Но с чем сталкивается высшая школа сегодня? В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
С 1 сентября 2019 года вузы должны перейти на реализацию принятых федеральных государственных образовательных стандартов 3++. Их особенностью является актуализация образовательных стандартов, сопряжение с профессиональными стандартами. Собственно, федеральный образовательный стандарт высшего образования и примерная основная образовательная программа являются единым комплексом нормативного обеспечения реализации образовательных программ каждым вузом, в примерной основной образовательной программе имеется обязательная часть для применения при разработке основных образовательных программ.
Соответствие федерального образовательного стандарта высшего образования профессиональным стандартам достигается, как сказано в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», путем формирования требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ в части перечня профессиональных компетенций на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).
Разработкой федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ высшего образования занимаются Федеральные учебно-методические объединения по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки. Работа эта трудоемкая и требует высокого профессионализма, знания не только высшей школы, но особенностей профессиональной деятельности будущего выпускника.
В федеральном образовательном стандарте профессиональные стандарты сопрягаются с образовательным путем закрепления обобщенной трудовой функции, трудовых функций, необходимых знаний и умений через формулирование задач профессиональной деятельности выпускника и перечня профессиональных компетенций, которые должен приобрести обучающийся в ходе освоения основной образовательной программы.
В соответствии с требованием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой.
Приказ Минобрнауки России от 5 апреля 2017 года № 301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» устанавливает следующую норму: «при включении ПООП в реестр примерных основных образовательных программ организация разрабатывает с учетом ПООП образовательную программу для лиц, поступающих на обучение, в год, следующий за годом включения ПООП в реестр. Обучение лиц, обучающихся по образовательной программе, разработанной до включения соответствующей ПООП в реестр, осуществляется по образовательной программе, разработанной на момент их поступления или по решению организации по образовательной программе, обновленной с учетом вновь включенной ПООП в реестр».
Результаты освоения обучающимся основных образовательных программ по ФГОС 3++ определяются через освоение им универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Если универсальные и общепрофессиональные компетенции формулируют федеральные государственные образовательные стандарты, то обязательные профессиональные компетенции и индикаторы их достижения определяет примерная основная образовательная программа, исходя из требований соответствующих профессиональных стандартов.
Если посмотреть официальный информационный ресурс — портал Федеральных государственных образовательных стандартов (www.fgosvo.ru), на котором должны быть размещены не только ФГОС 3++, но и примерные основные образовательные программы, то мы не найдем ни одной из таких в укрупненных группах специальностей и направлений подготовки для строительной отрасли. А это 07.00.00 Архитектура, 08.00.00 Техника и технологии строительства, 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия.
В Государственном университете по землеустройству ведется подготовка специалистов по направлениям Архитектура (бакалавриат, магистратура), Прикладная геодезия (специалитет), Геодезия и дистанционное зондирование (бакалавриат). На сегодняшний день ФГОС++ принят только по направлению 07.03.01 Архитектура (бакалавриат).
Университет осуществил прием студентов на это направление и подготовку специалистов начинает вести по новому стандарту. Однако ФГОС++ формулирует только универсальные и общепрофессиональные компетенции, но не содержит профессиональных компетенций. Последние, как было сказано выше, должны быть определены, в примерной основной образовательной программе, которая до сих пор не утверждена. Это затрудняет вузам выработку образовательных траекторий и определение конечных результатов обучения. Ведь подготовка профессионала начинается не со второго или третьего курсов, когда реализуются в основном профессиональные компетенции, а с самого первого для освоения студентом основной образовательной программы.
ФГОС++ предусматривает право каждой образовательной организации установить перечень профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов из числа указанных в реестре профессиональных стандартов, размещенного на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (http://profstandart.rismintrud.ru). Однако разработка каждым вузом перечня профессиональных компетенций, которыми должен овладеть обучающийся в процессе освоения им образовательной программы, на наш взгляд, не представляется возможным. В условиях стандартизированных требований к специалисту на рынке труда профессиональные компетенции должны быть в массе своей едины и обязательны для всех образовательных организаций. ведущих подготовку по основным образовательным программам высшего образования. В заключении хотелось бы выразить надежду, что c обозначенной крайне острой проблемой высшая школа справится в самом ближайшем будущем.
Ирина Широкорад
Проректор по учебной работе Государственного университета по землеустройству
Источник: izyskateli.info