Что такое адаптивная программа по физкультуре

Содержание

Что это такое? Адаптивная физкультура (АФК) – это занятия с лицами, имеющими проблемы со здоровьем, вплоть до инвалидности. Такие тренировки не только направлены на физическую реабилитацию, но и имеют педагогический и социальный уклоны.

Как проходит? Проводить АФК в школе может не каждый педагог, а только имеющий необходимую подготовку. Кроме этого, занятия отличаются от обычных уроков своей спецификой.

Оглавление:

  1. Суть и задачи адаптивной физкультуры
  2. Виды упражнений в адаптивной физкультуре
  3. Как и где проходят занятия АФК
  4. Требования к учителю для проведения адаптивной физкультуры в школе
  5. Повышение квалификации для проведения адаптивной физкультуры в школах

Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах Скачать бесплатно

Подборка книг на лето для педагога: полезный список книг об учебном процессе Скачать бесплатно

Суть и задачи адаптивной физкультуры

В значение словосочетания «адаптивная физическая культура» входит, в широком смысле этого понятия, комплекс упражнений по работе с нарушениями нормальной моторики, полноценного функционирования опорно-двигательного аппарата, совокупность его биомеханических, физиологических и психологических черт. Ее способы: физические упражнения, игры, спортивные элементы, дыхательная гимнастика и релаксация.

Кем быть: моя профессия. Специалист по лечебной и адаптивной физкультуре

В набор методов данной работы с учащимися включены спортивные и оздоровительные мероприятия, главной целью которых является реабилитация и социальная поддержка детей-инвалидов, устранение психологических моментов, мешающих жить полноценно.

Адаптивная физкультура – это не только какие-то отдельно взятые упражнения, а множество процедур, задачей которых является коррекция физических и психофизических недостатков у детей. Мероприятия в комплексе позволяют укрепить организм, дают отличную профилактику осложнений и реабилитацию. Кроме того, это отличное средство улучшения состояния здоровья и приспособления к условиям реальной жизни детей-инвалидов.

Адаптивная физкультура

Главная цель АФК как типа физкультуры — укрепление здоровья и направленность на физическое развитие двигательных и психофизических способностей, разработанных с учетом личных особенностей и заболевания каждого ребенка, у которого имеются ярко выраженные нарушения состояния здоровья.

Комплекс упражнений АФК построен в виде занятий, подобранных персонально для каждого ребенка. Физические упражнения оказывают сильное влияние на организм, расширяют возможности сначала двигательного аппарата, имеющего стойкий дефект. Дети с нарушениями интеллекта и детским церебральным параличом делают несложную гимнастику.

Как педагогу успешно пройти аттестацию на категорию в 2023 году и получить доплату до 35 % оклада

pdf

Адаптивная физическая культура

Как педагогу получить первую категорию в 2023 году

pdf

Как педагогу получить высшую категорию в 2023 году

Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека

Программа по АФК составляется для любого маленького пациента с учетом его диагноза (по направленности, сложности, продолжительности) и ограничивается моторной мобильностью, двигательным опытом, физическим развитием, возрастными особенностями.

Понятие «адаптивная» говорит о многом. Ребенок должен получать силы, чтобы укрепить ослабленное здоровье и выжить в условиях, которые нелегки в современном мире. Адаптивная физкультура дает возможность стать крепче и выносливее, повысить самооценку.

Принципы проведения занятий адаптивной физкультурой:

  • индивидуальное взаимодействие с каждым ребенком, в зависимости от его диагноза;
  • предупреждение усталости, смена умственной деятельности на практическую, применение необычного оборудования, яркого инвентаря;
  • терпение и педагогический такт, одобрение даже незначительных удач, постоянная поддержка каждого обучающегося, развитие в нем веры в собственные способности.

Виды упражнений в адаптивной физкультуре

Для того чтобы правильно выбирать физические упражнения в соответствии с личными особенностями каждого ребенка, условиями проведения занятий, характером физкультурной деятельности в разных типах адаптивной физической культуры, надо знать, по каким признакам можно распределить все упражнения по группам.

Строгого и четкого разделения на виды нет, потому что одно и то же упражнение имеет разные отличия, поэтому его можно отнести к нескольким группам.

Адаптивная физкультура

Классификация видов адаптивной физкультуры:

  • по цели назначения: упражнения общеразвивающие, спортивные, рекреационные, лечебные, профилактические, коррекционные, профессионально-подготовительные;
  • по основному влиянию на развитие каких-либо физических качеств: упражнения на тренировку силы, скорости, выносливости, гибкости;
  • по воздействию на развитие определенных мышечных групп: упражнения для мышц спины, живота, плеча, голени, бедра, лица и т. д.;
  • по координации: упражнения на ориентировку в пространстве, равновесие, точность, разнообразие усилий, релаксацию, ритмичность движений и прочее;
  • по биомеханическому направлению движений: циклические (ходьба, бег, плавание, перемещение в инвалидной коляске, лыжный спорт, гребля и т. п.), ациклические (работа со спортивными снарядами, гимнастика, тренажеры), смешанные (прыжки в длину, спортивные игры и прочее);
  • по интенсивности выполнения упражнений, отражающей напряженность физиологических функций: упражнения малой интенсивности (ЧСС – до 100 ударов в минуту), средней (ЧСС – до 120 ударов в минуту), тонизирующей (до 140 ударов в минуту), тренирующей (до 160 ударов в минуту и выше);
  • по видам спорта для разных групп инвалидов: упражнения для инвалидов с нарушениями в области зрения, слуха, интеллекта, с поражениями опорно-двигательной системы, рекомендованных на основе медицинских показаний и противопоказаний, а также соответствующих программ Паралимпийских игр;
  • по лечебному воздействию: упражнения на восстановление работы паретичных мышц, спорности, подвижности в суставах, упражнения для стимуляции установочных рефлексов, трофических процессов, функции дыхания, кровообращения и прочих;
Читайте также:
Программа будет делать ставки за вас

Тьюторское сопровождение как метод адаптации ребенка

  • по исходному положению: упражнения, выполняемые в лежачем положении (на животе, на спине, на боку), сидя, стоя, на коленях, на корточках и т. д.;
  • по самостоятельности выполнения упражнений: ребенок делает задания полностью сам, с поддержкой, страховкой, тактильным сопровождением движений, с опорой на костыли, палку, с помощью протезов, туторов, ортезов и технических средств, в ходунках, коляске, условиях разгрузки (на подвеске), в виде ортопедической укладки, пассивных упражнений и т. п.;
  • по взаимодействию междисциплинарных связей: художественно-музыкальные, танцы, лепка фигурок из глины, рисование; упражнения с ролевыми двигательными функциями в сказко-, драмо-, игротерапии, игровых композициях на определенные темы, помогающими развивать мышление, речь, внимание, память, простейшие математические навыки.

Как и где проходят занятия АФК

Адаптивная программа для детей с ОВЗ зависит от того, к какой группе здоровья принадлежат обучающиеся. Для детей основной медицинской группы занятия разрешены в полной мере, что соответствует учебным программам физического воспитания. Учащимся можно посещать спортивные секции, кружки, участвовать в соревнованиях, сдавать нормативы физической подготовки (ФП) в соответствии с возрастом и практическую часть экзамена по предмету «физическая культура».

Для учащихся подготовительной медицинской группы занятия проводятся соответственно учебным программам физвоспитания при более постепенном освоении комплекса двигательных умений и навыков, главным образом тех, что связаны с повышенными запросами к организму.

Для ребенка обязательна предварительная консультация врача. Если нет противопоказаний, то учащийся может заниматься и сдавать нормативы ФП в соответствии с возрастом, даже ходить в спортивные кружки, если физические нагрузки невысоки по сравнению с основной группой здоровья.

Занятия физкультурой для учащихся специальной медицинской группы «А» проводятся соответственно требованиям программ физического воспитания обучающихся с нарушениями состояния здоровья.

Особого внимания требуют обучающиеся, которые относятся к специальной медицинской группе «Б». Занятия для них проводятся только в условиях детского медицинского учреждения (поликлиника, врачебно-физкультурный диспансер и т. п.).

Требования к учителю для проведения адаптивной физкультуры в школе

К проведению уроков адаптивной физкультуры допускается только тот преподаватель, который прошел повышение квалификации по данной программе.

Адаптивная физкультура

  • Для педагога, работающего с больными детьми, обязательно знать нормативно-правовые основы физического воспитания учащихся с ОВЗ, которые отражены в федеральных и региональных документах и локальных актах образовательного учреждения (приказы, положения и другие). Чтобы понимать, какие законодательные изменения вступили в силу, оформите подписку на рассылку одной из справочно-правовых систем.
  • Обязательно узнайте о психологических и физических чертах той категории детей, к которой имеют отношение ваши ученики. Они отличаются специфическим поведением, особенностями общения и образовательными потребностями.
  • Ознакомьтесь с системой психолого-педагогического сопровождения, принятой в вашей школе. Эта работа находится под контролем психолого-педагогического консилиума (ППК), куда включены разнопрофильные специалисты: тьютор, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, учителя-предметники. Участники консилиума окажут квалифицированную поддержку и помощь, расскажут о специфических особенностях развития каждого ученика, о трудностях, которые он испытывает в учебе, об особенностях взаимодействия с ребенком и его семьей.

Учитель физкультуры наравне со всем педагогическим составом учреждения, задействованным в работе с детьми с ОВЗ, принимает активное и регулярное участие в работе психолого-педагогического консилиума.

  • для глухих учащихся;
  • для слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
  • для слепых обучающихся;
  • для слабовидящих обучающихся;
  • для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
  • для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);
  • для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР);
  • для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС).

В примерных рабочих программах отражены цели и общее направление коррекционно-образовательной работы учащихся с ОВЗ. Они дают представление о приблизительном содержании предмета «АФК», с установкой характера деятельности и условий, а также будущие итоги освоения программы, критерии и нормы оценки знаний.

Адаптивная физкультура

Содержание программы по адаптивной физкультуре построено по тематическим модулям: инвариантным и вариативным.

Инвариантные, или обязательные, модули направлены на разнообразную физическую подготовку учащихся, овладение техническими действиями и физическими упражнениями. Это могут быть летние виды спорта, любые подвижные игры, плавание, если позволяют возможности школы.

Содержание вариативного модуля учитель физкультуры определяет сам, учитывая такие факторы:

  • образовательные потребности учащихся;
  • региональные особенности данного места проживания (климат, этнокультурные характеристики и прочее);
  • реабилитационный потенциал конкретного вида спорта для учащихся с ОВЗ.

Очень важно не только подобрать физическую нагрузку, которая будет адекватна для возможностей «особенного» ученика, но и создавать определенную мотивацию, чтобы подтолкнуть своего подопечного к желанию развиваться.

Повышение квалификации для проведения адаптивной физкультуры в школах

На нашем портале вы сможете записаться на программу повышения квалификации по теме организации занятий адаптивной физической культурой с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Основное предназначение нашей программы — дать глубокие профессиональные знания, обучить педагогов адаптивной физкультуры новейшим приемам и методам тренировок, особенностям использования в работе физкультурных снарядов.

Адаптивная физкультура

У нас вы сможете повысить квалификацию по адаптивному спорту в дистанционном режиме, когда вам будет удобно, в любое время. Форма обучения — заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Программа повышения квалификации полностью соответствует современным профессиональным стандартам.

Все слушатели узнают об актуальных профессиональных компетенциях инструктора по адаптивной физической культуре. Если вы собираетесь проверить уровень своих знаний, то пользуйтесь тестами с вопросами и ответами.

Читайте также:
Как построить соляр в программе сотис

Обучение адаптивной физкультуре предназначено для лиц с высшим или средним профильным образованием в области преподавания физической культуры детям с нарушениями здоровья. Кроме того, данная программа доступна людям, имеющим дополнительное профессиональное образование в области специальной педагогики.

Какие знания вы получите?

Во время прохождения программы курсы вы получите следующие знания:

  • о теории и методике создания адаптированной спортивной образовательной программы;
  • о роли физической культуры в общем образовании и профессиональной подготовке детей и подрастающего поколения;
  • о физической подготовке в процессе физического воспитания;
  • об основах адаптации организма к физическим нагрузкам;
  • о характеристике адаптивной физической культуры и физического воспитания;
  • об организации и методике проведения занятий по адаптивной физической культуре.

ФОП в школе

В завершение лекционного материала вы пройдете итоговую аттестацию в виде тестирования. Чтобы начать обучение, необходимо на него записаться. На сайте есть форма обратной связи, введите в нее ваши ФИО, адрес электронной почты, телефон, дайте согласие на обработку персональных данных. После этого оплатите обучение. Наши специалисты ответят вам в ближайшее время, ваша заявка на обучение будет обработана и принята.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Учительская газета
  2. Федеральный институт педагогических измерений
  3. Минпросвещениф РФ
  4. Портал учителя РФ

Источник: solncesvet.ru

Что такое адаптивная физическая культура и её функции

Адаптивная физическая культура

Что такое адаптивная физическая культура и её функции

  • Адаптивная физическая культура – что это?
  • Цели и задачи адаптивной физической культуры
  • Функции адаптивной физической культуры
  • Реабилитационная функция АФК
  • Педагогическая функция АФК
  • Функция физического воспитания и спорта АФК
  • Социальная функция АФК

Что нужно человеку для счастья? На самом деле, не так уж и много – возможность жить полноценной жизнью. Видеть, слышать, осязать, двигаться, возможность заниматься тем делом, которым любишь. Каждый может добавить в этот список что-то свое. Но начинается он всегда одинаково – это наше здоровье, которое не купишь ни за какие деньги.

А как быть тем людям, которые имеют ограниченные возможности? Сейчас не в ходу слово «инвалид». Ребенок или взрослый с ограниченными возможностями. Это не вопрос толерантности. Это вопрос человечности и этики. Достаточно просто посмотреть, как слепые участвуют в состязаниях по биатлону, люди с протезами нижних конечностей бегают марафоны и т. д.

Адаптивная физическая культура – одно из направлений воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которое помогает не оставаться им «за бортом» современной жизни, помогает становиться полноценным членом общества, социализироваться и т. д.

Адаптивная физическая культура – что это?

Адаптивная физическая культура

Что такое адаптивная физическая культура и её функции

Адаптивная физическая культура (АФК) соединила в себе множество дисциплин – медицина, анатомия, коррекционная педагогика, патология и др. Вся деятельность специалистов по АФК направлена на лечение, реабилитацию и социализацию детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Важную часть в АФК занимает не только лечение и реабилитация людей с ОВЗ, а их социализация, возможность показать им новые стороны их жизни, подарить положительные эмоции и т. д.

Это ни с чем несравнимая радость от возможности двигаться, узнавать что-то новое, общаться с другими людьми, возможности справиться со своим недугом тем или иным образом. Сказать себе – я могу, я делаю, я живу, несмотря ни на что. Обычным людям, возможно, сложно будет это понять, ведь физические возможности воспринимаются нами, как некая данность.

Цели и задачи адаптивной физической культуры

Адаптивная физическая культура

Что такое адаптивная физическая культура и её функции

Целью адаптивной физической культуры является здоровье человека с ОВЗ: развить жизнеспособность, обеспечить функционирование имеющихся физических возможностей (насколько позволяют имеющиеся ограничения по здоровью), максимально улучшить характеристики физического и психического здоровья.

На пути к этой цели специалисты по АФК решают следующие задачи:

  • коррекционные;
  • компенсаторные;
  • профилактические;
  • оздоровительно-воспитательные;
  • развивающие.

Коррекционная и компенсаторная работа проводится с имеющимися физическими отклонениями (основное заболевание и сопутствующие), профилактическая работа направлена на повышение иммунитета, укрепление здоровья и физических сил, улучшение общего состояния. Воспитательная и образовательная работа направлена на социализацию людей с АФК, повышение уровня уверенности в себе, обучение взаимодействию с другими людьми и т. д.

Функции адаптивной физической культуры

Адаптивная физическая культура

Что такое адаптивная физическая культура и её функции

В АФК можно выделить четыре группы функций:

  • реабилитационная функция включает в себя коррекционную, компенсаторную и профилактическую деятельность;
  • педагогическая функция включает в себя образовательную, воспитательную и профессионально-подготовительную деятельность;
  • функция физического воспитания и спорта включает в себя развивающую, соревновательную и творческую деятельность;
  • социальная функция включает в себя гуманистическую, социализирующую и коммуникативную деятельность.

Давайте более подробно остановимся на каждой из этих функций.

Реабилитационная функция АФК

Коррекционная деятельность в рамках реабилитации направлена на лечение и коррекцию основного и сопутствующего (их может быть несколько) заболевания и вызванных им вторичных отклонений в физическом состоянии.

Специалист по АФК, выполняя реабилитационные действия, подбирает специальный комплекс воздействий на организм ребенка или взрослого с ОВЗ, при помощи физических упражнений. Одновременно с физическими упражнениями осуществляется коррекционно-педагогическое воздействие (обучение и воспитание через упражнения или игру) для того, чтобы воздействовать не только на физическое здоровье, но и на психическое состояние пациента (его сенсорную систему, интеллект и т. д.). Данная деятельность так же затрагивает эмоционально-волевую сферу, познавательную и поведенческую сферу.

Компенсаторная работа проводится с теми людьми, у которых та или иная функция здоровья безвозвратно утеряна (интеллектуальные нарушения, потеря слуха, зрения и т. д.). Утерянные функции компенсируются за счет сохранившихся.

Проводя профилактическую работу, специалист по АФК использует доступные для пациента физические упражнения для того, чтобы предупредить гиподинамию или гипокинезию, которые преследуют людей с ОВЗ. Организованная двигательная активность (в пределах возможностей пациента) необходима для предупреждения появления вторичных заболеваний.

Читайте также:
Какие редакции имеет программа exiland backup

Педагогическая функция АФК

Образовательная и воспитательная деятельность специалиста АФК направлена на разработку стратегии и тактики работы с детьми, у которых есть те или иные отклонения в развитии. Благодаря именно образовательной деятельности происходит постепенный переход от занятий со специалистом (интерактивных занятий) к самостоятельной работе пациента.

Ребенок или взрослый, в результате работы специалиста, получает специальные знания, умения и навыки, формирует систему ценностей здорового образа жизни, совершенствуется физически и интеллектуально. Формируется гармонично развитая личность (там, где это допускают отклонения в развитии), пациент мотивируется на самосовершенствование, самообразование, преодолевается комплекс неполноценности, формируется чувство собственного достоинства.

Профессионально-подготовительная работа специалиста по АФК направлена на развитие и совершенствование тех физических навыков, которые необходимы для профессиональной дееспособности пациента. Формируется готовность (физическая и психологическая) к труду, приобретаются навыки и умения социально-бытового самообслуживания.

Функция физического воспитания и спорта АФК

Развивающая деятельность в рамках функции физического воспитания и спорта направлена на всестороннее развитие личности ребенка или взрослого с ОВЗ. Отставание в физическом развитии, несформированность двигательных функций, невозможность полностью управлять своими движениями – все это негативно сказывается и на других функциях организма. Работа специалиста по АФК направлена здесь на развитие мышечной силы, быстроты, ловкости, гибкости, координации и других физических характеристик.

Соревновательная деятельность несет в себе важный социализирующий потенциал. Это возможность для людей с ОВЗ в рамках честной борьбы состязаться с другими спортсменами, учиться общаться и взаимодействовать между собой и другими участниками соревнований.

Творческая деятельность дает возможность реализовать способности людей с ОВЗ, вести положительную созидательную деятельность, демонстрировать свои возможности, характер, личные качества.

Социальная функция АФК

В рамках этой функции раскрываются особенности отношения человека с ОВЗ с обществом. Гуманистическая деятельность здесь направлена на то, чтобы людей с ОВЗ признавали равноправными членами общества, для которых можно и нужно обеспечить равные возможности.

Социализирующая и коммуникативная деятельность направлены на поиск возможности включить человека с ОВЗ в жизнь общества, помочь ему усвоить опыт социальной жизни, нормы поведения, помочь ему войти в социальную среду. Эта деятельность продолжается в течение всей жизни.

Подводя итоги, хотим особо уделить внимание подготовке специалиста по АФК. Без должного образования, без специальных компетенций в этой области работа специалиста не увенчается успехом и будет безрезультативной.

На курсе вы получите все необходимые теоретические и практические знания, для успешной работы в области адаптивной физической культуры.

Источник: ncrdo.ru

Адаптивная физическая культура — что это такое, кому и когда назначают

Адаптивная физическая культура — что это такое, кому и когда назначают

Адаптивная физическая культура (АФК) — это методика занятий, разработанная для людей с ограниченными возможностями здоровья с целью их реабилитации и адаптации. Узнаем, что такое АФК, зачем, кому и когда ее назначают.

Зачем нужна адаптивная физическая культура?

Адаптивная физическая культура — это подход к физической активности, который учитывает индивидуальные особенности людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и помогает им справляться с ограничениями, вызванными различными заболеваниями, травмами или возрастными изменениями. ➥ Адаптивная физическая культура и спорт способствуют развитию физических возможностей людей с ОВЗ, улучшению их физической формы, их интеграции в социальную среду, улучшению их психологического состояния и созданию условий для их полноценного участия в жизни общества.

В чем заключаются функции АФК?

  1. Реабилитационную: АФК помогает людям с ОВЗ восстанавливать их физические способности.
  2. Социальную: АФК помогает улучшить коммуникативные навыки во время проведения занятий в групповом формате или спортивных мероприятий.
  3. Психологическую: АФК помогает улучшать эмоциональное состояние людей с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Коррекционно-педагогическую: АФК помогает людям с ОВЗ преодолевать психологические и физические барьеры, которые возникли вследствие инвалидности, травм или заболеваний.
  5. Профилактическую: АФК помогает предотвратить развитие ряда заболеваний, например, болезни сердца, сахарного диабета, артрита и ожирения. Регулярные занятия адаптивной физической культурой помогают укрепить иммунную систему, улучшить кровообращение и снизить уровень стресса.

Разница между адаптивной физкультурой и лечебной физкультурой

Адаптивная и лечебная физическая культура имеют разные цели и направлены на разные группы людей. АФК ориентирована на улучшение физического и психологического состояния людей с ограниченными возможностями здоровья, а ЛФК – на лечение заболеваний и травм с помощью физических упражнений. АФК проводятся не только с целью улучшения физического здоровья, но и психологического, а ЛФК направлена на лечение конкретного заболевания.

Кому назначают занятия по АФК

Занятия по адаптивной физической культуре назначают людям с различными заболеваниями, например, людям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нервной системы или нарушениями координации, людям, которые перенесли травмы, и инвалидам. Также занятия АФК назначают пожилым людям и детям с особыми потребностями.

Что должен уметь специалист по АФК?

Специалист по адаптивной физкультуре должен уметь разрабатывать индивидуальные программы занятий с учетом особенностей людей с ОВЗ, проводить занятия по АФК, контролировать выполнение упражнений и корректировать нагрузку, анализировать результаты занятий, выбирать и применять различные современные методики.

С каким образованием можно работать специалистом по АФК?

Для работы специалистом по адаптивной физической культуре нужно иметь профильное образование — высшее или профпереподготовку. Всем специалистам необходимо уметь применять различные методики и упражнения, способствующие восстановлению людей с ОВЗ, а также уметь мотивировать и поддерживать их.

➥ В УРГАПС вы можете пройти онлайн-курсы, которые дадут вам все необходимые знания и навыки для работы специалистом по АФК:

710 часов (6.5 мес.)

Квалификация: Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту

Источник: urgaps.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru