АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ / МОНИТОРИНГ / TAILORED EDUCATIONAL PROGRAM / MENTAL RETARDATION / PROGRAM OF REMEDIAL WORK / MONITORING
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина А.А.
В статье рассматриваются проблемы проектирования адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития в условиях начальной школы. Выявлено, что при проектировании и реализации адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, рекомендуется соблюдать определенную последовательность действий (алгоритм действий) и корректировку коррекционно-педагогического маршрута, на основании мониторинга с фиксацией динамики достижений.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина А.А.
Проблема программно-методического обеспечения инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Рабочая программа для детей с ОВЗ — Рабочая программа ОВЗ ЗПР
Эволюция общих и специфических закономерностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте актуальных представлений о сопровождении
Адаптированные основные общеобразовательные программы в современных условиях обучения
Современные реалии и перспективы развития дефектологческого и инклюзивного образования
Опыт повышения квалификации педагогов в условиях инклюзивного обучения
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
DESIGN OF ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAMS FOR CHILDREN WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT IN PRIMARY SCHOOL
The article discusses the design of adapted educational programs for children with delay of mental development in primary school. It revealed that the design and implementation of adapted educational programs for children with disabilities; it is recommended to follow a sequence of actions (sequence of actions) and the adjustment of the correctional and pedagogical route, on the basis of monitoring fixation dynamics of achievements.
Текст научной работы на тему «Проектирование адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития в условиях начальной школы»
Senior lecturer, Technology Psycho-Pedagogical and Special Education, Orel State University.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
DESIGN OF ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAMS FOR CHILDREN WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT IN PRIMARY SCHOOL
В статье рассматриваются проблемы проектирования адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития в условиях начальной школы. Выявлено, что при проектировании и реализации адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, рекомендуется соблюдать определенную последовательность действий (алгоритм действий) и корректировку коррекционно-педагогического маршрута, на основании мониторинга с фиксацией динамики достижений.
Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития: просто о сложном
Ключевые слова: адаптированная образовательная программа, задержка психического развития, программа коррекционной работы, мониторинг.
The article discusses the design of adapted educational programs for children with delay of mental development in primary school. It revealed that the design and implementation of adapted educational programs for children with disabilities; it is recommended to follow a sequence of actions (sequence of actions) and the adjustment of the correctional and pedagogical route, on the basis of monitoring fixation dynamics of achievements.
Keywords: tailored educational program, mental retardation, program of remedial work, monitoring.
Актуальность проблемы проектирования и введения адаптированных образовательных программ (далее АОП) в образовательные организации вызвана изменениями образовательногопространства, происходящими в современных реалиях, учитывающих новые требования к общеобразовательной организации и качеству образования. Еще в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указывалось на основные условия, при которых возможно реализовать модель инклюзивного образования в российских школах. На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (ФГОС НОО ОВЗ) — это важнейший правовой акт, устанавливающий определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность образовательных организаций, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для эффективного внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ необходимо понимать и объективно оценивать проблемы и тенденции,которые возникают с введением инклюзивного обучения на уровне начально-
го общего образования в контексте его требований.
Вопросы теории инклюзивного образования исследовались в работах Е.А. Стребелевой, C.B. Алехиной, Е.Р. Ярской-Смирновой, H.H. Малофеева и др., теории и технологии инклюзии-A.C.
Сунцовой. Е.Г. Самарцевой, H.A. Медовой и др.,а вопросы разработки программ кор-рекционного сопровождения обеспечиваются научно-теоретическими и экспериментально п одт вс рждс иными исследованиями В.И. Лубовский, Е.А.
Екжановаи др.
Недостаточная разработанность условий реализации инклюзивных процессов в системе образования, наличие острой необходимости обеспечения индивидуализации образовательно-интеграционного процесса в организациях.егореализующих. требует разработки адаптированной образовательной программы(АОП) и содсржатсльно-1Стодичсскойосновь1 коррекционной деятельности педагогов — дефектоло го в. осуществляющих сопровождение детей с ОВЗ в современных условиях.
Предоставление права на образование для детей с ОВЗ призвано обеспечить равные для всехвозможно-сти доступа к получению о б ра зо ва н и я. гол с ра нт но го взаимодействия детей с ОВЗ с нормативно здоровым
Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе» национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл, 18-19 октября 2017 года.
The article is published in the framework of the АН-Russian scientific-practical conference with international participation «Psychological and pedagogical problems of the process of education in a modem school» of the national pedagogical symposium «Education and national security». FSBEIHE «Orel State University named after I.S. Turgenev», Orel, October 18-19, 2017.
окружением, организацию адекватных условий для включения их в образовательную среду. К инклюзивному образованию должна быть готовой не только социальная и общешкольная ситуацияпо стимулированиюее функционирования и развития, но и организационные механизмы, направленные на создание специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ по реализации нормативных требований ФГОС НОО ОВЗ. Следовательно, для осуществления инклюзивного образования необходимо создание специальных условий, определяющих адекватную деятельность образовательной организации и работы междисциплинарной коман-дыпедагогов и специалистов по введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность в рамках инклюзивного обучения детей с ОВЗ, на муниципальном уровне должны быть подвергнуты не толькомониторингу их готовности к введению ФГОС НОО ОВЗ, обеспечивая оценку качества готовности первоначальной ступени к реализации АОП, но иэтапной текущей диагностике всех процессов и технологий обучения, гарантирующих детям с ОВЗ получение общего образования в условиях массовой школы с удовлетворением специальных образовательных потребностей.
В рамках нашего исследования детальному рассмотрению была подвергнута реализуемая в образовательной организации программа коррекционной работыпедагога-дефектолога ступениначального общего образования с обучающимися с ЗПР, как компонент АОП, так как именно она вызывает сложности при разработке методической основы (удовлетворение потребностей разнородного контингента обучающихся, необходимость учета сложной структуры нарушений), а также недостаточную компетентность педагогических-кадров, обеспечивающих инклюзивное обучение в системе начального общего образования.
Для оценки результативности программы коррекционной работы педагога-дефектолога наступени начального общегообразования с обучающимися с ЗПР в структуре АОП мы составили диагностическую карту для педагогов начальных классов и специалистов. Основанием для измерения является соответствие про-
граммы коррекционной работы требованиям ФГОС НОО ОВЗ и иным действующим нормативным документам.
Реализуемый нами мониторинг строился на объективных основаниях, полученных в результате изучения мнения педагогов, специалистов и администрации образовательных организаций, и анализе программ коррекционной работыпедагогов-дефектологов наступени начального общегообразования с обучающимися с ЗПР. Исходя из требования создания специальных условий и учета особых образовательных потребностей детей с ЗПР анализа текущего состояния и реализацииусловий инклюзивного образования, программа коррекционной работыпедагога-дефектолога на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР, по нашему мнению, должна удовлетворять следующим критериям соответствия программы коррекционной работы требованиям ФГОСНОО ОВЗ:
— соответствие организационных аспектов реализации программы коррекционной работы,
— соответствие педагогических технологий при реализации программы коррекционной работы,
— соответствие методического обеспечения в рамках реализации программы коррекционной работы,
— соответствиесистемы специальной поддержки освоения программы коррекционной работы.
Всепредставленные в диагностической карте критерии сопровождались показателями, индикаторами и способами проверки значимого индикатора.По каждому из выделенных критериевнами были получены многочисленные количественные и качественные характеристики.
Учитывая результаты проведенного мониторинга процесса реализации программ коррекционной работыпедагога-дефектолога на ступени начального общего образования обучающихся с ОВЗ, как компонента АОП, в инклюзивных классах образовательных организаций необходимо обращать внимание на Следующие положения:
1. Основное место в образовательной деятельности обучающихся с ЗПР должна занимать коррекция имеющихся отклонений вразвитии.
2. Коррекционная направленность образовательного процесса должна способствовать преодолению дефицита познавательных возможностей и социальных способностей.
3. Коррекционная работа должна осуществляться системно, с учетом тех социальных условий, в которых будет осуществляться дальнейшая жизнедеятельность обучающегося с ЗПР.
Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса раскрывается в программе коррекционной работыпедагога-дефектолога на ступени начального общего образования с обучающимися с ЗПР которая является составной частью адаптированной образовательной программы, разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей обучающегося с ОВЗ. Индивидуальные различия, варианты и причины
возникновения нарушений развития у детей очень многообразны, что требует особого рассмотрения, подбора и использования методов, средств, технологий, обеспечивающих эффективное развитие ребенка и коррекцию нарушенных фу нкций.
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в физическом и/или психическом развитии обучающихся с ЗПР.реализуемых различными специалистами. Раздел программы коррекционной работы педагога — дефектолога собучающимися с ЗПР представляет для нас наибольший интерес и рассматривается как ведущий, обеспечивающий полноценное освоение АОП.
Разрабатываемая программа коррекционной работы учителя-дефекголога на ступени начального общего образования обучающихся с ЗПР.является гибким инструментом помощи обучающимся при возникновении затруднений, может включать в свою структуру направления работы, обеспечивающие преодолениепроблем, связанных с особенностями психофизического развития детей.
Представленный в нашем исследовании вариант дорожной карты по разработке программы коррекционной работы в рамках адаптированной основнойобра-зовательной программы в организации, реализующей инклюзивное образование, будет способствовать оптимизации деятельности учителя-дефектолога в образовательной организации.
Алгоритм проектирования программы коррекционной работы учителя-дефектолога на ступени начального общего образования с обучающимися с ЗПРвключает:
анализ рекомендаций ПМПК на каждого поступившего ребёнка;
определение особых образовательных потребностей и учет типологических особенностей развития детей с ЗПР на основе проведения диагностики;
составление программы коррекционно-педагогического сопровождения и развития обучающегося с ЗПР учитывая рекомендации ПМПК и данные
организацию временного режима для осуществления индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
корректировку коррекционно-педагогического маршрута на основании диагностических исследований с фиксацией динамики.
Программа коррекционной работы педагога-дефе ктологанаступениначальногообщегообразованиясобу-чающимисясЗПР учитывает личностные особенности обучающихся, рекомендации ПМПК, определяет оптимальный педагогический маршрут школьников, обеспечивая индивидуальное сопровождение ребенка в образовательнойорганизациипри реализации индивидуальной коррекции.
Таким образом, введение и реализация ФГОС НОО ОВЗ даёт возможность для получения доступного и качественного образования всем категориям обучающихся за счет сохранения системы общего и модернизации системы специального образования, а также для становления инклюзивного образованияв РФ. Большое разнообразие особых образовательных потребностей детей с ОВЗ определяет различные варианты специальных образовательных условий. Характеристика основных механизмов создания условий для введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ позволяет утверждать, что работа междисциплинарной команды по введению ФГОС НОО ОВЗ будет положительно влиять на развитие инклюзивных процессов. Поэтому деятельность междисциплинарной команды по введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ может быть алгоритмизирована и все образовательные процессы подвергнуты мониторингу, который позволяетвизуализировать результаты инклюзии, продиагностироватъ основные направления внедряемой системы по конкретным параметрам, соответствующим критериям и по ка’ ¡атс л я г. о цс н ит ь результативность образовательного процесса, определить основные затруднения при реализации инклюзивного обучения и наметить основные направления поддержки инклюзивного образования.
Все выделенные организационно-методические и содержательные мероприятиянеобходимо выстраивать поэтапно, регулируя их с помощью такого инструмента, как дорожная карта, где удобноотражена деятельность междисциплинарной команды (педагогов и специалистов) по обеспечению всех необходимых условий, заявленных в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Предлагаемый нами алгоритм проектирования и реализации программы коррекционной работы отражает сущность современного коррекционно-образовательного процесса и оптимизирует деятельность специалистов в рамках инклюзивного образования.
1. Апдошина МЛ. Социокультурная обусловленность проблем дефектологического образования // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки:Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика.
2014. N4. С. 173-176.
2. Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи. Сборник научно-методических материалов / Под науч.ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В.Поликашевой — М.: Издательство «Спутник+», 2015. — 254с.
3. Интегрированное обучение детей с задержкой психического развития: теория и практика: учебное пособие/Е.В. Зволейко, С.А. Калашникова. Забайкал. гос. ун-т. — Чита: ЗабГУ, 2014.
4. Коробейников II.A., Бабкина Н.В. От вариантов развития детей с ЗПР к образовательным маршрутам // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. № 1. С. 20-23.
5. Коробейников ПЛ., Пнденбаум Е.Л., Бабкина Н.В. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития. Проект. М., 2013.
1. Aldoshina M.I. Sociocultural causality problems of special education // Bulletin of Kostroma State University named after N.Nekrasov. Series Humanities:Pedagogy. Psychology. Social work.Acmeology.Juvenology. Sotsiogenetiki. 2014. N4. Pp.
173-176.
2. Inclusive education: innovative projects, methodology, new ideas. The collection of scientific and methodical materials / ed. A. Yu. Belogurov, О. E. Bulanova, N. V. Polikashevaja Moscow: Publishing House «Sputnik+», 2015. 254 p.
3. Integrated training of children with mental retardation: theory and practice: textbook/E.V. Zvoleiko, S. A. Kalashnikova. Zabaykal State University — Chita: Sabga, 2014.
4. Korobeiniko> A. I., Babkina N. V. From the options for the development of children with DSD routes to an educational // Education and training of children with disabilities. 2016. No. 1. Pp. 20-23.
5. Korobeynikov I. A., Indenbaum E.L., Babkina N. V. The special Federal state educational standard of primary education of children with mental retardation. Project. Moscow, 2013.
Источник: cyberleninka.ru
Работа с АОП для детей с ЗПР
По данным Научно Исследовательского Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 14% детей, поступающих в школу. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР).Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, а психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер. Поэтому, так важно и необходимо проводить коррекционную развивающую работу с детьми еще до поступления в школу.
Публикация «Работа с АОП для детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дошкольники с задержкой психического развития – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория детей с задержкой психического развития – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу группа дошкольников.
Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все дети с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении образовательных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности и поведения. Общими для всех детей с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции.
Достаточно часто у таких детей отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Диапазон различий в развитии детей с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности.
От детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся при получении дошкольного образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи. С учетом указанного диапазона различий в развитии детей с ЗПР разрабатывается АОП, на практике обеспечивающая: охват всех детей коррекционным образованием, соответствующим их возможностям и потребностям; преодоление существующих ограничений в получении дошкольного образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребнка к освоению дошкольного образования, сопоставимого по уровню и срокам с образованием здоровых сверстников. Задержка психического развития поддаётся коррекции, при специально организованном специалистами обучении и воспитании ребёнка. В создании условий для преодоления проблем в развитии детей с ЗПР основную роль играет взаимодействие всех сторон образовательного процесса: педагога – психолога, учителя — логопеда, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО, воспитателей группы, родителей как специальная помощь ребенку в процессе обучения и воспитания.
Учитывая индивидуальные потребности лиц с ЗПР, образовательная организация самостоятельно разрабатывает АОП, основываясь на основной общеобразовательной программе, а также ФГОС общего образования по уровням образования.
Одним из важнейших этапов подтверждения статуса ребенка с ЗПР является получение заключения ПМПК. Если этого документа нет, то ребенок не может рассматриваться как обучающийся с ЗПР, даже если недостатки в его физическом или психологическом развитии очевидны.
В своих рекомендациях сотрудники ПМПК отражают условия, необходимые для обучения ребенка с ЗПР в ДОУ по адаптированной программе: основной или индивидуальной. Сотрудники образовательного учреждения создают для детей доступную среду, используют методики взаимодействия с такими воспитанниками.
Актуальным остается вопрос построения основных образовательных программ, базой для которых выступает ФГОС. Следует помнить, что закон «Об образовании» требует, чтобы основная образовательная программа разрабатывалась с учетом примерной. Организация коррекционной работы ведется в несколько этапов в течение всего учебного года. Адресность и последовательность этапов являются предпосылками для нейтрализации дезорганизующих факторов. Рассмотрим подробнее каждый из этапов:
-Информационно-аналитическая деятельность – сводится к сбору и анализу информации. Реализация длится с сентября по октябрь. Результат: оценка обучающихся с целью учета особенностей их развития, определения специфических образовательных потребностей, оценки образовательной среды на соответствие требованиям в области материально-технического, программно-методического обеспечения, а также кадровой базы.
-Организационно-исполнительская деятельность в течение октября-декабря. В результате организуется образовательный процесс коррекционно-развивающей направленности, а также процесс психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР при созданных условиях воспитания, обучения, развития и социализации этих детей.
-Контрольно-диагностическая деятельность (январь, май). Результат: проверка соответствия образовательных и коррекционно-развивающих программ, а также созданных условий потребностям ребенка.
— Регулятивно-корректировочная деятельность (февраль–апрель). На этом этапе в процесс образования и сопровождения детей с ЗПР вносятся изменения, призванные улучшить качество и эффективность взаимодействия с ними. Реализация адаптированных образовательных программ для детей с ЗПР в ДОУ должна осуществляться на основе таких принципов:
-Принцип гуманизма, согласно которому взаимоотношения с ребенком строятся на основе веры в его силы и возможности, поиска позитивных ресурсов для преодоления трудностей с максимальной пользой.
-Принцип системного подхода предполагает рассмотрение человека как единой системы. Для развития и коррекции нарушений у детей с ЗПРприменяется всесторонний подход с привлечением разнопрофильных специалистов, а также задействование в образовательном процессе всех его участников.
-Принцип непрерывности – предоставление гарантии, что помощь в решении проблемы или определения подхода к ее решению будет непрерывной.
-Принцип реальности, согласно которому коррекционно-развивающая работа строится на глубоком изучении личности и возможностей ребенка.
-Принцип деятельностного подхода предусматривает, что коррекционно-развивающая работа строится на свойственном возрасту виде деятельности, а также его целенаправленном формировании.
-Принцип индивидуально-дифференцированного подхода: в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка в формы и способы коррекционно-развивающей работы вносятся изменения, даже если работа ведется в группах.
-Принцип рекомендательного характера оказания помощи гарантирует соблюдение права родителей самостоятельно выбирать образовательные организации, формы получения образования детьми с ЗПР.
Требования к условиям реализации и планируемые результаты АОП в ДОУ
Для успешной реализации адаптированной программы дошкольного образования для детей с ЗПР необходимо соблюдение определенных условий, которые охватывают все сферы деятельность образовательной организации. В первую очередь, к таким условиям относится психолого-педагогическое обеспечение, которое подразумевает: Создание условий, согласно рекомендациям ПМПК: применение специальных приемов, методов, средств обучения, коррекционных и образовательных программ, которые ориентированы на потребности и возможности детей; использование индивидуализированных методов обучения, учитывающих специфику нарушений в развитии ребенка; комплексный подход при работе с воспитанником на индивидуальных и групповых занятиях.
Создание должных психолого-педагогических условий: коррекционное направление учебно-воспитательного процесса; построение работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка; создание комфортной психологической атмосферы; применение современных педагогических технологий. Обеспечение здоровьесберегающих условий: проведение мероприятий, направленных на укрепление физического, а также психического здоровья; внедрение оздоровительного режима; профилактика перегрузок воспитанников; контроль соблюдения санитарно-гигиенических норм.
Привлечение детей с ЗПР к участию в досуговых мероприятиях на равных со сверстниками. Кроме того, успешная реализация адаптированной программы для ребенка с ЗПР в ДОУ предусматривает организацию: программно-методического обеспечения, которое включает: коррекционно-развивающие программы; использование коррекционно-развивающего и диагностического инструментария; применение специальных программ, учебных пособий, а также образовательных ресурсов. кадрового обеспечения, то есть привлечения профильных специалистов к работе с ребенком; материально-технического обеспечения кабинетов, спортивного зала, медкабинета; информационного обеспечения.
Промежуточные и итоговые результаты реализации коррекционной программы для детей с ЗПР в ДОУ предполагают оценку освоения ими общеобразовательной программы. Динамика развития воспитанников проявляется по мере освоения индивидуального образовательного маршрута. Планируемые результаты оцениваются через специально организованную систему мониторинга. Если для воспитанника усвоение общеобразовательной программы невозможно вследствие нарушений, подтвержденных ПМПК, то акцент коррекционной работы смещается на его социализацию и выработку практических навыков. В результате проведения коррекционной работы ребенок с ЗПР достигает планируемых результатов и преодолевает нарушения в развитии.
Структура адаптированной образовательной программы в детском саду Адаптационная программа для детей с ЗПР в ДОУ по ФГОС включает: Титульный лист.
Условия реализации коррекционной работы.
Описание содержания программы.
Разработанный индивидуальный учебный план.
Заключение, а также рекомендации специалистов.
При оформлении титульного листа следует указать наименование образовательной организации, назначение, адресность и срок реализации программы. На нем должен быть гриф утверждения руководителем учреждения и информация о согласовании с родителями.
Пояснительная записка содержит краткую психолого-педагогическую характеристику ребенка, описание его психофизического развития, цели и задачи обучения по каждому предмету. В пояснительной записке указываются примерные адаптированные образовательные программы для детей с ЗПР в ДОУ, на основании которых готовилась АОП, а также обосновывается перераспределение часов, изменение последовательности изучения разделов и прочее, если это необходимо. Индивидуальный учебный план включает информацию об усилении отдельных разделов и тем, перепланировке учебных часов, последовательности тем, изменении объема интегрированных занятий.
Содержание программы состоит из трех блоков:
Воспитательный – указывает приемы формы и методы работы. Планируемые результаты включают информацию о динамике достижений ребенка с ЗПР, оценку создания условий для его образования, росте доли педработников, которые прошли специальную подготовку и обладают необходимой квалификацией и другие показатели.
В заключительную часть вносится обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики. Таким образом, адаптированная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ призвана реализовать все принципы ФГОС и обеспечить широкие возможности для особенных ребят в области получения ими образования на всех уровнях. АОП помогает организовать работу педагога, его взаимодействие с семьей ребенка и профильными специалистами для достижения планируемых образовательных результатов.
Подготовила: Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №1 «Улыбка» с. Кошкельды Ибрагимова Хеди Руслановна
Публикации по теме:
«Поздравляем с 8 Марта!» Коллективная работа детей Приближается первый праздник весны, мамин праздник – 8 Марта! В детском саду подготовка к этому празднику начинается задолго до начала.
Совместная коллективная работа детей «Расписной поднос» Ежегодно, в Иркутской области, министерство социального развития, опеки и попечительства для детей-инвалидов проводит фестиваль «Байкальская.
Детский мастер-класс по флористике «Коллективная работа «Осеннее чудо-дерево» Во время осенних прогулок проводим повседневные целевые наблюдения за изменениями, которые происходят с деревьями: расцвечивание листьев.
Фотоотчет «Светлая Пасха» коллективная работа детей Словно яркая раскраска, К нам домой, явилась Пасха. Принесла в своём лукошке, Яйца, булочки, лепёшки, Пироги, блины и чай. Пасху весело.
«Яблоневый сад». Коллективная работа детей (фотоотчет) Осень — замечательная пора со своими дарами и в садах, и в огородах, и в лесах. Да и с ребятами мы закрепляем все, что знаем об овощах,.
Коллективная работа детей к празднику Победы Несмотря на то, что мои детки маленькие (вторая младшая, мы не остались безучастными к празднованию такого замечательного и важного дня,.
Коллективная работа детей «Макет детского сада» Закончилась тема проекта «Мой город, моя улица» Итоговое мероприятие – макет «Наш детский сад». Так как большинство детей из группы живут.
Консультация «Работа по укреплению здоровья детей. Физминутки» Работа по укреплению здоровья детей. В соответствии с главными требованиями современного стандарта дошкольного образования (ФГОС) вся педагогическая.
Работа по укреплению здоровья детей. Гимнастика пробуждения Работа по укреплению здоровья детей. Гимнастика пробуждения Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение.
Совместная работа педагогов, родителей и детей Цель совместной деятельности с родителями — повышение уровня речевого развития детей дошкольного возраста с системным недоразвитием речи.
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Источник: www.maam.ru
Варианты адаптированной образовательной программы для детей с задержкой психического развития
Многим родителям, у которых дети испытывают серьезные трудности обучения, рекомендуют пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. Если ребенок не справляется с учебой, ему нужно создание специальных условий обучения, то стоит задуматься о том, чтобы пройти ПМПК.
Если у ребенка выявили задержку психического развития, то родители должны знать, что почти все дети с задержкой психического развития испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ. Такие затруднения обусловлены недостаточным развитием познавательных способностей, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Категория обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) — наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
В заключении ПМПК родители получают шифр Адаптированной программы, по которой будет обучаться ребенок в школе. Также ребенку будет присвоен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Адаптированная образовательная программа — это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» (далее-Закон). Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития шифруется как 7.1 или 7.2.
Ребенок может продолжать обучение в школе по адаптированной программе (АООП НОО) (ч.2 ст.79 Закона). Школа создает специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная программа самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с ОВЗ и с учетом примерной адаптированной программы начального образования обучающихся с ЗПР с привлечением коллегиальных органов управления (совет образовательной организации, попечительский совет, управляющий совет и др.).
Ниже представлены документы, которые дают представлении об организации обучения детей с задержкой психического развития, детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 г. № 4/15).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.05.2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ школа может создавать два варианта адаптированной программы обучающихся с ЗПР ― варианты 7.1 и 7.2. Каждый вариант адаптированной программы обучающихся с ЗПР содержит различные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности задержки психического развития, места проживания обучающегося и вида Организации.
На основе ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создается адаптированная программа обучающихся с ЗПР, к которой при необходимости может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с задержкой развития.
Если у ребенка есть еще инвалидность, то программа дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида в части создания специальных условий получения образования.
Определение одного из вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования.
Особенности обучения по варианту 7.1 адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы). Вариант 7.1 также предусматривает, что обучающийся с ЗПР получает образование находясь в среде сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Основой оценки продвижения ребенка в социальной (жизненной) компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни — в школе и дома.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни.
В штат специалистов образовательной организации, реализующей вариант 7.1 АООП НОО обучающихся с ЗПР должны входить: учитель начальных классов, учитель музыки, учитель рисования, учитель физической культуры, учитель иностранного языка, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, учитель-логопед. При необходимости может быть предусмотрено участие в работе тьютора, ассистента.
Общая численность класса, в котором обучаются дети с ЗПР, осваивающие вариант 7.1, не должна превышать 25 обучающихся, число обучающихся с ЗПР в классе не должно превышать четырех, остальные обучающиеся — не имеющие ограничений по здоровью.
Особые условия прохождения государственной итоговой аттестации предполагаются для всех категорий детей, обучающихся по вариантам 1 и 2 ФГОС НОО ОВЗ.
Особенности обучения по варианту 7.2 адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.
Вариант 7.2 адаптированной программы необходим обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.