Что такое 5 100 что это за программа

Что «Проект 5-100» дал российскому высшему образованию в целом, можно ли не достичь основной цели и остаться успешным, как программой пользовались университеты и что придет программе на смену и какие проблемы могут возникнуть у новой программы академического лидерства — в репортаже Indicator.Ru.

Рейтинги и публикации

Заседание ассоциации «Глобальные университеты» началось с приветственного слова ее председателя Ярослава Кузьминова, ректора Высшей школы экономики. Он порадовался, что наконец-то смог лично встретиться с коллегами, после чего перешел к основной теме заседания. А темой этой было подведение итогов «Проекта 5-100».

Кузьминов поведал о ключевых результатах этой программы. «Это один из самых успешных проектов», — заявил он. Затем он перешел к короткой справке о том, что многие страны мира сегодня запускают программы академического лидерства и вкладывают в них колоссальные средства. И результаты программ впечатляют.

Кузьминов отметил, что Россия включилась в этот процесс достаточно поздно, но очень эффективно. Успех программы ректор ВШЭ продемонстрировал статистическими данными. Если в 2013 году в предметных рейтингах QS было всего четыре российских университета, которые суммарно занимали 17 позиций, то в 2021 году в рейтинге присутствовало уже 62 вуза, которые заняли 448 позиций.

Валерий Фальков о проекте 5-100 программе ТСН-итоги

Это рост в 15,5 и 26,4 раз. Что особенно важно, расширилось представительство российских университетов в топ-100 предметных рейтингов, где в 2021 году места занимали 17 вузов на 60 позициях. 10 университетов из них, занимающие 29 позиций представляли «Проект 5-100». Вполне неплохой результат, учитывая, что 20 позиций, или треть всех позиций российских университетов в топ-100 предметных рейтингов, занимает МГУ имени М.В, Ломоносова, в программу не входящий. При этом, как отметил Кузьминов, российские вузы присутствуют как в естественных и технических науках, так и в гуманитарных.

Ректор ВШЭ также обратил внимание и на вклад университетов программы в российское образование. К 2021 году на 6 баллов вырос средний балл ЕГЭ абитуриентов, тогда как у остальных российских вузов — на 3. Кроме того, сегодня половина победителей олимпиад предпочитает поступать в университеты 5-100, предпочитая их традиционным «магнитам» для олимпиадников, таким как МГУ и СПбГУ.

Это говорит и о том, что программа помогла поднять престиж отечественных университетов внутри страны. Также вузы 5-100 смогли несколько замедлить отток квалифицированных ученых, хотя проблема сохраняется. «Проект 5-100» поспособствовал и экспорту российского образования за границу.

За годы программы в вузах-участниках в 2,6 раз в среднем выросло количество иностранных студентов на один вуз и в 2,4 раза — иностранных аспирантов. Каждый пятый иностранный студент в России сегодня обучается в вузах 5-100, сообщил Кузьминов. Кроме того, Ассоциация «Глобальные университеты» проводит уникальную олимпиаду Open Doors, которая позволяет иностранцам поступать в любой университет России. Выросло и количество иностранных преподавателей.

Проект 5-100. Что это такое?

Вузы 5-100 также выступили инициаторами развития цифрового образования в России. Они принимали активнейшее участие в разработке Национальной платформы онлайн образования, а также создавали курсы для международной платформы Coursera.

Рассказывая об успехах «Проекта 5-100», Кузьминов не мог не затронуть повышение количества публикаций за год. Хотя результатов за последний год пока нет, итоги 2019 года все равно были впечатляющими и дали представление об общей картине. Их количество выросло в 4,2 раза. А цитирование за пять лет возросло в 6,4 раза.

Сегодня 37% всех публикаций российских университетов приходится на вузы 5-100, а доля их цитирования — 31%. Также ректор ВШЭ отметил, что в вузах 5-100 значительно возрос объем НИОКР. При этом университеты программы занимают лидирующие позиции по зарплате своих выпускников.

Финансовая сторона вопроса На заседании также выступила директор департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты РФ Светлана Меркушина. Она рассказала об итоге комплекса мероприятий по анализу эффективности программы «Проект 5-100». Счетная палата провела два мероприятия.

Одно из них было экспертно-аналитическим, и в его рамках орган изучал эффективность мер государственной поддержки университетов в целом. А в рамках второго, контрольного мероприятия, Счетная палата оценивала результаты трех конкретных университетов, представляющих собой разные группы по направлению и финансированию. Это были Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), Университет ИТМО и Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (ННГУ).

Меркушина обратила внимание на финансовую сторону «Проекта 5-100». Она отметила что в 2016-2019 годах доля программы в общем финансировании высшего образования сократилась с 4 % до 2,9%. Она также отметила, что заложенные в программу механизмы финансирования не позволили полностью реализовать предметную специализацию университетов.

Кроме того, сложившаяся система внутри программы усилила диспропорции среди вузов. Университеты первой группы получали в 6-7 раз больше средств, чем университеты третьей группы. При этом вузы практически не переходили из группы в группу. Тем не менее, наблюдается заметный прогресс в рейтингах. Восемь университетов-участников попали в топ-100 предметных рейтингов.

Общее число вузов в них также увеличилось, что стало возможным в том числе благодаря формированию принципиально новых специализаций в отдельных университетах, например, медицины в КФУ. Также в целом увеличилось присутствие в рейтингах российских вузов.

Другой важный фактор — увеличение количество публикаций у участвующих в программе университетов. Причем не просто публикаций, а публикаций в журналах первого квартиля, то есть самых авторитетных. Почти половина всех публикаций в таких изданиях приходится на вузы 5-100, отметила Меркушина.

Также выросли показатели, связанные с иностранными студентами и преподавателями, количеством молодых специалистов среди сотрудников университетов. Изменилась в положительную сторону и система управления. Наблюдательные советы получили новые функции, появились международные советы. Однако общий объем финансирования был недостаточным для полноценной трансформации.

В большинстве университетов средства, полученные в рамках программы, составляли менее 10% от общего дохода. В некоторых, например, ДВФУ и СФУ, доля субсидий составляла всего 1-1,5%. Тем не менее, представитель Счетной палаты подчеркнула, что «Проект 5-100» привел к существенному прогрессу в российском высшем образовании, хотя заявленная цель и не была достигнута. Программа позволила сформировать в стране группу университетов-лидеров и встроится в мировые тенденции реализации программ академического превосходства. Кроме того, были заданы новые стандарты и стратегические ориентиры для развития вузов.

Парад университетов Ректоры вузов-участников также поделились результатами. Никита Анисимов, ректор ДВФУ, рассказал, как «Проект 5-100» помог его университету стать драйвером развития всего макрорегиона. Начало программы для ДВФУ как раз совпало с переездом вуза на остров Русский. Сегодня ДВФУ стал центром инноваций для всего Дальнего Востока, заявил Анисимов.

Михаил Стриханов, ректор МИФИ, рассказал об опыте своего университета. МИФИ стабильно занимает высокие места в мировых предметных рейтингах и лидирующие — в российских. Кроме того, вуз обладает развитой сетью филиалов. 9 из 11 входят в 30% лучших университетов своего региона.

МИФИ активно поддерживает свои филиалы по всей стране, помогая развитию регионов, и «Проект 5-100» сыграл в этом свою роль. Также МИФИ активно занимается экспортом образования и готовит кадры для цифровой экономики.

Читайте также:
Password vault что это за программа и нужна ли она

О результатах «Проекта 5-100» рассказал и Андрей Рудской, ректор СПбПУ имени Петра Великого. Он особенно обратил внимание на развитие технологий онлайн-образования и цифровую трансформацию в университете, толчок к чему дал «Проект 5-100». СПбПУ, как сообщил ректор, получил категорию «5 звезд» в области онлайн-образования от рейтингового агентства QS в 2020 году.

А Сеченовскому университету «Проект 5-100» позволил трансформироваться из монопрофильного вуза в многопрофильный, рассказал его ректор Петр Глыбочко. С 2015 по 2020 года в университете вместо 9 факультетов появился 21 институт, в два с лишним раза увеличилось количество предметных категорий Scopus, в 10 раз возросло число публикаций, а также университет попал в предметные рейтинги.

Сеченовский университет стал единственным медицинским вузом, который обошел некоторые технические российские учреждения в рейтинге по специальности «инженерные науки», что стало возможным благодаря открытию новых специальностей, которые сочетали медицину с техническими науками. Также выступила ректор ННГУ Елена Загайнова. Она рассказала об успешном сотрудничестве своего университета с институтами РАН. В частности, в рамках «Проекта 5-100» в вузе было создано 12 лабораторий совместно с институтами Академии наук.

Что придет на смену «Проекту 5-100»? Заместитель министра науки и высшего образования РФ Андрей Омельчук сконцентрировался не на прошедшей программе академического лидерства, а на будущей, которая называется «Приоритет-2030». Она должна способствовать сбалансированному развитию науки и высшего образования во всех регионах страны, повышению роли университетов в социально-экономическом и научно-техническом развитии регионов и России в целом, сокращению разрыва между вузами. «За университетами тянется абсолютно все. Поэтому необходимо повысить их роль в развитии регионов и страны», — отметил Омельчук. Одним из способов может стать поддержка ведущими вузами страны своих коллег в регионах, что предполагается в программе.

Уже разработан ряд механизмов и инструментов, которые будут способствовать эффективному действию программы. Будет сформирован Совет программы, который будет осуществлять общий контроль за ней. В рамках Совета также будут действовать две комиссии, которые займутся мониторингом университетов.

Для большей эффективности участвующие в программе вузы будут работать в связке с главами регионов и сообщать им о своих успехах. Университеты будут вступать в консорциумы. А следить за эффективностью с точки зрения науки будет пул экспертов. Также Омельчук отметил важность открытости, публичности и прозрачности результатов новой программы.

Как заявил замминистра, «Приоритет-2030» будет гораздо более широкой программой, чем «Проект 5-100». В нем планируется участие не менее 100 университетов. Омельчук высказал надежду, что программа затронет как минимум половину субъектов РФ. Каждый из участников будет получать около 100 миллионов рублей ежегодно.

Кроме того, университеты будут проходить через программу по двум трекам — «исследовательское лидерство» и «территориальное и (или) отраслевое лидерство». В рамках этих треков университеты будут разделены на три лиги, различающиеся объемами финансирования. Оценивать эффективность того, как университеты идут по программе планируется по нескольким критериям.

Среди них, например, объем публикаций и НИОКР. «Здесь надо кратно нарастить объем в вузах. При этом объем должен быть в первую очередь качественный, а не количественный», — заявил замминистра. Омельчук также отметил, что на пути осуществления программы могут возникнуть препятствия. Однако министерство постаралось их предугадать и разработать механизмы предупреждения проблем.

Например, чтобы в рамках программы развития действительно шла деятельность, а не просто ее имитация, будет осуществляться непрерывный мониторинг. А дефицит кадров в управленческих командах университетов планируется преодолеть через повышение их квалификации. «Мы думаем, что дефицит кадров может быть проблемой каждого третьего вуза в программе», — отметил Омельчук. Поэтому могут потребоваться значительные средства на сопровождение программы. Кроме того, может обостриться конкуренция за кадры, особенно в регионах. «Но мы понимаем, что когда нет конкуренции, мы имеем шансы оказаться в состоянии застоя», — считает замминистра.

Затем слово снова взял Ярослав Кузьминов. Он озвучил предлагаемые поправки к программе, которые вкратце можно охарактеризовать как диверсифицирующие. Например, он обратил внимание на то, что показатели эффективности стоит оценивать с учетом области работы университета, его востребованности и положения региона.

Это касается и количества публикаций, и заработной платы выпускников, и других положений. Показатели в рейтингах же, отметил он, стоит сохранить как показатель, но они не должны быть определяющими. На данный момент в программе слишком мало показателей для эффективной оценки, отметил ректор ВШЭ.

Омельчук отметил в ответ, что дополнительные показатели эффективности будут обсуждены. Но, полагает он, более рационально может быть вводить их уже после запуска программы. Иначе может возникнуть необходимость откладывать старт для доработки всех прописанных показателей. А если их немного, то будет проще начать. Показатели для разных треков будут частично различными, подчеркнул Омельчук.

У каждого университета есть свои традиции сотрудничества и партнеры, поэтому было бы правильно дать им возможность самим выбирать форму консорциума, предложил Кузьминов. Есть смысл создать типовые формы, но не одну обязательную. Кроме того, был поднят вопрос об экспертизе РАН.

Дело в том, что у многих университетов тесные связи с институтами Академии наук, что может вызывать конфликт интересов. Отказываться от экспертизы РАН не стоит, отметил Кузьминов, но для Академии наук имеет смысл привлекать дополнительных экспертов. Вице-президент РАН Алексей Хохлов сообщил в ответ, что вопрос уже прорабатывается.

Источник: indicator.ru

В Счетной палате оценили госпрограмму поддержки российских вузов «5-100»

МОСКВА, 18 февраля. /ТАСС/. Вузы-участники проекта «5-100» в регионах РФ не смогли выполнить ряд основных показателей результативности, однако работа в рамках проекта помогла им расставить приоритеты и акценты для дальнейшей деятельности и позволила некоторым из них улучшить свои позиции в международных рейтингах по итогам 2020 года. Такой вывод содержится в опубликованных материалах Счетной палаты РФ.

Аудиторы детально оценили программы повышения конкурентоспособности на примере трех региональных вузов-участников проекта «5-100»: Казанском федеральном университете (КФУ), Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) и Нижегородском государственном университете (ННГУ) за 2016-2019 год.

«Участие в проекте «5-100″ позволило КФУ, ИТМО и ННГУ улучшить позиции в ведущих мировых рейтингах. <. >Вместе с тем по итогам 2019 года ряд основных показателей результативности программ повышения конкурентоспособности вузами не был выполнен: ИТМО не выполнил один показатель, КФУ — два показателя, ННГУ — пять показателей результативности», — пришли к выводу аудиторы.

ИТМО как предпринимательский университет

Анализируя деятельность петербургского университета ИТМО, аудиторы заметили эволюцию приоритетов и акцентов в деятельности вуза. В начале был сделан упор на укрепление кадрового потенциала и развития системы управления университетом. И лишь затем приоритет смещался в сторону научных исследований и разработок мирового уровня на базе информационных и фотонных технологий.

«При этом значительная часть усилий ИТМО была направлена на реализацию дополнительных мероприятий ППК [программ повышения конкурентоспособности], связанных со становлением ИТМО как предпринимательского университета», — сказано в отчете.

Отмечается, что вуз не достиг четырех из 18 рейтинговых показателей результативности. Так, в 2016-2018 годах ИТМО не смог подняться в общих мировых рейтингах выше 500 места, хотя по плану вуз должен был оказаться на 200-300 месте, в зависимости от методики исследования.

Читайте также:
Майкрософт нет фрамеворк что это за программа

Вместе с тем ИТМО присуща четкая специализация по ряду направлений, например, по информационным технологиям и компьютерным, инженерным, физическим наукам и фотонике, благодаря чему университет на протяжении последних четырех лет удерживает 56 место по компьютерным наукам в рейтинге THE.

Студенческий и спортивный центр в Казани

Проводя анализ конкретных вузов, аудиторы СП отметили, что учебные заведения, в силу территориальных особенностей. по-разному формировали и исполняли дорожные карты. Так, цели и задачи университета в Казани изначально были ориентированы в основном на социально-экономическое развитие Приволжского федерального округа. Однако в 2019 году КФУ вышел за пределы региональной повестки и сфокусировался на создании университета мирового уровня.

«Являясь федеральным университетом, КФУ сделал ключевую ставку на продвижение региональной системы образования Республики Татарстан и города Казани на международном рынке образовательных услуг как ведущего международного студенческого и спортивного центра», — отметили в СП. Аудиторов заинтересовала практика КФУ по реализации программы привлечения постдокторантов на конкурсной основе из российских и зарубежных университетов. Таким образом, в штате вуза в 2018 году работало 110 внешних постдокторантов.

Кроме того, по итогам 2018 года треть стажеров-исследователей и молодых ученых получала материальную поддержку, например, в виде travel-грантов.

Вместе с тем в КФУ снижается количество создаваемых объектов интеллектуальной собственности — 110 в 2016 году против 52 в 2019 году. «По состоянию на конец 2019 года общая сумма полученных вузом средств от управления объектами интеллектуальной собственности составила лишь 79,1 тыс. рублей», — резюмировали аудиторы.

Работа на регион

За время участия в проекте «5-100» Нижегородский университет значительно улучшил свои позиции на мировом академическом рынке. К 2020 году вуз закрепился в 10 различных мировых рейтингах. Тем не менее ННГУ не смог попасть в топ-300 какого-либо из рейтингов, как того требовала дорожная карта, лучший показатель — 301-350 позиция в рейтинге QS по физике и астрономии.

Финансирование вуза значительно ниже, чем у других участников проекта «5-100». По подсчетам СП, в 2016-2019 годах ННГУ получил 549 млн рублей, что в пять раз меньше КФУ и в семь раз меньше ИТМО.

Вместе с тем, аудиторы обратили внимание, что университет старается охватить слишком широкий диапазон научных исследований, не обладая на то достаточными ресурсами.

«ННГУ слишком большое внимание уделяет биомедицинскому направлению, которое развивают многие вузы проекта «5-100″ и зарубежные вузы с более значительными ресурсами и наработанной научной базой в данном направлении. Фокус ННГУ на исследованиях в области нейронаук и нейротехнологий является слишком широким и не обеспеченным достаточными ресурсами», — говорится в исследовании.

Такой подход обусловлен территориальными особенностями. ННГУ расположен в регионе с большим количеством предприятий высокотехнологичных отраслей и прикладных научно-исследовательских институтов, которые формируют основной рынок работодателей для выпускников вуза. Из-за чего в программу повышения конкурентоспособности были добавлены и новые для вуза направления, например, «Медицина».

По итогам отчетного периода ННГУ не достиг плановых значений 35 показателей результативности, что указывает на недостаточность или неэффективность запланированных мероприятий. Тем не менее аудиторы отметили возросшие позиции вуза в различных международных рейтингах, таких как компьютерные науки и инжиниринг и технологии.

Диспропорции в сфере высшего образования

Реализация проекта «5-100», который был направлен на повышение престижности российского высшего образования, привела к усилению диспропорции в этой сфере, при этом ни один из вузов-участников проекта не смог войти в первую сотню ведущих мировых рейтингов университетов.

«Реализация проекта «5-100» дополнительно способствовала поляризации и усилила дифференциацию между вузами-участниками программ поддержки и университетами, которые эту поддержку не получали: вузы, принимающие участие в проекте «5-100″ одновременно с участием в иных государственных программах поддержки (национальные исследовательские университеты, федеральные университеты и другие), как правило, аккумулировали большую часть финансовых и кадровых ресурсов, привлекали наиболее перспективных студентов и исследователей, что усилило диспропорции внутри системы высшего образования в РФ», — говорится в материалах.

Кроме того, установленные для конкурсного отбора требования привели к тому, что участниками проекта стала неоднородная группа вузов. При этом для них устанавливался одинаковый набор целевых параметров и показателей результативности, а сложившаяся модель финансирования лишь закрепляла диспропорции внутри группы. Так, объем финансирования, который получали вузы первой группы, в 6-7 раз превышал объем государственной поддержки, предоставляемой вузам третьей группы. «В результате в большинстве вузов средства, полученные в рамках проекта «5-100″, составляли менее 10% от общего объема их доходов, что не всегда было достаточно для полноценной трансформации в рамках программ развития», — отмечается в материалах.

Рейтинги и наука

Согласно оценке Счетной палаты, в ходе реализации проекта не удалось достичь цели по вхождению к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых институциональных рейтингов университетов — ARWU, THE и QS. Лучших результатов удалось достичь на уровне предметных рейтингов — по итогам 2020 года восемь университетов вошли в топ-100 отдельных предметных рейтингов ARWU, THE и QS.

Вместе с тем реализация проекта «5-100» сопровождалась ростом масштаба и усилением роли российской университетской науки. Так, удельный вес публикаций участников проекта в общем числе российских публикаций, индексируемых в библиографической базе данных Web of Science, вырос с 17,4 % в 2012 году до 33,3 % в 2019 году, а доля университетов из проекта в общероссийском объеме публикаций в журналах первого квартиля за тот же период увеличилась с 19,7 до 47,7 %.

Также реализация проекта привела к росту показателей, связанных коммерциализацией научных исследований и разработок, численностью иностранных научно-педагогических работников и других. Например, объем средств, поступивших от научных исследований и разработок, за период с 2016 по 2019 год увеличился в 14 вузах.

Рекомендации

Счетная палата составила список вопросов, которые рекомендует рассмотреть правительству при утверждении и реализации нового комплекса мер в области академического лидерства. В частности, ведомство обращает внимание на обеспечение прозрачности системы управления и принятия решений, введение практики публичного подведения итогов.

Предлагается также выстроить эффективные системы управления изменениями в университетах, подходы к анализу и измерению различных элементов управления внутри российских вузов, создать системы стимулирования руководителей высших учебных заведений за достижение поставленных целей.

О проекте

Проект «5-100» — государственная программа поддержки крупнейших российских вузов, которая завершилась в 2020 году. Она была запущена Министерством образования и науки России в соответствии с указом президента Владимира Путина от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Минобрнауки РФ в прошлом году разработало новую программу, которая сменит проект — программу стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Россия должна войти в число десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования.

Источник: tass.ru

Проект 5-100

Проект 5-100 (англ. The Russian Academic Excellence Project ) — российская государственная инициатива по адаптации университетов к мировым стандартам и включение их в международную образовательную среду [1] . Пятилетний проект был запущен в 2012 году; позднее был продлен до 2020 года.

Основная цель проекта — повышение престижности российского высшего образования и попадание не менее пяти университетов в сотню лучших по версии трёх авторитетных международных рейтингов: Quacquarelli Symonds [en] , Times Higher Education [en] и Academic Ranking of World Universities [2] [3] . Другими целями, поставленными перед участниками проекта, являются увеличение количества студентов-иностранцев до 15 % и увеличение количества преподавателей-иностранцев до 10 % [4] .

Читайте также:
Veriface pro что это за программа lenovo

Одной из основных задач, поставленных перед университетами, является повышение индекса цитирования научных статей сотрудников вузов-участников, который зависит от качества их перевода на английский язык и доли статей в соавторстве с зарубежными учёными [5] .

Исследователи отмечают, что такие проблемы, как разделение научной деятельности по академическим, отраслевым и вузовским институциям [5] , несоответствие российской научной традиции и англо-саксонской образовательной системы [6] ; наличие разделения образования и науки, гиперспециализация, семейственность, малая интернационализация, устаревшая система управления и отсутствие университетской автономии [7] несут существенные риски для Проекта 5-100. По состоянию на конец 2019 года, по мнению газет Ведомости и The Bell, в рамках работы на рейтинг некоторые университеты использовали недобросовестные методы, которые позволили формально достичь некоторых целевых показателей [8] [9] .

К началу 2021 года проект окончился провалом: несмотря на потраченные 80 млрд рублей, ни один участник проекта так и не вошёл в топ-100 ни одного международного институционального рейтинга [10] .

  • 1 История
  • 2 Финансирование
  • 3 Целевые рейтинги
  • 3.1 THE World University Rankings
  • 3.2 QS World University Rankings
  • 3.3 SJTU Academic Ranking of World Universities

Источник: wiki2.org

Проект 5-100 завершен, но точка не поставлена

Об авторе: Наталья Александровна Екимова – сотрудник Финансового университета при правительстве РФ.

глобальное образование, российские вузы, рейтинги, господдержка, программа, стратегическое академическое лидерство

Графика pixabay.com

В начале 2021 года правительство России одобрило программу стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», которая направлена на поддержку вузов. Программа станет своеобразным продолжением завершившегося в прошлом году Проекта 5–100. Сам проект стартовал еще в 2013 году, его главной целью было включение России в борьбу за построение конкурентоспособных университетов мирового класса (УМК).

Самые общие критерии успешного УМК – это высокая концентрация талантов в высших учебных заведениях (среди преподавателей, студентов и менеджеров), изобилие ресурсов (финансовое и инфраструктурное), а также гибкое управление (большая управленческая свобода, инновационные решения и отсутствие бюрократических преград).

Стоит отметить, что Россия достаточно поздно подключилась к этому мировому тренду, начавшемуся еще в конце прошлого века. Так, построение центров выдающихся достижений и формирование УМК с помощью специальных программ государственного финансирования в Канаде началось уже в 1989 году, в Дании – в 1991 году, Финляндии – в 1995 году, Китае – в 1996 году, Гонконге – в 1998 году, Японии – в 2002 году, Австралии и Норвегии – в 2003 году, Тайване – в 2005 году, Германии – в 2006 году.

Россия же приняла вызов только в 2008 году, начав создание в стране сети национальных исследовательских университетов. Спустя пять лет после начала была утверждена государственная программа развития образования (Проект 5–100), в которой ставилась задача по вхождению к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов трех самых авторитетных международных рейтингов (Quacquarelli Symonds, QS; Times Higher Education, THE; Academic Ranking of World Universities, ARWU).

В 2020 году программа должна была подойти к своему логическому завершению, и в течение года неоднократно подводились итоги ее реализации. При этом отмечался ее вклад в развитие и трансформацию российских университетов независимо от того, вошли они в мировые рейтинги или нет.

Несомненно, нельзя умалять достижения вузов в области повышения публикационной активности, обновления кадрового состава, развития научной и исследовательской составляющей, работы по большему привлечению в свои стены как иностранных студентов, так и зарубежных специалистов. Да и в целом реализация данного проекта заставила вузы переосмыслить свое место и роль в системе российского высшего образования и разработать собственную модель повышения конкурентоспособности. С этих позиций Проект 5–100, несомненно, выполнил свою миссию и может считаться успешным.

Однако каких же успехов добилась Россия на мировом рынке высшего образования? Насколько продуктивной оказалась программа, направленная на повышение глобальной конкурентоспособности российских университетов и построение УМК?

Прежде всего нужно констатировать факт, что принципиально улучшить свои позиции в топ-100 классических рейтингов, где относительно стабильно все это время присутствует только Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, России так и не удалось. Это относится не только к трем указанным выше глобальным рейтингам университетов, но и к другим рейтинговым продуктам, которые за эти годы также добились мирового признания и авторитета.

Несмотря на это, нельзя сказать, что Россия полностью потерпела фиаско в борьбе за место на рынке глобальных университетов. К примеру, РФ улучшила свои показатели в более широком списке – топ-500, в котором представленность российских вузов в среднем возросла на два-три университета. Это дает надежду на дальнейшее попадание российских вузов уже в топ-100.

Ранее подобной ступенчатой практики продвижения вузов придерживался Китай. Там сначала решалась задача попадания университетов в более широкий пул передовых вузов (топ-500), а уже потом постепенно улучшались все параметры учебных заведений, что позволяло им перемещаться к началу списка (топ-100). И сегодня КНР занимает весьма достойное место на рынке УМК. Россия фактически выбрала аналогичный путь и уже достаточно успешно реализовала его первую часть, подготовив плацдарм для дальнейших достижений.

Кроме того, за время действия Проекта 5–100 наша страна преуспела в продвижении российских вузов в предметных рейтингах. В частности, за два последних года Россия прибавила пять-шесть вузов, достигших глобального лидерства в своих областях. В дальнейшем для превращения таких вузов в полноценные УМК необходимо расширять перечень дисциплин, по которым ими достигается глобальное лидерство, – попадание в топ-100 предметных рейтингов. Расширение вузом числа таких дисциплин с параллельным повышением места в предметных рейтингах будет способствовать его превращению в полноценный УМК и вхождению в топ-100 классических рейтингов.

Помимо этого, Россия, проанализировав мировой опыт, активно начала внедрять обширный арсенал управленческих подходов к построению конкурентоспособных университетов с акцентом на человеческий капитал. Кто-то фокусируется на заработках высших позиций сотрудников университетов, как в вузах Канады, Австралии, Великобритании и др. Другие проводят политику бонусов, надбавок и субсидий для работников университетов. Третьи уделяют большое значение фактору гарантии занятости работников вуза, хотя пока не могут гарантировать пожизненную занятость наряду с академической свободой, как в США, Канаде или Австралии.

Таким образом, несмотря на то что непосредственная цель Проекта 5–100 достигнута не была, нельзя отрицать тот факт, что он принципиально изменил подходы к развитию российских университетов, принявших брошенный мировым сообществом вызов глобальной конкуренции. Тем самым Проект 5–100 позволил российским вузам не только заявить о себе на международной арене, положив начало построению в России УМК, но и заложил основу для их последующего развития, предусмотренного Программой стратегического академического лидерства, которая в 2021 году придет на смену Проекту 5–100.

Главное – не забывать, что параллельно с Россией происходит стремительное развитие университетской системы и в других странах, и нашей стране необходимо существенно наращивать темпы ее модернизации, чтобы не оказаться в числе отстающих.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник: www.ng.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru